Корабль команда сильно отравилась

Обновлено: 18.04.2024

Фото: Министерство обороны РФ

Сразу интересуюсь у собеседника:

— Из-за детонации этих ракет и произошел взрыв, а затем пожар. Версий относительно того, что послужило первопричиной, – множество: от столкновения с миной, самопроизвольного подрыва до удара украинской ракеты. Ни одна из них пока не нашла официального подтверждения.

Крейсер был уже старый, с момента закладки прошло более 40 лет. Металл точно так же, как и человек к старости, устаёт. В 2015-м стали поговаривать о его скором списании. Но как-то не поднялась рука. Этот корабль был своего рода символом стойкости Черноморского флота, сумевшем выжить в 90-е годы после развала Союза.

Позже его несколько раз ремонтировали, но на серьезную модернизацию старого железа денег тратить не стали. Стоимость модернизационных работ 40-летнего корабля обошлась бы намного дороже, чем ввод в строй нескольких современных кораблей. Архитектура старого крейсера в любом случае не позволила бы сделать его менее заметным, или более живучим в условиях современной войны. Скорее всего, лет через 7-10 его в любом случае ждало бы списание.

Теперь память о затонувшем крейсере в Севастополе собираются увековечить. Как – пока решают.

Морские силы обеих стран в то время еще стояли в Крыму рядом у одних и тех же пирсов. Флот Украины состоял не из подаренных США бэушных патрульных катерков, как сейчас, а имел еще в своем составе серьезные боевые корабли, доставшиеся ему при разделе флота СССР.

— Как это одновременно? Все вместе, что ли? Кто кого перепоет?

— Так положено, - усмехнулся офицер. – Ритуалов никто не отменял. И они, и мы до сих пор все еще живем по советским воинским традициям. Хотя украинские моряки теперь все больше от них отходят, стараются работать по документам НАТО – туда движутся.

И все же, помню, что при всей его мощи, один предмет на корабле меня все же привел в смущение. В командирской рубке, поверх разложенных на столе морских карт, я увидела старенький морской прибор под названием секстант. Он был знаком каждому советскому школьнику хотя бы раз видевшему фильм о морских путешествиях.

— Неужели навигация корабля с таким серьезным вооружением зависит от допотопного прибора? – поинтересовалась у командира. - Разве вы не используете спутниковую навигацию GPS или ГЛОНАСС?

— Нам бы штук шесть таких кораблей, России не было бы равных на Черном море. Только их больше не строят. Двигатели, нагнетающие воздух в воздушную подушку, раньше делали на Украине. Она перестала их выпускать. Знаете, конечно, наши соседи теперь самостийные, а мы – независимые, только им и нам почему-то очень трудно забыть, что в то время, когда по утрам все пели общий гимн, а не как сейчас – каждый свой, кто громче – мы были сильней.

Версии взрыва

В последние дни в западных СМИ самой широкой темой для обсуждения была потеря Черноморским флотом своего флагмана. Версии выдвигались самые разные.

Утверждалось, что причиной взрыва, пожара с последующей потерей остойчивости и затоплением корабля мог стать неудачный пуск собственной ракеты. Говорили еще, что детонацию в артиллерийском погребе вызвал взрыв мины, на которую натолкнулся корабль. Во время шторма она могла оторваться от крепления у побережья Одессы, которое почти полностью заминировали ВСУ.

— Если это так, то откуда могли стрелять этими ракетами?

— Только откуда-нибудь из-под Одессы. Там, чуть восточнее порта, есть крупный полигон, где, собственно, украинские противокорабельные ракеты когда-то и проходили испытания.


Фото: Министерство обороны РФ

— И все-таки утрату флагмана нельзя назвать малой потерей. Что она означает с военной точки зрения?

Можно, конечно, делать так, как американцы – пускать по объекту чуть ли не по 120 ракет. При этом результат будет такой, как если бы полетели всего четыре ракеты и попали в цель.

Конвенция Монтрё

Можно ли после утраты крейсера усилить Черноморский флот кораблями с других флотов? Турция в соответствии с Конвенцией Монтрё сейчас закрыла проливы Босфор и Дарданеллы. При этом Турция, страна НАТО, заявила, что не пустит в Черное море даже корабли стран – членов альянса.

— Какие корабли в соответствии с Конвенцией Монтрё сейчас могут проходить через Босфор и Дарданеллы, а какие нет?

— Через эти проливы в Чёрное море могут пройти корабли любой из стран Черноморского региона, включая Россию, если эти корабли либо приписаны, либо и эксплуатируются, либо построены в этом регионе.

— И Конвенция Монтрё им разрешает проход в Черное море?

— По крайней мере, в самой Конвенции такое положение зафиксировано. Там сказано: если корабль построен на верфи в Чёрном море, он может туда пройти. Но дальше уже вмешивается политика, так как возникает некоторая двусмысленность. С одной стороны эти корабли, построенные на заводе в стране, которая является черноморской, но, с другой стороны, это уже не та страна, которой они принадлежат.

— А может речь идти о наших кораблях, построенных на других верфях, но находящихся в боевом составе Черноморского флота?

— Да. Если они, допустим, выполняли какие-то задачи у берегов Сирии, а теперь решили вернуться домой, по месту прописки в один из черноморских портов. В этом случае для них должен быть проход свободным. Конвенция Монтрё это разрешает.

— Несмотря на то что для кораблей других стран Турция проливы закрыла после начала спецоперации?

— Да. В любом случае Конвенция Монтрё это предусматривает.

— Могут ли наши корабли попасть в Чёрное море каким-то другим маршрутом? К примеру, некоторое время назад ракетные корабли из Каспия проходили в Чёрное море.

— То есть такой опыт у нас уже есть. Если понадобится усилить черноморскую группировку, мы можем его использовать?

— Конечно. Таким образом, мы перебрасывали корабли противоминной защиты, тральщики, ракетные катера. Но в принципе для кораблей, работавших крылатыми ракетами по Сирии, не требуется такой переброски, чтобы нанести удар по заданным целям на Украине. Они могут это сделать и из Каспийского моря.

— Как так?

Потерю этого корабля исследователи называют знаковой — с "Циклопа" началось активное изучение Бермудского треугольника. После пропажи американского судна в этом районе начали теряться не только корабли, но и самолёты, найти которые оказалось невозможно.

Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images</p>

Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images

Этот корабль в США ждали сильнее остальных. Огромный 180-метровый "Циклоп" последний раз видели в порту Барбадоса. После короткого отдыха экипажа корабль, гружённый марганцевой рудой, необходимой США для производства пушек, вышел в море. В тот же день — 4 марта 1918 года — судно перестало выходить на связь. Груз на корабле сопровождали около 300 человек — офицеры и сотрудники дипмиссий, планировавшие попасть в Норфолк чуть больше чем через неделю.

Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов

Жизнь замечательных людей

Джордж У. Уорли. Фото © Wikipedia

Первым подозреваемым в исчезновении корабля стал капитан. "Циклопом" командовал Джордж У. Уорли — настоящий морской волк с огромным опытом. Правда, Уорли — его вторая фамилия. Первая — Вихман. Контрразведка ВМС копала немецкие корни капитана так активно, что дело едва не дошло до обвинений в пособничестве Германии и госизмене. Основанием для проверки послужил разговор с бывшим коллегой, которому Уорли незадолго до отбытия рассказал о некоем задании, после выполнения которого он "будет долго отдыхать". Но передачу корабля противнику доказать не смогли и переключились на других людей.

"Советский мул" и "летающий гроб": почему самолёт Ан-8 любили и смертельно боялись одновременно

Следующим под подозрение попал американский консул в Рио-де-Жанейро. Ему контрразведка приписывала "прогерманские настроения" и "способность организовать мятеж", но дальше обычных предположений дело так и не пошло.

Подозреваемыми по делу об исчезновении проходили члены экипажа. Среди них нашлись и бывшие уголовники, поменявшие личность и сочинившие новую биографию, и те, кого спецслужбы обычно считают "неблагонадёжными". Однако под командованием Уорли экипаж работал как часы — слаженно и без малейшего намёка на выговоры. Но недовольные всё-таки были, и версию с передачей корабля германским военным отметать не стали — она до сих пор имеет сторонников на Западе.

Взрыв и подлодка

Фото © Getty Images

Фото © Getty Images

"Воздушный перевал Дятлова": Кто убил любимую хоккейную команду сына Сталина

  • Атака немецкой подлодки — ещё одна популярная версия гибели "Циклопа". Опытные подводники говорят, что "Циклоп", несмотря на сугубо гражданский груз, был отличной мишенью для немецких подлодок. Но в 1918 году у Германии не было достаточно хороших субмарин, способных прыгать за океан для охоты на конвои.

На гребне волны

Фото © ТАСС / adoc-photos / Corbis

Фото © ТАСС / adoc-photos / Corbis

Менее популярная, но одна из самых логичных версий — "Циклоп" погиб из-за дефектов конструкции. Стальные краны для быстрой погрузки и выгрузки угля располагались высоко над палубой и в случае большого крена могли завалить корабль на бок. К тому же трюмы "Циклопа" не были загружены под горлышко, и груз в них при сильной качке мог перемещаться. Но погода во время исчезновения была практически идеальной.

Другой причиной переворота "Циклопа" и его погружения на дно могло стать. наплевательское отношение к технике безопасности. Через два года после гибели корабля бывший старпом "Циклопа" Мэлон Тисдел опубликовал статью, где утверждалось, что корабль регулярно выходил в море с открытыми подпалубными цистернами. В эти ёмкости на обратном пути забиралась морская вода, и корабль получал нормальную осадку. Если оставить их открытыми и загрузить, то судно может быстро пойти ко дну.

Космический солдат. Зачем построили "Буран" и кто погубил уникальную машину?

Помощник капитана балкерного сухогруза Игорь Плотников пояснил: погубить такую технику может либо погода, либо неправильное обращение.

Старпом балкерного сухогруза

Удар одной из таких волн даже смоделировали британские учёные. Результат оказался предсказуем: "Циклоп" действительно мог завалиться на бок и затонуть.

Через 50 лет водолаз ВМС США Дин Хейвз, искавший на дне Атлантики пропавшую атомную подлодку "Скорпион", наткнулся на корабельный остов. Часть обломков палубы некоего корабля лежала на глубине 60 метров всего в 100 километрах к востоку от Норфолка. Хейвз утверждал, что сравнил фотографии "Циклопа" с тем, что увидел на дне, и был уверен, что нашёл именно этот корабль, тем более что курс корабля и место крушения совпадали почти на сто процентов. Но атомная подлодка была важнее, и довести поисковую операцию до конца Хейвзу не дали, а дело об исчезновении "Циклопа" закрыли.

Три брата-близнеца американского "Циклопа" также были потоплены — два из них затонули после атак немецких подлодок, ещё один налетел на скалы и затонул в Атлантическом океане. Корабль "Нерей", как считают специалисты, был затоплен немецкой подводной лодкой практически там же, где за четверть века до него исчез "Циклоп". В 2020 году команда исследователей нашла в Бермудском треугольнике другой корабль — SS Cotopaxi. На его поиски потребовалось 95 лет. Не исключено, что "Циклоп" тоже ждёт своего часа, и однажды тайна загадочного исчезновения корабля и экипажа всё же будет раскрыта.

"Корабль смерти" — именно так прозвали "Оуранг Медан" поднявшиеся на борт терпящего бедствие судна американские моряки. Вся команда корабля была мертва. Очевидцы уверяли, что лица членов экипажа были обращены к небу и искажены муками.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock</p>

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Спасите наши души

Фото © Google Maps

Фото © Google Maps

Поднявшимся на борт американцам открылась ужасная картина: палуба и мостик корабля были завалены трупами. Сдохла даже собака — по-видимому, любимец одного из офицеров. Радиста, передавшего SOS, нашли в радиорубке — он тоже был мёртв, а его рука всё ещё лежала на передатчике. Больше всего жути на американцев нагнало то, что большинство умерших лежали с широко открытыми глазами и перекошенными лицами, что свидетельствовало о невыносимых мучениях в момент смерти. Моряки хотели спуститься в трюм, чтобы осмотреть груз, однако быстро отказались от этой идеи — внутри корабля царил неправдоподобный холод, местами коридоры были покрыты инеем.

Посовещавшись с капитаном, моряки Silver Star решили взять "Медан" на буксир и доставить его в ближайший порт, где можно было бы выяснить причину смерти моряков. Но едва корабль был взят на буксир, как над палубой злосчастного судна показались струйки дыма — наружу начал прорываться тлеющий в глубине трюма пожар. Это было парадоксом — несмотря на полярный холод, внутри корабля бушевал огонь.

Фото © Andrew H. Hochheimer

Члены команды Silver Star едва успели обрубить буксирные канаты и ретироваться с корабля, как в трюме "Медана" раздался настолько сильный взрыв, что корабль приподняло над водой, а затем он быстро затонул, навсегда лишив американцев возможности выяснить, что же случилось.

Спустя 60 лет историей "Медана" заинтересовались американские исследователи. Но они с удивлением обнаружили, что единственным документом, подтверждающим подлинность истории с экипажем "Медана", стала брошюра, изданная Береговой охраной США в 1952 году. В брошюре были опубликованы свидетельства моряков, поднимавшихся на борт "летучего голландца". Это доказывало, что история произошла на самом деле.

Вторжение гуманоида. Тайна одной из самых загадочных фотографий ХХ века

Как оказалось, архивы США подтверждали существование судна Silver Star. Согласно бумагам, оно было продано в том же 1947 году компании "Грейс Лайн" и получило новое имя — Santa Juana. Но вот найти документальные подтверждения существования голландского судна "Оуранг Медан" оказалось не так-то просто. Ни в Международном реестре судов, ни в морском архиве Сингапура, ни в архивах Амстердама судна с таким названием никогда не было.

Но оказалось, что следы судна надо искать в. Германии. Учёный Теодор Сирсдорфер, посвятивший изучению "Медана" 50 лет жизни и сумевший установить названия американских кораблей, принявших сигнал SOS (вторым было судно под названием City of Baltimore), нашёл брошюру ещё одного немецкого автора — Отто Мильке; брошюра называлась Das Totenschiff in der Südsee ("Корабль смерти в Южном море") и была опубликована в 1953 году.

В ней автор подробно рассказывал о корабле "Оуранг Медан", указывал его технические характеристики и утверждал, что судно действительно погибло вместе с экипажем в 1947 году. Более того, Мильке проливал свет и на причины гибели корабля, намекая, что четвёртый отсек в трюме корабля действительно был заполнен опасным грузом, который и стал причиной смерти экипажа, — цианистым калием и нитроглицерином.

Фото © Andrew H. Hochheimer

Версии гибели команды

Но была и ещё более жуткая версия смерти экипажа "Медана", и вела она из нацистской Германии в другую страну с милитаристским режимом — Японию.

Отдел 731, который японцы называли "подразделением Того", был основан в 1932 году японским бактериологом Сиро Исии и сыскал себе такую жуткую славу, что люди иначе как "логово каннибалов" его не называли. Задачей отдела стала разработка самого смертоносного бактериологического оружия и самых страшных отравляющих веществ.

Тайна экспедиции Жака-Ива Кусто в Антарктиде. Что обнаружили в море учёные

В лабораториях Харбина японцы испытывали эти вещества на военнопленных — китайцах и русских, а также на гражданском населении Китая — на женщинах и детях. Японских врачей не останавливали страдания людей — они заживо вскрывали жертв, чтобы убедиться в воздействии отравляющих газов на внутренние органы, замораживали ещё живых "пациентов" и заражали их различными комбинациями инфекций.

Однако это лишь одна из множества версий гибели команды "Медана". Одни исследователи предполагали воздействие на моряков мощного ультразвука, который может возникать в толщах океана и убивать людей. Мистики считали, что команда была убита нежитью или встретилась с НЛО. Материалисты говорили об облаке метана, который поднялся из глубин Малаккского пролива, накрыл корабль, а экипаж просто задохнулся без кислорода.

Фото © Historic Mysteries

Получила продолжение и версия с нацистами — исследователи нашли публикацию в индонезийской газете "Локомотив", датированной 3 февраля 1948 года. В ней говорилось, что после взрыва на "Медане" на берег одного из Маршалловых островов выбросило шлюпку с оголодавшим человеком. Этот человек говорил на немецком языке и рассказал переводчику, что судно "Оуранг Медан" на самом деле принадлежало Германии и затонуло в 400 милях юго-восточнее Маршалловых островов. В 1945 году оно якобы перевозило контейнеры с нервно-паралитическим газом, но, узнав о капитуляции Германии, стало скрываться, переходя из порта в порт и продвигаясь к Южной Америке. Путешествие немцев было прервано несчастным случаем — один из контейнеров разгерметизировался, команда погибла.

Но есть и ещё одно правдоподобное объяснение произошедшего на корабле. Возможно, судно контрабандистов перевозило такой, казалось бы, заурядный груз, как нитрат аммония. Это удобрение, которое используют в производстве взрывчатки. После попадания в трюм морской воды нитрат аммония вступил в химическую реакцию с водой и начал разлагаться, выделяя веселящий газ, который вызывает наркотическое опьянение и притупляет бдительность. Одновременно происходило понижение температуры, поскольку реакция идёт с поглощением тепла, что могло бы объяснить сильный холод в трюме. А вступление нитрата аммония в реакцию с любой оказавшейся на борту щёлочью могло привести к образованию аммиака, удушье от которого и могло бы объяснить страшные муки экипажа. Нагревание же удобрения вблизи парового или дизельного двигателя могло привести к разогреву груза, его детонации и взрыву.

Скорее всего, в смерти экипажа виновато нарушение правил техники безопасности при перевозке опасных химических веществ. Контрабандисты просто растолкали контейнеры по грузовым отсекам судна и вышли в море, надеясь на удачу. Но на этот раз она отвернулась от них.

Из черноморской трагедии напрашиваются важные выводы

Александр Ситников

На фото: ракетный крейсер

Сейчас на Западе только ленивый не написал, что плохая погода была ключевым фактором для нападения на крейсер, в смысле ухудшения борьбы экипажа за выживаемость.

Обратите также внимание, буквально через сутки Минобороны РФ сообщило, что рядышком с Одессой был сбит транспортный самолет, перечеркнув тем самым надежды на воздушный мост. В жовто-блакитных диванных войсках опять-таки, со ссылкой на инсайдеров из Генштаба ВСУ, стали писать о российской мобильной РЛС на Змеином. Не исключено, что янки уже готовят операцию по захвату острова с помощью бандеровских разведывательно-диверсионных групп.

В принципе, есть альтернативный дизайн, как у американского крейсера класса Ticonderoga, в котором пусковые установки размещены под палубой. Считается, что это позволит экипажу затопить арсенал в случае пожара, но зато резко ухудшается выживаемость в случае торпедной атаки.

С учетом мощности боеприпасов, имеющихся на бортах кораблей, зачастую нет возможности остановить катастрофическую цепную реакцию взрывов. Впрочем, на том же Ticonderoga пусковые установки противокорабельной ракеты AGM/RGM/UGM-84 Harpoon тоже размещены на палубе и чисто гипотетически являются легкой целью для ударных беспилотников.

Словом, где бы ни находись боеприпасы на кораблях, они всегда являлись целью № 1. Еще с 17-го века, когда на парусных флотах стали устанавливать пушки, крюйт-камеры, помещения для хранения пороха, были самым настоящим проклятием для военных моряков.

Похоже, время авианосцев и крейсеров уходит. На смену идут специализированные фрегаты, действующие как одно целое в рамках больших групп кораблей. Так ли это на самом деле, судить должны профессионалы. Но ясно одно: после спецоперации, наверняка, начнется перестройка нашего флота.

Читайте также: