Мероприятия по вич для 9 класса

Обновлено: 28.03.2024

Классный час по профилактике ВИЧ направлен на углубление знаний школьников о ВИЧ/СПИДе, путях передачи ВИЧ, формирование убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни, избегание форм поведения, опасных для жизни и здоровья - эффективная профилактика ВИЧ - инфекции. Мероприятие формирует активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ - инфицированием, а также воспитывает потребность в здоровом образе жизни.

ВложениеРазмер
tseni_zhizn.docx 337.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

На конкурс творческих работ в рамках районной Акции

посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДом

для учащихся 8 – 11 классов

Урвина Татьяна Анатольевна, Шатковский муниципальный район

Адрес: 607717 Нижегородская область, Шатковский район,

с. Смирново, ул. Советская, д. 40

с. Смирново, 2016 год

(1 слайд) Цель: профилактика ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних

- углублять знания школьников о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, путях передачи ВИЧ;

- формировать у школьников убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни, избегание форм поведения, опасных для жизни и здоровья - эффективная профилактика ВИЧ – инфекции;

- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Форма проведения: круглый стол с элементами тренинга.

Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять все его функции. Здоровье – это отсутствие недугов и болезней. Человек обязан сохранять своё здоровье. К великому сожалению, не все мы бережём своё здоровье и стараемся его сохранить.

Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита человека. Сегодня мы проводим классный час в форме круглого стола с элементами тренинга, посвящённый проблеме ВИЧ/ СПИДа.

Задача: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Инструкция: все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза. Ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад.

-ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

- ВИЧ не передается через кровососущих насекомых.

- Можно заразиться ВИЧ, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным.

- По внешнему виду человека нельзя определить, есть ли у него ВИЧ.

- Употребление наркотиков внутривенно – самый распространённый путь передачи ВИЧ.

- Заразиться ВИЧ можно через рукопожатие.

- Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ.

- ВИЧ поддается полному излечению.

- Есть риск заразиться ВИЧ, испачкавшись чужой кровью (если на теле есть ранки).

- Чтобы избежать инфицирования ВИЧ, нельзя пользоваться чужими бритвами, зубными щётками.

Если учащиеся точно знают информацию, соответствующую утверждениям, они должны остаться в конце на прямой линии.

Но чаще всего, все оказываются в разных местах.

(3 слайд) Правильные ответы:

- ВИЧ и СПИД – это одно и то же (нет)

- ВИЧ не передается через кровососущих насекомых (да)

- ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным (нет)

- По внешнему виду человека нельзя определить, есть ли у него ВИЧ (да)

- Употребление наркотиков внутривенно – самый распространённый путь передачи ВИЧ (да)

- Заразиться ВИЧ можно через рукопожатие (нет)

- Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ (нет)

- ВИЧ поддается полному излечению (нет)

- Есть риск заразиться ВИЧ, испачкавшись чужой кровью, если на теле есть ранки (да)

- Нельзя пользоваться чужими бритвами, зубными щётками, чтобы избежать заражения (да)

ВИЧ распространяется с огромной скоростью. Но рискует лишь тот, кто ведёт беспорядочную половую жизнь либо принимает наркотические вещества внутривенно. Другого пути передачи ВИЧ - инфекции нет.

Звучит клубная музыка. Учащиеся обмениваются рукопожатиями.

В конце упражнения обсуждение:

  1. С кем вы не обменялись рукопожатиями?
  2. Почему вы решили, что именно эти люди инфицированы ВИЧ?

(обычно выбор всегда падает на разных людей. Учащиеся начинают находить приметы, по которым они не стали обмениваться рукопожатиями с тем или иным человеком)

(6 слайд) Вирус иммунодефицита человека был открыт в 1981 году. С этого года и проводится Всемирный день борьбы со СПИДом. В день борьбы со СПИДом 2016 года объявлены цели: сократить случаи заражения в 2 раза, сделать общедоступной терапию для заражённых ВИЧ, сократить смертность и список стран, имеющих ограничения по въезду из-за распространенного заболевания на территории.

Из видеоролика мы узнали, что международным символом борьбы со СПИДом является красная лента. Ленточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИДа. Этот символ всемирного антиспидовского движения придумал художник Франк Мур в апреле 1991 года. Алая ленточка, приколотая на груди, означает принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа.

■ Ребята, а кто из вас знает, что такое ВИЧ и что такое СПИД? (ответы учащихся) Многие путают эти понятия, подразумевая одно под другим. Как же на самом деле?

(8 слайд) Вот как выглядит клетка, инфицированная ВИЧ.

Выделяют несколько стадий заболевания:

Обследоваться на ВИЧ анонимно можно в областном СПИД – центре г. Нижний Новгород ул. Минина, д. 20Е.

2. После того, как у человека выработались антитела к ВИЧ, у него может появиться небольшое опухание желез, ночная потливость. На этой стадии человек также не чувствует, что болен.

4. Четвертая стадия - повреждение иммунной системы и ослабление сопротивляемости любым вирусным заболеваниям. Если человек заболевает даже самой обычной простудой, ему лечиться гораздо труднее и дольше, чем до заражения.

5. У больного наблюдаются следующие симптомы:

- жар, озноб, обильная ночная потливость, резкая потеря веса;

- опухание желез, хронический сухой кашель с одышкой;

- оппортунистические инфекции (опухоли, туберкулез, пневмония и др.).

6. Последняя стадия ВИЧ – инфекции, когда у больного человека диагностируют одно или несколько оппортунистических заболеваний (раковых опухолей) и количество защитных клеток организма (лейкоцитов) снижается до определенного уровня. (Для сравнения: у здорового человека количество лейкоцитов колеблется от 500 – 700 до 1000; у человека с последней стадией ВИЧ – инфекции, т. е. больного СПИДом это количество снижается до 100 и ниже). Человеку ставят диагноз – СПИД, когда все защитные клетки организма полностью разрушены, больной имеет шанс прожить лишь 18 месяцев.

А теперь немного статистических данных.

(10 слайд) Предлагаю вам познакомиться с показателями распространённости ВИЧ – инфекции по административным территориям Нижегородской области:

Делаем вывод: в Нижегородской области не осталось ни одного района с низким уровнем пораженности ВИЧ – инфекцией.

Шатковский район относится к территориям со средним уровнем пораженности ВИЧ – инфекцией.

Возраст ВИЧ – инфицированных: от 15 – 20 лет до 40 – 50 лет . Большинство ВИЧ- инфированных – население трудоспособного и репродуктивного возраста (30 – 35 лет)

Основным путём распространения ВИЧ – инфекции по – прежнему остаётся употребление наркотиков нестерильным инструментарием (более 50%). На втором месте – половой путь передачи (около 30%). Значительно снизился вертикальный путь передачи (от ВИЧ – инфицированной матери к ребенку), благодаря применению антиретровирусной терапии (менее 2%)

Ваша задача: разбить предложенные действия человека (карточки) на три группы.

Беспорядочные половые связи, поцелуй в губы, рукопожатие, совместное пользование телефоном, внутривенное введение наркотиков, от ВИЧ – инфицированной матери к ребенку, совместное пользование туалетом и ванной, поцелуй в щёку, совместное пользование зубной щёткой, объятия с ВИЧ – инфицированным, пользованием общим бельём или одеждой, нахождение с ВИЧ – инфицированным в одной комнате (Приложение)

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Классный час в 9 классе, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом. Кл.рук.: Осинняя Т.В.

Тема: "ВИЧ: Информирован — значит, защищен".

hello_html_55e801d5.jpg

Цели и задачи:

познакомить учащихся с проблемами СПИДа за рубежом и в нашей стране;

дать наиболее полное представление об иммунной системе человека;

дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфекции;

познакомить с профилактикой этого заболевания.

Оборудование: карта-таблица иммунной системы; таблица проникновения ВИЧ в организм человека; плакаты о профилактике СПИДа; брошюры.

Подготовка мероприятия: заранее (за месяц) раздать учащимся вопросы и попросить их ответить письменно.

Ход мероприятия

Учитель : В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение - Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря. В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью - санитарное просвещение и информирование населения.

Учитель зачитывает вопрос и просит ребят на него ответить, используя свои записи. Если есть необходимость, то учитель дополняет их ответы.

Вопросы (с предполагаемыми ответами).

1. Что такое СПИД?

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.

Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.

Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

2. Является ли СПИД заразным заболеванием?

СПИД является заразным заболеванием. СПИД – последняя (терминальная) стадия ВИЧ – инфекции. Вирус, попадая в другой организм, заражает его.

3. Кто такие вирусы?

Мельчайшие и вездесущие, лежащие на грани живого и неживого вирусы (от лат Virus – “яд”) иногда выделяют в отдельное царство Vira. По поводу их происхождения существует немало гипотез. Одни учёные считают, что вирусы – потомки бактерий. Структура, их упростилась в результате приспособления к паразитическому существованию. Другие предполагают, что далёкими предками вирусов были клеточные органоиды – митохондрии, хлоропласты и т. д. Наконец, третьи склонны рассматривать вирусы как часть генома – суммы всех генов нормального организма. Вирусы представляют неклеточную форму жизни. Они состоят из небольшого количества ДНК или РНК, заключенного в белковую оболочку. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, поэтому, попадая во внешнюю среду, они переходят в кристаллическое состояние.

Однако каким бы ни был эволюционный путь вирусов, его результат оказался весьма впечатляющим: появились удивительно совершенные, чрезвычайно рационально устроенные суперпаразиты, которые “разбойничают” на внутриклеточном, генетическом уровне.

Открыт вирус русским ученым Ивановским Д. И. в 1892 году. Это был вирус табачной мозаики.

4. Какова структура вируса? Как вирус проникает в клетку? Как происходит его размножение (репликация)?

Все вирусы имеют два “лица”, т. е. существуют в двух формах. В форме покоящейся, или внеклеточной, - это вирионы – частицы, в состав которых обязательно входят нуклеиновая кислота (1 или 2 нити ДНК или РНК) и защищающая её белковая оболочка. Так устроены только простые вирусы.

У сложных вирусов вирион помимо этого минимального набора может содержать другие белки.

ВИЧ относится к группе ретровирусов. В состав этого вируса входят две нити РНК и фермент ревертаза, способный осуществлять обратную транскрипцию, т. е. передачу генетической информации от РНК к ДНК. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Инфекция начинается на клеточном уровне, когда вирус поражает Т-лимфоциты

Вся информация об устройстве вириона записана в нуклеиновой кислоте. ДНК может быть линейной или кольцевой. РНК чаще всего линейная, зато у некоторых вирусов она лежит в частице не одной длинной молекулой, а в виде набора кусочков – фрагментов. Каждый кусочек несёт свою часть генетической программы вируса. Количество наследственной информации у разных видов вирусов сильно отличается: от 3 генов до 200.

Проникновению вируса в цитоплазму клетки предшествует связывание его с особым белком – рецептором, находящимся на поверхности клетки. Специальный белок вируса “узнает” соответствующий рецептор на поверхности клетки. Участок поверхности клетки, к которому присоединился вирус, погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль. Вакуоль, стенка которой состоит из цитоплазматической мембраны, может сливаться с другими вакуолями или ядром. Так вирус доставляется в любой участок клетки. У вирусов бактерий путь проникновения в клетку другой. Бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него ДНК или РНК.

Стадии репликации вирусов.

Адсорбция – процесс прикрепления вируса к поверхности клетки.

Инъекция – проникновение внутрь вируса.

Репликация – за счет нуклеотидов, содержащихся в клетке.

Синтез вирусных белков (белков капсида и ферментов) – происходит на рибосомах клетки.

Сборка вирусных частиц – осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных нуклеиновых кислот и вирусных белков.

Выход вирусных частиц из пораженной клетки. У бактерий часто сопровождается лизисом (разрушением) клетки, у эукариот происходит путем выпячивания оболочки клетки и “выталкивание” вирусных частиц в окружающую среду. Новые частицы вируса, очутившись в окружающей среде, заражают новые клетки, и цикл развития вируса повторяется снова.

5. Однозначны ли понятия ВИЧ и СПИД?

ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – это вирус, который передаётся от человека к человеку определёнными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

ВИЧ – инфекция – это заболевание, возникающее при проникновении в организм человека вируса иммунодефицита.

СПИД – это сокращение от Синдрома Приобретённого Иммунного Дефицита. Это последняя (терминальная) стадия ВИЧ – инфекции.

6. Как передаётся ВИЧ – инфекция?

Вирус иммунодефицита может попасть в организм человека только :

1. При незащищённом половом контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

2. При попадании крови ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом в организм здорового человека.

3. От ВИЧ-инфицированной или больной СПИДом матери – ребёнку. Это может произойти во время беременности, родов и кормления материнским молоком.

4. ВИЧ распространяется при половых контактах.

5. При переливании донорской крови.

6. При использовании плохо простерилизованных медицинских инструментов.

Считается, что через воздух, воду, пищу, укусы насекомых ВИЧ не передается.

7. Как ВИЧ переходит в стадию СПИДа?

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) является поздней стадией ВИЧ-инфекции (вируса иммунодефицита человека). Через несколько недель после заражения ВИЧ иногда повышается температура, увеличиваются лимфатические узлы, появляются красные пятна на коже. Но такие признаки бывают не всегда, а если появляются, то быстро исчезают. Через несколько месяцев или лет снижается иммунитет. ВИЧ поражает главные клетки иммунной системы — лимфоциты. В результате СПИД проявляется в виде опухолей, либо инфекций. Через 3-10 лет после заражения человек может умереть.

8. Может ли единичный контакт привести к заражению?

Да, может. Если это будет половой контакт без презерватива или, это будет инъекция нестерильным шприцом, т. е. шприцом, которым пользовался ВИЧ – инфицированный или больной СПИДом.

9. Какие группы населения наиболее подвержены риску заражения?

Наиболее подвержены риску заражения: наркоманы и люди, которые ведут беспорядочную половую жизнь, т. е. часто меняющие половых партнеров с незащищенным сексом.

10. Через какое время человек может определить, инфицирован он или нет?

У каждого человека проявление болезни может происходить по разному: от 2-3 недель до 6-12 месяцев (в среднем – через 3 месяца).

11. Что такое тест на ВИЧ?

Поставить диагноз ВИЧ-инфекции может только врач на основании клинических данных и положительного лабораторного исследования крови на вирус иммунодефицита.

Уже через 5 дней после заражения в крови появляются специфические антитела против вируса ВИЧ, которые можно обнаружить. Эта реакция проявляется наиболее ярко между второй и седьмой неделями.

Человек сдает кровь из вены, её отвозят на станцию переливания крови (там есть лаборатория СПИДа). Сам тест очень сложный, но длится всего несколько минут. Тестом определяется в крови человека наличие специфических белков (антител) на присутствие в организме вируса СПИДа. Результат теста может быть положительным (если такие антитела присутствуют) или отрицательным (если таких антител нет). Положительный результат теста свидетельствует о том, что человек болен.

12. Что такое период “окна”?

Период “окна” (инкубационный период) – время от момента заражения до появления первых симптомов заболевания или до появления лабораторных признаков заболевания (защитных белков в крови). Длится этот период от 2-3 недель до 6-12 месяцев (в среднем 3 месяца).

13. Можно ли по внешнему виду определить, заражен человек ВИЧ или нет?

Вирус может находиться в организме десять и более лет, прежде чем человек почувствует какие-либо симптомы заболевания. В течение этого периода человек может выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым, но при этом может передать этот вирус другим.

- можно получить ВИЧ, даже не подозревая этого;

- можно передать ВИЧ другим, не зная об этом.

14. Каковы клинические проявления СПИДа?

Инфицирование ВИЧ ещё не означает заболевание СПИДом. У большинства зараженных людей в течение 3-5 лет, а у многих даже до 12 лет протекает стадия бессимптомного вирусоносительства, во время которой носитель опасен, т. к. может заразить других.

У многих зараженных развивается “симптомокомплекс, родственный СПИДу” (ARC - AIDS - related comlpex), который проявляется увеличением лимфоузлов, поносом, лихорадкой, ночным потом, стоматитом, целым рядом инфекций (грибки, герпес). Чем дальше длится этот симптомокомплекс, тем больше риск развития активной формы СПИДа.

Проявления СПИДа разнообразны: поражение центральной нервной системы (вплоть до хронического менингита и слабоумия), а также лейкозы и образование опухолей.

15. Всегда ли у ВИЧ-инфицированного развивается СПИД?

Однозначно, всегда. Если человек инфицирован, это ещё не значит, что у него сразу разовьётся СПИД, но разовьётся обязательно. Вирус может находиться в организме до 10 лет и более, он постепенно разрушает иммунную систему, и, в конце концов, она становится такой слабой, что у человека появляются серьёзные проблемы со здоровьем.

16. Следует ли опасаться общения в быту с людьми, заражёнными СПИДом?

Опасаться общения с людьми , больными СПИДом, не стоит.

- ВИЧ-инфекция не передаётся в быту.

- Невозможно заразиться, пользуясь с ВИЧ – инфицированными общей посудой, туалетом, плавая с ними в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь.

17. Почему ВИЧ может жить только в организме человека?

ВИЧ может жить только в организме человека, так как вирус способен взаимодействовать только с клетками человека, в которых присутствуют специфические белки, не свойственные для животных.

18. Можно ли предупредить заражение ВИЧ при половом контакте?

Предупредить заражение ВИЧ при половом контакте можно если:

У Вас будет постоянный половой партнёр;

Вы будете пользоваться презервативом (презерватив обязательно должен покупаться в аптеках и стоить он должен не менее 10 рублей за штуку, а не за пачку).

19. Почему возникают случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных?

Случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных возникают из-за того, что большинство людей испытывают просто “животный” страх перед этим заболеванием и из-за незнания истинных путей передачи и профилактики ВИЧ-инфекции.

20. В каком году был обнаружен вирус СПИДа?

Эпидемия ВИЧ впервые возникла в начале 70-х гг. XX в., а вирус был обнаружен в 1985 г. (по другим источникам в1983 году). К 2005 г. в мире умерло от СПИДа около 20 млн человек, а заражены ВИЧ около 40 млн жителей планеты.

21. В какой стране это произошло?

СПИД впервые был обнаружен в США в 1981 году. В 1981 г. среди группы жителей Сан-Франциско (США) были обнаружены люди, больные странными и редкими формами воспаления лёгких и различных опухолей. Заболевание заканчивалось смертью. Как выяснилось, у этих больных был резко ослаблен иммунитет (защитные свойства) организма. Людей начали убивать самые разнообразные микробы, в обычных условиях вызывающие лишь лёгкое недомогание. Болезнь назвали СПИДом (синдромом приобретённого иммунодефицита).

Уже в 1983 году был выделен вирус, ныне известный как вирус

иммунодефицита человека или ВИЧ. Честь открытия принадлежит Люку Монтанье (Франция) и Роберту Галло (США). Методы анализа крови для обнаружения ВИЧ (по наличию антител к нему) были разработаны в 1985 году.

Постепенно эпидемия новой болезни распространилась по всему миру. Возбудители болезни — вирусы — были одновременно открыты биологами Монтанье во Франции и Галло в США в 1983 г. Позднее вирусы СПИДа человека и похожие на них были обнаружены у четырёх видов обезьян. Для человека опасны вирусы шимпанзе (СПИД-1) и дымчатого мангобея (СПИД-2).

22. Существуют ли какие-либо способы лечения ВИЧ-инфекции?

До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В.

Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин).

Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен.

В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

23. В чём состоит сложность лечения ВИЧ-инфекции?

АнтиСпид-препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

25. Какие методы, на Ваш взгляд, могут быть использованы для профилактики распространения ВИЧ-инфекции в городе?

Основные методы профилактики – медикам надо чаще выходить с лекциями и беседами в школы, на предприятия. Говорить с детьми надо доступным языком и в небольших группах. Больше выпускать красочных плакатов и буклетов о возможных путях заражения СПИДом. В лекциях и беседах основной упор надо делать на правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию.

В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое подвергание другого лица опасности заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).

Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas_spid.docx 71.16 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС В 9 КЛАССЕ


Цели: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.

  • выяснить исходный уровень информированности подростков о проблеме ВИЧ-инфекции;
  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследование на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
  • мотивировать к дальнейшему самостоятельному поиску информации о ВИЧ/СПИДе.

Форма проведения: практикум

Оборудование: - фигурки (треугольники, круги);

- карточки с пословицами и поговорками;

- листочки и ручки для автографов на каждого участника мероприятия;

Red Ribbon.svg


- ВИРУС





– СИНДРОМ


– ПРИОБРЕТЁННОГО


– ИММУНОДЕФИЦИТА


- ЧЕЛОВЕКА

- материалы для составления памяток для каждой команды;

- листы для написания синквейна, маркеры;

( Активизация участников классного часа. Деление на группы. )

Ведущий предлагает выбрать фигурку (треугольник, круг) и укрепить ее на груди. Затем предлагает объединиться в группы по схожести фигур и сесть за столы.

Вступительное слово ведущего:

Ребята! Я предлагаю вам самим определить тему нашего сегодняшнего занятия, прочитав пословицы и поговорки на ваших карточках.

  1. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  2. Болен - лечись, а здоров - берегись.
  3. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  4. В здоровом теле - здоровый дух.
  5. Где здоровье, там и красота.
  6. Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял.
  7. Здоров будешь - все добудешь.
  8. Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.
  9. Здоровье не купишь - его разум дарит.
  10. Кто не болел, тот здоровью цены не знает.

- О чём пойдёт речь на нашем занятии?

- Правильно о здоровье.

- Эпиграфом нашего занятия предлагаю взять следующие слова:

На пороге тысячелетий наступает момент, когда

Мы за все бываем в ответе, перелистывая года,

Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая,

Приобщаясь к дурным привычкам, о здоровье своем забывает.

- Как вы думаете, что означает этот знак?

Red Ribbon.svg

Красная лента — это символ солидарности с ВИЧ-инфицированными людьми.

И сегодня мы с вами будем говорить о проблеме ВИЧ-инфекции, о путях передачи ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования.

  1. Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы. (10 мин.)

(Этот этап проведится в форме беседы, в процессе которой ведущий, при помощи последовательных вопросов выясняет уровень информированности участников.

Данный этап необходим для того, чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а также для того, чтобы они осознали проблему как значимую)

(Цель игры: наглядно показать насколько быстрыми темпами распространяется болезнь, если не знать пути передачи)

Всем участникам раздаются листочки бумаги и ручки.

Ведущий даёт задание:

Сейчас каждому из вас необходимо за 2-3 минуты собрать автографы минимум у 4 людей.

Я попрошу кого-то одного подойти ко мне и представиться.

На примере этой игры видно, как быстро может распространяться болезнь, если не знаешь пути ее передачи.

Это была шутка, вы все здоровы и можете сесть на свои места.

(Обучающий видеоролик про ВИЧ, 0- 1,12 ).

( ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, который вызывает разрушение иммунной системы и делает больного восприимчивым к различным инфекциям)

( СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека, это конечная стадия проявления болезни, при которой у человека отмечаются необратимые нарушения функции человека)

( СПИД – конечная стадия ВИЧ-инфекции)

Немного истории: гипотезы происхождения, история развития эпидемии.

(Обучающий видеоролик про ВИЧ, 1,12-4,53 ).

Каждому участнику занятия выдаётся карточка с утверждением. Ребятам необходимо прочитать утверждение, выбрать для себя группу СГЛАСНЫХ или НЕСОГЛАСНЫХ . Если ответа нет, то ребята собираются в третью группу СОМНЕВАЮЩИХСЯ .

( Неверно . Нельзя заразиться, касаясь того, кто болен СПИДом, если при этом не контактировать с его кровью .)

  1. Заразиться ВИЧ можно, пользуясь общественным туалетом.

( Неверно. Заразиться можно только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециям больного.)

  1. Люди, которые делают себе внутривенные инъекции, не должны пользоваться играми и шприцами других людей.

( Верно. В противном случае вы рискуете заразиться ВИЧ.)

  1. Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека, кусая один и тот же бутерброд или, когда пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИДом.

( Верно. Еще не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь заразился таким способом.)

  1. Можно заразиться ВИЧ, если имел только один сексуальный контакт без использования презерватива.

( Верно. Чтобы заразиться ВИЧ, человеку достаточно подвергнуться риску всего лишь один раз.)

  1. ВИЧ можно заразиться, если больной ВИЧ или СПИДом чихает или кашляет на тебя.

( Неверно. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.)

  1. СПИД- конечная стадия инфекции, вызывающейся ВИЧ.

( Верно. СПИД - конечная стадия ВИЧ- инфекции.)

  1. Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек болен СПИДом.

( Неверно. Положительный результат теста на ВИЧ означает лишь то, что человек инфицирован, это не значит, что человек болен СПИДом, хотя при этом человек может передавать вирус другим людям.)

( Неверно. ВИЧ поражает белые кровяные тельца, так называемые лимфоциты-помощники.)

  1. ВИЧ передается через все жидкие выделения человеческого организма.

( Неверно. Вирус может быть обнаружен во всех видах жидкости организма, но передается только через кровь, влагалищные секреции, сперму, грудное молоко.)

- от матери к ребенку во время внутриутробного развития и кормления грудью.

  1. Правильное использование презерватива помогает избегать передачи ВИЧ половым путем.

( Верно. Это лучшее средство, особенно, если он сделан из латекса с резервуаром.)

  1. Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний.
  1. Одна из проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, состоит в том, что между заражением ВИЧ и моментом проявления заболевания могут пройти годы.

( Верно. Может пройти 10-12 лет со времени инфицирования ВИЧ, прежде чем у человека появятся явные симптомы СПИДа.)

( Верно. При температуре 100 ° вирус погибает в течение одной минуты.)

  1. Животные могут быть источником заражения СПИДом.

( Неверно, не могут. Источником заражения могут быть только люди.)

  1. ВИЧ гибнет на поверхности кожи под действием бактерий окружающей среды.
  1. Зараженных вирусом СПИДа людей нужно содержать в специальных изолированных от окружающих местах.

( Неверно . Во-первых, вирус не передается бытовым путем, во-вторых, число людей инфицированных ВИЧ доподлинно неизвестно.)

  1. СПИД можно вылечить на ранней стадии заболевания.
  1. По внешнему виду человека можно определить, заражен он ВИЧ-инфекцией или нет.

( Неверно. Нужно сделать анализ крови для обнаружения в ней антител к ВИЧ)

  1. Знаете ли Вы, когда в мире отмечают Всемирный день профилактики СПИД.

(Ежегодно 1 декабря)

  1. Если у человека анализ крови на ВИЧ положительный, значит ли это, что он (или она) болен СПИДом.

( Нет. Положительная реакция на ВИЧ не означает, что человек болен СПИДом. Обычно СПИД проявляется только после нескольких лет инфекции. Это может длиться десятилетиями и не привести к СПИДу.)

  1. Закрепление знаний (Обучающий видеоролик про ВИЧ, 9,43-14,50 ). (5 мин.)

(Пути передачи ВИЧ-инфекции)

ЗАИНТЕРЕСОВАВШИСЬ ПРОБЛЕМОЙ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ УЧЕНИЦА НАШЕГО КЛАССА ЦИБИНА ОЛЕСЯ ПРОВЕЛА СВОЮ РАБОТУ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ, С ЗАЩИТОЙ КОТОРОЙ ВЫСТУПИЛА ВЧЕРА НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ШКОЛЕ И ЗАНЯЛА 1 МЕСТО. ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ ОНА ХОТЕЛА БЫ ПРЕДСТАВИТЬ И ВАМ.

Для того чтобы закрепить знания о способах заражения ВИЧ-инфекцией, я предлагаю каждой группе учащихся ставить памятки.

1 команда - КАК ПЕРЕДАЁТСЯ ВИЧ.

2 команда - КАК ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЁТСЯ.

Для подведения итогов работы предлагаю выполнить творческую работу по написанию синквейна.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна:
В синквейне 5 строк:
1. Понятие (одно слово)
2. Прилагательные (два слова)
3. Глаголы (три слова)
4. Предложение (из четырех слов)
5. Существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.


Пример синквейна по данной теме:
1.СПИД
2. Опасный, смертельный.
3. Калечит, уродует, разрушает.
4. Распространяется из–за невежества.
5. Боль.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите фразы, отражающие Ваши впечатления и чувства в ходе работы группы.

(Для этого группы встают друг напротив друга и, бросая друг другу мяч, высказывают своё мнение.)

Я понял …
Меня удивило …
Я почувствовал …
Я делал…
Я сделаю…
Меня раздражало …
Мне понравилось …

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Внеклассное мероприятие с учениками 9-11 классов

Подготовила: Дюсембаева Алия Гвайдулловна, учитель географии Долинской ОСОШ, Теректинского района, Западно-Казахстанской области

- повысить уровень информированности учащихся о распространении эпидемии ВИЧ - Развитие навыков здорового образа жизни;

- Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.

- выяснить уровень информированности подростков по проблеме;

- формировать у подростков способность принять ответственные решения в ситуациях выбора;

- показать учащимся темпы распространения ВИЧ в Казахстане.

Оборудование: школьная доска, маркеры, листы бумаги, шприц, одноразовые стаканчики с водой, крахмал, йод, красные ленточки -символ борьбы со СПИДом плакаты на доске с высказываниями.

Ход занятия:

- слушаем друг друга, не перебивая

- делимся своими мыслями

- стремимся понять друг друга

- слушаем друг друга.

3. Вводная беседа.

ВИЧ/ СПИД что это такое?

Заболевание вызывает Вирус иммунодефицита человека

Вызывает ВИЧ – инфекция. Последняя стадия заболевания: С-синдром П- приобретенного И-иммунного Д-дефицита.

Вич необычный вирус, попадая в организм человека, вирус остаётся, там на всю жизнь. Человек может быть зараженным, но многие годы выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым. Вирус постепенно разрушает

клетки иммунной системы(Т -лимфоциты), которые отвечают за борьбу с болезнями. Со временем организм теряет возможность сопротивляется болезням. Для человека, заражённого ВИЧ, любые заболевания становятся смертельными.

Быть больным СПИДом –значит быть зараженным ВИЧ и иметь разрушенную иммунную систему.

На сегодняшний день ВИЧ – инфекция является неизлечимым заболеванием, но ее можно предотвратить.

Немного цифр- каждую минуту в мире добавляется 11 ВИЧ –инфицированных и 5 человек умирают от СПИДа. Ежедневно 16 тыс. молодых людей в мире заражаются и более 7 тыс. умирают от ВИЧ/ СПИДА. 80% молодых людей зараженных ВИЧ являются потребителями инъекционных наркотиков.

Обоснование

ВИЧ –инфекция – это неопасное легко излечимое заболевание

ВИЧ и СПИД распространены во всем мире

В Казахстане нет людей, живущих с ВИЧ.

Подростки и молодёжь никогда не могут заразиться ВИЧ

Человеку нужны знания по вопросам ВИЧ/СПИД

Лекарства, излечивающие от ВИЧ пока нет

От ВИЧ- инфекции страдает отдельный челолвек, на развитие общества в целом ВИЧ не влияет

Задача: продемонстрировать некоторые причины быстрого распространения ВИЧ-инфекции: рискованное поведение в потенциально опасных ситуациях и неготовность к прохождению тестирования на ВИЧ.

Материал: стаканчики с водой по количеству участников, крахмал, йод. До начала упражнения стаканчики ставятся на стол, в один из них добавляется крахмал.

У каждого из нас в руках стаканчик с водой (вода в стаканчиках символизирует кровь и другие биологические жидкости организма человека). Представьте, что все мы находимся на вечеринке. Сейчас самый разгар вечера, мы веселимся и общаемся.

Необходимо за 3 минуты вступить в контакт как можно с большим числом привлекательных для нас людей. Контакты и совместное употребление наркотиков будут изображаться обменом водой из стаканчиков.

Участники в течение 3 минут из стакана в стакан переливают друг другу небольшое количество воды.

Вечеринка закончилась. Через некоторое время мы узнали, что у одного из нас, кто находился на вечеринке, ВИЧ. Нам предлагают пройти тестирование.

Тем, кто готов пройти тест, капаю в стаканчик йод. Попрошу встать тех, у кого вода в стаканчике окрасилась в сине-фиолетовый цвет. Такую реакцию дал крахмал.

Вывод : В начале вечеринки крахмал был только в одном стаканчике, а сейчас он есть практически во всех. Это упражнение наглядно продемонстрировало скорость распространения ВИЧ-инфекции. Обаятельно в завершении упражнения уточнить, что это упражнение игра. Психологически вывести ребят из состояния игры.

Беседа с детьми: Что вы почувствовали, когда увидели результат?

Что каждый из вас мог сделать, чтобы избежать инфицирования?

Что помешало сделать это во время игры?

Что каждый из вас может изменить в своем поведении, чтобы снизить риск

инфицирования? (Что бы вы посоветовали реальным участникам такой вечеринки, чтобы снизить риск инфицирования?)

Задача: пояснить, в каких биологических жидкостях человеческого организма ВИЧ может концентрироваться в наиболее опасных для заражения количествах.

Мы видели, насколько быстро распространяется ВИЧ. Но мы можем защитить себя, зная пути, которыми вирус передается. ВИЧ живет только в биологических жидкостях человеческого организма; вне этих жидкостей он погибает. Давайте разберемся, в каких же жидкостях и в каком количестве может содержаться ВИЧ. Но сначала перечислим все жидкости.

Вирус иммунодефецита содержится практически во всех жидкостях организм, но опасность для заражения представляют только четыре

Вывешиваю таблички с надписями.

Мы остановимся на передаче ВИЧ через кровь

Правила предупреждения ВИЧ-инфицирования .

Используя, знания, полученные на сегодняшнем занятии, давайте вместе сформулируем правила предупреждения ВИЧ-инфицирования.

Правило № 1. Будьте ответственны в отношении своего здоровья и своей жизни.

Правило № 2. Неупотребление или полный отказ от наркотиков.

Правило № 3. Соблюдайте правила безопасного сексуального поведения.

Правило № 4. Вести здоровый образ жизни

1. Почему люди употребляют наркотики?

2. какие последствия могут быть при употребление наркотиков?

3. Как вы думаете, в каком возрасте под рости начинают упорбелять наркотики и какие?

Читайте также: