Международная система предупреждения завоза инфекционных заболеваний
Обновлено: 19.04.2024
До 1951 г. проведение указанных мер регулировалось конвенциями (см. Конвенции международные медицинские), которые вырабатывались и принимались на международных санитарных конференциях. Первая международная санитарная конференция состоялась в Париже в 1851 г., в ее работе приняли участие представители 12 стран, включая Россию. С тех пор был проведен ряд аналогичных конференций, на которых принимались соглашения о взаимном осведомлении государств о распространении и угрозе инфекций. В 1907 г. в Риме международная санитарная конференция основала первую международную санитарную организацию — Международное бюро общественной гигиены (МБОГ), к-рое было создано в Париже. Главная задача МБОГ — контроль за соблюдением международных санитарных конвенций и карантинных правил, а также информация об эпидемич. заболеваниях. Временная комиссия Всемирной организации здравоохранения (1946), а с 7 апреля 1948 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), получившая юридическое оформление, взяла на себя функции и обязанности МБОГ.
На IV сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) с учетом принятых ранее международных санитарных конвенций и взамен последних были приняты Международные санитарные правила (1951), которые дополнялись и уточнялись на последующих ассамблеях в 1955, 1956, 1960, 1963 и 1965 гг. Действующие мед.-сан. правила были приняты XXII Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1969 г. XXVI Всемирная ассамблея здравоохранения в 1973 г. внесла исправления в основном в те разделы Правил, которые относятся к холере. В Правилах учтено все возрастающее значение эпидемиол. надзора в странах за динамикой эпидемий и международной экстренной информации об их возникновении и развитии. Правила предусматривают улучшение сан.-гиг. условий в портах и аэропортах, а также в прилегающих к ним местностях, предупреждение распространения переносчиков, содействие проведению противоэпид, мероприятий на национальном уровне с тем, чтобы не допустить проникновения инфекций извне и их распространения.
С целью унификации мероприятий Правилами регламентированы следующие основные положения: экстренное извещение и эпидемиол, информация; организация сан. надзора; сан. меры и процедура их применения; специальные положения, касающиеся каждой из болезней, на которые распространяются Правила; сан. документация; порядок платы за сан. обслуживание; формы международных свидетельств (о дератизации или освобождении от дератизации, о вакцинации).
Оригиналы текстов Правил (на англ. и франц. языках) хранятся в архиве ВОЗ. Генеральный директор ВОЗ направляет заверенные копии подлинного текста всем государствам, а также Генеральному секретарю ООН для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава ООН.
Библиография: Говард-Джонс Н. Международные санитарные конференции 1851 — 1938 гг., пер. с англ., М., 1976; Делон П. Ш. Международные медико-санитарные правила, пер. с англ., М., 1977; International health regulations (1969), Geneva, 1974.
До 1951 г. проведение указанных мер регулировалось конвенциями (см. Конвенции международные медицинские), которые вырабатывались и принимались на международных санитарных конференциях. Первая международная санитарная конференция состоялась в Париже в 1851 г., в ее работе приняли участие представители 12 стран, включая Россию. С тех пор был проведен ряд аналогичных конференций, на которых принимались соглашения о взаимном осведомлении государств о распространении и угрозе инфекций. В 1907 г. в Риме международная санитарная конференция основала первую международную санитарную организацию — Международное бюро общественной гигиены (МБОГ), к-рое было создано в Париже. Главная задача МБОГ — контроль за соблюдением международных санитарных конвенций и карантинных правил, а также информация об эпидемич. заболеваниях. Временная комиссия Всемирной организации здравоохранения (1946), а с 7 апреля 1948 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), получившая юридическое оформление, взяла на себя функции и обязанности МБОГ.
На IV сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) с учетом принятых ранее международных санитарных конвенций и взамен последних были приняты Международные санитарные правила (1951), которые дополнялись и уточнялись на последующих ассамблеях в 1955, 1956, 1960, 1963 и 1965 гг. Действующие мед.-сан. правила были приняты XXII Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1969 г. XXVI Всемирная ассамблея здравоохранения в 1973 г. внесла исправления в основном в те разделы Правил, которые относятся к холере. В Правилах учтено все возрастающее значение эпидемиол. надзора в странах за динамикой эпидемий и международной экстренной информации об их возникновении и развитии. Правила предусматривают улучшение сан.-гиг. условий в портах и аэропортах, а также в прилегающих к ним местностях, предупреждение распространения переносчиков, содействие проведению противоэпид, мероприятий на национальном уровне с тем, чтобы не допустить проникновения инфекций извне и их распространения.
С целью унификации мероприятий Правилами регламентированы следующие основные положения: экстренное извещение и эпидемиол, информация; организация сан. надзора; сан. меры и процедура их применения; специальные положения, касающиеся каждой из болезней, на которые распространяются Правила; сан. документация; порядок платы за сан. обслуживание; формы международных свидетельств (о дератизации или освобождении от дератизации, о вакцинации).
Оригиналы текстов Правил (на англ. и франц. языках) хранятся в архиве ВОЗ. Генеральный директор ВОЗ направляет заверенные копии подлинного текста всем государствам, а также Генеральному секретарю ООН для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава ООН.
Библиография: Говард-Джонс Н. Международные санитарные конференции 1851 — 1938 гг., пер. с англ., М., 1976; Делон П. Ш. Международные медико-санитарные правила, пер. с англ., М., 1977; International health regulations (1969), Geneva, 1974.
Участвуют в работе по санитарной охране территории страны от завоза инфекционных болезней… а) санитарно-карантинные посты; б) лечебно-профилактические учреждения; в) общественные организации; г) Роспотребнадзор; д) специализированные научные учреждения.
Последовательность передачи информации для обеспечения санитарной охраны территории страны ….. а) в ВОЗ; б) в Госкомстат; в) территориальные Роспотребнадзор; г) общественным организациям; д) представителям иностранных государств (по их запросу).
Руководит работой по локализации и ликвидации очага особо опасной инфекции в городе… а) Роспотребнадзор; б) консультант противочумного института Министерства здравоохранения; в) санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК); г) Департамент здравоохранения; д) Главный санитарный врач России.
При выявлении больного с подозрением на холеру среди пассажиров самолета, следующего рейсом Бомбей-Москва Необходимо… а) госпитализировать больного; б) медицинское наблюдение за пассажирами и членами экипажа; в) пассажиров и членов экипажа поместить в обсерватор на 5 дней; г) проводить бактериологическое обследование пассажиров и членов экипажа; д) пассажирам и членам экипажа ввести холероген-анатоксин
Возглавляет санитарно- противоэпидемическую комиссию в городе при распространении особо опасных инфекций… а) представитель Министерства здравоохранения; б) руководитель городского отдела здравоохранения; в) главный врач Роспотребнадзора; г) представитель исполнительной власти (губернатор, мэр); д) Главный санитарный врач России.
В бокс с пониженным атмосферным давлением подлежит изоляции больной с … а) легочной формой чумы; б)малярией; в) лихорадкой Ласса; г) лихорадкой Эбола; д) лихорадкой Марбурга; е) лихорадкой Крым—Конго?
Иностранного гражданина, прибывшего из эпидемического очага желтой лихорадки… а) госпитализировать на срок инкубации в бокс; б) организовать изоляцию на срок инкубации в домашних условиях; в) вести наблюдение в течение инкубации, не ограничивая свободу; г) привить против желтой лихорадки, если нет международного сертификата о прививке.
Необходимые мероприятия если в домашних условиях при осмотре больного острой кишечной инфекцией врач предположил заболевание холерой (по клиническим данным и эпидемиологическому анамнезу). а) срочно госпитализировать больного; б) изолировать больного дома до подтверждения диагноза, проводить текущую дезинфекцию; в) сообщить в ФГУЗ; г) срочно изолировать врача, осмотревшего больного; д) наблюдать врача, осмотревшего больного; е) выявить и наблюдать лиц, контактировавших с больным; ж) изолировать всех контактировавших; з) всех контактировавших и врача провакцинировать холероген-анатоксином.
Соответствие сроков медицинского наблюдения при контакте с больными…
Лица, контактировавшие с больным Срок медицинского наблюдения, установленный Международными медико-санитарными правилами:
Настоящее время характеризуется бурным расширением международных связей. Активизации межгосударственной миграции населения в значительной степени способствует развитие современных транспортных средств. Попытки предотвращения распространения инфекционных заболеваний путем установления разного рода карантинов известны с XIV в. Накопленный опыт международных мер по предупреждению распространения карантинных инфекций позволил прийти к принципиальному выводу: без наличия быстрой и централизованной системы обмена эпидемиологической информацией между государствами невозможно своевременно принять соответствующие меры национальной и международной безопасности. В связи с этим некоторые особо опасные болезни выделены в группу конвенционных (или карантинных).
С 1 октября 1952 г. вступили в действие международные медико-санитарные правила. Правила эти касались прежде всего чумы, холеры, желтой лихорадки и натуральной оспы как особо опасных инфекций.
Основная цель правил заключается в обеспечении противоэпидемической защиты государств от заноса инфекций. Правила обязывают национальные органы здравоохранения немедленно уведомлять ВОЗ о возникновении конвенционных болезней и регулярно сообщать об эпидемиологической ситуации в стране. В свою очередь на ВОЗ возлагается ответственность за быстрое распространение получаемой информации. В настоящее время к конвенционным болезням относится чума, желтая лихорадка и холера.
Особо опасные инфекции (ООИ) — группа острых заразных заболеваний человека, которые способны к внезапному появлению, быстрому распространению и широкому охвату населения. ООИ характеризуются тяжелым течением и высокой летальностью. К ООИ, помимо конвенционных болезней, относятся сыпной и возвратный тифы, полиомиелит, грипп, сибирская язва, туляремия, бруцеллез, арбовирусные инфекции, ботулизм и др.
Для своевременного выявления ООИ особо важное значение имеют методы экспресс-диагностики. Вся работа с микробами—возбудителями ООИ проводится в специальных лабораториях.
При возникновении в любой точке планеты случаев карантинных инфекций вступает в силу, согласно правилам, следующая система:
страна направляет в ВОЗ информацию о возникших случаях;
ВОЗ обрабатывает данные и направляет их всем странам мира;
страны мира, получив информацию, принимают решение о проведении каких-либо особых противоэпидемических мероприятий и информируют об этом ВОЗ;
ВОЗ обрабатывает полученную информацию и направляет ее всем странам мира.
Аналогичным образом осуществляется обмен информацией и после ликвидации случаев заболевания в пораженном районе. Главным каналом передачи информации являются еженедельный эпидемиологический бюллетень Weekly epidemiology review (WER), а также автоматическая телексная связь накопления и передачи информации, по которой распространяется дневная сводка о конвенционных болезнях.
Наиболее эффективный контроль за международным распространением инфекционных заболеваний может быть основан на постоянно действующей системе глобального эпидемиологического надзора, направленного, с одной стороны, на выявление и уменьшение размеров пораженных болезнью территорий, а с другой — на совершенствование противоэпидемических мероприятий, снижающих риск распространения заболевания в случае его завоза извне. Глобальный эпидемиологический надзор за заразными болезнями предусматривает изучение распространения инфекции не только в пределах одной страны, но и между странами. В России действуют правила по санитарной охране территории, которые распространяются на особо опасные инфекционные и паразитарные болезни: холеру, чуму, желтую лихорадку (конвенционные болезни); вирусные геморрагические лихорадки Ласса, Марбурга, Эбола; малярию и другие опасные для человека инфекционные болезни, передаваемые комарами (лихорадки Денге, Чикунгунья, долины Рифт, Западного Нила; энцефаломиелиты — западный, восточный, венесуэльский; энцефалиты — японский, калифорнийский, Сан-Луи, долины Муррей). Санитарная охрана территории России представляет собой систему общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение заноса из-за рубежа и распространения на территории России особо опасных инфекций, ограничение и ликвидацию очагов этих болезней при их выявлении.
Профилактика инфекций и инфекционный контроль – это практический, научно обоснованный подход, направленный на профилактику заражения пациентов и работников здравоохранения инфекциями, которых можно было бы избежать. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), позволяет не нанести излишнего вреда, а иногда даже спасти от смерти; она экономит средства и уменьшает распространение устойчивости к противомикробным препаратам (УПП). Никогда еще предотвращение ИСМП не было столь актуальным.
Прошлые вспышки болезни, вызванной вирусом Эбола, быстрое распространение других новых вирусов, таких как возбудитель тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) или коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (БВРС-КоВ), а также неумолимый марш устойчивости к противомикробным препаратам (УПП) демонстрируют, как ограниченность или полное отсутствие программ профилактики инфекций и инфекционного контроля в сочетании с неадекватным водоснабжением, плохой санитарией и слабой гигиенической инфраструктурой в медицинских учреждениях могут угрожать глобальной безопасности в отношении здоровья. При таких вспышках медицинские учреждения вместо того, чтобы служить центрами по борьбе с заболеванием, становились опасными местами, усугубляющими распространение инфекции среди персонала и пациентов и ее передачи обратно в сообщества.
Наращивание потенциала в области профилактики инфекций и инфекционного контроля (ПИИК [IPC]) как на национальном, так и на местном уровне способствует оптимизации оказания интегрированных, высококачественных и ориентированных на нужды людей медицинских услуг и прогрессу в направлении всеобщего охвата услугами здравоохранения. В данном контексте должная практика ПИИК вносит вклад и в достижение целей в области устойчивого развития (ЦУР) Организации Объединенных Наций, относящихся к охране здоровья детей и женщин.
Контакты ▼
Читайте также: