Картина молочница девушка с бураком

Обновлено: 27.03.2024

На первый взгляд абсолютно простая бытовая сцена. Молодая женщина наливает из кувшина молоко в глиняный горшочек. О чем тут рассказывать? Стоит ли даже рисовать такое? Другие бы на это не обратили бы и внимания. Другие. Но не Ян Вермеер.

Только гений мог создать картину, которая более 360 лет приводит в восторг всех, кто на неё внимательно смотрит.

Перед нами молодая женщина в белом чепце. Падающий от окна свет слева направо освещает лицо горничной, показывая его простые, немного расплывшиеся черты, как свидетельство ее низкого статуса.

И это так. Ведь само название картины указывает на положение женщины. Она молочница. Во времена Вермеера обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Она должна была заботиться о молочных продуктах в общем, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя). Производство молока играло существенную роль в экономике страны, и к этому продукту относились с почти религиозным поклонением.

Женщина привыкла к труду. Стоит обратить внимание на её руки.

Трудовые сильные руки с коротко подстриженными ногтями. Но как же нежно они держат кувшин с молоком и бережно наливает молоко, стараясь не пролить ни капли. Такая осторожность указывает на то, что молочнице нужно налить в тару точное количество молока. И это указывает на то, что она придерживается какого-то ведомого ей рецепта.

На столе перед женщиной стоит корзинка с хлебом, а рядом уже наломанный на кусочки хлеб.

Не хлебный ли пудинг готовит женщина? Ведь для правильного приготовления необходимо точно выдерживать пропорции продуктов.

Вермеер с большой любовью изобразил женщину. Чего только стоит использование в изображении её одежды большого количества краски синего цвета. Для этого Вермеер использовал самый ценный в его время пигмент — ультрамарин. И он его потратил не только на передник молочницы, но и на скатерть и стоящий на столе кувшинчик.

Когда говорят о картинах Вермеера, всегда упоминают, что мастер не только портретов, но и мелких деталей, что он изображает на полотнах. Давайте посмотрим на них и узнаем, что они говорят о жизни во времена художника.

На заднем плане в углу рядом с окном можно увидеть два предмета, висящих на гвоздике.

Один из них - это плетенная корзина, с которой, скорее всего, ходили за покупками. С какой тщательной проработкой выписано переплетение. Видно, что она уже не новая Художник показал на ней потертости от длительного пользования.

Рядом с ней блестящее медное ведерко необычной формы. Предмет, видимо, дорогой, за котором хорошо ухаживают. Вон как хорошо начищена. Прямо сверкает.

В том же углу над корзиной висит нечто в рамке.

Это какая-то картина, которую разглядеть невозможно. Можно было бы предположить, что это зеркало. Но слишком высоко оно висит.

А вот за окном в этом помещении ухаживают не очень хорошо.

Оно, если приглядеться, даже разбито в одном месте. А еще в другом месте стекло уже готово выпасть.

Ракурс, с которого написана картина, не дает возможности выглянуть в окно. Поэтому и не скажешь сразу в какое время года происходит событие, изображенное на картине.

А рассмотрев картину в целом, можно с уверенностью заявить, что все происходит в холодное время года. Возможно даже зимой.

На этот предмет сразу и не обращаешь внимания. Он стоит внизу картины и не бросается в глаза

Какой-то деревянный ящик с дырявой крышкой. И это грелка для ног, абсолютно необходимый предмет для холодного времени года. Внутри ящичка горшок. В него насыпали горячие угли и тепло через дырки вверху обогревало ноги.

Вроде бы все крупные предметы на картине мы рассмотрели. Но Ян Вермеер - мастер деталей. И без них не обошлось на этой картине.

Если посмотреть на полотно, то видно, что молочница изображена на фоне белой стены. Белой да не совсем белой. На ней можно рассмотреть и гвоздики, и следы от этих гвоздиков.

Потрясающие детали шедевральной картины!

А чего только стоит совсем уже неприметная деталь - плитка в самом низу картины, спрятанная за грелкой для ног.

Низ стены обшит делфтской плиткой. Это как подпись художника. Ведь именно в Делфте жил и работал Вермеер. Эти мелкие детали прописаны с такой тщательностью, что можно рассмотреть рисунки на них.

Вот вам и банальная бытовая картинка. А ведь сколько много она рассказала.

На первый взгляд абсолютно простая бытовая сцена. Молодая женщина наливает из кувшина молоко в глиняный горшочек. О чем тут рассказывать? Стоит ли даже рисовать такое? Другие бы на это не обратили бы и внимания. Другие. Но не Ян Вермеер.

Только гений мог создать картину, которая более 360 лет приводит в восторг всех, кто на неё внимательно смотрит.

Перед нами молодая женщина в белом чепце. Падающий от окна свет слева направо освещает лицо горничной, показывая его простые, немного расплывшиеся черты, как свидетельство ее низкого статуса.

И это так. Ведь само название картины указывает на положение женщины. Она молочница. Во времена Вермеера обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Она должна была заботиться о молочных продуктах в общем, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя). Производство молока играло существенную роль в экономике страны, и к этому продукту относились с почти религиозным поклонением.

Женщина привыкла к труду. Стоит обратить внимание на её руки.

Трудовые сильные руки с коротко подстриженными ногтями. Но как же нежно они держат кувшин с молоком и бережно наливает молоко, стараясь не пролить ни капли. Такая осторожность указывает на то, что молочнице нужно налить в тару точное количество молока. И это указывает на то, что она придерживается какого-то ведомого ей рецепта.

На столе перед женщиной стоит корзинка с хлебом, а рядом уже наломанный на кусочки хлеб.

Не хлебный ли пудинг готовит женщина? Ведь для правильного приготовления необходимо точно выдерживать пропорции продуктов.

Вермеер с большой любовью изобразил женщину. Чего только стоит использование в изображении её одежды большого количества краски синего цвета. Для этого Вермеер использовал самый ценный в его время пигмент — ультрамарин. И он его потратил не только на передник молочницы, но и на скатерть и стоящий на столе кувшинчик.

Когда говорят о картинах Вермеера, всегда упоминают, что мастер не только портретов, но и мелких деталей, что он изображает на полотнах. Давайте посмотрим на них и узнаем, что они говорят о жизни во времена художника.

На заднем плане в углу рядом с окном можно увидеть два предмета, висящих на гвоздике.

Один из них - это плетенная корзина, с которой, скорее всего, ходили за покупками. С какой тщательной проработкой выписано переплетение. Видно, что она уже не новая Художник показал на ней потертости от длительного пользования.

Рядом с ней блестящее медное ведерко необычной формы. Предмет, видимо, дорогой, за котором хорошо ухаживают. Вон как хорошо начищена. Прямо сверкает.

В том же углу над корзиной висит нечто в рамке.

Это какая-то картина, которую разглядеть невозможно. Можно было бы предположить, что это зеркало. Но слишком высоко оно висит.

А вот за окном в этом помещении ухаживают не очень хорошо.

Оно, если приглядеться, даже разбито в одном месте. А еще в другом месте стекло уже готово выпасть.

Ракурс, с которого написана картина, не дает возможности выглянуть в окно. Поэтому и не скажешь сразу в какое время года происходит событие, изображенное на картине.

А рассмотрев картину в целом, можно с уверенностью заявить, что все происходит в холодное время года. Возможно даже зимой.

На этот предмет сразу и не обращаешь внимания. Он стоит внизу картины и не бросается в глаза

Какой-то деревянный ящик с дырявой крышкой. И это грелка для ног, абсолютно необходимый предмет для холодного времени года. Внутри ящичка горшок. В него насыпали горячие угли и тепло через дырки вверху обогревало ноги.

Вроде бы все крупные предметы на картине мы рассмотрели. Но Ян Вермеер - мастер деталей. И без них не обошлось на этой картине.

Если посмотреть на полотно, то видно, что молочница изображена на фоне белой стены. Белой да не совсем белой. На ней можно рассмотреть и гвоздики, и следы от этих гвоздиков.

Потрясающие детали шедевральной картины!

А чего только стоит совсем уже неприметная деталь - плитка в самом низу картины, спрятанная за грелкой для ног.

Низ стены обшит делфтской плиткой. Это как подпись художника. Ведь именно в Делфте жил и работал Вермеер. Эти мелкие детали прописаны с такой тщательностью, что можно рассмотреть рисунки на них.

Вот вам и банальная бытовая картинка. А ведь сколько много она рассказала.

Что такое вагинальный кандидоз (молочница)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Соснина А. С., гинеколога со стажем в 15 лет.

Над статьей доктора Соснина А. С. работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Соснина Анастасия Сергеевна, акушер, гинеколог - Санкт-Петербург

Определение болезни. Причины заболевания

Вагинальный кандидоз (кандидозный вагинит) — поражение слизистой оболочки влагалища дрожжеподобными грибами рода Candida. В быту эту болезнь называют молочницей .

Краткое содержание статьи — в видео:

Candida — это условно-патогенные микроорганизмы, факультативные анаэробы (организмы, способные жить как в присутствии кислорода, так и без него). Они обладают тропизмом — направлением роста на клетки богатые гликогеном, в частности клетки слизистой оболочки влагалища. Самый распространённый вид возбудителя, который встречается в 70—90 % случаев, — Candida albicans.

В последние годы растёт заболеваемость кандидозом, вызванным другими представителями рода Candida. Наиболее часто выявляются:

  • С. glabrata (15 %);
  • C. dubliniensis (6 %);
  • C. tropicalis (3—5 %);
  • C. parapsilosis (3 %);
  • C. krucei (1—3 %).

Распространение новых видов микроорганизмов связано в первую очередь с бесконтрольным самолечением пациенток, приводящем к возрастающей устойчивости грибов к препаратам [3] [4] .

Частота кандидозного вагинита среди инфекционных заболеваний влагалища и вульвы составляет 30—45 %. Патология занимает второе место среди всех инфекционных заболеваний влагалища и является крайне распространённым поводом для обращения женщин за медицинской помощью. По данным J. S. Bingham (1999):

  • к 25 годам около 50 % женщин репродуктивного возраста сталкивались с хотя бы одним диагностированным врачом эпизодом вагинального кандидоза;
  • к началу периода менопаузы — около 75 % [17] .

Кандидозный вагинит редко наблюдается в постменопаузе, за исключением тех пациенток, которые получают гормональную заместительную терапию.

Предрасполагающими факторами заболевания являются:

  1. Механические — ношение синтетического белья, первый половой контакт, травматическое повреждение тканей влагалища, длительное применение внутриматочной спирали.
  2. Физиологические — беременность, менструация.
  3. Эндокринные — гипотиреоз, сахарный диабет.
  4. Иммунодефицитные состояния.
  5. Ятрогенные (приём антибиотиков, кортикостероидов, иммуносупрессоров, лучевая терапия, химиотерапия, онкологические заболевания, оральные контрацептивы).
  6. Прочие (авитаминоз, аллергические заболевания, хронические патологии гениталий и желудочно-кишечного тракта).

Заболевание, как правило, не передаётся половым путём, но установлено, что оно связано с характером половых контактов: анально-вагинальным и орогенитальным. Также не исключается вероятность развития кандидозного баланопостита у половых партнёров пациенток с вагинальным кандидозом.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы вагинального кандидоза

Основные симптомы при вагинальном кандидозе:

  • жжение и зуд в области влагалища и вульвы;
  • творожистые выделения из влагалища;
  • расстройства мочеиспускания;
  • боль при половом акте.

Зуд может усиливаться после водных процедур, полового акта, ночью во время сна и в период менструации [1] .

В целом симптомы вагинального кандидоза нарастают перед менструацией. При беременности проявление болезни также усугубляется, это связано со снижением иммунитета у беременных женщин.

Объективные признаки вагинального кандидоза:

  • отёк и гипермия слизистой оболочки влагалища и наружных половых органов;
  • белые или зеленовато-белые наложения на стенках влагалища;
  • покраснение слизистой влагалища.

При осложнённом кандидозе на коже наружных половых органов появляются везикулы — пузырьки, возвышающиеся над уровнем кожи или слизистой и заполненные прозрачным или мутным содержимым, которые могут вскрываться и образовывать эрозии. При вагинальном кандидозе также могут наблюдаться трещины слизистой вульвы, задней спайки и перианальной области [2] .

Патогенез вагинального кандидоза

Грибы рода Candida относятся к условно-патогенной микрофлоре, которая присутствует как в окружающей среде, так и на поверхности кожных покровов и слизистых оболочках здорового человека (в полости рта, кишечнике, влагалище). При снижении защитных сил организма возможно повышение адгезивных свойств (способности прилипать) грибов с прикреплением их к клеткам эпителия влагалища, колонизацией слизистой оболочки и развитием воспалительной реакции [7] .

Вагинальный кандидоз зачастую затрагивает только поверхностные слои эпителия влагалища без проникновения возбудителя в более глубокие слои слизистой оболочки. Однако в редких случаях эпителиальный барьер преодолевается и происходит инвазия в подлежащую ткань с последующей гематогенной диссеминацией (распространением возбудителя инфекции из первичного очага заболевания по всему органу или организму посредством кровотока) [8] [9] .

Основные этапы патогенеза:

  1. Адгезия (прилипание) грибов на слизистой и колонизация.
  2. Инвазия (проникновение) в эпителий.
  3. Преодоление эпителиального барьера.
  4. Проникновение в соединительную ткань.
  5. Преодоление защитных механизмов ткани.
  6. Попадание в сосуды.
  7. Гематогенная диссеминация.

При вагинальном кандидозе воспаление происходит в верхних слоях эпителия влагалища. Причина состоит в том, что поддерживается динамическое равновесие между грибом, который не может проникнуть в более глубокие слои, и организмом, который сдерживает его распространение. Соответственно инфекция может долго развиваться в одном месте, проявляясь творожистыми выделениями из влагалища. Обострение заболевания происходит при сдвиге равновесия между развитием грибов и защитными силами организма.

Классификация и стадии развития вагинального кандидоза

Согласно национальным клиническим рекомендациям [18] , выделяют две формы вагинального кандидоза:

  • острую — до трёх обострений в год;
  • хроническую (рецидивирующую) — не менее четырёх обострений в год.

По классификации, предложенной D.A. Eschenbach, вагинальный кандидоз подразделяют на два типа:

У женщин различают три формы заболевания:

  • вагинит (воспаление влагалища); (воспаление влагалища и вульвы); (воспаление шейки матки).

У мужчин выделяют:

  • баланит (воспаление головки полового члена);
  • баланопостит (воспаление крайней плоти и головки полового члена); (воспаление мочеиспускательного канала).

Для острой формы вагинального кандидоза характерны выраженные симптомы: обильные выделения из влагалища, жжение и зуд во влагалище и наружных половых органах. На фоне таких симптомов нередко снижается трудоспособность пациентки и развиваются неврозы. Острая форма вагинального кандидоза встречается наиболее часто и формируется в результате увеличения количества грибов рода Candida во влагалище на фоне снижения иммунитета пациентки.

Рецидивирующий вагинальный кандидоз — встречается у 10—15 % женщин репродуктивного возраста и проявляется четырьмя и более обострениями за год [11] .

Неосложнённая форма заболевания предполагает впервые выявленный или возникающий менее четырёх раз в год вагинальный кандидоз с умеренными проявлениями вагинита у пациенток без сопутствующих факторов риска (сахарный диабет, приём глюкокортикоидов, цитостатиков и др.).

При осложнённом вагинальном кандидозе наблюдаются яркие объективные симптомы: покраснение, отёк, образование язв, трещин слизистых оболочек и кожи перианальной области. Также характерны рецидивы четыре и более раз в год. Заболевание часто возникает на фоне сахарного диабета, ВИЧ-инфекции, терапии глюкокортикоидами и цитостатиками. Возбудителем заболевания в данном случае являются как C. albicans, так и другие грибы рода Candida.

Осложнения вагинального кандидоза

К осложнениям вагинального кандидоза у женщин относятся:

  • стеноз влагалища;
  • воспалительные патологии органов малого таза — сальпингит, оофорит и другие;
  • заболевания мочевыделительной системы — цистит, уретрит[2] .

Стеноз влагалища развивается при воспалении стенок влагалища. При этом просвет влагалища сужается, а стенки влагалища становятся плохо растяжимы. Пациентки испытывают боль при половом акте.

Сальпингит — инфекционно-воспалительное заболевание фаллопиевой (маточной) трубы. Возникает при переходе инфекции восходящим путем из влагалища, не исключен также и гематогенный путь передачи. Сальпингит чаще всего протекает в сочетании с оофоритом — воспалением яичника. Поражение может быть как односторонним, так и двусторонним. Пациентки испытывают боль в области придатков, внизу живота слева или справа, повышается температура тела, возникает общее недомогание, слабость, а иногда и тошнота со рвотой. При несвоевременном лечении данного осложнения высок риск бесплодия, наступления внематочной беременности, возникновения спаечного процесса, приводящего к оперативному вмешательству, инфицированию органов брюшины и малого таза. Сальпингит особенно опасен в случаях, когда с кандидозом сочетаются другие инфекции [1] .

Уретрит — воспаление слизистой мочеиспускательного канала. Проявляется болезненным мочеиспусканием, чувством жжения в области уретры, выделением с мочой крови или гноя, дискомфортом при соприкосновении с бельём, слипанием краёв уретры, покраснением области вокруг мочеиспускательного канала.

Цистит — воспаление мочевого пузыря. Патология возникает при попадании возбудителя восходящим путём через уретру в мочевой пузырь. Симптомы цистита схожи с симптомами уретрита, однако есть некоторые отличия: частые позывы к мочеиспусканию при небольшом количестве мочи, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря, боль, резь в конце мочеиспускания, помутнение мочи, повышение температуры тела, боли внизу живота.

На фоне вагинального кандидоза возрастает частота осложнений при беременности, а также увеличивается риск инфицирования плода.

Кандидоз плода может вызвать его внутриутробную гибель или приводить к преждевременным родам. После родов у женщин возможно развитие кандидозного эндометрита — воспалительного процесса в тканях, выстилающих внутреннюю полость матки.

Диагностика вагинального кандидоза

Диагностика вагинального кандидоза основывается на характерных жалобах пациентки, данных анамнеза, клинических проявлениях, выявленных при гинекологическом осмотре. В зеркалах видна гиперемия, отёк слизистой, белые налёты на стенках влагалища.

Независимо от этих признаков, подтверждение диагноза должно основываться на лабораторных данных:

  1. Микроскопия мазков вагинального отделяемого — позволяет выявить споры и мицелий гриба.
  2. Культуральный метод — посев влагалищного содержимого на искусственные питательные среды. Метод определяет количество, видовую принадлежность, чувствительность к противогрибковым препаратам, а также характер и степень заселения другими микроорганизмами. Культуральный метод дополняет микроскопию.
  3. Серологическая диагностика (РСК). Определяет антитела против антигенов грибов рода Candida. Такая диагностика имеет значение при генерализации процесса.
  4. Молекулярно-биологические методы. Направлены на обнаружение специфических фрагментов ДНК Candida spp. Применяют метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).
  5. Иммунофлюоресцентная диагностика (Candida Sure Test) проводится в случае рецидивирующего течения вагинального кандидоза [15] .

К дополнительным методам диагностики относятся: изучение микробиоценоза кишечника, обследование на инфекции, передаваемые половым путём, внутривенный тест на толерантность к глюкозе [16] .

Дифференциальную диагностику проводят со следующими заболеваниями:

  • генитальным герпесом; ;
  • аэробным вагинитом;
  • кожными заболеваниями (экземой, красным плоским лишаём, склеродермией, болезнью Бехчета и др.).

Лечение вагинального кандидоза

Показаниями к назначению терапии вагинального кандидоза являются жалобы пациентки, клинические проявления и лабораторное подтверждение наличия грибов рода Candida. Лечение не требуется при обнаружении грибов без каких-либо клинических проявлений (кандидозоносительство). Это правило обусловлено тем, что грибы рода Candida могут содержаться в небольшом количестве во влагалище и являются частью нормальной микрофлоры, если их количество не превышает пороговое значение 10 4 .

Механизм действия противогрибковых препаратов — нарушение синтеза эргостерола (вещества в составе клеточных мембран грибов), что приводит к образованию дефектов в мембране микроорганизма. В зависимости от дозы антимикотики проявляют фунгистатическое (замедление роста) или фунгицидное (полное уничтожение) действие [15] .

Существуют различные группы препаратов для лечения вагинального кандидоза:

  • антибиотики (пимафуцин, амфотерицин В, нистатин, леворин);
  • имидазолы (клотримазол, сертаконазол, кетоконазол, гино-певарил, миконазол);
  • триазолы (итраконазол, флуконазол);
  • комбинированные препараты ("Тержинан", "Полижинакс", "Пимафукорт", "Клион Д", "Макмирор комплекс");
  • препараты разных групп (флуцитозин, гризеофульвин, дафнеджин, нитрофунгин, йодат поливинилпирролидон).

Лечение подбирается гинекологом индивидуально для каждой пациентки, учитывая клиническую картину, форму заболевания и степень выраженности симптомов. Но важно отметить, что при лечении молочницы при беременности флуконазол противопоказан, так как он может негативно повлиять на развитие плода [19] [20] .

При лечении острых форм вагинального кандидоза назначают местное лечение. Препарат не всасывается в системный кровоток, а действует в области влагалища и слизистой. Примеры схем лечения:

    150 мг в виде вагинальных свечей один раз в сутки в течение трёх дней; один аппликатор крема на ночь вагинально в течение трёх дней; одна свеча на ночь один раз в сутки в течение восьми дней; одна таблетка на ночь в течение 10 дней.

При хроническом кандидозе наряду с местным лечением применяют системные антимикотики:

    150 мг один раз внутрь; 200 мг внутрь два раза с интервалом 12 часов в течение одного дня или 200 мг в сутки в течение трёх дней.

При рецидивирующей форме заболевания (более четырёх эпизодов в год) применяют схему:

    150 мг внутрь три раза с интервалом 72 часа в 1,4 и 7 день лечения.

Для купирования рецидивов препарат применяют в дозировке 150 мг один раз в неделю в течение шести месяцев.

В последние годы всё больше исследуется способность C. albicans формировать биоплёнки — вещества на поверхности колонии микроорганизмов, которые служат барьером для проникновения лекарственных средств и обеспечивают выживание. Основным полисахаридом, определяющим развитие резистентности к антибиотикам, является глюкан. Его рассматривают как одну из причин формирования резистентности к антимикотическим препаратам. Этим объясняется отсутствие эффекта при лечении у некоторых больных. Таким пациенткам можно порекомендовать препарат фентиконазол 600 мг в сутки с интервалом в три дня. Лекарство отличается от других способностью преодолевать биоплёнки, тем самым повышая эффективность лечения при резистентности к другим препаратам.

Прогноз. Профилактика

При своевременном обращении пациентки к врачу, лабораторном обследовании и отсутствии самолечения прогноз благоприятный. Самолечение опасно из-за риска рецидива заболевания, его хронизации и возникновения резистентности к препарату, неверно выбранному пациенткой или при неадекватной дозе.

Чтобы повысить эффективность терапии пациентки должны следовать схеме лечения, индивидуально назначенной гинекологом. Во время лечения и диспансерного наблюдения необходимо соблюдать половой покой или применять барьерные методы контрацепции. Повторно обратиться к врачу для контроля анализов следует через 7-10 дней [12] .

Как бы оно ни называлось, из 36 полотен Вермеера это – самое известное и самое потрясающее своей композиционной простотой. Более того, выделяющееся из всей голландской живописи.

Ян Вермеер – “художник без фотошопа”, в самом прекрасном смысле

Каждая работа мастера проста и вместе с тем значительна. В каждой – загадка, предложение домыслить сюжет.

“Молочница” – не просто картина, но фотография типичных Нидерландов тех времен. Молоко, сыр и хлеб – основа рациона голландцев. Служанки-молочницы готовили творог, масло, сметану, содержали в чистоте посуду для их приготовления.

На полотне – она: пышущая здоровьем и излучающая стать, юная молочница. Аккуратный белый чепчик, струйка молока, белая стена даже не пытаются слиться в единый фон под талантливой кистью художника.

Грубая ткань одежд отлажена по фигуре. В фартуке и скатерти на столе играют ультрамариновые блики. Вообще синий для Вермеера – цвет особенный, обожаемый. И, похоже, в манящем образе молочницы он играет не последнюю роль.

Количество предметов в композиции можно пересчитать по пальцам, но каждый – максимально функционален в реалиях того сюжета: кувшины, корзинки с продуктами, маленькая угольная печка.

На полотне застыло “священнодейство”: аккуратно, но уверенно из кувшина льется тонкая нить молока. Дневной солнечный свет неброско подчеркивает свежесть домашнего хлеба на столе.

Молочница – воплощение мадонны: открытое, простое и прекрасное лицо; поза, вкупе с наклоном головы передает чувство собственного достоинства.

Фигура не зря так контрастирует со стеной: ее очертания художник выделил тончайшей белой линией. Рентген картины также выявил интересную вещь: стена позади изначально не была пустой. Там висело что-то вроде картины или карты. Вероятно, Вермеер решил не перегружать сюжет, либо посчитал чистую стену более удачным фоном для женской фигуры.

До попадания в государственный музей Амстердама, картина была куплена в 1669 году за очень приличную цену – 175 флоринов.

В домашнем хозяйстве того времени существовало различие в прислуге по ее принадлежности и функциям. В противоположность скотницам, область деятельности которых распространялась на хлев, обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Она должна была заботиться о молочных продуктах в общем, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя). Производство молока играло существенную роль в экономике страны, и к этому продукту относились с почти религиозным поклонением.

Чепец девушки и наливаемое молоко – одного цвета. Лицо прописано охрой, коричневой и белой краской, цветовые пятна не смешаны. Цвета более простые, мазок более крупный, чем в других его работах. По технике живописи она скорее напоминает работы Коро. На стене первоначально была карта, но Вермеер отказался от этой детали, считая, что подобный объект роскоши не будет соответствовать изображенной фигуре.

Белая, покрытая трещинами стена, плинтус из изразцов, корзина на стене – обстановка скорее напоминает кухню. На полу стоит грелка для ног – деревянная коробка с прорезями, в которую помещали горшок с углями. На изразцах – купидон с луком и шагающий человек с палкой. Фигура девушки освещена светом из окна в левой части картины.

Но Вермеер, подчеркивая ее фигуру, дополняет освещение – там, где свет из окна падает на девушку, она выделяется на фоне более темной стены, а слева, где лежит тень, она ярко выделяется на фоне ярко освещенной стены. Желая усилить этот эффект, мастер обвел левый контур фигуры белой линией.

Разбросанный на столе натюрморт помещен Вермеером в полосу наиболее яркого освещения: свет играет отблесками на ноздреватых кусках хлеба, на лежащей в коричнево-желтой корзине шершавой булке, на гладкой и блестящей поверхности кувшинов, на медленно стекающем густом молоке. Яркие краски кажутся чистыми, но в действительности они обладают сложными, необычайно точно найденными оттенками, с безошибочностью гения решает Вермеер сложные живописные задачи.

Так, он помещает рядом три предмета, отличающиеся по фактуре и окрашенные в различные оттенки белого: измятое полотно чепца, пористая штукатурка стены и голубоватые изразцы по ее нижнему краю. Сотни градаций цвета, не теряя собственного качества, в тенях становятся темнее, а это означает, что у дельфтского мастера тени цветные - они и являются одним из главных достоинств его живописи.

Английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: "Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею". В 60-е годы XX века утвердилась совершенно иная точка зрения, и теперь акценты были смещены, наоборот, от "чистой живописи" к "живописи идей".

В свое время однофигурная жанровая композиция была, по мнению Б. де Монкони, недостойна высокой оплаты. Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода "уродцами", то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина "Служанка с кувшином молока", находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия - "Кухарка", "Молочница").

Читайте также: