Как питаются паразиты природоведение 5 класс

Обновлено: 24.04.2024

1. Многообразие паразитов, особенности их питания. Влияние на организм хозяина. Паразиты — организмы, использующие другие организмы в качестве места обитания и источника пищи, питаются органическими веществами организма-хозяина или его пищей либо заглатывая и переваривая твердые частицы пищи (аскарида), либо всасывая жидкие органические вещества всей поверхностью тела (бычий цепень) или с помощью специальных органов (клещи, клопы). Примеры паразитов: вирусы, многие бактерии, грибы (головня, спорынья, трутовик), простейшие (малярийный паразит, лямблии), плоские и круглые черви (аскарида, острица, печеночный сосальщик, бычий и свиной цепни, кошачья двуустка, эхинококк), клещи (чесоточный, таежный), насекомые (клопы, блохи, вши). Явление паразитизма среди растений (петров крест, заразиха), позвоночных животных (гнездовой паразитизм у кукушки).

Отрицательное влияние на организм хозяина большинства паразитов (вызывают разнообразные заболевания, разрушают клетки или ткани у хозяина, выделяют в организм хозяина ядовитые вещества).

2. Упрощение организации паразитов, обусловленное обилием пищи, отсутствием в организме хозяина врагов, резких колебаний температуры, влажности. Упрощение организации паразитов в процессе эволюции по сравнению со свободноживущими предками. Исчезновение у многих паразитов органов передвижения, органов чувств, более простое строение нервной системы. В связи с питанием переваренной или полупереваренной пищей упрощение строения пищеварительной системы или вообще ее отсутствие у некоторых видов; всасывание пищи, переваренной хозяином, через поверхность тела.

3. Приспособленность паразитов к жизни в организме хозяина. Формирование у паразитов в процессе эволюции приспособлений, защищающих их от неблагоприятных воздействий среды, например особой оболочки, покрывающей тело червей-паразитов и защищающей их от переваривания пищеварительными соками хозяина, приспособлений, позволяющих червям-паразитам удерживаться в пищеварительном канале, несмотря на сокращение его стенок, движение пищи и пищеварительных соков: удлиненная форма тела, наличие крючков и присосок. Преимущество в выживании и оставлении потомства в процессе эволюции тех особей, у которых такие черты приспособленности были наиболее развиты. Высокая плодовитость паразитов — важная черта приспособленности. Эволюция паразитов в направлении увеличения численности потомства: у ряда паразитов число яиц достигает нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Причина большой плодовитости —- гибель многих яиц на ранних стадиях развития от воздействия абиотических и биотических факторов. У паразитов многих видов размножение происходит в организме не только основного, но и промежуточного хозяина. Значительное развитие органов размножения, гермафродитизм.

Упрощение организации паразитов, наличие черт приспособленности к жизни за счет организма хозяина, высокая плодовитость и другие признаки приспособленности к паразитическому образу жизни у червей обеспечивают их выживание.

4. Профилактика глистных заболеваний на основе знаний циклов развития червей-паразитов. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, необходимо уничтожать зараженное мясо, хорошо проваривать или прожаривать говядину перед употреблением в пищу.

ВложениеРазмер
Особенности и разнообразие групп паразитов. 2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Разнообразие паразитов Паразиты

Паразиты - грибы Гриб - трутовик

Паразиты - растения Петров крест

Раффлезия Арнольди Паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Чесоточный зудень - клещ

Паразиты - животные Свиной цепень

Паразиты – бактерии (туберкулёзная бактерия)

Разновидности паразитов Паразиты Бактерии Растения Грибы Животные

Каковы пути заражения паразитами?

Нужны ли паразиты?

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не будь паразитов, многие насекомые размножились бы в количествах, опасных, для существования растений . В природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Защитим себя от паразитов!

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Органы пищеварения".

Презентация к року биологии 8 класс.


Понятие Ткань, основные виды тканей растения.


Презентация к уроку биология 5 кл. фгос

Тема " Значение живых организмов в природе и жизни человека ".


Презентация к уроку биология 6 кл. фгос

Тема " Рост и развитие растений ".


Презентация к уроку биологии 5 класс "Можно ли жить не питаясь?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Можно ли жить не питаясь?".

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов".

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Как питаются паразиты? Презентация -сопровождение урока природоведения в 5 кл.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как питаются паразиты? Презентация -сопровождение урока природоведения в 5 кл.

Петров крест От его подземного корневища тянутся нитевидные корни со вздутиям.

Петров крест От его подземного корневища тянутся нитевидные корни со вздутиями на концах: ими петров крест и присасывается к корням деревьев. Под землей у этого растения находятся чешуйчатые листья, покрытые волосками. Через волоски обильно выделяется вода, размачивая почву

Раффлезия паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полн.

Раффлезия паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Трутовик

Свинной цепень

Развитие свиного цепня

Развитие свиного цепня

Слоновая болезнь филярия

Слоновая болезнь филярия

Наружные паразиты Вши Блохи Пухоед Клещ

Наружные паразиты Вши Блохи Пухоед Клещ

Туберкулезная палочка

Паразит Организм, который живет за счет другого Словарь

Паразит Организм, который живет за счет другого Словарь

Посмотри рисунки на с.133-134 и заполни таблицу: Паразит Признаки паразита

Посмотри рисунки на с.133-134 и заполни таблицу: Паразит Признаки паразита

http://plantlife.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st018.shtml http://molbiol.r.

Краткое описание документа:

Цель: Изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.

  1. Формирование умений решать проблемно-поисковые задачи, развивающие системное мышление, умение работать с рисунками, живыми и фиксированными объектами.
  2. Формирование экологических понятий: пищевая связь – “паразит-хозяин”, и его роли в регулировании численности других живых организмов, паразитизм как способ питания, организм как среда обитания.
  3. Знакомство с общебиологическим понятием борьба за существование.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, фронтальная беседа, работа с учебником, рисунками, живыми и фиксированными объектами, использование ИКТ

Петров крест От его подземного корневища тянутся нитевидные корни со вздутиями на концах: ими петров крест и присасывается к корням деревьев. Под землей у этого растения находятся чешуйчатые листья, покрытые волосками. Через волоски обильно выделяется вода, размачивая почву

Раффлезия паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Развитие свиного цепня

Слоновая болезнь филярия

Наружные паразиты Вши Блохи Пухоед Клещ

Паразит Организм, который живет за счет другого Словарь

Посмотри рисунки на с.133-134 и заполни таблицу: Паразит Признаки паразита

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Его цели:1) продолжить просветительскую работу по правильному питанию.2) познакомить учащихся с качественными продуктами кубанских производителей; 3) познакомить детей с краевой прог.


Презентация к уроку биологии в 5 классах (ФГОС ООО) по теме: "Как питаются паразиты?"

1. Многообразие паразитов, особенности их питания. Влияние на организм хозяина. Паразиты — организмы, использующие другие организмы в качестве места обитания и источника пищи, питаются органическими в.


Методическая разработка классного часа "Лимонад: пить или не пить?"

Данная методическая разработка сделана на основе детской исследовательской работы с углублением и уточнением (опубликована с презентацией на сайте: pedsovet.su. Детская работа под аналогичным название.


Жить или не жить, пить или не пить!


Внеклассное мероприятие по биологии в 8 - х классах.


Урок по ФГОС "Как питаются паразиты" 5 класс. Учебник Сухова, Строганова

В ходе данного урока применяется технология проблемного обучения и технология сотрудничества.

Методическая разработка по биологии "Как питаются паразиты?", 5 класс.

Разработка включает технологическую карту урока в соответствии с ФГОС, презентацию по теме.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ kak_pitayutsya_parazity.pptx

Добрый день.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Добрый день.


Раффлезия Арнольда паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами.

Раффлезия Арнольда паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Как питаются паразиты?

Как питаются паразиты?


Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные

Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные

Туберкулезная палочка

Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные Бактерии

Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные Бактерии


№1-Организм, как среда обитания для паразитов. №2 – Паразиты имеют органы при.

№1-Организм, как среда обитания для паразитов. №2 – Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски. №3 – Растения-паразиты лишены хлорофилла. №4 – Паразиты ограничивают численность других организмов. №5 – Паразиты приносят вред растениям, животным и человеку.

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не буд.

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не будь паразитов, многие насекомые размножились бы в количествах, опасных, для существования растений. В природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле


Д/з: §38, подготовить рассказ о паразитах.

Д/з: §38, подготовить рассказ о паразитах.

До свидания.

Выбранный для просмотра документ группа 1.docx

Приложение 1

Выбранный для просмотра документ группа 2.docx

Приложение 2

Выбранный для просмотра документ группа 3.docx

Приложение 3

Выбранный для просмотра документ задание в группах.docx

О каких паразитах идет речь?

Какой организм лишний?

Где или на чем паразитирует?

Нужны ли паразиты на Земле?

- В течение 7 минут вам необходимо подготовить отчёт в своих тетрадях по данному материалу. Отчёт вы готовите по следующей форме:

О каких паразитах идет речь?

Какой организм лишний?

Где или на чем паразитирует?

Нужны ли паразиты на Земле?

- В течение 7 минут вам необходимо подготовить отчёт в своих тетрадях по данному материалу. Отчёт вы готовите по следующей форме:

Выбранный для просмотра документ урок.docx

Урок на тему "Как питаются паразиты"

Познавательная: изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить работу по формированию научного мировоззрения, развивать частично-поисковую и познавательную деятельность.

Воспитательная: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, интерес к предмету.

1. Формирование умений решать проблемно-поисковые задачи, развивающие системное мышление, умение работать с рисунками.

2. Формирование экологических понятий: пищевая связь – “паразит-хозяин”, и его роли в регулировании численности других живых организмов, паразитизм как способ питания, организм как среда обитания.

3. Формирование метапредметных и универсальных действий у учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Работа в группах.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, фронтальная беседа, работа с рисунками, спользование ИКТ и рисуночное письмо (пиктограммы).

Материалы учеников: ручка, тетрадь, учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов “Природоведение”, 5 класс.

Зрительный ряд: рисунки растений и животных паразитов, презентация.

Рисунки: Повилика, Петров крест, Раффлезия Арнольда, Фикус – душитель.(см. приложение 1)

Рисунки: опята летние, ржавчинные и головневые грибы спорынья (см. приложение 2)

Рисунки: вши, блохи, плоские и круглые черви.(см. приложение 3)

Оборудование: компьютер, СD-RОМ “Живая природа. Центр” , Презентация “Паразиты”

Организационный момент. Приветствие.

Фронтальный опрос по предыдущему материалу.

Мотивация (зачитать отрывок из “Книга для чтения по ботанике” Трайтак).

Актуализация знаний. Целеполагание.

Изучение нового материала: работа в группах с рисунками и объектами, как с источником новой информации по вопросам.

Отчетное задание: общие признаки паразитов (решение поисковых задач, развивающих системное мышление).

Рассказ о бактериях-паразитах, “человеке”-паразите.

Закрепление и обобщение знаний (с использованием ИКТ). Опорный конспект.

Д\з дополнение (рассказы о паразитах)

Ход урока: Тема урока закрыта на доске.

- Добрый день, ребята и наши гости!

2. Фронтальный опрос.

- Что является предметом изучения природоведения?

- Что такое явление?

- А на какие группы делятся все явления?

- С какими видами явлений мы уже познакомились?

- Что такое физическое явление? Приведите пример.

- Что такое химическое явление? Приведите пример.

- А какие явления мы с вами изучаем сейчас? С чем связаны эти явления?

- Что мы с вами изучали на предыдущих уроках?

3.Мотивация (отрывок из книги).

- Прослушайте отрывок и определите, о каком организме идет речь?

“ Раффлезия Арнольда” многолетнее бесхлорофильное растение, растущее на острове Суматра. Неподалеку от него трудно пройти, не заметив ее. Она дает о себе знать. отвратительным зловонием. Ее запах привлекает мух к жуков для опыления. Огромные цветки Раффлезии (иногда более 1 метра в диаметре) имеют 5 толстых лепестков красного цвета, с пятнами более светлого оттенка. У Раффлезии нет ни корней, ни хлорофилла, и ее существование полностью зависит от других растений”.

- Так о каком организме идет речь?

- Определите, какая существует связь с предыдущими темами?

(ребята выдвигают предположения, затем открывается на доске тема сегодняшнего урока: “Как питаются паразиты”).

4. Актуализация знаний. Целеполагание.

- Как вы думаете, что мы должны рассмотреть и узнать на уроке.

(учащиеся высказывают свое мнение)

- Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле и какую роль они играют в жизни человека?”.

5. Изучение нового материала.

1) Объяснение учителя

- Кто такие паразиты? (На слайде термины)

Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет хозяина.

- А что за явление паразитизм? Оказывается, это способ питания.

2) Работа в группах.

- У вас на столах в конвертах находится раздаточный материал и вопросы к теме:

О каких паразитах идет речь?

Какой организм лишний?

Где или на чем паразитирует?

Нужны ли паразиты на Земле?

- В течение 7 минут вам необходимо подготовить отчёт в своих тетрадях по данному материалу. Отчёт вы готовите по следующей форме:

I группа – растения (повилика, петров крест и рисунки)

II группа – грибы ( гриб чага и трутовик, таблица).

III группа – животные (таблица).

- Ребята, какие же группы паразитов мы можем выделить?

- Отразим ваши ответы в виде схемы в ваших тетрадях:

Растения грибы животные

5) Рассказ учителя.

- Послушайте мой рассказ и подумайте, о какой группе паразитов идет речь.

Еще в середине 19 в. врачи отрицали, что туберкулез легких или иначе – чахотка, вызывается бактериями. В 1882 г. немецкий ученый Кох сделал великое открытие – впервые выделил и описал возбудителя туберкулеза, их позже стали называть бациллой или палочкой Коха (бактерии – палочки).

Очень многие болезни человека и животных вызывают бактерии. Болезнетворные бактерии приспособились к жизни в живом организме. В благоприятных условиях они размножаются каждые 20 минут, т.е. через 5 часов из 1 бактерии будет 32768 бактерий.

Бактерии выделяют ядовитые вещества, отравляющие организм. Заражение исходит при контактах с больными или при употреблении зараженной пищи или воды.

Скорость распространения повышается в местах скопления людей.

Болезнь “Чума” – одна из самых быстро распространенных болезней. Например: в 6 веке в Римской империи за 50 лет умерло 100 мил. Человек.

В результате регулярных предохранительных мер в нашей стране Чумы не наблюдалось уже давно.

Зато есть: дифтерия, столбняк, корь, ветрянка, ангина и т.д. Что бы вы не болели, следует ставить прививки.

- Так какую группу паразитов мы с вами не назвали?

(ответы детей, дополнение схемы)

- Итак попробуем ответить на вопросы:

1. Нужны ли паразиты на Земле?

2. Каково значение паразитов в жизни человека?

3. Давайте вспомним, как в тело человека могут попасть паразиты?

(Грязные руки

Грязные овощи и фрукты

Тесный контакт с животными)

4. Можно ли уберечь себя от паразитов?

- А теперь давайте, используя предложенные вам пиктограммы, составим опорный конспект по изученному материалу. У каждого на парте имеются листы с пиктограммами. Каждый знак несёт в себе определённую информацию. Ваша цель определить, о чем идет речь?

- Попробуем. Пиктограмма №1 - Организм как среда обитания для паразитов.

№ 2 - Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски.

№ 3 - Растения – паразиты лишены хлорофилла.

№ 4 - Паразиты ограничивают численность других организмов.

№ 5 - Паразиты приносят вред растениям (в том числе сельскохозяйственным), человеку и животным.

- Сформулируйте вывод о роли паразитов в природе?

(Вывод: в природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле.)

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Могут ли знания полученные сегодня на уроке пригодится нам в жизни?

8. Домашнее задание: §38, найти рассказы о паразитах и мерах профилактики по заражению ими.

- Спасибо за урок. До свидания.

Краткое описание документа:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

МБОУ СОШ №4 г. Ардона РСО-Алания

Дзитоева Людмила Темирикоевна

Способствовать формированию представлений о видах паразитов, об особенностях строения паразитических форм организмов, их приспособительных чертах к паразитизму, о навыках профилактики глистных заболеваний, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию исследовательской активности

и зучение нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные : овладеть способностями понимать учебную задачу урока, организовывать работу в группах, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником и др. источниками информации, делать выводы, вести наблюдения и объяснять, описывать увиденное.

Личностные: осознавать целостность мира, значимость профилактики глистных заболеваний; иметь навыки исследовательской деятельности.

м етоды и формы
обучения

о бъяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Наглядно-
демонстрационный
материал

Основные понятия
и термины

Виды паразитов.

Организм как среда обитания

Технологическая карта урока урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы
организации
взаимодействия на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)

I. Организация начала урока

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого мате-риала

– Сегодня вы будете работать в группах, находить ответы на вопросы, делиться с одноклассниками полученной информацией. Какие же эти вопросы? Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

– Верно, о питании растений и животных.

– Прослушайте отрывок и определите, о каком организме идет речь (при этом демонстрируется на слайде его фотография).

- Определите, какая существует связь с предыдущими темами?

– Какая же тема сегодняшнего урока?

– Что мы должны на этом уроке узнать? (целеполагание) Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков, живых и фиксированных объектов. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле?”.

Познавательная: слушают учителя, объясняют свойства живых организмов, анализируют, строят логические рассуждения.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, выдвигают версии.

Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем

Учащиеся высказывают свое мнение,

Регулятивные:

оценивают знаниевые границы.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II. Изучение нового материала

Работа в группах по ин-структивной карте.

– Кто такие паразиты? (На доске вывешивает термины.)

-А что за явление паразитизм? Это способ питания. (Просмотр презентации. ).

Далее у нас работа в группах.

На партах у обучающихся в группах лежат картинки с изображением организмов-паразитов
и вопросы, на которые данная группа должна ответить и рассказать остальным группам.

• Пеларгония в горшке.

• Рисунки: Повилика, Петров крест, Раффлезия Арнольда, Фикус-душитель.

• Гриб-трутовик на спиле дерева.

• Рисунки: опята летние, ржавчинные и головневые грибы, спорынья.

• Окунь (влажный препарат).

• Рисунки: вши, блохи, плоские и круглые черви.

Вопросы , на которые должны ответить
группы:

1. О каких паразитах идет речь?

2. Какой организм лишний?

3. Признаки паразита.

4. Где или на чем паразитирует?

5. Нужны ли паразиты на Земле?

Правильные ответы можно вывести на экран проектора, чтобы обучающиеся могли оценить работу групп.

Познавательная: отвечают на вопросы инструктивной карты, делают предположения, выполняют
записи.

Читайте также: