Мероприятия по снижению смертности от отравлений алкоголем

Обновлено: 24.04.2024

№ 425 - 426
7 - 20 июня 2010

Алкогольная смертность в России и пути снижения алкогольных потерь

Советское правительство неоднократно предпринимало попытки снизить потребление алкоголя населением (1917, 1927, 1958, 1972 и 1985 гг.). Постсоветское правительство России приняло эстафету в 2000 г., организовав антипивную кампанию. Только одна из этих кампаний имела реальный, но кратковременный эффект (1985-1988 гг.).

В отличие от 1985 г. новая кампания развивается постепенно. В 2005 г. на заседании Госсовета в Калининграде Президент Владимир Путин впервые обратил внимание на тяжесть алкогольной ситуации в стране и призвал к монополизации алкогольного производства и рынка. Однако Президент ограничился двумя антиалкогольными законами, вступившими в действие в два этапа: с 1 января и с 1 июля 2006 г. Суть законов состояла в том, что укрупнялось алкогольное производство и торговля за счет увеличения уставного капитала, вводились новые акцизные марки (с 1 января). В развитие этих законов 1 июля 2006 г. была введена новая, более жесткая система денатурирования технических жидкостей, содержащих алкоголь.

В связи с тем, что новые акцизные марки не были готовы к 1 января, а пользоваться старыми запрещалось, произошла дезорганизация алкогольного рынка в первой половине 2006 г. Это способствовало резкому снижению потребления, начавшегося до этого, в 2004 г. Вторая половина 2006 г. была отмечена массовыми отравлениями новыми денатурированными жидкостями.

Следует сказать, что со времен антиалкогольной кампании 1985 г. Правительство России впервые не только негативно оценило алкогольную ситуацию в стране, но и наметило ряд конкретных мер по ее исправлению. Можно ожидать, что некоторые из этих мер окажутся эффективными. Вопрос состоит в том, как долго продержится эффект и насколько он будет глубок? Иначе говоря, снизится ли потребление алкоголя до 15 л в 2012 г. и до 8,5 л в 2020 г.?

Но прежде чем ответить на этот вопрос стоить рассмотреть развитие алкогольной ситуации в России в последние полвека. Однако описание и оценка алкогольных проблем - трудная задача в связи с очень низким качеством алкогольной статистики в России. Среди многих других характеристик более надежно о состоянии этих проблем можно судить по показателям смертности, и в первую очередь - по отравлениям алкоголем (рис. 1). Первое, что обращает внимание - почти полная синхронизация общей смертности и при отравлении алкоголем. Это значит, что в России общая смертность, как мужчин, так и женщин, существенно зависит от злоупотребления алкоголем. Второе. В результате антиалкогольной кампании 1985 г. и последующих рыночных реформ (1992 г.), проведенных неквалифицированно и без учета российской специфики в стране начался колебательный процесс смертности.


Рисунок 1. Смертность в России: общая и отравления алкоголем (стандартизованные показатели)


Рисунок 2. Смерти при отравлении алкоголем по месяцам 2004-2010 гг. (данные Росстата, приведенные к среднедневному месяцу; толстая линия - наименьшие квадраты)


Рисунок 3. Смертность мужчин, 1965-1997 гг. (шкалы логарифмические)

А это значит, что эти виды смертности содержат связанную с алкоголем составляющую. И эту часть можно вычислить, пользуясь колебательным характером почти всех видов смертности при их сопоставлении с отравлениями алкоголем (таблица 1) или оценками реального потребления. Если пересчитать смертность на 100 тыс. в абсолютные величины, то получим связанную с алкоголем смертность - немногим менее 0,5 млн. человек в год, которые включают прямые (например, отравления алкоголем) и непрямые алкогольные потери (например, сердечно-сосудистые смерти, наступление которых ускорило злоупотребление алкоголем), а также фальсификацию связанной с алкоголем смерти (например, отравления алкоголем, которые камуфлируются сердечно-сосудистыми диагнозами).

Таблица 1. Связанная с алкоголем смертность (среднегодичная в 1980-2007 гг.)

№ 425 - 426
7 - 20 июня 2010

Алкогольная смертность в России и пути снижения алкогольных потерь

Советское правительство неоднократно предпринимало попытки снизить потребление алкоголя населением (1917, 1927, 1958, 1972 и 1985 гг.). Постсоветское правительство России приняло эстафету в 2000 г., организовав антипивную кампанию. Только одна из этих кампаний имела реальный, но кратковременный эффект (1985-1988 гг.).

В отличие от 1985 г. новая кампания развивается постепенно. В 2005 г. на заседании Госсовета в Калининграде Президент Владимир Путин впервые обратил внимание на тяжесть алкогольной ситуации в стране и призвал к монополизации алкогольного производства и рынка. Однако Президент ограничился двумя антиалкогольными законами, вступившими в действие в два этапа: с 1 января и с 1 июля 2006 г. Суть законов состояла в том, что укрупнялось алкогольное производство и торговля за счет увеличения уставного капитала, вводились новые акцизные марки (с 1 января). В развитие этих законов 1 июля 2006 г. была введена новая, более жесткая система денатурирования технических жидкостей, содержащих алкоголь.

В связи с тем, что новые акцизные марки не были готовы к 1 января, а пользоваться старыми запрещалось, произошла дезорганизация алкогольного рынка в первой половине 2006 г. Это способствовало резкому снижению потребления, начавшегося до этого, в 2004 г. Вторая половина 2006 г. была отмечена массовыми отравлениями новыми денатурированными жидкостями.

Следует сказать, что со времен антиалкогольной кампании 1985 г. Правительство России впервые не только негативно оценило алкогольную ситуацию в стране, но и наметило ряд конкретных мер по ее исправлению. Можно ожидать, что некоторые из этих мер окажутся эффективными. Вопрос состоит в том, как долго продержится эффект и насколько он будет глубок? Иначе говоря, снизится ли потребление алкоголя до 15 л в 2012 г. и до 8,5 л в 2020 г.?

Но прежде чем ответить на этот вопрос стоить рассмотреть развитие алкогольной ситуации в России в последние полвека. Однако описание и оценка алкогольных проблем - трудная задача в связи с очень низким качеством алкогольной статистики в России. Среди многих других характеристик более надежно о состоянии этих проблем можно судить по показателям смертности, и в первую очередь - по отравлениям алкоголем (рис. 1). Первое, что обращает внимание - почти полная синхронизация общей смертности и при отравлении алкоголем. Это значит, что в России общая смертность, как мужчин, так и женщин, существенно зависит от злоупотребления алкоголем. Второе. В результате антиалкогольной кампании 1985 г. и последующих рыночных реформ (1992 г.), проведенных неквалифицированно и без учета российской специфики в стране начался колебательный процесс смертности.


Рисунок 1. Смертность в России: общая и отравления алкоголем (стандартизованные показатели)


Рисунок 2. Смерти при отравлении алкоголем по месяцам 2004-2010 гг. (данные Росстата, приведенные к среднедневному месяцу; толстая линия - наименьшие квадраты)


Рисунок 3. Смертность мужчин, 1965-1997 гг. (шкалы логарифмические)

А это значит, что эти виды смертности содержат связанную с алкоголем составляющую. И эту часть можно вычислить, пользуясь колебательным характером почти всех видов смертности при их сопоставлении с отравлениями алкоголем (таблица 1) или оценками реального потребления. Если пересчитать смертность на 100 тыс. в абсолютные величины, то получим связанную с алкоголем смертность - немногим менее 0,5 млн. человек в год, которые включают прямые (например, отравления алкоголем) и непрямые алкогольные потери (например, сердечно-сосудистые смерти, наступление которых ускорило злоупотребление алкоголем), а также фальсификацию связанной с алкоголем смерти (например, отравления алкоголем, которые камуфлируются сердечно-сосудистыми диагнозами).

Таблица 1. Связанная с алкоголем смертность (среднегодичная в 1980-2007 гг.)

Алкоголизм — один из наиболее грозных факторов риска развития различных заболеваний. Алкоголизм рассматривается как медико-социальная проблема, влияющая на показатели состояния здоровья, заболеваемости и смертности. Уровень общей заболеваемости среди злоупотребляющих алкоголем в 1,5 раза выше, преимущественно за счет болезней системы кровообращения, органов пищеварения, отравлений и травм. В структуре общей заболеваемости после болезней органов дыхания у пьющих занимают травмы.

В стране уровень алкогольных психозов составляет 10,5 случая на 100000, а частота распространенности алкоголизма — 115,3 случая на 100000 жителей.

Уровень смертности среди систематически пьющих в 3 раза выше, чем среди непьющих. В структуре смертности первое место занимают травмы и отравления, второе — болезни системы кровообращения, третье — онкологические заболевания. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет.

Курение — один из факторов риска развития тяжелых заболеваний. Медико-социальная значимость курения проявляется в показателях общественного здоровья. Оно является причиной возникновения злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких, гортани, пищевода, полости рта. С курением связано 90% заболеваний раком легких. У курящих чаще развиваются сердечно-сосудистые заболевания, обструктивный бронхит и эмфизема легких. Так, инфаркт миокарда у курящих возникает в 3 раза чаще, чем у некурящих. Эта вредная привычка служит причиной многих функциональных нарушений: расстройств памяти, внимания, задержки роста и полового развития у подростков, бесплодия, снижения работоспособности. Среди курящих уровень смертности на 70% выше, чем среди некурящих. Курение приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни на 8—15 лет.

Наркомания и токсикомания являются медико-социальной проблемой, они оказывают влияние на уровень заболеваемости и смертности.

Основным звеном в организации наркологической помощи населению является наркологический диспансер - самостоя­тельное ЛПУ, которое организует широкую профилактиче­скую работу по борьбе с пьянством и наркоманией, оказывает специализированную помощь лицам, злоупотребляющим ал­когольными напитками, пьянствующим, страдающим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. По мере надобности диспансер организует отделения и ка­бинеты, фельдшерские наркологические здравпункты на территории предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства и других учреждений. Диспансеры работают по участковому принципу, разделяются по ад­министративно-территориальному признаку и могут органи­зовываться не только в городах, но и в сельской местности. Возглавляет работу диспансера главный врач, который одно­временно является внештатным главным наркологом соответ­ствующей административной территории.

В структуре диспансера целесообразно иметь:

· кабинеты участковых врачей психиатров-наркологов;

· наркологические кабинеты и фельдшерские здравпунк­ты при промышленных предприятиях, предприятиях сельского хозяйства, строительства и т. д.;

· кабинет экспертизы алкогольного опьянения;

· кабинет анонимного лечения;

· кабинет антиалкогольной и антинаркотической пропа­ганды и профилактической медицинской помощи;

· специализированные кабинеты невропатолога, психоло­га, терапевта;

· наркологические стационарные отделения при промыш­ленных, сельскохозяйственных, строительных и других предприятиях;

·организационно-методический консультативный отдел;

· вспомогательные подразделения (лаборатория, физиоте­рапевтический и рентгенологический кабинеты, канце­лярия и т. д.).

С целью организации и проведения диагностики и лечения опьянения и абстинентного синдрома, вызванных употребле­нием алкогольных напитков или наркотических средств, со­стояния алкогольного или интоксикационного психоза и ока­зания консультативной и организационно-методической по­мощи лечебно-профилактическим учреждениям организуются отделения неотложной наркологической помощи.

Одним из наиболее реальных путей повышения эффектив­ности лечения больных алкоголизмом и наркоманией являет­ся развитие реабилитационного звена. Специализированную реабилитационную помощь больным наркоманией, алкого­лизмом и токсикоманией в настоящее время оказывают нар­кологические реабилитационные центры. Центры могут являть­ся структурным подразделением наркологического учрежде­ния или быть самостоятельным учреждением здравоохране­ния. Они осуществляют меры по социальному восстановле­нию выздоравливающих больных и лечению психических, об­щесоматических и неврологических осложнений основного заболевания.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 декабря 2009 года N 17

О мерах по профилактике острых бытовых отравлений химической этиологии

Ряд территорий на протяжении многих лет остаются с высоким уровнем распространенности острых отравлений химической этиологии: город Омск, Омский, Седельниковский, Черлакский, Нижнеомский, Кормиловский, Калачинский муниципальные районы. Увеличилось число отравлений в текущем году в Тевризском, Калачинском, Знаменском, Марьяновском муниципальных районах. Самые высокие показатели алкогольных отравлений регистрируются в Тарском, Седельниковском, Омском, Оконешниковском, Кормиловском районах.

Управлением Роспотребнадзора по Омской области в течение 9 месяцев 2009 года в ходе проверок было проинспектировано 3589,6 дал алкогольной продукции отечественного и импортного производства, из оборота изъято 3500 дал водки, коньяка и вина в ассортименте, не соответствующие нормативным документам.

Основными задачами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Решение задач по укреплению здоровья населения и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, профилактику острых бытовых отравлений химической этиологии, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя детьми и подростками.

1. Рекомендовать Главам муниципальных районов, административных округов города Омска:

1.1. рассмотреть на санитарно-противоэпидемических комиссиях и аппаратных совещаниях вопросы о состоянии распространенности на территории острых бытовых отравлений химической этиологии, особенно среди детей, состоянии здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, галлюциногенов, о состоянии производства и оборота алкогольной продукции и спиртосодержащих жидкостей.

1.2. Разработать комплексный план мероприятий по снижению уровня острых бытовых отравлений химической этиологии и смертности от них, уделив особое внимание детям и подросткам (организация досуга населения, появление новых рабочих мест, прекращение доступа населения к некачественной алкогольной продукции и несанкционированного доступа детей к лекарственным препаратам, обеспечение противопожарной безопасности, активная пропаганда здорового образа жизни в школах, на предприятиях, в средствах массовой информации и т.д.).

1.3. Организовать проведение межведомственных оперативно-профилактических мероприятий среди детей и подростков, направленных на предупреждение острых бытовых отравлений.

1.4. Обеспечить широкую просветительную работу среди населения по профилактике острых бытовых отравлений химической этиологии, формированию навыков здорового образа жизни.

1.5. В целях улучшения ситуации по острым бытовым отравлениям химической этиологии периодически заслушивать результаты токсикологического мониторинга на комиссиях по контролю за оборотом алкогольной продукции.

2. Утвердить Порядок учета и расследования случаев острых бытовых отравлений. (Приложение 1).

3. Рекомендовать главным врачам учреждений здравоохранения независимо от форм собственности обеспечить:

3.2. Передачу экстренных извещений в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" в строгом соответствии с Порядком учета и расследования случаев острых бытовых отравлений.

3.3. Ежеквартальную выверку количества случаев острых отравлений химической этиологии с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" в срок до 10 числа следующего за отчетным периодом месяца.

4. Рекомендовать Министерству здравоохранения Омской области:

4.1. провести проверки учреждений здравоохранения на полноту, достоверность выявления случаев острого бытового отравления химической этиологии и качество их регистрации, исполнение приказа МЗ Российской Федерации N 460 от 29.12.2000 г. "Об утверждении учетной документации токсикологического мониторинга" в первом квартале 2010 года.

4.2. Провести аппаратное совещание, посвященное вопросам снижения уровня острых бытовых отравлений химической этиологии среди населения Омской области в первом полугодии 2010 года.

4.3. Разработать и внедрить в практику здравоохранения стандарты оказания медицинской помощи при острых отравлениях химической этиологии.

4.4. Рассмотреть вопрос организации сети межрайонных информационно-консультативных токсикологических подразделений для повышения качества токсикологической помощи и обеспечения ею населения сельских территорий.

4.5. Обеспечить проведение строгого контроля выдачи в аптечных учреждениях лекарственных веществ, преимущественно влияющих на центральную нервную систему, и комбинированных средств, содержащих сильнодействующие компоненты, а также ужесточить требования при выдаче лицензий на обеспечение лекарственными средствами.

5. Рекомендовать Министерству образования Омской области, Министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области:

5.1. активно вовлекать школьников в различные детские культурно-спортивные учреждения, проводить массовые мероприятия с целью пропаганды здорового, безопасного образа жизни.

6. Просить Управление внутренних дел по Омской области:

6.1. ужесточить ограничение доступа детей к спиртосодержащей продукции.

6.2. Обеспечить дальнейшее искоренение нелегальных точек продажи спиртосодержащей продукции.

6.3. Усилить профилактическую работу с безнадзорными детьми.

7. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" обеспечить:

7.1. сбор и учет информации по острым бытовым отравлениям в строгом соответствии с Порядком учета и расследования случаев острых бытовых отравлений в формате программного средства "Токсикологический мониторинг":

7.2. проведение анализа по острым отравлениям химической этиологии с последующим составлением статистической формы N 12-07 "Результаты токсикологического мониторинга" в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 305 от 30.10.2007 г. "Об утверждении формы отраслевого статистического наблюдения";

7.3. организационную и методическую поддержку по ведению токсикологического мониторинга филиалам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" и учреждениям здравоохранения;

7.4. предоставление в Управление Роспотребнадзора по Омской области информационно-аналитических материалов анализ динамики бытовых отравлений, в том числе алкоголем, со смертельным исходом по показателям социально-гигиенического мониторинга - до 1 мая года, следующего за отчетным годом;

анализ динамики наркоманией, хронического алкоголизма и алкогольных психозов по показателям социально-гигиенического мониторинга - до 1 мая года, следующего за отчетным годом;

по результатам токсикологического мониторинга на территории Омской области, в том числе отравлениями алкогольной продукции по итогам года, ежегодно к 1 апреля, статистической формы N 12-07 "Результаты токсикологического мониторинга" - ежеквартально - до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

8. Начальникам отделов Управления Роспотребнадзора по Омской области, начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Омской области:

8.1. обеспечить проведение расследований случаев групповых и массовых острых бытовых отравлений химической этиологии в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы Роспотребнадзора по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

8.2. При проведении мероприятий по государственному надзору за организациями, осуществляющими производство и оборот алкогольной продукции и спиртосодержащих жидкостей, в случаях выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в полной мере использовать меры административного воздействия;

8.3. Провести совместно с заинтересованными организациями и учреждениями всесторонний анализ производства и оборота спиртов, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также состояния здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя, и внести соответствующие материалы для рассмотрения и принятия решения в региональные и муниципальные органы исполнительной власти в первом полугодии 2010 года.

9. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Омской области совместно с главными врачами филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области":

9.1. представить в Управление Роспотребнадзора по Омской области информацию о включении в планы аппаратных совещаний на различных уровнях рассмотрения вопроса о мерах по профилактике острых бытовых отравлений; информацию о наличии и ходе выполнения муниципальных программ, освещающих здоровый образ жизни населения в районе (Новое поколение) в срок до 1 марта 2010 года.

9.2. Провести информационно-образовательную работу со СМИ, среди населения (лекции в школах, средних специальных учебных заведениях) по ограничению потребления алкогольной продукции, галлюциногенов растительного происхождения и формированию здорового образа жизни.

9.3. Осуществлять контроль за достоверностью и полнотой сбора данных по токсикологическому мониторингу.

10. Контроль выполнения постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области Н.А. Ряполовой.

Главный государственный
санитарный врач по Омской области
А.С. Крига


Приложение
к Постановлению Главного государственного
санитарного врача по Омской области
от 30 декабря 2009 года N 17

Порядок
учета и расследования случаев острых бытовых отравлений

Учету подлежат случаи острого бытового отравления химической этиологии.

Случаи острых бытовых отравлений передаются ежемесячно в срок до 2 числа каждого месяца:

в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области":

- из лечебно-профилактических учреждений г. Омска,

- из Омского областного бюро судебно-медицинской экспертизы,

- от станции скорой медицинской помощи г. Омска (в случае установления диагноза без дальнейшей госпитализации);

в филиалы и прикрепленные территории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области":

- из лечебных учреждений сельских районов,

- из районных отделений бюро судебно-медицинской экспертизы.

Передается в экстренном порядке в течение 24 часов экстренные извещения:

на отравления грибами,

на отравления курительными смесями,

на все случаи групповых и массовых отравлений химической этиологии.

При возникновении отравлений, указанных в пункте N 4, на основании предписаний главного государственного врача по Омской области проводится расследование обстоятельств и причин возникновения случаев острого бытового отравления, выясняются источники поступления отравляющих веществ.

Специалисты филиалов ФГУЗ вносят данные экстренных извещений в электронную базу "Токсикологический мониторинг".

Экспортные файлы передаются филиалами в ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области ежеквартально в срок до 5 числа следующего за отчетным периодом месяца.

Специалисты отделения социально-гигиенического мониторинга ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" формируют единую базу данных в формате ПС "Токсикологический мониторинг".

Специалисты отделения социально-гигиенического мониторинга ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" ежеквартально составляют отраслевую статистическую форму N 12-07 "Сведения о результатах токсикологического мониторинга" и представляют ее в Управление Роспотребнадзора по Омской области в срок до 18 числа следующего за отчетным периодом месяца.

от 2 сентября 2010 года N 365

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО СНИЖЕНИЮ МАСШТАБОВ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

1. Утвердить прилагаемую Программу по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Кемеровской области на период до 2020 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить программы по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения соответствующих муниципальных образований.

4. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и департаменту информационных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.Н.Чернова.

Утверждена
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 2 сентября 2010 года N 365

ПРОГРАММА ПО СНИЖЕНИЮ МАСШТАБОВ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


1. Общие положения

Настоящая Программа определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по снижению объемов потребления алкогольной продукции, профилактике злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма среди населения Кемеровской области на период до 2020 года.

Реализация государственной политики по снижению объемов потребления алкогольной продукции, профилактике злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма среди населения Кемеровской области на период до 2020 года направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - алкогольная продукция), улучшение демографической ситуации в регионе, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.


2. Современная ситуация в Кемеровской области, связанная со злоупотреблением алкоголем

Проблема пьянства в настоящее время приобрела особенно болезненный для нашего общества и государства характер. Практически по всем важнейшим параметрам - уровню потребления алкоголя, заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами, травматизму, смертности и преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, негативному воздействию на производство и семью - острота этой проблемы такова, что делает ее высоко социально значимой.

В 90-х годах потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров.

В Кемеровской области уровень потребления алкогольной продукции в расчете на душу населения в 2008 году составил 11,8 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта), что на 18 процентов выше общероссийского уровня потребления.

С учетом неформального оборота, включающего неразрешенные к потреблению спиртосодержащие продукты и крепкие спиртные напитки домашней выработки, фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время в Кемеровской области составляет около 18,9 литра в год. Данный показатель для Российской Федерации - 18 литров в год.

Численность взрослого населения области за последние девять лет можно охарактеризовать как стабильную, в среднем - 2100 тысяч человек. Анализ среднегодового душевого потребления алкоголя населением области за последние 9 лет (в период 2000 - 2008 годов) показывает, что среднегодовое потребление алкогольной продукции населением области в пересчете на абсолютный алкоголь выросло на 39,5 процента, с 11,4 литра на одного взрослого жителя в 2000 году до 15,91 литра в 2008 году.

Потребление водки и ликероводочных изделий на протяжении 9-летнего периода возрастало на 18 процентов, с 23,02 литра на человека в 2000 году до 27,27 литра в 2002 году, но за последние 5 лет сократилось на 14 процентов и в 2008 году составило 23,37 литра на одного взрослого жителя Кемеровской области.

По всем группам винной продукции и винным напиткам наблюдается рост душевого потребления продукции в среднем 3,4 раза.

Потребление коньячной продукции (коньяки, коньячные напитки) за 5 лет выросло почти в 5 раз, с 0,21 литра в год на одного взрослого жителя области в 2000 году до 1,03 литра в 2008 году.

Структура потребления алкогольной продукции и пива в Кемеровской области выглядит следующим образом:

водка и ликероводочные изделия - 17 процентов;

вина виноградные - 5 процентов;

вина плодовые - 1 процент;

вина шампанские и игристые - 2 процента;

напитки винные - 4 процента;

коньяк, коньячные напитки - 1 процент;

пиво - 70 процентов.

В структуре потребления более половины приходится на пиво и напитки, изготовленные на его основе. В обиход уже крепко вошел термин "пивной алкоголизм", что особенно актуально для молодежной среды. В первую очередь это связано с доступностью продукта по цене, а отсутствие лицензирования розничной продажи пива дает возможность продавцам сделать максимальное предложение данного продукта в части дислокации мест продажи.

В настоящее время в Кемеровской области от случайных отравлений алкоголем умирает 800 - 1000 человек в год. При этом смертность от отравлений суррогатами алкогольной продукции - 20 - 30 человек в год, а остальные смертельные случаи приходятся на отравления этанолом, причиной которых становится чрезмерное употребление или "перепитие".

Случайные отравления не являются основной причиной смерти от злоупотребления алкогольной продукцией. В большинстве случаев смертельный исход происходит от:

несчастных случаев (дорожно-транспортные происшествия, производственный травматизм) в состоянии алкогольного опьянения;

преступлений (убийства) в состоянии алкогольного опьянения;

сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, которые развились в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

Злоупотребление алкоголем становится причиной накопления демографических и социальных проблем.

В связи со злоупотреблением алкогольной продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в регионе.

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию региона. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Неблагоприятному развитию алкогольной ситуации в значительной степени способствует отсутствие в Кемеровской области последовательной, сбалансированной и обоснованной региональной алкогольной политики, учитывающей реальные условия жизни кузбассовцев, их культурные традиции, отечественный и зарубежный исторический опыт.


3. Цели и задачи Программы

Целями настоящей Программы являются снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактика злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма с учетом специфики Кемеровской области, доли сельского населения, обычаев и традиций.

Задачами Программы являются:

повышение эффективности регулирования алкогольного рынка Кемеровской области;

противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции в Кемеровской области;

привлечение населения Кемеровской области, особенно молодежи, к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

создание эффективной системы раннего выявления, лечения и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в Кемеровской области;

формирование ценностей здорового образа жизни и нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией;

информирование населения Кемеровской области о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией.


4. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий настоящей Программы позволит снизить объемы потребления алкогольной продукции населением Кемеровской области и изменить структуру потребления алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких алкогольных напитков.

Осуществление мер, направленных на профилактику злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма среди населения Кемеровской области, создаст условия для формирования нетерпимости к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией.

Привлечение населения Кемеровской области к занятиям физической культурой, туризмом и спортом положительным образом отразится на формировании здорового образа жизни.

Программа обеспечит решение задачи по повышению эффективности регулирования регионального алкогольного рынка.

Будут созданы предпосылки для системного обучения учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального образования, направленные на формирование стимулов к здоровому образу жизни.

Будет создана устойчивая система профилактики, лечения и медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом.

Выполнение мероприятий настоящей Программы повлияет на снижение уровня смертности населения Кемеровской области в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

Оценку ожидаемых результатов от реализации настоящей Программы предусматривается проводить в два этапа.

В 2010 - 2011 годах ожидается снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 8 процентов, снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции на 3 процента, повышение уровня вовлечения молодежи в занятия спортом.

В период 2012 - 2020 годов ожидается дальнейшее снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения до общероссийских показателей, а также снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, снижение уровня смертности от случайных алкогольных отравлений.

Читайте также: