Когда в каком веке упоминается фамилия лихорадки

Обновлено: 18.04.2024

Лихора́дка (трясавица) — в славянской мифологии дух или демон в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь. Название происходит от слов лихо (беда, несчастье) и радеть (стараться, заботиться).

Содержание

Имена

Лихорадки бывают различными, и общее число их, как правило, двенадцать. В русских заговорах часто перечисляются их имена: тресея, отпея, гладея, аввареуша, храпуша, пухлея, желтея, анея, немея, глухея, каркуша и др. [1] Наличие этих имён только в заговорах, так же как и весьма различный состав этих имён, среди которых немало греческих и с неясной этимологией, показывает, что лихорадки относятся к книжно-апокрифическому слою славянской и русской демонологии и носят скорее медицинский характер.

Имена лихорадок по Афанасьеву:

  1. Трясея (тресучка, трясуница, потресуха, трясучка, трясца).
  2. Огнея или огненная.
  3. Ледея (ледиха) или озноба (знобея, забуха).
  4. Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка).
  5. Грынуша или грудица (грудея).
  6. Глухея (глохня).
  7. Ломея (ломеня, ломовая) или костоломка.
  8. Пухнея (пухлея, пухлая), отекная.
  9. Желтея (желтуха, желтуница).
  10. Коркуша или корчея (скорчея).
  11. Глядея.
  12. Огнеястра и неве.

Образ

Ты бы шторку опустила…
Дай-ка книгу… Не хочу…
Ты намедни говорила,
Лихорадка… я шучу…

— Что за шутки спозаранок!
Уж поверь моим словам:
Сестры, девять лихоманок,
Часто ходят по ночам.

Вишь, нелегкая их носит
Сонных в губы целовать!
Всякой болести напросит
И пойдет тебя трепать.

— Верю, няня. Нет ли шубы?
Хоть всего не помню сна,
Целовала крепко в губы —
Лихорадка ли она?

Также в народных преданиях лихорадка может ходить и в одиночку. При этом из табуистических соображений её зовут ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка и др. [3] Славянские заговоры зачастую предполагают изгнание лихорадки в леса, пустыни, болота, тартарары. В работе Афанасьева указывается наличие заговоров против лихорадки также у немцев, индусов, финнов.

  • Спину лихорадочного больного мнут мялкой, которую предварительно ставят на куриную нашесть (насест).
  • Пьют куриный помёт или кладут под подушку дохлую курицу.

Также он приводит два главных поверья о лихорадке:

  • С лихорадками, которые представляются в образе дочерей царя Ирода
  • С потонувшими дочерьми Фараона, где они становятся первыми русалками

Оба этих поверья поздние, связанные уже с влиянием православия. Несомненно олицетворение лихорадки с заложными покойниками (отсюда и оберег в виде полыни, аналогичный оберегу от русалок).

По некоторым поверьям, 2 января лихорадки выходили из своих подземелий, прячась от мороза. В этот день притолоки кропили наговорённой водой. Считалось, что лихорадки пугались также петушиного крика, лая собак и колокольного звона [2] .

Образ лихорадки в отличие от образа чумы в славянской традиции слабо выражен и поэтому не отражён в быличках, обрядах и поверьях [8] .

– Что ученым известно о первых именах и фамилиях на Руси? По какому принципу они давались?

Имени в древности придавали большое значение. Считалось, что оно накладывает отпечаток на характер человека и влияет на его судьбу.

Массовое оформление официальных фамилий в России относится к XIX веку. Однако семейные прозвания, многие из которых потом получили статус фамилий, появились намного раньше. Например, фамилии Трубецкие, Ростовские, Белозерские и т.д. изначально были прозваниями – по месту, которым владела данная семья. Рюриковичи – тоже не фамилия. Это прозвание, образованное от имени знаменитого предка – Рюрика.

Есть мнение, что крестьяне получили фамилии только после отмены крепостного права. Это чушь полная. Тогда бы у нас не было столько Волковых, Гусевых, Медведевых и т.д. Потому что образовались они все от древнерусских имен, которые уже к концу XVII века вышли из употребления. Крестьянам также часто давали фамилии помещиков, к которым они были приписаны. Именно так получил фамилию предок космонавта Юрия Гагарина.

– В подавляющем большинстве случаев эти различия связаны только с правилами словообразования в русском языке, не более. Бессуффиксальные же фамилии в XIX-XX веках часто дооформлялись такими суффиксами в основном из эстетических соображений. Приятнее же быть Козловым, Барановым, Хомяковым, Гнидкиным, чем Козлом, Бараном, Хомяком или Гнидкой.

Вообще же, это общеславянский суффикс: Достоевские владели половинкой деревни с названием Достоево, а Березовские – из деревни Березовка. Поэтому когда вы встречаете человека с такой фамилией, не обязательно кипу из кармана доставать.

– Россия – одна из немногих стран, где до сих пор в ходу отчества. Сохранится ли эта традиция в будущем?

– Все будет зависеть от того, в каком направлении будет развиваться Россия. Будет ли это самостоятельный путь или искусственное включение в европейскую традицию. На мой взгляд, наша формула именования вполне разумна. Потому что русский именник довольно бедный. И если убрать отчества, число полных тезок будет очень велико. В наш цифровой век, когда круг общения людей очень широк, это может стать проблемой.

– У нас в России дворянское сословие было совсем не таким, как описано в школьных учебниках. Там дается определение - замкнутое общество, куда был закрыт вход для других сословий. В России же было с точностью до наоборот.

Еще в XV-XVI веках великие князья Московские были вынуждены неоднократно издавать указы, запрещающие дворянам записываться в холопы. В наших глазах это довольно странное падение в плане социальной лестницы. Но на самом деле это делалось для того, чтоб уклониться от воинской службы.

И поэтому, например, дед Петра Ильича Чайковского — казачок по фамилии Чайка, попросил, чтоб его записали Чайковским.

– Поговаривают, что иногда благозвучные фамилии покупались за взятки. Правда ли такое бывало?

– Да, только это было не у русских, а у евреев, и не в России, а в Австро-Венгрии. В XVIII веке там был принят закон о том, что все должны иметь фамилию, чего в еврейской традиции никогда не было. И тогда было так – если ты пришел и какую-то денежку заплатил писарю, то тебе напишут, например, красивую фамилию Гольдман (золотой человек) или Гольдштейн (золотой камень). А не заплатишь – напишут какую-нибудь дурацкую, типа Трахтенберг (мыслящая гора) и Драхенблуд (кровь дракона).

У нас же записывали ту фамилию, которая сложилась у человека исторически из его семейного прозвания. Поменять по своему усмотрению фамилию было крайне сложно. Например, в XIX веке один астраханский купец с непримечательной фамилией поднялся на том, что торговал фруктами. Он захотел поменять свою фамилию на более, по его мнению, красивую – Абрикосов. Для этого ему пришлось писать прошение на имя самого государя. Вот так появился знаменитый купеческий род, давший России много известных людей.

Проще стало после революции, когда каждый желающий мог прийти в соответствующие органы и попросить поменять фамилию. Если б не это, у нас сейчас было бы много людей с не совсем приличными, а порой даже и издевательскими фамилиями.

– Как человеку понять, что означает его фамилия? К каким источникам можно обратиться?

– Не может. Даже если у него фамилия д’Артаньян. Его предком вполне может быть французский крестьянин, приехавший сюда и назвавшийся именем своей деревушки. Разделения на благородные и неблагородные фамилии в России никогда не было. У нас Твардовские — крестьяне, а Бибиковы — дворяне. Блохины, Дурново – тоже дворяне. Можно назвать такие фамилии благородными, если не знать, что это древний род? Вряд ли. Но они своими фамилиями гордились. ​

– Что происходило с именами и фамилиями после революции?

– В те времена новой религией стал коммунизм. А когда появляется новая религия, появляются и новые традиции именования. В том случае – прославляющие революцию и научно-технический прогресс. Так появились Октябрины, Даздрапермы, Владилены и так далее. Сложные для произношения и немножко смешные. Но это не было массовым явлением.

Потом от идеи давать такие имена постепенно отказались. В основном давали имена, использующиеся на протяжении многих столетий. Другой вопрос – многие традиционные имена надолго стали непопулярны или вообще вышли из употребления. Даже в моем детстве нельзя было встретить Дарью, Анастасию, Софию. А сейчас они на пике популярности уже второе десятилетие.

Еще одна послереволюционная тенденция – возросшая популярность православных имен у народов Кавказа и Азии. Потому что люди верили, что они строят совместное светлое будущее без каких-либо национальных границ.

– Сейчас модно давать детям замысловатые, старинные или иностранные имена. Как вы думаете, почему? Закончится ли эта мода?

– Нет, это точно не закончится. И будет колебаться волнообразно и зависеть от экономической и социальной напряженности в обществе. Это как в весенний период обостряются психические заболевания, так в сложный исторический период люди немножко теряют опору и начинают искать различные способы утешения. В нашем случае, фантазировать в области имятворчества.

Если раньше имена можно было выбирать только по святцам, то сейчас церковь от государства отделена. Никто не запрещает родителям называть ребенка Россия, Индия, Намибия или именем принцессы из мультфильма.

Однако если родитель захочет дать ребенку какое-нибудь совсем уж экзотическое или непотребное имя, вступают в силу законодательные ограничения. И работник ЗАГСа имеет право остановить руку сумасшедшего родителя.

Но это все единичные случаи. В целом же основу именника составляют традиционные православные имена. Иногда немного меняется звучание. Например, имя Кристина – это европейская форма нашего имени Христина. Но оно у нас больше распространено. Также прослеживается тенденция к возрождению имен, которые долгое время вообще не употреблялись: Фома, Еремей, Тимофей и другие.

– Какие имена и фамилии в России сейчас самые распространенные?

Что касается имен – с начала этого века на пике Александры, Анастасии, Софии, Дарьи. Они не сильно меняются, просто идет небольшая ротация. То Артемы Сергеев подвинут, то Насти Софий. Не более того.

– Многие люди уверены, что имя определяет судьбу человека или как-то влияет на нее. Что об этом всем думают ученые?

– Так считают люди либо малообразованные, либо зарабатывающие на их доверчивости проходимцы. Они выпускают различные книжки о том, как сочетание имени и отчества влияют на судьбу, здоровье печени, потенцию, способность играть в футбол и т.д.

Это все глупость несусветная. Если бы это реально подтверждалось фактами, то все люди без исключения носили бы только имена, которые подходят для решения житейских проблем.

Мальчишка страдал бедный до 14 лет. Потом сразу побежал и поменял имя. Теперь он стал Игорем, но предыдущее имя на его судьбе и характере сказалось не лучшим образом.

А если вы дадите ребенку традиционное имя – Василий, Иван, Николай, Александр и т.д., вы никак не запрограммируете его судьбу и характер. Просто его будут адекватно воспринимать, и он будет спокойно нормально развиваться.

Лихорадки (лихоманки)

Когда боги сотворили землю и первых людей, Белбог наделил их множеством добродетелей, чтобы род человеческий плодился, размножался и славословил своих создателей. В ответ злокозненный Чернобог создал из грязи, болотной жижи и колючек репейника целую дюжину лихорадок. Кинулись они на людей, начали мучить, нести, знобить, с белого света сживать. И взмолились несчастные мученики богам:

— За что, отцы небесные, так жестоко наказуете, за какие немыслимые грехи?

Дошли эти мольбы до самого Сварога, рассердился он не на шутку — да и повелел Перуну запереть лихорадок в ад и испепелять их молниями. Но жалко стало громовнику тратить стрелы на худосочных лихорадок и потому водворил он злодеек в Пекло, а жизнь людей снова пошла в довольстве и веселии.

Тем временем в Пекле лихорадки замучили всех грешников, а потом и на служителей Нияна-Пекленца перекинулись. Да и ему самому досталось. И так всех допекли, что пришлось пекленцам (так звали этих адовых служак) жаловаться самому Чернобогу.

Тот выждал, когда Перун в начале зимы уснет до весны — и открыл лихорадкам врата Пекла, чтоб на землю опять летели.

С той поры и повелось: летом Перун загоняет лихорадок в глубины огненные, а с началом зимы Чернобог насылает их вновь на род людской.

А. Фет. Лихорадка

— Няня, что-то все не сладко!

Дай-ка сахар мне да ром!

Все как будто лихорадка,

Точно холоден наш дом.

— Ах, родимый, Бог с тобою:

Подойти нельзя к печам!

При себе всегда закрою,

Топим жарко — знаешь сам.

— Ты бы шторку опустила…

Дай-ка книгу… Не хочу…

Ты намедни говорила,

Лихорадка… я шучу…

— Что за шутки спозаранок!

Уж поверь моим словам:

Сестры, девять лихоманок,

Часто ходят по ночам.

Вишь, нелегкая их носит

Сонных в губы целовать!

Всякой болести напросит

И пойдет тебя трепать.

— Верю, няня. Нет ли шубы?

Хоть всего не помню сна,

Целовала крепко в губы —

Лихорадка ли она?

Слово "лихорадки" происходит от слов "лихо радеть", то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка ("манья" — привидение, "манить" — лгать, обманывать). Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок — девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы; они обитают в мрачных подземельях ада и представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Одна из них — старшая — повелевает своими сестрами и посылает их на землю мучить людской род: "Тело жечь и знобить, белы кости крушить". 2/15 января Мороз или Зима выгоняет их, вместе с нечистою силою, из ада, и лихорадки ищут себе пристанища по теплым избам и нападают на "виноватых". На заре этого дня предусмотрительные старушки омывают наговоренною водою притолоку у дверей, дабы заградить вход в избу незваным гостьям, предотвратить простуды и ознобы, которые так обыкновенны в холодную пору зимы. Напротив, о весенних болезнях думают, что они запираются на зиму в снежные горы (ад) и сидят там до начала оттепелей; когда же солнце сгонит снег и отогреет землю, они, вслед за вешними испарениями, разбегаются по белому свету — тощие, заморенные — и с жадностью бросаются на неосторожных. Уже с конца февраля, по замечанию поселян, опасно предаваться сну с раннего вечера: можно наспать лихорадку. Подобно Смерти и владыке демонов (Сатане), лихорадки сидят в подземных вертепах, заключенные в цепи, и вылетают мучить народ только тогда, когда будут сняты с них эти железные оковы.

Старшая и злейшая из сестер-лихорадок прикована к железному стулу двенадцатью цепями и в правой руке держит косу, как сама Смерть; если она сорвется с цепей и овладеет человеком, то он непременно умрет.

Сбрасывая с себя оковы, лихорадки прилетают на землю, вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости.

Измучив одного, лихорадка переходит в другого; при полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает; кому обмечет болезнь губы, о том говорят: "Его поцеловала лихоманка"…

Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного. Вот эти названия:

1) Трясея (Трясавица) — от глагола "трясти".

2) Огнея, или Огненная: "Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи", — то есть она производит внутренний жар.

3) Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.

4) Гнетея — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5) Грудица — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6) Глухея — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7) Ломея, или Костоломка: "Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину".

8) Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль).

9) Желтея — эта желтит человека, "аки цвет в поле".

10) Коркуша, или Корчея — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.

11) Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12) Невея (мертвящая) — всем лихорадкам сестра старейшая, она всех проклятее, и если вселится в человека — он уже не избегнет смерти.

Чтобы избавиться от сестер-лихоманок, использовали самые разнообразные средства. Например, очень действенным считалось передать лихорадку кому-то другому с какой-нибудь вещью. Например, остатки пищи и питья больного отдавали собакам, чтобы болезнь ушла от него. Некоторые, придя от недужного, сами прикидывались больными лихорадкой, чтобы злобные сестры, увидев, что делать им тут нечего, пошли дальше.

Больных накрывали медвежьей шкурой, потому что всякая нечисть боится медведя. Полезно было вообще провести медведя трижды над лежащим на земле больным, а тому следовало приговаривать: "Батюшка, брат мой старшой! Выгонь проклятую из головы, из ног, из рук, из могучей груди, из добра живота, из спины и ребер и из черной печени".

Неожиданно стреляли над ухом у захворавшего человека, чтобы напугать болезнь; надевали на его шею хомут, который вообще часто употреблялся как в исцелении болезней, так и в наведении порчи и т.п.

Полезно было сжечь лихорадку. Для этого надо было взять освященную вербу, сделать на ней столько зарубок, сколько было также приступов у человека, и спалить эту ветку, произнося положенный к случаю заговор. Потом пепел больному следовало съесть. Когда у больного начинался приступ, следовало выйти на крыльцо и крикнуть: "Приходи вчера!" Лихорадка запутается и отстанет от страдальца, а потом, глядишь, и вовсе не станет приходить.



А вы знали о том, что раньше люди не имели фамилий? Вплоть до XIII века каждый человек обходился лишь именем да отчеством. Даже когда появились первые фамилии большинство людей жили без них еще более 600 лет! Обычным крестьянам приходилось довольствоваться все тем же именем и отчеством, а для полной идентификации они называли свою профессию. Так откуда же взялись русские фамилии и каково их настоящее происхождение?

Когда появились первые фамилии

С XII века Великий Новгород наладил отношения с Великим княжеством Литовским, где фамилии были обязательным атрибутом всех знатных людей. Новгородцам настолько понравилось, как звучит имя вместе с фамилией, что они тут же вошли в моду. Однако обладать ею мог вовсе не каждый человек. Обычный крестьянин и мечтать не мог о такой роскоши. Фамилии появились лишь у знати. И именно знатные люди Великого Новгорода - первые официальные носители фамилий на Руси.

Немногим позже фамилии стали присваивать и солдатам, они очень помогали при учете войска. В то время большого разнообразия имен не наблюдалось, поэтому так стало намного легче отличить одного Митрофана от другого.

Потихоньку мода на фамилии распространялась по всей Руси. Уже к XV веку представители знатного люда стали гордыми обладателями звучных фамилий.

Княжеские и боярские фамилии


В начале XV века русские бояре и князья также начали обзаводиться фамилиями, которые часто образовывались от названия земель. Известная фамилия Вяземский появилась благодаря владельцу вотчины на Вязьме, Шуйские обязаны своему предку, обладающему землями на реке Шуй. Такая же история со всеми фамилиями, которые имеют окончание -ский, например, Оболенские, Мещерские, Воротынские, Тверские и т. д.

Другие фамилии бояр происходили от крестильного имени родоначальника. Их легко отличить и сегодня. Такие фамилии отвечают на вопрос "Чей?" и имеют притяжательные суффиксы.

Суффикс -ин- достался фамилиям, образованным от тех имен, которые заканчивались на гласные буквы -а и -я. Яркие примеры таких фамилий: Гаврилин (от имени Гаврила), Ильин (Илья) или Апухтин (Апухта).

Суффикс -ов добавили к мирским именам, заканчивающимся на твердые согласные. Пример: Петров (от имени Петр), Иванов (Иван), Игнатов (Игнат) и так далее.

Суффикс -ев присоединили к прозвищам или именам, которые заканчивались на мягкий знак, букву -ч, -ий или -ей. Примеры таких фамилий: Юрьев (от имени Юрий), Медведев (от прозвища Медведь), Мефодьев (Мефодий) и далее в том же духе.

Фамилии священнослужителей

Священники получали свои фамилии из названия праздников, церквей, а также образовывались от слов из церковно-славянского, греческого и латинского лексикона. Большой интерес вызывают фамилии священников, которые перевели с русского на латинский язык и украсили княжеским суффиксом -ск. Так из Орловых получились Аквилевы (aquila (лат.) - орел), из Бобровых - Касторские (castor (лат.) - бобер), а из Скворцовых - Стурницкие (sturnus (лат.) - скворец).

Фамилии аристократов


Так как русская аристократия имела дворянские корни, а среди дворян многие люди были те, кто приезжал на службу из зарубежья, то и первые фамилии имели польское, литовское, греческое происхождение. Несколько веков спустя появились фамилии с немецкими, шотландскими и другими западными корнями. Например, знаменитые Лермонтовы появились от имени Лермонт (Шотландия), а Фонвизины от немецкого фон Визен.

Незаконнорожденным детям знатных людей также присваивали фамилии, основанные на иностранном языке. Например Герцен (от немецкого herz - сердце), Амантов (от французского amant - любимый), Шеров (от французского cher - дорогой) и так далее.

Кстати, именно незаконнорожденные дети больше всего страдали от плохой фантазии родителей. Многие решали не утруждать себя, сочиняя новую фамилию, а просто "отрезали" часть букв у старой. Таким образом появлялись столь странные и неблагозвучные фамилии, как Пнин (Репнин), Агин (Елагин), Бецкой (Трубецкой). Некоторые длинные фамилии сокращались столько раз, что получилось нечто совершенно невообразимое. Например, из фамилии Тенишев со временем вышла фамилия Те, а из Голицына - Го.

Татары также оставили свой след в образовании аристократических фамилий. Потомки мурзы Юсупа стали Юсуповыми, а хана Ахмата - Ахматовыми. От татарского слова Кудай (Бог, Аллах) получилась фамилия Кудинов, а от слова кара (черный) и мурза (господин) вышел Карамзин.

Фамилии служивых


Вслед за знатью и священниками фамилии стали получать и простые служивые люди. Тут все так же, как и с князьями - их называли по месту проживания. Вот только княжеские суффиксы не использовались. Так, те, кто проживал в Москве стали Москвичевыми и Москвитиновыми, в Тамбове - Тамбовцевыми, в Вологде - Вологжаниновыми. Некоторые фамилии получили особенный суффикс, и они обозначали жителей определенных территорий, например, Черноморец, Костромич или Беломорец.

Некоторые служивые получили фамилии от места своего проживания, но без всяких изменений. Отсюда и появились такие странные сочетания, как, например, Михаил Полтава, Наталья Дунай или Иван Галич.

Фамилии крестьян


Крестьяне стали последними, кто получил честь носить фамилии. Произошло это знаковое событие только в XIX веке. Исключением были лишь некрепостные крестьяне в Новгородской губернии и на севере России - они обрели фамилии значительно раньше. Из таких можно вспомнить Михаила Ломоносова или няню великого русского поэта Пушкина - Арину Родионовну Яковлеву.

Обычные крестьяне также стали потихоньку обретать фамилии. После отмены крепостного права в 1861 году процесс ускорился. К тому моменту, как было объявлено о всеобщей паспортизации (1930 год), фамилию имел каждый житель Советского Союза.

Фамилии образовывались все по тому же принципу. К именам, профессиям, прозвищам и местам жительства добавлялись, бывшие ранее исключительно княжескими, суффиксы -ин, -ов, -ев.

Фамилия Романовы

Нельзя не упомянуть самую известную фамилию за всю историю России. Конечно же, речь о династии Романовых. Их фамилия имеет весьма длинную историю происхождения. У предка семьи Романовых Ивана Кобылы было три сына. Звали их Александр Елка Кобылин, Семен Жеребец и Федор Кошка. Сыновья их уже носили фамилии Кобылин, Жеребцов и Кошкин, соответственно.

Спустя какое-то время потомки царской семьи решили, что фамилия, произошедшая от прозвища - это не знатно, и стали Яковлевыми. Такая фамилия получилась благодаря имени первого правнука Федора Кошки. Еще спустя немного времени семья стала Захарьиными-Юрьевыми, по имени его же внука и второго правнука. Нам же они знакомы по их последней фамилии - Романовы, которая получилась из имени праправнука Федора Кошки. Именно эта фамилия и вошла в историю России.

Смена фамилий


Наверняка многие слышали о том, что некоторые фамилии просто пропали. А вот почему так произошло? Все просто - люди поменяли свои фамилии. А почему? Причина очень проста, но весьма интересна. Крестьяне - люди суеверные, как никто другой. Как только они получили право на обладание фамилиями, то стали давать своим новорожденным детям фамилии весьма неприятные и неблагозвучные. Считалось, что это убережет маленького дитя от дурного глаза. В результате суеверности появились такие фамилии, как Нехороший, Нелюб, Кручина, Ненаш, Болван и так далее.

Неудивительно, что люди, носящие эти фамилии, очень жаждали их сменить. После революции паспортные столы не успевали справляться с огромным количеством посетителей, желающих поменять фамилию на более благозвучную.

Читайте также: