Как чум стал красным
Обновлено: 11.05.2024
Для села Сизябск оленеводство есть и будет основным видом деятельности местных жителей –оленеводов. Традиционные знания старшего поколения о жизни в тундре всегда предоставляют интерес. Мы обратились к интересной, на наш взгляд, теме "Красного чума".
Работу выполнили учащиеся Сизябской средней школы Ижемского района Республики Коми- Чупрова Софья (9 класс) и Канева Людмила (11 класс).
Красный чум следовал за чумом отделения совхоза. Его строили рядом со стадным чумом, это отчетливо видно на фотографии 1958 года. Особенным отличием было то, что рядом с Красным чумом был красный флаг на высоком шесте.
В Красном чуме, 1952 год
Из воспоминаний Терентьевой Прасковьи Иововны.
«Во время войны я работала пастухом, и в 1950 году мне предложили поработать в Красном чуме. Я согласилась. Проработала в Красном чуме всего лишь один год, потом встретила Николая Михайловича и вышла за него замуж и переехала в Няша чом.
Заведующий красным чумом вел хозяйство, здесь проводились совещания, собрания к праздникам. Пастух охранял 70-80 ездовых быков. Чумработница обслуживала чум, готовила еду, шила постель, ремонтировала одежду. Медицинский работник оказывал первую медицинскую помощь оленеводам, принимал роды, также проводил профилактическую работу, читал лекции о вреде курения и алкоголизма и других темах. Культработник занимался просветительской работой, готовил лекции, выпускал стенгазеты и молнии. Учитель учил читать и писать. Библиотекарь читал лекции о книгах, выдавал книги, устраивал громкие читки книг. Радистка обеспечивала связью между чумами и населенными пунктами.
Уполномоченные проводили беседы, политинформацию, помогали оленеводам в повседневной работе.
Артеева Глафира Федоровна, 1925 г.р., с Сизябск
Из дневника медицинской сестры Пыстиной Галины Алексеевны. Сама она была из Сысольского района, попала в тундру по распределению. Работала в Красном чуме в 1958 году, записи, которые сохранились , начинаются 19 июля 1958 года, заканчиваются 26 декабря 1958 года.
19 июля суббота. 3-й день, 111-й день.
Утром встали 10 ч 30 минут. Тронулись 14 ч 30 минут. Прибыли в 19 часов 40 минут до Ханőвőй шара. Погода была замечательная: жара, солнечно, но столько комаров, в лицо сыпит. До крови искусали, хотя утром все мазались демителфталеном, не так утром мучались. Проехали плохие места у многих опять развязались сы. Завтра День военно-воздушного флота. Как раз включили радио и слушаем концерт. Писала в 20 ч 30 минут.
27 июля,пятница, 117-й день.
28 июля.понедельник 120-й день.
Дневали. Погода была жаркая. Солнечная. Выпустила стенгазету, писала заметку про медицину. Вечером слушали радио о послании Хрущева правителям держав. Опять отказались от собраний. Америка и Англия в безопасности. Живем хорошо. Писала в 21 час.
Рочева (Пыстина) Галина Алексеевна (1939-1996 ), д.Бакур, дневник медсестры Красного чума.
Из воспоминаний Чупрова Аркадия Николаевича, бывшего заведующего оленьфермой Сизябсого отделения.
«В красном чуме жили и работали пастух, медичка, культработник, заведующий Красным чумом. Имели они 60-70 ездовых быков. Ездили из чума в чум и оказывали посильную помощь оленеводам. В то время фельдшеров, окончивших медучилище, направляли в тундру. Делали прививки от ящура оленям, сообщали оленеводам ,где зимовать, где провести отел, забой оленей, праздник оленеводов. У каждого отделения были свои Красные чумы - Бакуринский красный чум, Сизябский Красный чум, Ижемский Красный чум. В Красном чуме работали Семяшкин Яков Андреевич, с женой Анной Андреевной. Яков Андреевич был заведующим Красного чума
Чупровы Аркадий Николаевич и Клавдия Митрофановна, с Сизябск, ветераны оленеводства
Семяшкина Сусанна Петровна работала радисткой в Красном чуме. В 1944 году появилась первая рация для связи с Большой Землей. Первую рацию принесла в Красный чум Сусанна Пахомовна. Она пешком несла рацию с д Гам до с Кипиево, а с Кипиева уже добиралась до Красного чума на оленях.
Из воспоминаний Чупрова Якова Иосифрвича. работавшего в тундре заведующим ветринарным участком, зоотехником, ветработником, санитаром с 1947 года по 1960 год. Работал Чупров Я.И. и в Красном чуме.
«Красные чумы были организованы в 30-х годах и существовали до середины 1970-х годов. В Красном чуме был заведующий, который вел хозяйство, пастух, охранял 70-80 ездовых быков, чумработница, обслуживала чум, медицинский работник, культработник , учитель или библиотекарь.
Красный чум запись закреплена
Красный чум запись закреплена
Не пропустите новый выпуск книжного шоу "Книга, время, мы"!
Сегодняшнее интервью будет особенно интересно всем любителям вкусного кофе в нашем городе
В гостях у нас побывал предприниматель, журналист и блогер - Вячеслав Егоров
Красный чум запись закреплена
Красный чум совместно с Национальной библиотекой ЯНАО продолжает работу над проектом по созданию авторского YouTube-канала о книгах и чтении.
В работе новый выпуск книжного шоу "Книга, время, мы" гостем которого стал Иван Вершинин - заместитель Главы Администрации города Салехард по культуре, молодежной политике и спорту.
Не пропустите! Выпуск обещает быть очень интересным
Красный чум запись закреплена
Красный чум запись закреплена
Не пропустите новый выпуск нашего книжного шоу "Книга, время, мы"
Сегодня о своих любимых книгах нам расскажет Елена Смирнова - художница, автор творческого проекта "Художник в каждом" и очень творческая личность
Красный чум запись закреплена
В эфир вышло уже три выпуска книжного шоу, с яркими и всеми любимыми жителями нашего округа.
Еще 12 выпусков будут публиковаться на нашем канале каждый вторник в 15.00
Во время путешествия к таймырским оленеводам, с большим удивлением для себя я узнал, что, оказывается, во времена СССР комсомольские ячейки были не только на заводах или в ВУЗах, но и даже … в заснеженной тундре, где кроме живущих почти средневековым укладом оленеводов, оленей и леммингов и нет больше никого.
И тут … вдруг откуда ни возьмись, в тундре появились партийные работники. Ну а что поделать? Время было такое. Идейное, политика партии насаждалась везде и всякому, проникая даже в самые отдаленные и труднодоступные уголки нашей Родины.
Одна из самых известных оленеводов-комсомолок Таймыра была москвичка Амалия Хазанович.
На север девушка по заданию партии приехала в возрасте 24 лет и следующие 15 лет кочевала вместе с оленеводами по таймырской тундре вот в таком вагончике на полозьях.
Вот в таком интерьере 15 лет жила оленеводка-партработник Азалия. По одну стену — сундук-кровать с книжной полкой у изголовья, рядом — стол покрытый красным кумачём, по другую стену — печка, доска и большие напольные счёты.
Дело в том, что помимо идеологической работы, основной задачей красных чумов и засылаемых в тундру комсомольцев было обучение оленеводов грамоте. Самой элементарной: буквы, счёт.
Керосинка, патефон, глобус — вот и вся нехитрая утварь жилища. Кроме этого всего добра у девушки были с собой книги, немного личных вещей, две смены белья, нехитрая посуда, чернила, тетради, мел и букварь.
Люди в те времена совсем по-другому относились к вещам и в многолетние командировки отправлялись с одним-единственным чемоданом, половину которого занимали книги.
Постель комсомолки и несколько книг над изголовьем.
Как и у самих оленеводов, стены чума-балка изнутри обиты простенькой ситцевой тканью. Только у девушки-комсомолки все тона были красными, в цветах молодого советского государства, проводником которого Азалия была в этих суровых краях.
Кстати, самое большое богатство в чуме, если ты живешь в тундре — печка. Без нее не выжить.
Эту печь Азалии подарили в Дудинке, откуда она отправлялась в свое 15-летнее путешествие в красном чуме… На ней и по сей день видна выбитая зубилом дарственная надпись.
Вот так жили и жертвовали собой люди, которые строили молодое советское государство…
Уютная квартира-студия с прекрасным видом, свежим воздухом, приспособленная для проживания большой семьи с домашними животными. Тут вам будет тепло и уютно даже в самый лютый мороз. А ещё вы всегда сможете собрать свой домик и взять его с собой.
Чум строят из 40 жердей, на которые наброшено около 180 оленьих шкур в два слоя. Понятно, что в зависимости от количества шкур и необходимости чум можно поставить разного размера, но в среднем получается площадь в 26 квадратных метров.
Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.
Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.
И в таком жилище мне предстояло прожить несколько дней. А сами оленеводы проводят тут почти всё зимнее время. Ну, не считая работы со стадом оленей. Но это прерогатива мужчин, а вот женщина даже отлучаться далеко от чума не может.
Но давайте начнем по порядку. Это вход. Просто полог из оленьих шкур, который надо поднять и быстро зайти внутрь (а на самом деле - залезть), так, чтобы запустить минимум холодного воздуха.
По центру чума - печка. Это и обогреватель, и плита, и микроволновка. Весь день женщина поддерживает в печке огонь, там постоянно стоит чайник с горячей водой. Чтобы получить воду, топят снег в чане, который находится рядом.
Слева от печки - жилая часть (если смотреть от входа), тут спят и принимают пищу, а справа - хозяйственная. Там находятся собаки (и иногда олени), умывальник, сложены дрова и там же размещают гостей, если они не помещаются на хозяйской половине.
В качестве спального места - шкуры оленей и куски поролона. Импровизированная подушка сделана из одежды, которая сейчас не в ходу. Дыры на полу вдоль основания чума, из которых поддувает, также затыкают одеждой, вещами и шкурами.
За печкой - стол с телевизором. Летом, когда кочуют далеко от поселков, используют спутниковое телевидение, а зимой добивает эфирное. Антенна закреплена на ближайшей лиственнице. Тут же к одной из жердей примотан спутниковый телефон - на экстренный случай.
Сотовые телефоны тоже в постоянном доступе. Во-первых, на них смотрят скачанные заранее фильмы и мультики. А во-вторых, если встать на табуретку и просунуть телефон за одну из жердей, то ловится одно деление сотовой связи. Так что можно позвонить родным и друзьям.
Тут же возникает резонный вопрос. А откуда электричество? От генератора. Его запускают на пару часов в день, чтобы зарядить мобильные телефоны, посмотреть телевизор. Ну и чтобы ночью не совсем в темноте сидеть.
Но с генератором тоже есть беда: иногда слишком сильно скачет напряжение. Так, в соседнем чуме прямо при нас перегорел телевизор от скачка, а наши хозяева тоже каждый раз при просадках переживали и бросались выдергивать все немногочисленные приборы из розеток.
Тут же, под столом с телевизором - импровизированный холодильник. По полу отлично дует, а по краям чума не тает снег. Так что там отлично хранятся и замораживаются продукты.
Рядом - низкий стол, который во время обеда хозяйка вытаскивает к спальному месту.
Стульев в привычном нам понимании нет: сидят либо на шкурах оленей (там же, где и спят), либо на двух низеньких табуреточках.
Ещё немаловажный момент: часть чума, где стоит телевизор (за печкой и дальняя от входа) - запретная для женщины. Там нельзя ходить. Считается, что это место, где живут боги, охраняющие жилище.
Удивительно, но при наличии кучи современного походного оборудования и гаджетов тут в ходу те же вещи, что и 100 лет назад. Но именно они проверены временем и поколениями ненцев.
Накануне Дня Оленевода на главной площади бетонного Надыма выросло два чума - брезентовый летний и "меховой" (примерно из 40 оленьих шкур) зимний:
Ещё несколько чумов стояли, пуская редкий дымок из труб печек-буржуек, на берегу Янтарного озера, и я сильно пожалел, что не пришёл сюда пораньше: пару лет назад в Киргизии я наблюдал полный цикл сборки и разборки юрты, и мне конечно стало очень интересно посмотреть, как устанавливают чумы. Каркас последнего из них собрали ещё до моего прихода, и вот теперь готовились его накрывать.
Чум состоит по сути всего из 2 элементов - шестов (обычно их 42, но бывает от 30 до 70) и нуков, то есть обшивки, своего рода общей одежды для всех обитателей, которую меняют по сезону: летом раньше использовали старые прохудившиеся шкуры, позже шинельное сукно, а ныне и вовсе брезент; на зиму же лучше оленьей шкуры с зимним мехом до сих пор не изобретено ничего. Шкур на один чум нужно примерно столько же, сколько жердей. Учитывая, что за оленя дают 10-20 тысяч рублей - зимний чум стоит примерно пол-миллиона, вот только хозяева его обычно создают, а не покупают:
По идее разобранный чум возят в нескольких нартах, но в город оказалось сподручнее пригнать "Урал". Мужики разворачивают нуки:
И накидывают их на каркас такими же жердями, зацепив за предусмотренные петельки. Нук весит много, и в одиночку его не поднять:
Позже эти жерди будут закреплены снаружи нуков:
Третий элемент - верёвки:
И всё то же самое с другой стороны. Здесь чум можно видеть в разрезе, с печкой, столиком и половицами. Обратите внимание, что хозяева его одеты не в малицы, да и лица у них совсем не ненецкие, а вслушиваясь в их разговор, я заметил, что про ненцев говорят "они". Оказалось, что это селькупы - другой народ, живущий между Тазом и Енисеем.
Слово "чум" происходит из удмуртского языка (ненцы их называют "мя", ханты - "нюки хот", селькупы - "корель-мат"), а вообще в тысячу лет назад в чумах жили даже финны или эстонцы. Собственно, чум - это древнейшее людское жилище, не считая всяческих пещер да шалашей, и практически полный его аналог - любимый всяческими хипушниками индейский типи, отличающийся разве что тем, что слегка асимметричен и оснащён двумя "лепестками" в потолочном окне, регулирующими тягу очага. Чум хорошо держит ветер, но без огня внутри остывает за полчаса.
И если сравнивать чум и юрту, то юрта конечно совершенне в плане комфорта и эргономичности, в разы дешевле, но. Не случайно большинство машин в тундре - отечественные: да, они несовершенны и ненадёжны, но зато чинятся на коленке и запчасти к ним есть в любой дыре. Изготовление юрты - это довольно сложный процесс с десятком различных ремёсел, а чум при наличии материалов и общего умения работать руками можно сделать "на коленке".
Читайте также: