Конспект урока по обж 6 класс клещевой энцефалит и его профилактика обж 6 класс

Обновлено: 27.03.2024

Клещевой энцефалит — это острое вирусное заболевание, протекающее с поражением головного и спинного мозга (центральной нервной системы). Возбудителем клещевого энцефалита является вирус, обитающий в крови некоторых диких животных и птиц. Переносчиком вируса являются клещи, которые питаются кровью этих животных.

Основными переносчиками вируса клещевого энцефалита являются два вида клещей: таёжный клещ и собачий клещ. Сезон активности клещей начинается с появления первых проталин в лесу (конец марта — середина апреля). Численность активных взрослых клещей обоих видов достигает максимума к концу мая — началу июня, а затем постепенно снижается.

В районах распространения таёжного клеща это снижение продолжается до полного исчезновения нападающих клещей. В районах, где основным переносчиком заболевания является собачий клещ, численность активных клещей временно снижается в летний период, а осенью вновь отмечается её подъём.

Заражение человека клещевым энцефалитом происходит при укусах клещей. После прокусывания кожи клещ выделяет заражённую слюну в кровь человека. Заражение может произойти также при удалении клеща, если раздавленные части клеща попадут на повреждённую кожу или на слизистую оболочку глаз.

После заражения скрытый процесс заболевания длится от 7 до 15 дней (иногда 2—3 дня). Заболевание развивается остро, в течение нескольких дней. Вначале ощущаются признаки недомогания, затем у заболевшего поднимается температура, появляется сильная головная боль, тошнота, иногда рвота. В тяжёлых случаях заболевание клещевым энцефалитом может привести к гибели человека.

Тяжесть поражения клещевым энцефалитом зависит от общего состояния человека перед заболеванием, от количества вирусов, попавших в его кровь в период кровососания клеща, и от своевременного обращения за медицинской помощью.

Обратим ваше внимание, что не каждый лесной клещ заражён вирусом клещевого энцефалита. В природных условиях находится лишь 2—8% клещей, заражённых вирусом, но отличить по внешнему виду заражённого клеща от незаражённого невозможно. Клещи — кровососущие насекомые, которые питаются только кровью. Самка клеща может находиться в присосавшемся состоянии до 7 сут., в течение которых она пьёт кровь человека и периодически вместе со слюной попадает в ранку вирус клещевого энцефалита. Чем дольше самка находится на коже человека, тем большая доза вируса попадает в кровь. Самцы присасываются ненадолго, не более чем на 20 мин, но зато могут присасываться неоднократно. При этом они также вводят в ранку слюну, а с ней вирус.

Как надо одеваться для похода в лес

Каждый человек, который бывает в лесу, должен знать периоды активности клещей, места их наибольшего распространения и меры предупреждения заболевания клещевым энцефалитом.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цель: Ознакомление учащихся с понятиями

Задачи: Воспитание культуры грамотной работы с текстом, стремления вести здоровый образ жизни, дисциплинированности.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

1.Прежде всего нужно сделать вакцинацию против клещевого энцефалита.

2.Клещи любят влажные тенистые места с густой травой или кустарной зеленью. Ориентируются клещи на запах человека и животных, поэтому, они любят селиться вдоль тропок и дорожек. Избегайте сухих, мертвых веток - сухостой клещи любят больше, чем живые деревья

4. Необходимо пользоваться репеллентами для обработки открытых участков кожи, а также одежды. Репелленты – это средства, отпугивающие клещей и других кровососущих насекомых.

5. Клещ никогда не впивается сразу, от получаса до нескольких часов он выбирает место укуса. Поэтому очень эффективен метод само- и взаимоосмотров каждые 2 часа нахождения в лесу и после возвращения из леса домой. Это позволит обнаружить ползущих и присосавшихся клеще

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Клещевой энцефалит.ppt

Автор: учитель ОБЖ Шутова Н.А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор: учитель ОБЖ Шутова Н.А.

Автор: учитель ОБЖ Шутова Н.А.

П.6.2, стр. 139, записи в тетради С использованием 2—3 примеров из сети Интер.

Какую опасность для человека представляют кровососущие насекомые? Как уберечь.

Какую опасность для человека представляют кровососущие насекомые? Как уберечься от укусов жалящих насекомых? Какие средства помогают защититься от нападения кровососущих насекомых?

1. Остановиться, отступить назад. 2. Напугать. 3. Не делать резких движений.

1. Остановиться, отступить назад. 2. Напугать. 3. Не делать резких движений. 4. Обойти ее стороной. Найди неправильные ответы

1. Надевать спецодежду. 2. Во время прогулок по лесу надо иметь в руке трост.

1. Надевать спецодежду. 2. Во время прогулок по лесу надо иметь в руке трость или палку, при помощи которой раздвигать впереди себя траву, чтобы змея могла уползти. 3. В лес ходить в кожаных или резиновых сапогах. 4. Громко разговаривать и кричать, чтобы отпугнуть змею. Найди неправильные ответы

1. разбивать лагерь на возвышенном месте 2. разбивать лагерь у реки 3. спать.

1. разбивать лагерь на возвышенном месте 2. разбивать лагерь у реки 3. спать под покрывалом, тщательно заправив одежду 4. можно использовать дымовую завесу Найди неправильные ответы

1. Надрезать место укуса ножом 2. Удалить жало 3. Выдавить пальцами из ранки.

1. Надрезать место укуса ножом 2. Удалить жало 3. Выдавить пальцами из ранки яд 4. Промыть водой из любого источника 5. Промыть ранку нашатырным спиртом или раствором йода 6. В случае сильного отека принять противоаллергическое средство Найди неправильные ответы


Переносчик таких заболеваний, как Энцефалит. Лихорадка Тиф Чума Туляремия

Переносчик таких заболеваний, как Энцефалит. Лихорадка Тиф Чума Туляремия

Клещевой энцефалит -это острое вирусное заболевание, протекающее с поражением.

Клещевой энцефалит -это острое вирусное заболевание, протекающее с поражением головного и спинного мозга.

Заражение человека клещевым энцефалитом происходит при укусах клещей. После.

Заражение человека клещевым энцефалитом происходит при укусах клещей. После прокусывания кожи клещ выделяет заражённую слюну в кровь человека. Заражение может произойти также при удалении клеща, если раздавленные части клеща попадут на повреждённую кожу или на слизистую оболочку глаз.

Как удалить присосавшегося клеща 1. Его предварительно смазывают каким-нибудь.

Как удалить присосавшегося клеща 1. Его предварительно смазывают каким-нибудь жиром (вазелином, кремом, подсолнечным маслом). 2. Через 15—20 мин осторожно вытягивают нитяной петлёй или пинцетом, покачивая из стороны в сторону. 3. Ни в коем случае нельзя давить клеща. 4. Снятое с одежды или удалённое с тела насекомое надо сжечь или залить кипятком. 5. Место укуса необходимо обработать йодом или спиртом и тщательно вымыть руки.

Симптомы заболевания Воспаление головного мозга -повышение температуры, голов.

Симптомы заболевания Воспаление головного мозга -повышение температуры, головная боль, параличи, расстройство сознания

Как уберечься от заболевания Основная мера профилактики заболевания — не допу.

Как уберечься от заболевания Основная мера профилактики заболевания — не допускать присасывания к себе любого клеща: одеваться нужно таким образом, чтобы клещи не могли попасть на тело; одежду и открытые части тела рекомендуется обрабатывать химическими препаратами, отпугивающими насекомых; рекомендуется как можно чаще осматривать себя и своих спутников, чтобы вовремя обнаружить клещей; при возвращении домой (или на привале) следует тщательно осмотреть швы и карманы одежды; нежелательно рвать и приносить в дом лесные цветы, т.к. на них могут находиться клещи самый надёжный способ защиты от клещевого энцефалита – это сделанная заранее прививка.

Закрепление темы урока 1. Кто является переносчиком вируса клещевого энцефали.

Закрепление темы урока 1. Кто является переносчиком вируса клещевого энцефалита? 2. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать в весенне-летний период в лесу, чтобы избежать присасывания к вашему телу клещей? 3. Почему нельзя давить присосавшегося к телу клеща? 4. Какие меры профилактики проводятся против клещевого энцефалита?

 Автор шаблона Ранько Елена Алексеевна Сайт: http://pedsovet.su/

Выбранный для просмотра документ Урок ОБЖ в 6 классе Клещевой энцефалит .doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шутова Наталья Алексеевна

Тип урока: комбинированный.

Дать представление об опасной болезни – клещевом энцефалите и его профилактике, переносчиком которой являются клещи.

Продолжить формирование умений усваивать информацию, давать точные краткие и развёрнутые ответы на вопросы, конструировать определения понятий, работать в группе.

Содействовать воспитанию учащихся.

1. Познакомить учащихся с особенностями поведения клещей весной, летом и осенью.

2. Рассказать об основных правилах безопасного поведения на природе и оказания первой медицинской помощи при укусе клеща.

Оборудование: 1) компьютер; 2) мультимедийный проектор; 3)учебник, 4) комплект одежды для практического задания.

Цели и задачи каждого этапа

Запись в дневник домашнего задания

Нацелить учащихся на урок.

Проверка домашнего задания- фронтальная беседа

Проверить знания учащихся по безопасному поведению при встрече с жалящими насекомыми

Выполнение тестового задания (устно с обсуждением)

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о безопасном поведении

Сообщить учащимся информацию о клещах и заболеваниях, передаваемых ими

Познакомить с мерами по профилактике заболевания

Научить применять теоретические знания на практике

Самостоятельная работа с учебником

Прививать навыки самостоятельной работы

Подведение итогов урока

Обобщить теоретически сведения, полученные на уроке

Напоминание домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

Общее время урока:

Число, месяц, год

Приветствие учащихся, настрой на работу, проверка готовности рабочего места, запись в дневник домашнего задания.

-Проверка домашнего задания

1. Какую опасность для человека представляют кровососущие насекомые?

2. Как уберечься от укусов жалящих насекомых?

3. Какие средства помогают защититься от нападения кровососущих насекомых?

- Найди неправильные ответы:

При обнаружении змеи надо…
1. Остановиться, отступить назад.

2 . Напугать.

3. Не делать резких движений.

4. Обойти ее стороной.

Каким образом защитить себя от укусов ядовитых змей?
1 . Надевать спецодежду.

2. Во время прогулок по лесу надо иметь в руке трость или палку, при помощи которой раздвигать впереди себя траву, чтобы змея могла уползти.

3. В лес ходить в кожаных или резиновых сапогах.

4 . Громко разговаривать и кричать, чтобы отпугнуть змею.

Для профилактики комариных укусов следует…
1. разбивать лагерь на возвышенном месте

2 . разбивать лагерь у реки

3. спать под покрывалом, тщательно заправив одежду

3. Выдавить пальцами из ранки яд

4 . Промыть водой из любого источника

5. Промыть ранку нашатырным спиртом или раствором йода

6. В случае сильного отека принять противоаллергическое средство

Изложение нового материала

Учитель объявляет тему урока. (слайд №8)

- Какую опасность для человека представляют лесные клещи?
- В какой период года и в каких местах нашего региона наиболее часто встречаются клещи?
- Переносчиками каких заболеваний являются клещи?
(слайд №9)
Многие из нас даже не знают о болезни энцефалит, о способах её передачи, предупреждения и лечения.

Учитель предлагает учащимся сформулировать цели урока.

Учитель сообщает учащимся цели и задачи урока.

Места обитания клещей:

1. Клещи влаголюбивы и поэтому их численность больше в хорошо увлажнённых местах.

2. Клещи предпочитают умеренно затенённые лиственные и смешанные леса с густой травой и подлеском.

3. Много их на лугах, лесных оврагах и опушках, по берегам лесных водоёмов, так же их много на лесных дорожках, поросших по обочинам травой.

- Как вы думаете или может кто-то знает, слышал и нам расскажет о особенностях поведения клещей.

Особенности поведения клещей (работа по учебнику. Выбрать и записать в тетради)

Время наибольшей концентрации клещей – с апреля по сентябрь, наиболее опасным является май.

Наименьшее количество активных клещей наблюдается в ранние и предутренние часы.

Наименьшее количество активных клещей наблюдается в ранние и предутренние часы.

Если в непосредственной близости от клеща пройдёт человек или животное, то растопырив передние ноги, он пытается ухватить своего будущего хозяина.

Если в непосредственной близости от клеща пройдёт человек или животное, то растопырив передние ноги, он пытается ухватить своего будущего хозяина.

- Ребята, а переносчиком какого опасного заболевания является клещ?).

- А что вы знаете об этой опасной для человека вирусной болезни, её переносчиках и способах передачи?

Клещевой энцефалит — это острое вирусное заболевание, протекающее с поражением головного и спинного мозга (центральной нервной системы). Возбудителем клещевого энцефалита является вирус, обитающий в крови некоторых диких животных и птиц. Переносчиком вируса являются клещи, которые питаются кровью этих животных.
(слайд №11)
Основными переносчиками вируса клещевого энцефалита являются два вида клещей: таёжный клещ и собачий клещ. Сезон активности клещей начинается с появления первых проталин в лесу (конец марта — середина апреля). Численность активных взрослых клещей обоих видов достигает максимума к концу мая — началу июня, а затем постепенно снижается.
Способы передачи вируса:
1. Присасывание заражённого вирусом клеща.
2. Употребление сырого молока животных у которых вирус находится в молоке.
3. При втирании вируса при раздавливании клеща или расчёсывании места укуса.
Как удалить присосавшегося клеща: (слайд №12)
1. Его предварительно смазывают каким-нибудь жиром (вазелином, кремом, подсолнечным маслом).
2. Через 15—20 мин осторожно вытягивают нитяной петлёй или пинцетом, покачивая из стороны в сторону.
3. Ни в коем случае нельзя давить клеща.
4. Снятое с одежды или удалённое с тела насекомое надо сжечь или залить кипятком.
5. Место укуса необходимо обработать йодом или спиртом и тщательно вымыть руки.
Симптомы заболевания: (Слайд №13)

Заболевание может начаться как на следующий день после укуса, так и через месяц, но в среднем через 1-2 недели после укуса клеща.

Позже, когда воспаление охватывает мозг, отмечаются головные боли, постоянную рвоту, потеря сознания, возбуждение с утратой ориентации во времени и пространстве.

- Ребята, как по вашему мнению можно защитится от клещей и клещевого энцефалита? Как можно обезопасить себя и близких от опасных последствий?

1. Надо стараться удалить клеща раньше, чем он успеет присосаться. После прогулок по лесу следует осмотреть свою одежду и тело.

2. Ползёт клещ по человеку снизу вверх, поэтому следует куртку заправлять в брюки, штаны – в носки и сапоги, голову и шею закрывают капюшоном.

3. Самый надёжный способ защиты от клещевого энцефалита – это сделанная заранее прививка.

Практическая работа: ( комплект одежды)

Учащимся сделать из одежды защиту от клещей (кроме головы).

Работа с учебником:

Прочитайте текст учебника на стр. 137 и составьте в тетради памятку о мерах предосторожности от укуса клещей.

(Выборочная проверка работ)

Подведение итогов урока

Вопросы для закрепления знаний:

1. Кто является переносчиком вируса клещевого энцефалита?
2. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать в весенне-летний период в лесу, чтобы избежать присасывания к вашему телу клещей?
3. Почему нельзя давить присосавшегося к телу клеща?
4. Какие меры профилактики проводятся против клещевого энцефалита?

Напоминание о домашнем задании:
Разъяснить содержание домашнего задания

Список использованной литературы


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Краткое описание документа:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку включает определение клещевого энцефалита, признаки заболевания, способы удаления клеща и меры профилактики заболевания.

Клещевой энцефалит и его профилактика Руденко Н.М., учитель ОБЖ МБОУ г. Мурманска ООШ № 26

Клещевой энцефалит и его профилактика

Руденко Н.М., учитель ОБЖ

МБОУ г. Мурманска ООШ № 26

Клещевой энцефалит – острое вирусное заболевание, протекающее с поражением центральной нервной системы

Клещевой энцефалит – острое вирусное заболевание, протекающее с поражением центральной нервной системы

2 пика сезонной заболеваемости

2 пика сезонной заболеваемости

Клещи не залезают на деревья, а выпрыгивают из травы

при укусе клеща зараженная слюна попадает в кровь человека - при посещении лесов, лесопарков, садово-огородных участков; - при заносе клещей животными или людьми – с цветами, на одежде

при укусе клеща зараженная слюна попадает в кровь человека

  • - при посещении лесов, лесопарков, садово-огородных участков;
  • - при заносе клещей животными
  • или людьми – с цветами,
  • на одежде

Признаки болезни

- беспокоят мышечные боли в области шеи и плеч, грудного и поясничного отдела спины, конечностей

- беспокоят мышечные боли в области шеи и плеч, грудного и поясничного отдела спины, конечностей

Цель: Разъяснить учащимся, опасность для здоровья человека в случае заражения клещевым энцефалитом.
Обратить внимание на то, что переносчиками вируса клещевого энцефалита являются лесные клещи:
показать основные факторы оказывающие влияние на тяжесть заболевания. Подробно разобрать меры профилактики клещевого энцефалита.

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: Учебник ОБЖ 6 класс, тетрадь, цветные фотографии клещей таежного и собачьего.

Ход урока:

I. Вступительная часть
Организационный момент
Контроль знаний учащихся:

- Какую опасность человек может встретить во время активного отдыха на природе?
- Какие правила надо соблюдать чтобы снизить возможные встречи с насекомыми?
- Какую опасность для человека представляют кровососущие насекомые?
- Почему осы и шершни способны жалить многократно, а пчела нет?
- В какой период клещи опасны для человека?

II. Основная часть

1. Клещевой энцефалит – острое вирусное заболевание.

Клещевой энцефалит – это острое вирусное заболевание, протекающее с поражением головного и спинного мозга (центральной нервной системы). Возбудителем клещевого энцефалита является вирус, обитающий в крови некоторых диких животных и птиц. Переносчиком вируса являются клещи, которые питаются кровью этих животных.
Основными переносчиками вируса клещевого энцефалита являются два вида клещей: таежный клещ и собачий клещ. Сезон активности клещей начинается с появлением первых проталин в лесу (конец марта – середина апреля). Численность активных взрослых клещей обоих видов достигает максимума к концу мая – началу июня, а затем постепенно снижается.
В районах распространения таежного клеща это снижение продолжается до полного исчезновения нападающих клещей. В районах, где основным переносчиком заболевания является собачий клещ, численность активных клещей временно снижается в летний период, а осенью вновь отмечается ее подъем.

2. Заражение человека клещевым энцефалитом.

Заражение человека клещевым энцефалитом происходит при укусах клещей. После прокусывания кожи клещ выделяет зараженную слюну в кровь человека. Заражение может произойти также при удалении клеща, если раздавленные части клеща попадут на поврежденную кожу или слизистую оболочку глаз.
После заражения скрытый процесс заболевания длится от 7 до 15 дней (иногда 2-3 дня). Заболевание развивается остро, в течение нескольких дней. Вначале ощущаются признаки недомогания, затем у заболевшего поднимается температура, появляется сильная головная боль, тошнота, иногда рвота. В тяжелых случаях заболевание клещевым энцефалитом может привести к гибели заболевшего человека.
Тяжесть поражения клещевым энцефалитом зависит от общего состояния человека перед заболеванием, от количества вирусов, попавших в его кровь в период кровососания клеща и от своевременности обращения за медицинской помощью.
Не каждый лесной клещ заражен вирусом клещевого энцефалита. В природных условиях находится лишь 2-8% клещей, зараженных вирусом, но отличить зараженного клеща от незараженного невозможно. Клещи – кровососущие насекомые, питаются только кровью. Самка клеща может находиться в присосавшемся состоянии до 7 суток, в течение которых она пьет кровь человека и периодически вместе со слюной вводит в ранку вирус клещевого энцефалита. Чем дольше самка находится на коже человека, тем большая доза вируса попадает в кровь. Самцы присасываются ненадолго, не более чем на 20 минут, но зато могут присасываться неоднократно. При этом они также вводят в ранку слюну, а с ней и вирус.

Течение болезни:

1) Лихорадочная форма клещевого энцефалита характеризуется благоприятным течением с быстрым выздоровлением. Продолжительность лихорадки - 3-5 дней. Основными клиническими признаками ее являются токсико-инфекционные проявления: головная боль, слабость, тошнота - при слабо выраженной неврологической симптоматике. Показатели ликвора без отклонений от нормы.
2) Менингеальная форма является наиболее частой формой клещевого энцефалита. Больные жалуются на сильную головную боль, усиливающуюся при малейшем движении головы, головокружение, тошноту, однократную или, многократную рвоту, боли в глазах, светобоязнь. Они вялы и заторможены. Определяется ригидность мышц затылка, симптомы Кернига и Брудзинского. Менингеальные симптомы держатся на протяжении всего лихорадочного периода. Иногда они определяются и при нормальной температуре. Продолжительность лихорадки в среднем 7-14 дней. В ликворе - умеренный лимфоцитарный плеоцитоз до 100-200 в 1 мм3, увеличение белка.
3) Менингоэнцефалитическая форма клещевого энцефалита наблюдается реже, чем менингеальная (в среднем по стране 15%, на Дальнем Востоке до 20-40%). Эта форма клещевого энцефалита отличается более тяжелым течением. Нередко наблюдаются бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение с утратой ориентировки в месте и во времени. Могут развиваться эпилептические припадки. Различают диффузный и очаговый менингоэнцефалит. При диффузном менингоэнцефалите выражены общемозговые нарушения (глубокие расстройства сознания, эпиприпадки вплоть до эпилептического статуса) и рассеянные очаги органического поражения мозга в виде псевдобульбарных расстройств (нарушение дыхания в виде бради- или тахипное, по типу Чейн-Стокса, Куссмауля и др.), неравномерности глубоких рефлексов, асимметричных патологических рефлексов, центральных парезов мимической мускулатуры и мышц языка. При очаговом менингоэнцефалите быстро развиваются капсулярные гемипарезы, парезы после джексоновских судорог, центральные монопарезы, миоклонии, эпилептические припадки, реже - подкорковые и мозжечковые синдромы. В редких случаях (как следствие нарушения вегетативных центров) может развиваться синдром желудочного кровотечения с кровавой рвотой. Характерны очаговые поражения черепных нервов III, IV, V, VI пар, несколько чаще VII, IX, X, XI и XII пар. Позднее может развиться кожевниковская эпилепсия, когда на фоне постоянного гиперкинеза появляются общеэпилептические припадки с потерей сознания.
4) Полиомиелитическая форма клещевого энцефалита наблюдается почти у трети больных. Характеризуется продромальным периодом (1-2 дня), в течение которого отмечаются общая слабость и повышенная утомляемость. Затем выявляются периодически возникающие подергивания мышц фибриллярного или фасцикулярного характера, отражающие раздражение клеток передних рогов продолговатого и спинного мозга. Внезапно может развиться слабость в какой-либо конечности или появление чувства онемения в ней (в дальнейшем в этих конечностях нередко развиваются выраженные двигательные нарушенияразвивается атрофия пораженных мышц.
5) Полирадикулоневритическая форма клещевого энцефалита характеризуется поражением периферических нервов и корешков. У больных появляются боли по ходу нервных стволов, парестезии (чувство "ползания мурашек", покалывание). Определяются симптомы Лассега и Вассермана. Появляются расстройства чувствительности в дистальных отделах конечностей по полиневральному типу. Как и другие нейроинфекции, клещевой энцефалит может протекать по типу восходящего спинального паралича Ландри. Вялые параличи в этих случаях начинаются с ног и распространяются на мускулатуру туловища и рук. Восхождение может начинаться и с мышц плечевого пояса, захватывать шейные мышцы и каудальную группу ядер продолговатого мозга.

При обнаружении симтомов клещевого энцефалита больной должен быть срочно помещен в инфекционную больницу для проведения интенсивного лечения. В тяжелых случаях возникает необходимость в интубации больного с последующим проведением искусственной вентиляции легких.

3. Меры профилактики заболевания клещевым энцефалитом.

4. Удаление клещей.

Для удаления присосавшегося клеща его предварительно смазывают каким–нибудь жиром (вазелином, кремом, подсолнечным маслом). А через 15-20 минут осторожно вытягивают нитяной петлей или пинцетом, покачивая из стороны в сторону. Ни в коем случае нельзя давить клеща. Снятое с одежды или удаленное с тела насекомое надо сжечь или залить кипятком. Место укуса необходимо обработать йодом или спиртом и тщательно вымыть руки.
Необходимо помнить, что экстренная профилактика иммуноглобулином проводится либо в травмопунктах, где осуществляется и удаление присосавшихся клещей. Либо в специально организованных сезонных кабинетах профилактики клещевого энцефалита при поликлиниках или больницах.

III. Закрепление материала:

- Какую опасность человек может встретить во время активного отдыха в природных условиях?
- Чем опасно заболевание клещевым энцефалитом для человека?
- Кто является переносчиком вируса клещевого энцефалита?
- Почему нельзя давить присосавшегося к телу клеща?
- Какие меры предосторожности необходимо соблюдать в весеннее-летний период в лесу, чтобы избежать присасывания к вашему телу клеща?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 5.4, стр. 123-126, вопросы на стр. 126.



Следующая страница Презентации к уроку

Читайте также: