Координационный совет профилактика вич инфекции

Обновлено: 28.03.2024

1. Координационный совет по вопросам ВИЧ/СПИДа при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее - Координационный совет) является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях выработки предложений по совершенствованию мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

2. В своей деятельности Координационный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В состав Координационного совета входят председатель Координационного совета, заместитель председателя Координационного совета, ответственный секретарь Координационного совета, члены Координационного совета.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен. - Приказ Минздрава России от 29 сентября 2017 г. N 749

4. Координационный совет выполняет следующие функции:

4.1. Участвует в разработке и рассмотрении предложений по приоритетным направлениям государственной политики в области борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации с учетом положений Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р (далее - Государственная стратегия).

4.2. Участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией Государственной стратегии.

4.3. Анализирует лучшие практики субъектов Российской Федерации по программам профилактики ВИЧ-инфекции и рассматривает результаты их реализации.

4.4. Готовит предложения по проектам нормативных правовых актов в области борьбы с ВИЧ-инфекцией и участвует в их обсуждении.

4.5. Оказывает информационную, организационную, методическую и иную поддержку заинтересованным органам исполнительной власти и неправительственным организациям, осуществляющим работу по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

5. Координационный совет имеет право:

5.1. Создавать временные рабочие группы из числа как своих членов, так и представителей общественных объединений, научных и других организаций, не входящих в состав Координационного совета, для решения задач, поставленных перед Координационным советом. Состав временной рабочей группы утверждается председателем Координационного совета.

5.2. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Координационного совета вопросам.

6. Заседания Координационного совета проводятся не реже двух раз в год.

7. Каждый член Координационного совета извещается ответственным секретарем Координационного совета о планируемом заседании не позднее, чем за 5 календарных дней до его проведения.

8. Заседание Координационного совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа его членов.

Заседание Координационного совета проводит председатель Координационного совета, а в его отсутствие - заместитель председателя Координационного совета.

9. Решение Координационного совета принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании его членов и оформляется протоколом заседания Координационного совета, который подписывает председательствующий на заседании. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

Особое мнение членов Координационного совета, голосовавших против принятого решения, излагается в письменном виде и прилагается к протоколу заседания Координационного совета.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен. - Приказ Минздрава России от 29 сентября 2017 г. N 749

10. Материалы заседаний Координационного совета хранятся в Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации.

11. Решения Координационного совета носят рекомендательный характер.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

от 8 февраля 2013 года N 60

О Координационном совете по вопросам ВИЧ/СПИДа при Министерстве здравоохранения Российской Федерации

(с изменениями на 30 декабря 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Создать Координационный совет по вопросам ВИЧ/СПИДа при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Положение о Координационном совете по вопросам ВИЧ/СПИДа при Министерстве здравоохранения Российской Федерации согласно приложению N 1;

Состав Координационного совета по вопросам ВИЧ/СПИДа при Министерстве здравоохранения Российской Федерации согласно приложению N 2.

3. Департаменту организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела (Е.В.Каракулина) обеспечить организациокно-техническое сопровождение деятельности Координационного совета по вопросам ВИЧ/СПИДа при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации С.А.Краевого.

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 8 февраля 2013 года N 60

Положение о Координационном совете по вопросам ВИЧ/СПИДа при Министерстве здравоохранения Российской Федерации

(с изменениями на 29 сентября 2017 года)

1. Координационный совет по вопросам ВИЧ/СПИДа при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее - Координационный совет) является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях выработки предложений по совершенствованию мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

2. В своей деятельности Координационный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В состав Координационного совета входят председатель Координационного совета, заместитель председателя Координационного совета, ответственный секретарь Координационного совета, члены Координационного совета.

4. Координационный совет выполняет следующие функции:

4.1. Участвует в разработке и рассмотрении предложений по приоритетным направлениям государственной политики в области борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации с учетом положений Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р (далее - Государственная стратегия).

4.2. Участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией Государственной стратегии.

4.3. Анализирует лучшие практики субъектов Российской Федерации по программам профилактики ВИЧ-инфекции и рассматривает результаты их реализации.

4.4. Готовит предложения по проектам нормативных правовых актов в области борьбы с ВИЧ-инфекцией и участвует в их обсуждении.

4.5. Оказывает информационную, организационную, методическую и иную поддержку заинтересованным органам исполнительной власти и неправительственным организациям, осуществляющим работу по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

5. Координационный совет имеет право:

5.1. Создавать временные рабочие группы из числа, как своих членов, так и представителей общественных объединений, научных и других организаций, не входящих в состав Координационного совета, для решения задач, поставленных перед Координационным советом. Состав временной рабочей группы утверждается председателем Координационного совета.

5.2. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Координационного совета вопросам.

6. Заседания Координационного совета проводятся не реже двух раз в год.

7. Каждый член Координационного совета извещается ответственным секретарем Координационного совета о планируемом заседании не позднее, чем за 5 календарных дней до его проведения.

8. Заседание Координационного совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа его членов.

Заседание Координационного совета проводит председатель Координационного совета, а в его отсутствие - заместитель председателя Координационного совета.

9. Решение Координационного совета принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании его членов и оформляется протоколом заседания Координационного совета, который подписывает председательствующий на заседании. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

Особое мнение членов Координационного совета, голосовавших против принятого решения, излагается в письменном виде и прилагается к протоколу заседания Координационного совета.

10. Материалы заседаний Координационного совета хранятся в Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации.

11. Решения Координационного совета носят рекомендательный характер.

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 8 февраля 2013 года N 60

Состав Координационного совета по вопросам ВИЧ/СПИДа при Министерстве здравоохранения Российской Федерации

заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации (председатель);

заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации (заместитель председателя) (по согласованию);

заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации (ответственный секретарь);

начальник отдела организации надзора за ВИЧ/СПИДом и вирусными гепатитами Управления эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по согласованию);

директор Фонда социального развития и охраны здоровья "ФОКУС-МЕДИА" (по согласованию);

директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (по согласованию);

заместитель председателя профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации (по согласованию);

директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации;

заведующий лабораторией экспертной диагностики СПИДа и инфекционных заболеваний центра клинической лабораторной диагностики федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова" Министерства обороны Российской Федерации (по согласованию);

заведующий отделом главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (специального назначения) Министерства обороны Российской Федерации (по согласованию);

главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию);

главный внештатный специалист фтизиатр Министерства здравоохранения Российской Федерации, директор федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний" Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию);

главный редактор сетевого издания "Коалиция по готовности к лечению" (по согласованию);

главный внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию);

помощник Министра здравоохранения Российской Федерации;

главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в Приволжском федеральном округе Российской Федерации (по согласованию);

директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации (по согласованию);

директор региональной общественной организации "СПИД, статистика, здоровье" (по согласованию);

исполнительный директор Ассоциации пациентов и специалистов, помогающих людям с ВИЧ, вирусными гепатитами и другими социально значимыми заболеваниями "Е.В.А" (по согласованию);

заместитель директора Департамента общественного здоровья и коммуникаций Министерства здравоохранения Российской Федерации;

начальник Управления молодежных проектов и программ Федерального агентства по делам молодежи (по согласованию);

специалист по эпидемиологическим вопросам федерального бюджетного учреждения науки "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по согласованию);

руководитель отделения профилактики социально значимых инфекций Национального научного центра наркологии - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию);

генеральный директор Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда медико-социальных программ "Гуманитарное действие" (по согласованию);

начальник отдела проектов межсекторного взаимодействия Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации (по согласованию);

директор регионального общественного фонда помощи различным категориям населения Свердловской области "Новая жизнь" (по согласованию);

начальник кафедры инфекционных болезней федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова" Министерства обороны Российской Федерации, главный инфекционист Министерства обороны Российской Федерации (по согласованию);

начальник Управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (по согласованию);

программный директор Фонда "Открытый Институт здоровья населения" (некоммерческая организация) (по согласованию);

председатель региональной общественной организации "Профилактика и инициатива в области охраны здоровья населения и предотвращения социально негативных явлений" Республики Татарстан (по согласованию);

специалист по мониторингу и оценке Благотворительного Фонда "Поддержки социальных инициатив и общественного здравоохранения" (по согласованию);

председатель правления Новосибирской региональной общественной организации "Гуманитарный проект" (по согласованию);

директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации;

директор Благотворительного фонда "Помощь детям, затронутым эпидемией ВИЧ-инфекции "Дети плюс" (по согласованию);

директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Министерства здравоохранения Российской Федерации;

главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в Южном федеральном округе Российской Федерации (по согласованию);

советник Управления корпоративной ответственности, устойчивого развития и социального предпринимательства Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию);

директор Департамента науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации;

советник отдела развития системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации (по согласованию);

заместитель директора Департамента государственной политики в области средств массовой информации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (по согласованию);

главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации (по согласованию);

директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации;

старший научный сотрудник федерального бюджетного учреждения науки "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по согласованию);

заместитель генерального директора Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда медико-социальных программ "Гуманитарное действие" (по согласованию);

директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации;

главный внештатный специалист по инфекционным болезням Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию);

координатор программ по профилактике ВИЧ-инфекции Благотворительного фонда содействия межцерковной христианской диаконии (по согласованию);

директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства здравоохранения Российской Федерации;

начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (по согласованию);

Никитина
Светлана Юрьевна

начальник Управления статистики населения и здравоохранения Федеральной службы государственной статистики (по согласованию);

начальник отдела развития системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации (по согласованию);

заместитель начальника отдела законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Министерства юстиции Российской Федерации (по согласованию);

член Комитета Государственной Думы по охране здоровья (по согласованию);

главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в Сибирском федеральном округе Российской Федерации (по согласованию);

главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в Уральском федеральном округе Российской Федерации (по согласованию);

директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации;

главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в Центральном федеральном округе Российской Федерации (по согласованию);

председатель правления регионального благотворительного фонда борьбы со СПИДом "Шаги" (по согласованию);

заместитель начальника Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (по согласованию);

руководитель секции "Медицина и фармацевтика" Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (по согласованию);

директор Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации;

заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;

директор Департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения Российской Федерации;

заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства (по согласованию);

главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации (по согласованию);

директор Правового департамента Министерства здравоохранения Российской Федерации;

директор автономной благотворительной некоммерческой организации "Новый век" (по согласованию);

заместитель начальника отдела образовательной, творческой и проектной деятельности Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации (по согласованию);

директор государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы" (по согласованию);

заместитель руководителя Департамента социального развития Аппарата Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России" (по согласованию);

советник отдела антидопингового обеспечения и межведомственного взаимодействия Департамента науки и образования Министерства спорта Российской Федерации (по согласованию);

главный специалист отделения медицинского обеспечения подозреваемых и обвиняемых отдела обеспечения лечебной работы, контроля качества медицинской деятельности и организации медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний (по согласованию);

директор проектов Фонда "Российское здравоохранение" (по согласованию);

главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации (по согласованию);

директор федерального государственного бюджетного научного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" (по согласованию).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Р.А.Хальфин 20 декабря 2006 г. N 6834-РХ

Настоящие Методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа" N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2006* г. N 251 "О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний")** при участии Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом (академик РАМН, д.м.н., профессор В.В.Покровский, ведущий научный сотрудник В.В.Беляева, научный сотрудник Н.В.Козырина), Российского университета дружбы народов (профессор кафедры инфекционных болезней Г.М.Кожевникова).

** На территории Российской Федерации документ не действует, утратил силу на основании приказа Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2007 года N 760. - Примечание изготовителя базы данных.

В Методических рекомендациях описывается максимально широкий спектр комплексных мероприятий, которые рекомендуется осуществлять на территориях Российской Федерации в целях предупреждения распространения вируса иммунного дефицита человека (ВИЧ) среди различных групп населения путем информирования и обучения безопасному в плане заражения поведению; описывается механизм передачи ВИЧ и оцениваются возможности прерывания передачи ВИЧ с помощью информационного воздействия на восприимчивый контингент. Формулируются общие принципы информационно-просветительской работы в области профилактики ВИЧ-инфекции и обсуждаются конкретные методики обучения угрожаемых по заражению ВИЧ контингентов населения; дается критическая характеристика используемых в настоящее время подходов к осуществлению профилактических мероприятий и приводятся рекомендации по их усовершенствованию.

Методические рекомендации предназначены для специалистов в области профилактической медицины, эпидемиологов, а также для специалистов, участвующих в организации оказания медицинской помощи при ВИЧ-инфекции - руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, а также других специализированных медицинских учреждений.

ВВЕДЕНИЕ

Современная терапия может на несколько лет продлить жизнь людей, живущих с ВИЧ/СПИД, тем не менее, в случае сохранения высокого уровня передачи ВИЧ будет постоянно увеличиваться и число людей, нуждающихся в такой терапии. Дальнейшее прогрессирование эпидемии в России может иметь отрицательные демографические, экономические и даже геополитические последствия, поэтому предупреждение распространения ВИЧ среди населения РФ является задачей общегосударственного масштаба. Правильная организация комплекса мероприятий по профилактике распространения ВИЧ как в масштабах страны, так и в отдельных регионах является важнейшим звеном противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД.

Раздел I

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ПОДХОДАХ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1. Пандемия ВИЧ-инфекции

С 80-х годов XX века на Земле развивается глобальная эпидемия (пандемия) ВИЧ-инфекции (СПИДа).

Инфекционный агент, вызвавший пандемию - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ передается от человека к человеку при половых контактах, при переливании крови (или при случайном переносе зараженной ВИЧ крови от человека к человеку режущими или колющими инструментами). Вирус также может передаваться от инфицированной ВИЧ матери ее ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. Другими путями ВИЧ от человека к человеку не передается.

Возбудитель заболевания - ВИЧ

Вирус из группы ретровирусов. Паразитирует в клетках человека, имеющих клеточный рецептор СД-4 (преимущественно клетки лимфоидного ряда). Вирус мало устойчив к воздействию активных факторов внешней среды, например, при температуре 56°С инактивируется в течение получаса, при температуре 100°С - в течение 1-2 минут. В то же время в замороженном состоянии ВИЧ может сохраняться в течение нескольких лет. В засохшей крови на иглах и шприцах, а также в растворах психотропных препаратов (наркотиков) может сохранять свою активность до 3 недель и более (при комнатной температуре), а в ряде случаев - вероятно и до месяца, что является одним из важнейших факторов, обусловивших его распространение в среде потребителей наркотических препаратов.

Пути передачи ВИЧ

Длительные эпидемиологические наблюдения показали, что ВИЧ распространяется при половых контактах, при переносе инфицированной крови от зараженного лица неинфицированному (переливание крови или ее компонентов, пересадка органов, парентеральные вмешательства, выполняемые загрязненными инфицированной кровью инструментами), от инфицированной матери плоду во время беременности, во время прохождения ребенка по родовым путям и при грудном вскармливании.

Для передачи ВИЧ необходимо не только наличие источника инфекции и восприимчивого субъекта, но и возникновение особых условий, обеспечивающих эту передачу. С одной стороны, выделение ВИЧ из зараженного организма в естественных ситуациях происходит ограниченными путями: со спермой, выделениями мужских и женских половых путей, с женским молоком, а в патологических условиях - с кровью и различными экссудатами. С другой стороны, как мы отмечали, для заражения ВИЧ с последующим развитием ВИЧ-инфекции необходимо попадание возбудителя во внутренние среды организма, то есть для этого необходимо нарушение целостности покровов.

Совпадение обоих условий происходит при половых контактах, сопровождаемых микро- или макроповреждениями, и механическим втиранием инфекционного материала (проникновение ВИЧ из семенной жидкости в кровь, из физиологических экскретов половых путей - в кровь или из крови - в кровь). Наличие ВИЧ в семенной жидкости, по объему и дозе возбудителя превышающей выделения из женских половых путей, обусловливает более высокую вероятность передачи ВИЧ от мужчины к женщине. Очаги воспалительных заболеваний или дисплозивных процессов (эрозия шейки матки) на покровах половых путей повышают уровень передачи ВИЧ в обоих направлениях, являясь выходными или входными воротами для ВИЧ. С одной стороны, в этих очагах могут концентрироваться клетки, поражаемые ВИЧ, с другой стороны, в воспалительных и деструктивных очагах легче происходит травматизация, открывающая путь ВИЧ. Такие физиологические моменты как менструация, с предшествующими ей изменениями структуры эпителия, естественно, увеличивают риск передачи ВИЧ в обоих направлениях, если вагинальное половое сношение происходит незадолго или во время месячных. В течение года полового общения с ВИЧ-инфицированным партнером вероятность заражения составляет 30-40%. Различные воспалительные процессы мочеполовых путей у мужчин и женщин, часто связанные с инфекциями, передаваемыми половым путем, играют роль мощного фактора, поддерживающего гетеросексуальную передачу ВИЧ в развивающихся странах. Несоизмеримо более высокий уровень профилактики и лечения заболеваний, передающихся половым путем, в экономически развитых странах является одним из факторов, обусловливающих сравнительно низкий уровень гетеросексуальной передачи ВИЧ в Северной Америке, Западной Европе и Австралии.

Восприимчивость к ВИЧ инфекции всеобщая. Эпидемиологические наблюдения говорят о существовании среди населения небольшого процента лиц, невосприимчивых или, скорее, менее восприимчивых к заражению ВИЧ половым путем. В то же время имеются данные, что такие лица могут заразиться при непосредственном попадании ВИЧ в кровь (при переливании крови или при парентеральном потреблении наркотиков). Наличие отдельных случаев невосприимчивости к ВИЧ или случаев замедленного развития СПИДа, иногда связанное с определенными генетическими маркерами, представляет интерес в основном для научных исследований и пока не имеет существенного значения для организации проведения массовых профилактических мероприятий.

Не высокий уровень заразности ВИЧ, а многолетнее скрытое течение ВИЧ-инфекции явилось основной причиной того, что ВИЧ в течение 20-25 лет постепенно и часто незаметно распространился по всем континентам и странам мира. Интенсивная международная миграция различных групп населения, обусловленная быстрым развитием мирового рынка, привела к заносу ВИЧ из зон первоначального распространения (США и страны Центральной Африки) практически во все государства мира.

Пандемия продолжает усиливаться. К концу 2006 г., по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и программы ООН по СПИДу (UNAIDS), всего в мире жили с ВИЧ 39,5 миллионов человек, причем в 2006 г. заразилось 4,3 миллиона. К этому времени уже умерли от СПИДа до 30 миллионов человек, ранее зараженных ВИЧ.

Вопреки сложившимся стереотипам подавляющее число зараженных ВИЧ и умерших от СПИДа в мире не относится к "группам риска" - гомосексуалистам и наркоманам, а принадлежит к населению с обычным (гетеросексуальным) половым поведением. Уровень пораженности взрослого гетеросексуального населения (более 1%) представляет непосредственную угрозу для будущего государства. Предупредить разрастание эпидемии в условиях отсутствия специфической профилактики (вакцин) возможно только путем изменения поведения населения в сторону менее рискованного.

2. Последствия эпидемического распространения ВИЧ/СПИД

Массовое распространение ВИЧ с последующей массовой гибелью зараженных ВИЧ от СПИДа вызывает многофакторное деструктивное воздействие на социальную и экономическую жизнь общества.

a. Уменьшение численности населения и продолжительности жизни. Половой путь передачи ВИЧ обуславливает преимущественное заражение молодой части населения. Гибель, наступающая через 10 лет после заражения, вызывает возрастание общей смертности среди лиц активного возраста. Это в свою очередь ведет к уменьшению рождаемости. Таким образом, ВИЧ/СПИД становится мощным фактором, вызывающим уменьшение численности населения и средней продолжительности жизни. В наиболее пораженных СПИДом регионах Африки отмечено снижение средней ожидаемой продолжительности жизни на 15-20 лет, то есть возвращение к показателям 50-х годов прошлого века. Для стран с отрицательным приростом населения, таких как Россия, масштабная эпидемия ВИЧ-инфекции может усугубить демографические проблемы.

b. Уменьшение работающей части населения и увеличение числа иждивенцев. Болезнь и смерть части населения в наиболее работоспособном возрасте приводит к уменьшению трудовых ресурсов. Больные СПИДом теряют трудоспособность и переходят в категорию иждивенцев. Их дети, оставшиеся без кормильца, также пополняют ряды нуждающихся в материальной поддержке.

c. Снижение качества рабочей силы. Зараженные ВИЧ люди, зная о скорой смерти, теряют интерес к совершенствованию профессиональных навыков, к образованию. Проявления болезни также снижают качество их трудовой деятельности.

d. Увеличение затрат в сфере здравоохранения. Медицинское обслуживание больных СПИДом, современное комбинированное лечение, меры по противодействию эпидемии требуют привлечения дополнительных средств и перераспределения имеющихся ресурсов здравоохранения. Отток средств и кадров на лечение ВИЧ-инфекции негативно влияет на другие области здравоохранения.

e. Экономический ущерб от эпидемии обусловливается в первую очередь уменьшением рабочей силы и ухудшением качества труда, увеличением неработающей части населения, возрастанием пенсионной нагрузки на работающих, увеличением затрат в области здравоохранения.

f. Рост социальной напряженности может быть обусловлен недовольством населения плохо организованным противодействием эпидемии.

g. Геополитическое ослабление государства, пораженного эпидемией ВИЧ/СПИД, обусловлено как экономическим ущербом, так и непосредственным снижением числа потенциальных военнослужащих.

3. Развитие ситуации по ВИЧ/СПИД в России

До середины 90-х годов XX века распространение ВИЧ-инфекции на территории России носило характер очаговой заболеваемости: выявлялись отдельные цепочки передачи ВИЧ, в которых преобладали случаи передачи при гомосексуальных контактах. В то же время были отмечены случаи гетеросексуальной передачи ВИЧ, а также случаи передачи ВИЧ при переливании крови, а в конце 80-х годов - внутрибольничные вспышки, произошедшие в результате нарушений противоэпидемического режима в стационарах.

Начиная с 2001 г. число ежегодно регистрируемых новых случаев ВИЧ-инфекции стало постепенно снижаться, достигнув 35000 в 2004 г. В 2005 г. было отмечено не снижение, а небольшое увеличение числа вновь выявленных случаев. В половине регионов России большая часть новых случаев была связана с гетеросексуальной передачей ВИЧ, а не с употреблением наркотиков. Те же тенденции сохранялись и в 2006 г.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 9 октября 2006 г. N 608 "О Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

Постановление Правительства РФ от 9 октября 2006 г. N 608 "О Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Образовать Правительственную комиссию по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

2. Утвердить прилагаемые Положение о Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), и ее состав.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение
о Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 октября 2006 г. N 608)

1. Правительственная комиссия по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (далее - Комиссия), является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области предупреждения (профилактики) ВИЧ-инфекции и оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам.

2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Комиссии являются:

обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации основных направлений государственной политики в области предупреждения (профилактики) ВИЧ-инфекции и оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам, в том числе эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции среди населения;

организация межведомственных мероприятий, направленных на обеспечение доступности медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам;

подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства в области предупреждения (профилактики) ВИЧ-инфекции среди населения, обеспечения доступности медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, а также медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам.

4. Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач выполняет следующие основные функции:

а) готовит предложения по разработке проектов нормативных правовых актов, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции Комиссии;

б) рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам:

формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в области эпидемиологического надзора, профилактики, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции, медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции и оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам;

совершенствования правового регулирования отношений в области эпидемиологического надзора, профилактики, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции, медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции и оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам;

в) рассматривает вопросы разработки и реализации федеральных целевых программ, других программ и проектов в области профилактики, диагностики, лечения и социальной поддержки ВИЧ-инфицированных лиц в Российской Федерации;

г) рассматривает вопросы и вырабатывает предложения, касающиеся международного сотрудничества в области профилактики, диагностики, лечения и социальной поддержки ВИЧ-инфицированных лиц;

д) обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам:

профилактики, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции и социальной поддержки ВИЧ-инфицированных лиц;

совершенствования системы специализированных медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в области эпидемиологического надзора, профилактики, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции, медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции и оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам;

профессиональной подготовки и переподготовки кадров, работающих в области эпидемиологического надзора, профилактики, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции, медицинского освидетельствования и оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам;

совершенствования системы эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, а также повышения эффективности профилактических мероприятий;

оценки и прогнозирования эпидемической ситуации по заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации.

5. Комиссия имеет право:

а) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций необходимые материалы и информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

б) заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

в) привлекать в установленном порядке к работе Комиссии представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных, общественных и других организаций, а также специалистов;

г) создавать рабочие группы для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности Комиссии.

6. Председателем Комиссии является Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

7. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации на основе предложений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласованных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, утверждаемым председателем Комиссии.

8. Заседания Комиссии проводятся не реже 2 раз в год. По мере необходимости могут проводиться внеочередные заседания.

9. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие более половины ее членов.

Решения Комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовали более половины членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов Комиссии голос председательствующего на заседании является решающим.

10. Член Комиссии в случае его отсутствия на заседании имеет право изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

11. Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, оформляются протоколами заседаний, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании Комиссии.

Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех представленных в Комиссии федеральных органов исполнительной власти.

12. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Состав
Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 октября 2006 г. N 608)

Зурабов М.Ю. - Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации (председатель Комиссии)

Стародубов В.И. - заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

Онищенко Г.Г. - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ответственный секретарь Комиссии)

Апатенко С.Н. - директор Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации

Баткибеков С.Б. - директор Департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

Бобрик А.В. - заместитель директора фонда "Открытый институт здоровья населения" (по согласованию)

Большакова Т.С. - начальник отдела бюджетной политики в сфере здравоохранения и физической культуры департамента Министерства финансов Российской Федерации

Величкина Ю.В. - директор по связям с общественностью и маркетингу фонда "Центр социального развития и информации" (по согласованию)

Голубовский В.Ю. - заместитель начальника Департамента охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации

Гришанков М.И. - первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности (по согласованию)

Гришин М.В. - председатель правления Челябинского городского благотворительного общественного фонда "Береги себя" (по согласованию)

Данько С.А. - главный государственный санитарный врач Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Зверев В.В. - академик-секретарь отделения профилактической медицины Российской академии медицинских наук (по согласованию)

Кононец А.С. - заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний

Мельниченко П.И. - главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации

Мягков И.А. - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "АЗТ ФАРМА К.Б." (по согласованию)

Наркевич М.И. - президент общественного объединения "МЕДАНТИСПИД" (по согласованию)

Перышкина Е.Н. - директор региональной общественной организации "СПИД инфосвязь" (по согласованию)

Покровский В.И. - директор Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии

Попугаев Ю.И. - заместитель руководителя Департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Сельцовский А.П. - руководитель Департамента здравоохранения г. Москвы

Шубин Ю.А. - директор Департамента культуры Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Яковлева Т.В. - председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья (по согласованию)

Постановление Правительства РФ от 9 октября 2006 г. N 608 "О Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: