Как лучше заезжать в горку на механике

Обновлено: 25.04.2024

Любишь кататься – люби и в горку трогаться. Так я перефразирую известную пословицу своим ученикам. Все обучаемые водительскому мастерству, рано или поздно въезжают на подъем. И сталкиваются с проблемой трогания в горку. И не у всех эта проблема решается сразу.

Ну что ж. Предлагаю три варианта, три способа решения этой проблемы. Пробуйте и выбирайте для себя сами. Какой вам лучше подходит.

Способ первый . И он, кстати, был единственным в те далекие времена, когда не было инжекторных двигателей, а ездили мы на карбюраторных автомобилях. Если ещё кто-то учится на карбюраторном автомобиле, то этот способ для вас. Требования к двигателю – практически никакого. Любой изношенный или, как говорят убитый двигатель, вывезет вас в горку. А вот требование к ручному тормозу – высокое. Он должен работать идеально. Применение огромной физической силы к нему не способствует выполнению упражнения в целом. Во-первых, среди учеников большинство женщин, не обладающих тягой к занятиям тяжелой атлетикой или бодибилдингом. А во-вторых, за мою практику я пару раз был свидетелем, когда ученик просто вырывал с корнем рычаг ручного тормоза.

Итак, въезжаем на подъем. Останавливаемся. Ставим на ручной тормоз. Проверяем, стоит или нет автомобиль. Убираем ногу с тормоза. Если автомобиль начинает скатываться назад, то снова ногой на тормоз и рукой дотягиваем стояночный. Иногда эту операцию приходится повторять несколько раз.

Собираемся духом. Спешить не стоит. Педалью газа набираем обороты по тахометру примерно до 2000 оборотов. На тахометре – это цифра 20. И удерживаем педаль газа в этом положении, так, чтобы стрелка не качалась. Секунд пять-десять. Это нужно для аккуратности. Не торопитесь. Затем, продолжая удерживать педаль газа, начинаем аккуратно, плавно приподнимать педаль сцепления до тех пор, пока та самая стрелка на тахометре не начнет опускаться вниз. Это педаль сцепления так на неё влияет. Вы ещё можете почувствовать, что двигатель напрягается. Вам важно, чтобы стрелка опустилась до одной тысячи оборотов. Вот тут-то держите уже обе педали в этом положении. Если пяточками вы остаётесь на полу, то очень даже замечательно

Итак, ноги замерли. Третье действие, снова педаль газа – добавляем, так, чтобы стрелка поползла к верху. Как только пошла вверх, и вы это четко видите, отпускайте ручной тормоз. Но педали держите. Автомобиль поползет вверх. Если у вас сильно затянут ручник, то удержать педали –пожалуй, самое сложное во всем действии. А надо. Далее, сцепление полностью поднимать не следует. Держите как есть, пока полностью не подниметесь на горку.

Если в процессе ваших действий, в момент, когда автомобиль должен был ползти вверх, а он стоит и не шевелится, то причин для паники нет. Он же стоит. Работает и не скатывается. Дальше делайте обычное трогание, как на ровной дороге. То есть добавляйте немного газ, и чуть приподнимайте сцепление, но не полностью. И уж чего категорически делать нельзя, так это нажимать сцепление вниз. У нас, на начальной стадии обучения вождению, уже выработался рефлекс – чуть что, сцепление вниз. И это правильно, на обычной дороге. Но не на горке. Здесь нужно загасить этот рефлекс. И не давить беспричинно сцепление. То есть, на горке, сцепление либо держать, либо вверх. Вниз нельзя. А вот газ наоборот - либо держать, либо вниз.

Но это я немного отвлекся.

Итак, второй способ . Он годится для современного инжекторного автомобиля. Двигатель должен быть в идеальном состоянии. Все системы и приборы, работающие совместно с электронным блоком управления, в простонародье - мозги автомобиля, должны быть в исправном состоянии. К стояночному тормозу требований никаких. Мы попросту его не используем в выполнении данного приема. В современном Регламенте правил проведения экзамена в ГАИ разрешено выполнять упражнение без стояночного тормоза.

Но… нашему умному двигателю, чтобы распознать эту нагрузку и успеть добавить газ, нужно время. Пару-тройку секунд. То есть, если вы будете быстро поднимать сцепление, то двигатель не успеет среагировать. Он заглохнет. Поэтому, поднимаем сцепление очень аккуратно.

Почувствовали маленькую вибрацию, остановите сцепление. Секунд на пять или чуть больше. Пусть двигатель привыкнет. Затем добавьте вибрации, до среднего уровня, чуть приподнимите сцепление. И снова задержите, секунд на пять. Затем ещё добавляем, осторожно, до крупной вибрации. Это был третий раз. Снова держим сцепление. Теперь пробуем отпускать тормоз. Если автомобиль пополз вверх – флаг ему в руки, помогайте двигателю газом.

Но скорей всего автомобиль у вас зависнет, будет стоять на месте. Нам только этого и надо. Далее просто трогаемся, как на ровной дороге. Не спеша. Добавляем газ, и сцепление чуть повыше. Но полностью не поднимаем.

Автомобиль потихоньку выползает. Ловкость ног и никакого мошенничества. Удобство этого способа в том, что мы работаем только ногами. Мои ученики для экзамена чаще выбирают именно этот способ. Хотя на занятиях изучаем и первый и второй. И следующий, третий способ.

Итак, третий способ .

Его можно применять тогда, когда автомобиль, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Чего греха таить, учебные автомобили в массе своей изношены. Если вы учитесь на хорошем автомобиле, то считайте, что вам повезло. А у многих и ручник не затянешь, и двигатель коптит. Тогда именно этот способ будет наиболее удачным.

Въезжаем на подъем. Ставим на стояночный тормоз. Силу не применяем. Спокойное среднее усилие. И при этом держим педаль тормоза. Как бы помогаем ручному тормозу удерживать автомобиль от скатывания. Один стояночный тормоз не всегда удерживает автомобиль, ведь мы не тянули рычаг со всей силы. Ведь если применять силу, когда настанет время убирать ручник, и при этом ювелирно удерживать обе педали на весу – задача сверхсложная. Поэтому упростим, облегчим себе жизнь, не будем кожилиться с ручником, а поможем ему ножным тормозом.

Итак, стоим на подъеме, держим ногами сцепление и тормоз. Ручник поднят. Начинаем плавно поднимать сцепление. Тормоз при этом продолжаем держать. Добиваемся маленькой вибрации и фиксируем педаль сцепления. Секунд пять или чуть больше. Затем ещё чуть сцепление вверх, добавляем вибрации до среднего уровня. Слышим вибрацию и пробуем плавно убирать ножной тормоз. Проверяем, не скатывается ли автомобиль назад. При скатывании вернуться на тормоз, и снова добавить вибрации. Можно, правда, и ручник чуть подтянуть. Глаза при этом направлены в сторону, через боковое окно. Только так мы наиболее чутко замечаем откатывание назад. Глядя вперед, на облака, мы не всегда можем заметить начало отката.

Если отката нет, глаза переводим на тахометр, теперь нам нужно освободившейся ногой нажимать на газ, сделать на тахометре 2000 оборотов. Кстати, придется довольно таки активно давить, чтобы получить поднятие стрелки. И две тысячи – не самоцель, получится больше, пусть будет больше. Фиксируем газ. Глаза переводим вперед, на край капота. Следующий этап – опять чуть приподнять сцепление до приседания автомобиля. Если у вас переднеприводный автомобиль, то на этом этапе автомобиль своим приседанием покажет вам, что он поехал. Передние колеса начинают поворачиваться, а задние колеса удерживаются ручником, не дают двигаться автомобилю. Получается эффект приседания. Для этого мы и смотрим на край капота (или нижний срез лобового стекла) а также на панораму впереди, чтобы уловить это самое приседание. Присела? Убираем ручник. Автомобиль поехал. Если продолжает стоять, значит доделайте обычное трогание, как будто вы стоите на ровной дороге.

Если у вас не переднеприводный автомобиль, то приседания не будет. Следите тогда за тахометром. Стрелка пошла вниз, вот вам и момент, вместо приседания, когда следует убрать ручник.

Много слов? Трудно воспринять.

Тогда, повторим. Появилась вибрация. Задание глазам: смотреть вбок, есть или нет откатывание назад, когда ослабляем педаль тормоза. Отката нет, переводим глаза на тахометр, нам газом надо набрать 2000 оборотов. Набрали? Переводим глаза вперед, нам приподнять сцепление и увидеть приседание. Присела? Убирайте ручник.

Ещё раз. Глаза: вбок - в тахометр - вперед. Задание нашим ногам: Приподнять сцепление до маленькой вибрации, подержать, еще приподнять до средней вибрации. Убрать тормоз. Далее газ, до 2000 оборотов. Затем еще раз приподнять сцепление до приседания, убрать ручник.

Какой из способов вы себе выбрали. Первый? Второй? Третий? Запишите на бумагу очередность действий.

Повторюсь, первый способ – годится для карбюраторных двигателей. Второй – для современного автомобиля в хорошем состоянии. Третий – тоже для современного автомобиля, но состояние которого вызывает сомнения.

Когда будете выполнять упражнение, следуйте именно той последовательности, которая описана в уроке. Любое отклонение от порядка действий приведет к невыполнению. Пропустите всего одно действие, или выполните не в той последовательности, упражнение не получится. Каждое движение ногой или рукой должно быть по отдельности аккуратно выполнено.

Тогда результат получается сам собой…

Посмотреть видео можно здесь

Если информация оказалась Вам полезной, ставьте лайк. И подписывайтесь на канал.

Опасность. Очевидно, что подниматься в гору автомобилю значительно сложнее, чем ехать по ровной дороге: от двигателя требуется повышенная мощность, более высокие обороты коленчатого вала. Чтобы преодолеть силу земного притяжения и не имея чёткого мнения по поводу того, как и на какой передаче ехать в гору на механике, водители перекручивают мотор, слишком сильно нажимая на педаль газа. В итоге это часто приводит к срыву колес в пробуксовку. Такому эффекту подвержены в основном переднеприводные автомобили, что связано с разгрузкой передней оси и снижением сцепления колес с покрытием, особенно скользким (глина, укатанный снег, лед и т. п.).

Другую опасность таят в себе холмы и небольшие горки. Водитель иногда не видит, что скрывается очередным подъемом, а ведь там может ждать крутой поворот, сложные препятствия (упавшие деревья, скатившиеся со склона камни, пешеходы, животные и многое другое) или ямы.

Движение на подъеме на механике: на какой передаче ехать в гору

Типичные ошибки. Часто водители неверно оценивают крутизну подъема и выбирают не ту передачу (в случае механической коробки), обороты двигателя. На более-менее серьезный склон подняться, например, только на IV передаче практически невозможно, поэтому ее в процессе подъема нужно менять на пониженную. Поэтому движение на подъеме на механике неизбежно связано с определенной трудностью, так как во время смены передач выключается сцепление. В итоге происходит разрыв потока мощности от двигателя к колесам, из-за чего резко падает скорость автомобиля, а инерция движения вверх по склону слишком мала, чтобы помочь машине активно ехать вверх.

Иногда на узких загородных дорожках, к тому же с опасной обочиной, приходится подниматься в гору близко к осевой линии проезжей части. Это чревато лобовым столкновением на вершине, особенно если встречный автомобиль также двигался не по своей полосе.

Как ехать в гору на механике

Безопасно. Чтобы уверенно совершить подъем, необходимо, приближаясь к нему, решить на какой передаче вы будете выполнять маневр. Если склон некрутой или короткий, то хватит и той, на которой вы ехали по ровной дороге. Чаще всего случается так, что передачу нужно менять на пониженную. Можно, конечно, заранее снизить скорость, переключиться на II или даже на I передачу и подниматься ползком. Но такой метод займет много времени, израсходует много топлива и износит детали мотора. Поэтому обычно передачи переключают на подъеме. Это стоит делать с помощью так называемой перегазовки, которая выполняется в момент, когда обороты двигателя стали падать, но автомобиль все еще активно движется вверх без заметного снижения скорости. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной тех помощи на дорогах москвы приедут и окажут необходимую помощь.

  1. выжмите педаль сцепления;
  2. переведите рычаг КПП в нейтральное положение;
  3. отпустите педаль сцепления, в КПП произойдет синхронизация валов (при остром дефиците времени этого можно не делать);
  4. быстро нажмите педаль газа примерно на 1/3-1/2 ее хода (профессионалы рекомендуют поднять обороты до значений, соответствующих максимальному крутящему моменту двигателя, плюс запас-500-1000 об/мин);
  5. отпустите педаль газа;
  6. выжмите сцепление;
  7. включите передачу на одну, а то и на две ступени ниже той, которая была включена до этого (наиболее эффективно перейти с IV сразу на II хотя окончательный выбор зависит от автомобиля и передаточных чисел в КПП);
  8. плавно (но быстро) отпустите педаль сцепления до точки трогания одновременно добавляйте тягу, нажимая педаль акселератора.

Движение на подъеме

Безопасный способ того, как ехать в гору на механике зависит и от расположения транспортного средства на дороге. Приближаясь к вершине холма, старайтесь двигаться максимально правее, не заезжая на обочину, особенно опасную и сыпучую. Достигнув вершины, внимательно оцените обстановку и помехи впереди вас. А в одной из следующих глав можно будет узнать как перестраиваться в плотном потоке если перестроение в плотном потоке машин заставляет вас бояться.

И еще. Несколько слов об остановке. Остановка и стоянка на подъеме (если по каким-либо причинам вам пришлось это сделать) должна осуществляться только на хорошо просматриваемом участке, где нет крутых поворотов и других, помех, которые закрывают обзор водителю.

Никогда не оставляйте машину, зафиксированную только стояночным тормозом, обязательно включайте I передачу. Если на подъеме есть бордюр, старайтесь вывернуть передние колеса в его сторону: это исключит прямолинейное скатывание автомобиля назад, он просто упрется задним колесом в бордюрный камень. При длительной стоянке желательно подложить под колеса упоры — большие камни или некруглые поленья.


Оказывались ли вы в неприятной ситуации, когда вы стоите на светофоре на пригорке, загорается разрешающий сигнал и автомобиль впереди вместо того, чтобы ехать вверх, откатывается прямо на вас. Хорошо еще, если удается избежать столкновения. А если нет? Виноваты, как ни странно, будете вы – ведь дистанцию держать нужно! Только в плотном потоке машин это занятие практически нереальное.

Чтобы научиться стартовать в горку мастерски, необходимо не только понимать процесс движения автомобиля с механической трансмиссией, но и довести приобретенные в автошколе навыки до автоматизма. Так что вперед, получаем инструктаж и вперед – тренироваться.

Как устроено сцепление

Для эксперимента вам понадобится стакан воды, заполненный почти полностью. Свободного от жидкости пространства должно остаться не более, чем на толщину одного пальца. Начинайте плавно трогаться и остановитесь спустя сто метров. После этого оцените, сколько воды окажется в стакане. Если вы стартуете по-настоящему плавно, то жидкость не расплескается. В обратном случае потренируйтесь мягко начинать движение на ровной поверхности, а потом уже приступайте к отработке упражнения на эстакаде.

Основы плавной езды

Прежде, чем покорять соседние уклоны дороги, водителям-новичкам рекомендуется отточить навыки начала езды и почувствовать поведение автомобиля на старте, находясь на ровной поверхности без спусков и подъемов.

- Первым делом, вам следует удобно расположиться в водительском кресле. О том, как его правильно настраивать и почему это так важно, мы уже писали в нашем блоге.
- Заведите мотор. Предполагается, что в этот момент машина должна стоять на ручном тормозе и нейтральной передаче.
- Расположите правую ногу на педали тормоза, а левой полностью выжмите сцепление.
- Переведите рычаг МКПП на первую скорость.
- Опустите ручной тормоз.


Следующие действия важно выполнять максимально плавно и медленно.

По-автошкольному

Все получилось? Тогда вперед, покорять холмы и горы!

- Выжимаем сцепление и включаем первую скорость.
- Немного нажимаем на педаль акселератора, доводя уровень оборотов двигателя до 2500-3000 оборотов в минуту.
- Следом начинаем плавно отпускать сцепление, сокращая количество оборотов до 1800-1500 оборотов в минуту. Важно делать это как можно медленнее и без рывков, иначе рискуете заглушить мотор.
- Следующим шагом отпускаем ручник, прибавляя газу и до конца отпуская сцепление.

И вот вы уже едете в горку, хоть и не с ветерком, но уверенно и без откатов назад.

Быстрая альтернатива

Автошкольный способ всем хорош, кроме одного: при отсутствии сноровки вы будете трогаться довольно долго, что с учетом интенсивного движения на городских улицах не допустимо. Если, конечно, вы не обожаете, когда позади вас сигналят и обзывают всеми известными (и не очень) ругательствами другие водители, рискующие не успеть проскочить на зеленый сигнал светофора.

Конечно, второй способ предполагает небольшой откат, но стартовать в горку таким образом можно намного быстрее, нежели используя ручной тормоз.

Ну и напоследок посоветуем начинающим водителям как можно чаще практиковаться, доводя процесс до автоматизма. Тогда любая, даже самая крутая горка окажется по плечу. Удачи!

Иногда случаются ситуации, когда стоящая впереди машина на пригорке, чуть ли не наезжает на вас. По сути, это ваша вина, так как необходимо держать дистанцию, но это не так-то просто, когда впереди и сзади вас огромный поток машин.

Попробуем объяснить принцип работы сцепления.

Чтобы без труда взбираться на горку, нужно понимать устройство механизма КПП.
Человеку, водящему автомобиль с АКПП, об этом переживать не нужно, просто потому, что на автомате нет сцепления, там есть гидротрансформатор. В общем, все устроено гораздо проще, и проблем с заездом на горку не возникает.

А что же с механикой? Тут сложнее. При нажатии на педаль сцепления, КПП и двигатель разъединяются. Когда же водитель, включив скорость, начинает постепенно убирать ногу с педали сцепления, двигатель сообщает крутящий момент в зависимости от привода к передним, задним или всем четырём колесам, автомобиль начинает ехать.

Нужно очень долго практиковаться, чтобы перестать ездить рыками. Как ездить плавно? Не торопитесь с горками. Попробуйте сначала научиться стартовать на ровной дороге.
Что для этого нужно?

1. Для начала настройте водительское кресло, а проще говоря – достигните в нем максимального комфорта.
2. Заведите мотор.
3. Правую ногу поставьте на педаль тормоза, а левой ногой выжмите сцепление.
4. Переведите рычаг механической КПП на первую позицию.
5. Снимите автомобиль с ручного тормоза.

6. Не торопясь ослабляйте давление на педаль сцепления до момента схватывания. Если у вас не получается просто ощутить это по факту, то взгляните на тахометр. Если он пошевелится, то это означает, что схватывание случилось.

7. Перенесите ногу с педали тормоза на педаль акселератора.

8. Не спеша поднимайте обороты, добавляя газ до начала движения транспортного средства. Теперь можно убрать ногу с педали сцепления и стартовать.

Если у вас все получилось правильно, автомобиль будет ехать очень плавно.

Когда у вас все получилось на ровной поверхности, можно уже тренироваться на холмах.

Допустим, вы уже находитесь под углом к земле, поднимаете ручник и переключаете рычаг передач в нейтральное положение. Что дальше?

1. Вы включаете 1 передачу и выжимаете сцепление
2. Слегка наступаете на педаль газа так, чтобы уровень оборотов поднялся до 2400-3100 в мин.
3. Плавно отпустите сцепление и сократите обороты до 1550-1800 в минуту. Помните, что нужно делать это, не торопясь, именно медленно, чтобы не было рывков, ведь это может привести к заглушке мотора.
4. Отпустите ручник, прибавьте газ и до конца отпустите сцепление.

Отлично, если у вас получилось заехать на горку без отката назад.
Этот способ порой требует длительно время, так что перед тем, как ездить в городе, вам стоит попрактиковаться в безлюдной местности. Тогда на дороге не возникнет проблем, и агрессивные водители не будут вам сигналить, потому что вы тормозите процесс дорожного движения.
Тренируйтесь, и все у вас получится.

Дорогой читатель, спасибо за то, что дочитал эту статью до конца! Если она понравилась тебе, то поставь палец вверх и подпишись на канал! А также читай по теме " Ни за что не делайте это при ДТП " и " Какие правила чаще всего нарушают ?"

Читайте также: