Как подготовить тиф к печати

Обновлено: 24.04.2024

Данное руководство создано для того, чтобы помочь вам правильно подготовить макеты к цифровой печати.
Если у вас появятся вопросы, которые не рассматриваются в данном руководстве, задайте вопрос онлайн-консультанту.
Неправильно подготовленные файлы могут привести к задержкам в производстве и неудовлетворительному качеству печати.

Требования к цвету

Прием макетов осуществляется в цветовых пространствах RGB, CMYK, Grayscale.

Если вы используете в своем файле Pantone, то обязательно указывайте его номер в комментариях к вашему файлу.

При просмотре макета на экране вашего монитора, цвета, которые вы увидите, могут не совпадать с цветами, которые получатся в результате печати. Для улучшения цветопередачи следует откалибровать монитор и правильно настроить разрешение экрана.

Черный

Глубокий черный для печати на iGen3 выглядит следующим образом:
0% Cyan,
0% Magenta,
0% Yellow,
100 % Black (К), без примеси других цветов.

Но при печати тиражей с крупными чёрными плашками всё-таки рекомендуется делать эти плашки составным цветом
100% Cyan,
100% Magenta,
100% Yellow,
100% Black.

Для тонких черных линий используйте

0% Cyan,
0% Magenta,
0% Yellow,
100 % Black (К).

Не допускается применение составного серого цвета в сплошных заливках, заливки серым должны быть только процентом от К.
Например:
0% Cyan,
0% Magenta,
0% Yellow,
70 % Black (К), но не ниже 10 %.

Заливки и Градиенты
  • ​Не следует допускать в макетах заливки менее 10%;
  • Не гарантируется ровный градиент на выходе, если в нём присутствует составляющая менее 10% (Например: градиент от 100% к 5% в светлой части ровным не будет);
  • Избегайте больших полей с равномерной заливкой или слабым градиентом: такие объекты могут печататься неровно. Если они необходимы, накладывайте поверх легкую текстуру или полупрозрачное изображение;
  • Процент содержания каждой краски должен быть не менее 5%, цветозаполнение 1%-9% не гарантируется.

Требования к графическим форматам

CorelDraw

Приложите JPG-файл вашего макета для предварительного просмотра.

Adobe Illustrator
  • Размер страницы в программе должен соответствовать размеру изделия.
  • Толщина линии должна быть не менее 0,5 pt. Не оценивайте толщину линий в макете визуально, а ориентируйтесь на цифры в программе;
  • При переводе шрифтов в кривые обращайте внимание на сгруппированные элементы, которые, зачастую, остаются текстовыми;
  • Разрешение растровых изображений в макете должно быть 300 точек на дюйм (300 dpi) в оригинальном размере;
  • Все использованные иллюстрации должны быть линкованными (не встроены в верстку) и прилагаться к файлу в отдельной папке;
  • Тексты и логотипы переведите в кривые;
  • Подготовленные в программе Adobe Illustrator файлы принимаются также в формате EPS.

Приложите JPG-файл вашего макета для предварительного просмотра.

Adobe Indesign
  • При генерации PDF-файла выбирайте качество Hight;
  • Установите припуски под обрез – 2 мм;
  • Не используйте профили.

Файлы в формате Tiff принимаются с разрешением 300 точек на дюйм (300 dpi) в оригинальном размере, с припусками под обрез.

  • Файлы в формате JPG принимаются с разрешением 300 точек на дюйм (300 dpi) в оригинальном размере, с припусками под обрез.
  • Предупреждаем, что качество печати файлов в формате JPG бывает ниже качества печати файлов других форматов.

Перевод файла JPG в другой формат не улучшит его качества.

Требования к наименованию файлов

  • При именовании файлов используйте только латинские символы (буквы от A до Z) и цифры (от 0 до 9);
  • Не разрешается использование спецсимволов, запрещенных в ОС Windows, например, ?, /;
  • В имени файла обязательно должно присутствовать расширение имени (тип) файла;
  • Не допускается присваивать файлам в издании одинаковые имена (даже, если файлы находятся в разных каталогах).

Требования к формату бумаги и печати

  • Максимальный формат бумаги 360x520 мм. Обращайте внимание какой формат бумаги предложен для заказа. Если максимальный формат не предложен для заказа в описании продукта, значит он не доступен для заказа данного продукта, и макет требуется делать в предложенный формат.
  • Максимальное запечатываемое поле – на 6 мм меньше предложенного для заказа максимального формата листовой печати.

Требования к формату макета

  • Загружаемый вами файл должен соответствовать размерам шаблонов выбранного вами типа продукции. Если вы попытаетесь загрузить файл, не соответствующий этим параметрам, то ваш заказ не будет выполнен.
  • Весь текст должен находиться в безопасном поле.
  • Размер изделия в макете должен быть равен размеру готового изделия + припуски под обрез (по 2 мм с каждой стороны).

Например:
1. Размер визитки в готовом виде равен – 90x50 мм. Размер визитки в макете должен быть равен – 94x54 мм – по 2 мм на обрез с каждой стороны.
2. Сертификат в готовом виде должен быть 210x297 (формат А4) Размер изделия в макете должен быть 214x301 мм – по 2 мм на обрез с каждой стороны.

Пример макета карт

Создание макета игральных карт.

1. Размер макета должен соответствовать указанным на сайте размерам карт с вылетами по периметру - 2 мм.
2. На макетах не должно быть рамок по краям карты.

Шаблоны имеющие рамку с обеих сторон (Рис.1) в печать не принимаются.

Если в шаблоне рамка с одной стороны, то стоимость изготовления увеличивается в 1,5 раза.

3. Каждая карта должна быть размещена на собственном листе и центрована по странице (Рис. 2), сколько карт в колоде – столько листов в макете.

Последовательность карт в колоде будет соответствовать последовательности листов в макете.

Обращаем ваше внимание, что вся колода или несколько карт, размещенные на одном листе (Рис.3), в печать не принимаются.

4. Контур штампа поверх шаблона карты размещать не обязательно, достаточно того, что макет выполнен в размер и центрован на листе. Если вы все же хотите показать контур штампа, то размещать его следует отдельным слоем или объектом.

Описание часто встречающихся ошибок при работе с шаблонами

Ошибка 1

Если объекты и тексты в макете выходят за линию реза или расположены к ней слишком близко (мене 5 мм), то на готовой визитке они будут срезаны.

Ошибка 2
Ошибка 3

Не рекомендуется делать рамку по периметру макета близко к краю, так как после резки допустимые отклонения становятся визуально заметны.
Если использование рамки необходимо, то размещайте ее на расстоянии не менее 5 мм от обрезного края.

Ошибка 4

Добавление изображений качество которых ниже 300 dpi.

Ошибка 5

Не используйте слишком тонкий светлый текст на темном фоне (выворотка). После печати он будет плохо различим или иметь не четкие границы.
Не рекомендуется делать мелкий текст и тонкие линии вывороткой на фоне, состоящем из 2-х и более красок.

Ошибка 6

Все служебные метки не должны заходить на изображение, в том числе на вылеты.

Как подготовить файл к персонализации

Что нужно предоставить в типографию для заказа печатной продукции с персонализацией:
1. Один полноценный, готовый к печати экземпляр с вылетами, если вы предоставляете готовый макет.
При создании макета на сайте – полностью готовый к печати макет с заполненным 1 вариантом переменных данных.
2. Тоже самое, без переменных данных (необходимо в качестве подложки для программы переменных данных). Если вы создаете макет на сайте, то достаточно п. 1
3. База переменных данных в EXCEL, подготовленная как показано ниже.

Обратите внимание, что в строчке переменного поля (например, где имя и фамилия) не должно быть никаких лишних символов - лишних пробелов, запятых, переносов, принудительных переносов, табуляций, параграфов и т.п.

Например:
Иванов Иван – правильно.
Иванов
Иван – неправильно. Не должно быть переносов и текста в две строки.
Иванов Иван, – неправильно. Запятая - лишний символ.

Каждое переменное поле – отдельная колонка без каких либо дополнительных символов.

Вылеты под обрез

Вылеты под обрез

Зачем это нужно? Дело в том, что при печати на бумаге изображение может слегка сместиться или повернутся (на 1-2мм). Это нормальная погрешность, например, для цифровых печатных машин, особенно на плотной бумаге и особенно при двусторонней печати. После того как тираж отпечатан его не режут супер лазером каждый листик отдельно, а стопкой отдают на механический резак, где прямо так пачкой и режут в нужный размер, вот Вам еще 1-2мм погрешность. Плюс-минус 1-2мм туда, сюда и у постпечатников появляется поле для маневра. Получается, чтобы в итоге получить необходимый размер без части соседнего изображения или белой полосы с одной стороны (или нескольких сторон) необходимо сначала сделать +3мм лишнего эскиза, а потом его срезать до ПОСЛЕобрезного формата, а лишнее выбросить. Это касается всего что печатается и режется в нужный размер (буклеты, каталоги, листовки, визитки и т.п.). Если вылеты под обрез не добавить, то и качественный продукт без дефектов тоже сделать не получится.

Резка бумаги в типографии

Отраженный свет от бумаги CMYK и источник света монитор RGB

Растровые изображения

  • Прежде чем начать верстку эскиза создайте документ сразу с вылетами в ДОобрезном формате и убедитесь, что в документе выставлено цветовое пространство CMYK;
  • Разметьте область (направляющими или просто прямоугольниками) ДОобрезного, ПОСЛЕобрезного формата и верстайте эскиз в размер на -5мм меньше чем ПОСЛЕобрезной размер;
  • Сразу отметьте (например, направляющими) где на листе попадают элементы сшивки, такие как пружина, болты, кольцевой механизм или разжимные кольца. Это позволит избежать попадания отверстий для крепления на важные элементы дизайна (текст, фотографии).
  • При должных знаниях уточните у Вашей типографии какие цветовые профиля используют они, и установите себе такие же для максимального попадания в цвет.

Изготовление деловой, рекламно-презентационной и сувенирной продукции из натуральной и искусственной кожи на заказ в Москве. Производство подарочной упаковки с логотипом из дерева и картона.

Для получения качественного напечатанного изображения (визитки, логотипа, открытки и т.д.) необходимо сделать корректный макет. Благодаря этому в процессе печати не произойдет нежелательных сжатий, сдвигов и искажений. Но из чего же состоит подготовка макета к печати? Об этом расскажем в данной статье.

Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.

Графические программы которые используют для макетирования

Изготовить макет изображения для печати можно с помощью различных программ. Самые распространенные из них — Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Corel Draw. Далее представлено подробное руководство, как подготовить макет к печати в каждой из этих графических программ.

Adobe Photoshop

Подготовка макета к печати в Фотошопе занимает немного времени и не требует особых знаний. Необходимо только выполнить последовательно следующие шаги:

  1. Сначала нужно проверить, подходит ли выбранный формат макета допечатным стандартам. При необходимости измените размер изображения. Для этого нажмите на кнопку Изображение в меню, а затем на Размер изображения. Например, визитка должна иметь размер 92х52 мм, а разрешение — 300 dpi.
  2. Далее следует проверить выбранный режим. Это можно сделать через функцию Режим в разделе Изображение. Проверьте, чтобы там были отмечены галочками CMYK и 8 бит.
  3. После этого потребуется осуществить объединение слоев изображения. Выберите Слой, а затем — Выполнить сведение.
  4. Сохраните файл в нужном формате. Желательно выбирать TIFF. При сохранении уберите галочку с пунктов Слои и ICC-профиль.
  5. Нажмите Сохранить (без сжатия изображения).

Adobe Illustrator

Оформление макета в Adobe Illustrator несколько схоже с процессом подготовки в Adobe Photoshop.

  1. Для начала нужно убедиться, что выбран верный формат изображения. Чтобы это проверить, нажмите на Файл и Настройки документа. После этого выберите Редактировать монтажные области. Дообрезной размер должен соответствовать параметрам 299х212 мм с разрешением 300 dpi.
  2. Далее следует определить цветовую модель. Делается это с помощью кнопок Файл и Цветовой режим документа. Отмеченным должно быть окно возле CMYK.
  3. После этого можно сохранять итоговый проект. Нажмите на Сохранить как… и выберите тип файла TIFF.

Corel Draw

Подготовка документа к печати в Corel Draw занимает всего пару минут. Для этого нужно выполнить следующие шаги:

  1. Для сохранения итогового продукта необходимо нажать на Файл, а затем на Экспорт.
  2. Выберите тип файла TIF;
  3. Проверьте, чтобы типа сжатия был выбран Без сжатия;
  4. Снова нажмите на Экспорт;
  5. В появившемся окне следует поставить галочку возле Встроить цветовой профиль, а после выбрать режим CMYK и сохранить файл.

Как подготовить макет к печати в Фотошопе

Самостоятельная подготовка макета для печати в Photoshop или Illustrator выполняется довольно просто. Изображение собирается из нескольких мелких элементов в общую картину. В большинстве случаев при разработке люди допускают одинаковые ошибки, которых можно избежать, если иметь необходимую базу знаний.

Форматирование страницы и запасы для обрезки

Создание собственного проекта выполняется с учетом последующей обрезки после печати, поэтому занимать полную страницу изначально невозможно. При верстке необходимо учесть всего 3 фактора:

  • Требования предписывают оставлять отступы 3-5 мм;
  • Клеевой переплет уменьшает площадь на 6+6 мм в среднем, но может варьироваться от толщины;
  • Внутренняя часть обложки не пропечатывается на 8 мм от края для повышения адгезии клея.

Кроме того, технические рекомендации для открыток, конвертов, этикеток и другой нестандартной продукции подразумевают необходимость оставления разметки для нескольких задач:

  • Красный — высечка;
  • Зеленый — биговка;
  • Желтый — перфорация.

Работа со шрифтами

Нередко специалисты изобретают собственные шрифты, используют нестандартные решения и пытаются разработать неповторимый дизайн. Типографии работают с различными программами и оборудованием, поэтому желательно использовать пакет PostScript, а также учитывать комплекс рекомендаций:

  • Шрифты TypeTrue чаще всего неправильно воспроизводятся;
  • Системные шрифты (Arial, Helvetica, TimesNewRoman) в разных ОС различаются, поэтому возникают проблемы с переносом слов;
  • Не используйте курсивы и жирные шрифты, чтобы избежать нежелательных отклонений.

Формат файлов для передачи в типографию

Современные типографии цифровую и офсетную печать, различающуюся исключительно технически. В 99% случаев используются файлы PSD, EPS и AI.

В особых случаях допускается использование CDR (преимущественно касается старых рекламных агентств, где Corel Draw служит основным рабочим инструментом) и TIFF (часто выручает при возникновении конфликтных ситуаций).

Управление цветом в Photoshop

Применяется исключительно цветовое пространство CMYK в стандартном варианте. Если требуется дополнительное расширение используемой палитры, необходимо уточнить техническую возможность у менеджера типографии, и использовать PANTONE.

Растровая графика

Разработка визитки или других небольших проектов без особой детализации допускает использование растровых изображений. Также некоторые компании просят растр в полном формате, даже при условии размера отпечатываемого изображения в 2 метра шириной. По техническим данным:

  • Формат TIFF, EPS;
  • Разрешение 600-1200 dpi;
  • Размер 1 к 1;
  • Управление цветом выключено;
  • ICC профайлы не устроены.

Векторная графика

Наиболее практичный вариант для широкоформатной полиграфии, потому что изображение можно растягивать и сжимать без ограничений. Но желательно учесть ряд нюансов:

  • Линии тоньше 0,1 мм не всегда пропечатываются;
  • Двухцветные текст делать от 6 pt;
  • Размер текста указывается в определенных цифрах, hairline следует изменить на 0,1 мм;
  • Прозрачные элементы обязательно растрируются;
  • Шрифты при импорте в EPS переводятся в кривые.

Преимущества редактора Photoshop

Графический редактор Adobe Photoshop является пожалуй самой известной и используемой программой среди аналогов. Но какие же особенности Фотошопа делают его таким востребованным?

  1. Позволяет работать послойно со сложной графикой;
  2. Широкий функционал ретуши фотографий и редактуры изображений;
  3. Возможность создавать эскизы и чертежи высокого качества;
  4. Наличие набора инструментов для работы с текстовыми элементами (шрифтами, фильтрами, эффектами);
  5. Разработка графических изображений для полиграфии;
  6. Простая подготовка макетов к печати;
  7. Возможность добавления цветов в черно-белые рисунки и фото.

Самостоятельная проработка кажется сложной только при подготовке первого собственного проекта. Каждый следующий раз отнимает меньше времени и требует значительно меньшее количество усилий.

Продуктовый и графический дизайнер с опытом работы более 10 лет. Пишу о брендинге, дизайне логотипов и бизнесе.

ВСЕГДА макеты для полиграфии (и линки внутри него) сдаются в цветовой палитре CMYK, либо, если необходимо Pantone.

РЕКОМЕНДОВАНО — все значимые элементы такие как текст, логотип и т.д., должны отступать от обрезных краев не менее чем на 3 мм.

ЕСЛИ вы не сдаете файлы в формате pdf или растровом файле (tiff, jpg)*, то в векторном формате шрифты должны быть переведены в кривые.

Рекомендуемое разрешение всех растровых файлов — 300 dpi при 100% масштабировании в файле верстки.

Размер документа должен соответствовать размеру готового изделия.

1 Как правильно подготовить макет к печати

От качества изображений и грамотности подготовки макета зависит не только конечный результат, но и вся организация подготовительной работы. Правильный макет можно редактировать, в случае необходимости; если с файлом все в порядке, он легко готовится и уходит в печать, тем самым и сроки получения тиража снижаются. Если макет подготовлен неправильно, без учета основных рекомендаций, то резко повышается вероятность, что вы получите не то, что ожидали и в этом не будет вины типографии.

2 Выбор программы


Самыми популярными программами для дизайна и верстки полиграфии являются профессиональные программы: Adobe Photoshop для растровых изображений, Adobe Illustrator для векторных и Adobe InDesign для верстки многостраничных изданий) и, иногда, векторный редактор CorelDraw.

3 Выбор цветовой модели: CMYK, RGB и Pantone


Если файл готовиться для печати в типографию для офсетной и цифровой печати, то выбор схемы только CMYK или если такая задача – то +Pantone.

Модель RGB – это палитра экранов для электронных устройств и ни в коем случае не подходит для печати. Всегда проверяйте заданную цветовую схему.

4 Вылеты


Если вы создаете, скажем, евро-визитку, размером 95х60 мм и у вас есть элементы выходящие за края, то эти элементы (не важно растровые они или векторные) нужно элементам делать вылеты 3-5 мм для того, чтобы при резке тиража эти лишние мм уходили в обрез, и готовое изделие получалось без белых полей по краям.

5 Расположение элементов относительно края изделия

6 Разрешение и качество растровых изображений


Если в макете присутствуют растровые изображения – они должны соответствовать разрешению 300 dpi в формате jpg без сжатия или tiff.

Если вы используете изображения ниже 300 dpi или взяли картинку из интернета, где они обычно 72 dpi и разогнали ее до 300 dpi простым увеличением размера и разрешения, то они будут выглядеть размыто. Это считается ошибкой подготовки файлов. При этом предпечатный цех и типография не могут нести ответственность за плохое изображение.

7 Красивый (плотный) черный цвет


Чтобы избежать неприятностей с черными плашками и получить плотный, глубокий черный цвет, желательно использовать сочетание красок по CMYK: 75/68/67/90 (суммарно 300 единиц – пункт 9).

ВАЖНО отметить, что тонкие черные линии, мелкие черные элементы и мелкий текст – здесь все наоборот – рекомендуется печать обязательно в одну краску (0/0/0/100), а если изображение полноцветное – то черный текст и элементы делать оверпринтом (пункт 8).

8 Толщина линий

При дизайне и верстке – на мониторе может показаться, что даже самая тонкая линия будет видна и при печати, но фактически, может оказаться, что линия будет тоньше, чем она выглядит на экране. Для подстраховки – рекомендуется перед отправкой в печать распечатывать макет на принтере и проверять видимость и толщину линий в масштабе 1:1.

9 Оверпринт и мультиплей

Применяется, когда черный цвет печатается поверх всех остальных цветных изображений. В свою очередь, на белых объектах никогда и ни в коем случае не нужно применять оверпринт, иначе белые объекты, выделенные оверпринтом, просто не пропечатаются.

10 Сумма красок

Предельная сумма красок CMYK не должная превышать значения 300% (не рекомендуются значения выше 330% для мелованной бумаги и 280% для офсетной). На сумму красок влияет метод печати и запечатываемый материал (характеристики впитываемости). Несоблюдение суммы красок повлечет за собой загрязнение листа в результате переизбытка краски, возрастет риск отпечатки оборота листа при резке (перетискивание в момент работы пресса), и в дополнение ко всему такой тираж будет достаточно долго сохнуть.

11 Тексты и шрифты

Всегда в макете есть тексты, и, разумеется, все они созданы с использованием шрифтов. Часто бывает, что дизайнер или верстальщик не ограничивается стандартным набором шрифтов, которые поставляются с операционной системной, а применяют в том числе уникальные или не популярные шрифты. Для того, чтобы макет ушел в печатный цех с тем шрифтом, который использовал дизайнер и утвердил заказчик, необходимо:

— Как вариант – вместе с макетом приложить отдельным файлом шрифт (шрифты).
— А еще лучше – перевести все тексты в макете в кривые* (но в таком случае, если будет необходимо, то типография не сможет внести правки в макет).
— Или отправлять файлы в предпечатную подготовку в формате pdf.

В кривые необходимо переводить тексты только в CorelDrow и Adobe illustrator, в InDesign переводить текст в кривые не нужно.

12 Линки


Бывает, когда в предпечатный цех приходит макет в векторном редакторе и на предосмотре мы видим (и дизайнер видел), что в файле есть фотографии, но… в самом присланном макете их нет. Как так спросите вы – они есть, но их нет?… Просто так бывает потому, что сами растровые изображения не встраиваются дизайнером в макет, ПОТОМУ, ЧТО ПРОГРАММА ВСТАВИЛА ТОЛЬКО ПРЕВЬЮ, а дизайнер не прилинковал сами файлы и прислал в типографию только сам файл верстки. К печати такой файл не пригоден. Нужно растровые изображения линковать!

13 Варианты лифлетов

Лифлет – одно из популярнейших полиграфических изделий. Их типов и форм можно насчитать десятки: вертикальный, горизонтальный, евро, книжка, гармошка, улитка, синхронный, асинхронный, с клапанами, без клапанов и тд и тд.

Под каждую разновидность сложения существуют свои технические регламенты биговок, фальцовок и регулирования ширины полос. Здесь все сложнее, чем может показаться с первого взгляда – например, необходимо учитывать, что полосы, которые заворачиваются во внутрь, каждая следующая внутренняя полоса, должна быть короче внешней на 1-1,5 мм. Иначе не избежать неприятностей.

14 Скрепление. Подготовка многостраничных изделий

СКРЕПКА Количество полос (страниц) в многостраничном изделии обязательно должно быть кратно 4-м.

ПРУЖИНА. Количество страниц в буклете на пружину может быть произвольным. Может верстаться отдельными страницами, а не разворотами. Необходимо иметь отступ 10-15 мм под обрез со стороны перфорации под пружину.

БОЛТЫ. Редкий самый дорогой вариант скрепления буклетов. Обычно имеет отступ со стороны крепления около 20 мм (зависит от размера буклета и размера болтов). Понятно, что никакие элементы, включая фотографии, не лежали на стыке разворота.

15 Штампы и высечка/вырубка


Применятся для изготовления не стандартных конвертов, папок, буклетов, визиток, коробок, открыток и тд.

В виду технических сложностей – чертежи для штампов делаются в специальных программах, специальными профильными сотрудниками – файлы, которые они делают отправляются дизайнерам, которые вверстывают макет в электронный штамп. Также можно заранее запросить чертежи уже готовых штампов, выбрать подходящий и верстать макет, используя этот чертеж.

16 Выборочный УФ-лак


17 Тиснение


Всего есть три вида тиснения и их сочетания: фольгой, конгревное и блин. Готовятся к печати также, как и для выборочного лака (пункт 15).

Минимальная толщина линии конгрева 0,5 мм, в нем не должно быть острых углов и мелких деталей. Минимальная рекомендуемая толщина линии для тиснения фольгой – 0,2 мм, минимальная 0,1 мм.

18 Форматы файлов и разрешения

РАСТРОВЫЕ ФАЙЛЫ (изображения, фотографии): tiff, jpg, psd с разрешением 300 dpi на дюйм.

ВЕКТОРНЫЕ ФАЙЛЫ. Готовятся в Adobe Illustrator или CorelDraw (менее желательно). В подготовку к печати принимаются файлы со шрифтами, переведенными в кривые, и с внедренными (Embed) линками-изображениями.

МНОГОСТРАНИЧНЫЕ ФАЙЛЫ. Это Adobe InDesign. Используйте функцию Package для сборки всех необходимых файлов (линков и шрифтов) в одну папку, которую тоже надо прислать с файлом.

Читайте также: