Лошадь и аскарида тип взаимоотношений
Обновлено: 19.04.2024
Симбиоз - сожительство (от.греч.сим - вместе, биос - жизнь) - форма взаимоотношения, из которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу. А) Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга. Б) Протокооперация - форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнеров. Комменсализм - форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы. А) "Квартиранство"- форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди. Б) "Сотрапезничество" - форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса. В) "Нахлебничество" - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.
Нейтрализм - тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Антибиоз - тип биотической связи, когда обе взаимодействующие популяции(или одна из них) испытывают отрицательное влияние друг друга. А) Аменсализм - форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы. Б) Хищничество - тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. В) Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов. Внутривидовая конкуренция - соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного и того же вида. Межвидовая конкуренция- соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями разных видов. Г) Паразитизм- форма антибиоза, когда представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.
Выводы:
- В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.
- Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.
- Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.
- Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: 1. обеспечению пищей, 2. изменению среды обитания, 3. расселению видов в пространстве.
Выполните задание: Соотнесите примеры и типы взаимоотношений.
8. Комменсализм -Сотрапезничество 9. Аменсализм 10 Хищничество
1. Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.
2. Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.
3. Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.
4. Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.
5. Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.
6. Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.
7.Птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее при постройке гнезд.
8. Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.
9. Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, из-за сильного затенения кроной ели.
10. Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.
11. Микориза– это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.
12. Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.
13. Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.
14. Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.
15. Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.
16. Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.
17. Каннибализм встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков)
18. совместные облавы бакланов и пеликанов на рыбу;
19. мурены и креветки, очищающие их от паразитов.
20. Лишайники – группа организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и гриб.
21. в теле голотурии находят убежище разнообразные виды мелких животных
22. Пресноводный горчак откладывает икру в мантийную полость двухстворчатых моллюсков - беззубок. 23. птицы лысухи, ныряя за водорослями ,взмучивают ил, в котором много мелких организмов для сазана
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1377.
А) отношения зайца и лисицы
Б) отношения печеночного сосальщика и коровы
В) всегда приводит к гибели одного из организмов
Г) один организм обитает внутри другого, нанося ему вред
Д) отношения печеночного сосальщика и малого прудовика
Е) один организм обитает поблизости от другого
1) паразитизм
2) хищничество
Верный ответ: 212112
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1489.
1601. Установите соответствие между популяциями организмов в экосистеме и типом межвидовых отношений, который характерен для этих популяций.
А) щука и речной окунь
Б) бабочка-капустница и бабочка-репница
В) береза и подберезовик
Г) носорог и воловьи птицы
Д) картофель и пырей ползучий
Е) бобы и клубеньковые бактерии
1) конкуренция
2) симбиоз
Верный ответ: 112212
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1601.
А) широкий лентец - рыба
Б) острица - человек
В) рысь - заяц-беляк
Г) аскарида - лошадь
Д) филин - лесная мышь
Е) гидра - дафния
1) паразит - хозяин
2) хищник - жертва
Верный ответ: 112122
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1713.
1881. Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) клевер и клубеньковые бактерии
Б) актиния и рак-отшельник
В) подберёзовик и берёза
Г) аскарида и человек
Д) головня и пшеница
Е) малярийный плазмодий и комар
1) паразит–хозяин
2) симбиоз
Верный ответ: 222111
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1881.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Конкурентные взаимодействия
организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации;
продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;
показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: наглядные материалы, демонстрирующие конкурентные взаимодействия.
Методы : репродуктивные, частично-поисковые.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, проблемные технологии.
Проверка знаний
Письменные ответы по карточкам:
Задание: Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.
В течение своей жизни нападает на одну, иногда несколько особей.
В течение своей жизни нападает на большое число особей.
Поедает только часть вещества своей жертвы.
Поедает практически всю жертву.
Приводит свою жертву к гибели.
Наносит вред жертве, но редко приводит её к быстрой гибели.
Цикл развития тесно связан с жертвой.
Нападает на жертву и сам ею питается.
Нападает на жертву, но сам ею не питается.
Паразит: 1, 3, 6, 7, 9.
Задание: Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.
Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида
Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.
Ответ: 1 – 3, 2 – 1, 3 – 2.
Карточка № 3.
Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов.
2. Письменный ответ у доски.
3. Тестирование. Вариант 1
1. В какой тип отношений вступают рак-отшельник и актиния?
2. Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?
3. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит
1) микориза корней цветковых растений и гифов шляпочных грибов
2) обитание кожного клеща на шерсти собаки
3) подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц
4) образование финны плоского червя в теле быка
4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?
2) дуб – белый гриб
3) корова – бычий цепень
4) клевер красный – шмель
5. Установите соответствие между примерами и типом взаимоотношений организмов.
А) гидра – дафния
Б) рысь – заяц-беляк
В) аскарида – человек
Г) черный коршун – лесная полевка
Д) таежный клещ – лесная мышь
Е) бычий цепень – копытное животное
Ответы: 1 - 1, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 1,
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
6. Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
1) не оказывает существенного влияния на хозяина
2) всегда приводит хозяина к смерти
3) приносят определенную пользу хозяину
4) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
9. Хищники в природном сообществе:
1) уничтожают популяцию жертв
2) способствуют росту популяции жертв
3) оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность
4) не влияют на численность популяции жертв
10. Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:
1) основным хозяином
2) промежуточным хозяином
Ответы: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 2, 6 – 3, 7 – 4, 8 – 3, 9 - 3, 10 – 1.
Взаимопроверка, подведение результатов
II .Изучение нового материала
Работа учащихся с текстом учебника (с. 308 – 311) с целью знакомства с конкуренцией как одним из видов отрицательных взаимоотношений между организмами.
Задание 1 . Внимательно прочитайте текст (с.308 – 311) и ответьте на вопросы:
1.2.Какова биологическая основа возникновения конкуренции?
Ответы: 1) Конкуренция - сталкивание, соперничество, соревнование.
У организмов возникают сходные потребности. Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов (когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции).
Задание 2. Опишите особенности конкурентных отношений внутри одного вида на примере территориальности.
Задание 3. Ответьте на вопросы:
3.1. В чем особенности межвидовой конкуренции?
3.2. Каковы формы её проявления?
(От жестокой борьбы до почти мирного сосуществования, но, как правило, из двух видов с одинаковыми потребностями, один обязательно вытесняет другой).
3.3. Приведите примеры межвидовой конкуренции.
3.4. В чем заключается принцип Гаузе?
(Два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут. Конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями).
Задание 4. Рассмотрите рисунок и объясните, как уживаются между собой виды со сходными экологическими потребностями (на примере насекомоядных птиц). Ответ искать на стр. 311.
Ответ: В сообществе совместно уживаются только те виды, которые хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.
Задание 5. Ответьте на вопросы:
5.1. К чему в итоге приводит межвидовая конкуренция?
Ответ: либо вытеснение одного из двух видов из сообщества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.
5.2. Какой тип конкуренции наиболее важен в формировании видового состава сообщества?
Ответ: Межвидовая.
Задание 6. Сформулируйте вывод по данной теме, вставляя в текст пропущенные слова.
Вывод: все формы биологических связей между … (видами) служат … … (регуляторами численности) животных и растений в биоценозе, определяя степень его … (устойчивости) , причем, чем богаче … … (видовой состав) биоценоза, тем … (устойчивее) сообщество в целом.
В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к … (уменьшению) роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий … (меньше), чем в молодых.
IV . Закрепление изученного материала
Задание: охарактеризовать сущность и привести примеры различных взаимоотношений в виде таблицы, заполнить последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак—отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.
Ускоренная подготовка к ЕГЭ с репетиторами Учи.Дома. Записывайтесь на бесплатное занятие!
-->
Задание 24 № 12011
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные.
2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика.
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система.
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду; это круглый червь;
2) 4 — у ленточных червей пищеварительная система отсутствует;
3) 5 — Плоские черви — гермафродиты.
Задание 9 № 12583
В чём выражается приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни?
1) развитие личинки в теле хозяина
2) размножение половым путём
3) наличие плотной кутикулы
4) наличие двусторонней симметрии тела
5) наличие кожно-мускульного мешка
6) образование большого числа яиц
Приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни: развитие личинки в теле хозяина, наличие плотной кутикулы (предохраняет от переваривания), образование большого числа яиц (в связи со сложным циклом развития).
Но ведь аскарида круглый червь! Для круглых червей характерно наличие кожно-мускольного мешка?!
Да, но это не является приспособлением к паразитизму. Свободноживущие нематоды, например стейтория (морская нематода) тоже имеет кожно-мускульный мешок, но не является паразитом.
Почему образование большого числа яиц - это признак паразитизма? Например: "В зависимости от возраста и зрелости, самка трески откладывает от полумиллиона до миллиона круглых икринок. Зафиксированы случаи, когда самка откладывала и 9 млн. икринок". Как я слышал, треску никто не относит к паразитам.
Да, это косвенная забота о потомстве. Но в данном случае, это же и приспособление к паразитизму - в сравнении со свобдноживущими представителями Круглых червей.
Задания Д12 № 15997
Какое из перечисленных животных имеет кровеносную систему?
Аскарида, гидра и сосальщик не имеют кровеносной системы, а муха относится к классу насекомых, у которых развита незамкнутая кровеносная система.
Задание 9 № 16187
Животные, имеющие первичную полость тела, — это
5) свиной солитёр
6) печёночный сосальщик
Первичную полость тела имеют круглые черви, к которым относятся аскарида, острица, ришта. Бычий цепень, солитер, сосальщик относятся к типу плоские черви и не имеют полости тела, пространство между органами заполнено паренхимой.
Задание 10 № 16473
Установите соответствие между признаком и типом червей, представители которого обладают данным признаком.
А) промежуточного хозяина нет
Б) личинка развивается в малом прудовике
В) пищеварительная система сквозная
Г) пищеварительная система замкнутая
Д) заражение происходит цистами
Е) личинка развивается в лёгких человека
1) Плоские черви (печёночный сосальщик)
2) Круглые черви (аскарида)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Плоские черви (печёночный сосальщик): личинка развивается в малом прудовике, пищеварительная система замкнутая, заражение происходит цистами. Круглые черви (аскарида): промежуточного хозяина нет (и личинка и взрослая особь развиваются в человеке), пищеварительная система сквозная, личинка развивается в лёгких человека.
Задания Д22 C2 № 19363
Чем опасны аскариды для взрослых и детей?
1) Аскариды опасны для взрослых и детей тем, что они вызывают боли, кашель, симптомы отравления из-за токсинов, выделяемых червями.
2) Для маленьких детей они опасны закупоркой дыхательных путей, т. к. поднимаются по пищеводу в глотку и могут спуститься в дыхательное горло.
Аскариды из дыхательных путей поднимаются в глотку, а затем спускаются по пищеводу.
Личинки аскариды - да
Задание 18 № 22404
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) аскарида и человек
Б) подберёзовик и берёза
В) клевер и клубеньковые бактерии
Г) малярийный плазмодий и комар
Д) актиния и рак-отшельник
Е) головня и пшеница
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) паразит-хозяин: А) аскарида и человек; Г) малярийный плазмодий и комар; Е) головня и пшеница
2) симбиоз: Б) подберёзовик и берёза; В) клевер и клубеньковые бактерии; Д) актиния и рак-отшельник
Задание 18 № 29221
Установите соответствие между организмами и видами взаимодействия между ними: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) дельфин и сельдь
Б) треска и минога
В) росянка и муха
Г) человек и комар
Д) лошадь и аскарида
Е) берёза и трутовый гриб
1) хищник — жертва
2) паразит — хозяин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
1) хищник — жертва: А) дельфин и сельдь; В) росянка и муха
2) паразит — хозяин: Б) треска и минога; Г) человек и комар; Д) лошадь и аскарида; Е) берёза и трутовый гриб
Задание 15 № 31635
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3) У паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались.
Идиоадаптация — эволюционный процесс, приводящий к повышению приспособленности организмов к разным условиям обитания и существенно не отражающийся на общем уровне организации, в отличие от ароморфоза.
Необходимо выбрать три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций:
(2) у паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина; (3) у паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина; (5) на головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки.
(4) Эти черви утратили пищеварительную систему; (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались — это считается примерами общей дегенерации.
Читайте также: