Маруся отравилась в больницу отвезли

Обновлено: 24.04.2024

Дом культуры одного из городов пригласил нас выступить с концертом перед избирателями: шла предвыборная кампания. Вернее сказать, надо было поддержать кандидата в депутаты. Пётр, мой муж, он тоже со мной в этом же ансамбле, сказал:
– Слушай, Ирина, мы давно не были в родных пенатах. А поехали! И свою деревеньку проведаем.

После окончания школы Маруся работала в местной поликлинике лаборанткой. Жили они с матерью в огромном доме на большом подворье. Рядом стоял домик меньше. Ну, вроде, как дачный. Мать с мужем, отцом Маруси, давно развелась. С мужиками в селе, как и везде, впрочем, напряжёнка: кто в город уехал, кто спился… А когда Маруся замуж вышла, мать в этом домике и жила.
- Отравилась Маруся. Давненько уже.
- Как… отравилась? Почему? Когда? Что случилось? Подождите, а дети? Муж у неё…
- Был. Был да сплыл. Раз не знаешь ничего, тогда слушай!

Старшая сестра Маруси, Вера, уехала из села. Училась она слабовато, но на мордашку была симпатичнее Маруси. Решила уехать в городок, по соседству с их селом. Поучилась швейному делу у какой-то портнихи дома, там и замуж вышла. Живут хорошо. Детей у них нет. Маруся младше Веры лет на восемь, после окончания школы училась в медучилище. Вернулась в родное село. Мать жила одна в огромном доме.

Некоторое время спустя к Марусе зачастил в гости Валерий. Вернулся из армии. Парень крутил баранку, всё думал, не податься ли куда в город, там устроиться водителем на какую-нибудь фирму, скопить деньжат, дом построить. А если повезёт – квартирку купить в городе.

Как-то Валерий возвращался из райцентра. Догнал Марусю. Вначале даже и не узнал её. Вчерашняя школьница, подросла. Волосы длинные, до пояса, жгучая брюнетка. Стройная.
Предложил подбросить до села. Обрадовалась. В дороге разговорились. Он вспомнил, как она малышкой бегала мимо их двора…
Валерий предложил Марусе дружбу, которую она с радостью приняла. Ребят мало в селе.

Встречались молодые люди месяца три, а потом и поженились. Год спустя родилась дочь Вероника, потом дочка Томочка. А последышем был уже сын, которого назвали в честь деда Ерофеем, Ерошкой.

С некоторых пор начались какие-то непонятные трения в молодой семье. Маруся стала замечать, что Валерий и домой не так рвётся после работы, как раньше. Приезжал позже обычного. Да ещё и мать нет-нет и куда-то пропадала. Маруся иногда хотела пойти в клуб на спевки, репетиции – она участвовала в местном хоре. В это время старшую дочь из школы, по дороге и других детей из садика забирала бабушка. Иногда Маруся, придя домой и не найдя никого, шла за детьми сама.
Как-то у Маруси выдалось пару часов свободных, и она побежала в садик, забрала деток, поспешила домой. Вероника из школы и сама доберётся.

Маруся оставила детей во дворе, пока светило солнышко – пусть играют. Пошла в дом. Успела подумать: где же мать? А где Валерий? – Машина вон стоит.
Маруся прошла по ковровым дорожкам в дом, вошла в спальню и… услышала какой-то разговор. Неразборчиво, но понятно, что… как будто двое ворковали. Послышались страстные поцелуи.

- Ну, вот, телевизор не выключили, работает, и для кого.
И тут Маруся остолбенела! В постели, в её постели – в обнимку, в недвусмысленной позе, лежат муж, Валерий, и её мама! Отдаваясь со всем жаром друг другу, они не услышали шагов Маруси.

В груди Маруси похолодело, сердце готово было лопнуть! Ей не верилось, что такое возможно. Ведь это… её мать! Её муж!

Резко вскрикнула, выбежала на крыльцо, Маруся вдруг громко расхохоталась. Всё громче и громче раздавался её хохот по селу: она бежала по улице вдоль домов соседей, затем свернула на другую улицу… Нездоровый, какой-то нервный смех переполошил полсела. Стали лаять собаки. Люди выбегали из домов на улицы. Никто не мог понять, что стряслось…

Вернувшись домой, она, войдя во двор, случайно оказалась в гараже мужа, куда никогда даже не заглядывала. Прошлась глазами по полкам. Выхватила какой-то пузырёк и стала читать:

Читает дальше:
«Физико-химические свойства и токсичность. Этиленгликоль представляет собой бесцветную, сиропообразную жидкость сладковатого вкуса, без запаха. Молекулярный вес 62,07. Удельный вес 1,114 при 20°С, температура кипения +197°С, температура плавления – 15,6°С. Хорошо растворяется в воде, спиртах, ацетоне и глицерине, плохо в эфире, хлороформе и бензоле. В большинстве случаев отравление антифризами (этиленгликолем) происходит при приеме его внутрь в целях опьянения.
Ингаляционных отравлений этиленгликолем не бывает (низкая летучесть яда).
Наблюдается большое колебание индивидуальной чувствительности человека к этиленгликолю. Смертельные дозы колеблются от 50 до 500 мл (в среднем 100 мл).
Механизм токсического действия. Поступив в организм этиленгликоль в среднем за 1 час всасывается в кровь достигая максимальной концентрации в первые 6 часов, а длительность его циркуляции составляет до 48 часов. Выделение этиленгликоля из организма осуществляется как в неизмененном виде, так и в форме продуктов его биотрансформации. В течение суток с мочой выводится до 20-30% от принятой дозы яда в виде целой молекулы этиленгликоля, и около 1% выводится в форме щавелевой кислоты.

Маруся заметила на соседней полке и пол-литровую бутылку самогона! О! Это то, что мне сейчас надо!
Интересно, если это выпить? Да, да это то, что мне надо! Мне это поможет! Должно помочь! Подействует на меня? Отравиться можно? А зачем мне жить? Валерий пусть живёт с моей матерью. Хорошая пара!

Когда Валерий услышал крики детей, выбежал на улицу, то увидел, что Марусю несут на руках односельчане во двор. Испугался. Вбежал в дом, наказал Акулине шустро одеться и стремглав, через потайную дверь бежать во двор, а далее по тропе в лес - куда глаза глядят.

Похоронили Марусю рядом с кладбищем. Детей забрала Вера. Валерий ночью выехал в райцентр, оттуда – прямиком в областной город, затем в Сибирь, из которой никогда не возвращался в село. Куда делась Акулина, никто не знает. Её больше не видели, не слышали о ней. Высказывались предположения. может , она в пруд прыгнула и. утонула? Пруд от дома буквально в пятидесяти метрах. Её никто там и не искал.

В своё родное село и мне расхотелось заезжать. Мы, артисты, вышли на автостанции в городе Орле.
Я была в глубочайшем потрясении. Слёз уже не было. Высохли. И вспомнила песню, бытовой или городской романс, бывший некогда очень-очень популярным. Мама когда-то пела, жалея незнакомую ей Марусю…
Сейчас я пою её, мысленно.

Вот солнце закатилось, замолк шум городской.
Маруся отравилась, вернувшися домой. 2р.

В каморке полутёмной все годы обитал
Цветочек этот скромный и грустно погибал. 2р.

Измена друга злая яд в сердце ей влила,
Душа её младая обиды не снесла. 2р.

Её в больницу живо решили отвезти,
Врачи там торопливо старалися спасти. 2р.

К чему старанья эти, ведь жизнь меня страшит.
Я лишняя на свете, пусть смерть своё вершит. 2р.

Как солнце закатилось,
Умолк шум городской,
Маруся отравилась,
Вернувшися домой.

В каморке полутемной,
Ах, кто бы ожидал,
Цветочек этот скромный
Жизнь грустно покидал.

Измена, буря злая,
Яд в сердце ей влила.
Душа ее младая
Обиды не снесла.

Ее в больницу живо
Решили отвезти,
Врачи там терпеливо
Старалися спасти.

- К чему старанья эти!
Ведь жизнь меня страшит,
Я лишняя на свете,
Пусть смерть свое свершит.

И полный скорби муки
Взор к небу подняла,
Скрестив худые руки,
Маруся умерла.

Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004. - в разделе: "Из репертуара Саши Давыдова (1849-1911)", без подписи автора. Маловероятно, что это мог петь Давыдов, так как он умер в год рождения песни (1911), причем в последние годы жизни не пел.


Шлягер 1911 года. Песня вышла в том году на пластинке Нины Дулькевич, с авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана "Яр" (фирма "Сирена Рекорд", Петербург, 1911, под загл. "Маруся умерла", подпись: Я. Пригожий. См.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо. 2004. С. 175). Мотив заимствован из песни "Разлука ты, разлука".

Исследователь истории грамзаписи Глеб Скороходов пишет, что в том 1911 г. "Марусю" записали на пластинки сразу несколько фирм, уже через год песня потеряла авторство и на пластиночных этикетках стала указываться как народная (Скороходов Г.А. Тайны граммофона: Все неизвестное о пластинках и звездах грамзаписи. М.: Эксмо; Алгоритм, 2004. С. 262).

Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. В клоунаде Виталия Лазаренко "Шарманка" (1919) звучат "Маруся отравилась" и "Последний нонешний денечек".


Из книги Сергея Макарова "Клоунада мирового цирка: История и репертуар", М.: РОССПЭН, 2001. С. 69:

Нередко, кроме своего основного выступления, Виталий Лазаренко выходил к зрителям еще раз, исполняя, как он сам называл, "злободневный номер". В 1919 году в программе цирка Никитиных он вторично появился во втором отделении программы с большой сценкой "Шарманка". Приведем выдержки из текста:

Мне прыгать что-то надоело
И, граждане, признаюсь вам,
Я за другое взялся дело:
Хожу с шарманкой по дворам.
Шарманки звуки то тоскливы,
А то бравурны иногда.
Вам всем знакомые мотивы
Она играет хоть куда,

- шарманщик поет песню "Маруся отравилась".

В трамвай я втиснулся насильно.
Там сжали так со всех сторон,
Что пот с меня потек обильно,
Я был в лепешку превращен.
А уж потом я убедился,
В том, что свалял я дурака.
Я золотых часов лишился,
Не досчитался кошелька.

- шарманщик исполняет песню "Последний нонешний денечек".

Куда-то спрятались дровишки,
И десять тысяч стоит воз.
Синеют малые детишки.
В квартирах ветер и мороз.
Сидят и щелкают зубами
Во всех квартирах москвичи.
Обзавестись нельзя дровами,
Хоть караул теперь кричи!*

*ЦГАЛИ. Ф. 2087. Оп. 1. Ед. хр. 80. Л. 143-145.

Клоун Виталий Лазаренко



Виталий Лазаренко


В 1920-е гг. песня вновь издавалась на пластинках в дореволюционной записи С.П. Садовникова.

Сюжет получил развитие в песенке про безуспешные попытки вылечить Марусю и ее отправку на кладбище - "Маруся" ("Вечер вечереет. ") и в пародии конца 1920-х гг. "Шестнадцать столовых ножей" ("Жила-была Маруся. "). На основе "Маруся отравилась" не позднее 1921 г. появилась песня об убитом в драке хулигане "Аржак" (она же "Чеснок" - в разных версиях герой носит разное имя).

См. также близкую песню "Гуляли Коля с Манею", где парень бьет девушку за отказ выйти за него, и та умирает в больнице.

Такое же название носит сложенная другим поэтическим размером песня из репертуара Юрия Морфесси (1882-1957) - см. "Маруся отравилась" (Жизнь так несложна, крайне так проста. ). Запись на пластинку - фирма "Зонофон", Петербург, 1912 г., Х-3-62119.

Подробнее об истории и варианты песни см.: Сергей Неклюдов "Почему отравилась Маруся?" (2008).

Исполнение Елизаветы Кушак, телепередача "В нашу гавань заходили корабли", "5 канал", 10.01.2009:

Маруся отравилась

Вот солнце закатилось,
Замолк шум городской,
Маруся отравилась,
Вернувшися домой.

В каморке полутемной,
Ах, годы обитал
Цветочек этот скромный
И грустно погибал.

Измена друга злая
Яд в сердце ей влила,
Душа ее младая
Обиды не снесла.

Ее в больницу живо
Решили отвезти,
Врачи там терпеливо
Старалися спасти.

- К чему страданья эти!
Ведь жизнь меня страшит.
Я лишняя на свете,
Пусть смерть свое свершит.

Вот солнце закатилось,
Замолк шум городской,
Маруся отравилась,
Вернувшися домой.

С фонограммы Киры Смирновой, CD "В нашу гавань заходили корабли 1", "Восток", 2001. Этот же вариант на бумаге: В нашу гавань заходили корабли. Пермь: Книга, 1996.

Вечер вечереет,
Работницы идут.
Маруся отравилась –
В больницу повезут.

В больницу привезли ее
И клали на кровать.
Два доктора с сестрицей
Старались жизнь спасать.

Давали ей лекарства –
Она их не пила,
Давали ей таблетки –
Она их не брала.

В часовню он заходит,
Там белый гроб стоит,
А в том белом гробе
Марусенька лежит.

Но вот уже и время,
Пришла машина тут.
И бедную Марусю
На кладбище везут.

А вечер вечереет,
Работницы идут,
А бедную Марусю
На кладбище везут.

Песни нашего двора / Авт.-сост. Н.В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. (Золотая коллекция).


Развитие шлягера 1911 г. про отравленную Марусю - см. "Маруся отравилась" (Вот солнце закатилось. ). См. также песню с аналогичным сюжетом, сложенную другим поэтическим размером - "Маруся отравилась" (Жизнь так несложна, крайне так проста. , 1913). Есть пародия конца 1920-х гг. - "Шестнадцать столовых ножей" (Жила-была Маруся. ). Подробнее о цикле песен про Марусю см.: Сергей Неклюдов "Почему отравилась Маруся?" (2008).

Ой, вечер вечереет.

Ой, вечер вечереет,
Колышется трава.
Нейдёт, нейдёт мой милый,
Пойду к нему сама.

Иду я первым залом
И вижу пред собой:
Мой милый на коленях
Клянётся пред другой.

Она его пытает:
- С другою есть любовь?
А он ей отвечает,
Что нету никакой.

Я вышла на крылечко
И больше не могу.
Он держит на коленях
Соперницу мою.

Подружка ты, подружка,
Соперница моя,
На что отбила друга?
Люби, страдай, как я.

Огонь горит, пылает,
Любовь ещё сильней.
Огонь зальёшь водою,
Любовь нельзя ничем.

Ой, вечер вечереет,
Подружки в сад идут,
Маруся отравилсь,
В больницу её везут.

В больнице две сестрицы,
Два доктора сидят.
Берут её на руки,
Хотят её спасать.

- Спасайте - не спасайте,
Мне жизнь не дорога.
Я с миленьким рассталась,
Отравы приняла.

Призодят к ней подружки
Марусю навестить,
А доктор отвечает:
- Без памяти лежит.

Пришёл еее любезный
Марусю навестить,
А доктор отвечает:
- В часовне уж лежит.

Приходит он в часовню,
Там чёрный гроб стоит.
Открыл он в гробе крышку,
Маруся в нём лежит.

- Маруся ты, Маруся,
Открой свои глаза!
А если не откроешь,
Помру с тобой и я.

Ой, вечер вечереет,
Все с фабрики идут,
А бедную Марусю
На кладбище несут.

Вот гроб её черненый,
Священник впереди.
Подружки дорогие
Кричат: "Прости, прости!"

1989 г., с. Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл., исп. Апрятова Е.М.; зап Болковская А.

Городской романс и авторская песня: Песни, интервью, исследования / [Науч. ред. и сост. Т.Ф. Пухова, муз. ред. и коммент. А.А. Петриной]. Воронеж: Воронежский гос. университет, 2002. №13. С. 11.


Сергей Неклюдов

ПОЧЕМУ ОТРАВИЛАСЬ МАРУСЯ? 1

С сайта "Фольклор и постфольклор"

С собой его все счастье в могилу я возьму…

Через него в могилу навек ушла от вас…

И побежала я в аптеку,
Аптека яду не дает.
Такая славная девчонка
Из-за парнишки пропадет.
И побежала я на кухню,
Схватила ножик со стола.
И в белу грудь себе вонзила,
И вот такая я была.

А пошла она ведь мимо кузницу железную,
Ай сковала всё себе два ножичка булатныих,
Да булатны себе ножички, укладные;
Отошла она за город недалёко тут,
Она ткнула себе ножички всё в ретиво сердце…
[Марков, № 33].
Да брала с собой два ножичка…
Да первой ножичек наставила
Да против сердца ретивого,
Да второй ножичек наставила
Да противо горла ревливого,
Да сама она себе тут смерть придала
[Григорьев, № 87 (117)].

5.


ЛИТЕРАТУРА

Адоньева, Герасимова 1996 — Современная баллада и жестокий романс / Сост. С. Адоньева, Н. Герасимова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996.

Акимов 1999 — Акимов В. Леонид Утесов. М.: Олимп; АСТ, 1999.

Архипова А. С. Как погибла Оля и родился фольклор // Кирпичики. Культурная антропология и фольклористика сегодня. М.: РГГУ, 2008 (в печати).

Архипова, Неклюдов 2008 — Архипова А. С., Неклюдов С. Ю. Два героя / два уркана: привал на пути // Natales grate numeras? Сборник статей к 60-летию Георгия Ахилловича Левинтона СПб., 2008 (в печати).

Ахметова 2000 — Уличные песни. Сост. Т. В. Ахметова. М.: Колокол-пресс, 2000.

Бахтин 1978 — Бахтин В. С. Песни Ленинградской области. Записи 1947–1977 гг. Л.: Лениздат, 1978.

Богдан В. Мимикрия в СССР. Воспоминания инженера, 1935–1942 годы. Ростов-на-Дону [Б. г.].

Горький 1947 — Горький М. Жизнь Клима Самгина. Сорок лет. Повесть. Кн. II. М.: Советский писатель, 1947.

Джекобсон 1998 — Джекобсон М., Джекобсон Л. Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник (1917–1939). М., Совр. гуманит. ун-т, 1998.

Жаров 1967 — Жаров М. Жизнь. Театр. Кино. Воспоминания. М., 1967.

Жестокие романсы 2006 — Жестокие романсы Тверской области / Предисловие М. В. Строганова. Составители Л. В. Брадис, Е. В. Петренко, М. В. Строганов, И. С. Тарасова. Примечания Е. В. Петренко, М. В. Строганова, И. С. Тарасовой. Тверь: Золотая буква, 2006.

Замятин 2001 — Замятин Евг. Записные книжки. М.: Вагриус, 2001

Ильин 2000 — Ильин С. Конспект романа // Знамя, 2000, № 11.

Козлов, Семенова 1993 — Обыденный НЭП. Сочинения и письма школьников 20-х годов. Публ. Козлова В., Семеновой Е. // Неизвестная Россия, Т. 3. 1993.

Кулагина, Селиванов 1999 — Городские песни, баллады, романсы. Сост., подгот. текста и коммент. А. В. Кулагиной, Ф. М. Селиванова. Вступит. ст. Ф. М. Селиванова. М.: Филол. ф-т МГУ, 1999.

Лурье, Сенькина 2007 — Лурье М. Л., Сенькина А. А. Песни саратовских детдомовцев в записи Петра Козина (1921): Текст и комментарий // АБ-60. Сборник к 60-летию А. К. Байбурина. Редакторы: Н. Б. Вахтин и Г. А. Левинтон при участии В. Б. Колосовой и А. М. Пиир (Studia Ethnologica. Труды факультета Этнологии. Вып. 4). С-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. С. 511–537.

Любимые песни 1995 — Любимые песни. Вып. IV. Тюмень, 1995.

Маруся отравилась 1912 — Маруся отравилась, в больницу повезли. Новый песенник. М.: Тип. П. В. Бельцова, 1912.

Маруся отравилась — Маруся отравилась (Житейская трагедия) / Нот. изд. Слова Д. А. Богемского. Музыка Г. 3. Рутенберга. СПб.: Ю. Г. Циммерман [Б. г.].

Маруся умерла — Маруся умерла. Новая русская песня. Слова и музыка Я. Ф. Пригожего. М.: Изд. С. Я. Ямбор [Б. г.].

Маяковский 1960 — Маяковский В. В. Избранные произведения, т. 1–2. М.: Худ. лит., 1960.

Михайлова, Смолицкий 1994 — Русский жестокий романс. Сост. В. Г. Смолицкий, Н. В. Михайлова. М.: [ГРЦРФ], 1994.

Мордерер, Петровский 1997 — Русский романс на рубеже веков / Сост. В. Мордерер, М. Петровский. Киев, Оранта-Пресс, 1997.

На Муромской дороге, 1915 — На Муромской дороге. М.: И. Д. Сытин, 1915.

Неклюдов 2008 — Неклюдов С. Ю. Фольклорные переработки русской поэзии XIX века: баллада о Громобое // И время и место. Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата. М.: Новое издательство, 2008. С. 574–593.

Очи черные 2004 — Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004.

Сергеев 1997 — Сергеев А. Omnibus: Альбом для марок. Портреты. О Бродском. Рассказики. М.: НЛО, 1997.

Скороходов 2004 — Скороходов Г. Тайны граммофона: Все неизвестное о пластинках и звездах грамзаписи. М.: Изд-во Эксмо; Изд-во Алгоритм, 2004.

Степан Разин, 1918 — Степан Разин. Новейший песенник. М., 1918.

Тамаркина 2000 — Романсовая лирика Удмуртии. Вып. 1. Редактор-составитель Э. А. Тамаркина. Ижевск: Удмуртский университет, 2000.

Толстой 1957 — Толстой А. Н. Простая душа // Толстой А. Н. Повести и рассказы. М.: Московский рабочий, 1957. С. 103–113.

Успенский 1995 — В нашу гавань заходили корабли. Песни городских дворов и окраин. [Сост. Э. Н. Успенский]. Пермь: Книга, 1995.

Фридрих 1936 — Фольклор русских крестьян Яунлатгальского уезда. Кн. 1. Песни: детские, хороводные, беседные, обрядовые, заговоры и духовные стихи и др. Собр. И. Д. Фридрих. Riga, 1936.

Шефнер 1975 — Шефнер В. Змеиный день // Шефнер В. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. Повести и рассказы. Л.: Худ. лит., 1975.

1 Считаю приятным долгом выразить глубокую признательность А. С. Архиповой, Г. Г. Суперфину и М. Л. Лурье за помощь в работе над этой статьей.

3 Березочка под ветром / Согнулась и дрожит. / Антанта отравилась / И при смерти лежит.

ПРИЛОЖЕНИЕ

МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ

Читайте также: