Лихорадка вампирская в европе

Обновлено: 24.04.2024

Следы эпидемий вампиризма.

Многие из нас не верят в существование вампиров. В самом деле, трудно себе представить, чтобы умерший человек мог ночами оживать, каким-то образом сквозь толщу земли выбираться из могилы, пить чью-то кровь, да еще вдобавок делать из своей жертвы подобного себе вампира. Однако, как это ни странно, в прошлом неоднократно происходили своеобразные эпидемии вампиризма, когда целые селения, по мнению их жителей, страдали от кровососущих монстров.

Там, где бродит Дракула

Представьте себе сумерки на побережье моря. Закат раскрашивает в красные тона причудливые, подвластные ветрам, облака. На холме, на фоне заката, возвышается старинное здание аббатства, возле которого раскинулось кладбище с покосившимися надгробиями и заросшими травой могильными плитами. Внезапно среди этих могил появляется зловещая фигура в длинной черной накидке с капюшоном, опирающаяся на причудливую трость с набалдашником. Этот человек приближается, вы видите неестественно бледное лицо, горящие неземной злобой глаза, выпирающие из открытого рта длинные окровавленные клыки… Этого не может быть, но это сам Дракула!

Страшная находка археологов

Эпидемии вампиризма

Поразительно, но истории, подобные расправе над вампирами в Челяковицах, происходили и в гораздо более позднее время. Особенно распространились массовые помешательства на почве борьбы с вампирами в первой половине XVIII века. Можно сказать, что в Европе в это время прокатилась своеобразная эпидемия вампиризма. Началась она в 1730 году в Греции и из этой страны распространилась на всю Центральную Европу. Толпы возбужденных людей собирались на кладбищах и выкапывали из могил мертвецов, которых считали вампирами. Их тела сжигали или протыкали кольями. В некоторых районах волнения на почве вампиризма достигали таких масштабов, что приходилось для их усмирения привлекать армию. Для этого времени весьма характерна история Пауля Арнольда.

Укушенный вампиром

Пауль родился в 1700 году в Сербии, в области которая со временем стала частью Австрийской империи. Молодым человеком он попал на службу в армию и домой вернулся лишь в 1727 году. Пауль купил землю и стал заниматься сельским хозяйством, вскоре у него появилась невеста. Ей он и рассказал, что во время службы в армии в турецкой Сербии на него напал вампир… Хотя Пауль убил вампира прямо у его могилы, тот все же успел его покусать. Солдат промыл свои раны кровью монстра, это должно было избавить его от возможного заражения. Несмотря на предпринятые Паулем меры, он все же боялся, что заражен вампиром, и решил честно признаться своей невесте. Неизвестно, как девушка восприняла это необычное признание, но так случилось, что Пауль через неделю погиб в результате несчастного случая. Его похоронили, однако через три недели некоторые люди стали сообщать, что видели Пауля… Самое страшное, что четверо из очевидцев его появлений умерли. Конечно, стал известен и его рассказ невесте об укусе вампира. Городок охватила паника, по требованию его населения могилу Пауля решили на 40-й день вскрыть. Любопытно, что при вскрытии могилы присутствовали два военных хирурга, весьма образованные люди для того времени. Именно они и засвидетельствовали, что у тела практически отсутствуют следы разложения. Невозможно было остановить людей, которые сразу решили, что Пауль является вампиром. Его тело проткнули колом, при этом из него хлынула кровь, а мертвец издал протяжный стон. Кончилось тем, что тело Пауля обезглавили, а потом сожгли. Так же поступили и с четырьмя умершими очевидцами его появлений.

Казалось бы, на этой расправе с умершими в истории Пауля можно было бы поставить точку, но у нее последовало продолжение. В 1731 году в городке последовала странная смерть еще 17 человек. Все еще тяжело переживали экзекуцию с Паулем и его предполагаемыми жертвами, поэтому разрывать могилы никто не торопился. Толчком к действиям послужило признание маленькой девочки, что к ней приходил ночью недавно умерший человек по имени Мило. Люди стали требовать вскрытия его могилы. Известие о беспорядках достигло австрийского императора, и он поручил провести расследование. На место выехал полковой хирург Йоханнес Флакингер. При нем тело Мило выкопали из могилы, оно, как и тело Пауля, было без следов разложения. Тело проткнули колом и сожгли. Жители решили, что Пауль заразил несколько коров, поэтому эпидемия вампиризма и не закончилась в 1727 году, когда его сожгли. Решено было выкапывать всех умерших в последние месяцы. Как написал в своем отчете Флакингер, среди них удалось выявить 17 тел без признаков разложения, их, конечно, проткнули кольями и сожгли. На этом загадочные смерти в городке закончились.

Психоз или болезнь?

Отчет Флакингера австрийскому императору стал своеобразным бестселлером того времени. Вспыхнули жаркие споры среди ученых и просвещенной части общества о возможности реального существования вампиров. Факты были налицо, надо было как-то их объяснять. Одни на самом деле верили в существование вампиров, другие твердили об эпидемии загадочной, ранее не встречавшейся, болезни, третьи обвиняли во всем слишком суеверных жителей.

Даже сейчас трудно объяснить всю эту историю с Паулем. Может, в городке просто был массовый психоз? Если сразу после смерти Пауля его невеста рассказала о том, что его укусил вампир, то наверняка многие стали ожидать появления Пауля в подобной роли. Особо впечатлительным из горожан Пауль мог присниться или где-нибудь привидеться. Этого оказалось достаточным, чтобы наиболее мнительные решили, что после этого умрут и на самом деле умерли… Характерно, что умерли не все, кто видел Пауля, а только четверо. Пауль же вполне мог страдать каталепсией и после несчастного случая не умер, а был похоронен заживо. Далее вся эта история настолько потрясла жителей, что психоз продолжался и вылился во вспышку 1731 года. Трупы на этот раз выкапывали в декабре, не удивительно, что среди них оказались некоторые почти без следов разложения. Стоит отметить, что выкапывали умерших только за последние месяцы, а не за несколько лет. Если бы в самом деле был виноват Пауль, то вампиры остались бы нетронутыми в захоронениях периода с 1727 по 1731 год, и история так просто бы не закончилась.

Не исключено и другое предположение, что с Греции по Центральной Европе в те годы распространилась эпидемия какой-то неизвестной нам болезни, которая обладала необычными симптомами.

Флегон, живший во II веке н.э., вольноотпущенник римского императора Адриана, рассказывает историю о прекрасной Филинии. Родители разлучили Филинию с ее возлюбленным Махатом, и она зачахла и умерла. Махату о случившемся не рассказали. Филиния стала являться Махату и провела с ним две ночи; узнав об этом, родители девушки рассказали Махату, что Филиния четыре дня как мертва, и он, испугавшись, попросил их подстеречь ее у его постели. Так они и сделали, но когда родители окликнули Филинию, та возгласила страшным голосом, что если бы ей дали провести с любимым три ночи, она бы воскресла, а теперь ей придется умереть во второй раз, после чего рухнула наземь - мертвым телом, уже начавшим разлагаться. Городские власти приняли решение сжечь труп и провести ритуалы очищения, задабривающие божеств.

Изучая греческую литературу и фольклор, ученые обнаружили, что нетленность часто становится наказанием за грехи или следствием проклятия: нетленное тело не дает человеку обрести свое место среди усопших (этот мотив есть у Эсхила и Еврипида). Кроме того, оказалось, что есть три обстоятельства, предрасполагающие к тому, чтобы человек стал вриколаком. Во-первых, родительское проклятье, во-вторых, преступление против своей семьи - например, убийство родственника или любовная связь с невесткой или зятем, - в-третьих, внезапная или насильственная смерть или неподобающие похороны.

Казалось бы, в образе каликандзара нет ничего особенно интересного для современного вампиролога. И правда, нет - и мы не обратили бы на проказливый дух никакого внимания, если бы не особое время его активности.

Как мы вскоре убедимся, вампиры в северном полушарии и особенно в России особенно опасны именно в этот период - в конце декабря-начале января.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Краткая история Хаоса

Краткая история Хаоса Движение Магии Хаоса зародилось в конце 1970-х годов в Англии. Пока все газеты обсуждали новый феномен панк-рока, а ученые мира осваивали таинственный математический мир фракталов и нелинейной динамики, в дебрях Западного Йоркшира создавался новый

Краткая история библейского кода

Краткая история библейского кода Большинство из уже выявленных пророчеств Библии относится к временам далекой древности (освобождение евреев из Вавилонского плена, разрушение города Тира и т. д.). Для нас более интересны были бы библейские предсказания, относящиеся к

Краткая история английской контактерши

Краткая история английской контактерши Розмари Браун родилась в 1916 году неподалеку от Лондона, а скончалась в 2001 году.Ее отец был рабочим, а мать работала уборщицей в местной забегаловке. Вследствие бедственного положения семьи Розмари не получила приличного

Краткая история Раньо Неро

Краткая история Раньо Неро В сущности, мы мало что знаем об этом человеке. Считается, что он был францисканским монахом, жившим во Флоренции в XV веке. Подлинное имя его также неизвестно. Некоторые считают, что его звали Федерико Мартелли, но в историю он вошел под именем

Краткая история китайского самородка

Краткая история китайского самородка Он родился в 1933 году в городке Чанту (КНР) в семье школьного учителя. Уже в раннем детстве Цзян демонстрировал удивительные способности к наукам. По окончании школы Цзян поступил в медицинский институт. За время учебы в институте Цзян

XVIII век. Вспышка вампиризма в Восточной и Центральной Европе

XVIII век. Вспышка вампиризма в Восточной и Центральной Европе Пожалуй, первая исторически засвидетельствованная вспышка вампиризма в Европе - или, по крайней мере, первая волна паники по поводу нашествия вампиров, - произошла в двадцатые годы XVIII века в Восточной Пруссии и

10. Краткая история випассаны

10. Краткая история випассаны Медитация прозрения была обнаружена самим Буддой в процессе поиска Истины. Возможно, вы читали, как Будда оставил дворец, в котором жил, чтобы вести жизнь странствующего аскета. В те времена люди глубоко верили в две техники медитации. Первая

ГЛАВА 8. ТУРЦИЯ — ИСТОЧНИК ВАМПИРИЗМА В ЕВРОПЕ

Краткая история современного смешения уровня/линии (СУЛ)

Краткая история современного смешения уровня/линии (СУЛ) И, в частности, это произошло по следующей причине: столь ужасающим был мифический уровень Бога и столь обширными были реальные ужасы и страдания, которые Церковь навлекла на людей во имя этого мифического Бога, что

Краткая история ПИЖ

Пожалуй, первая исторически засвидетельствованная вспышка вампиризма в Европе - или, по крайней мере, первая волна паники по поводу нашествия вампиров, - произошла в двадцатые годы XVIII века в Восточной Пруссии и в Габсбургской монархии. Именно тогда, в 1718 году, Австрия по Пожаревацкому миру получила в свой состав часть территории Боснии, Сербии и Румынии. До этого всяческие упыри и вурдалаки были популярны только в балканских странах - к ним там привыкли с незапамятных времен, -но уже в 1721 году австрийские чиновники и военные, обосновавшиеся в землях западных славян, стали получать от местных жителей жалобы на то, что на них якобы нападали вампиры. Австрийцы столкнулись с подобными проблемами впервые, однако попытались разобраться в происходящим со свойственной им основательностью.

Сельчане обратились с жалобой на разгулявшегося вурдалака к чиновнику по фамилии Фромбальд. Тот принял решение вскрыть могилу в присутствии священника. Оказалось, что тело Благоевича не тронуто разложением. Его сожгли, и смерти в селе прекратились.

Второй известный случай - смерть гайдука Павла Арнаута из села Медведжи. Арнаут побывал в турецком плену и, вернувшись, рассказывал, что его кусал вампир. После его гибели в результате несчастного случая четыре человека рассказывали о том, что видели его. Вскоре все они умерли. Власти последовали алгоритму, который уже становился для них привычным, - вскрыли могилу, обнаружили прекрасно сохранившееся тело и полный гроб крови, после чего пронзили вурдалака колом и сожгли. Более того, так же поступили и с теми четверыми покойниками, которые перед смертью утверждали, будто Арнаут им являлся.

12 января 1731 года в село Медведжи прибыл австрийский врач Глазер. Он расспросил родных и близких покойных и установил причину смерти -истощение вследствие недоедания. Однако сельчане настояли на эксгумации. Каково же было изумление Глазера, когда он обнаружил, что некоторые тела совсем не разложились! Озадаченный доктор пригласил в Медведжу комиссию военных хирургов во главе с Иоганном Флюкингером. Флюкингер провел расследование недавней смерти человека по имени Мило, который, как говорили, подвергся ночному нападению юной девушки. Труп Мило эксгумировали и обнаружили, что он не подвергся разложению. Флюкингер решил прибегнуть все к той же процедуре - пронзить Мило колом, обезглавить и сжечь, а затем эксгумировать всех недавно умерших и осмотреть их тела. Из сорока эксгумированных семнадцать оказались не тронуты разложением, и их также пронзили кольями и сожгли. Флюкингер пришел к странному выводу: по его мнению, четырьмя годами раньше Павле

Арнаут пил кровь у коров и каким-то образом превратил их в вампиров, а те, кто ел мясо этих коров, почему-то превратились в вампиров. В 1732 году Флюкингер предоставил австрийскому императору отчет об этих событиях, который был опубликован и разошелся по всей стране. 13 февраля 1732 года отец доктора Глазера Иоганн Глазер, тоже врач, опубликовал в газете рассказ о расследовании, что положило начало целой череде однотипных историй. Популяризированная версия дела Павла Арнаута (на Западе его называли Арнольдом Паоле) стала бестселлером на книжной ярмарке в Лейпциге в 1732 году.

Насколько они были правдивы - неизвестно (мы склонны полагать, что они имели под собой самые реальные основания), но, так или иначе, к середине XVIII века в Австрии началась настоящая вампирская истерия. Вампиры, которые раньше свирепствовали только на Балканах, появились и в землях чехов и словаков, а простые австрийцы стали бояться, что они поселятся и в немецких землях. А вокруг Сербии после историй Арнаута и Благоевича предлагали даже создать карантинную зону.

Авторитет придворного врача был настолько высок, что, узнав о его результатах, Мария Терезия издала закон, запрещающий самовольное вскрытие могил и осквернение мертвых тел. На этом эпидемия вампиризма в Восточной и Центральной Европе, на первый взгляд, кончилась. Однако именно с тех пор тема вампиризма стала занимать просвещенные умы - исо страниц официальных отчетов и газетных статей вампиры перекочевали в художественную литературу. Доктор Герард ван Свитен стал прообразом борца с Дракулой - голландского доктора Абрахама Ван Хельсинга. Вот только реальный ван Свитен действовал в чешской Моравии (а точнее, на границе Чехии и Моравии), а Ван Хельсинг - в Трансильвании.

Вспышка вампиризма в XVIII веке оставила и археологические свидетельства. Совсем недавно в селе Челаковицы неподалеку от Праги нашли уникальное погребение - кладбище вампиров. На этом кладбище покоится 11 человек, все они - мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. Их тела носят следы типичных противовампирских мер: голова отрублена, руки и ноги связаны, могила завалена тяжелыми камнями и так далее - чтобы вампир точно не сумел выбраться из могилы.

Однако локальные вспышки вампиризма случались в Восточной и Центральной Европе и много позднее - вплоть до наших дней. В уже упоминавшемся селе Кисилево живет девяностолетний Властимир Джорджевич, которому повезло остаться в живых после встречи с вампиром, что случается не так уж часто. Дед Власта, старейший житель села, рассказывал, что как-то раз в сумерках возвращался из гостей, и прямо на улице возле соседского дома на него напала миниатюрная женщина, оказавшаяся, однако, необычайно сильной. Власте удалось отбиться, а через неделю в этом доме тесть убил зятя. Дед Власта уверен, что загадочной женщиной была известная в округе вампирша Ружа Жапуница, о которой ходили слухи, что зимой она заманивает мужчин, поздно возвращающихся домой, на лед, выпивает у них кровь, а затем топит трупы; семейная трагедия, по мнению деда Власты, - тоже ее рук дело.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ритуалы индейцев Центральной Америки

Ритуалы индейцев Центральной Америки По верованиям древних индейцев, загробный мир так же реален, как и мир земной. Любой человек сотворен богом и отправлен в этот мир. Человек рожден безгрешным, он подобен нежному цветку, драгоценному камню. В своей жизни он должен

Глава 3. Краткая история вампиризма в Европе

Глава 3. Краткая история вампиризма в Европе Балканские и славянские вампиры ГрецияОдним из древнейших источников современного представления о вампирах считают мифы и легенды Древней Греции (о ламиях мы уже упоминали), а также новогреческий фольклор. В Греции, как и в

СИЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ КЛЕТКИ Урок 68

СИЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ КЛЕТКИ Урок 68 Попытайтесь отставить в сторону любые мнения, сформированные молвой в отношении членов официальных должностных лиц Храма, и ради ваших страждущих собратьев во всем мире, равно как и вашего собственного вечного блага и личного своего

ОТДЕЛ XI ШЕСТИУГОЛЬНИК С ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТОЧКОЙ, ИЛИ СЕДЬМОЙ КЛЮЧ

Вспышка общих чувств

Вспышка общих чувств Перевод – О. Колесников Волна увлечения глубочайших душ Вскружила наши сердца И неожиданно унесла нас От всех наших самых мелочных забот. Лонгфелло Сейчас в царстве человеческой Души имеет место великое психическое и духовное изменение, что весьма

СИЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

СИЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ КЛЕТКИ Постарайтесь хотя бы на время отбросить все кривотолки и слухи о членах Должностного Круга Храма, и ради ваших же страдающих в мире собратьев, ради собственного вечного блага и ради вашего же успешного развития задать себе следующие вопросы.Вы

[Культ Любви в восточной философии]

1. Истоки восточной философии

1. Истоки восточной философии Во второй главе я рассказал об основных направлениях философской мысли Запада. В этой главе была также изложена история высоких духов, которые были инкарнированы в западном мире. Хотя я и не смог описать все виды деятельности этих высоких

Цветные иллюстрации на центральной вставке

Цветные иллюстрации на центральной вставке * * * Эта питерская девушка сочетает в себе две формы совершенства: пропорции Золотого сечения тела и такое же, судя по выражению её глаз и лица, прекрасный внутренний мир. В её облике нет ни позёрства, ни кокетства. Перед нами

ВТОРЖЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ МАГИИ

ВТОРЖЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ МАГИИ Мощным толчком для развития греческой магии послужили греко–персидские войны. По свидетельству Плиния, маг Остан, придворный предсказатель персидского царя Ксеркса (486—465 гг. до н. э.) и автор обширного сочинения о магии, сопровождая своего

Калиостро в Восточной Европе: Курляндия, Россия и Польша Б. В. Иванов

Калиостро в Восточной Европе: Курляндия, Россия и Польша Б. В. Иванов Ars Quatuor Coronatorum, vol. XL (1927), pp. 45—80, Quatuor Coronati Lodge, proceedings of 4th March, 1927, London На английском языке существует обширная литература о Калиостро, но о его пребывании в Восточной Европе (Курляндии, России и Польше),

ГЛАВА 8. ТУРЦИЯ — ИСТОЧНИК ВАМПИРИЗМА В ЕВРОПЕ

Подведение итогов центральной темы

Когда родился четвертый ребенок, никто в доме не ложился спать - все охраняли новорожденного. В доме был и чужеземец, который тоже принимал участие в бдении. С приближением ночи он заметил, что все обитатели дома уснули, как ни старались бодрствовать. Внезапно в комнате появилась женщина, одетая как знатная дама, - она подошла к колыбели и наклонилась над ней.

Чужеземец схватил женщину прежде, чем она смогла причинить ребенку вред. Незнакомка оказалась состоятельной горожанкой. Эта горожанка была вызвана в суд, и стало очевидно, что она ни в чем не повинна - женщина, схваченная у колыбели, приняла ее облик. Тогда колдунья вырвалась из рук стражников и с леденящим душу воплем улетела прочь.

Широкоизвестный и прекрасно задокументированный случай вампиризма был зафиксирован в аббатстве Мелроуз в Шотландии в XII веке. Один священник, проживший, прямо скажем, не достойную священника жизнь, умер и был похоронен на территории аббатства. После того как он несколько раз появился в постели женщины, духовником которой был при жизни, женщина пожаловалась на это монахам из аббатства; укусов на ней не было. Четверо монахов решили попеременно нести стражу на кладбище, и один из них увидел, как священник-вампир встает из могилы. Когда вампир приблизился, монах ударил его топором и загнал обратно в могилу. На следующий день группа монахов эксгумировала труп и обнаружила, что гроб полон крови, а на трупе остался след от топора, после чего было решено кремировать тело и развеять прах. Больше женщина на нежелательные посещения не жаловалась.

В XII веке подобные верования были, по всей видимости, широко распространены, но течением времени отмирали - иначе можно было бы ожидать, что они будут упоминаться, например, в материалах процессов против ведьм. Тем не менее, именно в вампиризме ведьм не обвиняли.

До конца XIX века о вампирах упоминалось лишь в художественной литературе.

Врач посоветовал Амелии сменить обстановку, и братья на несколько месяцев увезли ее в Швейцарию. Следующей весной они вернулись, и история повторилась, но на этот раз одному из братьев удалось проследить за неизвестным существом и ранить его в ногу из ружья. Существо скрылось в склепе на кладбище. Утром братья позвали на помощь соседей и вошли в склеп, где и обнаружили, что один из гробов, в отличие от прочих, не был покрыт пылью и паутиной. Гроб открыли и увидели тело, в ноге которого была свежая огнестрельная рана. Тело извлекли и сожгли.

В 1960-1980 годах распространились слухи о вампире с Хайгейтского кладбища в Лондоне (официально оно называется кладбищем Св. Якова и освящено в 1839 году). Кладбище и раньше было знаменито тем, что Брэм Стокер сделал его местом захоронения Люси Вестенра, жертвы Дракулы.

Немного позже Манчестер связался с журналистами и сообщил, что беседовал с другой женщиной, у которой были те же самые симптомы, что и у Элизабет Войдилы. Молодая женщина в гипнотическом трансе привела Манчестера к группе погребальных склепов на кладбище. После этого Манчестер заявил, что верит, что в Хайгейте существует настоящий вампир и что с ним надо обойтись соответственно.

В пятницу 13 марта 1970 года Манчестер и два его помощника вошли в склеп, где было обнаружено три пустых гроба. Далее Манчестер руководствовался фольклорными представлениями об антивампирских мерах: они с помощниками натерли гробы чесноком и в каждый положили крест и насыпали соль, после чего окропили склеп святой водой.

Сенсация привела к печальным последствиям. В августе на кладбище было найдено эксгумированное тело молодой женщины. Оказалось, что к этой женщине был применен ритуал расправы с вампиром - кто-то обезглавил ее и пытался сжечь. Возмущенная общественность потребовала, чтобы власти защитили могилы близких им людей от надругательств. Не прошло и месяца, как полиция задержала двух человек, которые претендовали на роль охотников за вампирами.

В 1973 году Манчестер с помощниками заинтересовался домом с привидениями, расположенным неподалеку от кладбища Хайгейт. В подвале они обнаружили гроб, который и вытащили на задний двор. Открыв крышку, Манчестер увидел неразложившийся труп и заключил, что это тело того самого вампира, который бесчинствовал на кладбище Хайгейт.

В этот раз Манчестер также прибег к классической процедуре - пронзил тело колом, после чего оно мгновенно разложилось, а затем сжег гроб. Так был уничтожен Хайгейтский вампир.

Кейт отправилась к родителям погибших юношей и предложила им сделку - она готова оживить покойников, но за это станет женой старшего из них, владельца поля с кладом. Она вложила в рот погибшим припрятанную муку с кровью, и те мгновенно ожили. Кейт с мужем выкопали клад, жили долго и счастливо и передали богатство по наследству детям.

Рассказывали ирландцы и другие типичные вампирские истории -например, о священнике, которого погребли неподобающим образом. После смерти он явился сначала матери, которая не пустила покойника в дом и упала в обморок от ужаса, а затем погребальной процессии, возвращавшейся с кладбища. Все, кто его видел, отметили неестественную бледность, странный блеск в глазах и отросшие белоснежные клыки. Поразительно похоже на историю Петра Благоевича, не так ли?

Немецкий вампир - младший брат славянского вампира. История вампиризма в Германии особенно богата, однако разнообразием не отличается. К X веку славянская экспансия достигла земель вдоль реки Йетс и охватила восточную часть Германии. Славянские и германские пароды перемешались. Перемешались и их мифы. Таким образом, фольклорный вампир этих народов приобрел много общих черт.

Нахтцерера частенько считали виновником эпидемий - если несколько человек умирали от одной и той же болезни, считали, что причиной ее стал тот, кто заболел и умер первым.

Пожалуй, только у народов Германии встречается представление о том, что с одежды покойного обязательно нужно спороть все метки с именем - иначе он станет вампиром.

Считалось, что нахтцереры имели привычку жевать в могиле свои собственные конечности (вера, вероятно, возникшая из-за того, что находили тела, которые стали жертвами хищников после захоронения в неглубоких могилах без гроба, как было принято хоронить бедняков). Когда вскрывали могилы, лица покойников оказывались нетронутыми, а кисти рук и ступни отсутствовали или были растерзаны. Считалось, что активность вампира в могиле продолжалась до тех пор, пока он не прекращал есть свое собственное тело и свою одежду. Тогда вампир поднимался и, как вурдалак, поедал тела других, часто в компании женщины, которая умерла при родах. Их активность можно было выявить по сосущему звуку - как будто ребенок сосет грудь. Когда гроб нахтцерера вскрывали (состоятельных покойников хоронили в гробах), вампир лежал в луже крови, так как успевал искусать себя до такой степени, что не мог удержать в себе всю выпитую кровь.

Антивампирские меры, которые принимали народы Германии, также весьма похожи на обычаи славянских народов. Чтобы не дать покойнику превратиться в вампира, ему клали под подбородок ком земли, в рот - камень или монетку или подвязывали челюсть носовым платком. Если возникали серьезные подозрения в вампиризме, потенциальному нахтцереру отрубали голову либо втыкали спицу ему в рот, чтобы пригвоздить голову к земле или закрепить язык.

В нахтцереров в наши дни, пожалуй, никто не верит, а вот представления о блатзаугерах сохранились в сельской Германии вплоть до конца XX века. В баварском фольклоре люди становились вампирами потому, что не были крещены (Бавария - часть Германии, где довлела римско-католическая церковь), занимались колдовством и вели аморальный образ жизни или совершили самоубийство. Они могли также стать вампирами, поев мяса животного, убитого волком (в этом прослеживается туманная связь между вампиром и вервольфом). Если во время похорон через могилу перепрыгивало какое-нибудь животное, покойник также мог вернуться в виде вампира. Такой же исход был в случае, если на могилу наступала монашка.

Если в округе появлялся блаутзаугер, жителям советовали оставаться по ночам дома и обмазывать двери и окна чесноком, а также развесить вокруг дома боярышник. Если у кого-то была черная собака, то необходимо было наблюдать за ней и нарисовать у нее на морде дополнительную пару глаз, чтобы напугать вампира. Антивампирские меры оставались теми же - про ткнуть колом (дополнительно - положить в рот чеснок). Кроме того, предлагалось рассыпать вокруг своего жилища или могилы, где похоронен потенциальный вампир, зерно или крупу: считалось, что вампиры сами не свои до счета и будут самозабвенно считать зернышки, забыв даже про свой кровавый промысел.

В результате дебатов был сделан вывод, что вампиры - существа целиком и полностью легендарные, и у ученых мужей остался лишь один вопрос - что заставляет людей верить в вампиров?

Разговор о вампирах во Франции был бы неполон без упоминания исторических деятелей, чей вампиризм можно считать доказанным и документально подтвержденным.

Самый известный из них, пожалуй, прототип Синей Бороды маршал Жиль де Рэ (Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, 1404-1440). Жиль де Рэ был сподвижником Жанны Д’Арк, блестящим полководцем. После казни Жанны он удалился в свое поместье, окружив себя пышной свитой, а также всяческими алхимиками, магами, гадалками и толкователями снов. Вскоре поползли слухи о том, что он заманивает в свой замок и зверски умерщвляет крестьянских детей в ходе каких-то сатанистских ритуалов, удовлетворяет свою извращенную похоть с израненными жертвами и мертвыми телами, а главное - пьет их кровь. По показаниям свидетелей Жиля де Рэ осудили и казнили, а тело его было сожжено.

Второй знаменитый французский вампир - некий виконт де Морьев. Этот французский дворянин родился в Персии, женился на индианке и вернулся на родину предков, во Францию, перед самой Великой французской революцией. Каким-то образом ему удалось не просто отсидеться в имении, но и сохранить свои владения после революции. После переворота виконт начал казнить своих слуг и работников - так он мстил классу, который мог бы его гильотинировать. В результате виконт был убит. Вскоре после его гибели внезапно умерло несколько маленьких детей, а на их телах были обнаружены следы укусов. В течение следующих семидесяти двух лет ходили упорные слухи, что именно виконт (восставший из могилы) повинен в том, что в округе часто умирают дети. В конце концов внук виконта де Морьева решил доискаться до правды. Он вскрыл фамильный склеп в присутствии городских властей, и они обнаружили, что все тела уже истлели, а тело виконта не тронуто разложением - кожа была свежей, а ногти сильно отросли. Внук Морьева пронзил сердце деда колом (в этот момент раздался стон) и сжег тело. Детская смертность в тех краях резко снизилась. Как видим, виконт де Морьев был, так сказать, классическим европейским вампиром-джентльменом.

Отрывок из Augustin Calmet, Dissertation sur les apparitions des esprits et sur les vampires et revenants, Einsiedten, Kalin, 1749.

"В этом веке нашим глазам открылось новое явление, которое вот уже шестьдесят лет мы наблюдаем в Венгрии, Моравии, Силезии, Польше; говорят, что там встречают людей, умерших многие годы назад или только несколько месяцев до этого, они появляются, говорят, ходят, совершают нашествия на деревни, истязают людей и Животных, пьют кровь своих близких, делают их больными и в конце концов причиняют им смерть.

И нет другого пути избавиться от их опасных визитов и нашествий, кроме эксгумации, протыкания колом, отделения головы, вынимания сердца или сожжения.

Этим привидениям дали имя "упыри" или "вампиры", и о них рассказывают подробности такие редкие и детальные, и сопровожденные обстоятельствами настолько правдоподобными, и информацией настолько подтвержденной, что почти невозможно сомневаться в существовании этого явления в данных странах, и отрицать тот факт, что эти привидения действительно выходят из своих могил и совершает действия, о которых пишут повсюду.

Венгерские привидения, или вампиры, - люди, мертвые в течение более или менее значительного времени, которые выходят из своих могил, беспокоят живых, пьют у них кровь, являются им, создают шум у их дверей и в их домах и в конце концов причиняют им часто смерть.

Эпидемия вампиризма в Восточной Европе. 17-18 век. Часть 1 Вампиры, Мемуары, 17 век, 18 век, Европа, Суеверия, Продолжение следует, Сверхъестественное, Длиннопост

Я узнал от покойного господина де Вассимона, советника финансовой палаты в Баре, что, будучи посланным в Моравию покойным герцогом Лотарингии Леопольдом по делам его брата принца Чарльза, епископа Оломоуцкого и Оснабрюкского, он был ознакомлен с тем, что в этих краях считается достаточно обычным повстречать человека, умершего некоторое время назад.

Этот человек возвращается в деревню, садится за стол к своим знакомым, не говоря ни слова, и делает знак головой одному из присутствующих, который через несколько дней неизбежно умирает. Это подтверждали многие особы, среди них - пожилой приходской священник, встречавший такое явление, как он сам утверждал, не раз.

Местные епископы и священники консультировались в Риме в связи с этими чрезвычайными событиями, но им не было дано никакого ответа, поскольку ко всему этому отнеслись, вероятно, как к простым видениям или как к людскому воображению.

Наконец догадались извлечь из земли тела тех, кто воскрешал, сжигать их или избавляться от них каким-либо другим способом. Так, наконец, удалось освободиться от назойливости этих призраков, появления которых стали сегодня в этих краях куда более редкими. Все это рассказал приходской священник.

Эпидемия вампиризма в Восточной Европе. 17-18 век. Часть 1 Вампиры, Мемуары, 17 век, 18 век, Европа, Суеверия, Продолжение следует, Сверхъестественное, Длиннопост

Я узнал от покойного господина де Вассимона, советника финансовой палаты в Баре, что, будучи посланным в Моравию покойным герцогом Лотарингии Леопольдом по делам его брата принца Чарльза, епископа Оломоуцкого и Оснабрюкского, он был ознакомлен с тем, что в этих краях считается достаточно обычным повстречать человека, умершего некоторое время назад.

Этот человек возвращается в деревню, садится за стол к своим знакомым, не говоря ни слова, и делает знак головой одному из присутствующих, который через несколько дней неизбежно умирает. Это подтверждали многие особы, среди них - пожилой приходской священник, встречавший такое явление, как он сам утверждал, не раз.

Местные епископы и священники консультировались в Риме в связи с этими чрезвычайными событиями, но им не было дано никакого ответа, поскольку ко всему этому отнеслись, вероятно, как к простым видениям или как к людскому воображению.

Наконец догадались извлечь из земли тела тех, кто воскрешал, сжигать их или избавляться от них каким-либо другим способом. Так, наконец, удалось освободиться от назойливости этих призраков, появления которых стали сегодня в этих краях куда более редкими. Все это рассказал приходской священник.

Эти события дали возможность появиться на свет небольшому сочинению, озаглавленному "Magia Posthuma", составленному Чарльзом Фердинандом де Шерцем, напечатанному в Оломоуце в 1706 году с посвящением принцу Лотарингии Чарльзу, епископу Оломоуцкому и Оснабрюкскому.

Автор рассказывает, как в одной деревне некая умершая женщина была погребена обычным способом после соблюдения всех положенных ритуалов на кладбище. Через четыре дня жители деревни слышали громкий и необычный шум, видели призрак, который представал то в виде собаки, то в обличии разных людей.

Причинял людям страдание и боль, сдавливая им горло и сжимая желудок вплоть до удушья. Он разбивал им почти все тело и доводил до полнейшего измождения, до состояния, когда жертвы становились бледными, худыми и изнуренными.

Призрак нападал даже на животных, и затем находили мертвых и полумертвых коров; порой он привязывал их одну к другой за хвост. Встречали лошадей полуживых от измождения, в поту, загнанных, задыхающихся, вспененных, словно после долгой трудной скачки. И бедствие это длилось несколько месяцев.

Названный мною автор рассматривает это явление как юрисконсульт, расценивая его как преступление, и рассуждает с точки зрения права. Он сообщает многочисленные примеры подобных воскресений и тех бедствий, которые за ними следовали.

Например, как в случае с умершим пастухом из Деревни Блоу возле города Кадам в Богемии, который через какое-то время воскрес и появлялся у некоторых из своих сограждан; последние же через неделю поумирали. Крестьяне Блоу извлекли из земли тело этого пастуха и пригвоздили его колом к земле, заставив кол пройти через тело насквозь.

Находясь в таком состоянии, этот человек насмехался над теми, кто вбивал кол, и говорил им, что они оказывают ему любезную услугу, даря эту палку, чтобы у него было чем отмахиваться от собак. Той же ночью он вернулся и напугал своим появлением многих людей, и душил их больше, чем душил до этого.

Затем его доставили палачу, который положил его в телегу, намереваясь отвезти за деревню и там сжечь. Этот труп выл, как бешеный, тряс ногами и руками, словно живой, а когда его снова протыкали колом, он издавал яростные крики, а его кровь была ярко-алой и истекала в большом количестве. Потом его сожгли, и эта экзекуция положила конец появлениям и нашествиям призрака.

Этот же метод используют и в других местах, где встречаются подобные привидения; когда их извлекают из земли, они выглядят румяными, их конечности гибки и подвижны, а тела без червей и следов разложения, но с очень сильным специфическим запахом.

Автор цитирует другие источники, которые подтверждают то, что он сообщает об этих призраках. По словам автора, эти призраки еще достаточно часто появляются в городах Силезии и Моравии. Их видят и днем, и ночью; замечают, что вещи, которые им принадлежали, сами двигаются и меняют место без того, чтобы кто-либо видимый их трогал.

Единственное средство от этих явлений - отрезать голову и сжечь тело того, кто воскрес. Однако все это совершают под видом правосудия. Допрашивают и заслушивают свидетелей, изучают основания, осматривают эксгумированные тела в поисках характерных черт, которые дают возможность утверждать, что это именно тот, кто досаждал живым, - об этом судят по подвижности и гибкости конечностей, жидкости крови, отсутствии разложения в тканях.

Если эти признаки присутствуют, то тело передается палачу, который его сжигает. Иногда случается, что призраки появляются еще в течение трех-четырех дней после сожжения. Иногда откладывают на 6-7 недель погребение некоторых подозреваемых лиц. И если их тела не гниют, а члены тела остаются гибкими и подвижными, как у живых, - в этом случае их сжигают.

С полной уверенностью утверждают, что одежда и личные вещи этих лиц способны сами двигаться без помощи кого-либо живого. Не так давно это наблюдалось в Оломоуце, продолжает автор, где призрак бросал камни и причинял жителям беспокойство и беды.

Около 15 лет назад солдат, квартировавшийся у крестьянина-гайдамака на венгерской границе (Граница Австро-Венгрии с Турцией на территории современной Югославии) сидел за столом с хозяином дома и увидел неизвестного который вошел и тоже сел за стол рядом. Это чрезвычайно напугало хозяина, впрочем, как и всю деревню.

Солдат, не зная сути дела, был очень удивлен. Но когда на следующий день стало известно, что хозяин дома мертв, солдат понял смысл происшедшего. Ему рассказали, что это был отец хозяина, умерший и похороненный более 10 лет назад; он пришел к нему и стал причиной его смерти.

Далее события развивались следующим образом. Вначале солдат доложил об этом происшествии в полк, а оттуда последовал доклад командованию, которое поручило графу де Кабрера, капитану пехотного полка, расследовать это происшествие.

Прибыв на место с другими офицерами, а также с хирургом и судьей, они заслушали и оформили надлежащим образом свидетельские показания жильцов о том, что призраком был отец хозяина дома и что все, доложенное ранее солдатом, было истинной правдой. Это же было удостоверено всеми жителями деревни.

Впоследствии тело этого призрака было вынуто из могилы, и комиссия обнаружила, что оно имеет вид человека, который только что скончался, а кровь его полностью похожа на кровь живого человека. Граф де Кабрера отрезал у него голову, и затем вернул тело в могилу.

Эпидемия вампиризма в Восточной Европе. 17-18 век. Часть 1 Вампиры, Мемуары, 17 век, 18 век, Европа, Суеверия, Продолжение следует, Сверхъестественное, Длиннопост

Согласно данным показаниям, уполномоченный приказал вынуть из земли этого человека, и обнаружилось, как и в первом случае, что у него кровь жидкая, какая присуща живому человеку. Уполномоченный приказал пробить ему большую Дыру в виске, и затем тело вернули в могилу. Он же приказал сжечь тело третьего призрака, похороненного более 16 лет назад, который также пил кровь, чем причинил смерть двоим из своих сыновей.

После отчета командованию уполномоченный был послан с Докладом в императорский двор, и император приказал послать боевых офицеров, судей, врачей и хирургов и некоторых ученых для выяснения причин этих столь необычных событий.

Некий старик в возрасте 62 лет умер в начале сентября в деревне Кизилова, в трех лье от Градиша (Силезия); через три дня после похорон он явился своему сыну и попросил у него еды. Тот накрыл ему на стол, призрак поел и исчез.

На следующий день сын рассказал соседям о случившемся. Этой ночью отец не появлялся, но на следующую он пришел и снова попросил дать поесть; не ясно, дал ли ему поесть сын или нет, но наутро его нашли мертвым в своей кровати. В тот же день 5 или 6 человек в деревне внезапно заболели и умерли один за другим всего за несколько дней.

Офицер или местный бальи, которому было сообщено о происшедшем, отправил донесение об этом в трибунал Белграда, а оттуда в деревню были посланы два своих офицера с палачом для выяснения этого дела. Имперский офицер, которого заинтересовало это донесение, отправился туда из Градиша, чтобы стать свидетелем явления, о котором он так часто слышал.

Вскрыли все могилы тех, кто умер в течение 6 предыдущих недель; когда дошли до могилы старика, его обнаружили с открытыми глазами, румяного, имеющего естественное дыхание, однако неподвижного и мертвого. Исходя из этого, определили, что он явный вампир. Палач вбил ему в сердце кол. Для казни развели костер, и труп сожгли в пепел. Не обнаружили "никаких следов вампиризма ни в трупе сына, ни в других трупах".

Около пяти лет назад некий гайдук из Медрейги по имени Арнольд Поль был раздавлен опрокинувшейся повозкой с сеном. Через месяц после его смерти внезапно умерли четыре человека - таким же образом, каким, согласно местным представлениям, умирают люди, замученные вампирами.

Тогда вспомнили, что этот Арнольд Поль часто рассказывал о том, что в районе Косово, на турецкой границе с Сербией, на него нападал турецкий вампир. Еще он говорил, что те, кто были пассивными вампирами в жизни, становятся активными после смерти, то есть те, из кого была выпита кровь, будут ее тоже, в свою очередь, пить; но он нашел средство выздороветь - поедая землю с могилы вампира и обтираясь его кровью.

Эти предосторожности, однако, не помешали ему стать вампиром после смерти - когда он был эксгумирован через сорок дней после похорон, у его трупа были обнаружены самые очевидные и явные признаки вампира. Его кожа была розовой, росли волосы, ногти и борода, а все вены были полны жидкой кровью, и кровь находилась во всех частях закутанного в саван тела.

Представители местной власти, в чьем присутствии была проведена эксгумация, были людьми сведущими в вампиризме; приказали вколотить, согласно обычаю, в сердце покойного Арнольда Поля заточенный кол. Он пронзил его тело насквозь, и это заставило его по-страшному закричать — так, как кричал бы живой человек.

После того, как кол был вбит, ему отрезали голову и затем все сожгли. Потом провели те же операции с трупами других четверых, умерших от вампиризма - опасаясь, что они, в свою очередь, станут причиной смерти других людей.

Все эти меры не смогли, однако, помешать тому, что, к концу прошлого года, то есть по прошествии пяти лет, эти пагубные явления возобновились, и многие жители этой деревни были, к сожалению, истреблены. В течение трех месяцев 17 человек разного пола и возраста умерли от вампиризма: одни из них - без всякой болезни, другие - после двух или трех дней недомогания.

Так сообщают, что некая Станоска, дочь гайдука Иотуитзо, которая легла спать в полном здравии, проснулась среди ночи с ужасными криками, дрожа, и говорила, что сын гайдука Милло, умерший 9 недель назад, чуть не задушил ее во время сна. С этого момента она стала чахнуть и через три дня умерла. То, что эта девушка сказала про сына Милло, заставило подозревать в нем вампира; его эксгумировали и нашли таковым.

Представители местной власти, врачи, хирурги рассмотрели причины, по которым в этих местах мог возродиться вампиризм, несмотря на меры предосторожности, принятые несколько лет назад. После долгого расследования, наконец обнаружили, что усопший Арнольд Поль убил не только тех четверых людей, о которых было известно ранее, но также и множество животных, которых съели новые вампиры, а среди них - и сын Милло. Исходя из этого, было принято решение эксгумировать всех тех, кто умер в течение определенного срока.

Среди сорока могил обнаружили 17 с трупами, имевшими все очевидные признаки вампиризма; им прокололи сердце и отрезали голову, затем их тела сожгли и пепел бросили в реку.

Все предпринятые меры, о которых мы говорили, были проведены с юридической точки зрения в надлежащей форме и удостоверены многими офицерами, гарнизоны которых располагались в данной местности, старшими полковыми хирургами и представителями местной власти. В конце этого января был послан протокол в императорский военный совет в Вене, и совет создал комиссию для проверки сообщенных фактов.

Читайте также: