Межведомственная комиссия профилактика вич инфекции

Обновлено: 19.04.2024

от 11 мая 1999 года N 132

О создании межведомственной комиссии по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан

(с изменениями на 2 марта 2021 года)

1. Создать межведомственную комиссию по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан.

2. Утвердить прилагаемое Положение о межведомственной комиссии по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан и ее состав.

Утверждено
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 11 мая 1999 г. N 132

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

1. Межведомственная комиссия по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан (далее - комиссия) создана для обеспечения координации деятельности республиканских органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области профилактики ВИЧ-инфекции.

2. Основными задачами комиссии являются:

анализ ситуации в области профилактики ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан и прогнозирование ее изменения;

координация деятельности республиканских органов исполнительной власти, решающих в пределах своей компетенции вопросы профилактики ВИЧ-инфекции;

разработка рекомендаций и подготовка предложений, касающихся комплексного подхода к решению вопросов профилактики ВИЧ-инфекции;

координация разработки проектов республиканских целевых программ в области профилактики ВИЧ-инфекции.

3. Комиссия имеет право:

запрашивать и получать от республиканских органов исполнительной власти, местных администраций, государственных организаций материалы и информацию по вопросам, относящимся к ее компетенции;

создавать временные или постоянные рабочие группы для оперативной и качественной подготовки проектов решений комиссии и других документов;

вносить предложения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в Правительство Республики Башкортостан, Администрацию Главы Республики Башкортостан;

при необходимости привлекать к участию в работе комиссии представителей других республиканских органов исполнительной власти и организаций.

4. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее состава. Члены комиссии принимают участие в заседаниях без права замены.

5. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии путем открытого голосования и оформляются в виде протоколов ее заседаний. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.

6. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии возлагается на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

7. Ответственность за работу комиссии и выполнение возложенных на нее функций и задач несет председатель комиссии.

Утвержден
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 11 мая 1999 г. N 132

СОСТАВ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

министр здравоохранения Республики Башкортостан, председатель межведомственной комиссии

главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, секретарь межведомственной комиссии

заместитель министра культуры Республики Башкортостан

руководитель отдела по работе с лечебными учреждениями Уфимской Епархии Русской Православной Церкви (по согласованию)

заведующий отделом проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения в медицинских организациях государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский центр медицинской профилактики

начальник отдела печатных средств массовой информации Агентства по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан

заведующий отделом здравоохранения, труда и социальной защиты населения департамента социального развития Правительства Республики Башкортостан

заведующий кафедрой инфекционных болезней с курсом Института дополнительного профессионального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России (по согласованию)

председатель Региональной общественной организации по поддержке и помощи людям "Позитивная среда" в Республике Башкортостан (по согласованию)

заместитель министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

эпидемиолог Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан" (по согласованию)

заведующий сектором воспитательной работы с несовершеннолетними и молодежью Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан

помощник директора государственного унитарного предприятия Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан

заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан

председатель Общественной палаты Республики Башкортостан (по согласованию)

начальник Военно-медицинской службы Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Башкортостан (по согласованию)

заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (по согласованию)

советник Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан (по согласованию)

заведующий отделом публицистики газеты "Единая Россия. Башкортостан" (по согласованию)

начальник федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 2" Федеральной службы исполнения наказаний (по согласованию)

Утвержден
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 11 мая 1999 г. N 132

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВИРУСА ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федерального медико-биологического агентства от 22 июня 2007 г. № 189 "О дополнительных мерах по борьбе с ВИЧ-инфекцией"

Приказ Федерального медико-биологического агентства от 22 июня 2007 г. № 189 "О дополнительных мерах по борьбе с ВИЧ-инфекцией"

Среди инфицированных 80% составляют лица в возрасте 15-30 лет, из них 50% нигде не работают и не учатся. Почти 60% инфицированных одновременно заражены вирусами гепатитов В и С. Более 70% всех случаев заражения вирусом иммунодефицита связаны с внутривенным введением наркотиков. С 2003 г. растет доля полового пути в распространении ВИЧ-инфекции, которая к 2006г. уже достигла 28%. Интенсивно растет число беременных женщин инфицированных вирусом иммунодефицита. От ВИЧ- инфицированных матерей родилось 334 ребенка, у 31 из которых установлен диагноз ВИЧ-инфекции (9,3%). Коэффициент передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку является очень высоким, что указывает на плохую организацию профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

Несмотря на высокий уровень инфицированности вирусом иммунодефицита, в ряде муниципальных образований, обслуживаемых ФМБА России до настоящего времени не организовано полноценное диспансерное наблюдение за ВИЧ-инфицированными, не обеспечена своевременная диагностика и антиретровирусное лечение больных. Профилактика вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку проводится в недостаточном объеме. Наиболее высокие показатели инфицированности детей вирусом иммунодефицита человека, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей регистрируются в г. Димитровграде (18%) и Обнинске (23%).

В городах с высоким уровнем инфицированности населения вирусом иммунодефицита отсутствует современное лабораторное оборудование для осуществления клинико-лабораторного мониторинга с определением вирусной нагрузки и иммунного статуса.

Медицинские работники не достаточно подготовлены по вопросам клиники, диагностики, лечения, профилактики и организации мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией.

В целях улучшения качества работы по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции среди обслуживаемого населения, в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по разделу "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ" приказываю:

1. Начальникам ЦМСЧ/МСЧ NN 1, 8, 15, 31, 32, 38, 51, 59, 71, 81, 141, 172, организовать в течение 2007 г. в структуре лечебно-профилактических учреждений отделы по борьбе с ВИЧ-инфекцией (далее - Отделы).

2. Возложить на Отделы функции по организационно-методическому руководству работой по борьбе с ВИЧ-инфекцией, проведению антиретровирусного лечения, осуществлению клинико-лабораторного мониторинга с определением вирусной нагрузки и иммунного статуса ВИЧ-инфицированных, пропаганде знаний среди населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании и др.

3. Начальникам ЦМСЧ/МСЧ NN 8, 15, 31, 32, 38, 51, 59, 71, 81, 141, 172, руководителям территориальных органов управления NN 8, 15, 31, 32, 38, 51, 59, 71, 141, 170, 172, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии NN 31, 51, 71, 81, 172:

3.1. Провести в 2007 г. подготовительную работу по созданию Отделов, в том числе по их размещению и подбору кадров.

3.2. Определить специалистов нуждающихся в подготовке по вопросам клиники, диагностики, лечения, профилактики и лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.

4. Начальникам ЦМСЧ/МСЧ, главным врачам клинических больниц, руководителям территориальных органов, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России:

4.1. Внести в программы по борьбе с ВИЧ/СПИД коррективы с учетом изменения эпидемиологической обстановки, обратив особое внимание на организацию и проведение профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату.

4.2. Активизировать работу межведомственных комиссий по координации деятельности и расширения сотрудничества органов исполнительной власти, неправительственных, общественных и религиозных организаций по вопросам борьбы с ВИЧ-инфекцией.

4.3. Организовать привлечение средств массовой информации для разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.

4.4 Ежегодно проводить подготовку медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ/СПИД.

5. Начальникам ЦМСЧ/МСЧ, главным врачам клинических больниц, директору ФГУЗ Центр крови обеспечить:

5.1. Доступность комплексного специфического лечения ВИЧ-инфицированных и внедрение полномасштабной медикаментозной профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку.

5.2. Развертывание на базе существующих лечебно-профилактических учреждений отделений для проведения диспансерного наблюдения и лечения больных ВИЧ/СПИДом.

5.3. Совершенствование системы безопасности донорской крови на основе внедрения ее карантинизации, более широкое использование кровезаменителей, создание банков данных на кадровых доноров и лиц, отстраненных от донорства.

5.4. Медицинские учреждения препаратами для экстренной профилактики заражения ВИЧ при работе медицинского персонала с кровью и проведении парентеральных манипуляций.

5.5. Соблюдение режимов дезинфекции и стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях.

6. Руководителям территориальных органов:

6.1. Активизировать координацию мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией, чаще выносить на рассмотрение органов исполнительной власти и местного самоуправления вопросы по противодействию распространения ВИЧ-инфекции.

6.2. Ужесточить контроль за безопасностью донорской крови и медицинских парентеральных вмешательств в целях предупреждения нозокомиального пути передачи вируса иммунодефицита.

7. Начальнику управления организации медицинской помощи Хавкиной Е.Ю., главному врачу Головного центра гигиены и эпидемиологии Богдану С.А.:

7.1. Разработать до 01.10.2007 Типовое положение об отделе по борьбе с ВИЧ-инфекцией.

7.2. Организовать и провести межрегиональные совещания по вопросам совершенствования мер борьбы с ВИЧ-инфекцией среди населения, обслуживаемого ФМБА России, в гг. Лесном Свердловской области с 3 по 7 сентября 2007 г., Заречном Пензенской области с 2 по 6 октября 2007 г. и Пересвете Московской области с 22 по 26 октября 2007 г.

7.3. Организовать в 2007 - 2008 гг. подготовку специалистов Отделов по вопросам лабораторной диагностики, определения вирусной нагрузки и иммунного статуса.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителя Л.Н. Бежину и В.В. Романова.

Руководитель В.В. Уйба

Приказ Федерального медико-биологического агентства от 22 июня 2007 г. N 189 "О дополнительных мерах по борьбе с ВИЧ-инфекцией"

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

от 16 августа 1994 года N 170

О мерах по совершенствованию профилактики
и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

Задача профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации признана общегосударственной и является одним из приоритетов здравоохранения России.

Организация и проведение на первом этапе борьбы с ВИЧ-инфекцией в 1987-1993 годы массового скрининга позволили определить реальные масштабы распространения ВИЧ-инфекции в России, выявить особенности ее распространения по регионам и среди отдельных групп населения.

Раннее выявление, диспансеризация, лечение и обеспечение психологической и социальной поддержки ВИЧ-инфицированных позволяют продлевать их жизнь, трудоспособность и социальную активность.

В ряде территорий центры по профилактике и борьбе со СПИДом, обладая квалифицированными кадрами и современной материально-технической базой, включаются в организацию работы по проблемам инфекционной патологии, тесно связанной с их основной деятельностью по профилактике ВИЧ-инфекции (профилактика вирусных гепатитов, оппортунистических инфекций, нозокомиальных инфекций и др.).

Несмотря на определенные успехи в организации системы профилактики и борьбы со СПИДом, в проводимой работе имеет место ряд недостатков:

- практически прекращена деятельность межведомственных комитетов (комиссий) по борьбе со СПИДом, вследствие чего не осуществляется координация деятельности ведомственных структур, неправительственных организаций, средств массовой информации;

- до настоящего времени не созданы центры по профилактике и борьбе со СПИДом на ряде административных территорий (Владимирская, Московская, Тамбовская, Ивановская обл. и др.);

- ввиду отсутствия четкой регламентации организационной и штатной структур и видов деятельности, центры по профилактике и борьбе со СПИДом реорганизуются в учреждения, занимающиеся изучением иммунологического статуса населения, венерическими болезнями, общими вопросами инфекционных заболеваний, в то время как их основная работа должна иметь эпидемиологическую направленность и в первую очередь заключаться в профилактике распространения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний, обучении населения методам предохранения от заражения ВИЧ, штатные расписания центров зачастую не отвечают объемам работы и эпидемической ситуации на местах;

- основной упор в работе подавляющего большинства центров по профилактике и борьбе со СПИДом делается на массовое серологическое обследование населения, вводится обязательное обследование целых групп населения, не предусмотренных "Правилами медицинского освидетельствования на выявление заражения вирусом СПИД";

- требуют существенной доработки директивные и методические документы, регламентирующие порядок и безопасность оказания отдельных видов медицинской помощи (переливания крови и гемокомпонентов, эндоскопической с эндохирургическими вмешательствами, стоматологической и др.);

- не отработана единая технология организационного и лечебно-диагностического процессов по оказанию стационарной, консультативной, амбулаторно-поликлинической помощи (в том числе и диспансерного наблюдения), лечения и реабилитации ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;

- не налажена преемственность в диспансерном наблюдении и лечении ВИЧ - инфицированных;

- не внедрены в практику обследования на ВИЧ-инфекцию дотестовое и послетестовое консультирование;

- отсутствует методологическая база, регламентирующая деятельность социальных работников, медицинских и немедицинских психологов с молодежью, представителями групп населения, подвергающихся высокому риску заражения ВИЧ;

- слабо ведется подготовка медицинских кадров в высших и средних специальных учебных заведениях по вопросам соблюдения противоэпидемического режима в ЛПУ, своевременной и качественной диагностики ВИЧ-инфекции (СПИДа).

В целях повышения эффективности мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, улучшения качества диагностики, лечения, диспансерного наблюдения инфицированных и больных,

1. Методические указания по организации лечебно-диагностической помощи и диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией и СПИДом (Приложение 1).

2. Типовое положение о территориальном Центре по профилактике и борьбе со СПИДом (республиканском - республик в составе Российской Федерации, краевом, областном, городском) (Приложение 2).

3. Рекомендуемый перечень специалистов подразделений территориального Центра по профилактике и борьбе со СПИДом (Приложение 3).

4. Положение о кабинете психосоциального консультирования и добровольного обследования на ВИЧ (Приложение 4).

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, бассейнов на водном транспорте, на воздушном транспорте:

1.1. Возобновить работу межведомственных комитетов (комиссий, рабочих групп) по профилактике и борьбе со СПИДом республиканского и территориального подчинения.

1.2. До 01.10.94 завершить разработку и утверждение региональных программ по профилактике ВИЧ-инфекции.

1.3. Обеспечить оказание всех видов диагностической, лечебно-диагностической и консультативной помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом в соответствии с "Методическими указаниями по организации лечебно-диагностической помощи и диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией и СПИДом" (Приложение 1).

1.4. Внести изменения в структуру и штатное расписание в соответствии с "Типовым положением о территориальном Центре по профилактике и борьбе со СПИДом" (Приложения 2 и 3).

1.5. В целях предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в лечебно-профилактических учреждениях возложить обязанности ответственных по профилактике ВИЧ-инфекции в ЛПУ на заместителей главных врачей по лечебной работе (по эпидвопросам - при наличии).

1.6. Запретить проведение обязательного обследования контингентов населения, не предусмотренных действующими "Правилами медицинского освидетельствования на выявление заражения ВИЧ".

1.7. Ввести в состав аттестационных комиссий руководителей территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом.

1.8. При аттестации на высшую, первую и вторую аттестационные категории врачей и среднего медицинского персонала всех специальностей проверять знание вопросов ВИЧ-инфекции.

1.9. В связи с признанием проблемы борьбы со СПИДом государственной задачей реорганизацию центров по профилактике и борьбе со СПИДом, влекущую за собой изменение их задач и функций, осуществлять только по согласованию с Минздравмедпромом России.

1.10. В обязательном порядке организовать проведение консультирования всех лиц, проходящих тестирование и, в первую очередь, проходящих добровольное (анонимное) тестирование в соответствии с "Положением о кабинете психосоциального консультирования и добровольного обследования на ВИЧ". (Приложение 4).

1.11. Усилить работу по взаимодействию центров со средствами массовой информации, неправительственными организациями, молодежью и представителями групп населения, подвергающихся высокому риску заражения ВИЧ, выделив в составе центра группу специалистов, ответственных за этот раздел работы.

1.12. В целях улучшения качества медицинской помощи населению, организации и проведения профилактических мероприятий обеспечивать выполнение директивных документов, регламентирующих диагностику, лечение, контроль качества диагностики и лечения ВИЧ-инфекции /СПИД, только утвержденных или согласованных Минздравмедпромом России.

1.13. В целях более полного и эффективного использования материально-технических и кадровых ресурсов разрешить территориальным центрам по профилактике и борьбе со СПИДом проведение референс-диагностики с правом установления окончательного лабораторно-клинического диагноза ВИЧ-инфекции.

1.14. Запретить применение для целей диагностики, профилактики и лечения ВИЧ-инфекции, парентеральных гепатитов, оппортунистических и других инфекций, средств и методов, не разрешенных Минздравмедпромом России.

1.15. Информацию о выполнении настоящего приказа представлять в Минздравмедпром России ежегодно к 1 марта.

2. Начальнику Управления профилактической медицины (Халитову Р.И.):

2.1. Разработать медико-экономические стандарты оказания всех видов медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом и СПИД-ассоциированными заболеваниями;

2.2. Привести в соответствие с современными требованиями директивные и методические документы, регламентирующие порядок и безопасность оказания отдельных видов медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий при ВИЧ-инфекции/СПИДе.

2.3. В срок до 01.09.95 подготовить сборник основных нормативных документов по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа.

2.4. Организовать проведение регулярного контроля качества лабораторной диагностики на ВИЧ-инфекцию.

2.5. В срок до 01.11.94 разработать типовые положения о структурных подразделениях территориального центра по профилактике и борьбе со СПИДом.

3. Начальнику Управления медицинской информатики и статистики (Погореловой Э.И.) в целях максимального обеспечения сохранения врачебной тайны и ограничения круга лиц, имеющих доступ к информации о ВИЧ-инфицированных, подготовить и внести в Госкомстат России предложения об изменении государственных статистических форм отчетности (ф-58).

4. Руководителю Республиканского центра медицинской профилактики Минздравмедпрома России (Богун Т.Ф.), в срок до 01.06.95 создать банк информационных и пропагандистских материалов по вопросам ВИЧ-инфекции/СПИД, разработанных территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом.

Приложение 1
к приказу Минздравмедпрома РФ
от 16.08.1994 N 170

Методические указания по организации
лечебно-диагностической помощи и
диспансерного наблюдения за больными
ВИЧ-инфекцией и СПИДом

Разнообразие клинических проявлений инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), ее длительное течение и плохой прогноз настоятельно требуют оптимизации методов оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным на территории Российской Федерации.

Особое значение в организации лечебной помощи ВИЧ-инфицированным лицам имеет применение правильной терапевтической тактики, создание адекватной поддерживающей пациентов психологической атмосферы на всех этапах лечения, независимо от стадии заболевания. Исключительное значение для судьбы больных ВИЧ-инфицированных имеет быстрое внедрение в практику новейших методов терапии заболевания.

Несмотря на то, что СПИД остается заболеванием, трудно поддающимся лечению, доказано, что вовремя начатое и систематическое лечение современными препаратами и просто забота о психологическом состоянии пациента способны продлить жизнь больного на несколько лет и улучшить его состояние.

Целью данных методических указаний является создание единой системы оказания помощи ВИЧ-инфицированным, основанной на соблюдении преемственности и координации усилий специалистов, работающих над разработкой новейших методов лечения ВИЧ-инфекции и СПИДа, и врачей, непосредственно оказывающих помощь ВИЧ-инфицированным лицам.

Часть 1
Клиника, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции

1.1. Этиология, эпидемиология, патогенез ВИЧ-инфекции

ВИЧ-инфекция - болезнь, развивающаяся в результате многолетнего персистирования в лимфоцитах, макрофагах и клетках нервной ткани вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) и характеризующаяся медленно прогрессирующим дефектом иммунной системы, который приводит к гибели больного от вторичных поражений, описанных как синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), или от подострого энцефалита.

Вирус иммунодефицита человека относится к семейству ретровирусов. Это РНК-вирус, содержащий фермент - обратную транскриптазу, наличие которого позволяет синтезировать вирусную ДНК и обеспечивает тем самым интеграцию генетического материала вируса и клетки хозяина. В настоящее время известны 2 типа вируса: ВИЧ-1 и ВИЧ-2, последний встречается в основном в Западной Африке. В состав ВИЧ-1 входят следующие основные белки и гликопротеиды (антигены): структурные белки оболочки (env - gp160, gp120, gp41), ядра (gag- p17, p24, p55), а также ферментов вируса (pol - p31, p51, p66).

ВИЧ-2 содержит: env gp140, gp105, gp36; gag-p16, p25, p56; pol - p68. Принято считать, что ВИЧ-2 имеет сходные свойства, распространяется теми же путями, что и ВИЧ-1 и вызывает подобное ВИЧ-1 заболевание. Вероятно, инфекция, вызываемая ВИЧ-2, имеет некоторые отличия. Наиболее распространено мнение, что ВИЧ-2 имеет меньшую способность к распространению и медленнее разрушает иммунную систему, но научных разработок, освещающих этот вопрос, пока недостаточно.

Источником ВИЧ-инфекции является человек. Почти во всех биологических жидкостях инфицированного человеческого организма (кровь, сперма, спинномозговая жидкость, грудное молоко, влагалищный и цервикальный секрет) в различной концентрации обнаруживаются вирусные частицы.

ВИЧ может передаваться при половых контактах, при переливании инфицированной крови и ее препаратов, использовании контаминированного ВИЧ медицинского инструментария, от инфицированной матери ребенку и от инфицированного ребенка матери во время кормления грудью, а также от инфицированной матери ребенку во время беременности и родов.

ВИЧ преимущественно избирательно поражает клетки, имеющие CD4-рецепторы, на которые адсорбируется ВИЧ: Т-лимфоциты хелперы, макрофаги, В-лимфоциты, клетки нейроглии, клетки слизистой кишечника, дендритные и некоторые другие клетки.

На основании четкой связи прогрессирования заболевания со снижением у больного количества СD4-лимфоцитов считают, что уменьшение количества этих клеток является главной особенностью патогенеза заболевания. Однако механизм этого процесса не имеет пока убедительных объяснений. Нарушается и функция лимфоцитов хелперов/индукторов, приводящая к спонтанной активации В-клеток и развитию поликлональной гипергаммаглобулинемии за счет продукции неспецифических иммуноглобулинов, повышается концентрация циркулирующих иммунных комплексов. В результате снижается сопротивляемость к вторичным инфекциям и неоплазмам. Кроме того, за счет прямого цитопатического действия вируса или в результате опосредованного действия (аутоиммунные механизмы) возможно поражение клеток нервной системы, различных клеток системы крови, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, эндокринной и других систем. Все это обусловливает разнообразие клинической симптоматики и полиорганность поражений.

1.2. Лабораторные критерии для постановки диагноза ВИЧ-инфекции

Основным методом лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции является обнаружение антител к вирусу с помощью иммуноферментного анализа. Антитела к ВИЧ появляются у 90-95% зараженных в течение 3-х месяцев после заражения, у 5-9% через 6 месяцев от момента заражения и у 0,5-1 % в более поздние сроки. Наиболее ранний срок обнаружения антител - 2 недели от момента заражения. В терминальной фазе СПИД количество антител может значительно снижаться, вплоть до полного их исчезновения. Серологическая диагностика инфекции ВИЧ на первом этапе строится на выявлении суммарного спектра антител против антигенов ВИЧ с помощью твердофазного иммуноферментного анализа. На втором этапе методом иммунного блотинга (Western blot) проводится определение антител к отдельным белкам вируса.

1.2.1. Забор материалов, транспортировка и хранение сывороток крови.

Забор крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8° С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. Лучше всего сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием или обводкой крови по стенке пробирки пастеровской пипеткой, либо стеклянной палочкой. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8° С.

1.2.2. Оборудование, необходимое для проведения иммуноферментного анализа.


и.о. начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, в г. Полевском и в Сысертском районе, заместитель председателя комиссии (по согласованию)

зам. начальника Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 (по согласованию)

председатель территориальной комиссии города Полевского по делам несовершеннолетних и защите их прав (по согласованию)

председатель Городского Координационного Совета Профсоюзов Полевского городского округа (по согласованию)

исполнительный директор Полевского филиала Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (по согласованию)

© 2022 Официальный сайт Администрации Полевского городского округа

Порядок поступления на службу
Муниципальная служба
Администрация ПГО

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Президент России
  • Государственная дума Федерального Собрания РФ
  • Портал государственных услуг
  • Национальный антитеррористический комитет
  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области
  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
  • Министерство промышленности и науки Свердловской области
  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ
  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
  • Счетная палата Свердловской области
  • Избирательная комиссия Свердловской области

Читайте также: