Классный час на тему инфекционные заболевания и их профилактика

Обновлено: 22.04.2024

ВложениеРазмер
infek_zab_profilaktika.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Знакомство с инфекционными заболеваниями, их особенностями, профилактикой.

Формирование общеобразовательных компетенций: усвоение понятий инфекция, инфекционные заболевания.

Развитие любознательности, навыков и умений выделить главное, памяти, мышления, внимания.

Воспитание здорового образа жизни.

Коррекционная работа: развитие речи

Тип урока: повторение и закрепление .

Метод: наглядный и практический.

Ф орма организации работы с учащимися: парная, индивидуальная, фронтальная .

Место проведения: кабинет информатики

Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Представьте себе, что музыку – это энергия, которая вливается в ваше тело. Вы становитесь сильнее и сильнее. Все ваше тело наполняется огромной жизненной силой. Вслушайтесь в музыку, двигайте в такт ее руками, представьте, как будто вы управляете музыкой. Все неудачи уходят из вашего тела и вашей жизни. Вы становитесь сильными. Музыка течет через все ваше тело. Вы можете гордиться своим оркестром. Музыка кончилась. Давайте поаплодируем себе и оркестру за хороший концерт.

Давайте разберем новые слова. Профилактика (толковый словарь Ожегова) – предупредительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление нормального состояния. Инфекционных (инфекции) - заражение, внедрение болезнетворных микроорганизмов. Заболеваний (заболевания)- возникновение болезни.

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь, мы начинаем думать о беспечно прожитых годах. А здоровье - это сокровище, которое нужно сохранять ежедневно. Окружающая среда насыщена разными микроорганизмами, многие из них вызывают инфекционные заболевания. Носители живут и в воздухе, и в почве, и в воде. Также переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

В природной среде множество 1. химических загрязнителей;

2.биологических – болезнетворных микроорганизмов:

Почва – ботулизм, столбняк, гангрену – метод борьбы – термообработка;

Вода – брюшной тиф, холеру, дизентерию – гигиена;

Воздух – грипп, ОРЗ, ОРВИ – карантин.

Клещи – клещевой энцефалит – гигиена;

Вши – сыпной тиф – гигиена;

Блохи – чума – гигиена и карантин;

Малярийный комар – малярия – гигиена и карантин

Птицы – птичий грипп – прививка и карантин

Дикие животные – бешенство – прививка и осторожность.

Что же такое инфекционные заболевания?

Инфекция (заражение, вношу вредное, заражаю), слово инфекция означает заражать, портить; проникновение паразита в организм человека или животного и состояние заражённости организма.

(повесить лист на доску с понятием).

- Инфекции дыхательных путей (ангина, грипп, туберкулез, дифтерия, корь)

- Кишечные инфекции (дизентерия, холера, брюшной тиф);

- Кровяные инфекции (малярия, клещевой энцефалит, СПИД);

- Инфекция наружных покровов (чесотка, сибирская язва, столбняк, лишай)

Повторим, что такое инфекционные заболевания?

Инфекционные заболевания – заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами.

Особенность инфекционных заболеваний – это наличие инкубационного периода, то есть периода, от времени заражения до появления первых признаков, длительность зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от несколько часов до несколько месяцев и бывает лет.

Причины их роста:

Рост городов, поселков, развитие промышленности, снижение культуры и жизненного уровня населения, а также люди и домашние животные заражаются попадая на территорию природного очага.

Механизм передачи инфекции:

  1. Пищевой механизм передачи инфекции – через некачественные продукты питания;
  2. Водный механизм передачи инфекции – через использование зараженной воды для питья, мытья продуктов, умывания: (так летом 2005 года были выявлены десятки случаев СЕРОЗНОГО МЕНИНГИТА у детей, купавшихся в водоемах);
  3. Воздушно – капельный механизм передачи инфекции – через вступление в контакт с больными гриппом, ОРЗ, кашлем людьми;
  4. Контактно – бытовой механизм передачи инфекции – через контакты в общественных местах (школа, транспорт, кинотеатр);
  5. Механизм поступления инфекции через передатчиков – при укусе животного, насекомого, птиц.

1.Устранение возбудителя инфекции (карантин, обсервация).

Обсервация (наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке.

2.Разрыв путей передачи инфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация)

ДЕЗИНФЕКЦИЯ - комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ - комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих, переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши)

ДЕРАТИЗАЦИЯ - комплекс мер по борьбе с грызунами.

3.Повышение невосприимчивости людей (вакцинация)

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.

Существует несколько ВИДОВ ВАКЦИН (введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни). (Живые вакцины, Вакцины из убитых микробов, Химические вакцины, Анатоксины (обезвреженные формалином токсины микробов, сохранившие свойство антигена).

Одним из видов профилактики является также забота о своем здоровье.

Индивидуальная работа (сложить пословицы о здоровье), поочередно выразительно их прочитать.

Забота о здоровье заключается в использовании одежды по сезону (многие ходят без шапок) и здоровом образе жизни:

  1. активный отдых;
  2. физическая зарядка;
  3. соблюдение режима дня;
  4. закаливание организма;
  5. соблюдение правил личной гигиены;
  6. принимать пищу богатую витаминами (чеснок, лук, фрукты);
  7. избегать тесных контактов с возможным очагом заражений (объятия, поцелуи с неизвестными людьми);
  8. а главное – вырабатывать иммунитет. Иммунитет – состояние невосприимчивости к возбудителям инфекционных заболеваний. Достигается ведением также здорового образа жизни и вакцинацией

Иногда инфекции распространяются так быстро и поражают здоровый организм, что превышают порок заболеваемости на данной местности и это распространение называется ЭПИДЕМИЕЙ ( массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости)

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПИДЕМИЙ: биологические и социальные.

3. Факторы риска, влияющие на скорость распространения эпидемии?

Факторы риска – это условия, обстоятельства, причины, ответственные за возникновение и развитие болезней. (график)

Условно факторы риска можно разделить на несколько групп:

  • 1 группа, в зависимости от образа жизни человека (50%):
  • вредные привычки (пьянство, курение, наркомания),
  • переедание,
  • гиподинамия,
  • одиночество,
  • неудовлетворительные материально- бытовые условия,
  • 2 группа, в зависимости от биологических особенностей человека (25 %):

-наследственные заболевания (сахарный диабет,

эпилепсия, слабая нервная система, туберкулез)

  • 3 группа, в зависимости от состояния внешней среды ( 17 %):

-загрязнения воздуха, воды и почвы вредными веществами,

  • 4 группа, в зависимости от работы служб безопасности населения ( 8%):
  • низкое качество медицинского обслуживания,
  • несвоевременное оказание медицинской помощи,
  • неэффективность профилактических мероприятий.

Как вы понимаете это выражение?

Мы остановимся подробнее на инфекциях дыхательных путей - заболеваниях грипп, пневмония, туберкулез. (карточки – работа по парам)

Грипп – это инфекционное заболевание передающееся воздушно-капельным путем воспалением дыхательных путей и лихорадочным состоянием.

Симптомы: слабость, головная боль, ломота в суставах, сухой кашель, повышенная температура тела.

Пневмония переводится воспаление легких.

Туберкулез – заболевание, вызываемое особым микробом палочкой Коха и поражающее легкие, кости, суставы и мозг.

Симптомы: утомляемость, слабость, снижение работоспособности.

Что является возбудителями этих заболеваний?

Какие меры профилактики вы можете назвать?

2. Соблюдение личной гигиены.

4. Пользоваться индивидуальной посудой, после использования кипятить.

Соблюдая правила профилактики, стараемся уберечь себя от болезней.

Я думаю, что наш сегодняшний разговор найдет отклик в вашей душе и поможет вам сберечь свое здоровье. Тема, которую мы сегодня затронули, является проблемой для всего человечества, ею занимаются медики, химики, биологии, экологии, но иногда она даже находит отражение в произведениях поэтов и писателей.

Так давайте же вместе забудем о пустых пожеланиях и займемся нашим сокровищем – здоровьем.

Спасибо за работу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока "Инфекционные заболевания и их профилактика"

Разработка содержит материал по профилактике инфекционных заболеваний. Расчитан на 2 урока. В материале информация для учителя, опорные конспекты и карты - задания для учащихся.


Инфекционные заболевания и их профилактика

Презентация для урока ОБЖ в 10 классе. Можно использовать на уроках биологии для 8,9, 10 классов, а так-же для проведения классных часов по данной теме. В презентации показана роль микроорганизмов для.

Кишечные инфекционные заболевания и их профилактика

Тема Кишечные инфекционные заболевания и их профилактика. Цель урока: Ознакомить учащихся с основными видами кишечных инфекционных заболеваний, мероприятиями по профилактике. Задач.


Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Урок ОБЖ в 10 классе.


Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Данную презентацию использую на уроке в 10 классе.


разработка урока "Инфекционные заболевания и их профилактика

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цели классного часа:

образовательная: познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

развивающая: совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.

воспитывающая: формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

Оборудование:

Ход классного часа :

Вводная беседа

¾ Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

¾ У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях.

Слайд 1. Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде.

4. Дикие и домашние животные

6. Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)

Слайд 3 – выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:

6. Через передатчиков

Слайд 4-5 – Пути передачи инфекционных заболеваний

Слайд 6-7 – Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается

3. головной болью,

4. иногда появляются кашель, понос, сыпь.

Слайд 8 – 9 - Профилактика инфекционных заболеваний

Слайд 10 - Работа в группах:

1 группа: экспедиция в тропическую страну

2 группа: очаг эпидемии гриппа

3 группа: очаг эпидемии кори

4 группа: очаг кишечных заболеваний

Что необходимо взять с собой (иметь при себе, дома)?

Как вести себя, чтобы не заболеть?

Куда обращаться за мед. помощью?

Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель , он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

1. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. Здоровье. Под. ред. В,Н, Касаткина, Л.А. Щеплягиной // Ярославль, 2005г., 445 с.

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники // М.: Вита-Пресс, 2004. – 88с.

3. Радилнов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков // Ярославль. Академия развития. 2003г. – 224с.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ема: Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.

1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.

3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Ход классного часа:

-Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме.

-Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

-Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

-Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

-У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. Слайд 2

Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, которые вызываются патогенными возбудителями, их характерная особенность в том, что они способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, а также возможность их массового распространения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, спирохеты, грибки и прочее.

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Слайд 3

4.Дикие и домашние животные

6.Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)

Существует около 1200 инфекционных заболеваний. Конечно, мы не будем их все рассматривать, а вспомним только некоторые из них.

Виды инфекционных заболеваний:

· Кишечная инфекция – дизентерия, брюшной тиф, холера и пр.;

· Кровяные инфекционные болезни- малярия, жёлтая лихорадка (переносчики комары); сыпной тиф (вши); клещевой энцефалит (клещи); чума, блошиный тиф (блохи).

· Чесотка, грибковые заболевания кожи;

Слайд 4 – выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:

5. Через передатчиков

Слайд 5-6 – Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается

3. головной болью,

4. иногда появляются кашель, понос, сыпь.

У меня печальный вид,- Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое. Это грипп!

Не румяный грипп в лесу, А поганый грипп в носу. Слайд 9

Грипп (от фр. grippe )- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

  • Озноб и слабость;
  • Боль и ломота во всем теле;
  • Кашель;
  • Головная боль;
  • Насморк или заложенность носа.

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа , в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.

А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши , игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.

- Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.

(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)

· Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.

Ø Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

· В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:

- избегать тесных контактов с больными людьми;

- ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

· Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

-Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.

Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:

1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет . ( Банан)

2.Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - . (Киви)

6.Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

7.Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

8. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

- Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья!

Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель , он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

Инфекционные заболевания − это те заболевания, которые вызываются в организме микроорганизмами.

Выделяют 5 групп инфекционных болезней: Кишечные инфекции (фекально-оральный путь распространения, заражение через рот). Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный - аэрозольный путь распространения, заражение через дыхательные пути). Кровяные инфекции трансмиссивные (передача возбудителя через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.). Кровяные инфекции нетрансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы и т.п.). Инфекции наружных покровов (контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки).

Луи Пастер (1822 – 1895, Франция) Основоположник современной микробиологии и иммунологии.

ЧУМА Чума − острое природно-очаговое инфекционное заболевание, характеризующееся тяжелейшей интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатических узлов и легких. Является особо опасной инфекцией. Причина. Возбудитель чумы − чумная палочка. Источник инфекции − грызуны (сурки, песчанки, суслики, полевки и др.), зайцеобразные (зайцы, пищухи) и живущие на них блохи, которые передают возбудителя городским грызунам − крысам и мышам. Переносчик инфекции − блохи.

ХОЛЕРА Холера (лат. cholera ) — острая кишечная антропонозная инфекция, вызываемая представителями рода Vibrio. Характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания вплоть до гиповолемического шока и смерти. Распространяется, как правило, в форме эпидемий. Эндемические очаги располагаются в Африке, Латинской Америке, Индии (Юго-Восточной Азии). Пути передачи холеры − водный, пищевой, контактно-бытовой.

ТУБЕРКУЛЕЗ Возбудитель заболевания – Микобактерия туберкулеза − была открыта Робертом Кохом в 1882 году, ее назвали "палочкой Коха", сейчас можно встретить сокращенное название: МБТ или БК. Он является “капельной” инфекцией, распространяющейся с капельками мокроты и бронхиальной слизи при кашле, чихании и даже громкой речи

Роберт Кох (1843 – 1910, Германия) Немецкий микробиолог, открывший возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883). Нобелевская премия по физиологии и и медицине (1905 г.)

Легкие больного туберкулезом ТУБЕРКУЛЕЗ Палочка Коха – возбудитель туберкулеза. Больной туберкулезом

Грипп Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей.

Гепатиты В мире: число инфицированных вирусом гепатита В − более 300 миллионов; число инфицированных вирусом гепатита С − более 200 миллионов; более 2 миллионов смертей ежегодно напрямую связаны с гепатитом; ежегодно 1 миллион человек умирает от рака печени, который является следствием перенесенного хронического вирусного гепатита; Гепатит А Гепатит В

СПИД – чума XXI века ВИЧ и СПИД В − вирус И − иммунодефицита Ч − человека ВИЧ-инфекция − заболевание, развивающееся у человека, заразившегося (инфицированного) ВИЧ. Конечной стадией ВИЧ-инфекции является СПИД. С индром − ряд признаков, характерных для заболевания П риобретенного − полученного в процессе жизни И ммуно Д ефицита − ослабления и утраты функций иммунной (защитной) системы организма

СПИД – чума XXI века СПИД и Западной Африке. К такому сенсационному выводу пришли американские и британские ученые, в течение 20 лет проводившие исследования в Алабамском университете (США). Появлением СПИДа человечество "обязано" вирусу которому на протяжении тысячи лет были подвержены шимпанзе, обитающие в Центральной

СПИД – чума XXI века Только в 1983 году французскому ученому Люку Монтанье удается открыть вирус иммунодефицита человека.

СПИД – чума XXI века Проблема разрастается За прошедшее после открытия время СПИД превратился из экзотической болезни наркоманов и проституток в одну из главных причин смерти на Земле: по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2006 году он стал причиной смерти 2,9 миллионов человек, 39,5 миллионов жителей Земли инфицированы, из них 4,3 миллиона человек заразились в 2007 году.

Социальный статус ВИЧ-инфицированных (в мире, 2006 год) 73% − неработающее население 9% − работающее население 1% − учащиеся техникумов (колледжей) 2% − школьники 1% − студенты 1% − учащиеся ПТУ 2% − военные 1% − 15 – 17 − летние (не обучающиеся) 8% − другое СПИД – чума XXI века

Возрастной статус ВИЧ-инфицированных (в мире, 2006 год) СПИД – чума XXI века Развитие эпидемии ВИЧ / СПИДа 15 – 17 лет – 8% 18 – 20 лет – 21% 21 – 25 лет – 38% 26 – 30 лет – 20% 31 – 35 лет – 7% Старше 36 лет – 6% Число людей, живущих с ВИЧ / СПИДом: Всего – 39, 5 млн. Взрослое население – 37, 2 млн. Женщины – 17,7 млн. Дети до 15 лет – 2, 3 млн.

Как убить возбудителя СПИДа? СПИД – чума XXI века 50 ° − 70 ° спирт (несколько секунд) Попадание в желудочно-кишечный тракт (разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой) Быстро погибает на воздухе и при нагревании 56 ° С в течение 30 минут Дезинфицирующие вещества − хлорамин, хлорная известь (мгновенно) Кипячение (мгновенно) При попадании на кожу (через 20 мин. уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже)

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ИНФЕКЦИОННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ограничение контактов; иммунизация; химиопрофилактика инфекций: применение лекарственных препаратов для предотвращения заражения и размножения возбудителя; повышение сопротивляемости человека к инфекционному заболеванию. СПИД – чума XXI века

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

проведенный учителем начальных классов Скобелевой И.В. 08.02.19г.

Цель: знакомство обучающихся с видами инфекционных заболеваний, их лечение и профилактика, пополнять и обогащать словарный запас.

Задачи:

Образовательная

- Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

- Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания.

- Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

Развивающая

- Развивать лексический запас учащихся через уточнение значений имеющихся у них слов и обогащать словарный запас путем накопления новых слов.

Воспитательная

- Воспитывать коммуникативные умения и навыки через ответы на вопросы.

- Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью близких, чувство уважения друг к другу, сформировывать навыки личной гигиены.

Ход классного часа:

-Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме. Самоопределение к деятельности.

- Кто из вас в этом учебном году болел 1 раз? …2 раза?

- Хорошо ли быть здоровым человеком? Почему?

Древние ученые считали, что организм человека рассчитан на 150-170 лет. Просто некоторые люди не умеют сохранять свое здоровье, не знают, как это можно сделать. Тогда и появилась эта пословица:

На доске : Здоровье погубишь – новое не купишь.

- Как вы её понимаете?

-Самое ценное у человека здоровье. Его нужно беречь смолоду.

-Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

-Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

-Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

-У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях.

Простудные заболевания.

Инфекция распространяется микроорганизмами- микробами, которые живут в воздухе, воде, пище, земле. Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов многоразового использования, шприца или при лечении зубов. Замечательно, что человек, если перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он ею уже не заболевает. У организма вырабатывается невосприимчивость к такой болезни - иммунитет.

У меня печальный вид,

Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое. Это грипп!

Не румяный грипп в лесу,

А поганый грипп в носу.

Грипп (от фр. grippe )- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

Озноб и слабость;

Боль и ломота во всем теле;

Насморк или заложенность носа.

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39 С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличие от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

4. Оздоровительная физминутка.

Учитель (говорит текст, все выполняют действия)

Но, чтобы было все в порядке,

Начнем, конечно, мы с зарядки.

Мы умеем топать, топать

И в ладоши хлопать, хлопать.

Мы умеем потянуться,

Друг на друга оглянуться.

И кругом все повернуться,

И друг другу улыбнуться.

Мы, как зайцы, прыг да скок.

Мы, как мишки, топ, топ, топ.

А потом - шагать, шагать,

Никому не отставать.

Бодрым шагом и с любовью

Мы идем в Страну здоровья.

Гриппом может заболеть даже вполне здоровый человек, спортсмен. И ученые придумали еще одну защиту от таких болезней - это прививка. Осенью по всей стране проводится вакцинация населения против гриппа.

Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:

- избегать тесных контактов с больными людьми;

- ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

-Конечно, можно лечиться лекарственными средствами, а можно и народными средствами.

На доске таблица с новыми словами:

-Какие лекарства вы знаете? ( таблетки, микстуры, капли, сиропы)

-А какие народные средства? (травы)

Белая корзинка.
Золотое донце.
В ней лежит росинка.
И сверкает солнце. (ромашка )

С моего цветка берет
Пчелка очень вкусный мед,
А меня ж все обижают-
Шкуру тонкую сдирают. (липа)

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. ( малина)

-А какое колючее лечебное растение растет в наших лесах, и его плоды очень вкусные?

- Это действительно шиповник. А почему растение получило такое название? (из-за шипов).

Учитель: А что ещё нужно делать, чтобы не заболеть? Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

3. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

-Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.

Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:

1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет . ( Банан)

2.Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - . (Киви)

6.Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

7.Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

9. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

6. Составление памятки по профилактике ОРВИ и гриппа:

- соблюдение режима дня (достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, избегать физических и умственных перегрузок);

- избегать как переохлаждений, так и перегревания;

- регулярно и тщательно мыть руки с мылом;

- использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;

- во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовым платком;

- проведение регулярного проветривания и влажной уборки квартиры;

- проведение закаливающих мероприятий

- Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП!

– … чтобы защититься от микробов, надо чаще мыть руки с мылом? (Да.)

– … что зарядка – источник бодрости и здоровья? (Да.)

– … что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)

– … что йогурт полезнее молока? (Нет.)

– … что летом можно запастись витаминами целый год? (Нет.)

– … чтобы сохранить зрение, надо их чистить не меньше 2 раз в день? (Да.)

- . что обливание прохладной водой укрепляет здоровье? (Да.)

- … что питье очень холодной воды в жаркий день закаливает горло? (Нет.)

- … чтобы беречь зрение, надо читать лежа? (Нет.)

8.Рефлексия

- Можно помочь себе сохранить здоровье на многие годы?

- Когда надо начинать укреплять свое здоровье?

- Перечислите способы сохранения здоровья.

-Хлопните в ладоши, если услышите слово, характеризующее здорового человека: красивый, сутулый, сильный,ловкий, бледный, румяный,стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.

- Вот какая новая поговорка появилась в наши дни. Почему так говорят?

На доске: Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Вывод. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Здоровье - это наш клад, самое большое богатство и его надо беречь. Если нет здоровья, нет счастья, нет настроения. Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.

Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться -
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь -
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите,
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

Читайте также: