Комментарии к фз 77 туберкулез

Обновлено: 18.04.2024

– Дмитрий Викторович, зачем нужно в законе оговаривать необходимость обследования и лечения? Как правило, жалобы пациентов прямо противоположны: отказали в госпитализации, не выписали бесплатные препараты. А тут всё наоборот. Не право на лечение, а обязанность.

– Туберкулёз в активной форме лечится долго, год-два. И без лечения больной до последней стадии чувствует себя приемлемо. Ну, утомляемость лёгкая, температура, кашель – обычные симптомы, не вызывающие беспокойства. Лечение туберкулёза требует приёма химиопрепаратов. И вот тут больному становится, действительно, плохо. Слабость, проблемы с пищеварительной системой, особенно страдает печень.

Прибавьте к этому проблемы в семье, часто потерю работы, иногда – круга общения. Неудивительно, что в необходимости лечения больного приходится убеждать. Но если мы обнаружим в организме наличие микобактерий туберкулёза, а болезнь ещё не получила развития, то лечение её будет не таким тяжёлым и займёт несколько месяцев.

– Понятно, что профилактика предпочтительнее лечения, а лёгкая форма лечится успешнее тяжёлой. Пока непонятно, зачем это регламентировать законом.

У большинства людей сразу же после инфицирования микобактериями развивается иммунный ответ, ограничивающий распространение агента. Но если по каким-то причинам иммунитет ослабевает, то бактерии активизируются, человек может заболеть туберкулёзом и оказаться заразным для своего окружения.

Любые мероприятия для выявления инфицированных требуют вложения средств, федеральных или из бюджета субъекта федерации. Но до принятия новой редакции закона правоохранительные органы могли расценить организацию таких мероприятий как нецелевое использование средств. С 3 августа закон нас защищает.

Поэтому задача фтизиатрической – службы выявить все круги общения больного туберкулёзом. Это не только семья и близкие. Это коллеги. Это партнёр по шахматам, например. Или продавец, а то и посетители булочной, где больной постоянно покупал хлеб, и компания, с которой ходили в кино. Все эти люди должны находиться под диспансерным наблюдением, то есть регулярно, по назначению врача, обследоваться, а если потребуется, то принимать медикаменты.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ
    • Статья 3. Применение настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти РФ в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 6. (утратила силу)
    • Статья 6.1. Полномочия органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 6.2. Государственный надзор в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 7. Организация противотуберкулезной помощи
    • Статья 8. Оказание противотуберкулезной помощи
    • Статья 9. Диспансерное наблюдение
    • Статья 10. Обязательные обследование и лечение больных туберкулезом
    • Статья 11. Ведение государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 12. Права лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
    • Статья 13. Обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
    • Статья 14. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
    • Статья 15. Гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи
    • Статья 16. Виды ответственности за нарушение законодательства РФ в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 17. Обжалование действий и решений медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи
    • Статья 18. Возмещение вреда, причиненного при оказании противотуберкулезной помощи
    • Статья 19. Заключительные положения

    Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ
    "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    22 августа 2004 г., 21 июля, 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 2 мая 2015 г., 23 мая 2016 г., 19 июля, 3 августа 2018 г., 26 мая 2021 г.

    Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года

    Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Президент Российской Федерации

    Определяется механизм реализации закрепленных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья, формирования и проведения единой государственной политики в области защиты населения от туберкулеза.

    Устанавливаются принципы оказания противотуберкулезной помощи гражданам РФ, а также особенности применения закона по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства, определяются права лиц, страдающих туберкулезом, их обязанности и ответственность. Определяется порядок предоставления гарантий и льгот врачам, иным специалистам, медицинскому и другому персоналу, участвующему в оказании противотуберкулезной помощи.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 30-П пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, притом что по смыслу, придаваемому названному законоположению правоприменительной практикой, не предполагается осуществление этого полномочия органами государственной власти РФ в качестве расходного обязательства РФ

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 152-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 314-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 124-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Существенно ужесточен Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" (далее – Закон № 77-ФЗ).

    Под действие закона подпадают еще две новые категории граждан:

    • лица с подозрением на туберкулез – это пациенты, которые были осмотрены медработником (в том числе при диспансеризации), и у которых выявлены такие признаки возможного заболевания туберкулезом, при наличии которых нужны допобследования/ диспансерное наблюдение (напомним, что в целом клинические признаки туберкулезной интоксикации и туберкулеза перечислены в приказе Минздрава России от 21 марта 2003 г. № 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ"; категории пациентов, нуждающихся в обследовании на туберкулез, установлены Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, а пациенты, которые подлежат диспансерному наблюдению, перечислены в постановлении Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. № 892);
    • лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза, – это пациенты, контактирующие по месту работы/учебы/жительства/пребывания с больным туберкулезом (человеком или животным).

    Что обязан сделать врач в случае отказа пациента или его законного представителя от медицинского вмешательства? Узнайте из материала "Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Обе эти категории по назначению врача проходят медицинское обследование в целях выявления туберкулеза. Однако такое обследование в силу ч. 2 ст. 7 Закона № 77-ФЗ является добровольным (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 314-ФЗ).

    А вот диспансерное наблюдение за такими пациентами осуществляется уже без учета их желания: оно проводится в порядке, который установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время действует порядок, утвержденный Правительством РФ).

    На недобровольность такого диспансерного наблюдения указано в ч. 2 ст. 7 Закона № 77-ФЗ.

    С другой стороны, ст. 9 Закона № 77-ФЗ в новой редакции допускает возможность и ограничительного толкования – поскольку ч. 2 этой статьи прямо говорит, что независимо от согласия таких пациентов устанавливается диспансерное наблюдение за больными туберкулезом, но не упоминает лиц с подозрением и контактных, – можно предположить, что согласие "подозрительного" пациента на диспансерное наблюдение все же обязательно. Однако – если обратиться к пояснительной записке к проекту 1 тех самых поправок к Закону № 77-ФЗ, которые и породили данную редакцию закона, – то из нее, скорее, следует обратное: авторы законопроекта имели прямое намерение как раз ограничить права пациентов с подозрением на чахотку. Причем именно в этом смысле законопроект рассматривали и Правительство РФ, и профильный комитет Госдумы.

    Кроме того, согласно новой редакции Закона № 77-ФЗ, лица с подозрением на туберкулез – если они находятся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом – обязаны:

    • проходить медобследование и профилактические мероприятия, в том числе принимать лекарства;
    • находиться под наблюдением в медицинской противотуберкулезной организации и соблюдать периодичность диспансерных приемов;
    • соблюдать установленные для них государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы;
    • не препятствовать проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных санитарным законодательством.

    Больные туберкулезом, дополнительно к вышесказанному, обязаны проходить назначенное врачом лечение, соблюдать режим лечения, соблюдать правила поведения пациентов в медицинских противотуберкулезных организациях во время нахождения на лечении в таких организациях.

    Поправки в Закон № 77-ФЗ вступают в силу 14 августа 2018 года.

    Минздрава России от 08.04.2019 N 15-2/927-07

    Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения по вопросу порядка приема в образовательные организации детей, не прошедших туберкулинодиагностику, сообщает следующее.

    Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья. При этом согласно части 3 статьи 17 осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относится в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

    Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению медицинских осмотров.

    Так, пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 77-ФЗ определено, что в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Приказом Минздрава России от 21 марта 2017 г. N 124н утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза (далее - Приказ).

    Выбор методов для проведения скрининговых обследований населения зависит от нескольких параметров. Основными требованиями при выборе метода являются возможность в короткие сроки обследовать большое количество населения с оптимальным использованием (количественным и качественным) ресурсов.

    Согласно Приказу для массового обследования детского населения на туберкулезную инфекцию предлагается использовать кожные пробы с аллергенами туберкулезными: аллерген туберкулезный очищенный в стандартном разведении - детям до 7 лет (включительно), аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении - детям до 14 лет (включительно), а детям в возрасте 15 - 17 лет (включительно) аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении) или рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки (легких).

    В случае отказа от проведения тестов с аллергеном туберкулезным очищенным в стандартном разведении или аллергеном туберкулезным рекомбинантным в стандартном разведении тактика обследования определяется врачом-фтизиатром индивидуально в каждом конкретном случае, в том числе на основе соответствующих федеральных клинических рекомендаций, содержащих рекомендации по применению альтернативного теста для выявления туберкулеза - диагностического теста T-SPOT.TB, который может быть проведен в случае отказа родителей от туберкулинодиагностики.

    Согласно пункту 18 Приказа по завершении профилактического осмотра в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (историю развития ребенка), на отдельную страницу вносятся объективные данные по результатам проведенных исследований, сведения о наличии контактов с больным туберкулезом, результаты осмотров врачами-специалистами (в случае выявления патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза), заключение об отсутствии (выявлении) патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза.

    Пунктом 1.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 60 (далее - Правила), установлены требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.

    Пунктом 1.3 Правил закреплено, что их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.

    Разделом V Правил урегулирован механизм организации раннего выявления туберкулеза у детей. С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи, при отсутствии контакта с туберкулезным больным родители вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что в соответствии с действующим законодательством не ограничивает права ребенка на посещение образовательного учреждения, при условии представления на таких детей заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом (пункт 5.7 Правил).

    Отмечаем, что приказом Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, согласно которому справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию.

    Подготовка медицинского заключения осуществляется врачом-фтизиатром, проводящим обследование.

    Читайте также: