Компас полифония арест дело возбуждено торец коклюш

Обновлено: 22.04.2024

1. Приведённые слова с таким ударением употребляются только в профессиональной деятельности людей.
Однако такое ударение является ошибочным, потому что есть литературные орфоэпические нормы языка.
Согласно этим нормам слова надо произносить так:
КОмпас, арЕст, полифонИя, дело возбужденО, торЕц, коклЮш.

2. А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?).
Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.
Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.
В этом предложении грамматической ошибки нет.
В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
В этом предложении грамматической ошибки нет.
Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.
Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

4. Мошенник, племянник, бесприданница.

II. История русского языка

1. А) Оне - во времена А.С. Пушкина (и в современном русском языке) форма устарела.
Оне – местоимение 3 лица женского рода множественного числа. Оне – она.
Б) На конь – устаревшая форма существительного 3 склонения в В.п.
На конь – на коня.

III. Язык художественных произведений

1. Скороговорка – народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях: на умышленном повторе трудных для произношения звуков в словах. В этом состоит комический эффект. Например: На дворе трава, на траве дрова. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

IV. Современный русский язык

1. Разговорный стиль проявляется в следующих особенностях:
Диалог.
Лексика, имеющая разговорную окраску: помилуй, дурак; глаголы повелительного наклонения - не хитри, отвяжись.

Экспрессивно-эмоциональная лексика: междометия - ей-богу, эй, ох.
Риторические обращения, вопросы, восклицания.
Порядок слов в предложении свободный.
Неполные предложения.

3. Не хватает двух звеньев: прервать – прерывать. Полная цепочка выглядит так: рвать - прервать – прерывать – прерывистый.

4. Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т.д. (17 фразеологизмов).
Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т.д.
(34 фразеологизма.)

5. Волшебный очерк – контур.
В современном русском языке слово очерк имеет три основных значения:
1. Контур, очертание.
2. Описание, изложение, исследование обзорного характера, дающее общее представление о сути какой-нибудь темы, проблемы, вопроса.
3.Небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-нибудь.

6. Балашиха - балашихинцы, Видное - видновцы, Дубна - дубнинцы, Зарайск - зарайцы и зарайчане, Клин - клинчане и клиняне, Луховицы - луховичане, Подольск - подольчане, Люберцы - люберчане, Реутово - реутовцы, Химки - химкинцы, Руза - ружане и рузцы, Шатура – шатурцы и шатуряне, Архангельск – архангелогородцы.

8. А) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Ю. Тынянов.) Прид. изъяснительное: …не любил чего? (вопрос косвенного падежа); относится к глаголу, выражающему чувство; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.
Б). И он вздохнул о прежних днях, когда он жил, страстям чужой, с природой жизнию одной. (М. Лермонтов.) Прид. Определительное: ….о днях каких? относится к существительному; присоединяется к главному предложению с помощью союзного слова когда; всегда стоит после определяемого существительного.
В). Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин.)
Прид. Обстоятельственное (времени): Я вернусь когда? (вопрос обстоятельства времени); относится ко всему предложению; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Олимпиады по русскому языку 9 класс с ответами

I. Нормы русского литературного языка.

1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:
Компас, арест, полифония, дело возбуждено, торец, коклюш
Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.

2. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое

3. Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:
[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

4. Даны слова:
моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.
В каких словах пропущена буква н?

II. История русского языка.

3. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

III. Язык художественных произведений.

1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки. Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами.

А) Проведите лингвистический анализ стихотворения ( речеведческий, языковой).
Б) Объясните роль глаголов в форме инфинитива в первой строфе.

IV. Современный русский язык.

2. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:
glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться, saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречь.
Как будет по-литовски: Не прижиматься? Беречься?

3. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?
Рвать - … прерывистый

4.Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.
Много - ….
Обмануть - …

6.Как называются жители следующих городов:
Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово,
Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

7. Сколько звуков [с] в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?
Свой ответ аргументируйте.

8.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.
А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю. Тынянов).
Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М. Лермонтов)
В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

V. Творческая работа.

Ответы к олимпиаде по русскому языку 9 класс:

I. Нормы русского литературного языка

1. Приведённые слова с таким ударением употребляются только в профессиональной деятельности людей. Однако такое ударение является ошибочным, потому что есть литературные орфоэпические нормы языка. Согласно этим нормам слова надо произносить так:
КОмпас, арЕст, полифонИя, дело возбужденО, торЕц, коклЮш.

2. А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.
Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.
В этом предложении грамматической ошибки нет.
В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
В этом предложении грамматической ошибки нет.
Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.
Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

4. Мошенник, племянник, бесприданница.

II. История русского языка

1. А) Оне - во времена А.С. Пушкина (и в современном русском языке) форма устарела. Оне – местоимение 3 лица женского рода множественного числа. Оне – она.
Б) На конь – устаревшая форма существительного 3 склонения в В.п.
На конь – на коня.

III. Язык художественных произведений

1. Скороговорка – народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях: на умышленном повторе трудных для произношения звуков в словах. В этом состоит комический эффект. Например: На дворе трава, на траве дрова. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

IV. Современный русский язык

1. Разговорный стиль проявляется в следующих особенностях:
Диалог.
Лексика, имеющая разговорную окраску: помилуй, дурак; глаголы повелительного наклонения - не хитри, отвяжись.

Экспрессивно-эмоциональная лексика: междометия - ей-богу, эй, ох.
Риторические обращения, вопросы, восклицания.
Порядок слов в предложении свободный.
Неполные предложения.

3. Не хватает двух звеньев: прервать – прерывать. Полная цепочка выглядит так: рвать - прервать – прерывать – прерывистый.

4. Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т.д. (17 фразеологизмов).
Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т.д.
(34 фразеологизма.)

5. Волшебный очерк – контур.
В современном русском языке слово очерк имеет три основных значения:
1. Контур, очертание.
2. Описание, изложение, исследование обзорного характера, дающее общее представление о сути какой-нибудь темы, проблемы, вопроса.
3.Небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-нибудь.

6. Балашиха - балашихинцы, Видное - видновцы, Дубна - дубнинцы, Зарайск - зарайцы и зарайчане, Клин - клинчане и клиняне, Луховицы - луховичане, Подольск - подольчанe, Люберцы - люберчане, Реутово - реутовцы, Химки - химкинцы, Руза - ружане и рузцы, Шатура – шатурцы и шатуряне, Архангельск – архангелогородцы.

8. А) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Ю. Тынянов.) Прид. изъяснительное: …не любил чего? (вопрос косвенного падежа); относится к глаголу, выражающему чувство; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.
Б). И он вздохнул о прежних днях, когда он жил, страстям чужой, с природой жизнию одной. (М. Лермонтов.) Прид. Определительное: ….о днях каких? относится к существительному; присоединяется к главному предложению с помощью союзного слова когда; всегда стоит после определяемого существительного.
В). Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин.)
Прид. Обстоятельственное (времени): Я вернусь когда? (вопрос обстоятельства времени); относится ко всему предложению; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Задания олимпиады школьников по русскому языку для 10-11 класса.

I. Нормы русского литературного языка.

1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:
Комп а с, ар е ст, полиф о ния, дело возб у ждено, т о рец, к о клюш
Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.

Прокомментируйте свой ответ.
4. Даны слова:
моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.
В каких словах пропущена буква нн?

II. История русского языка.

III. Язык художественных произведений.

1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки. Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами.

IV. Современный русский язык.

8.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.
А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю. Тынянов).
Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М. Лермонтов)
В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

V. Творческая работа.

Ключи к олимпиаде по русскому языку 10-11 класс: максимальный балл -50 б

I. Нормы русского литературного языка
1. Приведённые слова с таким ударением употребляются только в профессиональной деятельности людей. Однако такое ударение является ошибочным, потому что есть литературные орфоэпические нормы языка. Согласно этим нормам слова надо произносить так:
КОмпас, арЕст, полифонИя, дело возбужденО, торЕц, коклЮш. - по 0,5б (3б)

2. А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест. В этом предложении грамматической ошибки нет. В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге. В этом предложении грамматической ошибки нет. Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.
Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое. – по 1б (исправление, аргумент) - 4б

3 .Лишнее Зеленоградск. В этом слове неполногласие.- 1б

4. Мошенник, племянник, бесприданница. – по 1б (3б)
II. История русского языка
1. А) Оне - во времена А.С. Пушкина (и в современном русском языке) форма устарела.

9. Сочинение - 5б

Краткое описание документа:

Задания олимпиады школьников по русскому языку для 10-11 класса.

I. Нормы русского литературного языка.

1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:
Комп а с, ар е ст, полиф о ния, дело возб у ждено, т о рец, к о клюш
Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.

Прокомментируйте свой ответ.
4. Даны слова:
моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.
В каких словах пропущена буква нн?

II. История русского языка.

III. Язык художественных произведений.

1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки. Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами.

IV. Современный русский язык.

8.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.
А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю. Тынянов).
Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М. Лермонтов)
В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

V. Творческая работа.

Ключи к олимпиаде по русскому языку 10-11 класс: максимальный балл -50 б

I. Нормы русского литературного языка
1. Приведённые слова с таким ударением употребляются только в профессиональной деятельности людей. Однако такое ударение является ошибочным, потому что есть литературные орфоэпические нормы языка. Согласно этим нормам слова надо произносить так:
КОмпас, арЕст, полифонИя, дело возбужденО, торЕц, коклЮш. - по 0,5б (3б)

2. А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест. В этом предложении грамматической ошибки нет. В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге. В этом предложении грамматической ошибки нет. Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.
Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое. – по 1б (исправление, аргумент) - 4б

3 .Лишнее Зеленоградск. В этом слове неполногласие.- 1б

4. Мошенник, племянник, бесприданница. – по 1б (3б)
II. История русского языка
1. А) Оне - во времена А.С. Пушкина (и в современном русском языке) форма устарела.

1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:
Компас, арест, полифония, дело возбуждено, торец, коклюш
Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.

2. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое

3. Определите по фонетической транскрипции,
какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:
[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

4. Даны слова:
моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.
В каких словах пропущена буква н?

II. История русского языка.

3. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение?
Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

III. Язык художественных произведений.

1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки.
Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами.

А) Проведите лингвистический анализ стихотворения ( речеведческий, языковой).
Б) Объясните роль глаголов в форме инфинитива в первой строфе.

IV. Современный русский язык.

2. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:
glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться,
saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречь.
Как будет по-литовски: Не прижиматься? Беречься?

3. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?
Рвать - … прерывистый

4.Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.
Много - ….
Обмануть - …

6.Как называются жители следующих городов:
Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово,
Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

7. Сколько звуков [с] в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?
Свой ответ аргументируйте.

8.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения.
Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.
А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю. Тынянов).
Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М. Лермонтов)
В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

V. Творческая работа.

Читайте также: