Казахский чум что это

Обновлено: 23.04.2024

Жилище – это сооружение или строение, в котором обитают люди. Оно служит для укрытия от непогоды, для защиты от неприятеля, для сна, отдыха, выращивания потомства, хранения продуктов. У местного населения в различных регионах мира сложились свои типы традиционных жилищ. Например, у кочевников это юрты, шатры, вигвамы, чумы. В горной местности строили пальясо, шале, а на равнинах - хаты, мазанки и избы. О национальных видах жилищ народов мира и пойдет речь в статье. Кроме того, из статьи вы узнаете, какие строения остаются актуальными и в настоящее время и какие функции они продолжают выполнять.

Древние традиционные жилища народов мира

Люди стремились сделать свои дома боле крепкими и комфортными. Сейчас многие древние жилища того или иного народа кажутся совершенно не прочными и ветхими, но в свое время они служили верой и правдой своим владельцам.

Итак, о жилищах народов мира и их особенностях более подробно.

Жилища народов севера

Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.

жилища народов мира

Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.

Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.

В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.

Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.

жилище индейцев

Традиционное жилище якутов - балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.

Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом - слюдой.

Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева - для женщин.

Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.

Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.

Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний – через многометровый подземный коридор, летний – через крышу.

русская изба

Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.

В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.

Жилища кочевых народов

Кочевой образ жизни сформировал особый вид жилищ народов мира, живущих не оседло. Вот примеры некоторых из них.

Это типичный вид строения у кочевников. Она продолжает быть традиционным домом в Туркмении, Монголии, Казахстане, на Алтае.

Это куполообразное жилище, покрытое шкурами или войлоком. В основе его лежат крупные жерди, которые установлены в форме решеток. На крыше купола всегда есть отверстие для выхода дыма из очага. Куполообразность придает ему максимальную устойчивость, а войлок сохраняет свой постоянный микроклимат внутри помещения, не позволяя проникать туда ни жаре, ни морозам.

дом мазанка

В центре строения расположен очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол уложен шкурами или досками.

Жилище можно собрать или разобрать за 2 часа

У казахов походную юрту называют абылайша. Их использовали в военных походах при казахском хане Абылайе, отсюда произошло это название.

Это цыганская кибитка, по сути - это однокомнатный дом, который установлен на колесах. Здесь есть дверь, окна, печь, кровать, ящики для белья. Снизу кибитки есть багажное отделение и даже курятник. Повозка очень легкая, поэтому с ней справлялась одна лошадь. Массовое распространение вардо получил в конце 19 века.

Это шатер бедуинов (арабские кочевники). Каркас состоит из переплетенных друг с другом длинных жердей, его накрывали тканью, которую ткали из верблюжьей шерсти, она была очень плотной и не пропускала влагу во время дождя. Помещение было поделено на мужскую и женскую части, в каждой из них был установлен свой очаг.

Жилища народов нашей страны

Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ. Вот самые яркие из них:

Это одно из древнейших жилищ народов нашей страны. Это вырытая на глубину примерно 1,5 метра яма, крышей которой служил тес, солома и пласт земли. Стену внутри укрепляли бревнами, пол обмазывали глиняным раствором.

Недостатками этого помещения были то, что дым мог выходить только через дверь, и помещение было очень сырым из-за близости грунтовых вод. Поэтому жить в землянке было непросто. Но были и преимущества, например она полностью обеспечивала безопасность; в ней можно было не бояться ни ураганов, ни пожаров; в ней сохранялась постоянная температура; она не пропускала громкие звуки; практически не требовала ремонта и дополнительного ухода; ее легко можно было построить. Именно благодаря всем этим преимуществам землянки очень широко использовались, в качестве укрытий во время Великой Отечественной войны.

 закарпатская колыба

Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора. Крышу делали двускатной. Чтобы утеплить стены, между бревнами клали мох, со временем он становился плотным и закрывал все большие щели. Стены снаружи обмазывали глиной, которую размешивали с коровьим пометом и соломой. Этот раствор утеплял стены. В русской избе всегда устанавливали печь, дым от нее выходил через окно, и только начиная с 17 века стали строить дымоходы.

Это жилище теленгитов (народ Алтая). Представляет собой шестиугольное строение из бревен с высокой крышей, покрытой корой лиственницы. В аилах всегда был земляной пол, а в центре - очаг.

Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами (известняк, лесс, туф). В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища. Таким образом появлялись целые города, например в Крыму города Эски-Кермен, Тепе-Кермен и другие. В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери.

Жилища народов Украины

Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.

клочан жилище

Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет.

В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались "колыба". Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг.

Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка (широкая лавка, заполненная глиной). Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная.

Жилища народов Кавказа

Для народов Кавказа традиционное жилище - сакля. Это однокомнатное каменное сооружение с земляными полами и без окон. Крыша была плоской с отверстием для выхода дыма. Сакли в горной местности образовывали целые террасы, примыкая друг к другу, то есть крыша одного строения была полом для другого. Такой вид строения выполнял оборонительную функцию.

Жилища народов Европы

Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.

устройство иглу

Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.

Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.

Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.

Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.

Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.

Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.

Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.

Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.

Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.

Жилища индейцев

Самым известным индейским жилищем является вигвам. Но есть и такие строения, как типи, викиап.

жить в землянке

Жилище индейцев Великих равнин. Имеет конусообразную форму высотой до 8 метров, каркас его состоял из сосен, сверху покрывали его шкурами бизонов и укрепляли внизу колышками. Это строение легко собиралось, разбиралось и транспортировалось.

Жилище апачей и других племен, проживающих на юго–западе США и Калифорнии. Это небольшая хижина, покрытая ветками, соломой, кустарниками. Считается разновидностью вигвама.

Жилища народов Африки

Самыми известными жилищами народов Африки считаются рондавель и икукване.

вигвам индейцев

Это жилище народа банту. Оно имеет круглое основание, конусообразную крышу, каменные стены, которые скреплены смесью песка с навозом. Внутри стены обмазывали глиной. Сверху крышу покрывали тростником.

Жилища народов Азии

Самыми известными жилищами в Китае являются дяолоу и тулоу, в Японии – минка, в Корее – ханок.

Это многоэтажные укрепленные дома-крепости, которые строили на юге Китая еще со времен династии Мин. В те времена была острая необходимость в таких строениях, так как на территориях орудовали шайки бандитов. В более позднее и более спокойное время такие сооружения строили уже просто по традиции.

Это тоже дом-крепость, который сооружали в виде круга или квадрата. На верхних этажах оставлялись узкие проемы для бойницы. Внутри такой крепости были жилые помещения и колодец. В этих укреплениях могли проживать до 500-600 человек.

жилище якутов балаган

Это жилище японских крестьян, которое строили из подручных материалов: глина, бамбук, солома, трава. Функции внутренних перегородок выполняли ширмы. Крыши были очень высокими, чтобы снег или дождь скатывались быстрее и солома не успевала промокнуть.

Это традиционный дом корейцев. Глиняные стены и черепичная крыша. Под полом проложены трубы, по которым горячий воздух из очага шел по всему дому.

Как вы думаете, казахский алтыбакан – это остатки чума предков казахов? Наверное, были времена, когда предки казахов не знали юрты и жили в чумах. Эти чумы представляли собой то, что мы сейчас.


Как вы думаете, казахский алтыбакан. Это остатки чума предков казахов?

Наверное, были времена, когда предки казахов не знали юрты и жили в чумах. Эти чумы представляли собой то, что мы сейчас называем алтыбакан. Ведь, если его покрыть кошмами, то он превратится, в идеальное жилище кочевника.

Что мы знаем об алтыбакане? То, что это любимое развлечение казахов, обычно его ставят по очень торжественным мероприятиям.

Алтыбакан, переводится как шесть шестов. Бакан, это шест длиной 2-2,5 метра с рогатиной на конце.

У казахов сохранилось много поверий по его поводу, в частности бакан нельзя перешагивать. В старинной казахской традиции, в свадебном ритуале, когда жених шел к новобрачному ложу, обязательно присутствовал алтыбакан:

Перед входом к невесте жених остается ненадолго у внешней стороны коша и через решетку подает невесте руку, обвернутую шелковым платком, та отвечает ему тем же. Обряд этот называется кул-устатар (держание руки). За самый вход в кибитку жених дает женщинам лучший подарок обыкновенно халат (уюй кыргызер). Тут же у дверей кибитки ложиться какая-нибудь старуха, притворяясь мертвой; ей жених дает маленький подарок – кемпр ульды (старуха умерла). Потом встречают женщину, бросающую им поперек дороги бакань (толстая, аршина 4 длины жердь с раздвоенным концом, в виде коротких вил с тупыми концами; баканом поддерживают чанырак, в то время, как ставят юрту); перступать через бакань считается дурной приметой, жених дает и ей подарок; она убирает бакань и присоединяется к ним.

Кроме того в казахской свадебной традиции есть такое понятие как отау-жабар, когда собирался только остов юрты, которую давали родители невесты в качестве приданного. Юрта давалась в приданное, без кошм, т.к. считалось, что кошмы для нее должна сделать невестка:

ПослЪ долгихъ приготовленій къ свадебному дню настаетъ наконецъ и ожидаемый день бракосочетанія. Женихъ пріЪзжаетъ къ невЪстЪ уже въ послЪдній разъ, чтобы взять ее съ собою. ПріЪздъ этотъ называется ала-келю. Во время этого пріЪзда опять происходить пиръ (туй) и кромЪ этого совершается утау-жабаръ и муйнъ-тастаръ. Подъ утау-жабаръ разумЪется первая постановка кибитки, предназначенной молодой въ приданое. По постановкЪ кибитки совершается въ ней одинъ религиозный обрядъ - Ходай жулъ-(Большое благословенье). Для этого рЪжутъ барана, варятъ въ котлЪ мясо, причемъ шейная кость варится въ цЪльномъ видЪ. ПослЪ угощенья кость эту, обглоданную, выбрасываютъ изъ кибитки черезъ чангаракъ (верхней кругъ) для того, что бы съ такой-же быстротой выходилъ изъ нея дымъ при жизни молодой. Обычай этотъ и есть муйнъ-тастаръ.

Т.е. вполне возможно, собирание остова жилища, это древняя традиция, идущая с тех времен, когда казахи жили в чумах-алтыбаканах.

Алтыбакан с точки зрения строительных конструкций очень прочен и устойчив, а для испытания его прочности кочевники привязывали канаты, на которых раскачивались. Впоследствии это превратилось в традиционное развлечение. Кроме того качаясь создается нагрузка на шесты/жерди, которые еще глубже уходят в землю, тем самым обеспечивая еще большую устойчивость. Т.е. это мудрый способ углубить жерди в землю без помощи лестниц, стремян, лесов и кувалды.

Алтыбакан, это чисто казахское изобретение. В других тюркских языках и культурах не ничего подобного. Только вот татары называют свои качели почему-то – тоган. А тоган, это скорее из кухонной утвари, нежели из понятия жилища-чум.

Юрта и особенности мировоспрития казахов

1. Оразбаев А.М. Поселение Чаглинка (Шагалалы). Некоторые формы и типы жилищ // По следам древних культур Казахстана, 1970. - С.129-146.

2. Топоров В.Н. О космологических источниках раннетюркских описаний // Труды по знаковым системам. – Алма-Ата: Тарту, 1973. - Вып. 6. - С. 114-121.

3. Фатиков Р.Р. К семантике шанарака// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. - Алма-Ата,1980. - С.179-185.

4. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен до ХVШ в.). - Новосибирск, 1980. – 252 c.

6. Стеблева И.В.К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник. - М., 1972. - С. 213-214.

7. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (ХІХ-нач.ХХ в.). – Алма-Ата: Гылым, 1991. -214 с.

8. Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов. –Алматы, 1998. –212 c.

9. Сейдимбеков А. Первый снег: Документальные рассказы. - Алма-Ата, 1989. - 101 с.

10.Кенесбаев С. Қазақ тілінің фразеологиялық сөздігі. - Алматы, 1977. – 560 c.

11.Арғынбаев Х.А. Қазақ халқындағы семья мен неке. - Алматы, 1973. 203-б.

12.Куфтин Б.А. Киргиз-кайсаки: Культура и быт. - М., 1926. - 134 с.

13.Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. - М., 1975. - С. 10.

14.Пюрвеев Л. Культурное наследие кочевников в аспекте проблемы стационарного и мобильного в архитектуре// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. Алма-Ата, 1980. - С. 175.

15.Вайнштейн С.И. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии // Советская этнография, 1976. - № 4. - С. 42-43.

16.Муканов М.С. Казахская юрта. - Алма-Ата, 1981. - 205 с.

17.Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. - М.,1941. -T.I. -190 с.

19.Древнетюркский словарь. - Л., 1969. - 300 с.

20.Мұқанов С. Халық мұрасы. - Алматы, 1974. - 102- б.

21.Лубсан Данзан. Алтан тобчи: (Золотое сказание). - М.,1973. - 237 с.

22.Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. - М.-Л., 1961. - С.52-54.

24.Байбурин А.К.Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983. - 136 с.

Как вы думаете, казахский алтыбакан – это остатки чума предков казахов? Наверное, были времена, когда предки казахов не знали юрты и жили в чумах. Эти чумы представляли собой то, что мы сейчас.


Как вы думаете, казахский алтыбакан. Это остатки чума предков казахов?

Наверное, были времена, когда предки казахов не знали юрты и жили в чумах. Эти чумы представляли собой то, что мы сейчас называем алтыбакан. Ведь, если его покрыть кошмами, то он превратится, в идеальное жилище кочевника.

Что мы знаем об алтыбакане? То, что это любимое развлечение казахов, обычно его ставят по очень торжественным мероприятиям.

Алтыбакан, переводится как шесть шестов. Бакан, это шест длиной 2-2,5 метра с рогатиной на конце.

У казахов сохранилось много поверий по его поводу, в частности бакан нельзя перешагивать. В старинной казахской традиции, в свадебном ритуале, когда жених шел к новобрачному ложу, обязательно присутствовал алтыбакан:

Перед входом к невесте жених остается ненадолго у внешней стороны коша и через решетку подает невесте руку, обвернутую шелковым платком, та отвечает ему тем же. Обряд этот называется кул-устатар (держание руки). За самый вход в кибитку жених дает женщинам лучший подарок обыкновенно халат (уюй кыргызер). Тут же у дверей кибитки ложиться какая-нибудь старуха, притворяясь мертвой; ей жених дает маленький подарок – кемпр ульды (старуха умерла). Потом встречают женщину, бросающую им поперек дороги бакань (толстая, аршина 4 длины жердь с раздвоенным концом, в виде коротких вил с тупыми концами; баканом поддерживают чанырак, в то время, как ставят юрту); перступать через бакань считается дурной приметой, жених дает и ей подарок; она убирает бакань и присоединяется к ним.

Кроме того в казахской свадебной традиции есть такое понятие как отау-жабар, когда собирался только остов юрты, которую давали родители невесты в качестве приданного. Юрта давалась в приданное, без кошм, т.к. считалось, что кошмы для нее должна сделать невестка:

ПослЪ долгихъ приготовленій къ свадебному дню настаетъ наконецъ и ожидаемый день бракосочетанія. Женихъ пріЪзжаетъ къ невЪстЪ уже въ послЪдній разъ, чтобы взять ее съ собою. ПріЪздъ этотъ называется ала-келю. Во время этого пріЪзда опять происходить пиръ (туй) и кромЪ этого совершается утау-жабаръ и муйнъ-тастаръ. Подъ утау-жабаръ разумЪется первая постановка кибитки, предназначенной молодой въ приданое. По постановкЪ кибитки совершается въ ней одинъ религиозный обрядъ - Ходай жулъ-(Большое благословенье). Для этого рЪжутъ барана, варятъ въ котлЪ мясо, причемъ шейная кость варится въ цЪльномъ видЪ. ПослЪ угощенья кость эту, обглоданную, выбрасываютъ изъ кибитки черезъ чангаракъ (верхней кругъ) для того, что бы съ такой-же быстротой выходилъ изъ нея дымъ при жизни молодой. Обычай этотъ и есть муйнъ-тастаръ.

Т.е. вполне возможно, собирание остова жилища, это древняя традиция, идущая с тех времен, когда казахи жили в чумах-алтыбаканах.

Алтыбакан с точки зрения строительных конструкций очень прочен и устойчив, а для испытания его прочности кочевники привязывали канаты, на которых раскачивались. Впоследствии это превратилось в традиционное развлечение. Кроме того качаясь создается нагрузка на шесты/жерди, которые еще глубже уходят в землю, тем самым обеспечивая еще большую устойчивость. Т.е. это мудрый способ углубить жерди в землю без помощи лестниц, стремян, лесов и кувалды.

Алтыбакан, это чисто казахское изобретение. В других тюркских языках и культурах не ничего подобного. Только вот татары называют свои качели почему-то – тоган. А тоган, это скорее из кухонной утвари, нежели из понятия жилища-чум.

Юрта и особенности мировоспрития казахов

1. Оразбаев А.М. Поселение Чаглинка (Шагалалы). Некоторые формы и типы жилищ // По следам древних культур Казахстана, 1970. - С.129-146.

2. Топоров В.Н. О космологических источниках раннетюркских описаний // Труды по знаковым системам. – Алма-Ата: Тарту, 1973. - Вып. 6. - С. 114-121.

3. Фатиков Р.Р. К семантике шанарака// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. - Алма-Ата,1980. - С.179-185.

4. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен до ХVШ в.). - Новосибирск, 1980. – 252 c.

6. Стеблева И.В.К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник. - М., 1972. - С. 213-214.

7. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (ХІХ-нач.ХХ в.). – Алма-Ата: Гылым, 1991. -214 с.

8. Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов. –Алматы, 1998. –212 c.

9. Сейдимбеков А. Первый снег: Документальные рассказы. - Алма-Ата, 1989. - 101 с.

10.Кенесбаев С. Қазақ тілінің фразеологиялық сөздігі. - Алматы, 1977. – 560 c.

11.Арғынбаев Х.А. Қазақ халқындағы семья мен неке. - Алматы, 1973. 203-б.

12.Куфтин Б.А. Киргиз-кайсаки: Культура и быт. - М., 1926. - 134 с.

13.Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. - М., 1975. - С. 10.

14.Пюрвеев Л. Культурное наследие кочевников в аспекте проблемы стационарного и мобильного в архитектуре// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. Алма-Ата, 1980. - С. 175.

15.Вайнштейн С.И. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии // Советская этнография, 1976. - № 4. - С. 42-43.

16.Муканов М.С. Казахская юрта. - Алма-Ата, 1981. - 205 с.

17.Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. - М.,1941. -T.I. -190 с.

19.Древнетюркский словарь. - Л., 1969. - 300 с.

20.Мұқанов С. Халық мұрасы. - Алматы, 1974. - 102- б.

21.Лубсан Данзан. Алтан тобчи: (Золотое сказание). - М.,1973. - 237 с.

22.Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. - М.-Л., 1961. - С.52-54.

24.Байбурин А.К.Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983. - 136 с.

Читайте также: