Корова и бычий цепень тип взаимоотношений

Обновлено: 26.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конкурентные взаимодействия

организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации;

продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;

показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: наглядные материалы, демонстрирующие конкурентные взаимодействия.

Методы : репродуктивные, частично-поисковые.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, проблемные технологии.

Проверка знаний

Письменные ответы по карточкам:

Задание: Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.

В течение своей жизни нападает на одну, иногда несколько особей.

В течение своей жизни нападает на большое число особей.

Поедает только часть вещества своей жертвы.

Поедает практически всю жертву.

Приводит свою жертву к гибели.

Наносит вред жертве, но редко приводит её к быстрой гибели.

Цикл развития тесно связан с жертвой.

Нападает на жертву и сам ею питается.

Нападает на жертву, но сам ею не питается.

Паразит: 1, 3, 6, 7, 9.

Задание: Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.

Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида

Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.

Ответ: 1 – 3, 2 – 1, 3 – 2.

Карточка № 3.

Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов.

2. Письменный ответ у доски.

3. Тестирование. Вариант 1

1. В какой тип отношений вступают рак-отшельник и актиния?

2. Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?

3. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит

1) микориза корней цветковых растений и гифов шляпочных грибов

2) обитание кожного клеща на шерсти собаки

3) подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц

4) образование финны плоского червя в теле быка

4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?

2) дуб – белый гриб

3) корова – бычий цепень

4) клевер красный – шмель

5. Установите соответствие между примерами и типом взаимоотношений организмов.

А) гидра – дафния

Б) рысь – заяц-беляк

В) аскарида – человек

Г) черный коршун – лесная полевка

Д) таежный клещ – лесная мышь

Е) бычий цепень – копытное животное

Ответы: 1 - 1, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 1,

Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

6. Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

1) не оказывает существенного влияния на хозяина

2) всегда приводит хозяина к смерти

3) приносят определенную пользу хозяину

4) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

9. Хищники в природном сообществе:

1) уничтожают популяцию жертв

2) способствуют росту популяции жертв

3) оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность

4) не влияют на численность популяции жертв

10. Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

1) основным хозяином

2) промежуточным хозяином

Ответы: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 2, 6 – 3, 7 – 4, 8 – 3, 9 - 3, 10 – 1.

Взаимопроверка, подведение результатов

II .Изучение нового материала

Работа учащихся с текстом учебника (с. 308 – 311) с целью знакомства с конкуренцией как одним из видов отрицательных взаимоотношений между организмами.

Задание 1 . Внимательно прочитайте текст (с.308 – 311) и ответьте на вопросы:

1.2.Какова биологическая основа возникновения конкуренции?

Ответы: 1) Конкуренция - сталкивание, соперничество, соревнование.

У организмов возникают сходные потребности. Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов (когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции).

Задание 2. Опишите особенности конкурентных отношений внутри одного вида на примере территориальности.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

3.1. В чем особенности межвидовой конкуренции?

3.2. Каковы формы её проявления?

(От жестокой борьбы до почти мирного сосуществования, но, как правило, из двух видов с одинаковыми потребностями, один обязательно вытесняет другой).

3.3. Приведите примеры межвидовой конкуренции.

3.4. В чем заключается принцип Гаузе?

(Два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут. Конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями).

Задание 4. Рассмотрите рисунок и объясните, как уживаются между собой виды со сходными экологическими потребностями (на примере насекомоядных птиц). Ответ искать на стр. 311.

дерево

Ответ: В сообществе совместно уживаются только те виды, которые хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.

Задание 5. Ответьте на вопросы:

5.1. К чему в итоге приводит межвидовая конкуренция?

Ответ: либо вытеснение одного из двух видов из сообщества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.

5.2. Какой тип конкуренции наиболее важен в формировании видового состава сообщества?

Ответ: Межвидовая.

Задание 6. Сформулируйте вывод по данной теме, вставляя в текст пропущенные слова.

Вывод: все формы биологических связей между … (видами) служат … … (регуляторами численности) животных и растений в биоценозе, определяя степень его … (устойчивости) , причем, чем богаче … … (видовой состав) биоценоза, тем … (устойчивее) сообщество в целом.

В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к … (уменьшению) роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий … (меньше), чем в молодых.

IV . Закрепление изученного материала

Задание: охарактеризовать сущность и привести примеры различных взаимоотношений в виде таблицы, заполнить последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак—отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задания Д18 № 16452

Профилактикой заражения бычьим цепнем может служить

Профилактикой заражения свиным и бычьим цепнями является употребление в пищу только прошедшего ветеринарный контроль мяса. При отсутствии данных о проверке мясо необходимо подвергнуть длительной варке, так как при жарке прогрев кусков мяса может быть недостаточным.


Задания Д21 № 16455

Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня — это

Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня — это общая дегенерация.

Общая дегенерация — одно из направлений эволюционного процесса, связанное с упрощением организации, в том числе утратой органов и их систем.


Задания Д15 № 18487

Укажите примеры дегенерации

1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

2) сидячий образ жизни асцидий

3) многососковость у человека

4) примитивная нервная система у кишечнополостных

5) плохо развитые глаза у крота

6) двухслойное строение тела медуз

Примеры общей дегенерации: отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня, сидячий образ жизни асцидий; пример частной дегенерации(то же самое, что идиоадаптация): плохо развитые глаза у крота .

Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы (частная дегенерация), причём однородные причины вызывают дегенерацию однородных органов у животных самых различных классов. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у подземных животных (крот), пещерных (протей), глубоководных. Малоподвижная жизнь вызывает дегенерацию органов движения. У сидячих форм вырабатываются обыкновенно особые механические приспособления для пассивного собирания плавающих в воде питательных веществ, и в то же время наблюдается более или менее полная дегенерация органов внешних отношений — органов движения и чувств. Жизненный режим таких животных приближается к образу жизни растений, и по первому внешнему впечатлению они и напоминают нередко растительные организмы (полипы, трубчатые черви).

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 24 № 11012

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Все представители типа плоские черви ведут паразитический образ жизни.

2. Бычьего цепня относят к ленточным червям.

3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение.

4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система и он активно питается.

5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

1) 1 — среди плоских червей есть свободно живущие формы;

2) 4 — у бычьего цепня отсутствует пищеварительная система;

3) 5 — основным хозяином бычьего цепня является человек.

Членистое строение? Это же не кольчатый червь

нет, не кольчатый, он относится к Плоским, но к классу Лентецов. Бычий цепень — Тело червя длиной 4-10 м состоит из многочисленных члеников (их бывает около 1000). Рост червя и увеличение числа члеников продолжаются всю его жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются.

Основным хозяином бычьего цепня является не только человек, но и сам крупнорогатый скот. На то он и бычий.

Место обитания бычьего цепня — тонкая кишка человека. В другом каком-то отделе кишечника паразит существовать не может. Промежуточным хозяином бычьего цепня обязательно должен быть крупный рогатый скот (бык, корова, телята). В их организме развивается личиночная форма.

По промежуточному хозяину название. Есть — бычий цепень, есть — свиной.

Можно ли ответить что крупный рогатый скот является промежуточным хозяином?

Да, тоже засчитают

У бычьего цепня пищеварительная система редуцирована, т. к. он ведёт паразитический образ жизни.


Задание 15 № 31635

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3) У паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались.

Идиоадаптация — эволюционный процесс, приводящий к повышению приспособленности организмов к разным условиям обитания и существенно не отражающийся на общем уровне организации, в отличие от ароморфоза.

Необходимо выбрать три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций:

(2) у паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина; (3) у паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина; (5) на головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки.

(4) Эти черви утратили пищеварительную систему; (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались — это считается примерами общей дегенерации.


Задания Д12 № 3209

На плохо вымытых овощах могут сохраняться яйца

Пути заражения паразитическими червями.

Широкий лентец. Паразитируют в тонком кишечнике человека и животных, поражают печень, желчевыводящие пути, мышечную ткань, внутренние органы. Личинки паразитируют в различных органах и тканях дополнительных хозяев (пресноводных рыб: окунь, ерш, форель, налим, щука, хариус, сиг, судак, бычок), промежуточными хозяевами являются рачки-циклопы. Окончательные хозяева заражаются при употреблении в пищу сырой или недостаточно термически обработанной рыбы, зараженной личинками дифиллоботриид. Это может быть наструганная мороженная рыба (строганина), сырой рыбный фарш, плохо прожаренная рыба, недостаточно просоленная икра.

Бычий цепень. Источником заражения служит крупный рогатый скот, а также больной человек, который играет главную роль в распространении яиц бычьего цепня. Возможно участие мух в передаче возбудителя. Человек заражается при употреблении в пищу сырого, полусырого, малосоленого и вяленого мяса, сырого мясного фарша, содержащего личинки цепня (финны).

Печёночный сосальщик. Окончательным хозяином служат травоядные млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, кролики и др. ), а также человек. Промежуточный хозяин – прудовик малый. Заражение основного хозяина происходит при поедании им травы с заливных лугов (для животных), немытой зелени (для человека).

Взрослая особь, находясь в теле животного-хозяина, производит ежедневно большое количество яиц, которые попадают вместе с жёлчью в кишечник хозяина, а затем выводятся во внешнюю среду. Дальнейшее развитие яиц происходит в воде, где из них выходят покрытые ресничками личинки. За короткое время личинка должна найти промежуточного хозяина – малого прудовика. В его теле происходит смена двух поколений паразита, в результате чего образуются хвостатые личинки, которые вновь выходят в воду. Они активно плавают, а затем оседают на прибрежной растительности водоёма и покрываются плотной оболочкой (превращаются в цисту), сохраняя в таком виде жизнеспособность длительное время. Домашние животные, поедая траву, вместе с ней заглатывают личинок.

Аскарида. Человек заражается аскаридами, употребляя в пищу грязные овощи, фрукты, зелень. Яйца аскариды переносятся ветром и мухами и оседают на овощах и фруктах. Дети часто заражаются аскаридами, поедая землю или используя игрушки, загрязненные землей. Яйца аскарид созревают только в земле, поэтому заражение человека аскаридами происходит только через вещи и продукты, загрязненные почвой, содержащей яйца аскарид. Передача аскарид от человека к человеку невозможна.

При употреблении в пищу зараженных продуктов, яйца аскарид попадают в желудок и кишечник, где быстро превращаются в личинок.

1909. Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) клевер и корова
Б) трутовый гриб и молодая берёза
В) заяц и волк
Г) Петров крест и многолетнее растение
Д) кит и рачки
Е) бычий цепень и человек

1) хищничество (выедание)
2) паразит–хозяин

Добавить в избранное

Верный ответ: 121212

А - коровы питаются клевером (1)
Б - трутовый гриб - паразит, питается готовой органикой дерева - молодой березой (2)
В - волк охотится на зайца (1)
Г - Петров крест - консумент, растение паразитирующее на других, питается готовой органикой других растений (2)
Д - в рацион синих китов входят рачки (1)
Е - бычий цепень - паразитический ленточный червь (2)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1909.

2049. Установите соответствие между примерами и типами взаимоотношений между организмами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) щуки и караси
Б) корова и бычий цепень
В) слепни и лошади
Г) берёза и гриб-трутовик
Д) львы и антилопы
Е) малярийный плазмодий и человек

1) хищничество
2) паразитизм

Добавить в избранное

Верный ответ: 122212

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2049.

2057. В таёжных лесах Евразии обитают белки и лоси. Как называется такая форма сожительства? Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.

Добавить в избранное

1) Тип взаимоотношений между белками и лосями - нейтрализм
2) Для участников это безразлично
3) Имеющиеся пищевые потребности и занимаемые экологические ниши у белок и лосей не пересекаются друг с другом (конкуренция незначительна), вследствие этого они не получают ни пользы, ни вреда от такого сосуществования

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2057.

(1) Воздействие одного вида на другой может быть положительным или отрицательным. (2) К положительным взаимодействиям относят протокооперацию, мутуализм, комменсализм. (3) К отрицательным взаимодействиям относят конкуренцию и аменсализм. (4) И к положительным, и к отрицательным взаимодействиям можно отнести нейтрализм, растительноядность, хищничество и паразитизм. (5) В зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий меньше, чем в молодых.

Добавить в избранное

Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5:

1) Воздействие одного вида на другой может быть положительным, отрицательным и нейтральным.
4) И к положительным, и к отрицательным взаимодействиям можно отнести растительноядность, хищничество и паразитизм (нейтрализм сюда не относится)
5) В зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимоотношений больше, чем в молодых

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2083.

2104. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие взаимоотношения между организмами являются примером конкуренции?

1. рыбы и цианобактерии, вызывающие цветение воды 2. волк и лиса 3. полевая мышь и человек 4. сосна и ель 5. горностай и хорек 6. многолетние травянистые растения и сфагновые мхи, постепенно погребающие их в своей толще

Добавить в избранное

Верный ответ: 245

Конкуренция (лат. concurrentia - столкновение) - антагонистические отношения, которые связаны с борьбой за существование, за пространство, за доминирование, пищу и иные ресурсы между организмами или видами.
Многолетние травянистые растения и сфагновые мхи, постепенно погребающие их в своей толще (6) - пример аменсализма: сфагновые мхи выступают как ингибиторы, не получая при этом ни вреда, ни пользы, что характерно для аменсализма.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2104.

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1377.

А) отношения зайца и лисицы
Б) отношения печеночного сосальщика и коровы
В) всегда приводит к гибели одного из организмов
Г) один организм обитает внутри другого, нанося ему вред
Д) отношения печеночного сосальщика и малого прудовика
Е) один организм обитает поблизости от другого

1) паразитизм
2) хищничество

Добавить в избранное

Верный ответ: 212112

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1489.

1601. Установите соответствие между популяциями организмов в экосистеме и типом межвидовых отношений, который характерен для этих популяций.

А) щука и речной окунь
Б) бабочка-капустница и бабочка-репница
В) береза и подберезовик
Г) носорог и воловьи птицы
Д) картофель и пырей ползучий
Е) бобы и клубеньковые бактерии

1) конкуренция
2) симбиоз

Добавить в избранное

Верный ответ: 112212

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1601.

А) широкий лентец - рыба
Б) острица - человек
В) рысь - заяц-беляк
Г) аскарида - лошадь
Д) филин - лесная мышь
Е) гидра - дафния

1) паразит - хозяин
2) хищник - жертва

Добавить в избранное

Верный ответ: 112122

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1713.

1881. Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) клевер и клубеньковые бактерии
Б) актиния и рак-отшельник
В) подберёзовик и берёза
Г) аскарида и человек
Д) головня и пшеница
Е) малярийный плазмодий и комар

1) паразит–хозяин
2) симбиоз

Добавить в избранное

Верный ответ: 222111

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1881.

Читайте также: