Логопедическая характеристика неговорящего дошкольника перенесенного энцефалита

Обновлено: 28.03.2024

Ребенок от 3-ей беременности, протекавшей на фоне ОРЗ, гайморита. Роды 2-е в 33 недели (путем кесарева сечения). Оценка по Апгар:5/8 б. Масса тела при рождении 2050, рост 45см. Из роддома выписан на 7-ой день (ОПН).

Наблюдается у невролога с рождения с диагнозом ППЦНС

Перенесенные заболевания: в. оспа

Простудные заболевания: ОРВИ 1 раз в 4-5 мес.

В физическом развитии не отставал.

Ортопед: плоскостопие 2-ой степени.

Раннее речевое развитие: Гуление 2 мес. Лепет 6 мес. Слово1 год Фраза 3 года.

Когда заметили нарушение речи? 3 года

Слух, зрение без особенностей

Общая и мелкая моторика

Понимание речи сохранено. Умеет слушать и понимать речь. Участвует в общении чаще по инициативе других. Ясно и последовательно выражает свои мысли. Умеет пользоваться формами речевого этикета.

Самостоятельно составляет связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдает последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ строит в соответствии с грамматическими нормами языка. Пересказ составляет самостоятельно, полностью передает содержание текста, соблюдает связность и последовательность изложения, употребляет разнообразные языковые средства в соответствии с текстом, пересказ составляет без нарушений грамматических и лексических норм.

В составлении рассказа-описания отображае6т все основные признаки предмета, соблюдает определенную логическую последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств – к второстепенным и. т. д). Соблюдает смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами). Использует различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и. т. д).

Общее звучание речи Темп и ритм речи нормальный. Паузы и ударения употребляет правильно. Основные виды интонации употребляет правильно. Характеристика голоса: голос тихий. Способность модулировать голос по высоте - низкий. По силе – глухой. Атака голоса – мягкая. Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции – нарушена. Ритм речи – нормальный. Паузации – правильная расстановка пауз в речевом потоке. Выразительность – употребляет основные виды интонации. Тип физиологического дыхания – смешанное. Дифференциация ротового и носового выдоха – нарушена. Речевое дыхание – объем речевого выдоха недостаточный.

Общая характеристика речи Понимание речи сохранено. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов, рассказ подменяется перечисление действий, представленных на картинках. Связность изложения нарушена, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки.

Рассказ- описания составляет с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета.

Общее звучание речи Темп и ритм речи нормальный. Паузы и ударения употребляет правильно. Основные виды интонации употребляет правильно. Характеристика голоса: голос нормальный, носовой оттенок отсутствует. Речь интонационно выразительна. Речевое дыхание: объем речевого выдоха – нормальный, длительность и интенсивность – норма, ритмичность – сохранна, синхронность – сохранна. Плавность – сохранна. Темп – нормальный. Голос – N, атака голоса – мягкая, модуляция голоса – по высоте низкая, по силе – глухой.

Строение артикуляционного аппарата

анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий

строение лица – не нарушено

тонус мышц лица - сохранный

подвижность лицевой мускулатуры - не нарушена

строение губ - нормальное

тонус губ - не нарушен

подвижность губ – малоподвижные

строение зубов - нормальное

подъязычная связка – укорочена

строение твердого неба - не нарушено

строение мягкого неба и подвижность - не нарушена

строение языка – не нарушено

мышечный тонус языка – спастичность, объем артикуляционных движений ограничен, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка.

речевая моторика – не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движения языка не полный. Тонус - вялый. Синкинезии, замены движений отмечаются.

Разборчивость речи несколько снижена.

Полиморфное нарушение звукопроизношения:

Сигматизм свистящих (С-С); (З-З);(Ц)

Парасигматизм шипящих (Ш-С); (Ж-З); (Ч; Щ – иск.)

Ротацизм (Р;Р, - отст.)

Ламбдацизм (Ль- отст.)

Параламбдацизм (Л-У)

Фонематический слух, звуковой анализ и синтез

Неустойчивый навык слуховой дифференциации.

Нарушение в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления.

Затрудняется в определении количество и последовательность слов в предложениях.

Способность выделить звук на фоне слова – не сформировано. Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована.

Слоговая структура и звуконаполняемость слова

Сохранна. Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.

Словарный запас Пассивный и активный словарь характеризуется ограниченным объемом, бедностью. Неточностью значений многих слов. В большей степени страдает употребление глаголов и прилагательных, обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов. Недостаточен объем знаний об окружающем мире. Несформированы отношения антонимии и синонимии.

Грамматический строй речи

В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено. В речи преобладают простые распространенные предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения. Наблюдаются единичные аграматизмы при выполнении заданий на образование прилагательных от существительных. Неправильное употребление названий детенышей животных. Примитивность синтаксических конструкций. Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных.

Заключение: ОНР- III уровня. СФД.

1. Углубленное обследование специалистами ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

2. Занятия с логопедом, психологом.

Дата 07.02.2014г. Подпись специалиста – Зиновьева В. Б.

Психолого-педагогическое представление Психолого-педагогическое представление на ПМПК Дата заполнения представления Фамилия, имя, отчество ребенка: Дата рождения Сведения о родителях:.

Образцы фраз для написания логопедического представления.

ВложениеРазмер
pamyatka_po_sostavleniyu_logopedicheskogo_predstavleniya_na_rebenka_doshkolnogo_vozr.docx 28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по составлению логопедического представления на ребенка дошкольного возраста

Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.

Роды – досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляции, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия.

Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.

Слух – норма, снижение слуха.

Зрение – норма, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.

Раннее физическое развитие – без особенностей, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть – 6 мес., ползать 5-6 мес., стоять 7-8 мес., ходить 1 год).

Раннее речевое развитие

  • без особенностей;
  • речевое развитие по возрасту;
  • с задержкой (гуление – 3 мес., лепет – 5 мес., первые слова – 1 год, первая фраза – 2 года, фразовая речь – 3 года).
  • доречевое развитие с задержкой;
  • раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;

Речевое окружение (речевая среда)

  • нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).
  • недостатки речи у близких.
  • двуязычие.
  • плохо развита мелкая моторика рук.
  • нарушений ручной моторики не наблюдается.
  • предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)
  • незначительно нарушены координация, темп, ритм движения
  • нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).
  • появляются сопутствующие движения.
  • нарушения координации - движения выполнены не одновременно, неточно.
  • отмечается общая заторможенность движений.
  • характерное двигательное беспокойство.
  • медлителен в движениях.
  • сохранна,
  • недостаточность мелкой моторики,
  • моторная ограниченность,
  • объем движений (полный, неполный, строго ограничен),
  • темп (нормальный, быстрый, медленный),
  • переключаемость (точная, неточная),
  • координация (без особенностей, незначительные нарушения, нарушена, неполная)
  • ведущая рука – левша, амбидекстер, правша.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий.

Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)

Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена (тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы).

Строение губ нормальное или отклонения (массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)

Тонус губ не нарушен или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)

Подвижность губ не нарушена или нарушена – (малоподвижные, излишне подвижные)

Строение зубов нормальное; нарушения - крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.

Подъязычная связка укорочена

Прикус правильный; нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.

Строение твердого нёба не нарушено

Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено

Язык – отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.

Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.

Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка (вправо, влево); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.

Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.

Голос – без особенностей, сильный, слабый, тихий, неполётный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, др., без особенностей

Характеристика интонационной стороны речи. Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

Темпо-ритмическая сторона речи : скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей; наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом; наличие продолжительных пауз.

Речевое дыхание: без особенностей, свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.

Примерная логопедическая характеристика на неговорящего ребенка по запросу родителя с рекомендациями .

Часто родители неговорящих детей просят подобные заключения после обследования ребенка логопедом, для невролога, психиатра.

ВложениеРазмер
Примерная логопедическая характеристика на неговорящего ребенка 17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное логопедическое заключение

при обследовании неговорящего ребенка

Иван, 2 года 11 месяцев

Неречевые психические функции

Общие данные , полученные из наблюдений за ребёнком в ходе обследования: наблюдается способность к коммуникации, соответствующая возрасту ,спокойный, уравновешенный , без аффективных вспышек, внимание и переключение в норме, игровая деятельность сформирована и соответствует возрастной норме, инструкцию педагога понимает, выполняет .

Слуховое внимание : дифференцирует звучащие игрушки, определяет источник звука.

Зрительное восприятие : хорошо соотносит предметы по размеру, определяет основные цвета и формы предметов.

Общая моторика : моторная напряжённость не отмечена, объем общих движений хороший, по возрасту , ребенок достаточно ловкий.

Пальцевая моторика : ведущая рука правая, тонус пальцев несколько снижен, ножницы не удерживает;

Фонетическая сторона речи

Речевая моторика : пытается выполнять артикуляционные движения по подражанию.

Дыхательные и голосовые функции : дифференцирует носовое и ротовое дыхание, вдох и выдох. Голос хороший , тембр не нарушен.

Звукоподражание: повторяет за логопедом - кукла плачет (а-а-а), воет волк (у-у-у), болит зуб (о-о-о), заблудились в лесу (ау), малыш плачет (уа), кошка мяукает (мя).

Звуко - слоговая структура : нарушена, упрощает слова до слога.

Звукопроизношение : гласные (а, о у, и, ы, э), согласные (б, п, м; в, ф; д, т, н; г, к, х; й). Группы свистящих, шипящих, аффрикатов, соноров отсутствуют.

Лексико – грамматический строй импрессивной речи

Понимание существительных, глаголов не затруднено. Понимание форм ед. ч. и мн.ч. сущ., предложно-падежных конструкций с предлогом, уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ. ограничено.

Фраза отсутствует. Наблюдается лепетная речь.

Логопедическое заключение : Темповая задержка речевого развития

учитель-логопед_______________/ Волкова Н.А.

- Консультация ЛОР врача

- Игровые занятия с логопедом по формированию речевой мотивации, развитию речевой моторной функции, активизации словаря, развитию грамматической стороны.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

-Прятки игрушек под платочком

-ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)

-ПОКАЖИ! ( показать и пытаться четко назвать предмет)

-Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

-Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

6. Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как при

7. Практиковать пальчиковые игры, учиться пользоваться ножницами, лепипь, клеить …

Ребенок поступил в среднюю группу МБДОУ в сентябре 2018 г. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).

Мелкая моторика развита плохо. Неправильно держит карандаш, испытывает трудности при работе с пластилином. Навыками самообслуживания овладевает с трудом. В общей моторике наблюдается заторможенность движений, нарушена их переключаемость.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий: строение лица не нарушено, строение губ нормальное. Мимические движения (наморщивание, нахмуривание) затруднены. Слабая переключаемость движений лицевой мускулатуры. Строение зубов не нарушено. Прикус правильный. Подъязычная связка нормальная. Строение твердого и мягкого нёба не нарушено. Строение языка не нарушено. Гипотонус мышц языка. Объем артикуляционных движений неполный, испытывает трудности при переключении позы языка, позу длительно не удерживает.

Общеупотребительная речь отсутствует, ребенок пользуется лепетными словами и звукоподражаниями, дополняя их мимикой и жестами. Игровые действия речью не сопровождает. Голос громкий, сильный. Дыхание слабое, поверхностное, речевой выдох непродолжительный.

Понимание обращённой речи затруднено, требуется многократное повторение инструкций.

Словарный запас резко ограничен.

Грамматический строй речи не сформирован.

Фонематические процессы носят зачаточный характер. Фонематический анализ и синтез не сформированы.

Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер.

Слоговая структура слова грубо нарушена.

Связная фразовая речь не сформирована.

Обследование показало, что речевые нарушения соответствуют общему недоразвитию речи I уровня.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня . рр., дизартрия Содержание I. Целевой раздел 3 1. 1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной.

Логопедическое представление для ПМПК при ОНР II уровня Ребенок поступил в старшую группу детского сада в возрасте 5 лет. Воспитывается в полной семье, речевые нарушения у родителей и ближайших.

Логопедическое представление для ПМПК при ОНР III уровня Ребенок посещает старшую группу МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников.

Логопедическое представление для ПМПК при ОНР IV уровня Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида в МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения.

Читайте также: