Леопо льд рома нович цесюле вич

Обновлено: 18.04.2024


22 августа 1937 г. в Риге заслуженный художник России родился Леопольд Романович Цесюлевич – профессиональный художник, живописец, график, публицист и общественный деятель.


Руки творящие (Бригада. Рационализаторы). 1976-1980. Х., м. Собственность ГХМАК.

Леопольд Романович Цесюлевич работал в жанре тематической картины, пейзажа, портрета, создавал глубокие по замыслу, наполненные философским звучанием произведения.


Учитель русской словесности — Руфина Серафимовна Овсиевская, народный учитель СССР. 2000. Х., м. Собственность ГХМАК.

Со студенческих лет Л. Р. Цесюлевич занимался изучением наследия семьи Рерихов. В 1967 г. он осуществил поездку в горные районы Алтая, повторив маршрут экспедиции Н. К. Рериха 1926 г. Проходя путем Рериха, художник записывал воспоминания старожилов. Результаты своих исследований он изложил в статьях, опубликованных в газетах и журналах краевого и республиканского значения. Кроме этого, Л. Р. Цесюлевич выступал с инициативой создания музея русского крестьянского зодчества под открытым небом на основе дома-усадьбы знаменитого знатока алтайских гор, проводника экспедиции Н. К. Рериха В. С. Атаманова и создания в нем экспозиции по крестьянской культуре района, о взятии дома под государственную охрану. Он работал в комиссии управления по культуре Алтайского края по созданию музея, который был открыт в 1984 г.

Нельзя не отметить пастельные работы художника, относящиеся к концу 1960 – началу 1970-х гг., посвященные Барнаулу. В них он передает свои реальные впечатления. Отдельные дома, новые застраивающиеся улицы города, люди, изображенные свободными, динамично нанесенными линиями, стремительными росчерками, контрастами и столкновениями пятен, отражают обостренность чувств мастера.


Корабль. 1970. Х., м. Собственность ГХМАК.

Произведения Л. Р. Цесюлевича широко известны не только в России, но и за ее пределами. Его работы находятся в собраниях музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, музея г. Саппоро в Японии, Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, Рубцовской, Михайловской, Родинской картинных галереях и других музеях Алтайского края, галереях и частных коллекциях России и зарубежных стран.

В искусстве Алтая творчество Леопольда Романовича Цесюлевича занимает особое место. В своих произведениях он воплотил синтез русской и западноевропейской школ. Полотнам художника присуще чувство современности, соединенное с обращением к историческому прошлому, стремление к эпичности и монументальности. Опираясь на реалистические и постимпрессионистические тенденции, часто переплетающиеся с символизмом, он создавал обобщенный, романтически окрашенный образ мира, в котором ведущее место принадлежит человеку, его духовному и физическому началу.

Умер художник Л. Р. Цесюлевич 24 июня 2017 г.

Литература
(с 2006 г.)

Публикации Л. Р. Цесюлевича

  1. ПосвящениеТамаре Михайловне Степанской к ее 70-летию // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2009. Вып. 10. С. 161–166.

Литература о жизни и творчестве

Документальные источники

  1. Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК). Научный архив.
    Ф. II. Р. 2. Д. 491.

Источник информации: Алтайский край. 2012 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2011. С. 89-93.

2635-9

Руки творящие (Бригада. Рационализаторы). 1976-1980. Х., м. Собственность ГХМАК

Леопольд Романович Цесюлевич работает в жанре тематической картины, пейзажа, портрета, создавая глубокие по замыслу, наполненные философским звучанием произведения.

Учитель русской словесности – Руфина Серафимовна Овсиевская, народный учитель СССР. 2000. Х., м. Собственность ГХМАК

Со студенческих лет Л. Р. Цесюлевич занимался изучением наследия семьи Рерихов. В 1967 г. он осуществил поездку в горные районы Алтая, повторив маршрут экспедиции Н. К. Рериха 1926 г. Проходя путем Рериха, художник записывал воспоминания старожилов. Результаты своих исследований он изложил в статьях, опубликованных в газетах и журналах краевого и республиканского значения. Кроме этого, Л. Р. Цесюлевич выступил с инициативой создания музея русского крестьянского зодчества под открытым небом на основе дома-усадьбы знаменитого знатока алтайских гор, проводника экспедиции Н. К. Рериха В. С. Атаманова и создания в нем экспозиции по крестьянской культуре района, о взятии дома под государственную охрану. Он работал в комиссии управления по культуре Алтайского края по созданию музея, который был открыт в 1984 г.

Нельзя не отметить пастельные работы художника, относящиеся к концу 1960 – началу 1970-х гг., посвященные Барнаулу. В них он передает свои реальные впечатления. Отдельные дома, новые застраивающиеся улицы города, люди, изображенные свободными, динамично нанесенными линиями, стремительными росчерками, контрастами и столкновениями пятен, отражают обостренность чувств мастера.

Корабль. 1970. Х., м. Собственность ГХМАК

Корабль. 1970. Х., м. Собственность ГХМАК

Произведения Л. Р. Цесюлевича широко известны не только в России, но и за ее пределами. Его р аботы находятся в собраниях музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, музея г. Саппоро в Японии, Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, Рубцовской, Михайловской, Родинской картинных галереях и других музеях Алтайского края, галереях и частных коллекциях России и зарубежных стран.

В искусстве Алтая творчество Леопольда Романовича Цесюлевича занимает особое место. В своих произведениях он воплотил синтез русской и западноевропейской школ. Полотнам художника присуще чувство современности, соединенное с обращением к историческому прошлому, стремление к эпичности и монументальности. Опираясь на реалистические и постимпрессионистические тенденции, часто переплетающиеся с символизмом, он создает обобщенный, романтически окрашенный образ мира, в котором ведущее место принадлежит человеку, его духовному и физическому началу.

СИМФОНИЯ СИЯЮЩИХ КРАСОК

Авторы: Цесюлевич Л.Р. / Маточкин Е.П.




Выставка картин Л.Р. Цесюлевича
в Музее Н.К. Рериха

В Новосибирске открылась выставка работ известного художника Леопольда Романовича Цесюлевича. Это первая персональная выставка мастера в столице Сибири, но новосибирцы уже знакомы с его творчеством, так как некоторые его картины экспонировались в музеях города.

Открывшаяся в Музее Н.К. Рериха выставка проходит в преддверии юбилея художника — 22 августа этого года ему исполняется 75 лет. В музее представлено 30 живописных произведений Л.Р. Цесюлевича из собрания Государственного музея искусства, литературы и культуры Алтая (г. Барнаул), из мастерской художника и частных коллекций.

Открывая выставку, Валентина Григорьевна Герман сказала:«Все картины Леопольда Романовича отличаются своеобразной манерой живописи, передающей богатейшую симфонию красок. И какой бы темы ни касался художник — исторических образов, космических явлений или красоты природы — в его полотнах доминирует духовность.

С 1963 года, после демобилизации из рядов Советской Армии, Л.Р. Цесюлевич живёт и работает в Барнауле. Он принимает участие в краевых, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных выставках, выступает со статьями в периодической печати, излагая свои взгляды на искусство. Большую известность приобрелиего выступления и публикации,широко и многосторонне освещающие жизнь и творчество Н.К. Рериха и всех членов этой семьи.

В 1968 году Л.Р. Цесюлевич был принят в Союз художников СССР. Неоднократно избирался членом правления Алтайской краевой организации Союза художников России, некоторое время возглавлял Союз художников Барнаула. Занимался преподавательской работой, курировал дипломные работы студентов. В 2006 году за заслуги в области искусства Л.Р. Цесюлевич отмечен званием Заслуженного художника России.

За свою 50-летнюю творческую деятельность Леопольд Романович принял участие в более чем 140 выставках. Его произведения находятся в Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая, в собраниях Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, Музея города Саппоро в Японии, а так­же в частных коллекциях России и зарубежья.

Леопольд Романович хорошо известен как общественный деятель. Он стал одним из инициаторов создания картинной галереи при Алтайском государственном университете. Невозможно переоценить его заслуги в поисках следов экспедиции Рерихов на Алтае, благодаря ему в Верхнем Уймоне были спасены остатки дома В.С. Атаманова, где останавливалась экспедиция. Л.Р. Цесюлевич добился установки на доме Атамановых мемориальной доски, посвящённой пребыванию здесь Н.К. Рериха.

Л.Р. Цесюлевич участвовал в создании фильма "Николай Рерих" (режиссёр Р. Григорьева), принимал участие в Рериховских чтениях.

Е.П. Маточкин, доктор искусствоведения:

Искусство Леопольда Романовича Цесюлевича необычно, притягательно и значительно. Во многом оно продолжает традиции, заложенные в начале ХХ века деятелями русского космизма.

Интересно проследить, кто же были наставники Леопольда Романовича. Прежде всего, это народный художник СССР Эдуард Калнынь, который, в свою очередь, учился у Вильгельма Пурвита. Пурвит же вместе с Николаем Константиновичем Рерихом постигал мастерство живописи у Куинджи и унаследовал от Архипа Ивановича тонкую светонасыщенную цветовую гамму и повышенное внимание к небесной стихии.

Этот глубоко духовный и бесконечно богатый аспект мира мы и ощущаем в творчестве Леопольда Романовича. Темы картин Цесюлевича, конечно, во многом пронизаны Алтаем, куда ему посоветовал приехать Юрий Николаевич Рерих. Я помню, как Леопольд Романович, в 1974 году, когда мы подлетали к Белухе, восхищался красотой белоснежных гор, величавой Белухой, которую потом часто изображал в своих произведениях.

Краски его живописи необычны. Они не похожи на палитру Рериха, но тоже несут в себе космические истоки. Художник сочетает, казалось бы, несочетаемое. Тут и яркие солнечные блики, положенные густым мазком, и в то же время нежные, размытые тонкие переходы цвета, напоминающие свечение полярных сияний.

Рисунок его также оригинален. Он не такой, как у Николая Константиновича, — монументальный, ве­личественный, — а, напротив, трепетный, эмоцио­нально наполненный. В нём чувствуется скрытая красота мира, его пульсация, огненная сущность.

Полотна Цесюлевича пронизаны ощущением бес­предельности. Этот панорамный пространственно-временной охват наследует новое видение мира, свойственное творцам русского космизма. У Леопольда Романовича — широкий исторический контекст произведений, уходящий в глубь веков, к тем истокам, к тем Великим Учителям, которые заложили основы духовной культуры человечества.



Леопольд Романович Цесюлевич. ОЗЕРО БЕЛЫХ ТАР. 2006

Л.Р. Цесюлевич о своих картинах:

Центральная часть триптиха показывает Белуху, Белую Гору, с юга, где истоки Катуни. И здесь — день. На фоне горы, среди скал — легендарный алтайский Хан Ойрот, принёсший своему народу новую жизнь и новое Учение. Вестник Белого Бурхана, правивший алтайским народом в седой древности, Хан Ойрот вернулся, чтобы вести его к новой, счастливой жизни.

Правая часть триптиха посвящена русскому Алтаю, духовному миру переселенцев-старообрядцев, которые продолжали здесь жить согласно законам древнего благочестия и сохранили, как священную реальность, веру в существование заповеданной страны — Беловодья. Тут вечер, вдали над Белухой уже горит вечерняя звезда, но мечты и мысли изоб­ражённой здесь русской девушки в старинной народной одежде устремлены в будущее, когда наступит истинное благо и счастье на земле.

Так третья часть триптиха возвращает зрителя к первой части всего этого произведения, замыкая круг его идей.

Крестьянка устала, вытирает пот со лба, но лицо её спокойно, сосредоточенно, в нём нет ни обиды, ни жалобы, ни озлобленности на тяжкую свою судьбу. Она трудится в спокойном сознании смысла этого труда, с сердцем. А труд с сердцем — это труд благословенный, ведущий к духовному совершенствованию.

Честный труд, труд с любовью, освящённый светом сердца, с давних пор присущ именно русским людям, и весь настрой картины оптимистичен. Чем выше, тем ярче ветка берёзы освещается солнцем, и это даёт повод думать о полагающемся женщине достойном положении в жизни в новых условиях.



Л.Р. Цесюлевич. МАТЬ СОЛДАТА. 2010

Прообразом такого лица послужило мне воспоминание о лице моей матери, каким я его видел в годы войны, во время оккупации. Во вражеском тылу нам угрожало всё: и высылка в Германию на принудительные работы, и переселение в гетто, и просто расстрел. Выжить можно было, только если бороться против этого. И моя семья состояла в антифашистском подполье, которое помогало людям спастись. Мне неизгладимо запомнилось, каким было лицо матери во время облав, когда жандармы обходили квартиры, когда гибель была рядом. В глазах матери были и страх, и чувство смертельной опасности, и воля спасти и спастись, и вера в Господа Бога, в Его помощь. Все эти и ещё другие, трудноописуемые, чувства я пытался передать в этой картине.



Л.Р. Цесюлевич. ВСТРЕЧА В ПУСТЫНЕ. 1989 – 2000

Однажды осенью я писал этюды в селе Бирюля, что за Горно-Алтайском, в сторону Телецкого озера. Здесь пустынная местность, каменистые скалы и плоскогорье и нет ничего, что может заинтересовать туристов. Это первозданная природа.

Однажды, когда я стал писать этюд, далеко за селом, на краю каменистой пустыни, в созерцании дальних горных просторов и под великим бескрайним небом, в совершенном одиночестве, меня невольно охватило чувство близости Космоса, власти космических сил над всем миром. Временами казалось, что есть только то бездонное космическое пространство, в котором вращается наша планета, а мира людей вообще нет. Что нет и меня. Вся Вселенная самосуща. Однако, когда я присмотрелся к дальнему лесу и собирался подобрать для него цвет, я заметил там какую-то движущуюся точку. Это не соответствовало охватившему меня ощущению пустынного Космоса. Это не могло в то чувство вместиться. Тем не менее нечто движущееся приближалось, и вскоре стало ясно, что это человек. И идёт он так, как никто теперь не ходит,— с посохом, мерно, ровно, неспешными большими шагами. Так ходили в библейские времена. Такую походку изображали художники, когда рисовали Христа. Вспомнились картины Поленова, Крамского, Нестерова, Рериха.

Я почти не заметил, как прошёл мимо тот человек — обычный чабан, несущий на плече вожжи и даже не глянувший на меня. Но это было уже не важно. Перед моим внутренним взором стоял Христос!

Опомнившись, я понял, что это — картина. Надо запечатлеть это для людей. В тот же вечер я стал рисовать эскиз. Композиция была уже готова — так, как я видел Его.

А потом ещё в течение десяти лет я работал над этой картиной, чтобы в большом размере, где фигура выше натурального роста, ясно и соответствующе тому мгновению видения изобразить облик Христа.



Л.Р. Цесюлевич. ЗНАК КОСМИЧЕСКИЙ. 2008

Стали видны звёзды, и всё вокруг: и сама атмосфера, и небо, и люди, и строения — преобразилось. То, что при обычном солнце казалось прочным и надёжным, как бы теряло свой смысл и устойчивость и превращалось в нечто другое. Старые здания Барнаула, древние терема в момент освещения их Материей Люцидой как бы рушились, но ещё держались, чтобы дождаться своего нового рождения.

Если Материя Люцида, высшая Светящаяся Материя, проявилась, то она начинает властвовать над всем и изменять привычный ход жизни. Вдали, над горизонтом, виднеется ещё дневной солнечный свет, а здесь, в 200-километ­ровой полосе затмения, была необычная, незабываемая ночь.



Л.Р. Цесюлевич. РЕРИХ НА АЛТАЕ. 1982

Тот возвышенный творческий и полный духовных интересов мир, которым жила семья Рерихов, гармонично сочетался здесь с миром крестьян, старообрядцев, живших по законам древнего благочестия. Между ними возникли искренняя дружба и доверие. Это создавало наилучшие условия для научной и художественной работы экспедиции Рериха.

В этой атмосфере творящей тишины и чистоты природы Алтая мне и виделось, как Николай Константинович за походным мольбертом пишет этюд. Он работает очень сосредоточенно, не торопясь. Каждый мазок, что он кладёт на холст, точен, окончателен и ни в каких правках не нуждается. За ним, в глубине картины, рядом с конём стоит Варфоломей Семёнович Атаманов — проводник и большой друг великого художника. Ещё дальше — Юрий Рерих на коне, всегда любивший исследовать окрестности, а под кедром — Елена Ивановна и Зинаида Фосдик, созерцающие виднеющуюся вдали, среди горных хребтов, корону Алтая — Белуху.

В этот благодатный мир Алтая Николай Рерих хотел вернуться после Центрально-Азиатской экспедиции и продолжить здесь свою деятельность.



Л.Р. Цесюлевич. РАННИЙ РАССВЕТ НАД ИСТОКАМИ КАТУНИ. 2006



Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Истинный служитель искусства. Светлой памяти Леопольда Романовича Цесюлевича

Автор: Подготовлено редакцией

Л.Р. Цесюлевич. БЕЛУХА. 2009 – 2010 . Великое будущее уже наступает. Это будущее приходит через культуру, через чувство преклонения перед красотой, которая всех объединяет. Будущее начинается с человеческого сознания. И сегодня, соприкасаясь с прекрасным


24 июня в Барнауле на 80-м году жизни ушёл заслуженный художник России Леопольд Романович Цесюлевич. Многие годы художник тесно и плодотворно сотрудничал с Сибирским Рериховским Обществом. Сотрудничество это переросло в крепкую дружбу.

Преданный последователь семьи Рерихов, он в наши дни оставался одним из немногих, кто встречался с Юрием Николаевичем Рерихом в годы его жизни в Москве. Леопольд Романович щедро делился воспоминаниями о старшем сыне Рерихов, стремясь передать впечатления тех драгоценных минут непосредственного общения. Именно по завету Юрия Николаевича, будучи ещё совсем молодым художником, Леопольд Цесюлевич оставил родную Прибалтику и уехал на Алтай — суждённое место будущего расцвета лучших человеческих замыслов. Алтай стал его второй родиной.

Л.Р. Цесюлевич неоднократно встречался и с младшим сыном Рерихов — Святославом Николаевичем, бывал на его персональных выставках. Неповторимому искусству С.Н. Рериха он посвятил ряд глубоких исследований.

Л.Р. Цесюлевич был ярким примером человека, для которого делом всей жизни было служение высоким принципам и идеалам.

Высокообразованный, глубоко любящий искусство и красоту, он с честью пронёс по жизни заветы семьи Рерихов, всегда стремился следовать их примеру. Из этого и состояла вся его большая трудная жизнь. Он сам стал достойным примером для тех, кто был рядом, кто с ним соприкасался.

Как истинный служитель Искусства, он до последнего дня был полон творческих планов и идей, мечтая о будущем воплощении их на своих полотнах.

Светлая память о Леопольде Романовиче Цесюлевиче навсегда останется в наших сердцах.

Сотрудники Сибирского Рериховского Общества

Ушёл наш друг, прекрасный человек, живописец Леопольд Романович Цесюлевич. Он родился 22 августа 1937 года в польской семье, уже третье поколение которой жило в Латвии. Окончил Художественную академию в Риге, после чего решил начать новую жизнь на Алтае.

Ещё мальчиком, лет 14-ти, он вошёл в нашу семью. Он приходил каждый вечер, здесь он чувствовал себя как дома. Его привлекали прежде всего беседы с нашим отцом — философом и писателем Рихардом Рудзитисом. Бесконечно близкими стали для него Николай и Елена Рерих, их творчество.

Мы неоднократно убеждались, как глубоко и мудро понимал он то духовное богатство, которое принесли Рерихи. Часто разные люди обращались к нему за советом.

Его живопись совершенствовалась с каждым годом, цвета его настолько своеобразны, а образы выполнены так обдуманно, как это может быть свойственно только великому художнику. Красота его картин насыщена теплотою его сердца.

Трудно привыкнуть, что его уже нет здесь, на земле. Пусть его душе будет светло, хорошо!

От имени друзей — Гунта Рихардовна Рудзите

24 июня 2017 года ушел из жизни заслуженный художник России Леопольд Романович Цесюлевич, посвятивший свою жизнь служению искусству и культуре. Он стремился творить красоту и добро, выполняя завет своего земного учителя Рихарда Рудзитиса.

Леопольд Романович занимался общественной деятельностью и оставил богатое литературное, эпистолярное и художественное наследие.

Леопольд Цесюлевич воплощал в жизнь заветы Живой Этики и был истинным служителем Культуры. Нам будет очень не хватать его поддержки, его мудрых советов. Светлая ему память!

Горный Алтай

С глубокой благодарностью желаем, чтобы светло и радостно продолжался Путь дорогого Мастера.

Нелли Роде, Игорь Лукьянов. г. Вольфсбург, Германия



Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Читайте также: