Ива н петро вич кули бин

Обновлено: 25.04.2024

Имя Ивана Кулибина уже давно стало нарицательным, так говорят о человеке с инженерной смекалкой без специального образования. Ведь Иван Петрович был самоучкой, сыном торговца мукой. Но благодаря пытливости, упорному труду и самообразованию смог стать изобретателем № 1, имя которого запомнилось на века. Только вот что же всё-таки изобрёл Иван Кулибин?

1. Часы "яичной фигуры"

Слава и известность пришла к Ивану Петровичу Кулибину после преподнесения подарка императрице Екатерине II - часов с секретом в виде золотого гусиного яйца (март 1769г.).

Сейчас часы хранятся в Эрмитаже, они находятся в рабочем состоянии, восхищая даже современных мастеров.

Сейчас часы хранятся в Эрмитаже, они находятся в рабочем состоянии, восхищая даже современных мастеров.

Невероятно красивый дизайн часов ещё не главная их примечательность. Механизм отбивает час, половину и четверть. На циферблате изображен храм Воскресения неслучайно. В конце каждого часа открываются крохотные дверцы и маленькие механические фигурки разыгрывают целое представление, посвященное отворению камня у Гроба Господня с явлением ангела, с воинами и жёнами-мироносицами. Действо происходит под мелодию молитвы "Христос Воскрес". Также часы один раз в сутки в полдень исполняют мелодию, написанную самим Кулибиным (он умел играть на фортепиано и писал музыку). Есть и третья мелодия "Воскрес Иисус от гроба". Невероятно, но Кулибин не просто собрал часовой механизм, придумал механическую сценку, задумал "дизайн" - он полностью сам изготовил данное чудо, без посторонней помощи.

Императрица была потрясена. Кроме этих часов Екатерине были подарены телескоп, микроскоп и электрическая машина. Императрица предложила Кулибину возглавить механические мастерские Санкт-Петербургской Академии наук. От такого предложения невозможно было отказаться.

2. Самобеглая коляска

Картинка из книги "Кулибин. Главный механикус России" Автор Марина Улыбышева, иллюстратор Ольга Громова

Картинка из книги "Кулибин. Главный механикус России" Автор Марина Улыбышева, иллюстратор Ольга Громова

Такую коляску-самокатку можно было увидеть на улицах Петербурга, она была изготовлена в 1791г. Такой своеобразный веломобиль. В коляске помещался один-два пассажира, а сзади находился "водитель", который попеременно нажимал на педали ("туфли"), чем и приводил в движение транспорт. Сама идея не нова, за 40 лет до самокатки Кулибина похожая коляска уже каталась по городу, она была создана изобретателем Шамшуренковым Леонтием Лукьяновичем . Однако Кулибин усовершенствовал конструкцию. Представьте только Иваном Петровичем для этой машины был изобретен подшипник качения, рулевое управление, карданный механизм, коробка передач, эластичная муфта, тормоз. Все эти детали применяются в современном автомобилестроении. Последние свои дни инженер работал над идеей установки парового двигателя на свою коляску, что сделало бы её действительно самоходной. Но к сожалению работа не была окончена. Сама коляска, как и самокатка Шамшуренкова, не нашла широкого применения. На этом отечественное автомобилестроение и закончилось. Государство особого интереса, кроме как праздного, к такого рода изобретениям не проявляло.

Гениальное (по своей простоте) по конструкции речное судно, движущееся против течения реки.

Картинка из книги "Кулибин. Главный механикус России" Автор Марина Улыбышева, иллюстратор Ольга Громова

Картинка из книги "Кулибин. Главный механикус России" Автор Марина Улыбышева, иллюстратор Ольга Громова

Чтобы провести речное судно против течения реки прибегали к помощи бурлацких артелей. Труд бурлаков был очень тяжёлым - по песням и картинам нам это хорошо известно. Кулибин предложил следующее: якорь судна на шлюпке с вёслами заводят вверх по течению и бросают. Далее нужно подтянуть судно к якорю. Руками такое не сделать. Моторы ещё не были в ходу. Для этих целей Иван Петрович предложил использовать силу течения реки. Течением приводились в движение водяные колёса (как на мельнице), колёса вращали ось, которая через зубчатую передачу была соединена с другой осью, на которой был установлен барабан, на который наматывался якорный канат. Вот такая лебёдка получалась. Во время этого процесса шлюпка успевала заводить ещё выше другой якорь. Вот таким поступательным движением судно поднималось против течения.

Было построено два водохода разных конструкций. Третий остался на бумагах. Конструкция была передовой, не без изъянов, требовала доработки, хотя сама идея была блестящей. К сожалению, развития и массового воплощения не случилось.

Вместо водохода Кулибина в производство ушло коноводное судно . В котором якорь также заводился вверх по течению, а барабан, на который наматывался якорный канат, вращала не сила течения, а лошади (ранее волы). Лошадей для такой работы на больших судах требовалось около 100 штук. Водоходу же Кулибина в качестве одного из недостатков вменялось необходимость держать на каждом судне механика. Вот уж действительно неудобство, один механик вместо 100 лошадей. Хотя и для коноводок всё равно требовались механики. Изобретателями коноводных судов считаются независимо друг от друга: французский механик Жан-Батист Пуадебар и Михаил Андреевич Сутырин бывший крепостной графа Шереметьева, - но это уже другая история.

Уточнение: " На каждую коноводку полагалось 100— 120 лошадей (иногда до 200). Одновременно работали 40—60 лошадей, сменяемых каждые 3—4 ч. ". Автор: С. Д. Климовский, "История судостроения и флота".

4. Проект одноарочного моста

В XVIII веке самым большим в мире деревянным мостом был мост через реку Лиммат (Швейцария), сооруженный в 1778 году, ширина пролета 119 метров.

Кулибин же разработал проект моста с шириной пролета 298 метра, которым он хотел соединить Сенатскую площадь Адмиралтейского острова и Васильевский остров. Высота моста должна была позволять проходить под ним судам с мачтами. Береговые опоры были задуманы каменными, а саму арку предполагалось сконструировать из досок, поставленных на ребро и соединенных металлическими болтами. Мост должен был быть двухуровневым, верхний уровень для пешеходов, нижний для транспорта.

Задумка была уж слишком дерзкой, чтобы доказать свою правоту Иван Петрович изготовил уменьшенную в десять раз модель моста (длиной 30м). 27 декабря 1776 года состоялось официальное испытание этой модели. На неё установили груз весом 3300 пудов (предельный согласно расчётам), модель устояла, тогда Кулибин распорядился положить ещё 570 пудов, после чего сам взошёл на мост и пригласил пройти по нему всю экспертную комиссию. В течение 28 дней эта модель удерживала на себе вес в 3870 пудов, без следов деформации. Это было торжество инженерной мысли изобретателя.

К сожалению, как и большинству гениальных задумок этого великого человека, проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

5. Прожектор

Не могу не удержаться, чтобы не добавить два слова о личной жизни. Иван Петрович был трижды женат, последний раз женился в 70 лет, и в этом браке у него родились три дочери. А всего у Кулибина было 12 детей.


Изобретения Ивана Кулибина, которые стыдно не знать. Что изобрел Иван Кулибин?

Иван Кулибин — биография

Детство и юность

Родился Иван Кулибин 10 (21) апреля 1735 года в городке Подновье Нижегородского уезда. Усадьба его родителей до наших дней не сохранилась, место ее расположения сейчас отмечено мемориальной доской. Отец-старообрядец имел собственное небольшое дело, торговал мукой. Мальчика воспитывали строго, в духе старообрядческих традиций. К труду Ваня был приучен с раннего детства. Он рос смышленым малым, быстро освоил грамоту, и зачастую менял отца за прилавком. Однако торговля его мало интересовала, Ивану нравилось читать и конструировать разные игрушки. Отец не возражал против такого увлечения сына, он разрешил наследнику изучать слесарное, токарное и часовое дело.

Изобретения

Иван узнал о том, что в их город собирается императрица, и решил, что обязательно удивит ее своими часами, которые в те времена могли позволить себе только богатые. Кулибин обратился за помощью и поддержкой к купцу Михаилу Костромину, другу его покойного отца, который никогда не отказывал их семье. Иван приступил к изготовлению диковинных часов. Так как подарок предназначался августейшей персоне, то и исполнение их должно было быть достойным императрицы. Кулибин работал над этим подарком на протяжении трех лет, с 1764-го по 1767-й годы. Корпус часов сделан из серебра с позолотой в форме гусиного яйца, с уникальным внутренним механизмом, для которого мастер использовал 427 деталей. Заводить часовой механизм достаточно раз в сутки. Сам циферблат мастер расположил снизу яйца, а чтобы удобнее им пользоваться, имелась специальная подставка. С ее помощью можно было видеть циферблат, и даже не переворачивать корпус. Это изделие отбивало каждую четверть часа, половину и час. А еще Кулибин вмонтировал в них миниатюрный театр-автомат, в котором двигались подвижные фигурки, и звучало несколько мелодий.

Иван Петрович Кулибин

В 1769 году мастер поднес в дар императрице удивительные часы, а также показал ей другие свои изобретения – микроскоп, телескоп, электрическую машинку. Екатерина II пришла в полный восторг от работ нижегородского мастера, и предложила ему стать во главе механических мастерских при Академии наук в Петербурге. Иван Кулибин с радостью согласился. Это самая яркая страница в биографии провинциального мастера. Кулибин работал по многим направлениям, но основным, любимым его занятием все-таки оставались часы. Они имели самые разные размеры и формы, от небольших, вмонтированных в перстень, до откровенно гигантских.

Помимо часов Кулибин занимался и другими научными направлениями. В те годы Петербург остро чувствовал нехватку мостов, и Иван Петрович принялся за мостостроительство. Свой первый однопролетный мост из дерева изобретатель спроектировал в 70-х годах. В 1776 году модель моста через Неву была успешно испытана.

Иван Петрович Кулибин

Любые торжественные мероприятия, карнавалы, балы и празднества не обходились без технической поддержки и участия Кулибина. Именно благодаря ему гости развлекались на всевозможных аттракционах и оптических забавах. Кулибин стал изобретателем фонаря-прожектора, который прекрасно освещал местность даже от слабого источника света. Иван использовал своеобразную систему зеркал, благодаря чему Царскосельский дворец, с его темными переходами, освещался, как днем.

Иван Петрович Кулибин

В родной Нижний Новгород Кулибин вернулся в 1801-м. Теперь в поле его интересов попали самоходные суда, и он принялся их усовершенствовать. Тут то и возникли у мастера финансовые проблемы. Денег не хватало катастрофически, ведь для воплощения в жизнь крупных проектов нужны были немалые средства. Чтобы продолжить работу над совершенствованием судов, Иван Петрович оформил ссуду, на погашение которой уходила почти вся его пенсия.

Имя русского изобретателя-самоучки, конструктора и ученого Ивана Петровича Кулибина стало нарицательным в русском языке, обозначая человека неординарного, имеющего пытливый ум и золотые руки. И недаром, потому что Кулибина по изобретательскому таланту достижениям в науке вполне можно сравнить с такими гениями, как Архимед или Леонардо да Винчи.

С чего все началось – история с часами

В раннем детстве Иван ничем особенным не отличался от своих сверстников, и когда пришло время, его отдали в обучение грамоте местному дьячку. И вот здесь уже будущий изобретатель проявил свои способности – быстро научился читать, писать и освоил счет. Отцу показалось это достаточным, чтобы мальчик мог помогать ему в торговле, и в раннем возрасте Иван уже встал за прилавок.

Однако это занятие было ему в тягость, и он, как только выдавалась свободная минутка, принимался что-нибудь мастерить – то вращающийся флюгер на крышу, то трещотку для отпугивания птиц с огорода, то маленькую водяную мельницу, которую можно было установить над ручьем.

Но особенно юного Ивана Кулибина привлекали часы. На колокольне нижегородской Строгановской церкви были часы с курантами, которые отбивали время, играя нехитрую мелодию. Неоднократно мальчик забирался на эту колокольню и наблюдал за работой механизма часов, пытаясь понять, почему одна стрелка движется быстрее другой, как играет музыка и почему именно в нужное время.

Дело было долгое, пришлось ожидать решения много дней, поэтому Иван нашел часовую мастерскую, где попросился у мастера-часовщика понаблюдать за работой по ремонту часов. В результате он не только внимательно изучил особенности ремесла и функционирования механизмов разнообразных часов, но и перед отъездом ему удалось приобрести у часовщика за небольшую цену два списанных миниатюрных станка – токарный и резательный – необходимых для изготовления некоторых деталей часовых механизмов.

Когда Иван вернулся, он починил оба станка и принялся за изготовление настенных часов из дерева. Родные сначала с недоверием отнеслись к его занятию, но когда Кулибин собственноручно сделал настенные часы с маятником и кукушкой, то сразу зауважали. Часы увидел кто-то из гостей и пожелал купить. Иван согласился продать их, а на вырученные деньги приобрел материалы и инструменты, с помощью которых изготовил новые часы. Только эти часы были уже с металлическим механизмом – на них также быстро нашелся покупатель.

Слух о появившемся в Нижнем Новгороде часовом мастере быстро разнесся по городу, а ведь до этого часовых дел мастеров там вообще не было – сломавшиеся часы приходилось возить в Москву. Поэтому к Кулибину повалил поток заказчиков, в большинстве своем чиновников, купцов и помещиков. Однажды ему сделал заказ на починку часов даже сам генерал-губернатор. Он приобрел большую популярность, и одним из его почитателей стал зажиточный купец Костромин, сыгравший большую роль в дальнейшей судьбе Ивана.

В то время на престол Российской Империи взошла Екатерина II, и вскоре прошел слух, что императрица собирается совершить путешествие по Поволжью.

Вот тогда у Ивана Кулибина появилась идея – сделать диковинные часы и преподнести их в подарок императрице. Он поделился этой идеей с Костроминым, тот его идею воспринял с воодушевлением и, главное, согласился поддержать финансово, так как на осуществление этой затеи требовались немалые расходы. Ударили по рукам, а в качестве вознаграждения купец Костромин попросил всего лишь того, чтобы подарок императрице они преподнесли вместе.

Кулибин перестал принимать заказы на починку часов и полностью засел за новое дело. А оно было непростое, так как для осуществления задуманного пришлось приобретать новые инструменты и станки, или делать их самому. Но все расходы исправно оплачивал Костромин.

В результате труда, занявшего не менее 2-х лет, Кулибин сделал на самом деле чудо-часы, которые были, как и задумывалось, преподнесены императрице во время ее посещения Нижнего Новгорода.

Государыня была так поражена искусством мастера, что пригласила его в столицу и назначила на должность заведующего механической мастерской Петербургской Академии наук с жалованьем 300 рублей в год и проживанием в казенной квартире. Не забыли и Костромина – ему было пожаловано 1000 рублей (как и Кулибину) и серебряная кружка с золотым изображением императрицы, чем он был весьма удовлетворен.

А те самые чудо-часы и сейчас хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге

Став механиком Академии наук, и прежде всего приведя вверенную ему мастерскую в образцовый порядок, Кулибин развил бурную деятельность. Он изобретал и изготавливал новые инструменты и механизмы, астрономические и математические приборы, разрабатывал чертежи невиданных устройств. Достаточно сказать, что за все время своей деятельности Кулибин разработал около 2000 чертежей различных механизмов и сооружений.

Последние годы жизни

Последние годы жизни Ивана Кулибина, к сожалению, нельзя назвать благополучными. Устав от жизни в шумной столице, он удалился на покой в Нижний Новгород, где и скончался в возрасте 83 лет. Перед смертью великий изобретатель признался, что многие годы пытался создать вечный двигатель, но это ему, к сожалению, так и не удалось.

Большинство идей великого инженера-самоучки Ивана Петровича Кулибина не нашли поддержки властей того времени. Из всех творений мастера сегодня можно увидеть только самоходную коляску и диковинные часы, подаренные императрице. Однако имя гениального человека не только дошло до наших дней, но и стало нарицательным.

Имя этого человека стало нарицательным и произносится с восхищением, когда нам посчастливится наблюдать за работой мастера — автора полезного изобретения, открытия или удивительного механизма.

Кто такой Кулибин: краткая биография

Кулибин Иван Петрович родился в Нижегородской губернии в апреле 1735 г. Его отец был мелким купцом, семья проживала в усадьбе в слободе Подновье. Сегодня на этом месте в Нижнем Новгороде стоит памятный знак, сама же усадьба не сохранилась.

О детстве и юности Кулибина известно, что мальчик много читал и увлекался техникой, насколько это было возможно в то время. Профессия торговца не прельщала его. Он выучился на слесаря, токаря и часовщика. Образования помимо этого не получил.

Благодаря своему упорному труду он сумел произвести впечатление на императрицу. Кулибин преподнес ей в подарок удивительные часы с боем, музыкой и крошечными фигурками, которые двигались под действием часового механизма.

За этот исторический подарок Иван Петрович был назначен в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Так началась работа знаменитого мастера, инженера и изобретателя в столице России.

Лопастной водяной двигатель

Среди изобретений Кулибина выделяется водоход, принцип работы которого был похож на коноводное судно. Такие грузовые суда использовали на Руси наряду с бурлацкими. Якорь груженого судна бросали далеко впереди, завезя его на шлюпке, а затем с помощью лошадей подтягивали к нему судно. Механизм представлял собой водяные колеса, приводимые в движение потоком речной воды. Через зубчатую передачу вращение передавалось на другую ось, на которую была намотана якорная цепь. Пока судно подтягивало себя к первому якорю, далеко впереди бросали второй, и судно шло дальше.

Всего Кулибин создал три проекта водохода, последний только на бумаге. Испытание первой модели прошло не настолько успешно, чтобы впечатлить чиновников из водного департамента. Они сочли проект слишком дорогим и неэффективным, бурлаки способны протащить груз на большее расстояние за одни сутки. Хотя изобретатель внес в первый проект значительные усовершенствования, он был отклонен.

Лифт для Ее императорского величества

Сама Екатерина II была заказчицей изобретателя. С годами ей становилось все труднее передвигаться по своему огромному дворцу, а лифт с канатами, прикрепленными под крышей здания, ее величество категорически не устраивал.

Первая идея моста через Неву

Столица нуждалась в стабильной переправе через Неву. Существовавшие тогда наплавные мосты приходилось разводить во время ледохода. Конструкция одноарочного моста, предложенного Кулибиным, решала эту проблему.

Спроектировав 300-метровый однопролетный мост, инженер создал его модель в одну десятую оригинала. Она была установлена и успешно испытана в Таврическом саду на глазах скептиков и сомневающихся. Однако мост через Неву по проекту Кулибина так и не был построен.

Читайте также: