Лабораторная работа жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня

Обновлено: 23.04.2024

Дидактический материал к уроку "Тип плоские черви" по учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. Задание содержит текст о цикле развития паразитических червей и задание к нему. Может быть использовано как для изучения нового материала, так и для закрепления знаний.

ВложениеРазмер
Циклы развития паразитических червей 980 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл развития бычьего цепня.

Оказывается, паразитические плоские черви живут в двух или в трех организмах-хозяевах. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и выполните задание.

Организмы, в которых развиваются личинки червя, называют промежуточными хозяевами, а организмы, в которых живут взрослые черви,— окончательными или основными хозяевами.

Познакомьтесь подробнее с размножением и развитием бычьего цепня. В каждом членике этого червя развивается большое число яиц. Последние зрелые членики набиты яйцами с зародышами, начинающими развиваться сразу же после оплодотворения яйцеклеток. В каждом членике накапливается до 175 тыс. яиц. Зрелые членики отделяются от тела червя и с испражнениями хозяина или самостоятельно (благодаря сокращению мышц) выходят наружу. Каждые сутки из кишечника больного человека выделяется наружу до 28 члеников.

Яйца цепня попадают в почву. Рогатый скот, питаясь травой, проглатывает их. В кишечнике животного из яиц выходят шестикрючные личинки. Они проникают в кровеносные сосуды и с током крови попадают в мышцы. Здесь личинки превращаются в финны (пузырчатые образования величиной с горошину). Если человек съест недостаточно прожаренное или непроваренное финнозное мясо, то в его желудке из финн выворачиваются головки цепня, а сами пузырьки перевариваются. Маленький червь попадает в тонкий кишечник, присасывается к его стенкам, и его тело начинает расти. Взрослый червь может прожить в организме человека около 15 лет.

  1. Укажите основного и промежуточного хозяев бычьего цепня.

А основной ______________ хозяин (1 балл)

Б промежуточный ______________ хозяин (1 балл)

2. Заполните пустые строки в таблице. (4 балла)

Стадии развития бычьего цепня.

Где происходит развитие

3. Найдите в тексте пути заражения человека бычьим цепнем и предположите профилактические меры борьбы с этим заболеванием. /непроваренное мясо, невымытые овощи , варить мясо долго, мыть овощи / (2 балла)

Максимально 10 баллов (+ 2 балла допо лнительно)

Цикл развития бычьего цепня.

Оказывается, паразитические плоские черви живут в двух или в трех организмах-хозяевах. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и выполните задание.

Организмы, в которых развиваются личинки червя, называют промежуточными хозяевами, а организмы, в которых живут взрослые черви,— окончательными или основными хозяевами.

Познакомьтесь подробнее с размножением и развитием бычьего цепня. В каждом членике этого червя развивается большое число яиц. Последние зрелые членики набиты яйцами с зародышами, начинающими развиваться сразу же после оплодотворения яйцеклеток. В каждом членике накапливается до 175 тыс. яиц. Зрелые членики отделяются от тела червя и с испражнениями хозяина или самостоятельно (благодаря сокращению мышц) выходят наружу. Каждые сутки из кишечника больного человека выделяется наружу до 28 члеников.

Яйца цепня попадают в почву. Рогатый скот, питаясь травой, проглатывает их. В кишечнике животного из яиц выходят шестикрючные личинки. Они проникают в кровеносные сосуды и с током крови попадают в мышцы. Здесь личинки превращаются в финны (пузырчатые образования величиной с горошину). Если человек съест недостаточно прожаренное или непроваренное финнозное мясо, то в его желудке из финн выворачиваются головки цепня, а сами пузырьки перевариваются. Маленький червь попадает в тонкий кишечник, присасывается к его стенкам, и его тело начинает расти. Взрослый червь может прожить в организме человека около 15 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию о жизненных циклах гельминтов, их стадии и особенности развития. Позволяет проанализировать прочтенный материал, ответив на вопросы.

Жизненный цикл печеночного сосальщика

Жизненный цикл развития печеночного сосальщика начинается в том случае, если яйца гельминта попадают в простойную воду: лужу, ручей или пруд. В таких условиях недели через две – три из яиц выходит мирацидий. Мирацидий является личинкой сосальщика. Размеры мирацидий довольно маленькие и составляют приблизительно 0,02-0,3 миллиметра. Когда она обитает в воде, то ведет свободноживущий образ жизни. Мирацидий имеет тело, покрытое ресничками, при помощи которых мирацидий и способен двигаться. В секунду личинка может проходить расстояние, равное двум миллиметрам.

Когда сосальщик находится на этой стадии, он не питается. Его образ жизни зависит от питательных веществ, накопленных в яйце. Ведя такой образ жизни, личинка преследует одну единственную цель – поиск организма, который станет хозяином для ее дальнейшего развития.


Жизненный цикл от яйца до половозрелой формы

Когда промежуточный хозяин найден, мирацидий (а) внедряется в его организм. Прикрепляясь к телу моллюска, она начинает выделять секрет железы, при помощи которого ткани существа расщепляются, а личинка попадает внутрь. В это же время личинка превращается в спороцисту (б) и продолжает жизненный цикл уже в таком виде.

Спороциста заполнена зародышевыми клетками, когда их число значительно увеличивается, из тела спороцисты выходят редии (в). Они мигрируют в печень моллюска. Размножение редий проходит без оплодотворения. Также зародышевые клетки образуют личинки взрослых особей гельминта – церкариям (г).

Образ жизни церкариев отличается от того, какой образ ведут редии. Церкарии практически не отличаются от полностью развитых особей. У них уже есть присоски, глаза, а органы чувств воспринимают раздражения механического и химического типа. Церкарий свободно плавает, живет за счет запасов питательных веществ. Через некоторое время он выбирается на траву и почву около водоема, отбрасывает задний хвост, после чего покрывается толстой оболочкой. Данная стадия имеет название адолескарии. Чтобы из этой стадии вышел взрослый сосальщик, адолескария должна выбрать новый организм (окончательный хозяин), тогда она продолжит цикл своего развития. Окончательный хозяин заглатывает личинку вместе с прибрежной травой. Следует отметить, что окончательный хозяин может быть крупным и рогатым скотом. В кишечнике у животных оболочка растворяется, а молодой сосальщик попадает в желчные проходы печени, где продолжает цикл своего развития и достигает половозрелого состояния. Здесь же происходит его размножение, и он откладывает яйца. Далее цикл начинается заново, вплоть до того момента, как произойдет следующее размножение.

Также окончательный хозяин может быть человеком. Человек может заразиться гельминтом, если выпил сырую воду из пруда или помыл ей фрукты и овощи.

Ответьте на вопросы:

1.Какие особенности строения и жизнедеятельности печеночного сосальщика позволяют ему жить в печени? Зачем ему большая плодовитость?

2.Какой вред наносят здоровью человека печеночный сосальщик? Какие меры профилактики можете предложить?

3.Почему заражение печеночным сосальщиком может произойти при питье сырой воды?

4.Почему печеночный сосальщик имеет более простое строение, чем белая планария?


Жизненный цикл бычьего цепня начинается с яица, которое поглощает промежуточный хозяин(бык или корова, например), далее уже в организме коровы из яица развивается онкосфера. Она проникает в кровь и с ее током в различные органы, где превращается в следующую личиночную стадию - цистицерк(финну) и оседает в мускулах промежуточного хозяина. В нем заключена головка цепня. Человек, съедая зараженную говядину становится окончательным хозяином, в его пищеварительную систему попадают финны, а в кишечнике формируется взрослая особь.

Жизненный цикл печеночного сосальщика начинается с поглощения его цист домашним скотом. В пищеварительном тракте из цисты выходит взрослая особь(марита). Она проникает в желчные протоки печени и паразитирует там. Вышедшие в процессе оплодотворения яйца паразитов попадают в кишечник хозяина и выходят наружу испражнениями. Если яйцо попадает в водоем, то из него выходит мирацидий. Он ищет малого прудовика. В его теле он начинает размножаться уже бесполым путем, в следствии чего выходит много церкарий. Достигнув прибрежной растительности, они к ней прикрепляются и превращаются в цисту и все идет по кругу.

Зараженное червем позвоночное→Яйца→Мирацидий→Личинки в молюске→Церкария→Циста→Зараженное червем позвоночное

Новые вопросы в Биология

Известно, что в двойной набор хромосом сосны содержит 24 хромосомы. Ответьте на следующее вопросы: А) Сколько хромосом в клетке листа у сосны? Б) Скол … ько хромосом в спермии сосны? B В) Сколько хромосом содержит Зигота сосны? Г) Сколько хромосом в клетке камбия сосны перед делением клетки (после удвоения ДНК)? Д) Сколько хромосом в клетке камбия сосны после митоза клетки? E) Сколько хромосом в каждой клетке зародыша семени сосны?​

Известно, что в двойной набор хромосом сосны содержит 24 хромосомы. Ответьте на следующее вопросы: А) Сколько хромосом в клетке листа у сосны? Б) Скол … ько хромосом в спермии сосны? B В) Сколько хромосом содержит Зигота сосны? Г) Сколько хромосом в клетке камбия сосны перед делением клетки (после удвоения ДНК)? Д) Сколько хромосом в клетке камбия сосны после митоза клетки? E) Сколько хромосом в каждой клетке зародыша семени сосны?​

Известно, что в двойной набор хромосом сосны содержит 24 хромосомы. Ответьте на следующее вопросы: А) Сколько хромосом в клетке листа у сосны? Б) Скол … ько хромосом в спермии сосны? B В) Сколько хромосом содержит Зигота сосны? Г) Сколько хромосом в клетке камбия сосны перед делением клетки (после удвоения ДНК)? Д) Сколько хромосом в клетке камбия сосны после митоза клетки? E) Сколько хромосом в каждой клетке зародыша семени сосны?​

Известно, что в двойной набор хромосом сосны содержит 24 хромосомы. Ответьте на следующее вопросы: А) Сколько хромосом в клетке листа у сосны? Б) Скол … ько хромосом в спермии сосны? B В) Сколько хромосом содержит Зигота сосны? Г) Сколько хромосом в клетке камбия сосны перед делением клетки (после удвоения ДНК)? Д) Сколько хромосом в клетке камбия сосны после митоза клетки? E) Сколько хромосом в каждой клетке зародыша семени сосны?​

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Лабораторная работа№ 2

Цель: Изучить строение многоклеточной водоросли.

Оборудование: Микроскоп, гербарий, живые водоросли.

Рассмотрите многоклеточную водо­росль (живой или гербарный материал). Опишите ее внешний вид.

Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли. Зарисуйте одну клет­ку и надпишите детали клетки.

Лабораторная работа№ 3

Цель: Изучить строение мха.

Оборудование: Гербарий, лупа.

1.Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).

2.Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте рас­тение и его части.

3.Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.

4.Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.

Лабораторная работа№4

Цель: Изучить строение папоротника

Оборудование: Гербарий, лупа.

1) Изучите строение папоротника, найдите вегетативные органы, сравните с зеленым мхом.

2) Сравните листья папорот­ника с листьями зеленого мха. Найдите жилки и сорусы на листьях папоротника.

3) Рассмотрите под лупой влажные препараты кусоч­ков листа папоротника с нижней стороны. Найдите бурые бугорки — сорусы. Соскоблите споры, приготовьте препарат и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте папоротник со всеми органами, сорус в раз­резе, спорангий и споры. Сделайте выводы о строении папоротников.

Лабораторная работа № 5

Цель: Изучить внешнее строение голосеменных и строение хвои

Рассмотрите внешнее строение по­бега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?

Рассмотрите внешнее строение по­ бега ели. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?

Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?

Лабораторная работа № 6

Цель: Изучить строение шиповника, как представителя класса двудольных.

Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож.

Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает?

Рассмотрите листья шиповника. Какие у него листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Найдите прилистники и рассмотрите их.

Рассмотрите цветок шиповника. Ка­кой у него околоцветник (двойной или простой)? Найдите чашечку, рассмотрите ее. Подсчитайте и запишите число чашелистиков? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик цветка. Подсчитайте и запишите число лепестков. Как называется такой венчик?

Рассмотрите тычинки, обратите внимание на то, что их много. Рассмотрите

пестики, их тоже много.

Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краям чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.

Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Убедитесь, что из завязи пестиков развились плоды-орешки. Как называется плод шиповника?

Запишите характеристику шиповника по плану:

а) корневая система

в) жилкование и расположение листьев на стебле

г) строение цветка

Лабораторная работа № 7

Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов

Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и прове­дите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, эвглену и амебу, определите их форму тела.

Рассмотрите микропрепараты под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички, жгутики, ложноножки и установите, какую роль они играют в передвижении.

Найдите сократительные вакуоли, рассмотрите цитоплазму.

Зарисуйте в тетради и подпишите увиденные ча­сти тела.

1.Докажите, что план строения тела одноклеточных соответствует общим чертам организации ядерных ( эукариотических клеток).

2.Какие органы специального назначения встречаются у одноклеточных?

3.Какая группа одноклеточных животных наиболее древняя?

Лабораторная работа № 8

Цель: Рассмотреть процесс регенерации гидры, выяснить особенности восстановления тела.

Оборудование: рисунки, иллюстрации

1. Рассмотрите процесс регенерации гидры по рисункам.

2. Зарисуйте этапы восстановления гидры.

3. Сделайте вывод. Какие организмы способны к регенерации?

Какие клетки гидры участвуют в процессе востановления?

Лабораторная работа № 9

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: Ванночка, лист бумаги.

Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).

Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члени­ков, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.

Найдите передний (более заостренный) коней тела с ротовым отвер­стием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.

Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.

Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.

Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бу­маге. Выясните роль щетинок.

8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и под­черкните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

Лабораторная работа № 10

Цель: Изучить внешнее строение моллюсков.

Оборудование: коллекция моллюсков.

Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.

Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть - вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.

Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.

4. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.

5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, опреде­лите ее окраску.

6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость рако­вины, - устье.

7.Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части.

8. Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика.

Лабораторная работа №11

Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.

Рассмотрите внешнее строение речного рака.

Осмотрите покровы тела. Что предает прочность панцирю рака?

Найдите отделы тела: головогрудь, брюшко.

Рассмотрите голову: найдите органы осязания, обоняния, органы зрения.

Рассмотрите конечности рака. Установите особенности строения. Сколько их, к какому отделу прикрепляются. Какую роль выполняют. Зарисуйте их.

Перечислите и запишите признаки Речного рака как типичного представителя членистоногих. Зарисуйте речного рака.

Лабораторная работа №12

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.

Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С по­мощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за ра­ботой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запи­шите в тетрадь.

Лабораторная работа № 13

Цель: Изучить особенности внешнего строения лягушки, как примитивных наземных позвоночных.

Оборудование: влажный препарат, таблица, рисунки

1.Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.

2.Рассмотрите покровы тела.

3.Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рас­смотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.

4.Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.

5.Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запи­шите в тетрадь

Лабораторная работа № 14

Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: Чучело птицы, лупа.

Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с ко­гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра­нее, вы встречали такой покров.

Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание -очин, опахала, рас­положенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опа­хала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отхо­дящие от ствола.

Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно­сти, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Лабораторная работа № 15

Цель: Изучить особенности скелета млекопитающих.

Оборудование: Макет скелета млекопитающих

Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит?

Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный,
грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих.

Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит?

Найдите на скелете млекопитающего кости, со­ставляющие пояс передних конечностей.

Рассмотрите кости передних конечностей.

Найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы.

Рассмотрите кости задних конечностей.

9.Зарисуйте скелет млекопитающего

Практическая работа № 1

Цель: зарисовать бактериальную клетку и подписать основные ее части

1.Зарисуйте бактериальную клетку

2.Подпишите названия ее структур

3.Сделайте вывод об особенностях строения бактериальной клетки.

Практическая работа № 2

Цель: научится распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование: муляжи грибов, рисунки.

1. Определите какие грибы Изображены на рисунке в тетради стр.12 зад. 15.

2. Подчеркните ядовитые грибы.

3. Ответьте на вопрос : по каким признакам вы их выделили?

Составьте краткий ответ.

Практическая работа № 3

Цель: научится распознавать растения своей местности ; систематизировать их по видам, родам, классам .

Оборудование: гербарии растений, рисунки.

1 . рассмотрите гербарный материал, выберите те растения которые встречаются в нашей местности.

Читайте также: