Лабораторная работа жизненный цикл человеческой аскариды

Обновлено: 24.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Технологическая карта открытого урока биологии

обучающие : рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов; выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими.

развивающие : продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом.

воспитательные : воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Основное содержание темы

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Термины и понятия

Нематоды, кутикула, половой диморфизм.

Образовательные результаты

Метапредметные

Проявление ответственного отношения к обучению, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Познавательные УУД : работать с информацией; осваивать приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе; организовывать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; подводить итоги работы, обобщать выводы.

Регулятивные УУД : составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать собственный опыт, свою работу, а также работу одноклассников.

Коммуникативные УУД : владеть коммуникативными навыками, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их

Знать общую характеристику типа; уметь определять систематическую принадлежность животных; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи сложившиеся в природе и их значение для экологических систем; использовать меры для профилактики паразитических заболеваний; распознавать последовательность этапов цикла развития человеческой аскариды; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Организация образовательной среды

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал: УМК Биология.8 кл. Линейный курс. Автор: Сонин Н.И.

Интерактивный материал: тест, компьютер, проектор, динамичные модели, инструктивная карта для учащихся.

Таблицы, слайды, динамичные модели циклов развития червей.

ИКТ, рефлексивные технологии, технологии проблемного обучения

Химия: кислая и щелочная среда в кишечнике и желудке.

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятив-ные

коммуникативные

I . Вводная часть: организационный момент (1 минута)

1. Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их. (1мин)

Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя

организовывать свою учебную деятельность

II . Основная часть: актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание, изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (31 минута)

1.Актуализирует требования к учащимся. Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока (3 мин) ( См. приложение1 .)

Сегодня мы приступаем к изучению типа… Но какого? Вы сами с помощью подсказок предположите, о каких животных пойдет речь.

1. Среда обитания – организменная.

2. Тело нечленистое, цилиндрическое, веретенообразное.

3. Только один слой продольных мышц, поэтому тело изгибается.

4. Внутренние паразиты животных и человека.

5. Это животное трехслойное, симметрия билатеральная.

6. В поперечном разрезе круглое, отсюда название типа.

Тема урока: Особенности круглых червей. Жизненный цикл человеческой аскариды.

Каковы цель и задачи нашего урока?

(Демонстрация 2 слайда)

Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Ответ:1.Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей;

2. рассмотреть особенности человеческой аскариды в связи с паразитическим образом жизни;

3. выяснить, какой вред наносит аскарида человеку и меры профилактики.

организовывать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя

планировать свою деятельность под руководством учителя

владеть коммуникативными навыками

проявление ответственного отношения к обучению

2.Изучение нового материала (22мин)

1.Классификация круглых червей ( См. приложение2)

Тип – Круглые черви

Виды – нитчатый червь, нематоды, ришта, трихинелла, аскариды, острицы, волосатик, киноринх, коловратка.

2.Внешнее строение – рис. в учебнике С.44 – 4-й абзац.

3.Внутреннее строение (рис с.48) (слайд 4)

(Работа в парах. Раздаются вопросы на которые учащиеся должны найти ответы в учебнике).

hello_html_m5cf87c8f.jpg

1.Первичная полость – полость тела не выстланная эпителием

2.Функции первичной полости: опорная, транспортная, выделительная.

3. Дыхательная и кровеносная системы нет.

4.Пищеварительная система и чем она отличается от плоских червей?

Рот – глотка – кишечник – анальное отверстие.

5.Чем представлена выделительная система?

Одноклеточные шейные железы.

6. Нервная система.

Окологлоточное нервное кольцо, 6 стволов лестничного типа.

7. Какие органы чувств развиты у круглых червей?

Развиты слабо. Органы осязания вокруг рта.

8. С помощью текста учебника и других источников литературы установите, что такое половой диморфизм. Приведите примеры.

Различие самки и самца по внешним признакам.

4. Жизненный цикл человеческой аскариды . Развитие аскариды – прямое. Почему называется прямым?

Работа по учебнику.

1.Яйца с фекалиями попадают в почву.

2. В яйце развивается личинка первого возраста.

3. Влажная почва: температура 20-30°С (10–15 дней).

4. В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течение 7 лет.

Человек: 1. В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37°С

2. Личинка: через слизистую оболочку кишечника→вены→печень→сердце →попадает в легкие.

3. Проникает через стенку альвеол в бронхи→ трахеи→вызывает воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.

5. С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.

6. Проходит через пищевод

7. Попадает в тонкий кишечник, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1–2 года. (Самка откладывает в год до 200 000 яиц.)

8. Яйца с фекалиями попадают в почву.

9. Цикл развития происходит без смены хозяина.

10. Заболевание – аскаридоз.

Слушают учителя, понимают, отвечают на вопрос. По ходу урока заполняют инструктивную карту.

1,2.Ученики находят информацию в учебнике: 1.форма тела – веретенообразная, не разделенная на членики; 2. двусторонняя симметрия; 3.покровы – кутикула, наружный скелет.

3.Работают с учебником, изучают внутреннее строение. Отвечают на вопросы.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цикл развития аскариды человеческой

( теория + практические задания)

Обитают взрослые особи человеческой аскариды в тонком кишечнике.

Развитие аскариды проходит без хозяина, яйца достигают зрелости в почве после выхода из кишечника человека. Влажная почва, прямой доступ кислорода и температура 25-27°С способствуют формированию в яйце личинки на 16-17-е сутки. При более низкой или более высокой температуре сроки созревания меняются.

В отличие от взрослых особей личинка нуждается в кислороде. Из почвы яйца через воду, овощи и фрукты попадают в кишечный тракт человека. В кишечнике оболочки яиц растворяются, и из них появляются личинки. Сквозь стенку кишечника они попадают в кровеносные сосуды и мигрируют по организму.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ АСКАРИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СХЕМА

Аскарида относится к крупным круглым червям паразитирующим в человеке. Она имеет несколько этапов развития. В отличие от своих сородичей, гермафродитов среди них нет. Кратко жизненный цикл аскариды в человеке представляет циклы:

Затем червь умирая покидает тело человека. Период окукливания как у других простейших, у аскарид и других круглых червей, отсутствует.

Аскарида - паразит человеческий. Она не имеет других хозяев. Весь цикл развития аскариды человеческой, за исключением зародышей в яйцах, проходит внутри организма человека. 1. Попадая с фекалиями в почву, яйца аскарид начинают развиваться. 2. Занесенные вместе с пищей желудок, личинки освобождаются от оболочки и оказываются в тонком кишечнике. 3.Мигрируя по кровеносным потокам, личинки проникают в легкие и другие органы. 4. При откашливании аскариды попадают в рот. Происходит повторное заражение проглоченными со слюной цистами. 5. Половозрелые особи живут в тонком кишечнике. самцы оплодотворяют самок. 6. Самка выделяет яйца, которые выходят с калом наружу и ждут случая попасть обратно в человека. В отличие от большинства паразитов, аскариды не могут размножаться, не покидая тело человека. Схема развития аскариды включает в себя периоды вне человеческого организма в почве.

РАЗВИТИЕ В ПОЧВЕ

Жизненный цикл аскариды начинается в почве, куда попадают яйца и взрослый червь после смерти. Для развития зародыша необходимы определенные условия. Это влажность и температура 18 – 23 градуса. Поэтому аскариды развиваются больше в тропических районах. Яйцо имеет размер 0,2 мм и несколько слоев оболочки. Его невозможно раздавить и заметить без специального увеличительного стекла сложно. Зародыш замирает, когда температура падает или почва высыхает. Может сохраняться в состоянии анабиоза до 12 лет. Попав на руки, яйца скапливаются в основном под ногтями. Могут находится на поверхности овощей и подобранных с земли фруктов.

ПЕРВЫЙ ПУТЬ ПО ОРГАНИЗМУ ЧЕЛОВЕКА

Попав в организм человека, яйцо мигрирует с пищей. Желудочный сок растворяет оболочку и личинка освобождается. Отростком в виде крючка она цепляется за стенку кишки, постепенно проникая через нее вместе с питательными веществами в кровеносную систему. Дышит личинка кислородом, выделяя его с жидкости, которую заглатывает. Первое время она питается сывороткой крови, с развитием переходит больше на поглощение кровяных телец – эритроцитов. Вместе с кровью, личинка мигрирует по организму. 1. Сосуды печени. 2.Правый отдел сердца. 3.Легочные артерии. 4. Альвеолы. 5. Бронхи.

Она устремляется против потока к участкам организма и сосудам, где кровь наиболее насыщена кислородом. Воздух необходим аскаридам на этапе развития от зародыша в яйце, до превращения во взрослую особь. Для взрослых червей воздух представляет смертельную опасность, особенно кислород.

Употребление в пищу немытых овощей или фруктов грязными руками - верный способ заразиться. Личинка аскариды может поселиться в печени, сердце, мозге. Большинство в стремлении найти больше кислорода, попадают в легкие. При наличии кислорода она переходит в следующую стадию развития. По мере роста личинка несколько раз линяет, сбрасывая оболочку. Последние линьки происходят в альвеолах на протяжении 10 дней. Теперь размер личинки аскариды достигает до 1, 4 мм. Цепляя за реснитчатый эпителий, выстилающий внутренние поверхности легких, она проникает в трахею. Конечная цель путешествия будущей аскариды – гортань.

Аскариды путешествуют по организму человека вместе с кровью. Сброшенные оболочки и движение самих личинок раздражают легкие изнутри, вызывая кашель. Часть из личинок вместе с мокротами выходит при кашле наружу, покидают организм и прекращают свое существование. Привычка при кашле собирать мокроты, сплевывать их, значительно сокращает количество аскарид, развивающихся в организме при вторичном заражении.

Вместе с мокротами личинки попадают в ротовую полость, и проглатываются. Начинается второе путешествие аскариды по организму человека и ее превращение в большого и опасного для здоровья паразита.

ПОВТОРНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ Со слюной и пищей личинка снова попадает с кишечник и за пару недель превращается в цисту – молодую не половозрелую аскариду. Теперь кислород действует на нее губительно. Находясь в кишечнике и питаясь разложенными в желудке продуктами питания, аскарида достигает половозрелого возраста. Теперь уже черви различаются по половой принадлежности. Самцы достигают длины 20 – 25 см и имеют загнутый конец в конце туловища. Самки заканчиваются ровными конусами и вырастают до 45 см. Аскариды упираются концами туловища в стенки кишечника, изгибаясь, мигрируют навстречу пищевому потоку. Половозрелые особи зачастую обитают в желудке и кишечнике

(Для развития яиц и личинок необходим кислород для дыхания. Взрослые аскариды наоборот, погибают от него. Этот принцип используется при создании лекарственных препаратов для их умерщвления и выведения из организма.)

РАЗМНОЖЕНИЕ

Самка имеет две симметрично расположенные вдоль тела матки. Он способна за сутки выделить более 200 тысяч яиц. Среди них: оплодотворенные; не оплодотворенные; не созревшие – без оболочки. Внутри оплодотворенных яиц имеется зародыш, из которого и будет развиваться личинка при попадании в кишечник. Остальные просто выходят наружу. У самца для оплодотворения имеется выступающая семенная трубка. После спаривания он умирает и выходит наружу с калом. Самке одного контакта с самцом достаточно, чтобы на протяжении года производить ежедневно огромное количество яиц. Размножение возможно только при наличии в кишечнике аскарид обеих полов. Если будут только самки, яиц с зародышем не будет. Самцы вообще ничего не выделяют. От попадания яйца в организм человека и до достижения половой зрелости аскариды проходит 90 – 100 дней. Повторное заражение может произойти только фекально-оральным способом. Яйца не могут развиваться внутри человеческого организма, они должны находиться в почве с доступом воздуха.

СПОСОБЫ ЗАРАЖЕНИЯ АСКАРИДАМИ И ПРОФИЛАКТИКА

Заражение человека аскаридами и острицами встречается чаще всего. Эти круглые черви постоянно обнаруживаются у детей. Есть возможность избавиться от паразитов, соблюдая гигиену и исключая повторную инвазию. Но для этого придется носить в себе паразитов до полутора лет, пока все черви не умрут и выйдут наружу. За это время вред организму будет нанесен существенный. Основной способ заражения аскаридами, острицами и другими червями, паразитирующими в человеке – фекально-оральный. Попав в грунт вместе с фекалиями, эмбрион в надежной многослойной оболочке ждет удобного времени, сохраняя способность к возрождению и развитию долгие годы. Наибольшую опасность для заражения представляет земля. Дождями и лапами животных яйца аскарид разносятся по поверхности. Дети часто заражаются, играя в песке. Мало сполоснуть руки, избавившись от песчинок. Надо хорошо с мылом очистить под ногтями – любимое место яиц всех паразитов. На овощах и фруктах могут существовать множество яиц аскарид. Они незаметны глазу, не оттираются с поверхности вместе с землей. Убрать их может только горячая вода. Поэтому обдавать все продукты кипятком. Зафиксированы случаи вторичного заражения от инфицированного человека. Они редкие, но имеют место. В период откашливания личинок из легких со слюной они могут попасть другому человеку капельно-воздушным путем. Или быть проглочены, когда едят по очереди дети одно печенье. Только гигиена защитит от аскаридоза.

hello_html_27ba4257.jpg

Задания для самостоятельной работы

1. Установите последовательность процессов жизненного цикла человеческой аскариды, начиная с яиц. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) вылупление личинки из яйца в кишечнике человека 2) попадание личинки в легкие 3) рост и развитие особи паразита в тонком кишечнике 4) развитие яиц в кислородной среде 5) проникновение личинки в кровяное русло

2. Установите соответствие между характеристиками и видами червей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

3. Определите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца. Запишите цифры, которыми обозначены этапы жизненного цикла, в правильной последовательности в таблицу .

1) выход личинок из яйца
2) попадание яиц в организм человека с пищей
3) продвижение личинок по дыхательным путям к глотке
4) внедрение личинок в стенку кишечника и попадание в кровь
5) попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву
6) развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике

hello_html_m36110400.jpg

4. Опишите цикл развития аскариды человеческой. Подпишите все стадии развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию о жизненных циклах гельминтов, их стадии и особенности развития. Позволяет проанализировать прочтенный материал, ответив на вопросы.

Жизненный цикл печеночного сосальщика

Жизненный цикл развития печеночного сосальщика начинается в том случае, если яйца гельминта попадают в простойную воду: лужу, ручей или пруд. В таких условиях недели через две – три из яиц выходит мирацидий. Мирацидий является личинкой сосальщика. Размеры мирацидий довольно маленькие и составляют приблизительно 0,02-0,3 миллиметра. Когда она обитает в воде, то ведет свободноживущий образ жизни. Мирацидий имеет тело, покрытое ресничками, при помощи которых мирацидий и способен двигаться. В секунду личинка может проходить расстояние, равное двум миллиметрам.

Когда сосальщик находится на этой стадии, он не питается. Его образ жизни зависит от питательных веществ, накопленных в яйце. Ведя такой образ жизни, личинка преследует одну единственную цель – поиск организма, который станет хозяином для ее дальнейшего развития.


Жизненный цикл от яйца до половозрелой формы

Когда промежуточный хозяин найден, мирацидий (а) внедряется в его организм. Прикрепляясь к телу моллюска, она начинает выделять секрет железы, при помощи которого ткани существа расщепляются, а личинка попадает внутрь. В это же время личинка превращается в спороцисту (б) и продолжает жизненный цикл уже в таком виде.

Спороциста заполнена зародышевыми клетками, когда их число значительно увеличивается, из тела спороцисты выходят редии (в). Они мигрируют в печень моллюска. Размножение редий проходит без оплодотворения. Также зародышевые клетки образуют личинки взрослых особей гельминта – церкариям (г).

Образ жизни церкариев отличается от того, какой образ ведут редии. Церкарии практически не отличаются от полностью развитых особей. У них уже есть присоски, глаза, а органы чувств воспринимают раздражения механического и химического типа. Церкарий свободно плавает, живет за счет запасов питательных веществ. Через некоторое время он выбирается на траву и почву около водоема, отбрасывает задний хвост, после чего покрывается толстой оболочкой. Данная стадия имеет название адолескарии. Чтобы из этой стадии вышел взрослый сосальщик, адолескария должна выбрать новый организм (окончательный хозяин), тогда она продолжит цикл своего развития. Окончательный хозяин заглатывает личинку вместе с прибрежной травой. Следует отметить, что окончательный хозяин может быть крупным и рогатым скотом. В кишечнике у животных оболочка растворяется, а молодой сосальщик попадает в желчные проходы печени, где продолжает цикл своего развития и достигает половозрелого состояния. Здесь же происходит его размножение, и он откладывает яйца. Далее цикл начинается заново, вплоть до того момента, как произойдет следующее размножение.

Также окончательный хозяин может быть человеком. Человек может заразиться гельминтом, если выпил сырую воду из пруда или помыл ей фрукты и овощи.

Ответьте на вопросы:

1.Какие особенности строения и жизнедеятельности печеночного сосальщика позволяют ему жить в печени? Зачем ему большая плодовитость?

2.Какой вред наносят здоровью человека печеночный сосальщик? Какие меры профилактики можете предложить?

3.Почему заражение печеночным сосальщиком может произойти при питье сырой воды?

4.Почему печеночный сосальщик имеет более простое строение, чем белая планария?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Лабораторная работа№ 2

Цель: Изучить строение многоклеточной водоросли.

Оборудование: Микроскоп, гербарий, живые водоросли.

Рассмотрите многоклеточную водо­росль (живой или гербарный материал). Опишите ее внешний вид.

Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли. Зарисуйте одну клет­ку и надпишите детали клетки.

Лабораторная работа№ 3

Цель: Изучить строение мха.

Оборудование: Гербарий, лупа.

1.Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).

2.Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте рас­тение и его части.

3.Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.

4.Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.

Лабораторная работа№4

Цель: Изучить строение папоротника

Оборудование: Гербарий, лупа.

1) Изучите строение папоротника, найдите вегетативные органы, сравните с зеленым мхом.

2) Сравните листья папорот­ника с листьями зеленого мха. Найдите жилки и сорусы на листьях папоротника.

3) Рассмотрите под лупой влажные препараты кусоч­ков листа папоротника с нижней стороны. Найдите бурые бугорки — сорусы. Соскоблите споры, приготовьте препарат и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте папоротник со всеми органами, сорус в раз­резе, спорангий и споры. Сделайте выводы о строении папоротников.

Лабораторная работа № 5

Цель: Изучить внешнее строение голосеменных и строение хвои

Рассмотрите внешнее строение по­бега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?

Рассмотрите внешнее строение по­ бега ели. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?

Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?

Лабораторная работа № 6

Цель: Изучить строение шиповника, как представителя класса двудольных.

Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож.

Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает?

Рассмотрите листья шиповника. Какие у него листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Найдите прилистники и рассмотрите их.

Рассмотрите цветок шиповника. Ка­кой у него околоцветник (двойной или простой)? Найдите чашечку, рассмотрите ее. Подсчитайте и запишите число чашелистиков? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик цветка. Подсчитайте и запишите число лепестков. Как называется такой венчик?

Рассмотрите тычинки, обратите внимание на то, что их много. Рассмотрите

пестики, их тоже много.

Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краям чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.

Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Убедитесь, что из завязи пестиков развились плоды-орешки. Как называется плод шиповника?

Запишите характеристику шиповника по плану:

а) корневая система

в) жилкование и расположение листьев на стебле

г) строение цветка

Лабораторная работа № 7

Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов

Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и прове­дите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, эвглену и амебу, определите их форму тела.

Рассмотрите микропрепараты под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички, жгутики, ложноножки и установите, какую роль они играют в передвижении.

Найдите сократительные вакуоли, рассмотрите цитоплазму.

Зарисуйте в тетради и подпишите увиденные ча­сти тела.

1.Докажите, что план строения тела одноклеточных соответствует общим чертам организации ядерных ( эукариотических клеток).

2.Какие органы специального назначения встречаются у одноклеточных?

3.Какая группа одноклеточных животных наиболее древняя?

Лабораторная работа № 8

Цель: Рассмотреть процесс регенерации гидры, выяснить особенности восстановления тела.

Оборудование: рисунки, иллюстрации

1. Рассмотрите процесс регенерации гидры по рисункам.

2. Зарисуйте этапы восстановления гидры.

3. Сделайте вывод. Какие организмы способны к регенерации?

Какие клетки гидры участвуют в процессе востановления?

Лабораторная работа № 9

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: Ванночка, лист бумаги.

Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).

Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члени­ков, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.

Найдите передний (более заостренный) коней тела с ротовым отвер­стием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.

Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.

Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.

Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бу­маге. Выясните роль щетинок.

8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и под­черкните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

Лабораторная работа № 10

Цель: Изучить внешнее строение моллюсков.

Оборудование: коллекция моллюсков.

Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.

Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть - вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.

Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.

4. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.

5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, опреде­лите ее окраску.

6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость рако­вины, - устье.

7.Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части.

8. Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика.

Лабораторная работа №11

Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.

Рассмотрите внешнее строение речного рака.

Осмотрите покровы тела. Что предает прочность панцирю рака?

Найдите отделы тела: головогрудь, брюшко.

Рассмотрите голову: найдите органы осязания, обоняния, органы зрения.

Рассмотрите конечности рака. Установите особенности строения. Сколько их, к какому отделу прикрепляются. Какую роль выполняют. Зарисуйте их.

Перечислите и запишите признаки Речного рака как типичного представителя членистоногих. Зарисуйте речного рака.

Лабораторная работа №12

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.

Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С по­мощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за ра­ботой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запи­шите в тетрадь.

Лабораторная работа № 13

Цель: Изучить особенности внешнего строения лягушки, как примитивных наземных позвоночных.

Оборудование: влажный препарат, таблица, рисунки

1.Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.

2.Рассмотрите покровы тела.

3.Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рас­смотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.

4.Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.

5.Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запи­шите в тетрадь

Лабораторная работа № 14

Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: Чучело птицы, лупа.

Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с ко­гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра­нее, вы встречали такой покров.

Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание -очин, опахала, рас­положенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опа­хала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отхо­дящие от ствола.

Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно­сти, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Лабораторная работа № 15

Цель: Изучить особенности скелета млекопитающих.

Оборудование: Макет скелета млекопитающих

Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит?

Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный,
грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих.

Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит?

Найдите на скелете млекопитающего кости, со­ставляющие пояс передних конечностей.

Рассмотрите кости передних конечностей.

Найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы.

Рассмотрите кости задних конечностей.

9.Зарисуйте скелет млекопитающего

Практическая работа № 1

Цель: зарисовать бактериальную клетку и подписать основные ее части

1.Зарисуйте бактериальную клетку

2.Подпишите названия ее структур

3.Сделайте вывод об особенностях строения бактериальной клетки.

Практическая работа № 2

Цель: научится распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование: муляжи грибов, рисунки.

1. Определите какие грибы Изображены на рисунке в тетради стр.12 зад. 15.

2. Подчеркните ядовитые грибы.

3. Ответьте на вопрос : по каким признакам вы их выделили?

Составьте краткий ответ.

Практическая работа № 3

Цель: научится распознавать растения своей местности ; систематизировать их по видам, родам, классам .

Оборудование: гербарии растений, рисунки.

1 . рассмотрите гербарный материал, выберите те растения которые встречаются в нашей местности.

Читайте также: