Концепция православной церкви по вич спиду

Обновлено: 18.04.2024

Концепция Русской Православной Церкви по ВИЧ/СПИДу (часть 2)

Часть 1. Богословские и этические аспекты болезни

I.1. Достоинство и предназначение человека

Христианское утверждение о достоинстве человека основано на учении о сотворении мира и человека Богом, а также на учении о воплощении Сына Божия. Согласно Божественному Откровению, выраженному в Священном Писании, человек создан по образу и подобию Божию (Быт. 1. 26), что поднимает его на высочайшую ступень бытия. Ценность человека связана также с воплощением Сына Божия - Господа Иисуса Христа. Будучи единосущным Богу Отцу по божеству, Сын Божий стал единосущным нам по человечеству, во всем подобным нам кроме греха.

В святоотеческой традиции подобие принято рассматривать в том числе как задачу по реализации заложенного в человеческой природе образа Божия, то есть как уподобление Богу в праведности и святости. В православном богословии стяжание человеком подобия Божия называется также обожением, то есть достижением такого состояния, когда человеческая природа по благодати приобретает свойства божественного естества. Именно в обожении, по учению Церкви, состоит высшее предназначение каждого человека.

I.2. Грех и его последствия

Будучи причиной разрыва между человеком и Богом, грех вносит разрыв и в отношения между членами человеческого общества, приводя ко все усиливающемуся взаимному отчуждению, соперничеству и вражде (Быт. 3. 12; 4; 11. 1-9).

I.3. Христос - Искупитель человека от греха, болезни и смерти

"Бог не сотворил смерти" (Прем. 1. 13). Он создал человека не для того, чтобы дать ему умереть (Иез. 18. 32), но чтобы он жил (Прем. 1. 13 сл.; 2. 23). Хотя человек сотворен не бессмертным по природе, он призван Богом к вечной жизни, которая возможна только как пребывание человека в общении с Ним.

Согласно учению Церкви, Сам Бог приходит на помощь человеку, ставшему пленником греховных страстей и, как следствие, смерти. Сын Божий становится Сыном Человеческим. Христос побеждает грех и дает спасение от него (Мф. 9. 13; Лк. 5. 8). Сделавшись за нас "грехом" (2 Кор. 5. 21) и "проклятием", которые навлечены грехом, Христос "искупил нас от клятвы закона" (Гал. 3. 13).

Исцеление от болезней, очищение от греха, избавление от страданий и смерти - суть плоды победы Христа над "князем мира сего", "имеющим державу смерти" (Ин. 12. 31; Евр. 2. 14; Откр. 7. 13 сл.). И хотя после пришествия Спасителя болезнь не исчезает с лица земли, Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Чудеса исцелений предвозвещают состояние совершенства, которое человечество обретет окончательно в Царствии Божием. Смерть и воскресение Господа Иисуса Христа открывают путь каждому человеку к победе над грехом и к обретению вечного спасения от смерти.

I.4. Христианское отношение к болезни и врачеванию

"Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви", - говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. - При этом Церковь всегда помнит библейские слова о том, что "от Вышнего врачевание" (Сир. 38. 2)".

Болезнь и страдание не только имеют негативное значение, но могут стать противоядием греху. Страдания подвигают христианина к духовному переосмыслению жизни. Болезнь может научить человека соучастию в страданиях другого, возбудить в нем чувство солидарности, единства судьбы человеческого рода и обратить его взор к Богу как Небесному Отцу. Болезнь напоминает человеку о его смертности, однако для христианина смерть - не только последний враг; она связана с упованием на посмертное соединение с Богом, основанием чего является пасхальная вера в воскресшего из мертвых Христа, Победителя смерти.

Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как "плату" за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих.

Святые отцы не считают возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека. Так, преподобный Марк Подвижник говорит: "Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи". Предостерегает от поспешных выводов о причинах болезней и святитель Иоанн Златоуст: "Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов. 33. 27)". Такова же позиция в этом вопросе и святителя Филарета Московского: "Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывеской виновности?"

I.5. Больные и Церковь

Люди, страдающие от различных заболеваний, в том числе тяжелых и неизлечимых, являются предметом особой заботы Церкви. Церковь совершает ежедневные соборные молитвы о даровании болящим здравия и спасения.

Евангелие призывает человека не просто к состраданию другому, но к деятельному проявлению любви, которое должно выражаться в трудах милосердия, в духовной и материальной поддержке нуждающихся.

В отношении к страданию, к отторгнутому человеку любовь Христова издревле являла себя как высшая духовная сила, действия которой не следуют мирским установлениям, но могут побеждать мир и нести спасение обреченным. Праведники и святые Церкви, встречаясь со страждущими, отчаявшимися, пребывающими на краю смерти людьми, проявляли не просто милосердие и сочувствие, но любовь преизбыточествующую. Эта любовь изливается и на тех страждущих, которые оказались презренными и отверженными, изгоями, на тех, кого социальная мораль считает недостойными сострадания. Участие и любовь к прокаженным, к наказанным преступникам, к людям, от которых все с презрением или ужасом отвернулись, - исконно христианская, евангельская добродетель. Ибо Спаситель Христос "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9. 13).

Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога. Чужой грех не может служить причиной для превозношения или презрения. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: "Ненавидь грех, но люби грешника".

В ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью.

В современном обществе, где часто культивируются жестокость и ненависть по отношению к другому, поощряется борьба с другими людьми за обретение высокого социального статуса и присвоение максимума материальных благ, Церковь должна проповедовать словом и проявлять на деле свою веру и убежденность в том, что сострадание, милосердие, жертвенная любовь к другому человеку являются универсальной и абсолютной этической ценностью.

На заседании круглого стола было заслушано пять выступлений и обсуждались вопросы, связанные с современным состоянием эпидемии ВИЧ/СПИДа в России и в мире; профилактикой ВИЧ-инфекции среди сестер милосердия и волонтеров, оказывающих паллиативную помощь ВИЧ-инфицированным; оценкой эффективности программ первичной профилактики рискованного поведения и ВИЧ/СПИДа среди детей и молодежи в регионах; отношением Церкви к движению по отрицанию ВИЧ/СПИДа; опытом сотрудничества государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике ВИЧ-инфекции.

Она отметила, что по данным ЮНЭЙДС с начала эпидемии в мире инфицировано ВИЧ более 78 миллионов человек, около 50% из них умерли от осложнений, связанных с этим заболеванием. Однако, начиная с 2005 г. число смертей сократилось почти вдвое. Количество новых случаев инфицирования ВИЧ по сравнению с 2010 г. снизилось на 11%, а среди детей — на 47%. Ведущей причиной смертности среди людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), остается туберкулез (около 30%). Из 36,9 миллионов ЛЖВ в 2017 г. доступ к лечению получали 21,5 млн. чел.

В Российской Федерации на конец 2017 г. общее количество ВИЧ-инфицированных составило 1 миллион 219 тыс. чел. Количество новых случаев ВИЧ-инфекции продолжает расти (около 100 тыс. чел. в 2017 г.), но темпы роста заболеваемости снижаются: в 2011-2015 гг. ежегодный прирост составлял в среднем 10%, в 2016 г. — 5,3% и в 2017 г. — 0,9%.

Докладчица отметила некоторые положительные тенденции в этой области:

Увеличение охвата населения обследованием: по сравнению с 2016 г., на 10,7% увеличен охват населения обследованиями на ВИЧ-инфекцию (обследовано 34,08 млн. граждан РФ). На конец 2017 г. на диспансерном учете в специализированных медицинских организациях состояло 724 415 ЛЖВ (75,5% от общего числа заболевших), из них прошли диспансерное обследование 674 209 человек.

Увеличение охвата лечением ЛЖВ, состоящих на диспансерном учете, с 37% в 2015 г., 42,3% в 2016 г. до 47,8% (346 132 пациента) в 2017 г.

Снижение среди впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции доли подростков и молодежи в возрасте 15-20 лет до 1%, доли молодежи в возрасте 20-30 лет — до 20%.

Вместе с тем, есть и тревожные признаки эпидемии:

  • АРВТ получали только треть (36,7%) ЛЖВ, что значительно ниже показателей, рекомендуемых ВОЗ.
  • Увеличивается лекарственная устойчивость вируса к действию АРВТ, которая в некоторых регионах достигает 10%. Это влечет за собой необходимость вносить изменения в схемы лечения и использовать более дорогостоящие препараты.
  • Увеличивается число регионов с пораженностью ВИЧ-инфекцией более 0,5% от численности населения: с 22 в 2014 г. до 34 в 2017 г. В этих регионах проживает 50,6% населения страны.
  • Продолжает регистрироваться рост смертей среди ЛЖВ: за весь период наблюдения умерло 277 тыс. чел., в т. ч. 31 898 за 2017 г. (рост 4,4% по сравнению с 2016 г.).
  • Увеличивается доля сельских жителей среди впервые выявленных ВИЧ-инфицированных (2015 г. — 27,8%, в 2016 г. — 28,3%). При этом доля сельских жителей среди подростков 15-17 лет выше, чем среди городских (28,4%).
  • Наблюдается тенденция смещения заболеваемости ВИЧ-инфекцией в более старшие возрастные группы: среди вновь выявленных случаев в возрастной группе 30-40 лет — 47%, 40-50 лет — до 22%. Самые высокие показатели пораженности среди мужчин отмечены в возрастной группе 35 — 39 лет (2,9%), среди женщин — в группе 30-34 года (1,6%).

Требует индивидуального, исключающего дискриминацию подхода проблема оказания медицинской помощи детям и подросткам, живущим с ВИЧ-инфекцией, и особенно детям-сиротам. В РФ с 1987 по 2016 гг. было 172 тыс. детей рождено ВИЧ-инфицированными матерями (на 1.09.2017 г.); выявлено 29 122 больных ВИЧ-инфекцией детей в возрасте с 0 до 17 лет. В 2016 году в РФ проживало 10 943 ВИЧ-положительных детей.

Наряду с позитивными моментами в родительском сообществе продолжают распространяться СПИД-диссидентские настроения, в том числе ведущие к отказу от лечения, послужившие причиной гибели детей.

Для предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции необходимо внедрение современных профилактических технологий, включая программы для электронных носителей, например, Life4me+, первое в России бесплатное мобильное приложение, включающее множество различных функций: поддерживать постоянную связь между врачом и пациентом, иметь возможность удаленно в режиме реального времени контролировать прием препаратов и приверженность лечению, быть в курсе самых актуальных новостей из мира ВИЧ, научных открытий, исследований и пр.

В заключение своего вступления докладчица выразила надежду на продолжение взаимополезного сотрудничества между государственными и религиозными организациями в профилактике ВИЧ-инфекции помощи людям, затронутым этим заболеванием.

Первый заместитель начальствующего епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) К.В. Бендас в ходе дискуссии отметил, что в РОСХВЕ действует около 350 стационарных реабилитационных центров для наркозависимых, в которых единовременно находятся до 30 тыс. человек. Они действуют почти во всех субъектах РФ и вносят большой вклад в дело первичного выявления социально опасных заболеваний: обязательным требованием для поступления на реабилитацию является тестирование, в т.ч. на ВИЧ-инфекцию. В настоящее время подана в Росстандарт на регистрацию единая система сертификации для всех реабилитационных центров РОСХВЕ. Руководство Союза готово включить в обязательные требования для сертификации соглашение с территориальными структурами Минздрава, касающиеся профилактики, обследования и терапии. Это станет весомым вкладом в профилактику ВИЧ-инфекции и приверженность АРВТ.

Руководитель Ресурсного центра паллиативной помощи Свято-Димитриевского сестричества (Москва) О.Ю. Егорова рассказала о роли, которую сестры милосердия и добровольцы играют в системе профилактики ВИЧ инфекции в медицинских учреждениях на примере Инфекционной больницы № 2 (Москва).

Сестры милосердия и волонтеры участвуют в разных мероприятиях по первичной профилактике: в 2017 г. на базе Свято-Димитриевского православного училища сестер милосердия был проведен круглый стол по профилактике ВИЧ для студентов семи городских медучилищ.

Сестры милосердия организуют акции по первичной профилактике для студентов медколледжей, преподают инфекционную безопасность в училище, на курсах для добровольцев и различных обучающих мероприятиях.

Для обеспечения вторичной профилактики сестры милосердия и добровольцы строго соблюдают все правила санитарно-эпидемиологического режима в лечебных учреждениях, включая обязательное ношение маски во всех помещениях для предотвращения заражения туберкулезом; сами регулярно проходят диспансеризацию, тестирование на ТБ, вакцинацию.

Сестры милосердия и добровольцы работают с родителями ВИЧ-позитивных детей, чтобы обеспечить поддержку детей, а также с преподавателями школ, где они учатся, дабы обеспечить сохранение тайны диагноза, поддерживающей психологическую обстановку.

На протяжении четырех лет в 15 группах (по 12-14 детей) в системе дополнительного образования проводится исследование эффективности этих программ с применением различных методик. Замеры проводятся в начале программы и в конце.

Диагностика уровня нравственной самооценки показывает, как дети сами оценивают то, насколько они владеют этими нравственными понятиями и привносят их в свою жизнь. Исследование показало, что в ходе программы увеличилось количество детей с высоким уровнем нравственной самооценки (с 53% до 77%), снизилось со средним уровнем (с 42% до 23%), и не осталось детей с низким уровнем.

По результатам диагностики отношения к жизненным ценностям за один учебный год (52 часа, по 2 часа в неделю) меняется взгляд детей на жизнь и их представления о ценностях. Если раньше дети считали игру, развлечения, отдых основными ценностями, то по прохождении программы они включают в свою жизнь общечеловеческие ценности: культура, природа и пр.

Тест-опросник личностной зрелости исследует потребность детей в социально-нормативном поведении: наличие взглядов и убеждений, проявление механизмов совести, регулирующих поведение. Согласно этому исследованию, детей с весьма высоким уровнем стало на 3% больше (с 10% до 13%), с высоким уровнем — на 5% (с 17% до 22%), со средним — на 3% меньше (с 53% до 50%), с неудовлетворительным — на 5% меньше (с 20% до 15%).

Тест на сформированность жизненных установок показывает, что у детей появляются положительные идеалы и представления о нормах и правилах поведения, формируется способность самому себя оценивать и регулировать собственное поведение: весьма высокий уровень вырос — с 8% до 12%, высокий — с 12% до 18%, средний снизился — с 43% до 46%, неудовлетворительный — с 37% до 24%. Это важный показатель для формирования уверенного ребенка, который мог бы сам решать свои проблемы.

Тест на сформированность чувства гражданского долга показывает, насколько ребенок способен видеть справедливость и нравственность в действиях и поступках, готов делать что-то общественно полезное, например, стать волонтером, взаимодействовать с общественными организациями. В результате прохождения программы число детей на весьма высоком уровне увеличилось с 17% до 20%, на высоком — с 22% до 26%, на среднем — с 41% до 48%, а на неудовлетворительном уменьшилось с 20% до 6%.

Еще один тест — на способность к психологической близости с другими людьми — оценивает умение устанавливать нормальный контакт с другими людьми, без этого невозможны отношения с друзьями и в семье. В начале программы 40% детей имеет неудовлетворительный уровень способности к психологической близости: они считают, что дружба — это показатель того, как к ним относятся другие, а от них самих ничего не зависит. В действительности способность к психологической близости говорит о понимании ребенком того, что и от его участия зависят отношения, что он сам может включаться в эти отношения и что-то давать другим. Вот как изменились эти показатели за время программы: весьма высокий уровень — с 8% до 10%, высокий — с 8% до 16%, средний — с 44% до 48%, неудовлетворительный — с 40% до 28%.

Результаты исследования жизненных ценностей подростков, в ходе которого дети должны были определить, что главное в жизни, говорят об изменении их представлений. Если в начале программы на первом месте была материальная обеспеченность, на втором — успешное обучение, на третьем — благополучие семьи и близких, на последнем — слава, то на контрольном этапе ценности менялись местами: на первом месте было благополучие семьи и близких, на втором — здоровье, на третьем — возможность помогать людям.

В целом диагностика эффективности программ, проведенная в Брянске, помогает понять, в чем конкретно меняются дети. В докладе были представлены только те показатели, которые ориентируются на нравственные позиции детей, их отношение к миру, к жизни, к себе. Результаты исследования могут подвигнуть другие регионы также начать использовать эти программы.

Сотрудник Челябинского областного центра СПИД И.А. Ахлюстин и социальный работник Свято-Троицкого храма в селе Долгодеревенское Челябинской области А.В. Шерстобитов рассказали об опыте сотрудничества государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике ВИЧ-инфекции среди детей и молодежи.

В Челябинской области (ЧО) успешно реализуется первичная профилактика ВИЧ-инфекции в тесном взаимодействии государственных, общественных и религиозных организаций. Государственные организации основные свои силы и средства направляют на борьбу с распространением эпидемии, осуществляя разнообразные программы, направленные на оказание медицинской и социальной помощи ЛЖВ. В то же время Русская Православная Церковь наибольшее внимание уделяет причинам распространения заболевания, реализуя программы первичной профилактики, воспитательную и просветительскую работу, внося неоценимый вклад в борьбу с распространением и последствиями этого заболевания.

В 2017 году во всех учебных и медицинских учреждениях проводилось анкетирование по оценке уровня информированности населения по теме ВИЧ-инфекции. Правильно ответили на все вопросы 67,8% всех опрошенных.

Благодаря сотрудничеству с Церковью фокус рекламных профилактических кампаний госучреждений сместился с рекламы технических средств защиты от заражения ВИЧ на пропаганду нравственных ценностей; происходит воцерковление сотрудников социальных служб государственных организаций.

Он отметил: несмотря на то, что Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа принята еще в 2004 г., сотни церковных центров по реабилитации наркозависимых успешно работают с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, открыты больничные храмы, с медицинскими учреждениями и НКО проводятся совместные конференции и мероприятия, в церковной среде имеет место полуподпольное движение ВИЧ-диссидентства. Если бы это движение было безобидным частным мнением отдельных мирян и священников, это было бы не страшно и не имело бы общественного резонанса. Но священник особенно несет ответственность за тот образ мыслей, который он исповедует. По его словам часто судят о Церкви. Настало время сказать, что некоторые церковные люди впали в своеобразную ересь, сродни гностицизму, — ересь ВИЧ-отрицания. За этой проповедью стоит не жизнь вечная, а реальная смерть пораженных тяжелым недугом людей, которые легковерно отказываются от непростого, но дающего жизнь медицинского лечения.

Среди ВИЧ-диссидентов есть также врачи-наркологи, руководители общественных организаций и реабилитационных центров. Нередко они также пропагандирует отсутствие ВИЧ-инфекции, используя медицинскую терминологию вкупе с набором церковных текстов. Выступающий отметил, что было бы полезно дать официальное разъяснение церковной позиции по ВИЧ-диссидентству с четким обозначением, что такая анти-ВИЧ проповедь является личной ошибкой выступающих, ведущей к смерти слушающих или их детей.

В завершающей дискуссии участники отметили, что представленная в выступлениях информация будет полезна для религиозных общин и церковно-общественных организаций, работающих в области профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа.

Концепция Русской Православной Церкви по ВИЧ/СПИДу (часть 1)

Для эффективной борьбы с ВИЧ необходимо объединение усилий государства, общества и церкви, которая играет значительную роль в обществе и в жизни людей. Учитывая то, что эпидемия СПИДа в России развивается все более стремительно, Русская Православная Церковь активно участвует в профилактике и борьбе с ВИЧ. Предлагаем вашему вниманию концепцию участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции и работе с людьми, живущими с ВИЧ.

Введение

В конце XX века народы, окормляемые Русской Православной Церковью, вслед за многими странами мира, столкнулись с эпидемией инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).

Сегодня эта эпидемия, поражающая в первую очередь молодежь и экономически активное население и требующая все больших затрат для лечения больных, является одной из наиболее серьезных угроз для стран СНГ.

Питательной средой эпидемии ВИЧ в наших странах является массовое распространение асоциальных и аморальных форм поведения: потребления инъекционных наркотиков и беспорядочных половых контактов. В то же время нередки случаи, когда заражение происходит из-за халатности медицинского персонала, в результате изнасилования, неверности супруга; растет число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание, первоначально распространявшееся среди "групп риска", постепенно охватывает все более широкие слои общества.

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян принимает участие в борьбе с эпидемией вируса иммунодефицита человека/синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) и в преодолении ее последствий.

Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим первоочередным долгом духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа. Социальные и медицинские факторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являются причинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и вторично. Подлинной же первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров. Все эти разрушительные процессы свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах, поразивших общество, которые, в случае их последовательного развития, могут привести и к более масштабной катастрофе.

Церковь ясно свидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, - это последствия греха, пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердия в отношении больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми, составляющими основную группу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированные все чаще оказываются в сфере пастырского попечения приходских священников.

Призвание Церкви в ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа не отличается от веками исполняемого ею служения, возложенного на нее Богом. В то же время современная ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа является во многих отношениях новой для Церкви и имеет свою специфику, связанную с характером заболевания, его нравственными корнями и социальными последствиями, а также с масштабом эпидемии.

Концепция Русской Православной Церкви по ВИЧ/СПИДу (часть 3)

Роль и задачи пастыря

а) Строение Тайн Божиих

Священническое служение - это прежде всего строение Таин Христовых, то есть постоянное созидание и укрепление Церкви посредством богоустановленных Таинств и иных священнодействий. Сама Церковь есть таинство в глубочайшем и всеобъемлющем смысле слова, и центром ее сакраментальной жизни является Святейшая Евхаристия. Служение слова и пастырская забота о прихожанах имеют целью достойное участие верных в Евхаристии, через которую они вступают в общение с Богом, "составляя одно тело во Христе" (Рим. 12. 5).

Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии.

Это же касается и других Таинств. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью.

Важной задачей пастыря является содействие включению людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в приходскую жизнь, которое должно начинаться с их вхождения в молитвенный и литургический ритм прихода. При решении вопроса о безопасности для других членов общины участия в церковных Таинствах людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, следует руководствоваться следующим.

С медицинской точки зрения (при условии отсутствия у больного открытых кровоточащих ран) нет препятствий для совершения Таинства Крещения над ВИЧ-инфицированным в приходском баптистерии. Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь.

С уважением относясь к медицинским рекомендациям, верующие помнят, что Крещение - это не "прием общей ванны", но церковное Таинство, и вода для его совершения освящается. То же касается и прикосновения верующих к святыням, и прежде всего приобщения высочайшей святыни - Тела и Крови Христовых. По глубочайшему убеждению многих поколений верующих, передача инфекции через лжицу, погружаемую в истинную Кровь Христову, невозможна.

Одной из форм духовной помощи членам прихода, живущим с ВИЧ/СПИДом, могут стать особые молебны об их здравии, а также включение особых прошений о них в сугубую ектению. В ряде приходов Русской Православной Церкви уже в течение ряда лет существует традиция совершения специальных ежемесячных молебнов о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

б) Церковная проповедь

При рукоположении в священный сан пастырю подается дар свидетельствовать от полноты церковного Предания. Священник призван к постоянной проповеди Слова Божия и истолкованию Евангелия в применении к жизни общины и каждого христианина. Церковная проповедь должна быть обращена к нуждам и проблемам сегодняшнего мира и человека, разрешать которые следует в свете Божественного Откровения и учения Церкви.

Ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа, причины ее распространения, а также отношение общества к больным ВИЧ/СПИДом должны побуждать священнослужителей чаще обращаться к данной теме на проповеди. При этом, всемерно обличая грех и бездуховность, являющиеся подлинным источником распространения эпидемии, одновременно следует настаивать на святоотеческом принципе "ненавидь грех, но люби грешника", обличая фарисейство и греховный навык осуждения других.

Непременным элементом проповеди священника должно быть обращение к верующим призыва Спасителя о деятельной любви к ближним, в первую очередь к больным, нуждающимся, заключенным, отверженным.

в) Пастырское душепопечение о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом

Важнейшим основанием и принципом пастырского душепопечения является сострадательная, жертвенная любовь пастыря к своим пасомым. При этом излюбленным святоотеческим образом пастырства является деятельность врача (см. Св. Григорий Богослов, III Слово). "Врачевание" души должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей тех, кто нуждается в таком врачевании.

Следует помнить, что существует большое разнообразие способов заражения и ситуаций, в которых обратившийся к священнику человек с ВИЧ/СПИДом мог заразиться. ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не закоренелым грешником. Священник должен относиться к ВИЧ-инфицированному как к любому другому человеку, страдающему каким-либо серьезным заболеванием.

Человек, живущий с ВИЧ, испытывает чрезвычайную психологическую нагрузку, особенно трудно переносимую в первое время после получения известия о своем положительном ВИЧ-статусе. Это психологическое бремя усиливается рядом иных обстоятельств - отвержением со стороны общества, утратой смысла жизни, чувством страха. Пастырь должен проявлять максимальное внимание к обратившемуся человеку с ВИЧ/СПИДом. Прежде всего важно помочь ему преодолеть отчаяние и обрести надежду. Главная же задача пастыря при общении с ВИЧ-инфицированным - дать ему возможность обрести подлинный смысл жизни, встретиться со Христом.

Для священника, окормляющего людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, будет полезным знание особенностей протекания болезни, специфики лечения и его доступности, методов преодоления трудностей, связанных с социальной адаптацией.

г) Пастырское попечение вне прихода

Священнику следует уделять внимание посещению ВИЧ-инфицированных на дому, в больнице, в хосписе - особенно больных, находящихся в терминальной стадии. Большое значение будет иметь наличие у священника опыта пастырской заботы об умирающих, особенно недостаточно воцерковленных. В силу особенностей распространения ВИЧ/СПИДа в России, в терминальной стадии могут находиться люди молодого возраста, многие с опытом употребления наркотических веществ.

В случае инфицирования и смерти обоих супругов может возникнуть вопрос о дальнейшей судьбе детей и близких, находящихся на их иждивении, что может потребовать той или иной помощи со стороны прихода.

Важна пастырская работа священника с ВИЧ-инфицированными в тюрьмах. В связи с высокой степенью распространенности наркозависимости и ВИЧ-инфекции среди заключенных, большое значение приобретает подготовленность священника для работы с данной категорией лиц.

д) Вопросы семейной этики в пастырском попечении о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом

Факт обнаружения ВИЧ-инфекции у одного или обоих супругов, как правило, оказывается серьезным испытанием для семьи. Такие случаи требуют особого пастырского внимания и такта.

Особый случай - вопрос о вступлении в брак лиц, из которых одно ВИЧ-инфицировано, а другое об этом информировано и желает вступления в такой брак. Оба будущих супруга, в случае решимости вступить в брак, должны ясно понимать, что существует риск заражения супруга (супруги) и будущих детей. Пастырю в этой ситуации следует сделать все возможное, чтобы такое решение не было лишь результатом временной эмоциональной реакции: оно должно быть взвешенным, ответственным, духовно и нравственно мотивированным.

Вместе с тем современные профилактические и терапевтические методы снижают риск передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, что открывает возможность рождения здоровых детей в семьях, где один или оба супруга ВИЧ-инфицированы. В таких ситуациях следует рекомендовать супругам обязательное наблюдение у врача.

Диаконическая (церковно-социальная) работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом Там, где это необходимо и возможно, на приходах следует создавать службы оказания духовной и психологической помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким. В работе этих служб должны участвовать специально обученные миряне и священнослужители. В приходах могут быть созданы телефоны доверия для оказания духовной и психологической поддержки специалистами из числа мирян и священнослужителей.

Приходские патронажные службы, окормляющие больных и престарелых в больницах и на дому, могут осуществлять уход и за ВИЧ-инфицированными. Сестры милосердия и иные специалисты, работающие в хосписах, также могут оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом. Миряне, участвующие в тюремном служении, могут оказывать психологическую и духовную поддержку ВИЧ-инфицированным, находящимся в местах лишения свободы. Важным направлением работы является реабилитация ВИЧ-инфицированных наркозависимых. Для этого могут создаваться специальные реабилитационные программы и центры, действующие при приходах и монастырях.

Все эти виды служения в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и их близких требуют специальной подготовки и обучения. Важное значение в приходской диаконии имеет вовлечение ВИЧ-инфицированных в активную социальную и иную приходскую работу, включение их в жизнь прихода.

Читайте также: