Концепция превентивного обучения в области профилактики вич спида в образовательной сред

Обновлено: 27.03.2024

Презентация на тему: " 1 О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде утверждена Минобрнауки РФ 06.10.2005 г., Федеральной." — Транскрипт:

1 1 О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде утверждена Минобрнауки РФ г., Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г.

2 2 Движущие силы эпидемии ВИЧ-инфекции в России базой для развития эпидемии являются: >рискованное в отношении ВИЧ поведение населения (употребление наркотиков, рискованное сексуальное поведение) и недостаточный уровень знаний в отношении ВИЧ – инфекции; >имеют правильные знания о ВИЧ –инфекции только 19,3% населения (по данным ВЦИОМ,2007 г.); >сопутствующими факторами являются широкое распространение инфекций, передаваемых половым путем(ИППП), вирусных гепатитов, туберкулёза, наркоманий; >многократное использование потребителями инъекционных наркотиков одноразовых шприцев и игл, загрязненных кровью партнеров-наркоманов; >вертикальная передача ВИЧ-инфекции от матери к плоду.

4 4 Социально-биологические последствия распространения ВИЧ-инфекции >Болезнь и гибель части населения >Психологический стресс >Уменьшение числа рождений >Депопуляция >В соответствии с прогнозом Правительства РФ к 2050г численность населения может сократиться на 30% (до 101,3 млн.чел) >При неблагоприятном развитии событий население России может сократиться до 77,2 млн.чел. >Этот прогноз сделан без учета вероятных последствий СПИДа

5 5 Социально-экономические последствия распространения ВИЧ-инфекции >Увеличение расходов на лечение, профилактику, научные исследования >Перестройка структуры здравоохранения >Переподготовка кадров >Переориентация медицинской промышленности >Болезнь и гибель наиболее работоспособной части населения >Снижение производства и деградация его отдельных видов >Увеличение расходов на поддержку населения, нуждающегося в социальной помощи (больные, сироты, иждивенцы)

6 6 Зачем нужно обучение в области ВИЧ? >По оценкам экспертов ВОЗ, снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет просвещения людей с целью изменения их поведения. >Превентивное обучение в области ВИЧ-инфекции и СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование ЗОЖ и ответственное поведение.

7 7 Существуют разрозненные инициативные программы превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД Необходима координация профилактических программ >Согласованная позиция министерств и ведомств >Государственное регулирование и экспертиза

8 8 Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Инициатор создания Концепции - Московское бюро ЮНЕСКО Разработчики: Минобрнауки России Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Кафедра ЮНЕСКО МГСМУ Государственные учреждения и организации Общественные и международные организации

9 9 Правовая основа Концепции Правовая основа Концепции базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и других нормативных и правовых актах, а также общепринятых принципах и нормах международного права, в том числе: Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 г.; Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.;

12 12 Цель Концепции Выработать согласованную позицию Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и других заинтересованных министерств и ведомств, организаций и учреждений, работающих в сфере профилактики ВИЧ- инфекции и СПИДа, по развитию системы превентивного обучения, направленного на снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской Федерации среди детей и молодежи.

13 13 Задачи Концепции 1.Формирование приоритетных направлений превентивного обучения в области ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде; 2.Формирование единой концептуально-методологической базы превентивного обучения и базисных принципов обучающих профилактических программ. 3.Выработка единой стратегии организации превентивного обучения в области ВИЧ-инфекции и СПИДа в рамках межведомственного взаимодействия Минобрнауки России, Минздравсоцрацвития России, других заинтересованных министерств и ведомств и сотрудничества с международными организациями и общественными объединениями. 4.Оптимизация использования финансовых и кадровых ресурсов в области превентивного обучения по вопросам профилактики ВИЧ- инфекции и СПИДа за счет объединения усилий всех заинтересованных структур, включая негосударственные и международные организации. 5.Создание системы мониторинга профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской Федерации и в её отдельных субъектах.

14 14 Основные положения Концепции 1.реализация программ превентивного обучения как планируемые, комплексные мероприятия; 2.создание стандартов профилактики, 3.проведение экспертизы профилактических программ; 4.создание программ, адаптированных для регионов и тех целевых групп, которым они предназначаются, с учетом этнических, социально-экономических, возрастных и гендерных особенностей; 5.разработка специальных профилактических программ, учитывающих особенности жизненного опыта представителей целевых групп, специфику социальной среды, эмоционально- личностные особенности и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы; 6.использование уже реализуемых моделей и программ профилактики наркоманий и других социально обусловленных заболеваний с усилением компонента профилактики ВИЧ- инфекции и СПИДа; 7.целенаправленная подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием, которые способны заниматься превентивным обучением.

15 15 Основные положения Концепции (продолжение) Ключевые элементы превентивного обучения в области ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде включают: - просвещение и информирование населения в области ВИЧ-инфекции и СПИДа, инфекций, передающихся половым путем, репродуктивного здоровья; - развитие личностных ресурсов, обучение ответственному поведению несовершеннолетних и молодежи; - формирование социальной и персональной компетентности; - развитие адаптивной стратегии поведения; - формирование здоровой поло-ролевой и семейной идентификации, создание условий для отсрочки полового дебюта; - формирование условий, поддерживающих деятельность по превентивному обучению.

16 16 Базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде >Принцип системности >Принцип стратегической целостности > Принцип многоаспектности образовательный аспект социальный аспект психологический аспект >Принцип аксиологичности (ценностной ориентации) >Принцип ситуационной адекватности >Принцип индивидуальной адекватности >Принцип легитимности (от лат. legitimus - законный) - состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой). >Принцип соблюдения прав человека и прав ребенка >Принцип комплексности

19 19 Статья 4. Гарантии государства 1. Государством гарантируются: >регулярное информирование населения, в том числе через СМИ, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; >эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ- инфекции на территории РФ; >производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; >доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием;

20 20 Статья 4. Гарантии государства 1. Государством гарантируются: >бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ- инфицированным - гражданам РФ, бесплатное получение ими медикаментов при лечении …, а также их бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации; >включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию; >социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам РФ, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство; >подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

21 21 Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных >1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Конституцией Российской Федерации >2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

22 22 Статья 7. Медицинское освидетельствование >1. Медицинское освидетельствование проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения… на основании лицензии… >2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. >3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.

23 23 Статья 7. Медицинское освидетельствование >4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. >5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования. >6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. >7. В учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно.

24 24 Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование 1. Медицинское освидетельствование в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица или с его согласия, а в случаях, указанных в пункте пятом статьи 7, - по просьбе или с согласия его законного представителя.пункте пятом статьи 7 2. По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.

25 25 Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование >1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей. >2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. >3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. >…

26 26 Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства >1. Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции…Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

27 27 Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции >1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ- инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. >2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование >Лицо, прошедшее освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования.

28 28 Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования >1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица. >2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники учреждений, указанных в пункте первом настоящей статьи, уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц. >3. Порядок уведомления лиц, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи, о выявлении у них ВИЧ-инфекции устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

29 29 Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи >ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Статья 16. Обязанности администраций учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным >Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

30 30 Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных >Не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ - инфицированных на основании наличия у них ВИЧ- инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

31 31 Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних >1. Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних имеют право на: >совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию; >бесплатный проезд одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно; >сохранения непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж; >внеочередное предоставление жилых помещений в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и если ВИЧ-инфицированный - несовершеннолетний в возрасте до 18 лет проживает совместно с ними. >2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

32 32 Статья 19. Социальная защита ВИЧ- инфицированных - несовершеннолетних >ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются льготы, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ- инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 20. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками >Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь, производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

33 33 Статья 21. Государственные единовременные пособия >1. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей имеют право на получение государственных единовременных пособий. >В случае смерти работников указанных категорий от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции, право на получение государственных единовременных пособий имеют члены их семей. >… Статья 22. Льготы в области труда >Работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда. …

от 6 октября 2005 года N АС-1270/06

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

от 4 октября 2005 года N 0100/8129-05-32

В целях повышения эффективности деятельности по профилактике ВИЧ/СПИДа среди детей и молодежи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерство образования и науки Российской Федерации направляют для использования в работе прилагаемую Концепцию превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде (далее - Концепция).

Органам управления здравоохранением, органам управления образованием, органам по делам молодежи, территориальным управлениям Роспотребнадзора по субъектам РФ предлагается довести Концепцию до сведения подведомственных органов и учреждений и обеспечить взаимодействие органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов превентивного обучения в образовательной среде в рамках своей компетенции.

Заместитель министра
образования и науки
Российской Федерации
А.Г.Свинаренко

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
Г.Г.Онищенко

Приложение
к письму Минобрнауки России
и Роспотребнадзора

Концепция
превентивного обучения в области профилактики
ВИЧ/СПИДа в образовательной среде

1. Введение

Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде предназначена для реализации на территории Российской Федерации Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами и находящимися в их ведении учреждениями и организациями, международными и общественными организациями, занимающимися превентивным обучением в области профилактики ВИЧ/СПИДа.

Концепция содержит основные положения, касающиеся организации и проведения превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде. Своевременное и полномасштабное внедрение указанных положений позволит сдержать темпы роста эпидемии на территории Российской Федерации за счет повышения информированности детей и молодежи о путях передачи ВИЧ/СПИДа и мерах по предупреждению заражения и воздействия на их поведение.

2. Обоснование целесообразности разработки и реализации
Концепции превентивного обучения в области профилактики
ВИЧ/СПИДа в образовательной среде

Эпидемия ВИЧ/СПИДа является угрозой стабильности развития современного общества большинства стран мира, включая Российскую Федерацию. Развитие эпидемии приводит к усугублению социальных проблем, в дальнейшем оно может представлять собой угрозу экономической стабильности России.

В настоящее время эпидемия ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации представляет собой социо-медико-биологическое явление, отличающееся динамичностью, нарастающим негативным эффектом, и сочетает в себе признаки чрезвычайной ситуации и долговременной проблемы. Она требует как принятия мер немедленного реагирования, так и разработки системы длительной защиты и противодействия.

Динамика изменения общего числа ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации показывает, что начиная с 1999 года распространение ВИЧ/СПИДа приобрело угрожающий характер. Численность ВИЧ-инфицированных, выявленных только в течение 1999-2001 годов, составила абсолютное итоговое большинство за весь предшествующий период статистического наблюдения. С 2001 года наметилась тенденция к снижению числа вновь выявляемых ВИЧ-инфицированных, но показатель распространенности неуклонно продолжает расти. Общая численность ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации, выявленных к сентябрю 2005 года, составляет более 330 тыс.человек, 14 тыс. из них - дети в возрасте до 14 лет.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа в России, повторяя в своем развитии общемировые тенденции, в то же время имееч ряд особенностей, касающихся процессов феминизации и омоложения ВИЧ-инфицированных как в общей популяции, так и в группах, имеющих факторы риска инфицирования.

Изучение факторов, способствующих заражению ВИЧ-инфекцией, позволило констатировать, что в основном заражение обусловлено "рискованным" поведением (злоупотребление наркотическими средствами, рискованное сексуальное поведение и др.), способствующим реализации ведущих путей передачи вируса от человека человеку - через кровь и половые контакты. Многолетний опыт изучения особенностей распространения эпидемии показывает, что молодежь особенно уязвима к ВИЧ в силу рискованного сексуального поведения, употребления психоактивных веществ, отсутствия доступа к информации о ВИЧ-инфекции и службам профилактики, а также по целому ряду других социальных и экономических причин.

До последнего времени в Российской Федерации доминировал шприцевый (парентеральный) путь заражения ВИЧ-инфекцией при введении наркотиков, но сейчас он сравнялся по своей значимости с заражением половым путем. Это свидетельство того, что эпидемия выходит за пределы групп, имеющих факторы риска ВИЧ-инфицирования, распространяясь на самые широкие слои населения.

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), снизить темпы развития эпидемии возможно в первую очередь за счет просвещения людей с целью изменения их поведения. Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно предполагать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установку на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения.

3. Нормативное правовое обеспечение разработки
и реализации Концепции

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепринятые принципы и нормы международного права, в том числе:

- Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 года;

- Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года;

- Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 44/25 от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 N 1559-1;

- приказ Минздрава СССР от 05.09.88 N 690 "О совершенствовании учета лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом";

- приказ Минздрава СССР от 10.06.85 N 776 "Об организации поиска больных СПИДом и контроле доноров на наличие возбудителя СПИДа";

4. Цель и задачи Концепции

Цель данной Концепции - выработать согласованную позицию Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и других заинтересованных министерств и ведомств по развитию системы превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа, направленного на снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации среди детей и молодежи.

Задачами Концепции являются:

- формирование приоритетных направлений превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, единой концептуально-методологической базы превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа, базисных принципов обучающих профилактических программ;

- выработка единой стратегии организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в рамках межведомственного взаимодействия Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, других заинтересованных министерств и ведомств и сотрудничества с международными организациями и общественными объединениями;

- создание платформы для организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа органами государственной власти, органами местного самоуправления, международными организациями, общественными объединениями;

- оптимизация использования финансовых и кадровых ресурсов в области превентивного обучения по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа за счет объединения усилий всех заинтересованных структур, включая негосударственные и международные организации;

- создание системы мониторинга профилактики ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации и ее субъектах.

5. Основные положения Концепции

Предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации - это общенациональная политическая задача, она не может и не должна осуществляться как ведомственный проект. Субъектами профилактической деятельности являются федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, педагогическое, научное, культурное сообщества, бизнес-сообщество, другие общественные институты, молодежные объединения, все граждане России, в том числе семья и родительская общественность.

Концепция основывается на оценке современной эпидемиологической ситуации, последних научных и методологических достижениях в области вирусологии и профилактики социально обусловленных заболеваний и состояний. В случае появления новых данных, дополняющих или противоречащих ныне признанным, возможно внесение изменений и дополнений в Концепцию.

Превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа является планируемым и прогнозируемым только тогда, когда оно формируется в терминах и понятиях своеобразного "государственного стандарта", определяющего участников профилактического процесса, особенности организации их деятельности, выделение "целевых групп", с которыми они работают, прогноз ожидаемого результата. В противном случае оно остается стихийным, малоуправляемым процессом, связанным с разрозненными инициативами авторов отдельных программ, образовательных и других учреждений.

Профилактические программы, как просветительские, так и тренинговые, являются мощным инструментом воздействия на поведение детей и молодежи. Их спонтанная реализация может быть связана с риском повышения интереса к экстремальным формам поведения, активацией механизмов резистентного поведения, закреплением недостоверной информации и другими негативными последствиями. В связи с изложенным все программы, реализуемые в системе образования, должны быть утверждены структурами, уполномоченными проводить экспертизу образовательных программ на уровне муниципального образования, региона, федерации.

Для осуществления эффективной реализации данных программ необходима целенаправленная подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием, которые способны заниматься превентивным обучением. Все специалисты, занятые в этой области, должны иметь документы, подтверждающие их право на ведение профилактической деятельности в образовательной среде.

Профилактические программы, разрабатываемые для системы образования, должны базироваться на научных достижениях в областях психологии, образования и культуры. Они должны учитывать специфические особенности регионов и тех целевых групп, для которых они предназначаются, включая этнические, социально-экономические, возрастные и тендерные особенности.

Для детей и молодежи, воспитывающихся в асоциальных семьях, находящихся в детских домах, приютах и местах ограничения свободы, склонных к асоциальному поведению, необходима разработка специальных профилактических программ, учитывающих особенности их жизненного опыта, специфику социальной среды, эмоционально-личностные особенности и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы.

Для сохранения преемственности различных направлений формирования ответственного поведения и здорового образа жизни целесообразно использовать уже реализованные модели и программы профилактики наркоманий и других социально обусловленных заболеваний с усилением компонента профилактики ВИЧ/СПИДа.

Ключевые элементы превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде включают: просвещение и информирование населения в областях ВИЧ/СПИДа, инфекций, передающихся половым путем (ИППП), репродуктивного здоровья; развитие личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, развитие адаптивной стратегии поведения, формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации.

Концепция превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде является развивающейся системой, которая в дальнейшем может стать частью общенациональной стратегии формирования ответственного поведения всех членов общества.

Настоящая Концепция служит основой для разработки соответствующих целевых программ превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних и молодежи на федеральном, региональном и местном уровнях в зависимости от эпидемиологической ситуации.

6. Базовые принципы организации превентивного обучения
в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде

Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране.

Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.

Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности:

- образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования;

- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;

- психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.

Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает в себя формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров инфицирования ВИЧ и, как следствие, сдерживания эпидемии ВИЧ-инфекции.

Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.

Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, тендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп.

6. Базовые принципы организации превентивного обучения

в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде

Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране.

Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.

Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности:

- образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования;

- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;

- психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.

Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает в себя формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров инфицирования ВИЧ и, как следствие, сдерживания эпидемии ВИЧ-инфекции.

Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.

Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп.

Принцип легитимности - профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.

Принцип соблюдения прав человека - профилактические действия не должны нарушать права и свободы человека.

Принцип комплексности предполагает согласованность взаимодействия:

- на профессиональном уровне - специалистов разных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

- на ведомственном уровне - органов и учреждений соответствующей ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность по профилактике ВИЧ/СПИДа в образовательной среде (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

- на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.);

Презентация на тему: " Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Минобрнауки России Федеральная служба по надзору в сфере защиты." — Транскрипт:

1 Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Минобрнауки России Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Кафедра ЮНЕСКО МГСМУ Московское бюро ЮНЕСКО Государственные учреждения и организации Общественные и международные организации

2 2 Цель Концепции Представить согласованную позицию Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и других заинтересованных министерств и ведомств, организаций и учреждений, работающих в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа, по развитию системы превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД

3 3 Задачи Концепции 1. Утверждение приоритетных направлений превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде 2. Разработка единой стратегии организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД 3. Создание платформы для организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД органами государственной власти, органами местного самоуправления, международными организациями, общественными объединениями 4. Оптимизация использования финансовых и кадровых ресурсов в области превентивного обучения по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД за счет объединения усилий всех заинтересованных структур, включая негосударственные и международные организации. 5. Создание системы мониторинга профилактики ВИЧ/СПИД в Российской Федерации и в её субъектах

4 4 Основные положения Концепции Предупреждение распространения ВИЧ/СПИД на территории Российской Федерации – это общенациональная политическая задача. Концепция основывается на оценке современной эпидемиологической ситуации, последних научных и методологических достижениях в области вирусологии и профилактики. Необходимы стандарты профилактики Необходима экспертиза профилактических программ

5 5 Основные положения Концепции (продолжение) Профилактические программы, должны учитывать специфические особенности регионов и тех целевых групп, для которых они предназначаются, включая этнические, социально-экономические, возрастные и гендерные особенности. На участие несовершеннолетних в программах превентивного обучения, затрагивающих вопросы полового просвещения, должно быть получено согласие родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних. Для детей и молодежи, находящихся в трудных жизненных условиях, необходима разработка специальных профилактических программ, учитывающих особенности их жизненного опыта, специфику социальной среды, эмоционально-личностные особенности и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы.

6 6 Основные положения Концепции (продолжение) Целесообразно использовать уже реализованные модели и программы профилактики наркоманий и других социально обусловленных заболеваний с усилением компонента профилактики ВИЧ/СПИД. Для осуществления эффективной реализации профилактических программ необходима подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием, которые способны заниматься превентивным обучением. Специалисты, занятые в этой области, должны иметь документы, подтверждающие их право на ведение профилактической деятельности в образовательной среде.

7 7 Основные положения Концепции (окончание) Ключевые элементы превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде включают: просвещение и информирование населения в области ВИЧ/СПИД и инфекций, передающихся половым путем развитие личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, развитие адаптивной стратегии поведения, формирование здоровой поло-ролевой и семейной идентификации, создание условий для отсрочки полового дебюта

8 8 Базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Принцип системности Принцип стратегической целостности Принцип многоаспектности образовательный аспект социальный аспект психологический аспект Принцип аксиологичности (ценностной ориентации) Принцип ситуационной адекватности Принцип индивидуальной адекватности Принцип легитимности Принцип соблюдения прав человека и прав ребенка Принцип комплексности

9 9 Основные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД; Обучение ответственному поведению детей и молодежи; Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

10 10 Механизмы реализации Концепции Принятие Концепции на государственном уровне Разработка стандартов профилактики Разработка дифференцированных профилактических программ для определенных целевых аудиторий Внедрение профилактических программ в образовательную среду Соблюдение прав человека и прав ребенка Развитие молодежных инициатив Привлечение к профилактической деятельности родителей Привлечение общественных организаций Мониторинг

11 11 Ожидаемые результаты Формирование государственной политики в области профилактики ВИЧ/СПИДа Разработка и внедрение профилактических программ Определение рамок профилактического обучения Инициация подготовки кадров Взаимодействие образовательной среды с другими структурами

Читайте также: