Куропаткин чум что это

Обновлено: 24.04.2024

"Не переживайте, сейчас брат приедет, поставят чум и будете спать в нем", - я сидела и с недоумением смотрела на оленевода Славу, в то время как за окном были уже сумерки и -20 °С.

Его брат Яша вместе с женой Линой уехали делать прививки. И чум свой забрали, чтобы другие ненцы могли в тепле ожидать очереди.

"Слава, а сколько времени занимает поставить чум?" - спрашиваю я, пытаясь прикинуть, во сколько получится лечь спать и стоит ли мне вообще рассчитывать на спальное место.

Исторически чум ставит женщина, но в реальности мужчины всегда помогают - так получается быстрее. Летом, во время камлания (переездов), семья меняет место стоянки примерно каждые 2 дня. Это получается, что раз в два дня нужно разобрать чум утром, а потом собрать. Зимой на одном месте стоят по несколько месяцев, но, как видите, и тут иногда приходится сниматься с места и увозить "дом" с собой.

А вот и Яша приехал, и чум привез. Естественно, тут же все вышли помогать: и собаки, и дочка Алиса, и сын Яши, и сын Славы.

Когда чум ставят на новом месте, предварительно утаптывают площадку под него, но тут чум уже стоял раньше. Поэтому можно сразу приступать к сборке.

Три шеста связывают между собой и устанавливают вертикально.

Обратите внимание, что внутри уже установили мебель и печку.

Потом на этот остов начинают накладывать жерди, сделанные из ели. Яша говорит, что лиственницу для этих целей использовать нельзя.

Параллельно с устройством стен идет сборка "интерьера": на пол укладывают крашеные доски. Но ими застилается только пелейняны - половина чума, где будет спальное место. Во второй половине (вауняны) на пол стелют линолеум или кладут листы пластика - там место для умывальника, собак, дров.

На шесты крепится электрический провод от генератора и протягивается шнур от телевизионной антенны, закрепленной на лиственнице.

Спальное место тоже сооружают ещё до окончания строительства. И постепенно всё внутреннее "убранство" чума покрывается снегом.

Пока хозяйка чума Лина укладывает жерди для стен, мужчины устанавливают трубу от буржуйки.

"Не переживайте, сейчас брат приедет, поставят чум и будете спать в нем", - я сидела и с недоумением смотрела на оленевода Славу, в то время как за окном были уже сумерки и -20 °С.

Его брат Яша вместе с женой Линой уехали делать прививки. И чум свой забрали, чтобы другие ненцы могли в тепле ожидать очереди.

"Слава, а сколько времени занимает поставить чум?" - спрашиваю я, пытаясь прикинуть, во сколько получится лечь спать и стоит ли мне вообще рассчитывать на спальное место.

Исторически чум ставит женщина, но в реальности мужчины всегда помогают - так получается быстрее. Летом, во время камлания (переездов), семья меняет место стоянки примерно каждые 2 дня. Это получается, что раз в два дня нужно разобрать чум утром, а потом собрать. Зимой на одном месте стоят по несколько месяцев, но, как видите, и тут иногда приходится сниматься с места и увозить "дом" с собой.

А вот и Яша приехал, и чум привез. Естественно, тут же все вышли помогать: и собаки, и дочка Алиса, и сын Яши, и сын Славы.

Когда чум ставят на новом месте, предварительно утаптывают площадку под него, но тут чум уже стоял раньше. Поэтому можно сразу приступать к сборке.

Три шеста связывают между собой и устанавливают вертикально.

Обратите внимание, что внутри уже установили мебель и печку.

Потом на этот остов начинают накладывать жерди, сделанные из ели. Яша говорит, что лиственницу для этих целей использовать нельзя.

Параллельно с устройством стен идет сборка "интерьера": на пол укладывают крашеные доски. Но ими застилается только пелейняны - половина чума, где будет спальное место. Во второй половине (вауняны) на пол стелют линолеум или кладут листы пластика - там место для умывальника, собак, дров.

На шесты крепится электрический провод от генератора и протягивается шнур от телевизионной антенны, закрепленной на лиственнице.

Спальное место тоже сооружают ещё до окончания строительства. И постепенно всё внутреннее "убранство" чума покрывается снегом.

Пока хозяйка чума Лина укладывает жерди для стен, мужчины устанавливают трубу от буржуйки.


Рассказ повествует о фантастическом приключении советского геодезиста в период освоения природных богатств Крайнего Севера РСФСР. Посвящается коренным народам Севера РСФСР. Работникам Таймырской Геофизической Экспедиции. Жителям Заполярной Дудинки и труженикам Норильского промышленного района. Рассказ написан с опорой на идею и черновик моего отца: Тарасова Анатолия Николаевича (1939–2012). Для широкого круга читателей.

Оглавление

  • От автора
  • Глава 1. Чудесное спасение Гелюн
  • Глава 2. Дом космических пришельцев

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Куропаткин чум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Дом космических пришельцев

Несколько минут назад, я стал соучастником такого же, завораживающего действия. Только сейчас, оставаясь наблюдателем, я решил детально рассмотреть процесс трансформации стены. Что бы надосуге, постараться научно это обосновать. Тем временем, вспыхивающая стена, вновь послушно превратилась в эластичную субстанцию и пропустила пострадавшую незнакомку, внутрь. После чего жёлтое свечение прекратилось, вот только её поверхность, вновь изменила свои таинственные свойства и к моему приятному удивлению, стала полупрозрачной. Как будто неведомый мне — Некто, приглашало меня приобщиться к немому представлению, которое сейчас начнёт разворачиваться, в небольшом помещении.

Мне стало жарко, поэтому я начал раздеваться и сбрасывать на гладкий пол, свою верхнюю одежду. Сперва я снял ватник с шапкой, затем валенки и ватные брюки. После чего всю зимнюю амуницию, я аккуратно сложил в стопку и уселся на неё сверху. Между тем, события за стеной, начинали приобретать завораживающий характер. Поэтому я раскрыл рот и стал глазеть на нечто, совершено невероятное! Сперва я увидел, как тело незнакомки поднялось вверх и зависло в полуметре над полом. Затем оно стало медленно поворачиваться, пока не заняло горизонтальное положение. Таким образом, невесомый силуэт девушки, стал просто парить в воздухе!

Потом воздух в комнате задрожал, зримо загустел и окрасился. Так что вокруг фигуры пострадавшей возникли и начали своё вращение, изумрудные вихри. Которые полыхали всё ярче, вперемешку со вспышками перуниц, 18 рассыпающихся во множество фиолетовых искр! Которые вскоре, отделились от общего, изумрудного коловращения и своим плотным, сиреневым роем, окружили больную голень. Финальным аккордом, развернувшейся красочной фиерии, стали длинные, иссеня-чёрные волосы девушки. Сперва медленно развевавшиеся вокруг её тела, но как по волшебству, вдруг стремительно распрямившиеся в стороны и образовавшие собой, почти идеальный шар! Так что кончики волос незнакомки, вспыхнули холодным, изумрудным светом. Ярко осветив комнату и часть зала, прямо передо мной, своим волшебным ореолом.

О чем я тогда думал? Честно говоря, всего уже не припомнить. По большому счёту, в голове мелькала какая-то чехарда из эпизодов, недавних событий. Попросту потому, что я — опешил, от развернувшейся фантасмагории! Хотя всё же, я думал о том, что парни из моего отряда, обязательно поднимут тревогу и будут меня искать. Начнут ездить взад и вперед по профилю, правда если позволит погода или что тоже верно, сперва решат дождаться окончания пурги. Перед глазами всё время возникал и раз за разом, отлетал в сторону, разделившийся валун! Потом, расступались в стороны, превращаясь в дрожащую субстанцию — радужные стены. Повидимому, произошло эмоциональное перенапряжение моего восприятия и поэтому я, ненадолго задремал.

Если путник собирается в дальнюю дорогу, то норовит выехать пораньше, с солнцем. И я никак не мог понять, почему селькупы делают наоборот. Еще вчера оленевод Владимир Сайготин уверял, что очень спешит в стадо, что ехать ему полета километров, а дел еще много.

— Магазин ходить нада. Председатель говорить нада. Много всего нада.

На другое утро я встретил Владимира у нарт. Он сказал, что все сделал, только что поговорил с председателем колхоза.

Но днем он опять попался мне на улице Красноселькупска.

Может, думаю, пурги боится, да говорить об этом не хочет? Как раз похоже было, что завьюжит, да и похолодало к вечеру. Осторожно так поспрашивал Владимира, чтоб не обидеть его, — нет, ничего-то он не боится. Морозы покидают эти края всего-то месяца на три. Стужа — дело привычное. От нее можно спрятаться в оленьи шкуры, а заночевать в пути можно хоть в куропаткином чуме.

Куропаткин чум — никакого чума. Просто нора в снегу. Так прячется от пурги белая птица. И человек научился этому. Застала в пути пурга — останавливает селькуп оленей, слезает с нарт, закапывается в снег. Мети сколько хочешь! Кончится белая пляска — можно вылезать. Снова на нарты, снова трогает хореем оленей. Поехали.

Так чего же не едет Сайготин? Ведь и правда торопится.

Потом председатель райисполкома Иван Сергеевич Хайдошкин рассказал:

— Как ни торопится ненец или селькуп, а засветло не поедет. Хоть в шесть утра проснется, целый день прособирается. Постоит, подумает, нарту поправит. Глядишь, опять стоит! А к вечеру тронется, погонит оленей, будто страшно опаздывает. Но отъедет всего полкилометра — и вдруг остановится. Достанет сигарету, закурит, посидит минут десять-пятнадцать. Потом опять взмахнет хореем и сорвется с места. Теперь уж мчит без передыху. Я спросил одного, зачем такая остановка.

— Забыть чего мог. Или кто со мной забыл поехать, бежать будет. Жду стою.

И предпочтение ночи дню для дальних поездок имеет свое объяснение. Жители тундры ориентируются по звездам — других указателей в белой пустыне нет. Так что звезды они знают не хуже любого капитана дальнего плавания. Потому, наверно, у каждого в этом крае есть своя звезда, путеводная.

Селькупы — народность Западной Сибири. Живут в Томской, Тюменской областях и в Красноярском крае. Прежде основным занятием селькупов были охота и рыболовство. Переселившись на северную окраину таежной зоны, на реки Таз и Турухан, селькупы переняли у местных жителей оленеводство, однако продолжали вести кочевую жизнь. Зимой жили в полуземлянках, летом — в берестяных чумах.

Сейчас селькупы объединились в колхозы. Живут в рубленых деревянных домах. Развиваются огородничество, звероводство. Всего селькупов около трех тысяч восьмисот человек.

Читайте также: