Как нарисовать чум для хантов

Обновлено: 23.04.2024

5. Объект исследования

6. Предмет исследования

7. Гипотеза исследования

Предположим, что изучая культуру народа
ханты, мы поймём, что форма постройки
жилища не случайна, так как она может быть
связана с мировоззрением народа, его образом
жизни

8. Задачи исследования

- Познакомиться с литературой;
- Посетить интернат;
- Обнаружить связь архитектурной формы
чума с культурой ханты.

9. Характеристика народа ханты

Среди ханты
выделяются
три этнографические
группы
(северные, южные
и восточные),
отличающиеся
диалектами, самоназваниями,
особенностями в хозяйстве и культуре

10. Образ жизни ханты

11. Женщины занимаются

12. Конструкция чума

Зимние капитальные постройки были либо каркасными,
углублёнными в землю, пирамидальной или усечённопирамидальной формы, либо срубными.
Оленеводы в тундре жили на стойбищах в чумах,
крытые накрывали покрышками из оленьих шкур или
бересты.
В конструкции чума нет мелочей.
Коническая форма хорошо
приспособлена к особенностям
ландшафта открытой тундры. Он
устойчив при ветрах.
С крутой поверхности чума легко скатывается
снег

13. Конструкция чума

Коническая конструкция чума
выверена веками.
Она предельно проста, все
детали - незаменимы.
Три длинных шеста расставляются по кругу, и
скрепляются вверху сухожилием оленя. Затем в каркас
вставляются остальные жерди. Чум покрывается
нюками.
Летний вариант покрышки
изготавливался из
бересты. Трудоёмкий
процесс изготовления
такого нюка занимал иногда
весь летний период.
Зимний вариант покрышек - оленьи шкуры.
Сегодня кочевники используют брезент,
сукно.

14. Внутреннее пространство чума

Зимний чум тундровики
ставят в укрытых от ветра
местах. Где рядом есть река
для ловли рыбы, где под
снегом много ягеля и где есть
топливо для очага.
Центральное место в чуме – это очаг. В былые
времена это открытый костер, сегодня
металлическая печка.
Чум условно делится на мужскую и
женскую половины. На мужской
половине размещаются охотничьи
принадлежности, здесь хозяева
встречают гостей. На женской
половине размещается вся
домашняя утварь, продукты
питания, одежда, колыбель.

15. Вертикальная модель мира и чум

Вертикальная модель– это сравнение
строения мира с деревом, древом жизни.
Верхний мир – это крона, средний мирствол, подземный мир – корни. Вообще
растения в культуре ханты занимают
особое место, в частности, деревья.
Вертикальная модель мира объясняет строение
чума. Верхнее отверстие в чуме предназначено
для свободного общения с богами. Отсутствие
окон объясняется тем, что существа нижнего
мира могут подсматривать в окна и этим
приносить вред людям.

16. Выводы

Прикоснувшись к истории и культуре, я понял, что форма
постройки жилища не случайна, как с точки зрения
физических законов, так как и с точки зрения верования
народа.



Автор: Кокорина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования по рисованию.
Место работы: МБДОУ №202 Детский сад общеразвивающего вида "Сказка".
Описание: данный мастер класс будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, а также учителям начальных классов. Опираясь на мастер-класс, дети могут и самостоятельно выполнить этот рисунок.
Назначение: данный рисунок можетбыть учебной,выставочной или конкурсной работой.
Необходимые инструменты и материалы:
- акварель;
- фломастеры;
- кисть № 3;
- альбомный лист;
- прямоугольник 8x16.
Цель: расширение знаний детей о народах, живущих на нашей планете, обучение рисованию человека без предварительного карандашного наброска.
Задачи:
- познакомить с жизнью народов Крайнего Севера;
- продолжать учить изображать сюжетные картинки;
- продолжать учить рисовать человека в движении;
- продолжать учить правильно работать акварелью: брать больше воды, закрашивать в одно касание, промывать кисть после каждого цвета;
- продолжать учить наносить симметричный узор, украшая чум и одежду;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, при выполнении мелких узоров;
- воспитывать интерес к рисованию, через нетрадиционные техники: рисование акварелью с фломастерами и внесение элементов аппликации.
Предварительная работа:знакомство с жизнью Народов Крайнего Севера, рассказ, беседа, рассмотрение иллюстраций.
Краткая информация:Наша Земля разнообразна своей природой. Леса, степи, пустыни, жаркие страны, северные побережья. Везде своя природа: растения, животные и люди, проживающие в этих местах. Давайте познакомимся поближе с холодными, северными побережьями.
Бескрайние просторы тундры – Родина, дом для сильных и выносливых народов Севера. Живут там ненцы, нанайцы, эскимосы и чукчи. Они приспособились жить в суровых условиях. Их дома отличаются от наших. Народы часто переезжают с места на место, поэтому им нужен теплый дом, который легко собрать и разобрать. Их дом называется чум. Для строительства чума используют длинные еловые шесты и шкуры оленей. Шесты устанавливают в форме конуса, а потом сверху покрывают шкурами. Чум сохраняет тепло даже в самые лютые морозы, а коническая форма придаёт ему устойчивость при ветрах и буранах. Одежду народы Севера также шьют из оленьих шкур, в ней очень тепло. Свою одежду они украшают вышивкой, бисером, меховой мозаикой. Из контрастного по цвету меха вырезают кусочки разных геометрических форм: квадраты, полоски, круги, треугольники, потом аккуратно сшивают и получается красивая одежда.
Конечно же использование геометрических узоров при выполнении мозаики или вышивки не случайно, каждая форма несёт свой смысл:
Круг – солнце, земля;
Крест – огонь, очаг.
На колыбели девочки изображали крест внутри круга – девочка всегда будет дома у очага, на колыбели мальчика крест, выходящий за круг – будущий мужчина, добытчик, уйдёт из родного дома.
Волна – река;
Ряд треугольников – образ чума.
Конечно же, у народов Крайнего севера есть помощники животные – это олени и собаки, которые верно служат им. Природа Севера своеобразна, сурова и, по своему красива. Северное сияние озаряет небо необыкновенным свечением.
Давайте мы с вами передадим в рисунке своеобразие жизни народов Крайнего Севера.
1.Набираем на кисть синюю краску и проводим линию горизонта, чуть выше середины листа.







6.Разворачиваем и каждую сторону сгибаем к получившейся линии сгиба на угол – получается треугольник – чум.




7.Украшаем наш чум. Узор будем рисовать симметрично, одинаково с двух сторон. Посередине рисуем солнце.






10.Теперь нарисуем северных жителей. Рисуем круг – голову, глаза-щёлочки, маленький носик и улыбку ротик. А вокруг делаем ещё один круг волнистой линией или зигзагом, передавая так мех от шапки вокруг лица.



11.Под мехом скрывается шея, поэтому сразу рисуем шубку. Шубка по форме похожа на трапецию. Потом добавляем рукава. По краю рукава рисуем мех. Теперь наносим узор по краю рукава, используем красный и черный цвета. И наносим геометрический узор по середине и краю шубки теми же цветами. Закрашиваем шубку коричневым цветом.





12.Рисуем рядом по тому же принципу ещё одного человечка, но уже с поднятой рукой, как будто они играют в снежки.






Вот теперь рисунок действительно готов. Он полностью передаёт особенности жизни народов крайнего севера.

2. Цель урока: -по содержанию: знать о традиционном жилище хантов; -по способу работы: освоить приемы работы над макетом.

Задачи урока:
• Воспитывать бережное отношение к народным
традициям и промыслам, эмоционально-ценностное
отношение к деятельности.
•Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом
коренных народов округа.
• Дать детям понятие о древнем переносном жилище чуме (из какого материала строится, где и как
устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
• Развивать фантазию и воображение, навыки
самостоятельного творческого мышления.

3. Территория проживания народов ханты и манси

5. Летний и зимний чум

6. Сборка чума

Размеры чума в диаметре от
3 до 5 метров. Устанавливает
чум всегда женщина. На то
чтобы собрать и разобрать чум
уходит от 3 до 5 часов.

7. Сборка чума

Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей.
Обычно это три, четыре жерди, которые обвязывают вверху
тонкими корнями. Затем накрывают нижнюю часть чума
покрытием , а после этого натягивают верхнюю часть
покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон
покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки
устанавливают на противоположной стороне от дверей.

8. Очаг в Чуме

Очаг в чуме – часть семьи. Угли из своего очага нельзя передавать
в чужой дом, иначе начнутся несчастья.
Расположен очаг точно под верхушкой чума. Там, где скрестились
шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и
выходит дым. На костре быстро готовится пища, а дым от него
выкуривает комаров.

9. В чуме Слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же

находится место хранения одежды и других
женских принадлежностей для шитья и других работ в берестяных коробках или
меховых сумках.
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу, а когда их нет,
место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами.

10. Украшение чума

11. Стойбище поселение хантов и манси состоящее из нескольких чумов

12. Макет Чума

Макет - это модель объекта в
уменьшенном масштабе или в
натуральную величину.
Предназначен для
представления объекта.

13. Физкультминутка

Из - за парт мы выйдем
дружно,
Но шуметь совсем не
нужно,
Встали прямо, ноги
вместе,
Поворот кругом, на
месте.
Хлопнем пару раз в
ладошки.
И потопаем немножко.

14. Последовательность изготовления чума

1. Обводим шаблон чума (развёртка конуса)
2. Аккуратно вырезаем чум соблюдая технику безопасности
при работе ножницами:
Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, внимательным.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными
от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
3. Украшаем развёртку чума орнаментом народов ханты
и манси
4.Склеиваем развёртку чума

15. Оцени себя сам

16. Закончи фразу "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…";

Закончи фразу
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я
разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"

2. Цель урока: -по содержанию: знать о традиционном жилище хантов; -по способу работы: освоить приемы работы над макетом.

Задачи урока:
• Воспитывать бережное отношение к народным
традициям и промыслам, эмоционально-ценностное
отношение к деятельности.
•Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом
коренных народов округа.
• Дать детям понятие о древнем переносном жилище чуме (из какого материала строится, где и как
устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
• Развивать фантазию и воображение, навыки
самостоятельного творческого мышления.

3. Территория проживания народов ханты и манси

5. Летний и зимний чум

6. Сборка чума

Размеры чума в диаметре от
3 до 5 метров. Устанавливает
чум всегда женщина. На то
чтобы собрать и разобрать чум
уходит от 3 до 5 часов.

7. Сборка чума

Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей.
Обычно это три, четыре жерди, которые обвязывают вверху
тонкими корнями. Затем накрывают нижнюю часть чума
покрытием , а после этого натягивают верхнюю часть
покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон
покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки
устанавливают на противоположной стороне от дверей.

8. Очаг в Чуме

Очаг в чуме – часть семьи. Угли из своего очага нельзя передавать
в чужой дом, иначе начнутся несчастья.
Расположен очаг точно под верхушкой чума. Там, где скрестились
шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и
выходит дым. На костре быстро готовится пища, а дым от него
выкуривает комаров.

9. В чуме Слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же

находится место хранения одежды и других
женских принадлежностей для шитья и других работ в берестяных коробках или
меховых сумках.
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу, а когда их нет,
место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами.

10. Украшение чума

11. Стойбище поселение хантов и манси состоящее из нескольких чумов

12. Макет Чума

Макет - это модель объекта в
уменьшенном масштабе или в
натуральную величину.
Предназначен для
представления объекта.

13. Физкультминутка

Из - за парт мы выйдем
дружно,
Но шуметь совсем не
нужно,
Встали прямо, ноги
вместе,
Поворот кругом, на
месте.
Хлопнем пару раз в
ладошки.
И потопаем немножко.

14. Последовательность изготовления чума

1. Обводим шаблон чума (развёртка конуса)
2. Аккуратно вырезаем чум соблюдая технику безопасности
при работе ножницами:
Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, внимательным.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными
от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
3. Украшаем развёртку чума орнаментом народов ханты
и манси
4.Склеиваем развёртку чума

15. Оцени себя сам

16. Закончи фразу "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…";

Закончи фразу
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я
разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

 Традиционное жилище хантов - чумВыполнила: Будайчиева Рема Джавидовна

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Традиционное жилище хантов - чумВыполнила: Будайчиева Рема Джавидовна

Традиционное жилище
хантов - чум
Выполнила: Будайчиева Рема Джавидовна

Цель: расширить представление детей о народах крайнего Севера; познакомить.

Цель:
расширить представление детей о народах крайнего Севера;
познакомить детей с бытом и жилищем хантов;
воспитывать уважение к культуре коренных жителей тайги.

Чум – традиционное жилище народов Севера, занимающихся оленеводством. Чум сде.

Чум – традиционное жилище народов Севера, занимающихся оленеводством.
Чум сделан из деревянных жердей, плотно укрытых берестой и оленьими шкурами. Имеет коническую форму, что делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Этот тип постройки наилучшим образом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании, перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычно установка дома занимала у хантов менее сорока минут.

Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который счита.

Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который считался священным (по некоторым данным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Один шест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторон укладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки. После того, как установлены шесты в виде конуса, натягивается покрытие чума. Покрытие заходит один за другой, сверху их обвязывают веревками.

В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бер.

В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум ставили без углубления. Пол был земляной или укрытый циновками из прутьев. Спали на нарубленных хвойных ветках, укрытых оленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркаса укладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышка мехом наверх, внутренняя - мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом, землей и дерном для большей герметичности. Чум ставили входом к реке либо в направлении кочевания.

Посреди чума – очаг. Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских.

Посреди чума – очаг.
Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного по краям толстыми бревнами

В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на н.

В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на ней, в центре сделан очаг. Справа и слева от очага, находятся спальные места. Справа посредине место хозяина и хозяйки. В дальнем правом углу место для маленьких детей. Справа, ближе к двери, место для стариков. Левая половина чума предназначена для остальных членов семьи и гостей.

В чуме хозяйкой является женщина. Она содержит чум в чистоте и порядке. Чум п.

В чуме хозяйкой является женщина. Она содержит чум в чистоте и порядке. Чум поделен на хозяйственную часть и спальную, в переднем углу чума стоит сундучок с фигурками домашних духов. Летом в чуме расстилают свежескошенную траву, зимой покрывают лапником - хвойными ветками.

Дом в представлении жителей тайги не ограничивается рамками жилища, а включа.

Дом в представлении жителей тайги не ограничивается рамками жилища,
а включает весь обжитой участок леса, тундры или берега реки, где проживает семья.

Ханты и манси очень трепетно относились к окружающему миру. Перед тем как сру.

Читайте также: