К кому в гости заезжал чичиков

Обновлено: 28.03.2024

Том 1, главы 1–6

Автор знакомит читателя с главным героем произведения Чичиковым, приехавшим в город NN. Это мужчина среднего возраста и приятной внешности. Он селится в гостинице и отправляется в трактир для знакомства с горожанами. О себе ничего не рассказывает, но интересуется другими и производит впечатление приятного человека. Его рады видеть в любом доме.

Чичиков навещает помещика Манилова и предлагает ему продать документы на умерших крестьян, которые числятся живыми. Якобы он хочет избавить Манилова от уплаты налогов. Хозяин соглашается и передает Чичикову мертвых душ даром.

Манилов. Иллюстрация П. М. Боклевского: Wikipedia

На следующий день Павел Иванович волею судьбы оказывается в имении Настасьи Петровны Коробочки, к которой обращается с тем же предложением. Коробочка сразу пугается, но потом торгуется, боясь продешевить.

Не все так однозначно с кутилой Ноздревым, с которым Чичиков познакомился на приеме у полицмейстера. Поехав к нему в имение, Павел Иванович предлагает проигравшемуся помещику подарить ему мертвых душ. Но объяснения Чичикова Ноздрева не удовлетворяют. От дальнейших выяснений героя избавляет исправник. Он приходит за Ноздревым, который под судом за избиение помещика.

Помещик Собакевич сам предлагает Чичикову купить мертвых душ. Причем он так торгуется, как будто речь шла о живых людях. Помещик советует обратиться еще к Плюшкину, у которого мужики мрут как мухи.

Деревня Плюшкина встретила Чичикова нищетой. Когда Павел Иванович заговорил с помещиком о сделке, тот обрадовался, посчитав Чичикова глупцом. Он продал ему не только мертвых, но и 78 беглых душ.

Собакевич. Иллюстрация П. М. Боклевского : Wikipedia

Том 1, главы 7–11

Всего Чичиков приобрел около 400 душ. Переписал списки и заверил их у председателя, дав взятку за быстроту процедуры. Объяснил, что вывозит крестьян в Херсонскую губернию.

Город гудит о его покупке крестьян. Чичикова считают богатым человеком. Он получает анонимное любовное письмо от дамы. На балу у губернатора Павел Иванович окружен женским вниманием. Но тут появляется Ноздрев и громко осведомляется, много ли мертвых душ купил Чичиков. Скандалисту не верят.

В это время в город приезжает Коробочка. Она решила осведомиться о ценах на мертвые души. Сплетницы делают вывод, что покупка мертвых душ нужна Чичикову для похищения дочери губернаторши. Слухи быстро распространяются по городу. О мертвых душах рассказали прокурору. Чичиков болеет и ничего не знает об этих разговорах.

В кулуарах чиновники обсуждают, кто же такой Чичиков — капитан Копейкин, переодетый Наполеон или шпион. От всей этой информации у полицмейстера останавливается сердце. Чичиков удивляется, когда его не принимают у губернатора. Причину такого поведения ему объяснил Ноздрев.

Том 2

Из второго тома сохранилось только несколько глав. Чичиков живет у ленивого молодого барина Андрея Ивановича Тентетникова. Располагает к себе генерала Бетрищева, однако разговор о мертвых душах тот воспринимает как шутку. Неудачу он терпит и у полковника Кошкарева. Чичиков за бесценок покупает поместье у Холобуева, заняв денег у помещика Платонова.

На этом сюжет обрывается. Но известен еще один эпизод второго тома. За обман Холобуева Чичикова арестовывают. Но ему удается дать взятку чиновникам, дело запутывают, и аферист в очередной раз выходит сухим из воды.

Портрет Н. В. Гоголя кисти художника Ф. Моллера: Wikipedia

Анализ произведения

Для лучшего понимания поэмы Гоголя важно познакомиться с предысторией ее написания и провести анализ произведения.

Тема и идея произведения

Тема — жизнь и нравы помещиков России в 1830-х годах. Идея заложена в символическом названии поэмы — показать порочность той жизни, вытащить на поверхность проблемы общества. Мертвые души — это не только умершие крестьяне, которых скупал Чичиков. Автор считал всех своих персонажей духовно мертвыми.

Зачем Чичиков скупал мертвые души? Чтобы обогатиться. Перепись крестьян проводилась раз в несколько лет. Чичиков решил провернуть аферу и заложить умерших крестьян в Опекунский совет как имущество. Он рассчитывал получить за каждого 200 рублей. Поместья у него не было, а крестьян невозможно было передавать без земли. Чтобы обойти этот закон, Чичиков придумал небылицу о переселении мертвых душ в Херсонскую губернию — ее государство отдавало под бесплатное заселение.

Главные герои

Всех героев Гоголь щедро наделил отрицательными чертами. Это образ мертвых душ России того времени:

  1. Павел Иванович Чичиков — галантный, общительный и воспитанный человек среднего возраста, коллежский советник в отставке. Зарабатывает на жизнь аферами, пользуясь умением нравиться другим, входить в доверие, подхалимствовать и обманывать.
  2. Ноздрев — красавец 35 лет. Лгун, сплетник, кутила, безалаберный по отношению к своим детям, поместью, окружающим. Не умеет строить нормальные отношения, распускает руки.
  3. Манилов — отставной офицер, бесхарактерный, добрый и приятный до приторности человек. Он живет в своем придуманном мире и не думает о будущем. Его наивность и безделье привели поместье к разрухе.
  4. Михаил Семенович Собакевич — богатый помещик с крепкой фигурой, отменным здоровьем, но каменным лицом и пустой душой. Прямолинейный, грубый, хитрый и изворотливый, никогда не пройдет мимо выгоды.
  5. Степан Плюшкин — помещик неопределенного возраста, неряшливо одет, жадный, лицемерный, вздорный и необщительный. Сидит на своем богатстве, но никак его не использует, всех подозревает в воровстве.
  6. Настасья Петровна Коробочка — пожилая помещица, которая сама неплохо управляет хозяйством. Она подозрительна и осторожна, все ее действия направлены на выгоду. Но накопительство не имеет смысла.

История создания

Укажите верную последовательность помещиков, к которым заезжал Чичиков.

1) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев

2) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв

3) Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин

4) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

С какой целью Н.В. Гоголь именно в такой последовательности показал помещиков?

1) Помещики показаны произвольно.

2) Автор указывает на степень деградации, омертвления.

3) Н.В. Гоголь таким образом противопоставляет помещиков друг другу.

4) Автор указывает на степень оживления героев.

Раскрывая характеры помещиков патриархальных усадеб – Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина – Гоголь выделил обычные черты российского дворянства тех лет: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство.

Порядок, в котором Чичиков посещает помещиков и, определяется развитием сюжета, Гоголь в своём произведении "мёртвые души" показывает как под влиянием окружения меняются люди, как мертвеют их души. Посему правильный порядок будет: 4) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

и С какой целью Н.В. Гоголь именно в такой последовательности показал помещиков?

2) Автор указывает на степень деградации, омертвления.

Порядок, по которому Чичиков посещает помещиков, был выбран Гоголем, конечно же, не случайно. Так показывалась все нарастающая деградация и разложение не только самих помещиков как личностей, но и всего крепостного права, как социального института тогдашней России. Первым был Манилов, самый такой "нормальный" и симпатичный персонаж в произведении. Это один из, если так можно сказать, правильных типов помещика. А вот далее все шло по нарастающей - Коробочка уже показана гораздо хуже, с желанием не продешевить даже в таком щекотливом деле, Ноздрев, следовавший за ней, и вовсе как воплощение самодурства. Казалось бы, кто тут может быть гаже, но нет - Собакевич и далее Плюшкин только завершают стройную череду помещичьего "паноктикума".

Вначале Чичиков заехал к Манилову. Здесь хотя бы была видимость хорошего помещика. Следующая помещица Коробочка сама скупость и глупость. Деньги ей нужны только для того, чтобы их копить. Ноздрёв – драчун, игрок, в общем, бесшабашный помещик, от которого и не знаешь, что и ожидать в следующую минуту. Собакевич – хозяин, у него всё крепкое надёжное. И с мёртвыми душами он не намерен продешевить. И, наконец, Плюшкин. Этот помещик отказывает себе во всём ради экономии. И уговорить его отдать мёртвых душ, было очень простое дело.

Все эти помещики похожи друг на друга своим отношением к крестьянам. Но в то же время они разные. Если с Маниловым ещё можно как-то общаться, то дальше всё хуже. Идёт явная деградация. В Плюшкине трудно разглядеть не то что помещика, но даже человека.

Гоголь написал известнейшую поэму в восемнадцатом веке. Он подробно описал характеры, нравы русского народа. Основной класс дворян были помещиками. В ходе произведения главный герой наведывается по очереди к каждому обитателю патриархального имения. В каждом персонаже автор смог передать особенности черт характера, свойственные для помещиков 18 века.

Из негативных качеств писатель представил яркую картину бездумности, расточительства, паразитизма, морального, умственного убожества. Каждый мертвый крестьянин стоит определенных денег для главного героя. Его душа приближает Павла к заветному обогащению путем оформления ссуды. Персонаж один поэтапно навещает помещиков, подробно рассказывая о каждом действующем лице в соответствии с сюжетной линией.

К каким помещикам заезжал Чичиков – последовательность

Поэма условно подразделяется на эпизоды. В каждом из них описывается встреча с определенным человеком, его реакция на странное предложение главного героя. Сюжет выстраивается автором в соответствии с негативными чертами характеров персонажей. Рассмотрим каждый визит.

Чичиков

Чичиков

Последовательность посещения Чичиковым помещиков – визит к Манилову

Беспочвенный мечтатель Манилов представлен интеллигентным, воспитанным, образованным человеком. Для него предложение главного героя напоминает нечто нереальное, тест или проверку. Это объясняется его отрешенностью от реальности. Герой постоянно погружается в собственный мир. Все местные чиновники и власти – воры, взяточники. Для Манилова они остаются прекрасными, добрейшими членами общества.

Герой постоянно строит планы на будущее, создает проекты. Однако они являются нереальными, несбыточными, граничат с фантастикой. После знакомства с Маниловым Чичиков понял, что этот человек ничего не добьется в жизни, продолжая строить воздушные замки.

Помещица Настасья Коробочка – урок хозяйственности, практичности

Коробочка – полная противоположность Манилова. Это практичная, деловая женщина предприниматель, знающая цену деньгам. В ее имении установлен четкий порядок. Главный герой попадает к Настасье случайно, заинтересовывает ее предложением о покупке мертвых душ. Однако персонаж негативно относится к предпринимательнице. Гоголь описывает ситуацию следующим образом:

  • Автор отмечает старинное убранство дома, в котором проглядывается пошлость;
  • Женщина осторожно отнеслась к сделке, стараясь не продешевить;
  • Даже умелый хитрец Чичиков утомился после торгов с Настасьей;
  • Павел характеризует женщину как бестолковую, скупую.

Визит к Коробочке отнимает много сил, после чего Чичиков продолжает свое путешествие.

В каком порядке Чичиков посещал помещиков – Ноздрев и Собакевич

Главный персонаж решил скоротать время, посетив местный трактир. Здесь он знакомится с Ноздревым. Собакевича Павел уже знал к этому моменту после встречи на светском ужине у губернатора. Через Ноздрева писатель выражает суть русской разгульной души, не находящей себе места. Он делает героя:

  • Вспыльчивым, склонным к разжиганию споров;
  • Азартным, любящим карточные игры;
  • Беспринципным, действующим исключительно себе во благо;
  • Подлым, готовым на любое мошенничество ради наживы, интереса.

Ноздрев стал единственным помещиком в поэме, который не заключил сделку с Чичиковым. Спорить с ним – слишком сложное, неблагодарное задание. Собакевич представлен грубым, уверенным в себе мужчиной. Он обладает практической смекалкой, хитростью, действует силой.

Плюшкин – последний помещик на пути Чичикова

Последний визит героя перед возвращением в город – усадьба Плюшкина. Внешне жалкий, никчемный, на самом деле имел большие богатства. Скупость не позволяла ему заботиться о себе, своих крестьянах, поэтому они перебивались с хлеба на воду. Тем не менее сделка с Плюшкиным стала самой выгодной для Чичикова.


Встреча и знакомство героев

Чичиков и Селифан окончательно заблудились, когда ехали к Собакевичу. Помещик послал слугу посмотреть, нет ли поблизости ворот. Искать двор пришлось бы долго, если бы не обычай русских людей держать цепных собак. Своим лаем псы известили хозяев, что пожаловали гости. В одном из окон зажёгся свет, и луч упал на землю, освещая путь. Селифан начал тарабанить в ворота, и вскоре открылась калитка. Недовольный женский голос спросил, кто стучит и что им нужно.

  • старые обои в полоску;
  • картины с изображениями птиц;
  • маленькие зеркала;
  • торчащие отовсюду письма, чулки, карточные колоды;
  • остановившиеся настенные часы.

Настасья Петровна уважительно отнеслась к гостю. Она смущённо объяснила, что в такую пору не получится приготовить ужин. Чичиков стал расспрашивать хозяйку, не знает ли она Собакевича или хотя бы Манилова. Коробочка ответила отрицательно и назвала фамилии тех помещиков, какие есть:

  • Плешаков;
  • Канапатьев;
  • Трепакин;
  • Свиньин;
  • Бобров;
  • Харпакин.

Из дальнейшего разговора Павел Иванович узнал, что душ у местных господ немного, по 20−30, а до ближайшего города около 60 вёрст. Барыня предложила остям чай, но Чичиков отказался, сославшись на усталость. Всё, что ему было нужно, — мягкая постель. Девка Фетинья положила на диван перину, накрыла её простынёй и принесла подушки.

Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками)

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновникахЕ) В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа. В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только

Хлестаков и Осип (по комедии “Ревизор”)Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия “Ревизор”, где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф.

Фантастика и гротеск в творчестве ГоголяЕсли говорить о фантастике и гротеске в творче­стве Николая Васильевича Гоголя, то впервые мы встречаемся с этими элементами в одном из первых его произведений “Вечера на хуторе близ Диканьхи”. Написание.

Язык как материал словесности в лирическом отступлении “Птица-тройка” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”Лирическое отступление в главе 11 поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” – это развернутая метафора, в которой Русь сравнивается с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперед в будущее. Автор олицетворяет Русь, ведя.

Живая Русь в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”В поэме Н. В, Гоголя “Мертвые души” нашло отражение “все хорошее и дурное, что есть в России от нас” (Н. Гоголь). Образы живых душ создаются в поэме исключительно на лирическом.

Почему Гоголь не сумел завершить “Мертвые души”Почему Гоголь не сумел завершить “Мертвые души” Поэма “Мертвые души” была тесно связана с религиозно­нравственными исканиями Гоголя. Первый раз Гоголь в состоянии резкого обострения болезни сжег рукопись второго тома “Мертвых.

Повесть о капитане Копейкине (анализ эпизода поэмы Н. Гоголя “Мертвые души”)“Повесть о капитане Копейкине” – вставной эпи­зод в поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголя, посредст­вом которого автор вводит в произведение тему взаи­моотношений “маленького человека” и верховной власти. Капитан Копейкин “после.

Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”При каждом слове поэмы читатель может говорить: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!” Этот русский дух ощущается и в юморе, И в иронии, и в выражении автора, И в размашистой.

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора“Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор”, – с этой фразы начинается блистательная комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, местом действия является небольшой уездный городишко.

Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” стала заметным явлением в русской драматургии и заняла достойное место среди лучших произведений, не только писателей XIX века, но и нашего времени. Все, что показано.

Цветы Италии в творчестве ГоголяЦветы Италии (по словам Гоголя, он уважал цветы, которые вырастают сами собою на могиле) наполняли его “неистовым желанием превратиться в один нос, чтобы не было ничего больше – ни глаз.

Размышления над поэмой Н. В. Гоголя “Мертвые души”Размышляя над творчеством Н. В. Гоголя, я решила посвятить свое сочинение поэме Мертвые души. Как создатель произведений, посвященных, по образному выражению митрополита Киевского и Галицкого Филарета, душе человеческой, как писатель.

“Смеха. боится тот, кто уже ничего не боится”1. Современность творчества Гоголя. 2. Образы Городничего и Хлестакова. 3. “Смех” – единственное “честное лицо” в комедии. В 1852 году после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть.

Поэма Гоголя “Мертвые души”. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Смысл названияПоэма “Мертвые души” (1842) – произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно. Современникам Гоголя такое название казалось удивительным, они считали, что.

Россия Мертвых Душ. Изображение поместного дворянства в поэмеСтруктура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава – это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями.

Мастерство художественной детали в поэме “Мертвые души”Неискушенному читателю почувствовать всю прелесть произведений Н. В. Гоголя довольно сложно. Читая “Мертвые души” в первый раз, я просто следил за развитием сюжета, за авторской и речевой характеристикой действующих лиц.

Чичиков в гостях у Ноздрева и ПлюшкинаВ гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее – приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы.

Ряд сложных вопросов творчества ГоголяИмя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. Через пять лет после гибели Пушкина Белинский с полным основанием писал, что Гоголь – “великий талант, гениальный поэт и первый.

Иллюстрация художника Боклевского “Тарас Бульба”Рассмотрим иллюстрации художника П. Боклевского. Здесь изображен момент, когда купцы держат ответ перед го­родничим за жалобы на него. Они принесли с собой дары для него. Городничий агрессивен, он скоро выдает.

Хлестаков 2Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков – самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков – мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже.

Манилов и ЧичиковОбратим внимание, что в “мертвые души” помещиков Чичиков всматривается как в кривое зеркало. Эти люди представляют доведенные до крайности и перехлеста частицы его собственной души. Именно потому с каждым из.

Сейчас вы читаете: Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками)

Новые черты Павла Ивановича

Отношение Чичикова к Коробочке определилось тем, что у неё было около 80 душ. Про себя он тоже не выбирал выражений. Видя, что женщина никак не возьмёт в толк, чего от неё хотят, покупатель мысленно называл Коробочку такими словами:

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА

Покупка мёртвых душ

Наконец, беседа начинает принимать выгодный оборот для обоих. Чичиков предлагает Коробочке целых 15 рублей, и она понимает, что сделка должна быть выгодной, однако всё ещё опасается надувательства со стороны гостя. Старуху волнует не моральный аспект дела, а то, что оно может принести убытки. С помощью этого эпизода Гоголь демонстрирует, что его современники ради наживы не останавливались ни перед чем. Даже умерших крестьян можно купить и продать, главное, чтобы устраивала цена.

К концу беседы герой почувствовал, что с него течёт пот, настолько утомила его непонятливая помещица. Отправившись в гостиную, Чичиков открыл свою шкатулку, достал гербовую бумагу и начал писать. Когда пришла Коробочка, Павел Иванович попросил у неё список мужиков. Оказалось, что она не ведёт записей, зато помнит всех по именам и прозвищам. Хозяйка расписалась на бумаге, после чего пригласила покупателя отобедать. На столе стояла разнообразная снедь:

Лепёшки были с разными припёками: с луком, творогом, маком, сняточками. Были на столе и другие кушанья, но Чичиков ограничился пирогом и блинами. После обеда он поспешил уехать, хотя старуха уговаривала его не спешить и всё напоминала, чтобы гость не забыл про подряды. Чтобы визитёры не заблудились, помещица отправила с ними девочку, да попросила не завозить её, потому что однажды такое уже случилось.

Так закончилось посещение Коробочки. Когда бричка доехала до столбовой дороги, девочка, которую звали Пелагеей, показала, куда двигаться дальше, и Селиван отпустил её домой. За работу Чичиков дал провожатой медный грош.

Читайте также: