Как обезьяны ищут вшей у своих

Обновлено: 15.04.2024

РИГА, 23 июн — Sputnik, Владимир Дорофеев. День, когда Латвия против желания вступила во Вторую мировую войну, ту дату, когда нацисты напали на сонные города, сейчас вспоминают немногие. Хотя именно эта дата, 22 июня, разделила латвийский быт на "до" и "после" войны. Но то ли выветрилась память, то ли быльем поросла. И теперь уже люди толком не могут разобраться, что было, а чего не было. Кто герой? Кто жертва? Кто палач? Кто предатель? Все смешалось в головах новых поколений.

В пятницу, 22 июня, около 10 часов утра, у памятника Освободителям в Риге собралось чуть меньше 200 человек — представители посольств России и Белоруси и местные — в основном пожилые. Были также политики из социалистической партии, из русских общин Латвии и Риги и других общественных организаций. Построившись в колонну, дипломаты, пенсионеры и политики прошли к монументу и возложили цветы.

Свидетели и теоретики

Что характерно, самые молодые в этой толпе были сорокалетними, и могли припомнить еще уроки истории и патриотизма в советской школе. Детей независимости здесь не было — не знают они этой даты и не боятся, что когда-нибудь все может повториться.

Но живы еще дети войны — те, кто помнит ее не по рассказам. Эти люди видели все собственными глазами, в отличие от современных историков, спорящих о том, какая оккупация была тяжелее. Они видели, как врывались немецкие оккупанты в дома в поисках съестного и забирали последнее, как насиловали женщин, как расстреливали детей. Этих людей не обманешь популистскими россказнями. Но уже поколению сорокалетних все это не так очевидно, а их детям и вовсе непонятно.

Настоящая оккупация

"День нападения на советскую Латвию был пятым днем моего рождения. Мама в тот день пекла пироги. Я помню, уже с утра в окне увидела как наши айсарги достали форму и стали в ней разгуливать по деревне. В воздухе пахло каким то томительным ожиданием. Сосед еврей засобирался и уехал с вещами в Даугавпилс. Отец мой, стараясь лишний раз не мелькать во дворе, собрал вещи и к ночи растворился во мраке, уйдя в лес, в партизаны. Потом летели самолеты и бомбили села, стрекотали по улицам немецкие мотоциклы. Мы — дети и женщины сидели тихо, как мышки, по подвалам", — вспоминает Антонина Ильинична из латгальской деревни.

Она рассказала, что жила в своем доме при оккупантах год. А потом немцы, прознав про ее отца, угнали семью в Саласпилс. Оттуда мать вывезли на работы в Германию, а детей отдали родне.

"То, что мы оказались у родни, — это нам повезло. Других раздавали батраками чужим людям, и нередко те держали людей в абсолютно скотских условиях. Скажем, зимой без обуви. Конечно, помнит мое поколение ту войну, как не помнить. И об оккупации может рассказать о настоящей, а не о выдуманной. О той, где оккупант грабит и насилует, а не о той, где университеты и больницы строит, и латышей начальниками делают", — заключила женщина.

Ждали праздника, а получили войну

Посол России в Латвии Евгений Лукьянов рассказал, что для него, как для сына фронтовика, 22 июня — это дата скорби, дата — реликвия, но именно с этого дня начался непростой путь к Победе.

© Sputnik / Sergey Melkonov Посол России в Латвии Евгений Лукьянов возложил цветы к памятнику Освободителям

"Конечно, для меня, сына фронтовика, эта скорбная дата, связанная с войной, – дата реликвия. Именно с нее, начался долгий и непростой путь нашего народа к Победе. Но тяготы наших стран в войне, страдания населения такие, про которые и детям не расскажешь, они живы в народной памяти. Здесь, в Латвии, я особенно остро чувствую эту дату. Ведь тут день летнего солнцестояния — это особая дата, праздник всеобщий, народный. И вот народ ожидает ярмарку, а получает войну. Страшную, которую многие и не пережили", — поделился Лукьянов.

Многие из тех, кто пришел возложить цветы к памятнику, были не свидетелями войны, а их детьми. А большинство пришедших свидетелей тех событий были не местными, а теми, кого сейчас в Латвии модно называть оккупантами. Когда эти старики делились воспоминаниями, рассказывали о своем опыте жизни при оккупации, становилось ужасно горько. Как их, жертв войны, можно перепутать с виновниками трагедии?

"О начале войны мы узнали по радио. Мы в Пскове жили, ждали прибавления семейства. Папа, как услышал про войну, ушел в город на два часа, вернулся, выправив семье документы на эвакуацию, и попрощавшись, ушел на фронт. А мы на следующий день пошли на поезд, но уехать так и не смогли. Люди, понимая что на них идет война, всеми правдами и неправдами старались покинуть город. В вагонах ехали стоя, залезая даже на крыши составов. Мы, несмотря на все документы, так и не смогли уехать. Мама разнервничалась и родила раньше срока, ребенок не выжил. Но все же мы не жалели, что пошли на вокзал, потому что, когда вернулись домой, увидели, что дома больше нет — в него попала бомба", — рассказала Зинаида Александровна Семенова.

"Ели бы мы знали, что нас назовут оккупантами"

"Нынешним детям невозможно передать, как мы одичали во время этой оккупации. Не было мыла и все ранее приличные люди стали выглядеть чучелами и завшивели. Мы мылись золой из печки, и встречаясь, искали друг у друга в головах вшей, как обезьяны. Разве можно такое сравнить с "советской оккупацией" Латвии?" — говорит Зинаида Александровна.

Но одно из самых страшных ее воспоминаний связано с холодом. Зима 1941 была суровой, и немцам было тяжело. А оккупированному местному населению было еще тяжелее. Морозы стояли ниже 40 градусов. Дров не было. В печках сгорело все — ненужная мебель, весь хлам. Люди умирали от холода.

Как-то раз дети, увидев новый телеграфный столб, ночью отпилили от него пару чурок, чтоб не умереть от холода. Заметив укороченный столб, немецкие солдаты пошли в дом, из трубы которого ночью шел дым. Не найдя виновных, немцы решили расстрелять каждого третьего жителя дома. Чудом узнав об этом, люди убежали, бросив свой нехитрый скарб. Могут ли такое вспомнить "оккупированные" латыши?

Вы наверное встречали в интернете вот такую душещипательную историю «про обезьянку Вашо и ее беременную наставницу«.

Давайте я вам расскажу как все было на самом деле.

Лишь в 1966 году этологи Аллен и Беатриса Гарднер, просматривая фильмы о Вики, обратили внимание на то, что та хотела и могла общаться с помощью знаков: например, очень любила кататься на машине и, чтобы сообщить о своем желании людям, придумала приносить им изображения автомобилей, которые вырывала из журналов. Неспособной к речи ее делал не недостаток ума, а устройство гортани. И тогда Гарднерам пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые.

Уошо и ее семья

Будущая первая леди в мире шимпанзе была 10-месячным детенышем, пойманным в Африке: первоначально ее предполагали использовать в космических исследованиях — судя по всему, она была просто рождена для славы.

Гарднеры воспитывали Уошо как собственного ребенка. Она не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приемные родители, но и задавала вопросы, комментировала собственные действия и действия своих учителей и сама заговаривала с ними.

Исследования тем временем давали все новые и новые результаты, которые Гарднеры анализировали и тщательно сравнивали с имеющимися данными о развитии речи у детей. И вскоре критики были вынуждены снять некоторые из своих возражений

Роджер Браун признавал, что порядок слов не играет решающей роли. В некоторых языках, например финском, он не столь важен, как в английском. Расположение слов в предложении не играет большой роли и в языке глухонемых АСЛ. Да и дети сами нередко нарушают порядок слов, но… превосходно понимают друг друга.

Горилла-профессор

Дрессированные животные или братья по разуму?

Одной из целей Рамбо было как можно меньше поощрять обезьян за правильные ответы. Взрослые обезьяны, с которыми работала Сэвидж-Рамбо, не проявляли особых талантов и только усугубляли ее скепсис. Но в один прекрасный момент малыш Канзи — сын одной из этих обезьян, все время вертевшийся возле матери, — вдруг начал по собственной инициативе отвечать за нее. До этого момента его никто ничему не учил, исследователи вообще не обращали на него особого внимания, но отвечал он блестяще.

В мире животных: культура, образование, эмоции

Но еще в середине ХХ века появилась этология — наука о поведении животных. И наблюдения этологов позволили совсем по-другому взглянуть на психические способности животных.

Выяснилось, что человекообразные обезьяны (как и слоны, и дельфины) обладают самосознанием, по крайней мере на телесном уровне: они узнают себя в зеркале. Спектр эмоций, проявляемых ими, очень богат. Например, по наблюдениям этолога Пенни Паттерсон, гориллы любят и ненавидят, плачут и смеются, им знакомы гордость и стыд, сочувствие и ревность…Одно из последних исследований, выполненное британскими биологами из университета Сент-Эндрюс, показало даже, что у дельфинов есть подобие постоянных имен друг для друга.

Да, мозг человекообразной обезьяны весит в три раза меньше, чем наш, но это еще не делает нас исключением среди других живых существ: у дельфинов, китов, слонов мозг куда больше, чем наш. Исследователи придумали сравнивать не объем мозга, а отношение веса мозга к весу тела. Но вот незадача — впереди нас по этому коэффициенту оказались лабораторные мыши.

Если нет жары, шимпанзе ходят в одежде, которую должны сами надевать. Они стелют постели и занимаются уборкой. Как правило, обезьяны способны подтереть пролитую жидкость, вымыть посуду, исполнять другие поручения. Все это благотворно отражается на познании языка и позволяет избежать избалованности.

Разговорные возможности человекообразных обезьян успешно исследуются в США и по программам четырех других экспериментов.

А вот эксперимент, проводившийся с шимпанзе в Колумбийском университете Нью-Йорка, недавно был прерван. Причины, побудившие профессора психологии Херба Террейса капитулировать, вызвали серьезные споры среди коллег.

Второе различие заключается в том, что лингвисты называют средней длиной выражения. Дети употребляют, становясь старше, все более длинные и сложные фразы. В два года средняя длина предложений у них примерно такая же, как у Нима,— 1,5 слова (или знака), но в последующие два года длина фраз у Нима росла очень медленно, тогда как у детей (как глухих, так и здоровых) она резко увеличивается.

Существуют три способа поддержать разговор после того, как партнер закончил говорить: можно повторить фразу другого полностью, можно частично воспроизвести сказанное и добавить нечто свое и, наконец, можно сказать что-то совершенно новое Дети до двухлетнего возраста повторяют за родителями до 20 процентов их высказываний. На следующий год доля повторений падает до двух процентов. Ним, однако, на протяжении всего третьего года жизни имитировал 40 процентов фраз своих учителей. Дети до двух лет дополняют сказанное собеседником в 20 процентах случаев, а к трем годам поддерживают таким образом половину разговоров. У Нима добавления не превышали 10 процентов


Между обезьяной и человеком

Сегодня на сторонников защиты прав животных смотрят как на сентиментальных психов. Но, возможно, завтра все изменится, ведь когда-то и рабов или представителей других человеческих рас не считали за людей.

Наверняка те, кто любит смотреть по телевизору передачи о жизни животных, видел сцену, характерную для обезьян: в послеобеденное время стая обезьян пребывает в неге. Пищи более, чем достаточно, голода и жажды никто не испытывает, а хищников на горизонте не видно. И вот, разомлевшие от счастья обезьяны принимаются копаться друг у друга в шерсти. Но что же там можно найти для себя?

Первое, и наиболее очевидное объяснение этого действия заключается в том, что ловкие пальцы приматов прочесывают шерсть в поисках кровососущих паразитов.

Данный вывод люди делают исходя из своих наблюдений за поведением домашних питомцев, ведь собаки и кошки периодически предпринимают не совсем ловкие попытки выловить блох с помощью когтей и зубов.

Вполне логично, что очень умным обезьянам, которые к тому же имеют пятипалую руку, приписывается догадка помочь друг другу в отлове этих кровососущих паразитов.

Казалось бы, какие здесь могут быть сомнения? Порылся в чужой шерсти, нашел кровососа, поймал и отправил его себе в рот. Все очевидно! Однако не стоит торопиться с выводами.

Груминг — это активное поведение животных, направленное на очистку поверхности тела.

Груминг — это активное поведение животных, направленное на очистку поверхности тела.

Во-первых, пальцы обезьяны нельзя сравнивать с человеческими в их ловкости. Обезьянья рука отлично приспособлена для лазанья по деревьям, но никак не для мелкой работы вроде шитья или собирания мелких объектов, к числу которых можно отнести и блох. Попробуйте поймать блоху на теле у своей кошки или собаки, если они там, конечно есть. Скорее всего, это будет совсем непросто даже для человека с его обученной мелким движениям рукой.

Попробуйте заставить это сделать маленького ребенка, чья координация еще не усовершенствована длительным обучением: для этого ему потребуется приложить еще больше усилий. Но ловкость пальцев обезьяны намного уступает даже ловкости детских пальчиков. И чтобы поймать блоху ей придется приложить колоссальные усилия, которые в большинстве случаев будут безуспешными. Чего же ради обезьяны копаются друг у друга в шерсти?

Отыскиванием паразитов в шерсти друг друга приматы проявляют знаки внимания.

Отыскиванием паразитов в шерсти друг друга приматы проявляют знаки внимания.

Полагать, что блохи отличаются отменным вкусом достаточно наивно, а считать, что они являются особо питательными просто глупо. Во всяком случае, то ничтожное количество калорий, которое обезьяна получит съев блоху не покроет даже расходов на ее поиски. И вряд ли такое нелепое времяпровождение смогло бы уцелеть в процессе нещадного естественного отбора, который отсекает все, непродуктивное и неэкономичное. И на самом деле, если обезьяны и занимались поиском паразитов друг у друга, то это бессмысленное занятие давно погибло где-то на свалке эволюции вместе с другими бессмысленными занятиями, и современные приматы блох уже не разыскивают.

На самом деле то, что люди принимают за поиск блох, является поиском кристаллов соли. Эти кристаллы являются ни чем иным как осевшей на шерсти животного в результате потоотделения солью. Именно ее и выискивают на теле своих собратьев приматы, стремясь таким образом пополнить свой минеральный запас.

У обезьян груминг устанавливает психологические связи, формирует иерархию и социальную структуру семейств.

У обезьян груминг устанавливает психологические связи, формирует иерархию и социальную структуру семейств.

Проще говоря, это занятие является ни чем иным как приемом минерального комплекса. Только человек для этого идет в ближайшую аптеку, а обезьянам так далеко ходить не нужно.

Но даже не это самое важное. Куда большее значение имеет социальная составляющая этого занятия, которое является чем-то вроде обезьяньего причесывания, или выражаясь языком профессионалов – грумингом. Дело в том, что обезьяны являются социальными животными, живущими в своем обществе, которое подвержено порой очень сложным законам и где, как и в обществе людей, периодически приходится выяснять отношения.

Груминг же является достаточно приятной процедурой, которая помогает задобрить агрессивно настроенную особь. Кроме этого, с его помощью животное может добиться расположения у того животного, которое занимает в стае более высокую иерархическую позицию, то есть, говоря более простым языком, имеет более высокий статус.

Вычищая шерстку соседа, обезьянка может добиться его расположения к себе.

Вычищая шерстку соседа, обезьянка может добиться его расположения к себе.

По сути, обезьяна, приглаживая шерсть своего более статусного сородича,занимается тем же самым, чем занимается человек, который пытается добиться расположения своего начальника, делая ему подарки и оказывая те или иные услуги.

Причем, чем более выраженной является иерархическая система обезьяньей стаи, тем чаще ее члены используют перебирание шерсти в качестве основного метода ведения дипломатических манипуляций. Эта закономерность наблюдается как у макак-резус, так и у павианов и даже у горилл. Так что, можно предположить, что чем более структурированным будет становиться человеческое общество, тем чаще в нем будут предаваться таким закулисным маневрам, с целью повышения своего статуса.

Предложением к грумингу в большинстве случаев является издаваемое губами причмокивание.

Предложением к грумингу в большинстве случаев является издаваемое губами причмокивание.

Однако стоит отметить и то, что, несмотря на то, что грумингом, как правило, занимается подчиненная особь, в отдельных конфликтных ситуациях именно слабая особь может подставить свое тело доминантной особи для груминга. Таким образом, как предполагают ученые, она демонстрирует свою готовность полностью подчиниться и, надо признать, в большинстве случаев такая стратегия срабатывает.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Вам, вероятно приходилось наблюдать такую сцену в зоопарке или по телевизору: обезьянья стая пребывает в полуденной неге. Пищи вдоволь, хищников не видно. Можно и покопаться друг у друга в шерсти. Что там ищут ловкие пальцы приматов? Первое предположение — кровососущих паразитов. Этот вывод делается людьми на основе наблюдений за домашними животными. Кошки и собаки неуклюже пытаются выловить блох когтями и зубами. А умные пятипалые обезьяны, смотри-ка, догадались помогать друг другу. Сомнений нет: вот порылся, нашел, поймал и отправил кровососа себе в рот.

Подождите делать выводы! Мы сейчас узнаем, как там на самом деле …

Нельзя считать пальцы обезьяны такими же ловкими как пальцы человека. А ведь и тому поймать блоху на теле домашнего питомца ой как непросто. Наивно также полагать, что блохи особенно вкусны. На самом же деле в рот отправляются не прыгающие крошки, а кристаллы соли, которые образуются на обезьяньей шерсти в результате потоотделения. Таким образом, приматы восполняют свой минеральный запас.

Но куда важнее социальная функция перебирания шерсти или, говоря профессиональным языком, груминга. Обезьяны живут в сообществе, где порой приходится выяснять отношения. И груминг, как довольно приятная процедура, помогает задобрить агрессора либо найти расположение у особи, которая стоит выше на иерархической лестнице. Исследователи психологии обезьян наблюдали, как один из самцов стал доминантным не благодаря своей силе, а используя хитрую дипломатию. Он завоевал симпатии стаи, оказывая услуги груминга представителям обоих полов.

Чем выраженней иерархическая система в обезьяньем сообществе, тем больше в нем распространено перебирание шерсти. Его можно встретить и у павианов, и у макак-резусов, и даже у горилл. Как правило, груминг делает подчиненная особь. Предложением к грумингу служит причмокивание губами. Но в конфликтных ситуациях слабая особь может подставить доминантной свое тело для груминга, подчеркивая тем самым свою полную покорность. Это, как правило, срабатывает.

Читайте также: