Межведомственное взаимодействие по туберкулезу

Обновлено: 24.04.2024

Презентация на тему: " Обмен опытом межсекторного взаимодействия в вопросах привлечения к обследованию контингента на туберкулез и ВИЧ-инфекцию. Факторы, влияющие на обхват больных." — Транскрипт:

2 Ивановская область Площадь 21,4 тыс. км² 21 район 7 городских административных округов Население: 2007г. – человек (1,1%) 2008г. – человек (0,8%) 2009г. – человек (0,6%)

5 Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Ивановской области: В Ивановской области обследовано на ВИЧ-инфекцию : в 2007 г человек в 2008 г человек В 2009 г. – человек на гепатит В человек на гепатит С человека В Ивановской области на сегодняшний день 4433 ВИЧ- инфицированных. Пораженность на населения в 2009 г. составила 411,2 ( РФ – 308,3). За все годы наблюдения умерло ВИЧ - инфицированных в Ивановской области человек: из них в 2007 г. - 85, 2008 г. – 56, 2009г.-140.

6 ГодыКол-во обследованныхКоличество выявленных ВсегоМужЖенВсего ВИЧ

7 Охват населения профилактическими флюорографическими осмотрами, в %

8 Заболеваемость туберкулезом в Ивановской области, ЦФО и России, на 100 тыс.нас. 631 чел. 610 чел. 8

9 Болезненность туберкулезом в Ивановской области, ЦФО и России, на 100 тыс.нас чел чел.

10 Смертность от туберкулеза в Ивановской области, ЦФО и России, на 100 тыс.нас. 108 чел. 127 чел.

12 Ивановская область Количество больных туберкулезом, сочетанным с ВИЧ – инфекцией данные без УФСИН (абс. циф.) Контингенты: Преобладают мужчины – 85% Возраст 25 – 34 года – 44%, Возраст 18 – 24 года – 27%, Лица БОМЖ – 10%

13 Число больных ВИЧ-инфекцией, взятых на ВААРТ, в течение года, в т.ч. с ТБ

15 С целью раннего выявления туберкулеза в областном противотуберкулезном диспансере с апреля 2004 года был организован консультативный прием пациентов с ВИЧ-инфекцией и больных туберкулезом так, чтобы их потоки не пересекались для исключения возможности контакта и инфицирования.

16 Выделенные ставки ОПТД для работы с ВИЧ-инфицированными: 1,0 ставка врача – фтизиатра (до- и после тестовые консультации, скрининг и референс - диагностика). 0,25 ставки врача – фтизиопедиатра (осмотр детей и рекомендации ).

17 Органы управления здравоохранения Своевременная информации о результатах работы по наблюдению детей, R 75 УПМСП контроль за постановкой р. Манту у детей Фтизиопедиатр в СПИД Центре. Осмотр детей с целью раннего выявления заболевания туберкулезом. Рекомендации по своевременному проведению обследования эпидокружения новорожденного. ОПТД, тубкабинеты : 1.Уточнение эпид. данных. 2. Рекомендации по превентивной терапии. 3. Своевременная госпитализация (изоляция ребенка).

18 Порядок выявления туберкулеза у ВИЧ – положительных пациентов: 1. ВИЧ-инфицированные пациенты идут на прием в ОПТД с направлением Центра по профилактике и борьбе со СПИД. В направлении указана дата выявления ВИЧ и стадия ВИЧ-инфекции. 2. На каждого пациента заводится амбулаторная карта, подробно выясняется анамнез, группы риска. 3. С каждым проводится беседа о возможных путях заражения туберкулезом, повышенном риске заболевания и необходимости обследования у фтизиатра раз в шесть месяцев. При наличии клинических признаков легочного заболевания – обращение более раннее.

19 4. После осмотра ВИЧ- положительного пациента фтизиатр направляет на реакцию Манту с 2ТЕ. 5. Назначается крупнокадровая флюорография в 2-х проекциях. 6. По клиническим показаниям обследуется мокрота на МБТ и проводится R-ТМГ- обследование.

20 Согласно методическим указаниям превентивное лечение туберкулеза проводится: 1. На ранних стадиях ВИЧ-инфекции показания к превентивному лечению туберкулеза те же, что и у не инфицированных ВИЧ( контакт с туберкулезным больным или гиперергическая реакция Манту). Рекомендуется использовать изониазид в дозе 0,3 ежедневно в течение 6 месяцев или 2 противотуберкулезных препарата в течение 3-х месяцев.

21 2. На поздних стадиях ВИЧ-инфекции показанием к началу превентивной терапии является положительная реакция Манту и низкий иммунный статус. У групп высокого риска(контакты, язвенная болезнь, сахарный диабет) показание к терапии является регистрация хотя бы одного из трех критериев, свидетельствующих о выраженном иммунодефиците: - уровень СД4 ниже 200 кл./мкл; - число лимфоцитов менее 1200 кл./мкл; - появление одного из СПИД-индикаторных состояний.

22 Превентивное лечение туберкулеза на поздних стадиях ВИЧ-инфекции проводится по следующей схеме: три месяца изониазид 0,3 г. + пиразинамид 1,5г. Дальнейшая тактика зависит от состояния пациента: при прогрессировании иммунодефицита прием препаратов продолжается, при повышении показателей иммунного статуса, исчезновении клинических проявлений иммунодефицита- прекращается, но пациент наблюдается и проходит контрольное обследование у фтизиатра в течение четырех месяцев 1 раз в 2 недели.

25 Преемственность работы фтизиатрической службы области с учреждениями УИС при оказании противотуберкулезной помощи больным ВИЧ- инфекцией. 1.Передача учреждениями УИС списков больных туберкулезом, освобождающихся в г.Иваново и Ивановскую область за месяц до их освобождения в организационно-методический отдел ОПТД и ИОЦ Пб СПИД. 2. Передача организационно-методическим отделом ОПТД данной информации участковым фтизиатрам и эпидемиологу ИОЦ Пб СПИД. 3. Предоставление учреждениями УИС подробных выписок из историй болезни на больных туберкулезом, освободившихся из заключения в ИОЦ Пб СПИД и ОПТД не позднее 14 дней после их освобождения.

26 4.Привлечение участковыми фтизиатрами и врачами – инфекционистами освободившихся больных к обследованию и лечению. 5. Организация продолжения лечения освободившихся из учреждений УИС больных в противотуберкулезных учреждениях области при консультативной поддержке специалистами ИОЦ Пб СПИД для продолжения лечения ВААРТ. 6. Организация и обеспечение четкого учета освободившихся больных туберкулезом с сочетанной патологией ВИЧ-инфекцией с использованием компьютерной базы данных.

30 Работая с людьми из группы риска, Фонд направляет их на обследование к врачу фтизиатру и врачу-инфекционисту. В свою очередь врачи этих учреждений обращаются к аутрич работникам фонда с просьбой отыскать пропавшего пациента, которому необходимо обследование или лечение.

31 В таких случаях часто арутрич работники выполняют социально-психологическую роль, убеждая пациента вернутся в учреждение или к лечению, узнают его жизненную ситуацию, пытаются совместно решить его проблемы (восстановление документов, льгот и пособий).

32 За 2009 год проектом снижения вреда было охвачено 476 ПИН, более 300 людей живущих с ВИЧ-инфекцией, в их число, входят и те пациенты, которые были направлены на консультации к врачам инфекционисту и фтизиатру. Так, фондом было направленно в Областной противотуберкулезный диспансер 150 человек.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 ноября 2020 года N 07-6607

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 ноября 2020 года N 12/5351

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 ноября 2020 года N МН-11/1548

О межведомственном взаимодействии

Во исполнение пункта 14 межведомственного комплекса дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020-2021 годы, утвержденного пунктом 7 раздела IV протокола заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 июня 2020 г. N 25, Минпросвещения России, МВД России, Минобрнауки России направляют рекомендации об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних "группы риска".

Директор Департамента
государственной политики в сфере
защиты прав детей
Минпросвещения России
Л.П.Фальковская

Временно исполняющий обязанности
начальника ГУОООП МВД России
Л.B.Веденов

Директор Департамента
государственной молодежной политики
Минобрнауки России
Д.В.Аширов

Рекомендации об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних "группы риска"

I. Общие положения

1.1. Рекомендации об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних "группы риска" (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 14 межведомственного комплекса дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020-2021 годы, утвержденного пунктом 7 раздела IV протокола заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 июня 2020 г. N 25.

Методические рекомендации адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), образовательным организациям (в том числе образовательным организациям высшего образования), территориальным органам МВД России, а также комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации и территориального (муниципального) уровня.

Настоящие Методические рекомендации направлены на совершенствование индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением на основе межведомственного взаимодействия.

Методические рекомендации могут являться основой для разработки локальных нормативных актов образовательных организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе организации обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел.

1.2. Профилактика правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

1.3. Межведомственное взаимодействие и обмен информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел осуществляется на постоянной основе через совместное планирование деятельности и проведение мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, их правовое воспитание, организацию личных встреч сотрудников, обмен сведениями и различными документами, в том числе посредством электронной почты.

II. Организация межведомственного взаимодействия между образовательными организациями и органами внутренних дел при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся

Совместная деятельность работников образовательных организаций и сотрудников подразделений территориальных органов внутренних дел (участковых уполномоченных полиции (далее - УУП), сотрудников подразделений: по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотиков, по противодействию экстремизму, государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - Госавтоинспекция) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся осуществляется в рамках трех основных профилактических периодов:

при подготовке к новому учебному году;

в течение учебного года;

в течение каникул.

2.1. Совместная профилактическая деятельность при подготовке к новому учебному году

2.1.1. При подготовке к новому учебному году приоритетным направлением совместной профилактической деятельности является организация максимального охвата несовершеннолетних обучающихся программами дополнительного образования, мероприятиями, реализуемыми в рамках рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы образовательных организаций.

2.1.2. В рамках совместной профилактической деятельности в указанный период:

проводятся мероприятия по установлению обстоятельств, препятствующих обучению несовершеннолетних, и устранению их причин и последствий;

разрабатывается, с учетом сведений о состоянии правопорядка в образовательной организации, криминогенной обстановки, особенностей образовательной организации и ее контингента, тенденций в подростковой среде, план совместных мероприятий территориального органа внутренних дел и администрации образовательной организации по профилактике правонарушений несовершеннолетних обучающихся на следующий учебный год (на основании пункта 105.1.1 Инструкции), включающий мероприятия с участием начальника и сотрудников других заинтересованных подразделений территориального органа МВД России (далее - План совместных мероприятий);

принимаются меры по организации подведения итогов реализации мероприятий Плана на совместных совещаниях, педагогических советах и т.д.;

принимаются меры по формированию (актуализации) состава коллегиального органа управления, предусмотренного уставом соответствующей образовательной организации, в сфере профилактики (например, Совета профилактики) (далее - коллегиальный орган в сфере профилактики), деятельность которого направлена на организацию и осуществление контроля за проведением первичной, вторичной и третичной профилактики социально опасных явлений (безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий) и социально опасных заболеваний среди несовершеннолетних обучающихся, в том числе в части обеспечения включения в состав указанного органа представителя территориального органа внутренних дел.

2.1.3. Сотрудники подразделений территориальных органов внутренних дел осуществляют деятельность по следующим направлениям:

2.1.3.1. Инспектор ПДН:

запрашивает в образовательной организации сведения об обучающихся, в том числе о детях, имеющих особый социальный статус (проживающих в многодетных или малообеспеченных семьях, находящихся под опекой, помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

запрашивает, в целях обеспечения организованного досуга несовершеннолетних, в образовательной организации в установленном порядке сведения о детских организациях и объединениях (военно-патриотической, правоохранительной и иной направленности), системе дополнительного образования (кружках, студиях и т.д.), спортивных секциях;

направляет в образовательную организацию данные о несовершеннолетних обучающихся, доставленных в орган внутренних дел за правонарушения и (или) антиобщественные действия, а также имеющиеся сведения о родителях (законных представителях), чьи дети обучаются в данной организации, отрицательно влияющих на несовершеннолетних детей либо не исполняющих (или ненадлежащим образом исполняющих) обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

информирует о состоянии правопорядка и характеристике образовательной организации, обучающихся и родителях, состоящих на профилактическом учете, запланированных мероприятиях, в том числе правового характера, УУП, сотрудников уголовного розыска, подразделения по контролю за оборотом наркотиков, подразделения Госавтоинспекции;

принимает участие в осуществлении анализа оперативной обстановки на территории образовательной организации;

участвует в мероприятиях по проверке объектов на территории образовательной организации на предмет противокриминальной защищенности и технической укрепленности;

участвует в мероприятиях по возобновлению образовательного процесса несовершеннолетними обучающимися, не приступившими к обучению, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях.

2.1.3.2. Сотрудник уголовного розыска:

поддерживает взаимодействие с УУП, сотрудниками ПДН в вопросах выявления и предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них;

осуществляет регулярный обмен оперативной и иной информацией, связанной с несовершеннолетними;

участвует в осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений экстремистского характера.

2.1.3.3. Сотрудник подразделения по контролю за оборотом наркотиков поддерживает взаимодействие с администрацией образовательной организации в вопросах противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров.

2.1.3.4. Сотрудник подразделения Госавтоинспекции:

совместно с представителями администрации образовательной организации и родительской общественности изучает условия дорожного движения вблизи образовательной организации и готовит предложения по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов;

выявляет причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения (далее - БДД);

проводит мероприятия по обучению детей основам ПДД, в том числе лекции, экскурсии, массовые мероприятия, участвует в родительских собраниях;

осуществляет проверку соответствия автотранспорта, предназначенного для перевозки детей, техническим нормам и стандартам;

оказывает консультативную методическую помощь в создании (корректировке) паспортов дорожной безопасности образовательных организаций и схем безопасных маршрутов движения детей.

2.1.4. Образовательная организация осуществляет деятельность по следующим направлениям:

принимает меры по организации максимального охвата несовершеннолетних обучающихся в летний период организованными формами досуга и занятости, в том числе через организацию летних оздоровительных площадок, работы детских организаций и объединений (военно-патриотической, правоохранительной и иной направленности), объединений системы дополнительного образования (кружков, студий и т.д.), спортивных секций;

формирует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы на следующий учебный год с учетом представленных территориальным органом внутренних дел сведений о состоянии правопорядка в образовательной организации, криминогенной обстановки, результатов анализа состояния профилактической работы, представленных коллегиальным органом в сфере профилактики, состояния учета несовершеннолетних, пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательной организации;

принимает участие в разработке Плана совместных мероприятий;

формирует (актуализирует) состав коллегиального органа в сфере профилактики, план его работы на следующий учебный год.

2.2. Совместная профилактическая деятельность в течение учебного года

2.2.1. В рамках совместной профилактической деятельности в указанный период:

проводятся мероприятия в рамках деятельности коллегиального органа в сфере профилактики;

осуществляется правовое просвещение несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей);

обеспечивается деятельность детских объединений правоохранительной направленности в образовательной организации;

проводятся мероприятия с участием несовершеннолетних обучающихся в соответствии с календарным планом воспитательной работы;

реализуется План совместных мероприятий, осуществляется мониторинг профилактической деятельности, оценка ее эффективности;

проводится индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением" (письмо Министерства науки и образования Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. N АК-923/07), с несовершеннолетними, пропускающими и систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;

принимаются меры по раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных деяний, фактов семейного неблагополучия.

2.2.2. Сотрудники подразделений территориальных органов МВД России осуществляют деятельность по следующим направлениям:

2.2.2.1. Инспектор ПДН:

участвует в осуществляемой образовательной организацией профилактической работе с обучающимися в соответствии с разработанным Планом совместных мероприятий;

выявляет несовершеннолетних, не приступивших к обучению, а также прибывших в образовательную организацию неподготовленными (не имеющих школьных принадлежностей, спортивной формы для занятий физической культурой, имеющими неопрятный внешний вид и т.д.);

размещает на информационных стендах образовательной организации наглядные материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выписки из нормативных правовых актов и законодательства Российской Федерации;

анализирует состояние правопорядка в образовательной организации, при необходимости (в случае осложнения оперативной обстановки, изменения контингента учащихся) инициирует перед руководителем органа внутренних дел внесение изменений в План совместных мероприятий;

организует индивидуальную работу с обучающимися образовательной организации, состоящими на профилактическом учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики);

проводит лекции и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), пропагандирующие законопослушное и безопасное поведение, принимает участие в классных часах и родительских собраниях (по правовой тематике, популяризации здорового образа жизни, о правилах поведения в общественных местах);

выявляет обучающихся, склонных к девиантному поведению, относящихся к антиобщественным группам, неформальным молодежным объединениям, а также ведущих замкнутый образ жизни и проявляющих суицидальные наклонности (в случае выявления указанных несовершеннолетних совместно с представителями образовательной организации и других учреждений системы профилактики проводит с ними индивидуальную профилактическую работу);

принимает участие в заседаниях коллегиальных органов управления образовательной организации (советов обучающихся, советов родителей несовершеннолетних обучающихся, педагогического совета и иных);


С 2013 года представители СОКПТД регулярно участвуют в рабочих совещаниях и коллегиях Администраций городов и районов Самарской области. В первом квартале этого года участие в коллегии Администрации Промышленного района г. Самара приняла Светлана Викторовна Уханова, заведующий диспансерным отделением № 4 СОКПТД. В 2015 году руководство СОКПТД предлагает новую организационную форму работы – создание Общественного совета при Самарском областном противотуберкулезном диспансере, который будет координировать работу по профилактике и раннему выявлению туберкулеза с учетом особенностей конктретного района.

Воекова Н.А., заместитель главного врача СОКПТД по организационно-методической работе ознакомила собравшихся с основными эпидемическими показателями по туберкулезной инфекции в Похвистневском районе за 2014 год.


Мямин Ю.В., заместитель главного врача СОКПТД по организационной работе (на фото справа), предложил создать Общественный совет, в который войдут представители СОКПТД и представители Администраций Похвистнево и Похвистневского района, и обозначил основные направления работы совета.

Заместитель главного врача Похвистневской центральной больницы города и района Титов Л.М. (на фото слева) хорошо знает все проблемы организации профилактики и раннего выявления туберкулеза в районе и поддержал создание Общественного совета. Медикам необходима помощь в более широком информировании жителей об основных мерах профилактики и раннего выявления туберкулеза, повышении ответственности работодателей по выполнению контроля своевременного прохождения сотрудниками профилактических осмотров на туберкулез.


Заведующий диспансерным отделением № 8 СОКПТД, расположенного в г. Похвистнево, Юрий Алексеевич Богданов рассказал собравшимся об основных проблемах, в решении которых может помочь Администрация города. Бывает, что больные туберкулезом, являющиеся бактериовыделителями, отказываются от лечения и скрываются от медицинских работников. В этих случаях медикам необходима помощь социальной службы, полиции, и прокуратуры – нужно защитить здоровых людей и оградить их от контакта с больным туберкулезом. При отсутствии лечения один больной туберкулезом с бактериовыделением может заразить до 15-20 человек в год.

М.Н. Кабаева информировала участников рабочего совещания о возможностях эффективной диагностики и лечения больных туберкулезом, которыми обладает областной противотуберкулезный диспансер - это оснащенная современным оборудованием бактериологическая лаборатория, рентгенологическое оборудование, в том числе компьютерный томограф, а также наличие всех медикаментозных препаратов, необходимых для лечения больных с туберкулезной инфекцией. Она напомнила присутствующим, что при выявлении больного на поздней стадии болезни, все возможности современной медицины могут оказаться бессильны.


Заместитель главы города по социальным вопросам Александр Александрович Сапсаев (на фото справа) поддержал предложение администрации СОКПТД о создании Общественного совета для организации более эффективного межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики, выявления и своевременного лечения туберкулеза.


В конце совещания собравшиеся приняли единогласное решение, о том, что вопросы, поднимаемые на совещании, были чрезвычайно полезны для более четкого понимания основных направлений совместной работы с целью улучшения ситуации по туберкулезу в Похвистневском районе. Создание Общественного совета было поддержано единогласно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2008, N 30, ст. 3616; 2018, N 32, ст. 5107) и подпунктом 5.2.103 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 26, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2, ст. 325; N 9, ст. 1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст. 4741; N 34, ст. 5255; N 49, ст. 6922; 2017, N 7, ст. 1066; N 33, ст. 5202; N 37, ст. 5535; N 40, ст. 5864; N 52, ст. 8131; 2018, N 13, ст. 1805; N 18, ст. 2638; N 36, ст. 5634; N 41, ст. 6273; N 50, ст. 7774; 2019, N 1, ст. 31; N 4, ст. 330), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза.

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу Порядка диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53, ст. 5185; 2006, N 3, ст. 297; 2017, N 34, ст. 5277).

Регистрационный N 54975

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 13 марта 2019 г. N 127н

Порядок
диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза

1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза (далее соответственно - диспансерное наблюдение, пациенты).

2. Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики, и осуществление лечения и медицинской реабилитации указанных лиц 1 .

3. Диспансерному наблюдению подлежат:

а) больные туберкулезом - больные активной формой туберкулеза;

б) лица с подозрением на туберкулез - лица, у которых при оказании медицинской помощи или проведении медицинского осмотра, диспансеризации выявлены признаки возможного заболевания туберкулезом, при наличии которых требуется проведение дополнительного обследования указанных лиц и (или) установление диспансерного наблюдения;

в) лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза, - лица, которые по месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы или учебы, месту отбывания наказания либо в месте содержания под стражей состоят или состояли в контакте с больным туберкулезом или с больным туберкулезом сельскохозяйственным животным 2 ;

г) лица, излеченные от туберкулеза.

4. Диспансерное наблюдение за лицами, указанными в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка, устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей 3 .

Диспансерное наблюдение за лицами, указанными в подпунктах "б"-"г" пункта 3 настоящего Порядка, организуется при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ 4 .

5. Диспансерное наблюдение организуется по месту жительства (места пребывания), а также по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.

6. Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-фтизиатры (врачи-фтизиатры участковые) медицинских противотуберкулезных организаций 5 , оказывающих противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях.

7. Предложения по установлению диспансерного наблюдения формируются врачом-фтизиатром (врачом-фтизиатром участковым) на основании проведенного в соответствии Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом 6 обследования и оформляются в виде эпикриза в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма N 025/у) 7 (далее - медицинская карта), включающего:

а) описание проведенного обследования и его результатов;

б) сведения об основном заболевании или о состоянии, включая установленный диагноз, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием;

в) обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у пациента оснований для установления диспансерного наблюдения;

г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья пациента и оказания ему медицинской помощи, необходимые для принятия решения об установлении диспансерного наблюдения.

8. Решение об установлении диспансерного наблюдения или его прекращении принимается врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации 8 на основании предложений, сформированных врачом-фтизиатром (врачом-фтизиатром участковым) в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка и оформляется в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении.

9. Об установлении и прекращении диспансерного наблюдения пациент (его законный представитель) извещается в письменной форме 9 . Рекомендуемые формы извещений об установлении и прекращении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации приведены в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Порядку.

Извещение в течение 3 рабочих дней со дня принятия врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации решения об установлении (прекращении) диспансерного наблюдения передается лично пациенту, в отношении которого было принято такое решение (его законному представителю), либо направляется по адресу места жительства (места пребывания) пациента заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае отказа пациента (его законного представителя) от подписания извещения об установлении или прекращении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации делается соответствующая запись в медицинской документации пациента, одновременно пациенту (его законному представителю) в доступной форме разъясняются его права и обязанности в связи с установлением или прекращением диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации.

10. Врач-фтизиатр (врач-фтизиатр участковый) при проведении диспансерного наблюдения:

а) ведет учет пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением;

б) устанавливает группу диспансерного наблюдения (далее - ГДН) и категорию наблюдаемых в рамках ГДН в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку, разрабатывает индивидуальный план диспансерного наблюдения пациента и вносит указанные сведения в медицинскую документацию пациента;

в) информирует пациента о порядке, объеме и периодичности диспансерного наблюдения;

г) на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи организует и осуществляет проведение диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая контролируемое лечение пациентов в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара;

д) организует обследование пациента с целью оценки эффективности проводимого курса химиотерапии на основе результатов микроскопии мокроты, посева мокроты и клинико-рентгенологических данных;

е) при наличии медицинских и (или) эпидемиологических показаний к оказанию специализированной медицинской помощи по профилю "фтизиатрия" направляет пациента в медицинскую противотуберкулезную организацию для оказания специализированной медицинской помощи;

ж) при наличии медицинских показаний направляет пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, к иным врачам-специалистам и медицинским работникам, в том числе медицинскому психологу, для проведения консультаций;

з) в случае невозможности посещения пациентом, подлежащим диспансерному наблюдению, медицинской противотуберкулезной организации в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций или неявки в назначенный день организует проведение диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому;

и) взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, органами местного самоуправления по вопросам социальной поддержки пациентов;

к) в течение 3 рабочих дней со дня установления диагноза туберкулез (получения актуализированных данных о пациенте) предоставляет в электронном виде с применением информационной системы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья сведения о больном туберкулезом для их последующего размещения в региональном сегменте Федерального регистра лиц, больных туберкулезом 10 .

11. В случае выезда пациента за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором указанное лицо проживало и осуществлялось его диспансерное наблюдение, в связи с изменением места жительства (места пребывания) на срок более 6 месяцев, пациент (законный представитель) обязан:

а) в срок не позднее 10 календарных дней до даты убытия (выезда) проинформировать медицинскую противотуберкулезную организацию об изменении места жительства (места пребывания) в целях прекращения диспансерного наблюдения в указанной медицинской организации;

б) в течение 10 календарных дней с даты прибытия на новое место жительства (место пребывания) обратиться в медицинскую противотуберкулезную организацию для установления в отношении него диспансерного наблюдения.

12. Медицинская противотуберкулезная организация, в которой осуществлялось диспансерное наблюдение пациента, указанного в пункте 11 настоящего Порядка:

а) в течение трех рабочих дней с момента получения информации об изменении места жительства (места пребывания) пациента принимает решение о прекращении в отношении него диспансерного наблюдения и готовит выписку из медицинской карты и (или) контрольной карты диспансерного наблюдения (форма N 030/у) 11 (далее - контрольная карта);

б) передает сведения о пациенте в медицинскую противотуберкулезную организацию по новому месту жительства (места пребывания), в том числе посредством Федерального регистра лиц, больных туберкулезом 12 .

13. При освобождении пациента из мест отбывания наказания в виде лишения свободы и мест содержания под стражей медицинская противотуберкулезная организация, осуществлявшая диспансерное наблюдение указанного лица, передает сведения о пациенте в медицинскую противотуберкулезную организацию по месту прибытия указанного лица, в том числе посредством Федерального регистра лиц, больных туберкулезом.

Указанный пациент обязан в течение 10 календарных дней с даты прибытия на место жительства (пребывания) обратиться в медицинскую противотуберкулезную организацию для установления и осуществления в отношении него диспансерного наблюдения.

14. Диспансерное наблюдение пациента прекращается в следующих случаях:

а) истечение сроков диспансерного наблюдения;

б) смерть пациента;

в) письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения 13 (за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 4 настоящего Порядка);

г) выезд за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором указанное лицо проживало и осуществлялось его диспансерное наблюдение, в связи с изменением места жительства (места пребывания) или на срок более 6 месяцев;

д) осуждение к лишению свободы;

е) освобождение из мест отбывания наказания в виде лишения свободы и мест содержания под стражей.

15. Врач-фтизиатр (врач-фтизиатр участковый) в случае наличия оснований, указанных в пункте 14 настоящего порядка, готовит предложения по прекращению диспансерного наблюдения для рассмотрения врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации, в которой пациент находился под диспансерным наблюдением, и оформляет их в виде эпикриза в медицинской карте, включающего:

а) описание проведенного обследования, лечения и их результатов;

б) сведения о перенесенном заболевании, а также об осложнениях, вызванных заболеванием;

в) обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у пациента оснований для прекращения диспансерного наблюдения;

г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья пациента и оказания ему медицинской помощи, необходимые для принятия решения о прекращении диспансерного наблюдения.

16. Сведения о диспансерном наблюдении вносятся в медицинскую карту и (или) контрольную карту.

17. Заместитель руководителя медицинской организации (иное уполномоченное должностное лицо) организует обобщение и проводит анализ результатов диспансерного наблюдения граждан, находящихся на медицинском обслуживании в медицинской противотуберкулезной организации, в целях оптимизации планирования и повышения эффективности диспансерного наблюдения.

1 Часть 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 27, ст. 4219) (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

2 Абзацы шестой - восьмой статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 48, ст. 6165; 2018, N 30, ст. 4548) (далее - Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ).

3 Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581).

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2017, N 31, ст. 4791.

5 Абзац десятый статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 48, ст. 6165; 2018, N 30, ст. 4548).

9 Пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2013, N 48, ст. 6165).

10 Пункт 8 Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2017 г. N 426 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 16, ст. 2421).

12 Пункт 13 Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2017 г. N 426 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 16, ст. 2421).

13 Статья 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165).

Приложение N 1
к Порядку диспансерного наблюдения
за больными туберкулезом, лицами,
находящимися или находившимися в
контакте с источником туберкулеза,
а также лицами с подозрением на
туберкулез и излеченными от туберкулеза,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 13 марта 2019 г. N 127н

Рекомендуемый образец
извещения об установлении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации

Читайте также: