Кроссворды по теме круглые черви

Обновлено: 19.04.2024

В 2. К классу Сосальщики относятся животные со следующими признаками:

А) листовидная форма тела

В )исключительно паразиты

Г) свободноживущие и паразитические животные

Д) длина взрослых особей до 10-30м

Е) ветвистый или укороченный кишечник

В3. Установите последовательность систематических единиц, начиная с наибольшей

А) Планария молочно-белая

Б) Плоские черви

А 1. Стенка тела плоских червей представлена

2) наружным хитиновым покровом

4) кожно-мускульным мешком

А 2. У ленточных червей, в отличие от сосальщиков, отсутствует

1) пищеварительная система

2) система органов прикрепления

3) промежуточный хозяин

А3. Населяют тонкий кишечник, питаются переваренной пищей хозяина, не имеют собственной пищеварительной системы

1) бурая планария

3) свиной цепень

4) печёночный сосальщик

А 4. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при использовании

1) воды из стоячего водоема

2) в пищу немытых овощей

3) плохо вымытой посуды больного человека

4) плохо прожаренного мяса

А 5. Промежуточный хозяин в цикле развития свиного цепня

В 1. К классу Ресничные черви относятся животные со следующими признаками:

А) как правило, паразиты

Б) как правило, хищники

Д) длина взрослых особей до 10-30м

Е) листовидная форма тела

В 2. К типу Плоские черви относятся животные со следующими признаками:

А) тело состоит из эктодермы и энтодермы

В) свободноживущие и паразитические животные

Г) исключительно обитатели водоёмов

Д) нет анального отверстия

Е) лучевая симметрия

В3. Установите последовательность систематических единиц, начиная с наименьшей

Б) Плоские черви

Г) Цепень свиной

ФИО _________________________Класс _____ Вариант №____

А1 А2 А3 А4 А5
1
2
3
4

В1 – три ответа в алфавитном порядке

В2 – три ответа в алфавитном порядке

В3 – запишите правильную последовательность

III. Изучение нового материала:

1. Работа с текстом учебника: Учащиеся со стр. 119 выписывают характеристику Типа Круглых червей. Учитель при необходимости дополняет.

К Типу Круглые черви относится более 1 млн. видов многоклеточных животных. Описано не более 20тысяч видов Они встречаются в почвенной, наземно-воздушной, водной и организменной среде обитания.

Тело Круглых червей не разделяется на отдельные сегменты, имеет в поперечном сечении более или менее округлую форму, заостренную на заднем и переднем конце. Покровы тела состоят из 3 слоев: кутикулы, гиподермы и мускулатуры; вместе они образуют кожно-мускульный мешок.

Кутикула является наружной оболочкой, она защищает организм Круглых червей от негативного воздействия среды обитания, а также выполняет функции скелета. Гиподерма расположена под кутикулой, имеет вид продольно вытянутых валиков. В гиподерме протекают процессы обмена веществ, в ней же задерживаются ядовитые вещества. Слой мышц представлен клетками мышечной ткани, которые образуют 4 ленты продольных мышц: 2 боковых и по одной на спинной и брюшной стороне тела.

Важнейшим признаком Круглых или Первичнополостных червей является наличие первичной полости тела (псевдоцели), заполненной жидкостью. Именно в ней располагаются все внутренние органы, образующие 5 различных систем: опорно-двигательную, пищеварительную, выделительную, нервную и половую. Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют.

Характеристика Типа в тетради пишется краткая.

2. Характеристика систем органов: Самостоятельное заполнение таблицы: (работа с текстом стр. 120-121)

Система органов Строение
1. Пищеварительная система Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.
2. Выделительная система Одноклеточные кожные железы.
3. Нервная система. Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.
4. Органы чувств. Развиты слабо.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.

3. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей.

Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

  • Деление пищеварительной системы на отделы.
  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.
  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.
  • Внутренние органы “омываются” жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.
  • Разделение полов.

5. Цикл развития человеческой аскариды.

Объяснение учителя с использованием рисунка учебника со стр. 122

Аскарида человеческая является паразитом тонкого кишечника человека. Длина тела взрослого самца около 25 см, однако, самки значительно крупнее, длина их тела может достигать 40 см. Аскариды питаются уже переваренной пищей организма хозяина. Одна самка может дать около 200 тыс. яиц всего за 1 год. Яйца выводятся из организма хозяина с каловыми массами, так как для дальнейшего развития им необходим кислород. Личинка начинает развиваться уже в оболочке яйца. Интересен тот факт, что яйцо с личинкой может находиться в земле до 7 лет, прежде чем снова попадет в организм человека. После употребления в пищу продуктов, зараженных аскаридой, яйца вновь попадают в кишечник. Там из них выходят личинки. Личинки испытывают потребность в кислороде, поэтому они пробуравливаются в кровеносные сосуды человека прямо через стенки кишечника. Кровь относит их к легким, где происходит дальнейшее развитие гельминта. Через некоторое время личинки поднимаются из легких по дыхательным путям, раздражая при этом слизистые оболочки человека. Это вызывает сильный кашель. Во время откашливания личинки проглатываются повторно и вновь попадают в кишечник. Там они вырастают во взрослых червей и готовятся к половому размножению.

  • Наносят ли аскариды вред человеку?
  • Пути заражения
  • Меры профилактики
  • Истощают организм хозяина;
  • Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;
  • Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.
  • Речная вода
  • Мухи
  • Немытые руки
  • Плохо промытые фрукты и овощи
  • Домашние животные
  • Не пить сырую воду из рек и озер.
  • Вести борьбу с мухами.
  • Выделенных аскарид сжигать.
  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
  • Соблюдать чистоплотность:
  • Мыть руки перед едой;
  • Не грызть ногтей и не чистить их зубами;
  • Проводить уборку в домах и т.д.

IV. Домашнее задание:

А) общее для всех: прочитать раздел “Тип Круглые черви” стр 119-123.

В) по выбору (не творческое задание): письменно ответить на вопросы стр. 124 №1-9.

V. Итоги по теме урока: беседа с учащимися.

Представители Типа Круглые черви встречаются во всех средах обитания. Важнейшим их признаком является наличие первичной полости тела. Кожно-мускульный мешок состоит из трех слоев: кутикулы, гиподермы и мускулатуры. Представители этого типа – раздельнополые животные с развитым половым диморфизмом. Личинки внешне похожи на взрослую особь. Многие представители Типа Круглые черви являются паразитами.

4. Выберите истинные суждения:
А. Органами дыхания круглых червей являются легкие.
Б. Половая система самок круглых червей включает яичники.
а) Верно только А
б) Верно только Б+
в) Верны оба суждения
г) Неверны оба суждения

5. Органы чувств свободноживущих плоских червей:
а) примитивные глаза+
б) вкусовые сосочки на языке
в) органы осязания на покровах+
г) органы химического чувства на теле+
д) внутреннее ухо
е) орган обоняния в носовой полости

6. Соотнесите строения животного и его принадлежность к систематической группе.
Особенность строения
А. Раздельнополые
Б. Гермафродиты
В. Имеют полость тела
Г. Отсутствует анальное отверстие в пищеварительной системе
Систематическая группа
а) Плоские черви
б) Круглые черви
Ответ:2121

7. Где расположены органы тела круглых червей?
а) в кишечной полости
б) на поверхности тела
в) в полости тела+
г) внутри клеток

8. Как удаляются жидкие продукты обмена веществ из тела круглых червей:
а) рот
б) половые органы
в) органы выделения+
г) нервные узлы

9. Где паразитирует круглый червь аскарида?
а) в организме человека+
б) в организме моллюска
в) в организме собаки
г) в организме крупного рогатого скота

10. Определите истинные суждения:
А. Транспортировку веществ в теле круглых червей осуществляет кровеносная система.
Б. Половая система самцов у круглых червей включает семенники.
а) Верно только А
б) Верно только Б+
в) Верны оба суждения
г) Неверны оба суждения

11. Чем образован в организме круглых червей пищеварительный канал:
а) ртом+
б) желудком
в) кишечной полостью
г) кишкой+
д) желчным пузырем
е) глоткой+

12. Соотнесите этапы цикла развития животного с видом, к которому они присущи:
Этап цикла развития
А. Промежуточный хозяин — крупный рогатый скот
Б. Весь цикл развития проходит в теле человека
В. Членики, наполненные яйцами, попадают во внешнюю среду
Г. Раздельнополые особи обитают в кишечнике человека
Вид животного
а) Человеческая аскарида
б) Бычий цепень
Ответ: 2112

13. Где происходит половое размножение у червей-паразитов со сменой хозяев?
а) в организме основного хозяина; +
б) в организме промежуточного хозяина;
в) в наземно-воздушной среде;
г) почве и водной среде.

14. Организм, у которого отсутствует лучевая симметрия тела:
а) медуза – корнерот;
б) белая планария;+
в) пресноводная гидра;
г) красный коралл.

15. Покровы тела паразитических червей:
а) снабжены ресничками;
б) покрыты чешуёй;
в) состоят из хитина;
г) не растворяются пищеварительными соками хозяина.+

16. К какому типу относятся организмы, у которых отсутствует полость тела, а промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью:
а) круглые черви;
б) кольчатые черви;
в) членистоногие;
г) плоские черви.+

17. Как представлена мускулатура в кожно-мускульном мешке аскариды?
а) только кольцевыми мышцами;
б) только косыми мышцами;
в) только продольными мышцами;+
г) всеми перечисленными типами мышц.

18. Чему способствует переваривание дождевыми червями растительных остатков?
а) перемешиванию почвы;
б) проникновению в почву воздуха;
в) обогащению почвы органическими веществами;+
г) проникновению в почву влаги.

19. Животные с наиболее высоким уровнем организации:
а) кишечнополостные;
б) плоские черви;
в) кольчатые черви;+
г) круглые черви.

20. Соотнесите группы животных с их характерными признаками:
А) Плоские черви
Б) Круглые черви
а) есть полость тела
б) нет полости тела
в) кишечник заканчивается слепо
г) кишечник заканчивается анальным отверстием
д) характерен жизненный цикл с одним хозяином
е) характерен жизненный цикл со сменой хозяев
Ответ: А: 236
Б: 146

21. Промежуточный хозяин печёночного сосальщика:
а) собака;
б) человек;
в) корова;
г) малый прудовик.+

22. При каком условии произойдет заражение человека бычьим цепнем:
а) при употреблении в пищу мяса, непроверенного ветеринарным врачом;
б) при употреблении в пищу плохо промытых овощей, на которых находятся яйца паразита;
в) при купании в стоячем водоёме, в воде которого обитают личинки паразита;
г) при использовании плохо вымытой посуды, из которой ел человек, заражённый паразитом.

23. Название взаимодействия человека и бычьего цепня:
а) симбиоз; +
б) хищничество;
в) паразитизм;
г) протокооперация.

24. Где помещены внутренние органы белой планарии?
а) в первичной полости тела;
б) во вторичной полости тела;
в) в рыхлой соединительной ткани;
г) в кишечной полости.+

25. Многоклеточные двустороннесимметричные животные удлинённой формы, не разделённые на членики, имеющие полость тела, относятся к типу:
а) плоских червей;
б) круглых червей; +
в) кишечнополостных;
г) кольчатых червей.

26. Как происходит заражение человеческой аскаридой?
а)при поедании сырого мяса;
б) при поедании сырой рыбы;
в) при несоблюдении норм личной гигиены;+
г) при заражении ран и порезов.

27. Какие усложнения происходили при переходе от плоских к круглым червям?
а) появилась полость тела; +
б) появилась кровеносная система;
в) появились органы дыхания;
г) появились специализированные органы движения.

28. Что есть у кольчатых червей в отличие от плоских червей?
а) нервная система;
б) кровеносная система; +
в) выделительная система;
г) пищеварительная система.

29. Как представлена выделительная система кольчатых червей?
а) выделительными железами;
б) парными почками в каждом сегменте тела;
в) парными выделительными воронками в каждом сегменте тела;+
г) в каждом сегменте тела кожными железами.

30. Признаки кольчатых червей:
а) окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервные стволы с ответвлениями
б) щетинки на члениках тела+
в) окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка+
г) слабое развитие или отсутствие органов чувств
д) наличие замкнутой кровеносной системы+
е) питание тканями органов тела человека

31. Как осуществляется дыхание планарии?
а) диффузно через покровы тела; +
б) с помощью наружных выростов – жабр;
в) с помощью внутренних жабр;
г) с помощью лёгочных мешков.

32. Основной хозяин бычьего цепня:
а) бык;
б) человек;+
в) овца;
г) лошадь.

33. Ресничный червь:
а) бычьего цепня;
б) свиного цепня;
в) эхинококка;
г) молочно-белую планарию.+

34. Что появилось у паразитических червей в процессе эволюции?
а) появились глаза;
б) возник гермафродитизм;
в) редуцировалось анальное отверстие;
г) возникли органы прикрепления к организму хозяина.+

35. Чем заполнено тело круглых червей?
а) кровью;
б) воздухом;
в) жидкостью; +
г) паренхимой (соединительной тканью).

36. В каких органах паразитируют острицы?
а) желудке;
б) тонком кишечнике;
в) печени;
г) толстом кишечнике.+

37. Группы, не использующие кислород при дыхании:
а) дождевые черви и другие обитатели почвы;
б) личинки насекомых, обитающих под корой деревьев;
в) аскарида и другие черви-паразиты; +
г) скаты и другие обитатели морских глубин.

38. Как представлена нервная система дождевого червя?
а) разбросанными по всему телу нервными клетками;
б) окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой; +
в) головными нервными узлами и отходящими от них стволами;
г) окологлоточным нервным кольцом, спинным и брюшным стволами.

39. Когда дождевые черви прокладывают в почве ходы:
а) способствуют образованию в растениях органических веществ;
б) улучшают условия дыхания корней;+
в) влияют на скорость передвижения в растениях минеральных веществ;
г) влияют на скорость передвижения в растениях органических веществ.

40. Соотнесите признаки и типы живых организмов:
А) Кишечнополостные
Б) Кольчатые черви
а) двухслойные животные
б) наличие полости тела, заполненной жидкостью
в) сетчатая нервная система (диффузный тип)
г) туловище сегментировано
д) лучевая симметрия
е) наличие кровеносной системы
Ответ: А: 135
Б: 246

41. Тип нервной системы плоских червей:
а) диффузного типа;
б) лестничного типа; +
в) трубчатого типа;
г) отсутствует.

42. Где развивается финна бычьего цепня?
а) во внешней среде;
б) в мышцах и внутренних органах человека;
в) в мышцах и внутренних органах коровы;+
г) в мышцах и внутренних органах собаки.

43. Организм, которым населен кишечник, не имеющий развитой пищеварительной системы:
а) белая планария;
б) бычий цепень;+
в) печёночный сосальщик;
г) кошачья двуустка.

44. Не имеет анального отверстия:
а) аскарида;
б) острица;
в) белая планария; +
г) дождевой червь.

45. Чего нет у круглых червей?
а) полость тела;
б) выделительная система;
в) нервная система;
г) кровеносная система.+

46. Организмы у которых тело разделено на членики:
а) кишечнополостных;
б) губок;
в) круглых червей;
г) кольчатых червей.+

47. Организм, у которого круглое в сечении тела:
а) аскарида человеческая; +
б) печёночный сосальщик;
в) бычий цепень;
г) сибирская двуустка.

48. Какая мускулатура у кольчатых червей?
а) кольцевая и продольная; +
б) только кольцевая;
в) только продольная;
г) поперечная, продольная и кольцевая.

49. Соотнесите меру профилактики заражения человека и паразитом, его вызывающим:
А) аскарида
Б) бычий цепень
а) не есть сырого плохо проваренного или прожаренного мяса
б) мыть руки перед едой и после еды
в) не есть немытые сырые фрукты и овощи
г) защищать продукты питания от мух
Ответ: А: 234
Б: 12

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Изучить представителей данного типа.

Эпиграф к уроку: “Кто предупрежден – тот вооружен”.

    Раскрыть особенности организации круглых червей, их многообразие.
  1. Рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Развитие мышления посредством решения проблемных задач; умение сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.

Задачи воспитания: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в коллективе; прививать правила, навыки гигиены.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

Организация деятельности на уроке: повторение, изучение нового материала, закрепление.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), задания для работы в группах; тестовые задания; электронное издание “Биология 6-11 класс”. Республиканский мультимедиа центр; учебник: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, М.: “Дрофа”, 2009; книга для чтения по зоологии”. А.С. Молис.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

Ребята, какой тип животных вы изучили на последнем уроке? (Тип плоские черви). Давайте вспомним вместе с вами, что представляют из себя животные этого типа. Я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать, вставляя пропущенные слова. (Предполагаемые ответы учащихся выделены курсивом)

Тип Плоские черви.
Вы уже изучили
И много нового для себя открыли
Симметрия их тела,
Скажите без промедления, имеет:
Двусторонне – симметричное строение.

На несколько слоев разделено их тело:
Экто-, энто- и мезодерма
Классов немного в типе
Легко их перечесть,
Ведь червей плоских
Всего три класса есть
Первый класс Ресничные

А где они живут? И какой образ жизни эти черви ведут?

Второй класс Сосальщики
Исключительно паразитический весь
У них для прикрепления
Специальные органы есть?
(Присоски, крючья, шипы)

Третий класс Ленточные
Живут внутри других
Поэтому многие органы отсутствуют у них
Их тело приспособлено к такому существованию
Нет у них кишечника, органов дыхания
Кровеносной системы

Вот еще хотелось, заметить в заключение
У многих червей – паразитов развитие идет…
С превращением и со сменой хозяина

Подведение итогов.

III. Переход к изучению нового материала.

Какой тип животных в систематике расположен после типа “Плоские черви”? (Круглые черви)

Эпиграфом к нашему уроку я взяла латинскую пословицу “Кто предупрежден – тот вооружен”. И в конце урока вы сами ответите на вопрос: “Почему к данной теме подходит это высказывание.

IV. Изучение нового материала.

А как вы думаете, почему их так называют? Круглые? С чем их можно сравнить? (Заслушиваются ответы детей, и подводиться итог: тело в поперечном сечении круглое)

- Что мы должны узнать об этих животных? (Познакомиться с их строением, многообразием, особенностями развития)

С чего начинается изучение любого типа? (С составления общей характеристики). Давайте вместе с вами составим характеристику Круглых червей. А для этого мы разделимся по вариантам. Каждый вариант должен найти в тексте учебника на стр. 119-123, сведения о…

1 вариант – о среде обитания Круглых червей

2 вариант – о строении нервной системы

3 вариант – об органах чувств

4 вариант – о пищеварительной системе

5 вариант – об органах выделения

6 вариант – о половой системе

(Работа детей с учебником)

Составление общей характеристики круглых червей. (Каждый вариант отвечает на вопросы поставленные учителем)

1. Численность круглых червей чуть больше? (20.000 видов)

2. Среда обитания? Где они встречаются? (В воде – коловратки, в почве, паразиты в организме животных, растений, грибов)

(В словари учащиеся записывают термин “фитонематоды”)

Обратите внимание на рисунки учебника, где изображены представители круглых червей.

3. Строение. (Работа с учебником)

- Форма тела? (Веретеновидная)

- Рот на переднем конце тела, на брюшной стороне анальное отверстие, половое отверстие у самок.

- Снаружи тело покрыто? (Многослойной кутикулой – плотной оболочкой).

Какова ее роль? (Защита). Особенно она необходима паразитическим формам. Почему? (Чтобы не быть переваренным)

- Под кутикулой расположен слой продольных мышечных волокон. Как вы считаете, как круглые черви будут передвигаться? (Изгибая свое тело, не могут укорачивать и удлинять)

- Под слоем кожно-мускульного мешка у червей располагается полость тела.

Первичная – схизоцель. Она заполнена жидкостью, которая выполняет роль внутренней среды. (учащиеся записывают в словарики новый термин)

4. Строение нервной системы? (Она образованна окологлоточным нервным кольцом и 6 нервными стволами с перемычками, спиной и брюшной стволы – мощнее)

5. Органы чувств. Развиты слабо, есть органы осязания, химического чувства, примитивные глаза.

6. Пищеварительная система: рот – глотка – кищка – анальное отверстие, у некоторых губы, кутикулярные зубы, скелет.

7. Органы выделения. (Одноклеточные кожные железы)

8. Половая система. Раздельнополые, самки крупнее, чем самцы – такое явление называется половым диморфизмом. А как вы думаете, почему самка крупнее самцов? (Так как в теле самки развиваются яйца)

(Запись термина в словари)

Упражнение на развитие неречевого слуха “Изобразите слова” с помощью мимики, пантомимы (ползать, шуршать, шелестеть, журчать, трещать, скрипеть, булькать).

В чем проявляется усложнение в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями?

1. Появляется первичная полость тела.

2. Пищеварительная система сложнее, появляется анальное отверстие.

3. Нервная система – окологлоточное нервное кольцо, 6 нервных стволов

Запишите эти отличия в рабочей тетради в задании № 74 (кратко).

Просмотр фрагмента “Жизненный цикл паразитических червей (аскариды).

(Диск “Электронное издание. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр”)

- Обратите внимание на развитие аскариды. Есть ли у аскариды промежуточный хозяин?

Такие паразитические черви как аскарида, называются гельминтами. А в народе? (Глистами) Чем опасна аскарида? (Вызывает расстройство пищеварения, отравляет организм, может вызывать разрывы внутренних органов, воспаление легких)

Заболевания вызываемое аскаридами так и называется – аскаридозом. Длина тела самки до 40 см, самцов 15-25 см. Специальных органов прикрепления у аскариды нет. А как же они удерживаются в кишечнике и не выносятся вместе с пищей? (Все время движутся навстречу пище)

Работа с рисунком учебника

Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 123.

Давайте еще раз повторим, как происходит заражение человека аскаридозом. Яйца с находящимися в них личинками попадают в организм человека. Каким образом? (С пищей, водой)

Яйца попадают в кишечник, из них выходит личинка. Куда она попадает? (В кровь – в печень – в сердце – в легкие – в рот – в кишечник)

Развитие идет без смены хозяев.

А сейчас я предлагаю провести ученый совет. Сейчас вы будете работать в группах по 4 -5 человек. Вы получите вопросы, на которые нужно подготовить устный ответ. Для ответа на вопросы воспользуйтесь дополнительной литературой, Интернет-ресурсами (если нет возможности выйти в интернет с помощью компьютера, можно воспользоваться сотовыми телефонами; дополнительную литературу подготовить заранее и раздать их группам). Время работы групп 2-3 минуты.

Каждая группа – это ученые.

1-я группа – математики

2-я группа - врачи

3-я группа - врачи

4-я группа - историки

5-я группа - гигиенисты

Задание для 1 группы (математики)

Подсчитайте, сколько яиц отложит самка аскариды, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?

Задание для 2 группы (врачи)

Как человек заражается трихинеллой? Какую опасность представляют эти паразитические черви?

Задание для 3 группы (врачи)

Что представляет из себя острица? Почему ими часто болеют дети?

Задание для 4 группы (историки)

Какой вклад в развитие гельминтологии внес Константин Иванович Скрябин?

Задания для 5 группы

Предложите меры предотвращения заражения гельминтами.

После работы группы предоставляют свои выступления.

Примерное содержание выступления

(73 млн.) (300 тыс. острица)

Какое значение имеет такая плодовитость? (Возможность продолжить существование)

Трихинелла – маленький, но очень опасный паразит.

Длина самки около 3 мм., самцы вдвое меньше. Основным хозяином трихинеллы являются крысы. От крыс могут получить трихинеллу и свиньи (они всеядны и также поедают мертвых крыс).

Если мясо свиньи с заключенными в нем личинками будет съедено человеком в непроваренном или в недожаренном виде, человек заболевает трихинеллезом. Из яиц в кишечнике выходят личинки, через день они становятся половозрелыми и рождают 80-100 тысяч яиц в стенках кишечника. Они попадают в кровь, затем в мышцы, здесь они покрываются капсулой и в таком состоянии могут сохраняться многие годы. (До 14 лет) Во время миграции личинок по организму человеку у заболевшего повышается температура, появляются судороги лица, ног, нередко приводящие к смертельному исходу.

У многих народностей религия запрещает употреблять свиное мясо в пищу, и одна из главных причин, это и есть трихинеллез. Для предупреждения заражения трихинеллезом свиное мясо подвергается особому ветеринарному осмотру в лабораториях.

Острицы – мелкие паразиты до 1 см, которые паразитируют в толстой и слепой кишке человека, вызывая заболевание энтеробиоз. По форме тела и по строению острица напоминает аскарид, но в сильно уменьшенном виде. Тело у них заканчивается заостренным хвостиком (отсюда их название). Самки острицы по ночам выходят через анус наружу, и откладывают яйца до 10-12 тысяч, вызывая при этом зуд. У детей (которые часто заражаются этими паразитами) зуд влечет за собой расчесы. Под ногтями остаются яйца, они легко могут попасть в рот ребенка, и поэтому происходит заражение. Яйца остриц могут переносить мухи, тараканы, поэтому чтобы не заразиться необходимо соблюдать правила личной гигиены и вести борьбу с мухами.

Константин Иванович Скрябин (1878–1972 г.р.). Выдающийся советский гельминтолог (ученый, изучавший паразитических червей). Изучению он посвятил всю свою жизнь. Написал более 600 научных работ. Организовал около 200 экспедиций, по выявлению очагов червей – паразитов. Открыл и описал 180 новых видов паразитических червей. Разработал методы борьбы и предохранения от заражения.

1. Сырые овощи перед едой обдавать кипятком.

2. Не пить воду из рек, озер.

3. Мыть руки перед едой, после посещения туалета, не грызть ногти.

4. Вести борьбу с мухами.

V. Закрепление и применение знаний.

Выполнение тестовой работы по вариантам.

Проверка выполнения работы (учащиеся проверяют свои ответы с эталоном)

Если ваши ответы полностью совпадают с ответами на доске, значит, вы набрали 5 баллов, и тему урока усвоили прекрасно. Можете смело поставить себе “отлично”. Если есть расхождения в 1 балл – “хорошо”. Если ваши ответы не совпадают с ответами на доске на 2-3 балла, значит, вам нужно еще раз внимательно прочитать дома параграф.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем новом вы сегодня узнали на уроке, на заседании ученого совета. (О строении, многообразии, размножении паразитических червей. О мерах по предупреждению заражения гельминтами). Вспомните наш эпиграф урока и поясните его. “Кто предупрежден – тот вооружен” Почему? (Нужно знать о паразитических червях, чтобы не заразиться ими)

VII. Домашнее задание: статья в учебнике по изученной теме, дополнительно

1. Нарисуйте схему заражения человека аскаридозом.

2. В словариках запишите объяснения к терминам.

3. Составьте кроссворд на тему "Тип круглые черви”.

Дополнительная литература: “Книга для чтения по зоологии” А.С. Молис.

Тип “Круглые черви”

Вариант 1

Выберите номера правильных утверждений.

1 .В пищеварительной системе круглых червей имеется анальное отверстие.

2. Дыхание круглых червей осуществляется через жабры.

3. Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека.

4. Мухи не способствуют распространению и заражению аскаридами.

5. Аскариды гермафродиты.

6. Плотная оболочка на теле аскариды выполняет защитную функцию.

7. Все круглые черви - паразиты.

8. Личинки аскариды внедряются в стенки кишечника и проникают в кровь.

9. Под кутикулой у круглых червей располагаются кольцевые и продольные мышцы.

10. Болезни, вызываемые паразитическими червями, называются гельминтозами.

Вариант 2

Выберите номера правильных утверждений.

1. Заразиться аскаридозом можно употребив в пищу мясо свинины или говядины.

2. Аскариды раздельнополые животные.

3. Внутри кожно - мускульного мешка у нематод находится обширная полость тела.

4. Все нематоды имеют кровеносную систему.

5. Органы чувств у круглых червей развиты слабо.

6. Аскариды не имеют пищеварительной системы.

7. Встречаются нематоды - паразиты растений.

8. Аскариды имеют основного и промежуточного хозяина.

9. У аскариды есть специальные органы прикрепления.

10. Внешние различия между особями разного пола называются половым диморфизмом.

Читайте также: