Как хоронят человека умершего от бешенства

Обновлено: 24.04.2024

Чума представляет собой высоко заразное инфекционное заболевание. Состояние больного всегда очень тяжелое, поражаются лимфоузлы, внутренние органы, наблюдается лихорадка и сепсис. Возбудителем болезни является чумная палочка, которая была открыта только в 1894 году. Переносчики чумы — блохи и грызуны: сурки, суслики, мыши, крысы, песчанки, а также зайцеобразные, иногда кошки и верблюды. Основные формы чумы — бубонная и легочная, раньше смертность достигала до 95% и 100% соответственно. Фрагменты возбудителя легочной формы чумы встречаются в ископаемых останках III века до нашей эры.

Вид больного чумой устрашает, в основном из-за состояния кожи, на которой развивается сепсис и благодаря бубонам — увеличенным лимфоузлам. В Библии также описываются эпидемии чумы, наши предки считали черную смерть Божьей карой.

Известно немало случаев использования чумы как биологического оружия.

В настоящее время в мире ежегодно фиксируется порядка 2,5 тысячи случаев заражения различными штаммами чумы, но летальность составляет около 7%.

Черная смерть в России

Чума или, как ее называли в народе, черная смерть впервые пришла в нашу страну еще в XIV веке. В 1352 году очаг инфекции был зафиксирован в Пскове, новгородский священник, который приехал совершать спасительный молебен, умер, а его мертвое тело, выставленное для прощания в родном городе, стало источником эпидемии в Новгороде. В 1386 году чума уничтожила жителей Смоленска. Уже в те времена люди понимали, что чумные покойники являются источником заражения, поэтому старались не приходить на похороны и всячески избегать соприкосновений с чумными мертвецами.

Вторая, одна из самых крупных эпидемий чумы, произошла в Москве уже в XVII веке, а именно в 1654 году. Она унесла почти половину жителей Москвы, порядка 150 тысяч человек. Заразившись, человек умирал через несколько дней. В начале эпидемии ежедневно умирали сотни горожан, в разгар эпидемии — тысячи. Считалось, что заразиться можно по воздуху, в качестве обеззараживания использовали окуривание помещений и улиц дымом или химикатами. Огонь был самым верным методом. Случалось, что сжигались целые участки пути, если по дороге знатные особы встречали чумного покойника. Опасной считалась даже зола на пепелище.

Уже во время московской эпидемии XVII века умерших запрещали хоронить на общественных кладбищах, возле церквей, в черте города или села.

Эпидемия чумы 1771 года

Покойников не отпевали, на их могилах устанавливали безымянные кресты. 6 октября 1771 года Московской духовной консисторией был издан указ, который запрещал хоронить чумных покойников рядом с населенными пунктами, дорогами. Закапывать трупы следовало в глубоких ямах. Хоронили зараженные тела арестанты, заключенные и каторжники. Есть данные о том, что некоторые могилы во избежание распространения инфекции засыпали известью.

Переломным моментом в истории чумной Москвы стал приезд из Петербурга Григория Орлова. Граф Орлов смог навести порядок в городе и спустя время спас Москву от чумы. Орлов ввел наказание за сокрытие больных в виде пожизненной каторги, учредил премию за донос о заболевшем. Доктора получали двойное жалованье, а в случае смерти врача, его семья получала пенсию. На окраинах города появились специальные карантинные больницы, но лечить больных разрешалось и на дому.

Все имущество человека, умершего от чумы, сжигалось. Москва подверглась грандиозной чистке, все дома и улицы были очищены от хлама и бродячих животных. Камер-Коллежский вал, учрежденный в 1742 году как граница Москвы был обнесен рвом. Хоронить кого-либо в пределах этого кольца стало запрещено.

Образование чумных кладбищ

После того, как эпидемия в Москве стихла, на чумные кладбища никто не приходил, все боялись заразиться. Но прошло время, и на этих погостах стали проводить обычные похороны.

Сегодня, ввиду того, что Москва постепенно расширяла свои границы, кладбища, созданные в 1771 году, находятся близко к центру. Все они являются закрытыми для свободных захоронений, погребения возможны только в родственные могилы.

При проведении строительных работ, в городе находят старые братские захоронения, предположительно сохранившиеся со времен эпидемии 1771 года. Некоторые ученые считают, что останки болевших чумой могут представлять опасность до 300 лет. Тем не менее, ни разу не было заявлений о заражениях от вскрытых чумных могил в Москве.

Кладбище домашних животных есть не в каждом городе. Не везде существует и возможность кремации. Тем не менее, хоронить домашних питомцев на обычных кладбищах нельзя.

Для многих кошки и собаки — члены семьи. Ученые доказали, что боль от утраты любимца сопоставима с той скорбью, которую люди испытывают, потеряв близких. Поэтому желание устроить достойные проводы погибшему питомцу вполне естественно. Но, к сожалению, с точки зрения закона, церкви и народной культуры, хоронить рядом людей и животных — неправильно.

Почему закон запрещает хоронить животных на общественных кладбищах?

С точки зрения закона, тела умерших людей и тела животных относятся к разным категориям. Тела животных, как бы цинично это ни звучало, считаются бытовыми отходами. Бытовые отходы вывозят на свалку. Но, конечно, любящий хозяин просто не может выбросить кошку или собаку, или даже хомячка.

Если в городе есть кладбище или крематорий для животных, проблему решить можно. Но если нет, многие считают, что не будет ничего плохого, если они похоронят питомца на семейном участке, в могилу родственника или просто на территории некрополя.

Ответственность за захоронение животных на обычных кладбищах в каждом регионе устанавливают местные власти. Обычно это штраф от 5 000 до 15 000 рублей.

Причина такого жесткого запрета — биологическая опасность. Людей, умерших от инфекционных заболеваний хоронят с особыми предосторожностями. Если погибает животное, и хозяева тихо закапывают его на погосте, может начаться эпидемия. Это очень опасно, если речь идет о бешенстве или сибирской язве.

Захоронить прах в могилу или колумбарий тоже не получится. Несмотря на то, что в законе нет четких указаний относительно распоряжения прахом после кремации, вы не сможете выдать прах любимца за прах родственника. Для захоронения урны требуется справка из крематория. В любом случае, такой поступок нельзя считать этичным.

Запрещает ли церковь хоронить животных рядом с людьми?

Православные священники считают, что душа у животных есть. Но попадет ли она после смерти в Царствие Божие — спорный вопрос. С одной стороны, братья наши меньшие безгрешны: они не убивают по злому умыслу и не причиняют вред намеренно. Хотя с последним можно поспорить. Тем не менее, богословы считают, что говорить о грехе в отношении животных нельзя. Но и о добродетели — тоже. Потому что, несмотря на то, что собаки преданы хозяевам, а кошки ласковы, они не совершают благих дел во славу Иисуса. Она просто живут рядом с человеком и разделяют его судьбу.

И поскольку богословы не могут уравнять людей и животных в духовных правах, погребение их рядом считается недопустимым. Во времена Российской Империи это даже сочли бы грехом, ведь тогда все кладбища принадлежали церкви, а хоронить на освященной земле непричастных тайн христианства было запрещено. Впрочем, в те годы у людей вряд ли возникли бы подобные мысли.

Существовала ли на Руси традиция хоронить животных рядом с хозяевами?

Некоторые ссылаются на то, что славяне хоронили животных рядом с людьми. Но такой традиции никогда не было. Напротив, привязанность к четвероногим не поощрялась.

В Киевской Руси и даже в языческие времена животные рассматривались как слуги, помощники в хозяйстве, еда или средство передвижения. О дружбе речи не шло. Поэтому их если и хоронили, то где-нибудь в лесу. Но чаще просто оставляли на растерзание стервятникам и диким животным. Это считалось даже естественным — природа забирает свое.

Исключение делали только для боевых коней. И то их не хоронили на обычных кладбищах. Хозяин, если он был богат, мог обустроить могилу на своих землях. Но это воспринималось, как причуда.

Одна из немногих стран, где животных хоронили вместе с хозяевами — Древний Египет. Но и там это было обусловлено не смертью животного, а смертью человека. Египтяне считали, что в следующей жизни умершему понадобятся слуги, и приносили в жертву домашних питомцев — чаще всего, кошек. Их мумифицировали и помещали в гробницу, однако не рядом с мумией покойного, а в другом месте.

Где и как можно хоронить домашних животных?

В большинстве городов России похороны домашних животных — это большая проблема. Специальных кладбищ практически нет, стихийные угрожают экологии и безопасности людей. Крематории тоже работают не везде.

Общественные парки и придомовые территории для этих целей не подходят — есть опасность попадания трупных ядов в подземные воды. Но что же делать, если питомец умер?

При наличии собственного участка земли, вы можете похоронить любимца там. Это не совсем легально, но вряд ли вас кто-то за это оштрафует. В деревнях обычно так и делают. Если же участка нет, можно вывезти тело за город, лучше подальше, и похоронить где-нибудь в укромном месте, где нет запрещающего знака.

Если же в вашем городе есть кладбище домашних животных, все еще проще. Обычно участки продают за символические деньги. Некоторые хозяева даже ставят гранитные памятники на могилах и приносят цветы. Ничего плохого в этом нет. Но вот кресты ставить не стоит, поскольку, как мы уже писали выше, крест означает принадлежность умершего к христианской общине. За упокой души животных также не молятся. Но вы можете поблагодарить Бога за то, что он послал вам такого прекрасного друга.

Умерших от коронавируса положено хоронить в закрытых гробах и с соблюдением мер эпидемиологической предосторожности.

Пандемия коронавируса шагает по стране, в том числе по Рязанской области. Количество заболевших в нашем регионе на последнюю неделю колеблется на уровне 115-121новых случаев в сутки. К сожалению, смертельные исходы также стабильны - 1-2 человека ежедневно, больше было только один раз, и то весной, но дни без смертей также стали редкостью. А умерших надо хоронить, тем более, что в Рязанской области нет ни одного крематория…

- Как хоронили умерших?

- Как правило, без гробов, в траншеях за пределами кладбища. В Рязани эти траншеи располагались рядом с Лазаревским кладбищем, там, где сейчас начинается улица Ленинского Комсомола. Когда строили дома по четной стороне улицы, экскаваторы очень много человеческих костей оттуда выгребли.

Захоранивать к родственникам запрещено

Как же в наши дни хоронят умерших от коронавируса? Мы съездили на Богородское кладбище, где сейчас в основном и хоронят рязанцев.

- Каждый день к нам привозят на захоронение по 10-15 покойников, - сказал сотрудник кладбища, - но в закрытых гробах, коронавирусных, не часто. Обязательное условие для захоронения умерших от Covid-19 - их хоронят только в новые могилы. Захоронения к родственникам не производятся.

Казалось бы, коронавирус - не чума или сибирская язва, которые могут жить в трупе долгие годы. Но меры при захоронении принимаются нешуточные.

Как нам сообщили в городской администрации, подготовка тела умершего от COVID-19 производится в морге сотрудниками патологоанатомической службы. Перевозка на кладбище осуществляется специализированным транспортом похоронных учреждений. Количество участников похорон ограничено так, чтобы можно было соблюдать дистанцию в 1-2 метра, и все должны быть в защитных масках.

Работник риутальной службы дезинфицирует могилу.

Инфинцированных хоронят в Рязани в закрытых гробах, поэтому традиционное прощание с усопшим в этом случае невозможно. Правда, сейчас стали появляться гробы с прозрачными окошками - для того, чтобы если не поцеловать усопшего, то последний раз взглянуть на него. Но такие гробы привозят к нам из столицы.

- Гробы с прозрачной крышкой мы пока не делаем, - сказали нам в одной частной похоронной фирме, - но если будет устойчивый спрос, то их производство можно будет быстро освоить. Но цена таких изделий будет явно не социальной, и будет исчисляться десятками тысяч рублей.

Так чего боятся работники похоронных служб, ограничивая процедуру прощания.

- Инфекция может какое-то время сохраняться в легких человека, - пояснили нам сотрудники морга, - поэтому при переноске тела и даже прощании с усопшим грудная клетка может невольно сжаться, и произойти так называемый последний выдох, с которым остатки инфекции из легких полетят на окружающих.

Так что меры предосторожности, применяемые сейчас при похоронах умерших от коронавируса, не выглядят излишними.

КСТАТИ

Как отпевают умерших от коронавируса?

Как сообщили нам служители кладбищенской часовни Спасо-Преображенского мужского монастыря, отпевание почивших от коронавируса в помещениях церквей и часовен не производится.

Также не отпевают на дому. Только заочно или непосредственно на кладбище.

В ТЕМУ

Чем засыпают могилы с коронавирусными больными:

Для дезинфекции могил применяются:

- натриевая соль дихлорициануровой кислоты - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%;

- хлорамин Б - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3%.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

Похоронный вопрос: подешевеют ли в Рязани ритуальные услуги?

К ЧИТАТЕЛЯМ

Вы стали свидетелем интересного события?

Сообщите об этом нашим журналистам:

Возрастная категория сайта 18 +

В конце XIX века мир охватила эпидемия тафофобии. Проще говоря, люди боялись, что их похоронят заживо. Это подтолкнуло изобретателей к созданию безопасных гробов с вентиляцией, сигнализацией и системами спасения.

Надо сказать, что тафофобия была свойственна не только необразованной черни. Многие выдающиеся деятели XIX-XX вв. испытывали мистический страх перед погребением заживо. И оставляли соответствующие инструкции — что должны сделать окружающие, чтобы свести такой риск на нет. Так, композитор Фредерик Шопен завещал прежде вырезать ему сердце и только потом хоронить. А американский президент Джордж Вашингтон не велел опускать его в могилу раньше, чем через двое суток после констатации смерти.

Видные ученые и изобретатели того времени искали технологические способы решения проблемы, оснащая гробы различными приспособлениями, чтобы у погребенных заживо был шанс спастись.

Но почему у людей вообще развилась тафофобия, и существовала ли реальная возможность очнуться в могиле?

Погребение заживо как реальный исторический феномен

Если обратиться к истории и вспомнить о том, как медленно развивалась медицина (чему, кстати, усердно препятствовала Церковь), байки о заживо погребенных обретают реальную основу. Начиная со Средних веков и вплоть до 40-х годов XX в. в Европе бушевали различные эпидемии. Когда в XVII-XIX вв. на Евразийском и Американском континентах появилась холера, она забирала людей сотнями.

Однако холера, в отличие от чумы, была куда коварнее. Те, кого поразила Черная Смерть, с гарантией были мертвы, когда их хоронили. Но холера вызывала у пациентов кататонический ступор. Виной всему было обезвоживание. Из-за него люди впадали в оцепенение, которое легко было принять за трупное окоченение. Сердце билось медленно, давление падало, пациенты не реагировали на раздражители. А медицина еще не достигла современного уровня, поэтому врачи часто констатировали смерть, когда человек был еще жив. А, поскольку холера была крайне заразна, умерших старались похоронить сразу, в тот же день. Так что случаи погребения заживо, определенно, были.

К началу XX в. уже существовали более надежные способы установления факта смерти. Но тогда появилась другая напасть — летаргический энцефалит. В острой фазе пациенты впадали в кому и выглядели, с точки зрения врачей, абсолютно точно мертвыми. Кома тогда казалась чем-то новым, современных приборов не было. Так что впавших в летаргию тоже нередко хоронили заживо.

Поэтому тафофобия не была безосновательным страхом. И холера, и энцефалит передавались от человека к человеку, и никто не был от них застрахован.

Как выглядели первые безопасные гробы

Как мы уже говорили, многие люди, оставившие след в истории, оказались подвержены новой фобии. Не был исключением и прусский принц Фердинанд Брауншвейгский. Именно для него изготовили первый в мире безопасный гроб. Это случилось в 1792 году.

Надо заметить, что монарших особ хоронили не под землей, а в фамильных склепах, откуда выбраться, конечно, проще, чем из-под земли. Так что главной задачей в случае погребения заживо было выбраться из гроба. В гроб, предназначенный для принца, провели дыхательную трубку и прорезали окошко для света. Крышку оснастили замком, открывающимся с двух сторон. Кроме того, в карман Фердинанду положили два ключа — от замка и от двери склепа. Однако принц благополучно уснул вечным сном, и все это не пригодилось.

Но об этой истории быстро узнали, и идея пошла в массы. Немецкий пастор, некий Песслер, придумал целую подземную систему блоков, которая соединялась с церковными колоколами при помощи шнуров. Задумка была впечатляющей, но оказалась абсолютно бесполезной на практике. Коллега Песслера, священник по фамилии Бек, предложил проводить в гробы трубки. Они служили не только для доступа воздуха, но и для того, чтобы обходящий кладбище смотритель мог услышать крики о помощи. Или обнаружить, что из свежей могилы не пахнет разложением.

Тревожные колокольчики Табергера-Вестера

Позже в Германии появились гробы с индивидуальной системой сигнализации — изобретение принадлежало двум ученым: И.Г. Табергеру и Ф. Вестеру.

Гроб оснащали трубкой, а к рукам и ногам покойного привязывали шнуры. Если труп шевелился хотя бы немного, система срабатывала: открывался доступ к воздуху, а колокольчики начинали звонить. Чтобы не было сигналов ложной тревоги (например, если будет ветер или дождь, сверху сядет птица и т.д.), колокольчики закрывали прозрачными колпаками. В нижнюю часть гроба ввинчивали еще одну трубку. Предполагалось, что как только смотритель услышит звон, он должен немедленно вставить мехи в трубку, которая находится в ногах, и качать в гроб воздух, пока могильщики откапывают несчастного.

Система в теории выглядит почти безупречно. Но у нее есть недостаток. В процессе разложения из тела выделяются газы, и конечности могут самопроизвольно менять положение. Так что колокольчики на кладбище звонили довольно часто, а вот живых в могилах обнаруживали в единичных случаях.

В дальнейшем Вестер усовершенствовал систему, врезав в гробы окошко, сквозь которое могильщики могли увидеть, жив человек или мертв. Плюс к этому, он сделал систему многоразовой, добавив возможность снимать и использовать для другой могилы.

В 1887 году успех немецких коллег попытался повторить камергер Николая II. По его задумке, малейшее движение тела открывало воздушную трубку, над могилой звонил колокол и, чтобы могильщики точно ничего не перепутали, поднимался красный флаг. Но при демонстрации изобретение не сработало. Разгневанный император приказал казнить создателя. Однако позже все-таки отменил приговор.

Система спасения Айзенбрандта

Системы сигнализации и подачи кислорода долго оставались единственной надеждой на спасение для погребенных заживо. Однако во всем мире предпринимались попытки создать систему спасения, которая позволит самостоятельно выбрать наружу.

Самый успешный проект принадлежит американцу Кристиану Айзенбрандту. В 1843 году он оснастил гроб сложным механизмом с рычагами и пружинами, которые позволяли откинуть крышку, дернув за кольцо, надетое на палец покойного. Также в крышке было вырезано зарешеченное окошко для доступа кислорода.

Механизм исправно работал. Однако он не мог бы спасти человека, похороненного в земле, использовался только в случае погребения в склепе. Собственно, это и был камень преткновения для тех, кто работал над подобными проектами. Никакой механизм не спасет, если гроб опустили на два метра под землю.

Возможно ли погребение заживо в наши дни?

В наше время погребение заживо невозможно. Врачи уже давно научились совершенно точно определять, мертв человек или жив. Самым верным признаком смерти являются трупные пятна, которых у живых быть не может.

Кроме того, сейчас умерших доставляют в морг. Теоретически, человек может очнуться в очереди на вскрытие, такие случаи иногда до сих пор бывают. Но если у патологоанатома возникают малейшие сомнения в факте смерти, он обязательно еще раз проверяет все признаки.

И, само собой разумеется, что после вскрытия сомнений в том, что человек мертв, ни у кого не остается. Так что сейчас тафофобия — просто психологическая проблема, которая корректируется курсом психотерапии, а реального основания она под собой не имеет.

Читайте также: