Корабль где они отравились

Обновлено: 19.04.2024

Ракетный крейсер "Москва" навсегда ушёл под воду. Пожар, детонация и взрыв – такова рабочая версия произошедшего. В причинах гибели корабля ещё предстоит разобраться, но о следствии можно говорить уже сейчас: попытка вытеснить Россию из акватории Чёрного моря – заявка, требующая ответа. Царьград расскажет, станет ли гибель гвардейского крейсера "Москва" поворотным винтом спецоперации.

Россия потеряла "Москву" – гвардейский ракетный крейсер, флагманский корабль Черноморского флота. В ночь с четверга на пятницу, 15 апреля, Министерство обороны России подтвердило гибель корабля.

По данным ведомства, при буксировке повреждённого крейсера в порт он потерял остойчивость и затонул. В числе причин, приведших к гибели корабля, названы повреждения корпуса и шторм.

Сутки борьбы

По данным Минобороны, в ночь на четверг на борту "Москвы" произошёл пожар, сопровождавшийся частичной детонацией боекомплекта. Также ведомство сообщило об эвакуации экипажа.

Последнее, ещё за много часов до официального подтверждения гибели "Москвы", заставило предполагать худшее. Дело в том, что живучесть кораблей является одним из главных приоритетов для конструкторов и одной из основных задач при подготовке экипажей. Поэтому военные моряки борются за спасение своего корабля до последней возможности. Тушат пожары, затапливают погреба с боеприпасами, выравнивают крен контрзатоплением отсеков, заваривают пробоины и прямо по палубам прокладывают силовые кабели взамен перебитых. Так что, если экипаж покидает борт – значит, дело совсем безнадёжно. И дальнейшая борьба за живучесть не имеет смысла, а лишь грозит увеличением потерь.

Поскольку Минобороны признало эвакуацию экипажа, многие обозреватели логично предположили, что корабль уже не спасти.

Однако в первой половине дня появилась надежда, что не всё так плохо. Крейсер оставался на плаву, а военное ведомство отметило, что в ходе инцидента не пострадало главное ракетное вооружение "Москвы" – 16 противокорабельных ракет "Вулкан".

Во второй половине дня о громком инциденте высказался официальный представитель Пентагона Джон Кирби. Он подтвердил, что на корабле был пожар и что крейсер находится на плаву. Более того: он отметил, что флагман Черноморского флота возвращается в порт Севастополя своим ходом. Это ещё сильнее подняло градус оптимизма.

Тем не менее к вечеру стало известно, что "Москву" всё же буксируют, а экипаж переведён на другие корабли Черноморского флота. Около 23:00 военное ведомство объявило, что флагман Черноморского флота затонул.

Три версии

По поводу того, что же случилось с "Москвой", в настоящее время можно рассматривать три основные гипотезы. По данным Минобороны, на борту корабля произошёл пожар, однако причины его не называются.

Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов, в прошлом служивший на погибшем крейсере, сомневается, что корабль мог получить фатальные повреждения по причинам, не связанным с применением против него оружия.

"Возгорания бывают, но чтобы в пожар перерастало – такое случается очень редко. На надводных кораблях, как правило, удаётся с этими возгораниями справляться", – пояснил господин Блытов в разговоре с обозревателем Царьграда.

Украинская сторона утверждает, что смогла поразить "Москву" противокорабельной ракетой "Нептун". Этот боеприпас является глубокой модернизацией советской дозвуковой низковысотной ракеты Х-35 (Х произносится как "ха"). На этапе модернизации ракету немного увеличили в размерах и оснастили системой управления на базе современной военной электроники западного производства (предположительно, ракета получила возможность принимать целеуказание от самолётов-разведчиков НАТО).

Не исключена и версия, что корабль наскочил на морскую мину. Ранее украинский флот выставил большое количество мин на подступах к побережью, штормы уже срывали некоторые из них и относили к берегам Турции. Так что вероятность такого инцидента далеко не нулевая.

Украинцы стреляли, американцы наводили?

Если допустить, что крейсер погиб в результате ракетной атаки, то следует признать, что она была детально спланирована. Удар был нанесён в условиях шторма, который осложнил борьбу за живучесть и подачу помощи от других кораблей. В качестве мишени был выбран именно флагман флота, большой, но сильно устаревший корабль, находившийся в эксплуатации с 1982 года.

Работы проводились на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе с прицелом на то, что в дальнейшем крейсер своим ходом доберётся до Северодвинска, где уже спецы "Звёздочки" вдохнут в него вторую жизнь. Однако постоянные сдвиги сроков вправо сыграли свою, как оказалось, роковую роль: в войну с украинскими ВМС корабль вступил в состоянии "промежуточной готовности".

Удар же оказался нанесён около двух часов ночи. Также, по данным ряда Telegram-каналов, в момент атаки ПВО крейсера было занято уничтожением приближающегося беспилотника "Байрактар".

Если эта информация верна, можно предположить, что американские и британские разведчики произвели наблюдение, уточнили сигнатуры корабля, а ночью, возможно, выдали целеуказание украинской ракете. Впрочем, этот сценарий официально никак не подтверждён.

Более того, по мнению Блытова, и удар по кораблю мог быть нанесён не украинской, а натовской ракетой, например американским "Гарпуном", который состоит на вооружении множества флотов мира, в том числе и Великобритании. Также эксперт не исключает возможности того, что "Москву" атаковали норвежской ПКР Penguin ("Пингвин"), однако автор материала полагает, что это маловероятно из-за очень ограниченной дальности этих ракет.


Свой последний бой крейсер "Москва" принял во время спецоперации на Украине. Фото: Zhang Jiye/XinHua/Globallookpress

Крейсер, которого нам будет не хватать

Каково значение этой потери для нашей страны и какие последствия будет иметь этот инцидент для дальнейшего развития боевых действий?

Во-первых, следует признать, что мы пропустили болезненный удар. Гибель крупного надводного корабля – это всегда большая потеря. Тем более, если речь идёт о флагмане флота.

Тем не менее излишне драматизировать ситуацию не стоит. Гибель ценного корабля ещё не означает проигрыша военной кампании. 4 мая 1982 года аргентинский штурмовик влепил противокорабельную ракету Exocet в британский эсминец "Шеффилд", от чего на судне начался пожар, а несколько дней спустя "Шеффилд" затонул. Потеря эта, хоть и стала очень неприятной для королевского флота, не помешала Великобритании выиграть войну.

"Москва", как и другие крейсеры проекта 1164 "Атлант", предназначалась для борьбы с надводными силами противника (в том числе для уничтожения авианосцев) и придания боевой устойчивости силам флота в дальней морской и океанской зоне. Основное вооружение корабля было полностью заточено на борьбу с вражескими кораблями. Нельзя сказать, что крейсер был бесполезен в спецоперации: спаренная автоматическая 130-мм пушка АК-130 была тем аргументом, что заставил украинских военных на острове Змеиный сдаться в плен, а 64 ракеты комплекса "Форт" (морской вариант С-300) создавали неплохой зонтик от авиации противника. Однако в общем и целом нынешний конфликт очень далек от той войны, для которой строился крейсер. У Украины нет боевых кораблей, по которым стоило бы стрелять "Вулканами", а её авиация никак не проявляет себя над морем.

В определённом смысле уничтожение "Москвы" – это заявка на вытеснение русского флота из западной части Чёрного моря. Угроза вполне очевидная, особенно в свете скорой поставки британских противокорабельных комплексов. Но основную боевую работу Черноморского флота сейчас выполняют фрегаты и малые ракетные корабли, бьющие "Калибрами" по украинской промышленной и военной инфраструктуре. С учётом того, что дальность этих крылатых ракет по стационарным объектам достигает 2600 км (то есть в разы превосходит дальность противокорабельных комплексов), остановить удары по своим тылам украинские военные всё равно не смогут.

Что с того?

В военно-техническом плане гибель крейсера подтверждает мнение, что век огромных ракетных крейсеров узкой специализации прошёл. Будущее – за относительно небольшими, хорошо защищёнными универсальными боевыми единицами.

В геополитическом измерении история с "Москвой" свидетельствует о том, что Россия просто не имеет права оставить в составе Украины Одессу и Одесскую область. Если русофобский режим сохранит под своим контролем хотя бы кусочек черноморского побережья, на нём обязательно будут размещены противокорабельные комплексы, которые рано или поздно добьются попаданий по нашим кораблям.

Кроме того – и это, наверное, сейчас главное, – потеря крейсера должна окончательно развеять иллюзии: Россия не ведёт специальную военную операцию, мы воюем с опасным и упорным врагом, который не остановится ни перед чем. И действовать в отношении этого противника необходимо соответствующим образом, без снисхождений и поблажек. Россия должна взять курс на полное уничтожение украинской государственности: только так мы можем обеспечить победу и долговременный мир.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Снимут ли судно с мели, неясно

Больше недели экипаж теплохода Rio ждал, когда корабль снимут с мели. Пустое судно еще отправилось из Болгарии в Новороссийск под флагом Того (государство в Западной Африки), чтобы загрузить чугун. Но до города-героя не дошло. 12 декабря Rio попал в сильный шторм в районе мыса Дооб, это в четырех километрах от Кабардинки. У судна оторвало якорь, корабль начал дрейфовать и сел на мель. Капитан тут же запросил у коллег в Новороссийске буксировку, чтобы пройти в порт. Но из-за сильного ветра и пятиметровых волн буксир решил не торопиться на помощь бедствующим. Когда шторм стих, судно так и осталось на мели. Покидать его экипаж не стал, так как не было указаний от судовладельца. И вот владелец Rio решил все-таки снять команду с борта.

По словам пресс-службы Черноморречфлота, теплоход могут утилизировать, но это вряд ли – корабль абсолютно целый и готов к дальнейшей эксплуатации.

Сначала с корабля снимут 9 членов экипажа, насчет остальных никаких запросов не поступало.

- Сейчас мы репатриируем с корабля 9 членов экипажа, - сообщили в новороссийской компании, которая занимается этим вопросом. – 22 декабря они покинут судно и отправятся на родину, насчет остальных членов экипажа запросов пока не поступало. Чувствует себя команда хорошо.

ПРОВЕРКА СЛУХА

По этой лестнице неизвестный поднялся на борт корабля

Кто забирался на судно и кто похожий на военного ждал внизу, пока неясно.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Бизнес на кораблекрушении: краснодарцы продают фотосессии с выброшенным на мель сухогрузом

Теплоход попал в сильный шторм 12 декабря в районе мыса Дооб. У судна оторвало якорь. Затем корабль начал дрейфовать и сел на мель в районе Кабардинки [читайте далее].

Возрастная категория сайта 18 +

Фото: instagram.com/fedor_babenkov

- То пишут, что угрозы нет, то - готовимся к эвакуации, - недоумевают люди, читая посты.

Ажиотаж в Сети начался после ЧП на сухогрузе April в Керченском проливе. Напомним, 19 февраля турецкое судно April подало сигнал бедствия. Капитан корабля заявил о резком ухудшении состояния сразу шестерых моряков, один из которых позже скончался. У всех предварительно были признаки пищевого отравления.

Пресс-секретарь Росморречфлота Алексей Кравченко об отравлении на турецком судне

Из-за тяжелых погодных условий спасатели несколько часов не могли подойти к зоне, где стоял April. Когда же шторм немного стих, пострадавших удалось снять с судна и госпитализировать в Темрюкскую районную больницу.

Позже стало известно, что на борту судна был опасный груз – ферросилиций. При ненадлежащем хранении или намокании он выделяет смесь ядовитых газов. Именно это и встревожило жителей близлежащих населенных пунктов.

Фото: ГУ МЧС по Краснодарскому краю.

Необходимые действия оперативных служб в случае возникновения ЧП обсудили на заседание краевой комиссии по ЧС.

- Проверена система оповещения населения в Темрюкском районе, - сказал начальник Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Олег Волынкин. - Уточнен расчет сил и средств для немедленного реагирования при необходимости.

На данный момент создана группировка сил и средств в количестве 150 спасателей и 86 единиц техники.

- Оперативная группа развернулась и осуществляет свою деятельность в Порту Кавказ, - добавляет Олег Волынкин.

Ведется мониторинг обстановки.

- Сухогруз осмотрен, координацию и производство проведением работ осуществляет морской спасательный подцентр "Тамань", - говорит глава Темрюкского района Федор Бабенков. - На данный момнт судно находится на плаву в удовлетворительном состоянии.

Фото: ГУ МЧС по Краснодарскому краю.

В настоящий момент угрозы населенным пунктам в связи ЧП на судне в Керченском проливе нет. Угрозы утечки потенциально опасных веществ и заражения акватории не обнаружено. А потому ни о какой эвакуации жителей речи не идет.

Как отметили в министерстве ГО и ЧС региона, в Темрюкском районе с 22 февраля действуют режим повышенной готовности.

- Сейчас с владельцем судна ведутся перевогоры о его дальнейшем использовании, - отметили в министерстве ГО и ЧС Краснодарского края. - Рассчитываем, что сухогруз продолжит маршрут после выздоровления экипажа и завершения расследования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Росморречфлот: на турецком судне в Керченском проливе, откуда эвакуировали отравившихся моряков, устранили крен

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В Керченском проливе из-за шторма не могут эвакуировать экипаж судна с отравлением

Как стало известно, из 8 моряков шесть заболели, еще один скончался (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

Пострадавшие члены экипажа находятся в Темрюкской ЦРБ, где им оказывают помощь, а тем временем из-за ЧП на сухогрузе ввели режим повышенной готовности.

Происшествие случилось днем 19 февраля. Именно тогда поступила информация, что в Керченском проливе находится турецкое судно, на котором отравились шесть моряков. Один из них - старший механик - впоследствии умер.

Всех пострадавших доставили в Темрюкскую центральную районную больницу. У госпитализированных был диагноз "отравление неясной этиологии".

Как позже стало известно, причиной отравления шести моряков могли стать химикаты на борту.

- Судно перевозило вещество ферросилиций - химикат, который при намокании, неправильном хранении и использовании может выделять газ, - говорили в пресс-службе Росморречфлота.

Однако в ведомстве отметили, что это лишь одна из предварительных версий. Точную причину отравления установят эксперты. Сейчас в Темрюкском районе, неподалеку от которого находится турецкое судно, ввели режим повышенной готовности. Он действует для органов управления и экстренных оперативных служб.

- Создана группировка сил и средств в количестве 150 человек личного состава, 86 единиц техники, - говорит начальник ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Олег Волынкин.


- Для мониторинга состояния сухогруза привлечены силы МЧС по Краснодарскому краю, - сказал глава Темрюкского района Федор Бабенков. - Уже проведен осмотр сухогруза. Судно находится на плаву в удовлетворительном состоянии.


При этом специалисты отмечают - угрозы утечки потенциально опасных веществ и заражения акватории не обнаружено.

- Кроме того, согласно заключению МЧС по Краснодарскому края, опасности для населенных пунктов и жителей Темрюкского района нет, - поспешил успокоить Федор Бабенков.

Но мониторинг состояния судна будет продолжаться. Все службы переведены в круглосуточный режим работы.

- Сейчас с владельцем судна ведутся перевогоры о его дальнейшем использовании, - отметили в министерстве ГО и ЧС региона. - Рассчитываем, что сухогруз продолжит маршрут после выздоровления экипажа и завершения расследования.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: