Контрольная работа на тему профилактика инфекционных заболеваний

Обновлено: 28.03.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

1.Микроорганизмы, которые НИКОГДА не вызывают заболеваний, это….
А.Условно-патогенные микробы Б.Сапрофиты В.Патогенные микроорганизмы
2.Что такое эпидемия?
А.Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.
Б. Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
В. Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.
3.Какого пути передачи инфекции НЕ существует?
А.Фекально-орального Б.Жидкостного В.Параллельного
4.Что относится к органам иммунной системы человека?
А.Почки Б.Селезёнка В.Сердце
5.Какой иммунитет формируется в результате перенесённого заболевания?
А.Наследственный Б.Искусственный В.Естественный
6.Система мер, направленных на предупреждение возникновения болезни, это….
А.Карантин Б.Карцер В.Бокс
7.Что такое инкубационный период?
А.Время реабилитации после выздоровления.
Б.Время от момента внедрения микроорганизма до проявления болезни.
В.Время от момента начала лечения до полного выздоровления организма.
8.Дифтерия опасна осложнением на….
А.Мозг Б.Печень В.Сердце
9.Источником инфекции какого заболевания ОБЫЧНО бывают травоядные животные?
А.Болезнь Боткина Б.Ботулизм В.Краснуха
2 вариант
1.Микроорганизмы, которые ВСЕГДА вызывают развитие инфекционных заболеваний, это….
А.Условно-патогенные микробы Б.Сапрофиты В.Патогенные микроорганизмы
2.Что такое пандемия?
А.Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.
Б. Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
В. Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.
3.Какого пути передачи инфекции НЕ существует?
А.Воздушно-капельного Б.Контактно-бытового В.Благоприятный
4.Для формирования какого иммунитета в организм вводят вакцину?
А.Естественного Б.Искусственного В.Наследственного
5.Как называется повторная вакцинация?
А.Девакцинация Б.Ревакцинация В.Авакцинация
6.О каком инфекционном заболевании идёт речь: кожа становится тёмной и пятнистой, печень увеличивается, затем появляется зуд кожи, глаза покрываются желтизной, изменяется цвет кала (он становится белым)?
А.Болезнь Боткина Б.Ботулизм В.Дифтерия
7.Скарлатина опасна осложнениями на…
А.Мозг Б.Печень В.Сердце
8.В какое время года можно заболеть гриппом?
А.Летом Б.Зимой В.Во все времена года
9.Назовите источники дизентерии?
А.Больные люди или бациллоносители. Б.Мышевидные грызуны В.Травоядные животные

Верные ответы 1 вариант:1б,2а,3в,4б,5в,6а,7б,8в,9б
Верные ответы 2 вариант:1в,2б,3в,4а,5б,6а,7в,8в,9а

Краткое описание документа:

1.Микроорганизмы, которые НИКОГДА не вызывают заболеваний, это….
А.Условно-патогенные микробы Б.Сапрофиты В.Патогенные микроорганизмы
2.Что такое эпидемия?
А.Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.
Б. Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
В. Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.
3.Какого пути передачи инфекции НЕ существует?
А.Фекально-орального Б.Жидкостного В.Параллельного
4.Что относится к органам иммунной системы человека?
А.Почки Б.Селезёнка В.Сердце
5.Какой иммунитет формируется в результате перенесённого заболевания?
А.Наследственный Б.Искусственный В.Естественный
6.Система мер, направленных на предупреждение возникновения болезни, это….
А.Карантин Б.Карцер В.Бокс
7.Что такое инкубационный период?
А.Время реабилитации после выздоровления.
Б.Время от момента внедрения микроорганизма до проявления болезни.
В.Время от момента начала лечения до полного выздоровления организма.
8.Дифтерия опасна осложнением на….
А.Мозг Б.Печень В.Сердце
9.Источником инфекции какого заболевания ОБЫЧНО бывают травоядные животные?
А.Болезнь Боткина Б.Ботулизм В.Краснуха
2 вариант
1.Микроорганизмы, которые ВСЕГДА вызывают развитие инфекционных заболеваний, это….
А.Условно-патогенные микробы Б.Сапрофиты В.Патогенные микроорганизмы
2.Что такое пандемия?
А.Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.
Б. Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
В. Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.
3.Какого пути передачи инфекции НЕ существует?
А.Воздушно-капельного Б.Контактно-бытового В.Благоприятный
4.Для формирования какого иммунитета в организм вводят вакцину?
А.Естественного Б.Искусственного В.Наследственного
5.Как называется повторная вакцинация?
А.Девакцинация Б.Ревакцинация В.Авакцинация
6.О каком инфекционном заболевании идёт речь: кожа становится тёмной и пятнистой, печень увеличивается, затем появляется зуд кожи, глаза покрываются желтизной, изменяется цвет кала (он становится белым)?
А.Болезнь Боткина Б.Ботулизм В.Дифтерия
7.Скарлатина опасна осложнениями на…
А.Мозг Б.Печень В.Сердце
8.В какое время года можно заболеть гриппом?
А.Летом Б.Зимой В.Во все времена года
9.Назовите источники дизентерии?
А.Больные люди или бациллоносители. Б.Мышевидные грызуны В.Травоядные животные

Верные ответы 1 вариант:1б,2а,3в,4б,5в,6а,7б,8в,9б
Верные ответы 2 вариант:1в,2б,3в,4а,5б,6а,7в,8в,9а

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

Дети

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика. Характеристика воздушно-капельных и кишечных инфекций. Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями. Виды и симптомы инфекционных заболеваний. Литература по здоровьесбережению детей.

Рубрика Медицина
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.11.2015
Размер файла 41,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

по Медико-биологическим и социальным основам здоровья

1. Инфекционные заболевания

1.1 Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика

1.2 Воздушно-капельные инфекции

1.3 Кишечные инфекции

1.4 Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями

1.5 Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела

2. Виды инфекционных заболеваний, причины, симптомы, профилактика

3. Аннотированный список нормативно-правовой литературы по проблеме здоровьесбережения детей

Человек живет в мире, где его окружает множество опасностей, которые угрожают не только его нормальной жизнедеятельности, но и могут привести к смертельному исходу. Одной из таких опасностей и являются инфекционные болезни.

Инфекционные болезни сопровождают человека с момента его обособления из животного мира и становления как вида. По мере возникновения общества и развития социального образа жизни человека многие инфекции получили массовое распространение.

Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. В связи с этим проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.

Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности.

Цель работы заключается в ознакомлении с общими характерными признаками инфекционных болезней. Задача - охарактеризовать симптоматику инфекций и указать методы профилактики. Контрольная состоит из трех глав. В первой главе приводится общие сведения об инфекционных заболеваниях. Во второй главе описываются симптомы и профилактика инфекционных заболеваний. В третьей - составлен аннотированный список нормативно-правовой литературы по проблеме здоровьесбережения детей.

1. Инфекционные заболевания

1.1 Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика

Болезнь начинается с проникновения микробов в организм человека. Если защитная система (антитела и иммунитет) не в состоянии подавить болезнетворные бактерии, то развивается инфекционное заболевание.

Инфекционные болезни - обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими. Сущность инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем - макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью. Поскольку инфекционные заболевания способны переноситься от одного человека к другому, то это может грозить широким распространением инфекции, если не принять соответствующие защитные меры.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах является несоолюдение требований гигиены. Играет роль и то, что в закрытых помещениях тесное и продолжительное общение детей между собой способствует передаче инфекции от одного ребенка к другому. Особенно важно проведение профилактических мероприятий в детских учреждениях закрытого типа. Профилактика инфекций в этих учреждениях должна осуществляться не эпизодически, а путем планомерного выполнения системы мероприятий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и распространение ее, а также мер, повышающих общую и специфическую невосприимчивость детского организма.

Правильная планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе и к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в системе борьбы с попаданием инфекции в детские учреждения является правильная организация приема детей. Перед направлением в детское учреждение ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел. На основе данных обследования врач выдает соответствующую справку. Помимо того, в детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих в соседстве с ним нет заразных заболеваний.

После летнего отдыха в детских учреждениях проводят профилактический осмотр всех детей, в том числе и вновь поступающих.

Большое значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; вместе с тем выясняется, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства. Эти лица должны быть обследованы на бактерионосительство (кишечные инфекции).

Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также и с их родителями.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т. д. Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологические организации) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством против заноса инфекции в ясли и детские сады. Следует также добиваться того, чтобы родители немедленно извещали работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире.

Весьма важен тщательный учет заболеваемости инфекционными болезнями детей и персонала детских учреждений.

В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Большое значение имеет санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение. Вопрос о пригодности участка и помещений для летнего отдыха детей решает санитарно-эпидемиологическая организация. Без визы органов санитарного надзора выезд учреждения не разрешается.

Перед вывозом детей на дачу лучше всего обеспечить круглосуточное пребывание их в дошкольном учреждении в течение 2--3 недель. При этом положении контакт с заразными больными будет в большей мере ограничен.

У детей, выезжающих на летний отдых, должны быть справки от санитарно-эпидемиологической станции об отсутствии заразных заболеваний по месту жительства. [5]

1.2 Воздушно-капельные инфекции

Воздушно-капельные инфекции можно разделить на вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная и респираторно-синцитиальная инфекция, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит) и бактериальные (ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция).

Имеются следующие общие признаки, позволяющие объединить эти заболевания в одну группу:

1) воздушно-капельный механизм заражения;

2) выраженные местные изменения, сочетающиеся с общими проявлениями;

3) склонность к эпидемиям;

4) широкая распространенность заболеваний вне зависимости от возраста и пола.[1]

1.3 Кишечные инфекции

Тем не менее человека, ни разу не болевшего кишечной инфекцией, просто не существует. Не существует хотя бы потому, что имеется множество способов нейтрализации всех многочисленных защитных сил -- глотать, не пережевывая, чтобы слюна не успела до микробов добраться, переедать, нейтрализовать щелочными напитками кислый желудочный сок, убивать собственных микробов антибиотиками и т. д.

Но наиглавнейшей причиной кишечных инфекций было, есть и будет несоблюдение элементарных гигиенических норм -- неправильное хранение пищевых продуктов, немытые руки, снующие между обеденным столом и туалетом мухи. В конце концов, какими бы замечательными защитными силами человеческий организм ни обладал, всегда найдется такое количество микробов, нейтрализовать которое просто невозможно.

Возбудителями кишечных инфекций могут быть бактерии (дизентерийная палочка, сальмонелла, стафилококк, палочка брюшного тифа, вибрион холеры) и некоторые вирусы.

Конкретное имя конкретного возбудителя конкретной кишечной инфекции интересует, прежде всего, медицинских работников. Объем, направленность и интенсивность противоэпидемических мероприятий во многом определяется именно видом возбудителя.

Одни бактерии распространяются через воду, другие -- через продукты питания, причем продукты эти не какие угодно, а совершенно определенные. В одном случае -- овощи, в другом -- яйца, в третьем -- молочные продукты и т. д.

Одни бактерии очень заразны (например возбудитель холеры), другие -- поменьше.

В одном случае заболевание развивается стремительно и представляет собой реальную угрозу человеческой жизни, в другом -- симптомы развиваются медленно, а сама болезнь не особенно опасна.

Микробы, возбудители кишечных инфекций, могут (как правило, так оно и происходит) поражать не весь желудочно-кишечный тракт, а определенные его отделы. Воспалительный процесс в каждом таком отделе имеет свое медицинское название: воспаление желудка -- ГАСТРИТ, двенадцатиперстной кишки -- ДУОДЕНИТ, тонкого кишечника -- ЭНТЕРИТ, толстого кишечника -- КОЛИТ.

1.4 Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями

Кокки, это шаровидные сапрофитные бактерии и основными патологическими видами, являются стрептококки и стафилококки, это в основном обитатели пищеварительных и дыхательных путей, а также слизистых оболочек половых органов.

Рассматривая такие кокки, как стафилококки, следует отметить, что они могут провоцировать процессы знойно - воспалительного характера они могут поразить любые органы и ткани, эти кокки лидируют среди других кокков, по своей устойчивости к воздействию на них любых поколений антибиотиков. Эти кокки также устойчивы к другим факторам воздействия, как к химическому воздействию, так и физическому, они выживают при нагревании 75 градусов и химической обработке 5% раствором фенола. В том случае, когда у человека будет хотя бы микроскопическое повреждение слизистой или кожи, то это будут входные ворота для этого вида кокков, что является причиной пневмонии, ангин, фурункулов, абсцессов и других патологий.

Кроме того стафилококки могут вызвать заражение крови или сепсис и при этом инкубационный период будет длиться не более пяти дней, но болезнь может поразить человека и в течение всего нескольких часов. Поэтому все заболевания, связанные со стафилококковыми инфекциями протекают остро, хотя организм и вырабатывает к ним иммунитет, но на продолжительное время. Кроме того стрептококки могут вызывать заболевания местного характера, это может быть скарлатина, рожа, остеоилит, тонзиллит, фарингит, ангину, а также они могут быть виновниками развития эндокардита, нефрита и ревматизма.

Менингококки обычно проникают через слизистую оболочку носоглотки, а вот гонококки могут быть причиной развития гонореи, это венерическое заболевание и бленнореи, заболевание глаз. Лечение кокковых инфекций проводят с помощью антибиотиков и микролидов, это препараты резерва при лечении кокковых инфекций, особенно при лечении синуситов и воспаления мягких тканей.

Лечение кокковых больных химиотерапевтическими препаратами и антибиотиками, зависит от состояния их иммунной системы, поэтому лечение такими антибиотиками как тетрациклин, биомицин и левомицетин при средних дозах лечения, не вызывают существенных изменений в формировании иммунной реакции организма при заболевании кишечными инфекциями и другими воспалительными процессами, связанными с кокковыми бактериями.

В основном все виды коков поддаются лечением антибиотиками, только следует знать какие антибиотики, и при каких видах коков их можно применять, например гепатиты можно лечить антибиотиками пенициллинового ряда вместе с сульфаниламидными препаратами. Все виды лечения необходимо назначать после проведения анализов, и по назначению врача. [2]

1.5 Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела

Слово "эпидемиология" в переводе на русский язык означает учение об эпидемиях, наука об инфекционных заболеваниях, о закономерностях их возникновения, распространения, ликвидации и профилактики. Возникновение и распространения инфекционных болезней в обществе называется эпидемическим процессом. Эпидемия инфекционных или паразитарных болезней - возникновение необычного большого или неожиданного для конкретной территории и времени года числа случаев заболеваний достоверно либо предположительно инфекционной и паразитарной природы. Эпидемия часто развивается очень быстро, поэтому требуется проведение оперативных мероприятий.

Большое влияние на течение эпидемического процесса оказывает социальные фактор - условия жизни населения: плотность населения, степень комнатного благоустройства, уровень санитарной культуры, миграционные процессы, своевременность проведения профилактических мероприятий и др.

Медицинские мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями делятся на профилактические и противоэпидемиологические. Профилактические мероприятия проводят независимо от наличия инфекционных болезней. Их цель - предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.

Под противоэпидемическими мероприятиями понимают совокупность мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию инфекции в эпидемическом очаге. От того, насколько отработана эта система, какова эффективность и своевременность их проведения, зависит результативность комплекса предпринятых мер борьбы, а следовательно, и уровень последующих заболеваний в очаге.

Комплекс противоэпидемических мероприятий должен включать следующие меры:

· в отношении источника инфекции;

· направленные на разрыв путей передачи инфекции;

· направленные на повышение невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Особое внимание уделяется осуществлению тех мероприятий, которые являются наиболее эффективными в создавшейся ситуации и в местных условиях, и к которым следует отнести:

· своевременное выявление первого инфекционного заболевания;

· первичную изоляцию больного и выявление лиц, бывших с ним в контакте;

· установление диапазона, эвакуацию с соблюдением требований строгого эпидемического режима, госпитализацию и лечение;

· сигнализацию (экстренное оповещение) о выявленном больном;

· изоляционно-ограничительные или режимные (карантинные) мероприятия;

· дальнейшее выявление, обследование, изоляцию и наблюдение за лицами, контактирующими с заболевшими;

· проведение экстренной и специфической профилактики;

· проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпидемических очагах;

· отбор и исследование пищевых продуктов и питьевой воды на зараженность микроорганизмами, свойственными данной инфекционной болезни в эпидемическом очаге;

· усиление наблюдения за пострадавшим населением из- за возможности появления случаев инфекционных заболеваний и проведение профилактических мероприятий;

· проведение разъяснительной работы о мерах личной, общественной профилактики в очагах инфекции при ЧС.

Дезинфекция является одним из важнейших элементов при борьбе с заразными болезными. Объем и методы дезинфекции устанавливаются в зависимости от природы возбудителя, особенностей путей передачи при данной инфекции и условий обстановки. Она направлена на уничтожение возбудителей инфекционных болезней и их переносчиков. Дезинфекцию проводят механическим, химическим и физическим методами.

Механический метод - обмывание, чистка щетками, протирание влажными тряпками.

Метод обеззараживания химическими средствами включает использование дезинфицирующих растворов : 0,2 - 0,5 % -ного раствора хлорной извести, 3 %-ного раствора хлорамина, 3-5 %-ного раствора фенола и др. При споровых формах (сибирская язва, столбняк и др.) обрабатывают более сильными растворами : 15 %-ным раствором ДТСГК, 20 %-ным раствором хлорной извести из расчета 1 -2 л/м2. Используются формальдегиды из расчета 10 - 12 мг/м3/12ч, 3%-ный раствор перекиси водорода, 4 %-ные растворы щелочей.

Физический метод - это использование высоких температур, солнечных лучей, ионизирующих излучений и др. для уничтожения микробов.

В целях предупреждения заражения спасатели в очаге инфекционных заболеваний должны строго соблюдать правила противоэпидемического режима. Каждый спасатель должен быть вовремя привит против той, инфекции, которая является высококонтагиозной и имеет распространение в очаге катастроф. Например, прививка чумной живой вакциной "ЕВ" делается не менее чем за 6 суток до прибытия в очаг. В эпидемическом очаге, особенно опасных инфекций, спасатель работает в защитной одежде, при показаниях - в противочумном костюме.

Спасателю проводится общая экстренная профилактика, по окончании работы - санитарная обработка. Пища и вода принимаются вне очага.

Спасатели при ликвидации эпидемического очага закрепляются за определенными зонами, объектами, за направлениями эвакуации населения из района катастроф. Их работой руководит представитель здравоохранения. [4]

Профилактика группы инфекционных заболеваний вызываемых проникновением в организм патогенных микроорганизмов обладающих ядовитостью и способностью преодолевать сопротивляемость организма. Понятие, токсичность, пути передачи, структура и свойства вируса.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.08.2010
Размер файла 24,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

Институт педагогики, психологии и управления

Кафедра возрастной физиологии

Выполнила работу: студентка

1курса группы 2968

Доцент Т.А. Глухих

1. Профилактика инфекционных заболеваний

2. Основные понятия при инфекционных заболеваниях. Пути передачи

3. Структура и свойства вируса

4. Список литературы

Инфекция - борьба между двумя организмами: возбудителем (бактерия, вирус) и человеком.

1. Профилактика инфекционных заболеваний

Инфекционные заболевания - не случайные эпизоды, а закономерные явления в истории человеческого общества, которые развиваются и изменяются вместе с ним. На смену одним инфекциям приходят другие, а с ними - новые проблемы их профилактики.

В результате глубоких социальных преобразований в мире, в связи с прогрессом экономики и развитием науки положение существенным образом со временем изменяется. В значительной мере это связано с успехами в борьбе с самыми массовыми и опасными инфекционными болезнями.

В России ликвидированы эпидемии сыпного тифа, уже давно не регистрируется возвратный тиф, нет оспы, чумы, трахомы и др. Планомерно и успешно осуществляется борьба с дифтерией, корью, полиомиелитом, коклюшем и некоторыми другими инфекционными заболеваниями.

Вместе с тем заболеваемость многими инфекциями и инвазиями остается очень высокой, а их распространенность - глобальной. До сих пор в мире ежегодно регистрируется свыше 1 млрд. случаев инфекционных болезней желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. Например, гриппом в отдельные годы болеет до 20% населения только в странах Европы и Америки. Еще 75 миллионов человек переносят другие острые респираторные инфекции (ОРЗ). Во время эпидемий грипп приобретает характер стихийного бедствия, нанося странам огромный экономический ущерб.

Каждый год в мире регистрируется несколько десятков миллионов случаев заболеваний, вызванных стрептококками (ангины, скарлатины, рожи и др.). Велика еще заболеваемость менингококковой инфекцией. Широко распространена холера, которая в последние годы проникла более чем в 30 стран мира. В мире насчитывается более 400 млн. больных трахомой, 11 млн. человек болеют проказой. Поражённость людей гельминтами исчисляется в мире сотнями миллионов человек, и возможно, даже превышают цифру 1 млрд. Высока еще заболеваемость вирусным гепатитом.

Все сказанное свидетельствует о том, что на современном этапе дальнейшее совершенствование профилактики инфекционных болезней сохраняет актуальность.

В разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на борьбу с инфекционными болезнями, важную роль сыграли отечественные ученые (П.Н. Бургасов, В.А. Башенин, В.Д. Беляков, Л.В. Громашевский, И.И. Рогозин, К.Н. Токаревич). Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости имеет большое значение в организации профилактических мероприятий по снижению заболеваемости трансмиссивными болезнями. Крупные успехи в изучении вирусологии (В.М. Жданов, Л.А. Зильбур, В.Д. Соловьев, АА. Смородинцев, В.Д. Тимаков, М.П. Чумаков) способствовали совершенствованию системы мероприятий по борьбе с вирусными инфекциями.

Основным принципом деятельности органов российского здравоохранения является профилактическое направление.

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условно разделить на две большие группы - общие и специальные.

К общим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.

Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. В осуществлении этих мероприятий наряду с органами здравоохранения нередко участвуют другие министерства и ведомства, а также широкие слои населения. Например, в профилактике зоонозных заболеваний (сап, ящур, бруцеллез, сибирская язва и др.) участвуют сельскохозяйственные органы, ветеринарная служба, предприятия по обработке кожевенного сырья и шерсти. Планирование профилактических мероприятий и контроль над их выполнением осуществляют органы здравоохранения. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда вопрос касается особо опасных (карантинных) инфекций.

Содержание и масштаб профилактических мероприятий могут быть различными в зависимости от особенностей инфекции, поражаемого контингента и характера объекта. Они могут относиться непосредственно к очагу инфекции или касаться целого района, города, области. При планировании и проведении профилактических мероприятий теоретически и практически обоснованным является их разделение на три группы:

мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание (или устранение);

мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с целью разрыва путей передачи;

3) мероприятия по повышению невосприимчивости населения.

Существенную роль играют профилактические мероприятия, направленные на источник инфекции, в котором при антропонозных заболеваниях является человек - больной или носитель возбудителей, а при зоонозных заболеваниях - животное.

К этой группе профилактических мероприятий, при антропонозах относятся диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные мероприятия. Активное и полное выявление больных осуществляется на основе комплексной диагностики, включающей клинические, анамнестические лабораторные и инструментальные исследования. При ряде инфекций (особо опасные инфекции, брюшной тиф, вирусный гепатит и др.) госпитализация выявленных больных обязательна. При других нозологических формах (дизентерия, эшерихиоз, корь, ветряная оспа и др.) при отсутствии эпидемиологических и клинических противопоказаний допускается изоляция больных на дому.

Первым специализированным звеном инфекционной службы в нашей стране являются кабинеты инфекционных заболеваний. Они организуют противоэпидемическую работу на врачебных участках, осуществляют методическое руководство ею и контроль за мероприятиями в очагах инфекционных заболеваний К важным профилактическим мероприятиям относятся активное выявление бактерионосителей и их санация. Если источником инфекции являются домашние животные, то осуществляются санитарно-ветеринарные мероприятия по их оздоровлению. В тех случаях, когда источником инфекции служат синантропные животные - грызуны (мыши, крысы), проводится дератизация. В природных очагах, где источником инфекции являются дикие животные, при необходимости численность их популяции путем истребления снижается до безопасного уровня, предотвращающего заражение человека.

В настоящее время все профилактические мероприятия разделяются на три основные группы: санитарно-гигиенические, дезинфекционные и дезинсекционные.

При кишечных инфекциях с фекально-оральным механизмом заражения (брюшной тиф, паратиф, дизентерия, холера) основными факторами передачи возбудителя служат пища и вода, реже - мухи, грязные руки, предметы обихода. В профилактике этих инфекционных болезней наибольшее значение имеют мероприятия общесанитарного и гигиенического плана и различные способы дезинфекции. Общесанитарными являются коммунально-санитарные мероприятия, пищевой, школьный и промышленный санитарный надзор, повышение уровня и санитарно-гигиенической культуры населения.

К профилактическим мероприятиям, воздействующим на пути передачи инфекционного начала, относится также дезинфекция, которая проводится в очагах инфекционных заболеваний, а также в общественных местах (вокзалы, транспорт, общежития, общественные туалеты) независимо от наличия инфекционной болезни.

При инфекции дыхательных путей (корь, краснуха, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, грипп и др.) по сравнению с кишечными инфекциями проведение мероприятий для пресечения путей передачи возбудителя представляет большие трудности. В механизме передачи этих инфекций по воздуху принимают участие бактериальные аэрозоли (капельная и ядерная) и бактериальная пыль, поэтому предупредительными мерами являются санация воздушной среды помещений и применение респираторов. Что касается дезинфекции, то она почти не применяется при тех инфекциях дыхательных путей, возбудители которых малоустойчивы во внешней среде (корь, ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит). Дезинфекцию производят при скарлатине и дифтерии. Большое значение для предупреждения трансмиссивных инфекций приобретают средства дезинсекции, направленные на уничтожение переносчиков возбудителей- кровососущих клещей, насекомых. Применяются также коллективные и индивидуальные меры защиты от нападения и укусов переносчиков. Следующий путь борьбы с инфекционными болезнями является разработка мероприятий в отношении третьего звена эпидемической цепи - восприимчивого населения. Наряду с повышением общей неспецифической резистентности организма к таким мероприятиям относится специфическая профилактика, заключающаяся в создании искусственного иммунитета (активного или пассивного) против инфекционных болезней.

Для выработки искусственного активного иммунитета применяют вакцины (вакцинопрофилактика). Для создания искусственного пассивного иммунитета пользуются иммунными сыворотками (серопрофилактика).

Убитые вакцины получают из культур микроорганизмов, убитых нагреванием, действием формалина или других химических веществ. Идея гретых вакцин принадлежит В.Колле Р. Пфейфферу. Убитые (гретые) вакцины применяются против кишечных инфекций, коклюша, сыпного тифа, Ку-лихорадки, энцефалитов. Иммунность и эффективность убитых вакцин -значительно ниже, чем живых. Они создают иммунитет продолжительностью от 6 до 12 мес. И для длительного поддержания невосприимчивости организма к инфекции должны вводиться повторно.

Химические вакцины содержат специфические антигенные компоненты, извлеченные из микробных клеток различными способами . Химические вакцины, состоящие из полных антигенов возбудителей брюшного тифа и парафитов, применяются для специфической профилактики тифо-паратифозных инфекций.

Широкое применение получают ассоциированные вакцины, состоящие из нескольких антигенови позволяющие вакцинировать одновременно против нескольких инфекций. К ним относятся адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная (АКДС) вакцина, тифо-паратифозно-столбнячная вакцина. Прививки должны проводиться только в медицинских учреждениях.

Искусственный активный иммунитет возникает не сразу после введения вакцины, а спустя некоторое время, необходимое для выработки специфических клеточных и гуморальных факторов защиты. Этот период обычно равен нескольким неделям. Значительно быстрее развивается искусственный пассивный иммунитет, обусловленный введением в организм сыворотки крови, содержащий готовые антитела. В ряде случаев для профилактики той или иной инфекционной болезни наряду с вакциной применяют сыворотку или гамма-глобулин. Прививки проводят в плановом порядке, независимо от наличия тех или иных инфекционных болезней. Они могут быть общими, и выборочными, которые делаются лицам профессиональных групп. Очень важно установление противопоказаний к проведению прививок Значение предохранительных прививок заключается в снижении заболеваемости среди привитых, а в случае заболевания в более легком его течении и тем самым снижении летальности.

2. Основные понятия при инфекционных заболеваниях

Пути передачи.

1. Прямой контакт.

2. Контакт с зараженными материалами (салфетками, полотенцами).

3. Воздушно-капельным путем (т.е. при чихании).

4. Укусы (животного, насекомого, человека).

5. Уколы иглами/острыми инструментами.

6. Переливание зараженных компонентов крови.

Основные признаки

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ.

Среди острых респираторных инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами, наиболее опасен грипп. Заболевание носит сезонный характер (вспышки, как правило, отмечаются в холодное время года - осенью и зимой). Часто грипп приобретает характер эпидемии.

Самое серьезное осложнение - гриппозная пневмония, при которой происходит наибольшее число смертельных случаев при заболевании гриппом.

СИМПТОМЫ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ.

-Больной острой респираторной вирусной инфекцией ощущает боли и ломоту в мышцах и суставах, нос заложен; появляются светобоязнь, слизистые выделения из носа, першение в горле, сухой кашель.

-Температура тела повышается.

-Больного беспокоят слабость, головные боли, головокружение, ухудшение аппетита, нарушение сна, озноб.

-Кишечная форма гриппа сопровождается тошнотой, частым и жидким стулом, болями в животе.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Обеспечьте больному покой и постельный режим. Выделите больному отдельную комнату или угол в комнате, отгородив его ширмой, простыней.

Больной должен пользоваться отдельной посудой.

При уходе за больным закрывайте нос и рот маской из 4-х слойной марли.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ.

Вызовите к больному участкового терапевта поликлиники, который назначит необходимое лечение. При тяжелых формах заболевания вызовите больному скорую медицинскую помощь (тел. 03).

3. Структура и свойства вируса

Вирус гриппа (Mixovirus influenzae) принадлежит к семейству ортомиксовирусов. Он имеет сферическую структуру и размер 80-120 нанометров.

Сердцевина вируса содержит одноцепочечную отрицательную цепь РНК, состоящую из 8 фрагментов, которые кодируют 10 вирусных белков. Фрагменты РНК имеют общую белковую оболочку, которая объединяет их, образуя нуклеопротеид.

Снаружи вирус покрыт липидной оболочкой. Именно липиды ответствтенны за ту тяжелую интоксикацию, которая поражает человека во время болезни. На поверхности вируса находятся выступы (гликопротеины) - гемагглютинин (названный по способности агглютинировать эритроциты) и нейраминидаза (фермент). Гемагглютинин обеспечивает способность вируса присоединяться к клетке. Нейраминидаза отвечает, во-первых, за способность вирусной частицы проникать в клетку-хозяина, и, во-вторых, за способность вирусных частиц выходить из клетки после размножения.

Нуклеопротеид (также называемый S-антигеном) постоянен по своей структуре и определяет тип вируса (А, В или С). Поверхностные антигены (гемагглютинин и нейраминидаза - V-антигены), напротив, изменчивы и определяют разные штаммы одного типа вируса.

Вирус гриппа А как правило вызывает заболевание средней или сильной тяжести. Поражает как человека, так и некоторых животных (лошадь, свинья, хорек, птицы). Именно вирусы гриппа А ответственны за появление пандемий и тяжелых эпидемий. Известно множество подтипов вируса типа А, которые классифицируются по поверхностным антигенам - гемагглютинину и нейраминидазе: на настоящий момент известно 16 типов гемагглютинина и 9 типов нейраминидазы. Вирус видоспецифичен: то есть как правило, вирус птиц не может поражать свинью или человека, и наоборот.

Вирус гриппа В Как и вирус гриппа А, способен изменять свою антигенную структуру. Однако эти процессы выражены менее четко, чем при гриппе типа А. Вирусы типа В не вызывают пандемии и обычно являются причиной локальных вспышек и эпидемий, иногда охватывающих одну или несколько стран. Вспышки гриппа типа В могут совпадать с таковыми гриппа типа А или предшествовать ему. Вирусы гриппа В циркулируют только в человеческой популяции (чаще вызывая заболевание у детей).

Вирус гриппа С достаточно мало изучен. Известно, что в отличие от вирусов А и В, он содержит только 7 фрагментов нуклеиновой кислоты и один поверхностный антиген. Инфицирует только человека. Симптомы болезни обычно очень легкие, либо не проявляются вообще. Он не вызывает эпидемий и не приводит к серьезным последствиям. Является причиной спорадических заболеваний, чаще у детей. Антигенная структура не подвержена таким изменениям , как у вирусов типа А. Заболевания, вызванные вирусом гриппа С, часто совпадают с эпидемией гриппа типа А. Клиническая картина такая же, как при легких и умеренно тяжелых формах гриппа А.

Специфичность вирусов в отношении хозяев является свойством вирусов гриппа, имеющем принципиальное значение. Это свойство обусловлено распознаванием молекулами гемагглютинина вируса специфических рецепторов галактозы на клетках хозяина. Связывание галактозы этими рецепторами отличается у человека и у птиц. Вот почему невозможно заражение человека вирусом гриппа птиц. Однако вспышка птичьего гриппа в Гонконге в 1997 (когда было отмечено заражение человека от птиц) подтвердила, что в жизни бывают исключение из правил. Предполагается, что водоплавающие птицы выступают в роли резервуаров вирусов, поскольку в них обнаружены все известные серотипы гемагглютинина и нейраминидазы.

Вирус гриппа наиболее устойчив при низких температурах - он может сохранятся при температуре 4° С в течение 2-3 недель; прогревание при температуре 50-60° С вызывает инактивацию вируса в течение нескольких минут, действие дезинфицирующих растворов - мгновенно.


Инфекционные заболевания включают группу недугов, возникающих из-за бактерий, вирусов, паразитов и других микроорганизмов.

Защититься от них поможет эффективная профилактика: вакцинация, гигиена, здоровый образ жизни.

Профилактика инфекционных заболеваний требуется каждому человеку, поскольку на всех сказывается плохая экология, не соответствующее здоровым принципам питание. Из-за ослабленного иммунитета организм подвергается разным недугам, и тогда вирусы, бактерии и прочие микроорганизмы активно развиваются и мутируют.

Стремительное развитие вирусов опасно для каждого человека, ведб тогда появляются эпидемии и пандемии.

Эффективные меры профилактики позволят не допустить этого, но только следовать им нужно регулярно.

Профилактика бывает специфическая и неспецифическая, но смысл обоих видов заключается в выполнении несложных рекомендаций по защите от инфекционных заболеваний.

Как передаются инфекции?

Прежде чем предпринимать какие-то меры по профилактике, необходимо знать, как та или иная инфекция проникает в организм. На основе этого можно выбрать эффективный метод защиты.

Известны следующие способы распространения инфекций:

  • воздушно-капельный: корь, краснуха, ветряная оспа, грипп, коклюш, ОРВИ;
  • фекально-оральный: острые кишечные инфекции;
  • контактно-бытовой: герпес, чесотка, столбняк, микроспория;
  • трансмиссивный: малярия, болезнь Лайма, энцефалиты.

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА


Она предполагает применение вакцин, которые позволять предотвратить заболевание и защитить от осложнений. Вакцины необходимы для снижения заболеваемости. Они эффективны против многих острых и хронических заболеваний.

Специфическая профилактика предполагает вакцинацию людей с рождения и до глубокой старости.

Специфическая профилактика считается одной из самых эффективных.

Вакцинация позволяет защититься в 80-90% случаях, поэтому она важна даже для здоровых детей.

Специфическая профилактика быстро приносит результаты, нужно лишь вовремя делать прививки.

НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Она также эффективна для защиты от инфекций и предполагает применение следующих лекарств:

  • противовирусные препараты;
  • иммунобиологические средства;
  • химиопрепараты

Кроме того неспецифическая профилактика предполагает выполнение санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур.


Нужно регулярно мыть руки с мылом. Необходимо пользоваться индивидуальными средствами гигиены: полотенцами, зубными щетками, расческами, наборами для маникюра и педикюра. Вне дома лучше применять влажные салфетки и антимикробные средства. Не следует часто трогать нос и рот, так как через них в организм могут проникнуть вирусы.

Нужно часто проветривать помещение, а в теплый период спать с открытыми форточками. Дома следует поставить увлажнитель воздуха, ведь он будет спасать от сухости во время отопительного сезона.

Важное значение имеет образ жизни. Необходимо следовать принципам распорядка дня, режиму труда и отдыха. В меню необходимо включать свежие овощи и фрукты, соки, травяные чаи. Использовать закаливание.

Для каждого человека доступна индивидуальная профилактика.

Профилактика при воздушно-капельном заражении

Требуется закаливание и систематическое выполнение физических упражнений. Помещение необходимо постоянно дезинфицировать, проветривать. Во время эпидемий следует носить ватно-марлевую повязку.

Слизистую носа и ротоглотки необходимо обрабатывать антисептическими средствами. Следовать правилам личной гигиены. Во время лечения инфекционных заболеваний не стоит посещать людные места. Использовать различные медицинские средства (таблетки, мази, спреи).

Что нужно делать для защиты фекально-оральных заражений?

Перед едой, после посещения туалета, после улицы следует обязательно мыть руки водой с мылом. Перед покупкой продуктов питания смотреть на срок годности. Сырая и приготовленная пища не должны контактировать между собой. Продукты необходимо термически обрабатывать. Пить следует исключительно кипяченую или бутилированную воду. Приготовленная пища не должна храниться в холодильнике более 3 дней.

Профилактика при контактно-бытовом заражении

Тщательно обрабатывать предметы и вещи, которыми пользуются многие люди (например, игрушки в д/саду). Не стоит ходить в общественные бани, сауны. Для безопасности следует исключить случайные половые связи. Важно соблюдать элементарные правила гигиены. Медицинских препаратов для такой профилактики нет, есть только средства для конкретных заболеваний.

Профилактика при трансмиссивных заболеваниях

Поскольку болезни переносятся чаще всего насекомыми, необходимы меры для личной защиты от их нападения (защитная одежда, обувь, реппеленты). Также следует воздерживаться от поездок в экваториальные страны.

В современном мире развивается много микроорганизмов, опасных для человека. Любое инфекционное заболевание легче предотвратить, чем проходить длительное лечение и восстановление. Несложные мероприятия будут полезными для детей и взрослых.

Читайте также: