Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей паразитов

Обновлено: 24.04.2024

Томбасова Татьяна Сергеевна, учитель биологии, МКОУ Доволенской СОШ № 2 им. С.И. Лазарева.

Тест предназначен для 11 класса.

Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке.

Задачи урока:

Образовательная: выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе,

Воспитательная: Способствовать развитию интереса к родному краю определение эффективности используемых методов, форм и способов учебной деятельности.

Развивающая: формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути его совершенствования и преодоления.

Тип урока: урок-контрольная работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Методы обучения: Педагогические тесты.

Приемы обучения: работа с тестом.

Средства обучения: тест.

Ход урока

1.Мотивационный этап

«Вам будут раздан тест, который вы должны выполнить за 30 минут.

Слушают, участие в диалоге.

2 . Этап актуализации знаний, умений.

создание ситуации успеха, организация учебного диалога по уточнению основных умений, освоение которых необходимо при контроле данной темы.

самоконтроль, самооценка до начала работы оценка своих возможностей

3. Этап самостоятельной работы.

Цель этапа: выполнение проверочной работы

Действия учителя: организация индивидуальной деятельности учащихся

Действия учащихся: самостоятельное выполнение проверочной работы.

4. Этап самоконтроля с самопроверкой

организация самопроверки, создание ситуации успеха; для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность для выявления причин ошибок и их исправления.

5. Этап рефлексии.

Справился ли с работой? Что удалось? Что не удалось? Какие ошибки допущены, в чем?

Какое задание было самым трудным? Почему?

Над какими умениями нужно еще поработать? Как?

Как бы вы оценили свою работу?

Доволен ли своей работой?

определение того, что необходимо было знать и уметь, чтобы выполнить работу без ошибок.

Педагогические цели тестирования – определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела, выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях;

Содержание теста – Биология. Общая биология, 11 класс, 64 часа;

Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста: рабочей программы по биологии, Ф К ГОС основного общего и среднего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г.), кодификатор элементов содержания требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, 2013 год.

Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально ориентировочный тест;

Элементы содержания предмета, включенные в тест, соответствуют Ф К ГОС основного общего и среднего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г.),;

Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень;

Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний 79 % тестовых заданий ориентированы на факультативные знания и по 6% - на классификационные, алгоритмические и причинно-следственные биологические знания;

Средний уровень трудности заданий – 50%

Структура теста – задания расположены согласно логике преподаваемой темы и ФК ГОС;

Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты;

Форма предъявления – бланковые тесты

Инструкции к испытуемым представлены в каждой группе заданий в тесте;

Количество вариантов в тесте – 2;

Количество заданий в варианте теста – 15;

Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1)

Общее время выполнения теста – 30 минуты, планируемое время на выполнения задания части А-1 мин, части В - 2 мин, части С- 4 - 5 минуты.

НАЗЕМНАЯ - ВОДНАЯ
Установите соответствие между характеристиками и средами жизни: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) плотность высокая
Б) разнообразие условий низкое
В) лимитирующий фактор – температура
Г) лимитирующий фактор – обеспеченность кислородом
Д) плотность низкая

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Наземно-воздушная среда по сравнению с водной характеризуется
1) большим содержанием кислорода
2) высокой плотностью
3) слабыми перепадами давления
4) низкой степенью прозрачности
5) резкими изменениями температуры
6) низкой степенью освещённости


Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых они размножаются: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дельфин белобочка
Б) обыкновенная жаба
В) гребенчатый тритон
Г) травяная лягушка
Д) императорский пингвин
Е) нильский крокодил

Установите соответствие между животными и средами их размножения: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) акула катран
Б) серая жаба
В) морская черепаха
Г) обыкновенная гадюка
Д) травяная лягушка

НАЗЕМНАЯ - ОРГАНИЗМЕННАЯ
Установите соответствие между характеристиками и средами обитания: 1) наземно-воздушная среда, 2) организменная среда. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) освещенность отсутствует
Б) плотность низкая
В) высокие колебания температур
Г) умеренное количество воды
Д) малое количество воды

Установите соответствие между средой обитания живых организмов и ее характеристиками: 1) организменная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) постоянство температурного, солевого и осмотического режимов
Б) нехватка кислорода и света
В) является самой сложной по экологическим условиям средой
Г) ограниченность жизненного пространства
Д) резкие колебания температуры, влажности и освещения

ВОДНАЯ - ПОЧВЕННАЯ
Установите соответствие между характеристиками и средами обитания: 1) водная среда, 2) почвенная среда. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) умеренное количество воды
Б) освещенность низкая
В) плотность средняя
Г) небольшие размеры животных
Д) обтекаемая форма тела животных

ПОЧВЕННАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Почву как среду обитания организмов характеризуют
1) отсутствие света
2) резкие перепады давления
3) низкое содержание углекислого газа
4) низкая плотность
5) незначительные колебания температуры
6) недостаток кислорода

ОРГАНИЗМЕННАЯ ПРИЗНАКИ
Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для описания условий внутриорганизменной среды обитания. Определите эти два термина и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) постоянство температуры
2) готовая пища
3) защищённость обитателя
4) плодовитость хозяина
5) постоянная смена хозяина

Выберите три варианта. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?
1) обилие легко усвояемой пищи
2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов
3) отсутствие естественных врагов
4) ограниченность пищевых ресурсов
5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима
6) высокий процент содержания кислорода

Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует: 1) свободноживущие, 2) паразиты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) высокая плодовитость
Б) развитие органов чувств
В) развитие со сменой хозяина
Г) наличие специальных органов прикрепления
Д) наличие хорошо развитых конечностей
Е) склонность к гермафродитизму

ОРГАНИЗМЕННАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паразитический образ жизни ведут.
1) актиния
2) аскарида
3) красный коралл
4) подберезовик
5) раффлезия
6) ришта

Установите соответствие между организмами и образом жизни: 1) свободноживущие, 2) паразитические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) инфузория-туфелька
Б) паук-крестовик
В) малярийный плазмодий
Г) эхинококк
Д) таежный клещ
Е) пресноводная гидра

БИОМЫ
1. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тундра, 2) смешанные леса. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) низкорослая и карликовая растительность
Б) умеренный климат
В) неплодородная почва со слоем вечной мерзлоты
Г) почвы с хорошим дренажем
Д) ярусность и мозаичность
Е) короткий вегетационный период у растений

2. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) степи, 2) пустыни. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание многолетнего разнотравья
Б) в основном плодородные почвы
В) лист видоизменен в колючку или имеет восковую кутикулу
Г) летний период засушливый, зимний – хорошо увлажненный
Д) растения имеют длинные или поверхностные корни
Е) у животных выражен ночной образ жизни

3. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тропический лес, 2) тайга. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) большое разнообразие продуцентов
Б) большое количество годовых осадков
В) доминируют хвойные растения
Г) отсутствие насекомых зимой
Д) малое количество травянистых растений
Е) высокая влажность воздуха

4. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) пойменный луг, 2) смешанный лес. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) практически отсутствуют древесные растения
Б) крупные животные перемещаются в основном по тропинкам
В) толстая влажная подстилка
Г) присутствуют организмы одного-двух ярусов
Д) почва плотная, утоптанная
Е) присутствуют светолюбивые и тенелюбивые растения

5. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) река, 2) верховое болото. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гниение на дне в анаэробных условиях
Б) цепи питания обычно длинные
В) часто покрыт сплавиной из мхов
Г) продуценты представлены в основном водорослями
Д) присутствуют хищные растения
Е) часто наблюдается недостаток азота

6. Установите соответствие между адаптациями млекопитающих животных и биомами: 1) пустыня, 2) тундра. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) рытьё нор
Б) равномерное распределение подкожного жира
В) запасание метаболической воды
Г) наличие крупных сильно выступающих ушей
Д) выделение концентрированной мочи
Е) развитый подшёрсток

7. Установите соответствие между характеристиками и экологическими группами птиц: 1) обитатели открытых пространств, 2) обитатели болот и побережий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) крупные размеры тела
Б) ноги высокие и мощные
В) хорошо развита копчиковая железа
Г) клюв широкий с поперечными пластинками по краям
Д) хорошо развиты пуховые перья

Установите соответствие между характеристиками растений и их экологическими группами: 1) водные растения, 2) растения сухих мест. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.
А) часто отсутствие корней
Б) наличие толстой кутикулы на стеблях и листьях
В) слабо развитая механическая ткань
Г) слизистый слой на поверхности листовых пластинок
Д) развитая воздухоносная ткань в стеблях и листьях
Е) развитая водоносная паренхима в стеблях и листьях

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже признаков будут характерны для растений, произрастающих в тундре?
1) исключительно ветроопыление
2) низкорослость
3) запасание воды в тканях
4) поверхностное расположение корней
5) крупные листья
6) короткий период цветения

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных особенностей свойственны продуцентам влажных тропических лесов?
1) опыление ветром большинства видов растений
2) опыление животными большинства видов растений
3) многообразие древесных форм
4) хорошо выраженные годичные кольца у древесных пород
5) высокая численность растений-эпифитов
6) видоизменение листьев в иголки

НЕДОСТАТОК ВОДЫ РАСТЕНИЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит
А) наличие воскового налёта на листьях
Б) цветение до распускания листьев
В) образование многочисленных устьиц на листьях
Г) способность накапливать воду в тканях
Д) ярусное расположение организмов
Е) глубоко уходящая в почву корневая система

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служат:
1) устьица на нижней стороне листа
2) широкие листья
3) мелкие листья
4) густое опушение листьев
5) небольшое количество устьиц
6) тонкие листья

3. Выберите три варианта. Какие приспособления к добыванию и сохранению воды имеются у растений – обитателей пустынь?
1) сильно развитая запасающая ткань
2) поверхностная корневая система
3) крупные хлоропласты
4) тонкие темно-зеленые листья
5) длинные мощные корни
6) крупные листья

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений сухих мест местобитания характерно
1) запасание воды в листьях и стеблях
2) наличие крупных блестящих листьев
3) расположение устьиц на нижней стороне листа
4) видоизменение листьев в колючки
5) наличие мелких жестких листьев, покрытых кутикулой
6) поверхностно расположенная корневая система

НЕДОСТАТОК ВОДЫ РАСТЕНИЯ - ЖИВОТНЫЕ
Установите соответствие между царством организмов и приспособлениями их представителей к недостатку воды: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование больших запасов воды
Б) повышение осмотического давления клеточного сока
В) извлечение воды из пищи
Г) образование воскоподобного слоя поверхности клеток
Д) получение воды путем окисления липидов
Е) экономия воды в выделительных органах

БИОМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из приведённых ниже организмов могут быть звеньями пищевой цепи озера?
1) красный коралл
2) щука
3) жук-плавунец
4) ламинария
5) камыш
6) сельдь

2. Установите соответствие между представителями и типами экологических сообществ: 1) донная фауна, 2) пелагическая фауна (фауна толщи воды). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) устрица
Б) кальмар
В) актиния
Г) медуза аурелия
Д) речной рак
Е) морской ёж

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения:
1) ель
2) липа
3) сосна обыкновенная
4) дуб
5) бук
6) пихта

4. Установите соответствие между организмами и экосистемами: 1) смешанный лес, 2) луг. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дятел большой пёстрый
Б) глухарь обыкновенный
В) клевер ползучий
Г) короед-типограф
Д) кузнечик серый
Е) ландыш майский

Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий для поддержания численности вида: при r-стратегии организмы имеют высокую скорость размножения, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими r-стратегами являются кролики, классическими К-стратегами - слоны. Установите соответствие между особенностями и экологическими стратегиями выживания у животных: 1) r-стратегия, 2) К-стратегия. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) переменчивые, нестабильные условия среды обитания
Б) хорошо развитая забота о потомстве
В) ранняя половая зрелость
Г) высокая специализация для жизни в устойчивых местообитаниях
Д) малое количество детёнышей в помёте
Е) изменчивый, неравновесный размер популяции

Установите соответствие между примерами выполнения экологических закономерностей и самими закономерностями: 1) правило Бергмана 2) правило Аллена. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Очковый медведь, обитающий в Южной Америке, мельче белого медведя, обитающего в Арктике.
Б) Амурский тигр, обитающий на Дальнем Востоке, крупнее суматранского, обитающего в Индонезии.
В) У пустынной лисички фенека очень длинные уши и лапы, а у полярного песца - короткие уши и лапы.
Г) Лисица на Среднерусской равнине может достигать 10 кг, а в Туркмении – не более 3 кг.
Д) Волк обыкновенный на полуострове Таймыр весил около 50 кг, а в Монголии - около 40 кг.
Е) Конечности коренных эскимосов короче конечностей народа тутси.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Кровь у дождевого червя
1) заполняет промежутки между органами
2) течет в кровеносных сосудах
3) выливается в парные выделительные трубочки
4) из полости тела попадает в кишечник

ПОЛОСТЬ ТЕЛА
Установите соответствие между животным организмом и классификационной группой организмов: 1) первичнополостные, 2) вторичнополостные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дождевой червь
Б) нереида
В) пиявка медицинская
Г) аскарида человеческая
Д) детская острица
Е) луковая нематода

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У каких классов червей пищеварительная система проходного типа?
1) Малощетинковые
2) Многощетинковые
3) Нематоды
4) Ресничные черви
5) Cосальщики
6) Ленточные черви

ПЛОСКИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для плоских червей характерно наличие
1) анального отверстия
2) кишечника
3) легких
4) жабр
5) двух нервных стволов
6) гермафродитизма

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для свободноживущих представителей типа Плоские черви?
1) листовидное тело
2) стрекательные клетки
3) кожно-мускульный мешок
4) прикреплённый образ жизни
5) активное передвижение
6) нервная система диффузного типа


Нервная система планарии

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для животного, имеющего изображенную на рисунке нервную систему, характерны следующие признаки:
1) тело сегментировано
2) трехслойные животные с двусторонней симметрией тела
3) полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой
4) полость тела смешанная
5) кровеносная система замкнутого типа
6) пищеварительная система не имеет анального отверстия


Пищеварительная система планарии

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у животного сформировалась пищеварительная система, изображенная на рисунке, то для этого животного характерны
1) кровеносная система замкнутого типа
2) первичная полость тела
3) нервная система лестничного типа
4) наличие ресничного эпителия
5) жаберное дыхание

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из перечисленных животных относят к плоским червям?
1) человеческая аскарида
2) белая планария
3) бычий цепень
4) дождевой червь
5) печёночный сосальщик
6) луковая нематода

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К паразитическим плоским червям относятся
1) широкий лентец
2) белая планария
3) аскарида
4) нереида
5) печеночный сосальщик
6) свиной цепень


Планария и цепень

СОСАЛЬЩИКИ - ЦЕПНИ
Установите соответствие между признаками и представителями классов типа Плоские черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) органы чувств редуцированы
Б) тело покрыто ресничным эпителием
В) анаэробы
Г) охотится с помощью выдвигающейся глотки
Д) хорошо развита кутикула
Е) свободноживущий организм

ЦЕПНИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К ленточным червям относятся
1) эхинококк
2) свиной цепень
3) широкий лентец
4) кошачья двуустка
5) печёночный сосальщик
6) молочно-белая планария

ПЛОСКИЕ - КРУГЛЫЕ
1. Установите соответствие между особенностями и типами животных, для которых они характерны: 1) Круглые черви, 2) Плоские черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении
Б) присутствуют только продольные мышцы
В) большинство видов являются гермафродитами
Г) промежутки между органами заполнены паренхимой
Д) кишечник заканчивается анальным отверстием

2. Установите соответствие между паразитическим червем и типом, к которому он принадлежит: 1) Круглые черви, 2) Плоские черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) аскарида человеческая
Б) острица
В) эхинококк
Г) печёночный сосальщик
Д) бычий цепень

ПЛОСКИЕ - КОЛЬЧАТЫЕ
1. Установите соответствие между признаком и типом червей, для которого он характерен: 1) плоские черви, 2) кольчатые черви
А) тело обычно листовидной или лентовидной формы
Б) пищеварительная система заканчивается анальным отверстием
В) в пространстве между органами находится паренхима
Г) кровеносная система замкнутая
Д) наличие вторичной полости – целома

2. Установите соответствие между ароморфозами и типами животных, для которых они характерны: 1) Кольчатые черви, 2) Плоские черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вторичная полость тела
Б) дифференцированная пищеварительная трубка
В) выделительная система
Г) кровеносная система
Д) брюшная нервная цепочка
Е) наличие паренхимы между органами

3. Установите соответствие между ароморфозами и типами червей, у которых они впервые появились в ходе эволюции: 1) Кольчатые, 2) Плоские. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кровеносная система
Б) пищеварительная система
В) брюшная нервная цепочка
Г) выделительная система
Д) кожно-мускульный мешок
Е) вторичная полость тела

4. Установите соответствие между характеристиками и видами червей: 1) дождевой червь, 2) бычий цепень. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) замкнутая кровеносная система
Б) отсутствие пищеварительной системы
В) промежутки между органами заполнены паренхимой
Г) анальное отверстие
Д) вторичная полость тела
Е) голова с четырьмя присосками

5. Установите соответствие между признаками животных и представителями, обладающими данными признаками: 1) Печёночный сосальщик, 2) Дождевой червь. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело сегментировано
Б) есть вторичная полость тела
В) промежуточный хозяин – моллюск
Г) развитие с метафорфозом
Д) кровеносная система замкнутая
Е) есть органы прикрепления

А) имеют слепо замкнутую пищеварительную систему
Б) тело лишено сегментации

ПЛОСКИЕ - КРУГЛЫЕ - КОЛЬЧАТЫЕ
1. Установите соответствие между признаком червей и типом, для которого он характерен: 1) плоские черви, 2) круглые черви, 3) кольчатые черви
А) тело имеет листовидную или лентовидную форму
Б) имеют брюшную нервную цепочку
В) тело нечленистое, с плотным покровом
Г) есть кровеносная система
Д) промежутки между органами заполнены соединительной тканью (паренхимой)
Е) полость тела не разделена перегородками

2. Установите соответствие между признаками и типами червей, для которых они характерны: 1) Круглые черви, 2) Плоские черви, 3) Кольчатые черви. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствуеющем буквам.
А) наличие первичной полости тела
Б) наличие только продольных мышц
В) наличие брюшной нервной цепочки
Г) наличие кровеносной системы
Д) тело листовидной или лентовидной формы
Е) заполнение промежутков между органами соединительной тканью (паренхимой)

Установите соответствие между характеристиками и видами червей: 1) человеческая аскарида, 2) дождевой червь, 3) белая планария. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) три слепо замкнутые ветви кишечника
Б) замкнутая кровеносная система
В) паразитический образ жизни
Г) раздельнополые животные
Д) пространство между органами заполнено паренхимой

КРУГЛЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаки, характерные для круглых червей
1) тело сегментировано
2) кровеносная система замкнутая
3) тело не сегментировано
4) пищеварительной системы нет
5) кишечник заканчивается анальным отверстием
6) кожно-мускульный мешок содержит один слой мышц

КРУГЛЫЕ - КОЛЬЧАТЫЕ
1. Установите соответствие между видом организма и его особенностями: 1) аскарида человеческая, 2) дождевой червь. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет многослойную кутикулу
Б) имеет светочувствительные клетки
В) ведет свободноживущий образ жизни
Г) есть личиночная стадия развития
Д) детритофаг
Е) раздельнополы

2. Установите соответствие между признаками и типами червей: 1) Кольчатые черви, 2) Круглые черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) паразитирование в растениях
Б) подразделение тела на сегменты
В) наличие щетинок на теле
Г) наличие у большинства кровеносной системы
Д) образование мускулатуры одним слоем продольных волокон

КОЛЬЧАТЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для кровеносной системы дождевого червя характерны:
1) поступление крови в полость тела
2) замкнутость кровотока
3) сердце на спинной стороне тела
4) поступление кислорода в кровь через капилляры кожи
5) двухкамерное сердце
6) наличие кольцевых сосудов


Дождевой червь

КОЛЬЧАТЫЕ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для представителей типа, к которому относится изображенный на рисунке организм, характерны следующие признаки:
1) двухслойные животные с радиальной симметрией тела
2) трехслойные животные с двусторонней симметрией тела
3) полость тела заполнена паренхимой
4) полость тела вторичная (целом), заполнена жидкостью
5) органы движения – параподии и щетинки
6) все представители типа ведут паразитический образ жизни


Дождевой червь

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для животного, изображенного на рисунке?
1) трахейное дыхание
2) выделительная система метанефридиального типа
3) нервная система диффузно-узлового типа
4) вторичная полость тела
5) кожно-мускульный мешок
6) кровеносная система незамкнутого типа


Дождевой червь

КОЛЬЧАТЫЕ - ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
1. Установите соответствие между ароморфозом и типом животных, у которого он впервые появился: 1) Кольчатые черви, 2) Членистоногие
А) вторичная полость тела
Б) расчленение тела на разные сегменты
В) деление тела на два или три отдела
Г) кровеносная система
Д) брюшная нервная цепочка
Е) наружный скелет из хитина

2. Установите соответствие между признаками и типами животных, для которых они характерны: 1) Кольчатые черви, 2) Членистоногие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наружный хитиновый покров
Б) разделённое на отделы тело
В) дыхание всей поверхностью тела
Г) наличие кожно-мускульного мешка
Д) незамкнутая кровеносная система
Е) сердце на спинной стороне тела

3. Установите соответствие между признаками и типами животных: 1) Кольчатые черви, 2) Членистоногие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сопровождение роста и развития линькой
Б) наличие хитинового покрова
В) наличие кожно-мускульного мешка
Г) членистое строение тела без объединения в крупные отделы
Д) незамкнутая кровеносная система

4. Установите соответствие между признаками животных и типами: 1) Кольчатые черви, 2) Членистоногие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кровеносная система замкнутого типа
Б) отделы тела отличаются по строению и размерам
В) есть кожно-мускульный мешок
Г) полость тела вторичная
Д) в процессе роста линяют

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся: 1) пчела медоносная, 2) дождевой червь. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) кровеносная система не замкнута
Б) дышит через поверхность кожи
В) имеет внешний скелет
Г) имеет фасеточные глаза
Д) гермафродит
Е) тело разделено на одинаковые сегменты

МАЛОЩЕТИНКОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками малощетинковых кольчатых червей являются
1) редукция органов в связи с паразитизмом
2) сегментация тела
3) сквозной кишечник
4) гермафродитизм
5) отсутствие выделительной системы
6) отсутствие кровеносной системы

МАЛОЩЕТИНКОВЫЕ - ПИЯВКИ
Установите соответствие между животными и их особенностями: 1) дождевой червь, 2) пиявка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обитает во влажной почве
Б) на передней трети тела находится поясок
В) питается кровью
Г) на переднем и заднем конце тела имеются присоски
Д) питается растительными остатками
Е) слюна содержит гирудин

Класс нематоды (от греч. nema - нитка, и eidos - сходство), также по-другому называемый - собственно круглые черви. Класс нематоды представлен не только паразитическими формами, но и свободноживущими особями, обитающими в морских и пресных водоемах, почве, где их концентрация может превысить 1 млн на 1м 3 . Медицинское значение имеют многие паразитические формы данного класса.

Заболевания, которые вызывают круглые черви, носят название - нематодозы. Разными паразитами поражаются печень, почки, легкие, желудочно-кишечный тракт, мышцы. На современном этапе развития общества успешно разработана терапия большинства нематодозов и они легко поддаются лечению.

Нематодоз

Аскарида

Тело аскариды не сегментировано, заострено с обоих концов, покрыто плотной блестящей кутикулой, которая выполняет функцию наружного скелета и служит защитой от механических воздействий, ядов и пищеварительных ферментов. Характерно наличие только одного слоя продольной мускулатуры.

Самки (до 30 см в длину) крупнее самцов (до 20 см). У самцов задний конец тела загнут, на нем расположены кутикулярные иглы - спикулы, которые служат для удержания самки во время копуляции (лат. copulatio - соединение) - соединении двух особей во время полового акта. За один день самка аскариды способна отложить в кишечнике человека до 240 тысяч яиц.

Строение аскариды

Аскарида, как и многие другие паразиты из класса нематоды, является геогельминтом - ей не нужен промежуточный хозяин, яйца созревают прямо в почве, попав в благоприятные условия.

Взрослые особи живут в кишечнике человека, ежедневно выделяя до 240 тысяч яиц. Вместе с фекалиями яйца попадают во внешнюю среду. В этот момент, они никого не могут заразить. Чтобы яйцо стало инвазионным - способным к заражению, должно пройти 2-3 недели при температуре 20-25°C и достаточной влажности воздуха.

Если все условия соблюдены - яйцо становится инвазионным и может заразить человека. Попав в кишечник, из яйца выходит личинка, которая совершает миграцию. Она пробуравливает стенку кишки, попадает в кровеносное русло и через печень, правое предсердие и правый желудочек достигает легких. Здесь личинка проникает в полость альвеолы (легочный пузырек), а затем ползет вверх, проходя бронхи, трахею, глотку.

Аскаридоз легких

Во время таких массовых миграций личинок возможно воспаление легких. Достигнув глотки, личинка вторично заглатывается человеком и только после этого, попадая в кишечник, превращается в половозрелую особь. Цикл замыкается.

Жизненный цикл аскариды

Человек заражается, употребив в пищу инвазионное яйцо аскариды (фекально-оральным путем) с немытыми фруктами, овощами. Аскаридоз - болезнь грязных рук, им часто болеют дети. Профилактика состоит в санитарно-просветительской работе с населением, благоустройстве прилегающих к водоемам населенных пунктов, соблюдении правил личной гигиены (мытье рук, фруктов, овощей).

Острица

Геогельминт, обитающий в кишечнике человека. Вызывает заболевание - энтеробиоз. Самка в длину до 12 мм, самец - 5 мм. Вспышки заболевания острицей случаются в детских коллективах - этот паразит, благодаря своему жизненному циклу, отлично размножается среди детей, давайте разберемся - в чем хитрость острицы?

Острица

В кишечнике человека взрослые особи размножаются половым путем. После размножения самец погибает, а самка опускается в прямую кишку. Ночью самка выползает из анального отверстия и распространяет яйца в перианальной области. Вскоре после такой вылазки погибает и самка.

При доступе кислорода уже через 4-6 часов яйца становятся инвазионными. У ребенка развивается зуд в перианальной области и, конечно, ребенок начинает чесаться - яйца попадают на руки. При несоблюдении правил гигиены ребенок часто заражает сам себя (аутоинвазия). Яйца попадают в кишечник, где из них развиваются взрослые особи.

Можете представить себе детский сад и (достаточно одного) заболевшего ребенка, который "этими" руками берет игрушки. Энтеробиозом за один день могут заболеть все дети, детский сад закрывается на карантин и проводится тщательная дезинфекция - к сожалению, уверяю вас, это очень правдивый сценарий.

Жизненный цикл острицы

Человек заражается фекально-оральным путем: чаще всего инвазионное яйцо попадает в желудочно-кишечный тракт с немытыми руками. Профилактика состоит в санитарно-просветительской работе, регулярных профилактических мероприятиях в детских коллективах, строгом соблюдении правил гигиены - мытье рук, уход за ногтями.

Ришта

Ришта (тадж., буквально - нить) - паразитический круглый червь, обитающий в подкожно-жировой клетчатке человека и животных. Самка имеет длину до 120 см, самец - до 30 см. Спикулы и сосочки располагаются на заднем конце тела. Окончательным хозяином для ришты является человек, собака, обезьяна. Промежуточный хозяин - пресноводный рачок циклоп. Вызывает заболевание дракункулез.

Ришта

Жизненный цикл ришты

Попав в водоем, личинки ришты внедряются в организм пресноводного рачка циклопа - промежуточного хозяина. По истечению 14 дней личинка становится инвазионной, и может быть вместе с водой из водоема проглочена окончательным хозяином. В кишечнике личинки мигрируют через кишечную стенку в ткани, где достигают половой зрелости, после чего спариваются.

После спаривания самец погибает, а самка мигрирует к подкожной клетчатке хозяина. Примерно через год на теле зараженного человека головной конец самки образует пузырь, который сильно жжет, крайне болезненный. Инстинктивно хочется охладить его водой - этого только и ждет ришта.

При соприкосновении с водой в водоеме пузырь разрывается и тысячи личинок ришты выходят в воду, заражая рачков циклопов. Цикл замыкается. Глядя на картинку ниже, попробуйте своими словами пересказать цикл ришты.

Жизненный цикл ришты

Заражается человек, выпив с водой рачка циклопа, в организме которого находятся жизнеспособные личинки. Профилактика состоит в санитарно-просветительской работе среди населения, охране питьевой воды от загрязнений, уничтожении пресноводных рачков - циклопов, недопустимости питья сырой воды, обязательном ее кипячении.

Трихинелла

Длина самки до 3-4 мм, самца - 1,4-1,6 мм. В роли хозяев трихинеллы чаще всего выступают плотоядные животные. Примечательно, что один и тот же вид служит сначала окончательным, а затем - промежуточным хозяином трихинеллы. Таким образом трихинелла смогла достичь уникального жизненного цикла - вообще без выхода личинок во внешнюю среду. Вызывает заболевание трихинеллез.

Трихинелла

Проглоченные с мясом личинки трихинеллы в кишечнике человека становятся половозрелыми. В результате полового размножения самки рождают личинок, которые пробуравливают стенку кишечника и попадают в кровь, распространяясь по всему организму. В органах и тканях формируются инкапсулированные личинки.

Вдумайтесь - мельчайшие личинки, которые видны только под микроскопом, оседают в мышцах по всему организму! Человеку становится больно двигаться, жевать (поражаются жевательные мышцы) и даже - дышать из-за поражения диафрагмы, дыхательной мышцы. Пять личинок в мышцах на 1 кг тела - смертельная концентрация, приводящая к летальному исходу.

В животном мире паразит передается по пищевой цепочке - хищник поедает жертву, в мышцах которой имеются трихинеллы, и заражается сам: из личинок в кишечнике развиваются взрослые особи. Цикл замыкается. В этом смысле, для трихинеллы человек является тупиковым хозяином, так как его никто не ест.

Жизненный цикл трихинеллы

Чаще всего человек заражается трихинеллезом, употребив в пищу мясо свиньи с инкапсулированными личинками (в т.ч. в виде сала), которое не прошло санитарный контроль. Профилактика заключается в санитарно-просветительской работе среди населения, санитарный контроль сала и мяса свиньи, недопустимости употребления мяса, не прошедшего контроль.

Отдельно отмечу, что личинки трихинеллы крайне устойчивы и могут оставаться жизнеспособными даже при длительной варке мяса.

Трихинелла в мышцах

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Плоские черви - древняя группа многоклеточных двусторонне-симметричных животных. На настоящий момент тип плоские черви включает около 18 тысяч видов. Представлен тремя классами: ресничные черви - наиболее высокоорганизованные, свободноживущие формы, ленточные черви и сосальщики - ведут паразитический образ жизни.

Паразитические представители данного типа имеют медицинское значение, вызывают различные заболевания у человека и животных. Их жизненные циклы сложны, но осознав их, вам легко будет сделать вывод о методах профилактики гельминтозов (заболеваний, вызванных гельминтами) и о способах заражения паразитом. Рекомендую по мере изучения паразитов сосредотачиваться именно на их жизненных циклах, я уделю этой теме особое внимание.

Ленточный червь

Ароморфозы плоских червей

Чтобы отлично знать зоологию нужно помнить ароморфозы. Это те прогрессивные черты, которые ставят плоских червей на более высокий уровень организации, черты, которые мы не найдем у предыдущего, изученного нами типа Кишечнополостные.

Плоские черви - двусторонне-симметричные (билатерально симметричные) животные, у которых органы расположены слева и справа от срединной плоскости, при этом возможны несущественные отличия во внешнем строении и расположении внутренних органов.

Двусторонняя симметрия плоских червей

У плоских червей впервые возникает кожно-мускульный мешок, который представляет собой единую систему покровных и мышечных тканей.

Плоские черви могут полноправно называться трехслойными животными. В отличие от кишечнополостных (двухслойных, у которых есть только эктодерма и энтодерма), у плоских червей, между эктодермой и энтодермой возникает третий зародышевый листок - мезодерма (от греч. mesos - средний + derma - кожа).

Появление мезодермы приводит к развитию мышечного аппарата, который образует мышечный мешок, состоящий из нескольких слоев мышц.

У плоских червей клетки наружного мышечного слоя (кольцевая мускулатура) расположены поперек передне-задней оси тела, клетки внутреннего мышечного слоя (продольная мускулатура) - вдоль передне-задней оси тела. Мышечные клетки также могут объединяться в косые и спинно-брюшные мышцы.

Мезодерма плоских червей

Это очень важное приобретение для свободноживущих форм. Органы осязания, зрения, обоняния помогают лучше ориентироваться в пространстве, что позволяет совершать целенаправленные движения.

Передний край тела плоских червей

Лестничный тип нервной системы (ортогон), называемый также - стволовой тип, заключается в объединении нервных клеток в нервные стволы. Такая конфигурация напоминает лестницу, в связи с чем и называется - лестничная.

Состоит из парных мозговых ганглиев (нервных узлов - от греч. ganglion - узел) от которых отходят два продольных нервных ствола (коннективы), соединяющиеся между собой поперечными нервными стволами (комиссурами).

Головной отдел несколько обособляется за счет большей концентрации нервных клеток в мозговых ганглиях: постепенно начинается цефализация (от греч. kephalē - голова) - процесс обособления головы.

Лестничный тип нервной системы

У простейших и кишечнополостных выделение осуществлялось всей поверхностью тела. У плоских червей в этой области происходит колоссальный прорыв - впервые появляются специализированные органы выделения, называемые протонефридиями.

Протонефридии представляют собой систему простых или ветвящихся канальцев эктодермального происхождения, расположенных в паренхиме (мезенхиме). Протонефридии объединяются в трубочки, открывающиеся порами на поверхности тела.

Протонефридий состоит из большого числа ветвящихся канальцев, оканчивающихся клетками с просветом внутри. Если в этот просвет выступает много ресничек, то такая клетка называется пламенной (звездчатой, мерцательной). Реснички пламенной клетки колеблются, и это напоминает колебания пламени свечи, отсюда и название. Эти движения создают непрерывный ток жидкости.

Строение протонефридия

Протонефридии представляют собой каналы, слепо начинающиеся в мезенхиме от пламенных (звездчатых) клеток с ресничками, обращенными в полость канала. Каждая пламенная клетка захватывает из паренхимы (мезенхимы) жидкие продукты распада и транспортирует их в систему каналов.

Мелкие выделительные каналы сливаются в большие, которые открываются на поверхности тела выделительными порами.

Протонефрдии плоских червей

Мужские половые органы представлены семенниками, женские - яичниками.

Оплодотворение внутреннее - сперматозоид и яйцеклетка сливаются внутри организма (гермафродита), в женских половых органах. Оплодотворение перекрестное - между двумя особями.

У плоских червей впервые появляются специализированные органы размножения, которые относятся к наиболее сложно устроенным среди всех организмов царства животные. Мужская половая система включает один или несколько семенников, семяпровод и семяизвергательный канал. Женская половая система состоит из яичников, желточников, семяприемников, матки. У зиготы впервые появляется запас питательных веществ и скорлуповая оболочка.

Половая система плоских червей

В желточниках накапливаются запасы питательных веществ, энергия которых используются развивающимися яйцеклетками. В скорлуповой железе (по-другому называется - оотип) происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, после чего образовавшаяся зигота покрывается твердой оболочкой - скорлупой.

В пищеварительной системе выделяются передний и средний отделы. Передний отдел представлен ртом, продолжающимся в глотку. Средний отдел представлен слепо заканчивающимися каналами, доставляющими питательные вещества к органам и тканям.

Пищеварительная система плоских червей

Общая характеристика

Тело листовидное, вытянутое в длину. Имеется кожно-мускульный мешок, образованный однослойным эпителием и несколькими слоями мышечных волокон. Клетки эпителия выделяют слизь, снижающую трение и облегчающую движения. У свободноживущих имеется 3 слоя мышц: кольцевые, продольные и косые (диагональные). У паразитических особей выделяют только 2 слоя мышц: кольцевые и продольные. Также у плоских червей имеются спинно-брюшные мышцы. Сокращение мышц изменяет форму тела.

Кожно-мускульный мешок плоских червей

У свободноживущих форм покровы тела представлены однослойным эпителием, чего не скажешь про паразитические формы. Паразиты в организме-хозяине часто сталкиваются с агрессивной средой желудочных и кишечных соков, в которых они могли бы перевариться, не будь у них - тегумента. Тегумент - это плотный, особый вид эпителия, выполняющий барьерную и секреторную функции. Он отделен от нижележащих мышц базальной пластинкой. Именно тегумент препятствует перевариванию червя, благодаря чему он может жить в организме человека и животных долгие годы.

Особо хочу отметить, что во многих устаревших руководствах написано вместо тегумента - "кутикула". На данный момент с помощью электронного микроскопа установлено, что наружный покров является именно тегументом - слоем слипшихся между собой клеток, а не кутикулой. Эти ошибки будут кочевать по пособиям и руководствам еще долгие годы, поэтому, к сожалению, приходится уделять им внимание.

Тегумент плоских червей

Полость тела у плоских червей отсутствует. Внутри находится паренхима мезодермального происхождения (мезенхима) - рыхлая соединительная ткань, заполняющая промежутки между органами. Выполняет опорную и запасающую функции, участвует в обмене веществ. При голодании организма паренхима постепенно истончается.

Паренхима плоских червей

Плоские черви обладают выраженной способности к регенерации. Они могут восстановить 6/7 утраченных частей своего тела.

Замкнутая, анальное отверстие отсутствует. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие. Имеется дифференцировка пищеварительной системы на передней и средний отделы.

Отметьте, что у представителей класса ленточные черви пищеварительная система отсутствует полностью, они всасывают расщепленные вещества всей поверхностью тела.

У свободноживущих форм дыхание аэробное, дышат они всей поверхностью тела растворенным в воде кислородом. У паразитических форм дыхание анаэробное (бескислородное), это менее продуктивный тип дыхания, но адаптированный для условий их обитания, в частности кишечника, где по большей части среда бескислородная.

Плоский червь в кишечнике

Специализированные органы выделения - протонефридии.

Нервная система лестничного (ортогонального) типа.

Подавляющее большинство плоских червей - гермафродиты (обоеполые), то есть на одном организме находятся и мужские, и женские половые органы.

Половые органы плоских червей

Половая система устроена сложно. Мужские половые органы представлены семенниками, семяпроводом и семяизвергательным каналом. Женская половая система включает в себя влагалище, яичники, яйцеводы, протоки которых впадают в оотип (скорлуповую железу), слепо замкнутой матки.

Строение зрелого членика бычьего цепня

Запомните, что такое прогрессивное развитие половой системы в целом характерно для паразитов. Их основная задача - размножиться, заразить другой организм, а вероятность такого события относительно небольшая. И, чтобы ее увеличить, они выделяют огромное количество яиц. В матке одного зрелого членика бычьего цепня в среднем содержится около 150 тысяч яиц, в день отделяется 6-8 члеников - около миллиона яиц. За год бычий цепень выделяет около 300-500 миллионов яиц.

Смена хозяев в жизненном цикле

В качестве приспособления к паразитическому образу жизни у плоских червей в жизненном цикле выработалась смена хозяев. У сосальщиков наблюдается сложное чередование поколений.

Жизненный цикл плоских червей

Вид, на котором обычно паразитирует данная категория паразитов. В организме основного хозяина происходит половое размножение паразита.

Вид, в котором паразит обитает в личиночном виде. В организме промежуточного хозяина происходит бесполое размножение паразита.

Вид, обычно не страдающий от нападения паразита, но заражаемый им чаще всего при массовом размножении паразитов.

Вид, случайно заражающийся данной категорией паразитов. Паразиты, оказавшись в таком организме, чаще всего не имеют возможности для размножения и продолжения своего рода.

Печень с финнами эхинококка

Человек для эхинококка является тупиковым хозяином, так как человека никто не ест.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: