Методическая разработка практического занятия внутрибольничная инфекция

Обновлено: 28.03.2024

В лечебно-профилактических учреждениях постоянно существует риск заражения инфекционными заболеваниями. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники по роду деятельности, часто соприкасающиеся с кровью и другими биологическими жидкостями организма.

С целью предупреждения заражения ВИЧ – инфекцией и вирусными гепатитами на рабочем месте все медицинские работники обязаны придерживаться санитарно-эпидемиологических правил. Эти правила сводятся к максимальному предотвращению возможности заражения инфицированным материалом в повседневной работе.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_anti-vichmarkina.docx 67.05 КБ

Предварительный просмотр:

МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала

Тема: Действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации.

Преподаватель Маркина Т.И.

г. Сергиев Посад

  1. Структура занятия ____________________________________________5
  2. План занятия _______________________________________________6-7
  3. Заключение__________________________________________________8
  4. Конспект лекции___________________________________________10-16

Приложение №3 Ситуационные задачи_______________________________25-29

В лечебно-профилактических учреждениях постоянно существует риск заражения инфекционными заболеваниями. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники по роду деятельности, часто соприкасающиеся с кровью и другими биологическими жидкостями организма.

С целью предупреждения заражения ВИЧ – инфекцией и вирусными гепатитами на рабочем месте все медицинские работники обязаны придерживаться санитарно-эпидемиологических правил. Эти правила сводятся к максимальному предотвращению возможности заражения инфицированным материалом в повседневной работе.

Наиболее реальная опасность заражения медицинских работников возникает при разрывах и проколах медицинских перчаток, что может привести к попаданию зараженного материала на кожу медицинского работника, возможно имеющую микротравмы, а также попадание зараженного материала на слизистые.

При выполнении манипуляций на практике в ЛПУ студенты могут столкнуться с аварийной ситуацией, данное занятие должно не только познакомить их с новым материалом, но и научить правильным действиям при возникновении аварийных ситуаций.

Согласно календарному плану, изучению данной темы предшествует изучение понятий: дезинфекция, виды, методы, уровни дезинфекции, санитарно-противоэпидемический режим, уровни обработки рук и др.

Целью данного занятия являются:

- ознакомить студентов с составом аптечки Анти-ВИЧ;

- развивать умение студентов действовать при возникновении аварийной ситуации по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией;

- освоить проведение мероприятий по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией;

- воспитывать интерес к своей будущей профессии.

После изучения темы студент должен:

- основные термины и понятия по теме;

- принципы безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила использования аптечки Анти-ВИЧ (аварийной).

- следовать правилам безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- использовать аптечку Анти-ВИЧ при аварийных ситуациях.

В ходе занятия студентам предстоит освоить действия по оказанию помощи при возникновении аварийных ситуаций.

Основной формой самостоятельной работы студентов является работа в парах и индивидуальная работа.

Объявление темы урока, целей, порядка работы, допуск к манипуляции

Раздача рабочих материалов

Подготовка к работе

Изучение нового материала

Введение студентов в работу с помощью вопросов по теме

Ответы на вопросы

Объяснение нового материала с организацией устного опроса

Ответы на вопросы

Ответы на поставленные вопросы

персонала при возникновении

действий медицинского персонала при возникновении

Демонстрация умения действовать при возникновении

Подведение итогов занятия

Выставление оценок за работу на уроке

Запись домашнего задания

Поурочный план практического занятия

План практического занятия № 5

(ПМ .04. МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и медперсонала)

Время проведения: 90 мин.

Тема: Действия медперсонала при возникновении аварийных ситуаций. Аптечка Анти-ВИЧ.

  • познакомить студентов с составом аптечки Анти-ВИЧ;
  • развивать умение студентов действовать при возникновении аварийной ситуации по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией;
  • освоить проведение мероприятий по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией;
  • Воспитать у студента чувство ответственности, понимание принципов профилактики профессионального заражения, передающихся парентеральным путем среди медперсонала.

После изучения темы студент должен:

- основные понятия и термины по теме;

- принципы профилактики профессионального заражения, передающихся парентеральным путем среди медперсонала;

- правила безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила использования аптечки Анти-ВИЧ (аварийной).

- следовать правилам безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- использовать аптечку Анти-ВИЧ при аварийных ситуациях

Основные этапы занятия:

1. Организационная часть - приветствие, работа с журналом, контроль внешнего вида.

2. Вводная часть – знакомство с целями планом занятия.

3. Контроль усвоенных знаний:

- Дайте определение понятию дезинфекция, дератизация, дезинфекция, санитарно-противоэпидемический режим.

- Перечислите основные методы дезинфекции.

- Перечислите отходы по классам и дайте характеристику каждому классу.

4. Этап активного усвоения знаний:

а ) Правила профилактики профессионального заражения инфекциями, передающимися парентеральным путем:

б ) Приказы МЗ МО для профилактики профессионального заражения инфекциями, передающимися парентеральным путем:

в) Рекомендации к использованию аптечки Анти-ВИЧ:

г) Алгоритм действий при попадании биологического материала на неповрежденную кожу персонала:

д) Алгоритм действий при попадании биологической жидкости на слизистую оболочку полости рта:

е) Алгоритм действий при попадании биологического материала на лицо и слизистую оболочку глаз:

ж) Алгоритм действий при попадании биологического материала на слизистую оболочку носа:

з) Алгоритм действий при попадании биологического материала в рану при контакте с инфицированными колющими и режущими инструментами:

и) Алгоритм действий при попадании биологического материала на одежду медперсонала:

5. Самостоятельная работа:

- решение ситуационных задач.

6. Контроль сформированного уровня знаний:

- решение ситуационных задач по вариантам.

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Задание на дом: Конспект. Уч. Ч.2, Р.5, Тема: 5.1 с. 295-299.

- алгоритм манипуляций при попадании биологической жидкости на различные участки;

- аптечка Анти-ВИЧ (аварийная).

После изучения темы студент должен:

- основные термины и понятия по теме;

- принципы безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила использования аптечки Анти-ВИЧ (аварийной).

- следовать правилам безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- использовать аптечку Анти-ВИЧ при аварийных ситуациях.

Основные термины и понятия

  1. Инфекционный контроль – комплекс мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в ЛПУ, на основе результатов эпидемиологической диагностики.
  2. Инфекционная безопасность – комплекс правил, мероприятий, направленных на профилактику возникновения инфекционного заболевания, предупреждение возможности передачи инфекции.
  3. Нозокомиальные инфекции (госпитальные, внутрибольничные) – любые инфекционные заболевания, появившиеся в условиях больницы или после выписки.
  4. Асептика – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение попадания инфекции в рану и в организм в целом.
  5. Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране и в организме в целом.
  6. Контаминация (лат. contamination) – обсеменение микроорганизмами.
  7. Реконтаминация – повторное обсеменение.
  8. Деконтаминация – процесс, способствующий удалению, очистке, уничтожению микроорганизмов и их спор в зависимости от выбранной методики.
  9. Инвазивные процедуры – манипуляции, при которых нарушается целостность кожных покровов и слизистых.
  10. Вирулентные микроорганизмы – микроорганизмы, вызывающие заболевания.
  11. Транзиторная микрофлора – временная, непостоянная, появляющаяся при свежем контакте на ограниченный срок жизни.
  12. Критические предметы – инструменты медицинского назначения, проникающие в ткани, контактирующие с кровью, требующие проведения стерилизации.
  13. Полукритические предметы – предметы, контактирующие со слизистыми и поврежденной кожей, требующие проведения дезинфекции высокого или среднего уровня.
  14. Некритические предметы – предметы, контактирующие со здоровой (интактной) кожей, требующие проведения дезинфекции низкого уровня.
  15. Детергенты – моющие средства.
  16. Резистентность – устойчивость.
  17. Стерилизация (лат. sterilis - бесплодный) – полное уничтожение всего живого (вирусов, грибов, их спор).
  18. Экспозиция – выдержка; продолжительность воздействия.
  19. Вакцинация – активная иммунизация.
  20. Дезинфектант – дезинфицирующее средство.
  21. ИМН – изделие медицинского назначения.
  22. ПСО – предстерилизационная очистка.
  23. Утилизация – уничтожение.
  24. ВБИ – внутрибольничная инфекция.
  25. СПР – санитарно-противоэпидемический режим.

Меры безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями

Возбудители инфекционных болезней, передаваемые через кровь, включая вирусы гепатита и ВИЧ, могут передаваться в условиях учреждений здравоохранения следующими путями:

  1. Повреждение иглой или любым иным острым инструментом, загрязненного кровью или другой биологической жидкостью инфицированного человека.
  2. Контакт открытой раны с кровью или другой биологической жидкостью инфицированного человека.
  3. Попадание инфицированной крови или другой биологической жидкости на слизистые оболочки или в глаза.
  1. Загрязненные инструменты (иглы, шприцы, скальпели и т.д.), используемые повторно без адекватного дезинфицирования или стерилизации.
  2. Переливание инфицированной крови.
  3. Трансплантация органов от инфицированного донора.
  4. Контакт с кровью или другими биологическими жидкостями инфицированного медицинского работника.

Меры предосторожности в отношении инфекции

Рекомендации к использованию аптечки Анти-ВИЧ (аварийной)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 января 2011года №1

Цель: Снижение риска и профилактика заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом В и С.

Показания: контаминация при работе с кровью и другими биологическими жидкостями.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

Методическая разработка

практического занятия № 2

Тема: Проведение профилактических мероприятий ВБИ среди медперсонала

г. Керчь, 2017 год

Председатель предметной (цикловой) комиссии __________/Вихарева Е.А.

Методическая разработка практического занятия № 2

Продолжительность занятия: 6 часов(270 мин).

Формы и методы проведения: практическое занятие.

Цели занятия:

Учебные :

Студент должен знать:

Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности, профилактику ВБИ и профессиональных заболеваний.

Перечень медикаментов, входящих в аварийную аптечку для оказания первой помощи при контакте с биологическим материалом.

Студент должен уметь:

Осуществить мероприятия по профилактике ВБИ, профилактические мероприятия при загрязнении кожи и слизистых работника кровью или другими биологическими жидкостями, а также уколах и порезах.

Осуществить профилактические мероприятия при попадании биологических жидкостей пациента на поверхности, на одежду и обувь медицинского работника.

Воспитательные:

способствовать воспитанию умения слушать собеседника, а лишь затем вносить дополнения в ответ;

способствовать воспитанию исполнительности, аккуратности, умения управлять эмоциями;

развивать чувство гордости за звание медицинского работника, чувство долга за судьбу пациента.

Развивающие:

способствовать развитию умений анализировать, логически мыслить, делать выводы по полученной информации;

развивать умения планировать и организовывать самостоятельную работу, самоконтроль;

развивать умения и навыки работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом;

способствовать развитию мыслительных способностей студентов при решении ситуационных задач и проблемных вопросов;

развивать умения студентов, применять полученные знания на практике.

Формируемые компетенции

Наименование результата обучения

Соблюдать принципы профессиональной этики.

Оформлять медицинскую документацию.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна обладать общими компетенциями , включающими в себя способность:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

Оснащение занятия:

Внутридисциплинарные связи:

МДК 01. Теория и практика сестринского дела

МДК 02. Безопасная среда для пациента и персонала

МДК 03. Технология оказания медицинских услуг

Междисциплинарныесвязи:

Инфекционный контроль в лечебно-профилактической организации является одной из составных частей лечебно-охранительного режима. Основной задачей инфекционного контроля является профилактика внутрибольничной инфекции. Важную роль в профилактике внутрибольничной инфекции играет средний медицинский персонал. Медперсоналу необходимо знать возможную локализацию возбудителей, источник и резервуар, а также условия для размножения патогенных микроорганизмов.

Профилактические мероприятия проводятся исходя из положения, что каждый пациент расценивается как потенциальный источник гемоконтактных инфекций (гепатит B, C, ВИЧ и др.). Для собственной безопасности медицинский работник обязан грамотно использовать защитную одежду и точно выполнять правила работы с биологическими жидкостями, которые могут являться резервуаром возбудителей инфекции. Мероприятия по профилактике инфекций регламентируются нормативными документами.

Многие виды микроорганизмов хорошо размножаются в субстанциях окружающей среды (воздух, вода, окружающие предметы и инструментарий), поэтому для предупреждения возникновения ВБИ необходимо неукоснительное соблюдение санитарных норм и правил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит набор тестовых заданий, ситуационных задач. Используется для изучения студентами особенностей предстерилизационной очистки на занятиях МДК "Безопасная больничная среда для пациента и медицинского персонала".

Щигровский филиал

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ТЕМА: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и медицинского персонала

Рассмотрена на заседании ЦМК профессионального цикла

Протокол № от 2017г.

Преподаватель: Копылович М.В.

Занятие №4. Предстерилизационная очистка. Укладка материала в бикс.

Методическое обоснование занятия

Актуальность: В работе медицинской сестры одним из важнейших мероприятий

является дезинфекция и стерилизация предметов ухода за пациентом, инструментария, медицинской аппаратуры, рук персонала и т.д.

У нас в стране введен отраслевой стандарт «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения ОСТ 42-21-2-85.

Небрежность, невнимание, допуск ошибок могут принести непоправимый вред: инфицирование как пациента так и медперсонала вирусным гепатитом, СПИДом, ВИЧ

Медсестра должна хорошо усвоить правила предстерилизационной очистки и стерилизации. Предстерилизационной обработке должны подвергают все изделия медицинского назначения с целью удаления белковых, жировых и механических загрязнений, а также лекарственных препаратов. Проверку качества предстерилизационной обработки медицинского инструментария проводят с помощью постановки проб на наличие остатков крови и полноту отмывания изделий от щелочных компонентов.

Предстерилизационную обработку проводят во всех медицинских и лечебно-профилактических учреждениях каждый день в ЦСО.

Такой способ обработки медицинских инструментов является вторым этапом и проводится после проведенной дезинфекции и отмывки изделий от дезинфектанта. От того, как были проведены предстерилизационная обработка и дезинфекция, зависит эффективность последующей стерилизации. Эти требования заложены в нормативах, в которых описан обязательный контроль качества предстерилизационной обработки, осуществляемой лечебно- профилактическими учреждениями и работниками медицинских учреждений.

Вид учебного занятия: Практическое занятие

Продолжительность: 6 часов

Формирование компетенций:

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 4.1. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.2. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.3. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.4. Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим.

ПК 4.5. Вести утверждённую медицинскую документацию.

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8 Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Тип занятия: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков

Форма проведения: практическое занятие с элементами решения ситуационных задач и игрового тренинга на этапе оценочной деятельности студентов.

Место проведения: кабинет основ сестринского дела

Методы обучения: словесный – беседа, ролевая игра, игровые тренинги, решение конкретной ситуации.

Методическая цель: применение методики активного обучения для формирования у студентов профессиональной мотивации и практических умений выполнения манипуляций.

Цели занятия:

1. Учебная – Закрепить знания о способах предстерилизационной обработки инструментария и способах контроля качества ПСО; закрепить умения приготовления моющих растворов, умения сбора и укладки материала в бикс.

2. Воспитательная – способствовать развитию интереса к избранной профессии; сформировать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

3. Развивающая – способствовать становлению конкурентоспособной личности, развитию мотивации к обучению; развить способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности.

Ожидаемый результат:

Студент должен знать:

Этапы предстериллизационной очистки медицинского инструментария, правила приготовления моющего раствора, критерии использования;

Контроль качества ПСО мед. инструментария (азопирамовая, амидопириновая, фенолфталеиновая пробы);

Виды упаковки медицинского инструментария, контроль стерилизации, сроки хранения стерильности;

Правила укладки белья и перевязочного материала в бикс, виды укладок, контроль стерилизации, сроки хранения стерильности;

Студент должен уметь:

Приготовить моющий раствор и провести ПСО медицинского инструментария;

Выполнить амидопириновую, азопирамовую, фенолфталеиновую пробы, оценить результаты;

Подготовить медицинский инструментарий к стерилизации, провести укладку в сухожаровой шкаф;

Проводить укладку в бикс различными способами (универсальная, видовая, целенаправленная);

Межпредметные связи:

- хирургия – использование масок, перчаток, уровни мытья рук, асептика, антисептика, зоны особой стерильности;

Внутрипредметная связь:

- Способы передачи инфекции в меди­цинском учреждении

- Общие правила техники мытья рук.

- Уровни обработки рук (социальный, гигиенический, хирургический).

- Методы и режимы дезинфекции инструментов медицинского назначения.

- Особенности утилизации медицинского инструментария и перевязочного материала;

Оснащение урока:

Методическое оснащение:

- Методическая разработка практического занятия для преподавателя;

- Методическая разработка практического занятия для студента;

- алгоритмы профессиональной деятельности медицинских сестер.

- инструкции по применению дез. средств

Материально-техническое:

- пинцеты;

- марля, вата, салфетки;

- емкости с дезсредствами;

- биксы (с фильтром, без фильтра);

- различные виды дезсредств;

- журнал учета качества предстерилизационной обработки

Уровни усвоения учебного материала

3уровень Приготовление моющих растворов на основе перекиси. Приготовление современных моющих растворов. Осуществление ПСО. Правила постановка азопирамовой, амидопириновой, фенолфталеиной проб. Укладка материала в бикс Оформление документации.

Рекомендуемая литература:

1. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету основы стр

сестринского дела: УчебникС.А. Мухина, И.И. Тарновская.- 2-е изд. Испр. И допол. – М.: ГЭОТАР –Медиа, 2009г.- стр 23-46

Дополнительная:

4. Приказ МЗ СССР № 720 от 31.07.78 г. « Об улучшении медицинской помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями и усилении


Место проведения: кабинет доклинической практики.

Количество часов: 90 минут

Цель самоподготовки:

1. Научиться выделять главное из прочитанного.

2. Научиться составлять план по каждому разделу темы.

3. Научиться отвечать конкретно, строго по плану.

4. Уметь грамотно пользоваться алгоритмами манипуляций и применять их на практике.

Учебные цели:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

З.2. способы передачи инфекции в лечебно-профилактическом учреждении

З.3. виды возбудителей внутрибольничной инфекции

З.4. меры профилактики и контроля ВБИ.

З.5. организацию работы медсестры процедурного кабинета и его оснащение;

З.6. новые виды игл и других приспособлений, позволяющих свести до минимума контакт мед­сестры с кровью пациента;

З.7. способы дезинфекции, стерилизации многоразового инструментария;

З.8. технику безопасности медсестры при работе с дезинфицирующими средствами и биологическими жидкостями пациента;

З.9. особенности социальной, гигиенической и хирургической обработки рук;

З.10. преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;

З.11. действующие нормативные документы;

З.12. требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;

З.13. меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекций в лечебно-профилактических учреждениях;

З.14. санитарно-эпидемиологический режим лечебно-профилактических учреждений;

У.1 Пользоваться различными дезинфицирующими средствами;

У.2 Оказать первую помощь при попадании дезинфицирующих средств на слизистые и глаза.

У.3 Использовать знания нормативной документации, регламентирующей способы, режимы и средства очистки, дезинфекции и стерилизации;

У.4 Проводить санитарно-просветительскую работу с населением по профилактике ВИЧ-инфекции;

У.5 Проводить санитарно-просветительную работу с населением по профилактике паренте­ральных гепатитов.

У.6 Составлять план противоэпидемических мероприятий при выявлении больного вирусным гепатитом.

У.7 Проводить мероприятия при попадании биологических жидкостей пациента на кожу и сли­зистую оболочки.

У.8 Выполнять правила техники безопасности при выполнении различных манипуляций.

У.9 Проводить социальную, гигиеническую и хирургическую обработку рук.

У.10 Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;

У.11 Соблюдать требования санитарно-эпидемиологического режима;

У.12 Осуществлять дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов;

У.13 Осуществить дезинфекцию и утилизацию использованного одноразового медицинского инструментария;

Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:

Ок 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Ок 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Ок 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Ок 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Ок 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Ок 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Ок 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Ок 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Ок 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Ок 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Ок 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Ок 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Пк 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

Пк 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

Пк 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Студент должен на занятии

- Виды, методы и средства дезинфекции.

- Контроль качества дезинфекции.

- Преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов

- Правила приготовления и применения дез. растворов и хлорсодержащих растворов.

- Меры предосторожности при приготовлении и применения дез. растворов и хлорсодержащих растворов.

- Проведение текущей уборки помещений с использованием различных дезинфицирующих средств.

- Проведение генеральной уборки помещений с использованием различных дезинфицирующих средств

- Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала

- Действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность медперсонала по профилактике ВБИ в ЛПУ

- соблюдать санитарно-противоэпидемический режим.

- приготовить дез. раствор разной концентрации.

- соблюдать меры предосторожности при приготовлении и применения дез. растворов и хлорсодержащих растворов.

- провести влажную уборку в различных помещениях ЛПУ.

выполнять зачетные манипуляции

- приготовление дез. растворов разной концентрации;

- провести влажную уборку помещений ЛПУ с применением дез. средств;

- проветривание, кварцевание помещений ЛПУ, санитарная обработка тумбочек и холодильников.

- методические разработки занятия.

- мыло; полотенце; хлорамин.

Ход самоподготовки:

1. Контроль исходного уровня знаний (претесты);

2. Краткий теоретический материал;

3. Отработка практических манипуляций по алгоритмам;

4. Самоконтроль изученного материала;

6. Задание на дом;

7. Список литературы

1. Контроль исходного уровня знаний

Тестовые задания для самоконтроля знаний

1. Дезинфекция - это

1) предупреждение попадания микробов в рану;

2) уничтожение микроорганизмов в ране;

3) комплекс мер по уничтожению в окружающей среде возбудителей инфекционных заболеваний.

2. Физический метод дезинфекции - это

1) введение антибиотиков;

2) выколачивание, влажная уборка, мытьё рук;

3) горячий воздух, кипячение, огонь.

3. Химический метод дезинфекции - это:

1) выколачивание, влажная уборка;

2) горячий воздух, кипячение, огонь, кварц;

3) использование бактерицидов, дезагентов.

4. Документ, регламентирующий мероприятия по дезинфекции:

3) пособие для работы ЛПУ по дезинфекции.

5. Виды дезинфекции:

6. Дезинфицирующие средства, используемые для проведения профилактической дезинфекции:

1) новокаин; 3) хлорная известь;

2) хлорамин; 4) перекись водорода

7. Методы дезинфекции:

8. Заключительная дезинфекция проводится:

1) один раз в месяц;

3) после выписки или перевода пациента.

9. Проводимая дезинфекция после выбытия пациента из очага:

10. Метод дезинфекции, использующий кварцевание:

2. Краткий теоретический материал

Дезинфекция - это уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных заболеваний (бактерий, вирусов, простейших и их переносчиков).

У нас в стране введён отраслевой стандарт ОСТ 42-21-2-85. “Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения”. Этим стандартом установлены методы, средства и режим дезинфекции, стерилизации и предстерилизационной обработки.


Профилактическая дезинфекция - проводится постоянно, независимо от наличия инфекционных заболеваний. Её цель - предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, накопления возбудителей или переносчиков заболеваний на объектах окружающей среды. Её проводят во всех ЛПУ, детских учреждениях, на предприятиях пищевой промышленности, в учреждениях общественного пользования.

Очаговая дезинфекция - проводится в очаге при выявлении инфек. заболевания, чтобы приостановить распространение этого заболевания. Бывает текущая и заключительная.

Текущая - дезинфекция в непосредственном окружении больного или бацилловыделителя с целью предупреждения рассеивания возбудителей в окружающей среде, осуществляется в очаге инфекции, многократно.

Заключительная - уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний в очаге после выбытия из него больного (госпитализация, смерть пациента дома или в медицинском учреждении).

Методы и средства дезинфекции






механический физический химический комбинированный








это выколачивание, огонь, использование

проветривание, мытьё кипячение, химических

рук, влажная уборка УФО средств

Механический метод:

влажная уборка помещений и обстановки;

выколачивание одежды, постельных принадлежностей, белья;

Физический метод:

облучение ультрафиолетовыми лучами;

Химический метод: (применение растворов)

хлорсодержащие (хлорамин Б, хлорная известь);

Правила техники безопасности при приготовлении и работе с дезинфицирующими средствами.

Всю работу с дезрастворами проводят в хорошо проветриваемых помещениях, в спецодежде, резиновых перчатках, герметических очках, маске или в универсальных респираторах.

Лица с повышенной чувствительностью к применяемым химическим средствам от работы с ними отстраняются.

Приготовление дезрастворов проводят в специальном помещении, с хорошей приточно - вытяжной вентиляцией.

Хранят растворы в плотно закрывающихся ёмкостях.

Дезсредства и растворы хранят под замком в местах, не доступных для пациентов, отдельно от лечебных препаратов в специальном помещении.

Все дезсредства и растворы должны иметь этикетки с указанием названия, концентрации, даты приготовления.

Правила приготовления дезинфицирующих хлорсодержащих

рабочих растворов

Схема приготовления рабочих растворов осветленной хлорной извести

Читайте также: