Конспект урока отравление угарным газом 2 класс

Обновлено: 26.04.2024

Компетенции: метапредметные, информативные, коммуникативные.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: беседа, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная), взаимопроверка, самопроверка обучающихся.

Технологии: КСО (работа в группах), ИКТ, работа с текстом, работа с ОЭР.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, выполненная в программе Power Point, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, презентация. ЭОР.

I. Организационный момент (1-2 мин.).

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала (25–30 мин.)

IV. Закрепление знаний. (5 мин.)

V. Подведение итогов, домашнее задание (2–3 мин.)

I. Организационный момент (1-2 мин.)

1. Тестирование - 10 баллов

2. Разминка. - 11 баллов.

3. Определение степени окисления - 6 баллов

4. Дописать уравнения реакций- 6 баллов

5. Работа в группе, обмен информацией - 1-5 баллов.

Итого: 38 баллов.

38– 34 баллов – “5”

33 – 29 баллов – “4”

13 баллов и менее – “2”

II. Актуализация знаний.

1. Тестирование. Приложение 2. Тест. Слайд. №3

Взаимопроверка. (Ответы: 1. Б, 2 Г, 3. Б, 4Г, 5. А, 6 Г, 7. А, 8 Г, 9. Б, 10 Б.).

Дайте общую характеристику IV группы главной подгруппы (по, положению в периодической системе, строению атомов, окислительно-восстановительным свойствам, характеру образуемых ими соединений и т.д.).

Опишите особенности строения молекул простых веществ образованных химическими элементами IV группы главной подгруппы ( укажите тип связи, тип кристаллической решетки, перечислите физические свойства). Какие аллотропные видоизменения образуют углерод и кремний.

3. С какими из перечисленных веществ, взаимодействует углерод: водород, кислород, соляная кислота, алюминий, сульфат меди (II)?

Запишите возможные уравнения реакций, укажите степени окисления элементов, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

С какими из перечисленных веществ, взаимодействует углерод: серная кислота, кальций, вода, углекислый газ, оксид цинка. Запишите возможные уравнения реакций, укажите степени окисления элементов, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Решает весь класс.

При сжигании древесного угля массой 96 г выделилось 3213,3 кДж теплоты. Составьте уравнение термохимическое уравнение этой реакции.

III. Изучение нового материала.

1. Кроссворд “Разминка” по повторению свойств углерода и его соединений. Приложение 7

Ключевым словом является название оксида углерода (II) (Угарный газ).

1. Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду. (Угольная).

2. Агрегатное состояние углекислого газа. (Газообразное).

3. Поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества. (Адсорбция).

4. Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ. (Аллотропия).

5.Вещество, имеет линейное строение, обладает особым свойством – совместимостью с тканями человеческого организма. (Карбин).

6.Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, металла и углерода. (Карбиды).

7.Химический элемент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева под порядковым номером №14. (Кремний).

8. Важнейшее аллотропное видоизменение углерода. (Графит).

10. Общее название солей угольной кислоты. (Карбонаты).

11. Твердое, прозрачное, бесцветное аллотропное видоизменение углерода. (Алмаз).

Определите степень окисления в следующих веществах:

4 задание: Допишите уравнения реакций

- Сегодня на уроке мы изучим угарный газ, познакомимся с получением, физическими и химическими свойствами угарного газа, применением. Рассмотрим физиологическое действие угарного газа на организм и оказание первой помощи при отравлении угарным газом.

- Ребята, что мы знаем об угарном газе? Если вы что-то знаете, то пометим на полях:

+ это я знаю;

- это я не знал;

? хочу спросить;

! – это самое главное;

* это для меня новое.

Работаем в группах.

2. Строение молекулы.

4. Физические свойства.

5. Химические свойства.

IV. Подведение итогов урока

Выставляют друг другу оценки за работу в группе и сдают работы учителю.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема. Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом.

Цель: познакомить учащихся с возможными причинами отравления и основными правилами оказания первой медицинской помощи.

Метапредметные: регулятивные: научатся с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное , понимать задачу и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; познавательные: будут уметь строить рассуждения, обобщать и делать выводы; коммуникативные : научатся контролировать своё поведение по отношению к сверстникам во время совместной работы в группе, в парах.

Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу!

2.Мотивация и целеполагание

- Какие причины могут вызвать боли в животе? (Чаще всего - отравление)

- Зачем нужно знать признаки отравлений? (Чтобы помочь себе)

- Вы все умеете оказывать себе первую помощь при отравлении?

- А хотите этому научиться?

- Тогда отправляемся в поход за знаниями.

3. Актуализация знаний

- Какие виды отравлений вы знаете? (Лекарственные, пищевые…)

- Когда можно отравиться лекарством? (Если употребить большую дозу лекарства, или выпить лекарства с просроченным сроком хранения, или принять лекарства, вызывающие аллергию).

-Вспомните признаки лекарственного отравления.

А) Тошнота, рвота;

Б) Сужение или расширение зрачков;

В) Вялость, сонливость;

Г) Потеря сознания;

Д) Нарушение сердечного ритма.

- А кто помнит, как оказать себе первую помощь при первых признаках отравления лекарством?

- Промой желудок, выпив большое количество воды комнатной температуры;

- Вызови рвоту, глубоко заведя в глотку два пальца;

- Чтобы легче дышалось, ляг на живот.

Ведьма суп варить решила.

Змей сушёных покрошила.

Развела большой костёр

И поставила котёл.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор –

Отыскала мухомор.

Для приправы – бузины,

Для отравы – белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины…

Супчик вышел – то, что надо:

Целых 20 литров яда!

- Хотелось бы попробовать этого супчика? Почему?

- Какое это отравление? (Пищевое)

- Отравиться можно и обычными фруктами и овощами. Для того, чтобы фрукты не испортили вредители и долго хранились, их обрабатывают специальными химическими веществами.

- Как определить срок годности консервов?

- Как правильно мыть овощи и фрукты? ( В водопроводной проточной или кипяченой воде.)

- Можно ли употреблять в пищу слегка подгнившее яблоко, апельсин или другие фрукты?

- Каковы признаки пищевого отравления?

а) Режущая боль в области живота;

в) Расстройство желудка;

г) Слабость, сонливость.

- Как оказать первую помощь при пищевом отравлении?

2) Промой желудок, выпив большое количество тёплой кипячёной воды;

3) Вызови рвоту.

Вывод: в пищу можно употреблять только свежие неиспорченные продукты.

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 секунд). Опустите руки и расслабьтесь.

4.Организация познавательной деятельности.

Рассказ учителя

- В быту используется много различных химических веществ в красивой упаковке, которые хочется попробовать на вкус.

Это могут быть моющие и дезинфицирующие средства, отрава для насекомых и мышей, лосьоны, дезодоранты и многое другое, что ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией. Много ядовитых веществ содержат выхлопные газы автомобилей. Их впитывает растительность вдоль дороги (грибы, ягоды). Они также могут быть причиной отравлений. . Обратите 3,внимание на то, что отравление происходит при попадании токсического (ядовитого) вещества внутрь организма. Токсическое вещество может попасть в организм человека через дыхательные пути, рот, кожу и в результате инъекции (при укусе насекомыми и животными, а также при введении лекарства шприцем).

Карточка с текстом. Набор цветных кружков у учащихся. Дети поднимают кружок того цвета, который по их мнению, адекватен ситуации.

Родители с детьми, Таней и Ваней, отдыхали на турбазе, расположенной в лесу. Они много гуляли, собирали землянику, лекарственные травы. Однажды рядом с автострадой, ведущей в город, они обнаружили заросли малины. Каждый день ходили смотреть, не покраснели ли ягоды и, наконец, дождались: собрали целую банку ягод и с аппетитом их съели. К вечеру все почувствовали недомогание.

- Какие причины вызвали ситуацию?

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Признаки отравления ядовитыми веществами.

Острые боли в области живота;

Боли и ожоги во рту;

Расстройство желудка;

Нарушение координации движений;

Затруднённое дыхание.

Помоги себе сам!

В первую очередь сообщи взрослым! Затем нужно определить ядовитое вещество, в результате воздействия которого произошло отравление. Вызвать скорую медицинскую помощь.

До приезда врачей нужно удалить яд из организма. Если яд попал через кожу, то ее промыть большим количеством воды, слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты (в зависимости от ядовитого вещества); из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Перед рефлекторным вызыванием рвоты (указательным и средним пальцем нажимают на корень языка) выпить несколько стаканов воды, или раствора питьевой соды (1 неполная чайная ложка соды на стакан воды), или раствора марганцовки (2—3 кристаллика на стакан воды, цвет раствора должен быть бледно-розовым). Рвоту нельзя вызывать, если пострадавший без сознания или в состоянии судорог, если отравился едкими жидкостями – отбеливатель, уксус. Измельчи активированный уголь и выпей (показать активированный уголь)

Способностью обезвреживать ядовитые вещества обладают активированный уголь, марганцовка, молоко, яичные белки.

Физкультминутка

5.Продолжение работы по изучаемой теме

Рассказ учителя

Угарный газ образуется при работе двигателей внутреннего сгорания, при медленном окислении масел, содержащихся в малярных красках, во время взрывных работ, при пожарах.

Угарным газом в случаях недостаточной вентиляции помещения можно отравиться в домашних условиях при плохо работающих печных дымоходах, при преждевременном закрытии печных заслонок.

Отравление угарным газом обычно развивается постепенно. Начальными признаками отравления являются ощущение общей слабости, головная боль в области лба и висков, ощущение тяжести в голове, ускоренное сердцебиение, покраснение кожи. Затем нарастает мышечная слабость, появляется головокружение, шум в ушах, рвота, сонливость. Чем раньше при отравлении угарным газом оказывается помощь, тем более вероятен благополучный исход.

Первая медицинская помощь:

• Немедленно вывести пострадавшего на свежий воздух или дать вдыхать чистый кислород.

• Освободить пострадавшего от стягивающей и препятствующей свободному дыханию одежды — снять галстук, расстегнуть пояс, воротник рубашки и т. п.

• При выраженных расстройствах дыхания или его остановке быстро начать делать искусственное дыхание. Вызвать скорую медицинскую помощь.

6.Закрепление и включение в систему знаний

- Как нужно обращаться с ядовитыми веществами?

Химикаты – это яд,

И не только для ребят.

Аккуратней надо быть,

Чтоб себя не отравить!

- Я сегодня узнал…

- Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Первая медицинская помощь при отравлениях угарным газом.

1. Обратить внимание учащихся на то, что отравление происходит при попадании токсического (ядовитого) вещества внутрь организма. Токсическое вещество может попасть в организм человека через дыхательные пути, рот, кожу и в результате инъекции (при укусе насекомыми и животными, а также при введении лекарства шприцем).

Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

• Определить ядовитое вещество, в результате воздействия которого произошло отравление. Вызвать скорую медицинскую помощь.

• Удалить яд из организма. Если яд попал через кожу, то ее промыть большим количеством воды, физиологическим раствором, слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты (в зависимости от ядовитого вещества); из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Перед рефлекторным вызыванием рвоты (указательным и средним пальцем нажимают на корень языка) выпить несколько стаканов воды, или раствора питьевой соды (1 неполная чайная ложка
соды на стакан воды), или раствора марганцовки (2—3 кристаллика на стакан воды, цвет раствора должен быть бледно-розовым). Рвоту нельзя вызывать, если пострадавший без сознания или в состоянии судорог.

Способностью обезвреживать ядовитые вещества обладают активированный уголь, марганцовка, молоко, яичные белки.

2. Отравление никотином, как правило, наблюдается при первой попытке курения, когда развивается острое отравление. Острое отравление может развиваться у начинающих курильщиков при большом количестве выкуренных сигарет, при длительном пребывании в прокуренной комнате. При остром опошлении появляются тошнота, рвота, общая слабость, сердцебиение.

Первая медицинская помощь:

• вывести пострадавшего на свежий воздух;

• дать обильное питье.

3.Угарный газ, или окись углерода, образуется при работе двигателей внутреннего сгорания, при медленном окислении масел, содержащихся в малярных красках, во время взрывных работ, при пожарах.

Угарным газом в случаях недостаточной вентиляции помещения можно отравиться в домашних условиях при плохо работающих печных дымоходах, при преждевременном закрытии печных заслонок.

Окись углерода представляет собой бесцветный высокотоксичный газ, часто имеющий гаревый запах. Его токсичность очень высока: вдыхание воздуха, содержащего всего только 0,15—0,20% окиси углерода, в течение 1—2 ч может привести к тяжелому отравлению, в результате которого нарушается процесс переноса кислорода из легких к органам и тканям, наступает острое кислородное голодание, которое может привести к гибели человека.

Отравление угарным газом обычно развивается постепенно. Начальными признаками отравления являются ощущение общей слабости, головная боль в области лба и висков, ощущение тяжести в голове, ускоренное сердцебиение, покраснение кожи. Затем нарастает мышечная слабость, появляется головокружение, шум в ушах, рвота, сонливость. Чем раньше при отравлении угарным газом оказывается помощь, тем более вероятен благополучный исход.

Первая медицинская помощь:

• Немедленно вывести пострадавшего из отравленной атмосферы на свежий воздух или дать вдыхать чистый кислород.

• Освободить пострадавшего от стягивающей и препятствующей свободному дыханию одежды — снять галстук, расстегнуть пояс, воротник рубашки и т. п.

• При выраженных расстройствах дыхания или его остановке быстро начать делать искусственное дыхание. Вызвать скорую медицинскую помощь.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Отравления_конспект Ястребова Е.В.

Отравление — патологическое состояние, обусловленное воздействием ядов на организм. Причинами отравлений могут быть недоброкачественные пищевые продукты и ядовитые растения, различные химические вещества, применяемые в быту и на производстве, лекарственные препараты и т. д. Яды оказывают на организм местное и общее воздействие, которое зависит от характера яда и пути его попадания в организм.

1. Отравление угарным газом.

Если при сгорании веществ, содержащих углерод, по каким-либо причинам ограничивается поступление кислорода, в очаге горения начинает образовываться угарный газ (окись углерода, монооксид углерода). Данный газ бесцветный и без запаха.

Причины ( этиология ) отравления угарным газом.

Отравления угарным газом занимают первое место среди ингаляционных бытовых отравлений. Все бытовые отравления данным газом условно можно подразделить на три группы :

Патогенез ( механизм ) отравления угарным газом.

Токсическое действие угарного газа обусловлено его высоким сходством к железу гемоглобина (в 300 раз превосходящем его сходство к кислороду). Угарный газ, заменяя кислород в его соединении с гемоглобином, образует патологическое соединение — карбоксигемоглобин, неспособный переносить кислород, что формирует гипоксию гемического (транспортного) характера. Высокое сходство окиси углерода к железу обусловливает вступление его в реакцию с тканевым дыхательным ферментом, содержащим двухвалентное железо, а это вызывает нарушение тканевого дыхания, окислительно-восстановительных процессов и формирование тканевой гипоксии.

Признаки (клиника) отравления угарным газом.

Выделяют 3 степени отравления:

2. Средняя степень отравления угарным газом. Отмечается тошнота, затрудненное дыхание, чувство нехватки воздуха, одышка. Нарушение психической активности проявляется возбуждением или оглушением, вплоть до комы. Появляются патологические рефлексы, миоз, анизокория. Обращает на себя внимание появление гиперемии кожи лица. Обязательно наличие хотя бы кратковременной потери сознания от 1—2 до 20 мин. Содержание карбоксигемоглобина в крови — 30—40%.

3. Тяжелая степень. Коматозное состояние различной глубины и продолжительности от нескольких часов до суток и более. Наблюдаются судороги, патологические рефлексы, парезы, параличи. Обращают на себя внимание кожные покровы пострадавшего: на месте происшествия они могут быть алого цвета, при поступлении в стационар в состоянии выраженной гипоксии их окраска меняется на цианотичный. За счет развития острого риноларингита и трахе-обронхита развивается нарушение дыхания, вплоть до остановки. Со стороны ССС — признаки острой левожелудочковой недостаточности. Изменения на ЭКГ не носят специфического характера и в большинстве случаев проявляются признаками гипоксии миокарда и нарушения коронарного кровообращения: снижается зубец R во всех отведениях, интервал S-T смещается к изолинии, зубец Т становится двухфазный или отрицательный. В крови метаболический ацидоз. Содержание карбоксигемоглобина в крови — 50—60%.

2.Отравления кислотами.

В клинической картине отравлений минеральными кислотами (например, серной кислотой) ведущим синдромом является ожог пищеварительного тракта. Коррозивное действие минеральных кислот выражено сильнее, чем у уксусной кислоты. При глубоких ожогах в 1—2% случаев происходит острая перфорация стенки желудка с последующим развитием перитонита. Клиника экзотоксического шока имеет те же особенности, что и при отравлении уксусной кислотой. Патоморфологические особенности заключаются в более выраженных деструктивных измененях стенок ЖКТ и отсутствии гемоглобинурийного нефроза.

Неотложная помощь при отравлении кислотами:

Неотложная помощь начинается с промывания желудка, которое следует проводить в первые 1—2 часа после приема эссенции. Для промывания используют толстый зонд, обильно смазанный вазелиновым или растительным маслом, холодную воду (12—15 л и более). Для борьбы с ацидозом вводят внутривенно капельно 500—600 мл 4 % раствора гидрокарбоната натрия, для усиления диуреза повторно вводят 10 мл 2,4 % раствора эуфиллина и другие мочегонные средства, при болях — промедол. Питание проводится парентерально.

3. Отравления щелочами.

Наиболее часто встречаются отравления нашатырным спиртом, реже — каустической содой.

Патогенез отравления щелочами. Щелочи растворяют слизь и белковую субстанцию клеток, омыляют жиры, образуя щелочные альбумины, разрыхляют и размягчают ткани, делая их более доступными для проникновения яда в глубоко лежащие слои. Раздражающее действие щелочей на белки обусловлено образованием гидроксильных ионов, вступающих в химическое соединение с тканевыми элементами. Щелочи оставляют глубокие ожоги в пищеводе, а желудок страдает меньше, чем при отравлении кислотами, в связи с нейтрализующем действием желудочного сока.

Клиника отравления щелочами. Ведущим синдромом является ожог пищеварительного тракта. При осмотре отмечается десквамация пораженных участков слизистой оболочки и отсутствие четкой границы с неповрежденными тканями. При глубоких ожогах возможна острая перфорация пищевода с последующими периэзофагитом, медиастенитом, плевритом.

Неотложная помощь. Комплекс лечебных мероприятий тот же, что и при отравлении минеральными кислотами, за исключением патогенетического лечения.

Лечение и уход в реанимации

При всех острых отравлениях неотложная помощь должна преследовать следующие цели:

1) максимально быстрое выведение яда из организма;

2) обезвреживание остающегося в организме яда с помощью противоядий (антидотов);

3) борьба с нарушениями дыхания и кровообращения.

При попадании яда через рот необходимо немедленное промывание желудка, которое проводят там, где произошло отравление (дома, на производстве); целесообразно очистить кишечник, для чего дают слабительное, ставят клизму.

При попадании яда на кожу или слизистые оболочки надо немедленно удалить яд механическим путем. Для дезинтоксикации по назначению врача подкожно и внутривенно вводят растворы глюкозы, хлорида натрия, гемодеза, полиглюкина и др. При необходимости применяют так называемый форсированный диурез: одновременно вводят 3—5 л жидкости и быстродействующие мочегонные средства. Для обезвреживания яда используют специфические антидоты (унитиол, метиленовый синий и др.) в зависимости от характера отравления. Для восстановления функции дыхания и кровообращения применяют кислород, сердечно-сосудистые средства, дыхательные аналептики, искусственное дыхание, включая аппаратное.

а) Лечение при отравление угарным газом.

При нарушении дыхания — по 10 мл 2,4 % раствора эуфиллина в вену повторно.

При резком цианозе (посинении), в 1-й час после отравления показано внутривенное введение 5 % раствора аскорбиновой кислоты (20-30 мл) с глюкозой. Внутривенное вливание 5 % раствора глюкозы (500 мл) с 2 % раствором новокаина (50 мл), 40 % раствор глюкозы в вену капельно (200 мл) с 10 единицами инсулина под кожу.

б) Лечение при отравлении кислотой.

Если отравление произошло от вдыхания паров,пострадавшего необходимо вывести из загрязненной атмосферы, прополоскатьглотку водои, содовым раствором (2 %) или раствором фурацилина (1:5000).Внутрь теплое молоко с содой или щелочную минеральную (боржоми) воду,горчичники на область гортани. Глаза промыть и закапать 12 капли 2 %раствора новокаина или 0,5 % раствора дикаина.

Если отравление произошло при попадании яда внутрь, то необходимо немедленное промывание желудка обильным количеством воды через зонд илибеззондовым способом. Внутрь молоко, яичные белки, крахмал, слизистыеотвары, окись магния (жженая магнезия) 1 столовая ложка на стакан воды, глотать кусочки льда, пить растительное масло (100 г). Основные принципы симптоматического лечения после госпитализации борьба с болевым шоком. При появлении темной мочи введение в вену бикарбоната натрия, сердечнососудистые средства, новокаиновая блокада. Вслучаях значительной кровопотери повторные переливания крови. Раннееприменение массивных доз антибиотиков, гидрокортизон или АКТГ. Витаминотерапия. Кровоостанавливающие средства викасол внутримышечно, хлористый кальций в вену.

При отеке гортани ингаляция аэрозоли пенициллина с эфедрином. В случае безуспешности этого мероприятия трахеотомия. Голод в течение 23 суток, затем диета N 1а до 1,5 месяцев.

в) Лечение при отравление щелочами.

Промывание желудка сразу после отравления. Обильное питье слабых растворов кислот (0,51 % раствора уксусной или лимоннойкислоты), апельсиновый или лимонный сок, молоко, слизистые жидкости,масляные эмульсии. Глотать кусочки льда, лед на живот. При резких болях подкожно морфин и др. обезболивающие. Срочная госпитализация: лечение симптоматическое.

А. О. Лойт. Общая токсикология. Руководство для врачей. 2006 г. 224 с.

А.З. Маневич, А.Д. Плохой. Интенсивная терапия, реаниматология и анестезиология. М.,2000.

В.Ф.Тулянкин, Т.И. Тулянкина. Домашний доктор. – Изд.: Авеонт , 2005 326 с.

Д. Спрингис, Д. Чембеос, Э. Джефри. Неотложная терапия. Пер. с англ.- М ГЭОТАР Медицина, 2000 г.

Луис Дж. Линг, Ричард Ф. Кларк, Тимоти Б. Эриксон, Джон Х. Трестрейл. Секреты токсикологии, Бином – 2006

С.А. Сумин. Неотложные состояния. Москва-МИА-2002 г.

Справочник медицинской сестры по уходу / Под ред. Н. Р. Палеева. - М.: Медицина, 1980, 336 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОФИЛАКТИКА ОТРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ УГАРНЫМ ГАЗОМ. Способствовать формированию у учащихся знаний о правилах безопасного пользования газом, его роли в жизни людей;содействовать развитию творческого мышления детей, расширения кругозора.

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

ПРОФИЛАКТИКА ОТРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ УГАРНЫМ ГАЗОМ


для обучающихся 1-А класса

Классный час

"ПРОФИЛАКТИКА ОТРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ УГАРНЫМ ГАЗОМ"

Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем

грозит она и как ее преодолеть”.

-пропаганда безопасности пользования газовыми приборами в жизни.

-способствовать формированию у учащихся знаний о правилах безопасного пользования газом, его роли в жизни людей;

-содействовать развитию творческого мышления детей, расширения кругозора.

Ход классного часа

I. Постановка проблемной ситуации.

По тайным сундукам.

Поработает на нас.

4. Газ дает нам всем тепло,

Варит сталь, или стекло,

Без него не будет даже

Водорода или сажи.

Красок, уксуса, пластмасс

Тоже не было б у нас.

5. А в тяжелые моменты

Нас спасут медикаменты,

Газ здоровье сохранил,

Нам добавил новых сил.

1. Газ в земле совсем не вечен

Там запас не бесконечен,

Как подарок от природы

Этот людям лучший друг.

2. Но расходовать бездумно

Газ нелепо и неумно.

Что же будет с нами всеми.

Если кончится он вдруг?

3. Встанут фабрики, заводы,

Поезда и пароходы,

Не взлетят к далеким звездам

С космодрома корабли…

4. И вползет колючий холод,

А за ним – нужда и голод

В те дома, где люди грелись

Голубым теплом земли.

5. Всем давно понять пора бы,

Что без газа люди слабы.

Значит, надо экономить,

Никогда не жечь напрасно-

Вот и будет все прекрасно.

II. Беседа о газе

Учитель. Кто знает,что такое угарный газ? (Ответы детей).Самое страшное,что мы его не видим и не чувствуем.

Угарный газ губит много человеческих жизней.Он чрезвычайно ядовит,не имеет запаха и цвета,из-за чего его трудно обнаружить.В жилище его источником нередко становятся неполное сгорание топлива в печах (например,сгорание угля при недостатке кислорода – рано закрыта печная задвижка) и пожары.В 50 % пожаров отравление угарным газом является причиной гибели людей.Этот газ также содержится в выхлопных газах автомобилей и скапливается вдоль автомагистралей,в закрытых,плохо проветриваемых домах,в гаражах (при работе двигателей автомобилей).

При лёгкой степени отравления угарным газом у человека начинает сильно болеть и кружиться голова,появляется шум в ушах,темнеет в глазах,возникает тошнота,рвота.

При более сильном отравлении затемняется сознание,появляются мышечная слабость,сонливость.Возможны потеря сознания,судороги и смерть.

У кого из вас дома проведён газ и эксплуатируется газовое оборудование?Расскажите,как проведено в ваши помещения газоснабжение,как оно подключено к оборудованию.Всегда ли оно находится в исправном состоянии?Как об этом узнаете вы,ваши родители? (Ответы учащихся).

Вы правильно поступаете,что следите за исправностью газопроводов.Но о причинах утечки газа нужно знать.Это могут быть:

- неисправность газового оборудования (труб,плит,колонок,баллонов);

- небрежность жильцов (не до конца был закрыт кран газовой плиты,выкипающая вода залила огонь в газовой горелке,сквозняк задул слабый огонь).

Но, к сожалению, зачастую многие жители, кто уже использует природный газ в своих домах, забывают, что необходимо знать и строго соблюдать правила пользования газом. Поэтому последнее время в нашей стране происходит много несчастных случаев, связанных с неправильным обращением людей с газом.

-А теперь ребята, отгадайте загадку

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли( газовая плита слайд)

– Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде.

-Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу) (Слайд)

- А газ человеку друг или враг?

- Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.

– Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт – это очень опасно! Как вы думаете почему? (им можно отравиться, скопившись на кухне, газ может взорваться).

– Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа. (Слайд)

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:

Газовой службы телефон – 04. (Слайд)

III.Как помочь при отравлении угарным газом?

Угарный газ-окись углерода (СО) представляет собой бесцветный газ. Человек не чувствует его при вдыхании, поэтому отравление происходит незаметно. Окись углерода - сильный яд, поражающий в первую очередь кровь, а также нервную систему, мышечную ткань, сердце. Первые признаки-головная боль, головокружение, шум в ушах, тошнота, могут возникнуть судороги.

1. Причиной отравления может стать:

- открытый вентиль газовой плиты;

- неисправная печь или камин;

- задымление помещения при пожаре;

- автомобиль с включенным двигателем в закрытом гараже.

2. Первая помощь: пострадавшего немедленно выносят на свежий воздух, укладывают на спину, расстегивают воротник, пояс. Лучшее средство –длительное вдыхание кислорода. Потерявшему сознание дают нюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом. В случае отсутствия дыхания делается искусственное дыхание.

3. Причиной отравления может стать бытовой газ метан, который используется в быту: в плитах и нагревательных приборах. В газ добавлено особое вещество, для придания ему специфического запаха, т.к., газ без запаха. Это позволяет быстро почувствовать утечку газа.

Соблюдайте правила пожарной безопасности! Будьте здоровыми!

III. Практическая часть

Учитель: Ребята, а знаете ли вы Правила пользования газом?

(викторина по правилам пользования газом)

-Что нужно сделать, окончив пользоваться газом? (Закрыть краны на плите и перед ней).

-Можно ли спать и отдыхать в комнате, где установлена газовая плита? Почему? (Нет, можно отравиться газом).

Решите непростую задачу.

Мы готовились к празднику и мама постирала мою белую блузку. Затем включила газовую плиту и быстро высушила блузку над пламенем. Все ли мама сделала правильно? Объясните.(Нельзя сушить белье таким образом, так как может вспыхнуть пожар).

- Можно ли использовать газовую плиту для обогрева помещений?( Нельзя, может возникнуть пожар).

-Какого цвета должно быть пламя горелки, а какого – не должно быть? (Должно быть голубоватое или фиолетовое, но не должно быть красного и желтоватого цвета).

- Что нужно сделать, если пламя выбивается из–под кастрюли? (Уменьшить краником пламя).

- Когда разогреваешь обед на газовой плите, можно ли отойти и оставить ее без присмотра? Почему? (Нет, можно залить конфорку пищей и пламя погаснет и произойдет утечка газа).

-можно ли при запахе газа в доме пользоваться спичками, электроприборами? Почему? (Нет, может произойти взрыв газа).

1.Правила пользования бытовым газом. (слаиды)

Первый: Перед пользованием плитой необходимо проветрить помещение и убедиться, что все краны перед горелками (на плите) и горелкой духовки закрыты, и только в этом случае следует открыть кран на газопроводе.

Второй: Зажженную спичку нужно поднести к горелке, затем открыть краник включаемой горелки, при этом газ должен загораться во всех отверстиях колпачка горелки.

Третий: Когда содержимое посуды закипит, пламя нужно убавить если оставить большое пламя, то это повлечет за собой бесполезный расход газа, не ускорив приготовление пищи.

Четвертый: По окончании пользования горелкой нужно закрыть ее краник.

Пятый: Перед зажиганием горелки духовки, духовку необходимо проветрить путем резкого открытия и закрытия дверцы духовки (3-5 раз).

Шестой: Плиту необходимо содержать в чистоте, не допуская ее засорения пролитой пищей и т. Д. При загрязнении газ будет сгорать не полностью, с выделением отравляющего угарного газа.

Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

-Бросать горящие спички в помещениях.

-Защищать дом от пожара.

-Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

-Кричать и звать на помощь взрослых.

-Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

-Дышать через мокрое полотенце.

3.Решение ситуационных задач по подготовке к действиям при пожаре.(слаиды)

1. Какая монета нужна, чтобы вызвать пожарную бригаду:

2. Если ночью вы просыпаетесь в задымленной комнате, ваши первые действия:

1) лежать в кровати и звать о помощи;

2) скатиться с кровати и ползти к двери;

3) встать и бежать из комнаты.

3. Что делать, если вы не можете открыть окно, чтобы позвать на помощь, когда дом в огне:

1) ползти в другую комнату;

2) стучать в окно;

3) разбить окно.

4. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом:

1) переползти в ближайшую комнату и закрыть дверь за собой;

2) попытаться спуститься вниз;

3) убежать в дальнюю комнату.

5. Зачем нужно затыкать щель под дверью, если за ней пожар:

1) прекратить шум огня;

2) прекратить доступ дыма в комнату;

3) прекратить доступ жара из-под двери.

6. Kaк определить, что за закрытой дверью пожар:

1) открыть дверь и посмотреть;

2) позвать маму или папу посмотреть;

3) потрогать дверь тыльной стороной ладони.

7. Придя домой поздно вечером, вы почувствовали запах газа. Вы:

2) сообщите соседям и от них позвоните в газовую службу;

8.Следующая ситуация: дети зовут на помощь, у них в доме запахло газом.

Это газовая служба!

В доме газовые печки,

Опасайся друг утечки!

Запах газа есть в квартире –

Окна настежь распахни,

Назови им адрес точно.

Приезжает газовая служба.

IV.Рефлексия

-Какой теме было посвящено наше мероприятие?

-Прошу вас высказать свое мнение. (высказывания учащихся)

Возможно, ты думаешь, что пожар может случиться с кем угодно, но только не с тобой, не в твоей школе и не в твоей квартире. Увы! Это бедствие не спрашивает, где ему возникнуть. Оно возникает там, где безответственно подходят к правилам пожарной безопасности. Поэтому чрезвычайно важно уяснить правила безопасности при пожаре и др.

Мы надеемся, что вы всегда будете помнить правила пользования газом, будете строго следовать этим правилам, учить младших братьев и сестер правильно пользоваться газом, а иногда напоминать их и взрослым.

Читайте также: