Как причащались на руси во время холеры

Обновлено: 19.04.2024

Прежде всего, голова чтобы здоровая была.
Христиане боятся короновируса. Это до какого падшего духовного состояния докатиться надо. Вернее я не правильно выразился, ". до какого состояния надо самого себя довести своим же малодушием в вере". Вот более правильно выразил мысль.

Не горячитесь.
Меры приняты больше для внешних.
Чтобы, в случае сильной паники, обезумевшие толпы не ринулись громить наши храмы. не надо дразнить гусей.
Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Глория

Что ж Вы всё ропщете, дмитрийк, ведь патриарх по сути не ввел ничего нового - это практика Церкви с древнейших времён, а конкретно - с Двукратного(Трулльского) собора 7 века, решение которого по подобному поводу, изложенное в Пидалионе, прокомментировал преп.Никодим Святогорец.

дмитрийк

Для кого цитаты духоносных отцов даны, для паникующих.
Те, кто панику наводят - сами страха не испытывают.

Аника

дмитрийк

Не горячитесь.
Меры приняты больше для внешних.
Чтобы, в случае сильной паники, обезумевшие толпы не ринулись громить наши храмы. не надо дразнить гусей.
Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Анатолий, парадокс в том, что гусям удается дразнить нас. А почему парадокс? Потому что такого быть не должно, это не нормально. Как не должен пес сидеть и есть за одним столом вместе с людьми.
Сегодня короновирус, завтра другой повод пошатнуть нас. Цель именно пошатнуть, а поводы пробуются и подбираются разные. Это говорит об общем охлаждении веры.

Пусть каждый сам ревнует о своем спасении. Вся, что я мог добавить по существу, добавил. ​

Сергий 1970.

дмитрийк

Глория

Толкование из Пидалиона на 28 правило Двукратного (Трулльского) Собора:

"и иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в виноград, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило".

Особо замечу, что на это толкование ссылается и патр.Кирилл в своих рекамендациях для храмов в нынешней ситуации с коронавирусом.
(Пидалион есть в свободном доступе)

дмитрийк

Толкование из Пидалиона на 28 правило Двукратного (Трулльского) Собора:

"и иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в виноград, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило".

Особо замечу, что на это толкование ссылается и патр.Кирилл в своих рекамендациях для храмов в нынешней ситуации с коронавирусом.
(Пидалион есть в свободном доступе)

Чума кровососущими насекомыми и клещами передается; распространяется бродячими животными. Вы только представьте вспышку аналога чумы в Москве или СПБ. Вот там реально не до смеха будет, только Соборное покаяние спасет. ​

Глория

дмитрийк

Глория

Сергий 1970.

Ревновать нужно о Боге, у вас представление о вере, на уровне фильма Звездные войны, там есть да "прибудет с нами сила".
Вы серьезно думаете что у людей есть страх и уныние?
Вы не допускаете что врачи от Бога, и что врачи эпидиомологи не от себя говорят, а спасают людей выполняя заповеь о любви к ближним. Вы думаете святой хирург Лука , когда операции делал, обеззараживал крестным знамением, а не руки с мылом мыл перед операцией?
Где вы видите панику у православных? Карантин это санитарно-эпидеологические мероприятия, а не испытания веры. Вы думаете если я платочком с спиртовым раствором стекло иконы протру, прежде чем поцеловать, моя вера будет меньше, чем если я поцелую в отпечаток ваших губ?
Мир то с нами, а вам стоило бы успокоиться, и вместо того чтобы кичиться своей "верой", стать на молитву, и помолиться о нас грешных, и о стране нашей.

Глория

Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что граждане страны из группы риска должны соблюдать карантин в течение двух недель. Эту меру он призвал сделать обязательной для членов семьи вернувшихся из-за рубежа россиян.

Координационный совет по борьбе с коронавирусом провел заседание в субботу, на нем премьер Мишустин рассказал о новом тренде в пандемии коронавируса. Российские граждане, у которых нашли коронавирус, не только сами заразились за границей, но по возвращению заразили и своих родственников. Хотя те за рубежом не были, подчеркнул премьер.

За полвека, пока Московскую святительскую кафедру возглавлял митрополит Филарет (Дроздов) (1821-1867), в городе несколько раз свирепствовала эпидемия холеры, уносившая жизни части горожан и наводившая ужас на всех прочих. Как действовала Церковь в это тяжелое время? И к чему призывала свою паству?

Московское бедствие

Первый раз холера явилась в Москву в сентябре 1830 года. Инфекция пришла из Персии, преодолела южные границы России, поразила крупные российские города, а в самой Москве продержалась всю осень. Впоследствии она еще не раз возвращалась — вспышки холеры были отмечены в 1847, 1848, 1855 годах.

Эпидемии холеры в Москве: как боролись и что делала Церковь?

Митрополит Московский Филарет. Н.Е. Рачков, 1857

Храмы, тем не менее, оставались открытыми. В сентябре 1830 г. митрополит Филарет писал в одном из писем:

25 сентября святитель Филарет отслужил молебен об избавлении от болезни в главном московском соборе — Успенском, после совершил крестный ход вокруг Кремля. Священникам было поручено обходить дома своих прихожан, чтобы исповедовать и причащать желающих. Вдобавок, святитель учредил Московский архиерейский временный комитет помощи нуждающимся, который собирал пожертвования для помощи больным, их семьям, семьям умерших. В числе жертвователей этого комитета был в том числе государь Николай I, не испугавшийся лично посетить Москву в самый разгар эпидемии и руководивший здесь устройством больниц (в городе были открыты Ордынская и Басманная временные холерные больницы, а также несколько частных), работами по снабжению города всем необходимым, созданием приютов для детей и т. д.

Первая вспышка холеры сошла на нет в декабре 1830 года. Мужественная позиция московского митрополита сыграла, по отзывам современников, немалую роль в укреплении духа москвичей: многие из них становились добровольцами и сами оказывали помощь заболевшим. Брали пример с московского святителя и архиереи других городов, куда холера пришла вслед за Москвой.

Эпидемии холеры в Москве: как боролись и что делала Церковь?

Въезд императора Николая I в Москву во время холеры 1831 года (гравюра того времени)

Время, когда в городе свирепствует холера, особенно важно использовать правильно — для покаяния и добрых дел, настаивает святитель Филарет. «Нет времени, которое безопасно можно было бы пренебрегать: ибо во всякое время можно спастись или погибнуть. Но особенно и необыкновенно важно для нас сие время, когда Бог уже положил нас на весы правосудия Своего… когда путь жития нашего стеснился так, что с каждым шагом мы поставляем ногу между жизнию и смертию, между надеждою спасения и страхом погибели.

В слове, сказанном при возвращении холеры осенью 1847 года, святитель Филарет призывает не отказываться и от обычных житейских мер безопасности:

«Не будем невнимательны. Не будем тяжкосерды. Не будем неблагодарны, — взывал святитель Филарет к народу по окончании эпидемии холеры в 1848 году. — …Если в день скорби, пред угрожающею ночью смерти, ты воззвал к Богу из глубины души, и мог потом приметить некое мановение невидимой руки, изымающей тебя от опасности: прославь Бога, дающего молитву молящемуся, близкого к призывающим Его, являющегося в милостях и щедротах.

Эпидемии холеры в Москве: как боролись и что делала Церковь?

Причащение умирающей, А. Веницианов, 1839

Если ты не видал особенного знамения спасения, но тем не менее спасен от беды, ходившей окрест тебя: прославь Бога сокровенного, но тем не менее везде присутствующего и вседействующего, призирающего на тебя, когда ты о том не знаешь, и спасающего тебя, когда ты о том не думаешь.

Если ты столь тяжкосерд, и так занят суетою, что и близкое бедствие не устремило тебя к Богу: одумайся хотя теперь, прославь Бога долготерпеливого, и перестань искушать Его долготерпение невниманием к Его судьбам, и к вечной судьбе твоей собственной души.

Молитва святителя Филарета во время эпидемии:

Господи! послушай земли, смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и отъими язву от России. Сохрани град сей и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во святых храмах Твоих! Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Аминь

Послесловие от редакции

Подвиг святителя Филарета Московского особенно ясен для тех, кто знает церковную историю. Архипастыри отнюдь не защищены от заражения или даже смерти от инфекционной болезни. Русской церковной истории известно, как минимум два случая, когда владыки становились жертвами эпидемии.

В 1352 г. архиепископ Новгородский Василий Калика (прославленный в XV веке в лике святых), принял псковских послов, которые просили архиерея приехать в их город, охваченный чумой, для благословения горожан. В Пскове после совершённых богослужений и крестных ходов архиепископ Василий заразился и 3 июля 1352 г. скончался. Вместе с его телом черная смерть пришла в Новгород. Жители города не смогли устоять перед желанием проститься со своим духовным пастырем, – и это привело к страшной эпидемии.

В 1866 году, во время очередного нашествия холеры, другой святитель, Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан. 5 августа Филарет выехал из Чернигова, а 8 августа – приехал в Конотоп уже больным, став жертвой холеры. Несмотря на усилия врачей, святитель скончался от этой болезни.

Самоотверженность святителя Филарета Московского, которого Бог уберёг от заражения и двух святителей, которые пожертвовали собой ради паствы, не подлежит сомнению. Но их опыт свидетельствует против распространившегося сегодня странного суждения, будто верующий человек, человек святой жизни, имеет некий особый иммунитет против болезни, а меры предосторожности при причащении чуть ли не являются десакрализацией Таинства. Это не так. И такого радикального представления Церковь не исповедует. Во все времена разумные профилактические меры старались соблюдать, они не выдуманы сейчас, но лишь скорректированы с учетом нынешнего уровня наших знаний об инфекционных болезнях.

Благодарю вас, Симеон, за допроняющие комментарии. Спаси вас Бог!
Очень печально, да нет, УЖАСНО БОЛЬНО. слышать призывы закрывать храмы! Начальники ладно, Бог нам Судья, а вот от духовенства, это ужасно!
Вам, Владимир, договариваться надо не с начальниками, а с Богом, и тогда все встанет на свои места. А если боимся начальников, значит боиммя потерять что то земное, к чему прилипла наша душа. При этом какое может быть исповедничество?!
Проживем мы меньше, чем мы думаем!
Спаси вас Господь!

Не было в истории православия протирания лжицы и отказ целовать чашу! Что говорит священник перед причастием:"Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз.
Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя." Так чего мы боимся больше вируса или того, что Господь покинет нас за такое неверие святыне! Думайте, что пишите:". ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. "

Благодарю за ценную информацию. Особенно человека, который в комментариях цитаты привел.

Очень нужная , очень своевременная и полезная информация. Такой бардак в мыслях, разброд и шатания среди людей в наше непростое время. Внутри были колебания из одной крайности в другую, и было непонятно, как себя вести, ходить ли в храм. Спасибо.

К послесловию к статье хотелось бы добавить (хотя бы на уровне комментария, т. к в статье об этом вовсе не говорится), что во времена Святителя Филарета были люди, которые обвиняли его в том, что он собирает народ в большом количестве во время крестных ходов об избавлении от холеры и тем самым подвергает людей заражению. И вот что по этому поводу говорил Святитель:

"Подобным же образом и в 1866 году, по случаю холеры, Филарет писал в письме к викарию своему Игнатию от 17 сентября: «Напрасно более боятся молитвы нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась" (Корсунский И.Н. Деятельность Филарета, митрополита Московского, в холеру 1830-1831 гг. )

Относительно Причастия из одной лжицы также вызывал в то время у некоторых вопрос.

"Особенно могло внушать опасение таинство причастия, когда все подходят к священным сосудам и причащаются от одной ложки. И тут Филарет заверил царя, что никаких случаев заражения после причастия не наблюдается.

Относительно заражения священников во время исполнения их пастырских обязанностей снова читаем мнение свт. Филарета на этот счет:

Симеон, прежде всего, прошу выйти на связь. Не знаю, писали Вам наши сотрудники или нет, но буду рад знакомству. Найдите меня в ВК или ФБ, напишите, что это Вы, хорошо?

По существу комментария: да, и это несмотря на то, что ещё сохранялись элементы церковного влияния на многие стороны жизни, а империя считалась православной. Что уж говорить о сегодняшней ситуации. И насколько сложно современныму священноначалию договариваться с руководством страны. Которое встревожено не на шутку, причём вполне обоснованно.

Спасибо огромное за такую утешительную,обнадеживающую и вдохновитель нужно статью!

Представляю как будут издеваться атеисты над нами, видя как мы одноразовыми пластмассовыми ложечками причащаемся.
Вот и вся их вера. рухнула от кетайского гриппа, яко не бывша.

Тем не менее митр.Илларион Алфеев от имени Синода об этом говорил. Если таково будет требование со стороны государства.
И мы будем так причащаться, потому что лучше так, чем никак. По послушанию.
Так же он сказал, что превентивные меры приниматься не будут.

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия

Иван, тут по вайберу пошли рекомендации про больше пить горячего, дабы в желудок, где кислота, весь вирус смылся и т.д. Всякое такое написано. Если нужно, процитирую. Это бред?

ИванВл

Иван, тут по вайберу пошли рекомендации про больше пить горячего, дабы в желудок, где кислота, весь вирус смылся и т.д. Всякое такое написано. Если нужно, процитирую. Это бред?

Сергий 1970.

С вероятностью 99.99% закроют и школы и детские сады и храмы и мечети 23 апреля в крупнейших мегаполисах.

ИванВл

Нет конечно)
Нужно перестроить мышление согласно философии пандемии. Ваше здоровье это общее здоровье общества. Ваша болезнь (не дай Бог) это болезнь ваших членов семьи, коллег, друзей и случайных контактеров.

Сергий 1970.

Купите антибактериальных салфеток всегда носите их с собой (спиртовые или специальные антибактериальные), возьмите за правило постоянно протирать руки и лицо ими.

Канистра спирта и рулон туалетной бумаги, заменят салфетки? Даже не знаю сколько нужно салфеток на семью из 7 -ми человек.

Глория

Жизнь в радиусе досягаемости колокольного звона. В прежние времена, говорят, это помогало при эпидемиях чумы, холеры. Как считаете, Иван?

ИванВл

Канистра спирта и рулон туалетной бумаги, заменят салфетки? Даже не знаю сколько нужно салфеток на семью из 7 -ми человек.

У меня 6) очень накладно да помогает немного работа в больнице . )
Детям на телефоне поставил 30 мин напоминание протереть или помыть руки и лицо вне дома, через несколько дней вырабатывается привычка на автомате это делать.

ИванВл

Жизнь в радиусе досягаемости колокольного звона. В прежние времена, говорят, это помогало при эпидемиях чумы, холеры. Как считаете, Иван?

Это вообще очень помогает если каждый день начинается и заканчивается колокольным звоном. Мне в этом плане очень повезло с местом рождения и жизни, врядли есть хоть один город с большей концентрацией колокольного звона)
Кстати эмоциональное состояние это тоже ключевой фактор иммунитета! То есть да есть связь колокольный звон-благостное душевное состояние-иммунитет.

Сергей Алексеев

Пади Бог не Тимошка и видит немножко. И видя мою веру и надежду неужели издеваться будет так как Вы думаете. Вы вообще в какого Бога веруете?

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я предОтцем Моим Небесным; а кто . отречется от Меня перед людьми, отрекусь оттого и Я перед Отцом Моим Небесным.

Нет ответа пока на этот вопрос.
Надежда на реакцию как в Китае, забыв про права, свободы и пр.
Ну и надо понимать, все верусологи в мире без сна выходных и отпусков трудятся над вакциной.
Но вирус уникальный, постоянно мутирующий, выживающий при любых внешних условиях. вообщем если бы он не был настолько опасным, им можно было восторгаться как совершенным творением в микро мире вирусов и бактерий.

Представляю как будут издеваться атеисты над нами, видя как мы одноразовыми пластмассовыми ложечками причащаемся.
Вот и вся их вера. рухнула от кетайского гриппа, яко не бывша.

Между прочим, не будут. Потому что атеисты как раз понимают опасность пользования одной ложкой для всех.

Жизнь в радиусе досягаемости колокольного звона. В прежние времена, говорят, это помогало при эпидемиях чумы, холеры. Как считаете, Иван?

Сергей Алексеев

Глория

О целительных свойствах колокольного звона было известно еще в древности. Когда в старину в Европе и на Руси во времена массовых эпидемий (чумы, холеры и пр.) непрерывно звонили в колокола, это было не суеверием, а проверенным средством дезинфекции. Сегодня ученые экспериментально подтвердили, что звон колокола уничтожает вирусы гриппа, гепатита, тифа, скарлатины, и других возбудителей инфекций, губительно действует на раковые клетки, восстанавливает в организме потерю энергии даже при недостатке питания.

«ПОСЛЕ причащения больного младенца, в ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАРАЗЫ СЛЕДУЮЩЕГО ПРИЧАСТНИКА, следует КРЕПКО ВЫТИРАТЬ ПОКРОВЦОМ СВ. ЛЖИЦУ. В случае же появления в приходе ЗАРАЗИТЕЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ, напр. дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим ПРИ ПРИЧАЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ЛЖИЦУ И ПОКРОВЕЦ, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь. В крайнем же случае, больных заразной болезнью надлежит приобщать ПОСЛЕ здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения.

Мария

другиня

У нас в стране коронавирус пока ещё не свирепствует.
Причащаться или нет каждый выберет сам в меру своей веры в силу благодати или в силу вируса.

Игорь Кзнц.

Я вот не знаю,если дойдёт(об этом даже думать дико!) до одноразовых ложечек и т.п. Смущение страшное,как минимум,будет.

Сергей Алексеев

Я вот не знаю,если дойдёт(об этом даже думать дико!) до одноразовых ложечек и т.п. Смущение страшное,как минимум,будет.

Я верую что в Чаше истинные Тело и Кровь Христовы и "заразиться" от Них, даже думать кощунственно и богохульно.
Верую также, что Бог не абстракция, а живая, любящая Личность внимательно и с любовью взирающая на каждого человека, на каждый его волосок и клеточку.
И что Он не попустит заразиться от Своего ребра - края Чаши и от Своих икон. без особого на то, всегда спасительного, Промысла.
Но как решит священноначалие, тому и подчинюсь по послушанию, нисколько не смущаясь.

Игорь Кзнц.

Анатолий, так мы тоже так веруем. Речь идёт лишь о лжице и крае Чаши, к которому прикладываемся. Или Вы думаете, что преп. Никодим Святогорец зря предупреждал?

А лжица не в Кровь Христову опускается перед каждым причащающимся? Какой-то вирус сильнее Крови Христовой?
Если кто и "заразится" ,то это только от недостойного,в осуждение причащения!
Cтранная и страшная тема!

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021

Я вот не знаю,если дойдёт(об этом даже думать дико!) до одноразовых ложечек и т.п. Смущение страшное,как минимум,будет.

Будет.
Но будем это смущение преодолевать смирением, послушанием и верой.
Верой исповедники служили литургию на лесном пне, на лагерных сухарях и клюквенном соке из консервной банки.
И по вере Бог давал им Свое Тело и Кровь.
Последние времена.
Что делать? Еще не то будет.

Сергей Алексеев

А лжица не в Кровь Христову опускается перед каждым причащающимся? Какой-то вирус сильнее Крови Христовой?
Если кто и "заразится" ,то это только от недостойного,в осуждение причащения!
Cтранная и страшная тема!

Только вот не кровь там. А вино. Был бы спирт, можно было бы говорить о том, что сильнее. Недаром наверное рекомендуют спиртовыми салфетками все протирать.

Сергий 1970.

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021

А чем отличается вино от крови, а хлеб от тела на квантовом уровне?
А Тело Христово, духовное, обоженное, новое это такое же как наше "мясо" или таки немножко другое?
Другое очевидно. наше дверями затворенными не пролазит
Другое значит, Тело-то Христово. тогда почему бы Ему не быть Хлебом пшеничным или лагерным сухарем? А Крови Его не быть кагором или клюквенным соком в исповеднической Чаше из ржавой консервной банки?
Дух дышет, где хочет Ин.3:8
Не смущайтесь. Бог любящее сердце причастит как угодно из камней воздвигнет ему Хлеб Жизни.
И не в ложках и не сосудах дело.
Главное, чтобы двое или трое были собраны во Имя Его.

Сергей Алексеев

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021

Мария

другиня

Сергей, про это много информации на православной энциклопедии и на форуме. Не уводите тему, воспользуйтесь поиском

Сергей Алексеев

Да мы ж тут и вовсе не о том. А о том, как не заразиться. Причем относительно причастия даже не конкретным вирусом, а любым, т.к. на причастии могут быть люди и с банальной простудой.

Мария свет Владимировна

Так вроде не ультразвук, а инфразвук - звук с частотой менее 20Гц. Большие колокола издают низкочастотные звуки.

Мария

другиня

Сергей, у вас как атеиста нет шансов, вы же не член Церкви. Заразиться от верующего, подхватившего что-то якобы во время Евхаристии тоже мало: причастников не так много, а в такие времена по маловерию их будет ещё меньше. Среди же обычных встреченных людей в транспорте, ТЦ и др.общественных местах шансы есть. Выше Иван писал про метро.
Что касается Глории, которая неутомимо постит некие цитаты, так там общие рекомендации, вовсе не означающие, что причастие опасно и надо прекратить.

Мы же детей своих с первых дней причащаем и наш сын не болел до 3 лет и 3 мес., пока не соприкоснулся с большими группами обычных детей.

Мария свет Владимировна

Я вот не знаю,если дойдёт(об этом даже думать дико!) до одноразовых ложечек и т.п. Смущение страшное,как минимум,будет.

Отцы Двукратного (Трулльского) Собора ещё в конце 7 века(!) приняли вот это правило

Толкование из Пидалиона на 28 правило Двукратного (Трулльского) Собора:

"и иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в виноград, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило" .

Мария

другиня

Для христианина радость и ценность - соединение со Христом в Таинстве Евхаристии..
А заболеть можно где угодно и как угодно неожиданно.
Мы всё равно однажды умрём

Думаю, здесь свое слово, должна сказать Церковь, которая прекрасно понимает ситуацию и которая, должна дать соответствующие рекомендации.
Со стороны верующих людей, которые слепо верят, что после Причастия не заболеешь - то лучше собраться в общины и куда нибудь уехать, дабы изолироваться от других людей и не подвергать их опасности, но на подобный шаг никто не пойдет.

Я не то, что бы не верю в силу Причастия, если можно так сказать, просто не уверен в том, что где то есть или может быть, Благодать Божия, которая собственно может и избавить людей от болезни.
Где то есть, а где то ее нет, и как понять ее наличие, я не знаю, как и большинство людей.

Либо еще один пример фанатизма, как Чумной бунт и убийство архиепископа Авмросия за то, что он в разгар чумы, запретил собираться возле иконы, так как смертность было около 1000 человек в день.
За это монастырь разграбили и его самого убили.

Читайте также: