Михаи л петро вич девята ев

Обновлено: 28.03.2024

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных во главе с лётчиком Михаилом Девятаевым совершила побег из нацистского концлагеря. Этот побег хотя и не сразу стал легендарным, но попал в учебники истории. Бегство со сверхсекретного полигона на немецком самолёте, которым никто из беглецов не умел управлять, больше похоже на сюжет из кино, но это абсолютно реальная история. Как именно беглецам удалось осуществить столь невероятное предприятие?

Лётчик или разведчик?

Михаил Девятаев родился в 1917 году в Пензенской губернии. Окончил речной техникум, работал на судах. После призыва в армию был направлен на учёбу в лётное училище, которое окончил в 1940 году. В сентябре 1941 года истребитель Девятаева был подбит в воздушном бою, сам лётчик получил тяжёлое ранение. После выздоровления медкомиссия признала его непригодным для дальнейших полётов на истребителях. После этого в биографии Девятаева появляется первая загадка. Согласно общепринятой версии, следующие несколько лет он служил в санитарной авиации, пилотировал "тихоход" У-2 и благодаря случайной встрече со старым командиром смог вернуться в истребительную авиацию в 1944 году (командир замолвил словечко перед Покрышкиным). Всего на счету старшего лейтенанта Девятаева 9 сбитых самолётов.

Однако в справке полковника Мандральского (начальника отдела контрразведки СМЕРШ 61-й армии), который и допрашивал Девятаева после возвращения, указано, что после ранения в сентябре 1941 года он несколько месяцев обучался в Высшей разведывательной школе РККА, после чего перешёл в санитарную авиацию. Однако в тот период не существовало учебного заведения с таким названием (возможно, в документе указано разговорное название какого-то специализированного учебного заведения). К тому же такие неожиданные рокировки типа "лётчик — разведчик" выглядят весьма необычно. Сам Девятаев ни разу не упомянул этот факт в своих мемуарах.

Плен

Снимок стартового стола в Пенемюнде. Фото: © Википедия

Снимок стартового стола в Пенемюнде. Фото: © Википедия

13 июля 1944 года самолёт Девятаева был сбит под Бродами и лётчик попал в плен. Первоначально он находился в лагере Кляйн-Кенигсберг. Согласно популярной версии, оттуда он пытался бежать, но группу раскрыли. Всем грозила смертная казнь, но парикмахер в лагере подменил номер Девятаева, и под фамилией Никитенко пленный был переведён в лагерь Заксенхаузен, а оттуда попал в лагерь Карлсхаген 1.

Эта история вызывает сомнения, и дело не в том, что беглецов немцы обычно сразу расстреливали, и не в том, что нельзя было подменить личность в лагере. Просто сохранилась учётная карточка Девятаева из лагеря Карлсхаген. В ней заключённый фигурирует под своим именем — Mikhail Dewjatajew и под номером 11 024.

Концлагерь находился неподалёку от засекреченного полигона Пенемюнде, где проводились испытания новейших образцов техники — ракет ФАУ. Рядом находилось два лагеря с названием Карлсхаген и одноимённая авиабаза с аэродромом. В одном лагере работали отобранные по всем немецким концлагерям специалисты, занимавшиеся производством ФАУ. Другой лагерь находился в ведении люфтваффе. Его заключённые использовались для аэродромных работ. Девятаев находился во втором.

Фото: © Wikipédia

Несмотря на то что полигон был строжайше засекречен, для английской разведки его местонахождение не было секретом. В 1943 году около 600 британских бомбардировщиков обрушили на него удар, в результате которого полигону был нанесён серьёзный урон. Погибло большое количество заключённых, а также обслуживающий персонал и некоторые специалисты (например, главный специалист по ракетным двигателям Тиль). После этой бомбардировки Пенемюнде уже не оправился, часть работ по производству ФАУ перенесли в другие места. Девятаев прибыл туда уже после этих событий.

Стоит также отметить, что мемуары непрофессиональных авторов писались в СССР с участием литературных редакторов, что может объяснять ряд некоторых нестыковок в угоду идеологической выверенности. Например, в мемуарах указано, что Девятаев вступил в партию ещё до попадания в плен. Однако в протоколах СМЕРШа сообщается, что Девятаев только бывший комсомолец. Партийной принадлежности в то время уделяли приоритетное внимание и выясняли первым делом после имени, поэтому этот протокол вызывает больше доверия, чем идеологически обработанные и дополненные явно художественными вставками мемуары.

Побег

Всего в группе Девятаева было десять человек: он сам, Иван Кривоногов, Владимир Немченко, Иван Олейник, Фёдор Адамов, Трофим Сердюков, Владимир Соколов, Михаил Емец, Пётр Кутергин и Николай Урбанович. Семеро были пленными красноармейцами, трое — из числа угнанных немцами на работу. Двое — Кривоногов и Емец — состояли в партии. Соколов в 16 лет был судим за кражу.

Самой главной загадкой побега остаётся один вопрос: как беглецы смогли проникнуть в самолёт на охраняемом аэродроме и, самое главное, успешно поднять в воздух незнакомую немецкую машину. Мало того что техника была Девятаеву незнакома (он пилотировал истребители, а не бомбардировщики), так ещё и все надписи были на немецком, которого он не знал.

Фото: © waralbum.ru

Согласно официальной версии, немецкие надписи Девятаев изучил сам, когда убирал сломанные приборные доски. Отламывал от них по кусочку и запоминал. А один из членов группы, готовившей побег, переводил ему, поскольку знал немецкий.

Правда, мало было изучить названия, нужно было понять принцип включения двигателей. Сделать это было ещё сложнее, поскольку узников к работающим самолётам не подпускали. По словам Девятаева, однажды ему всё-таки посчастливилось это увидеть. Он сгребал снег с крыла самолёта, а в это время немецкий пилот прогревал двигатель, и Девятаев через маленькое окошко сумел увидеть последовательность действий.

По другой версии, упоминаемой в некоторых немецких источниках, особенности работы двигателя ему продемонстрировал немецкий лётчик. Авиаторы в то время осознавали себя особой кастой, и пленные пилоты противника вызывали интерес. Они вполне могли общаться через переводчика как коллега с коллегой о каких-то мелочах (разумеется, не выдавая секретов), поэтому версия не выглядит такой уж невероятной, тем более что Девятаев был в аэродромной команде и мог встречаться там с немецкими пилотами. Те вполне могли показать любопытствующему пленному пилоту какие-то особенности техники, не чувствуя подвоха. Особенно учитывая тот факт, что бежать из лагеря было трудно. Мало того что он охранялся, так ещё и находился на полуострове, что осложняло задачу побега (к слову, первоначально Девятаев планировал бежать на лодке).

По третьей версии, изучить самолёт удалось благодаря невмешательству одного из охранников, который некогда был в русском плену, немного знал русский язык и симпатизировал узникам. Во время его дежурства Девятаев получал возможность исследовать самолёт, а охранник делал вид, что не замечает интереса советского военнопленного к машине.

Так или иначе, в общих чертах Девятаев получил представление о принципах управления немецким самолётом. Теперь оставалась не менее трудная задача — попасть в самолёт. Девятаев и четверо его напарников (остальные пять человек не были посвящены в план побега и узнали о нём в последний момент) работали в аэродромной маскировочной команде. Проникнуть на аэродром они могли, но как попасть в самолёт?

Несколько попыток перехватить самолёт с работающими двигателями не удались, мешали некстати появившиеся свидетели. Затем надолго установилась нелётная погода. И только 8 февраля 1945 года беглецам удалось осуществить свой план.

Их задачу несколько облегчало то, что в конце войны немцы испытывали страшную нехватку личного состава, все, кто умел держать ружьё, были отправлены на фронт, и охраной Карлсхагена занимались преимущественно части ландесшютцена. Это что-то вроде территориального ополчения, набранного из негодных для полноценной армейской службы мужчин.

Подготовка этих людей, конечно, была на куда более низком уровне, да и особого рвения они не проявляли. Вдобавок в начале февраля весь персонал полигона, аэродрома и лагерей готовился к эвакуации, части Красной армии были уже неподалёку. Неразбериха и "чемоданные настроения" также внесли свой вклад. В итоге в день побега десятерых беглецов охранял всего один конвоир.

Фото: © flickr/Greg Goebel

Во время размаскировки самолёта He-111 Кривоногов ударил охранника железной палкой по голове. После этого беглецы разместились в самолёте. Поскольку всё происходило во время обеда, никто не заметил захвата самолёта и прогрева моторов. Выруливание на взлёт также не вызвало никаких подозрений.

Взлететь удалось не с первого раза, но беглецам всё же удалось уйти, не вызвав подозрений. Немцы спохватились, только обнаружив охранника. Они организовали погоню, которая не принесла и не могла принести успеха. Без знания маршрута беглецов обнаружить их было почти невозможно, и отправленный за ними истребитель вскоре вернулся.

К слову, популярная легенда, согласно которой самолёт был напичкан суперсекретной аппаратурой, является гораздо более поздним мифом. Во-первых, даже в мемуарах самого Девятаева нет ни слова о секретной аппаратуре в самолете. Во-вторых, протокол офицеров из СМЕРШа, осмотревших самолёт, подтверждает это: "В самолёте, кроме трёх бортовых пулемётов, никакого вооружения и посторонних предметов не обнаружено".

Единственное, что было на самолёте, — часть оборудования для подвески ФАУ-1. С лета 1944 года немцы пытались использовать Не-111 для воздушного запуска ФАУ, однако из-за огромных потерь и низкой эффективности от этих самолётов отказались. На момент угона немецкий бомбардировщик использовался в Карлсхагене для обучения лётного состава.

Непростое возвращение

Фото: © Bundesarchiv

8 февраля около 15 часов угнанный самолёт приземлился в расположении 61-й армии. На подлёте он был обстрелян советскими зенитками и повреждён, из-за чего машину пришлось сажать на поле. В мемуарах Девятаева история заканчивается тем, что после возвращения все ликуют, обнимаются, а затем на руках несут беглецов в столовую. Однако в реальности всё было не так радужно.

Первым делом их отправили на допрос к СМЕРШевцам. Все аргументы изначально были против них: прилетели от немцев, на их самолёте, без документов, рассказывают невероятные истории про то, как угнали с охраняемого аэродрома самолёт, которым никто из них не умеет управлять. В СМЕРШе не скрывали, что подозревают в них немецких агентов. Полковник Мандральский, который вёл дело, так и написал в отчёте: "Допросы задержанных ведём в направлении изобличения их принадлежности к разведывательным органам противника".

Фото: © Википедия

Тем не менее никаких аргументов в пользу их связи с немецкой разведкой не было. Конечно, в условиях военного времени их история выглядела необычно. С другой стороны, именно её необычность и была аргументом против связи с немцами. Если бы тем потребовалось забросить своих агентов в расположение Советской армии, они явно сделали бы это менее заметным способом. Было очевидно, что перелёт на немецком самолёте переполошит всю армию и привлечёт к агентам ненужное внимание.

Поэтому рядовых достаточно скоро освободили и отправили на пополнение фронтовых частей. А вот Девятаев как офицер следствие заинтересовал и надолго задержался в фильтрационном лагере. В постсоветское время стала популярна легенда о том, что Девятаев после войны был репрессирован и долгие годы провёл к лагерях. Однако это не так.

Пребывание в фильтрационном лагере после возвращения из плена было стандартной проверкой. Для рядовых она, как правило, длилась несколько дней. Офицеров проверяли значительно строже. Девятаев задержался в фильтрационном лагере более чем на полгода, поскольку вызвал особый интерес у следователей. В советское время он эту проверку никогда публично не упоминал, но после распада СССР признался: "После побега мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной".

В сентябре 1945 года Девятаева ещё раз привезли на полигон, интересовавший советских специалистов. Поскольку он служил в аэродромной команде, а ракетный полигон находился в отдалении, ничего сверхсекретного он поведать не мог. Тем более что обычных пленных к полигону и близко не подпускали. Тем не менее он смог описать примерное расположение построек и объектов на острове.

Мирная жизнь

В ноябре 1945 года лётчик был уволен в запас. Однако первые годы мирной жизни оказались весьма непростыми. Из-за того что Девятаев побывал в плену, у него возникли проблемы при устройстве на работу. В итоге несколько лет ему пришлось проработать простым докером в порту. Только в 1949 году ему удалось вернуться на речной флот и стать капитаном катера. В дальнейшем был капитаном "Метеора".

Никакой известности Девятаев не имел вплоть до конца 50-х. Невероятный побег пленников так и мог бы остаться никому не известным эпизодом войны. Но в 1956 году Хрущёв на съезде КПСС развенчал культ личности. Начался пересмотр сталинской политики. Эти процессы не обошли стороной и бывших военнопленных. Если раньше при трудоустройстве надо было обязательно указывать в анкете, был ли человек в плену или на оккупированных территориях (что могло стать серьёзным минусом для карьеры), то теперь отношение к этой категории людей стало гораздо более терпимым.

В рамках курса на гуманизацию Михаил Шолохов пишет "Судьбу человека", главный герой которой — бывший военнопленный. Провинциальным журналистам уходит директива — искать людей, которые не получили достойной награды в сталинское время из-за пребывания в плену. Во время поисков в военкоматах журналист Ян Винецкий узнал историю Девятаева и заинтересовался ею.

Он приехал к лётчику, встретился с ним и написал большую статью о его подвиге. Статью прочитали в столице, и через несколько недель Девятаева самолётом доставили из Казани в Москву на приём к министру речного флота, который был в восторге от этой истории.

С этого момента для Девятаева началась новая жизнь. В 1957 году он получил звезду Героя Советского Союза, подружился с Симоновым, стал известной и узнаваемой личностью. С тех пор он регулярно ездил на своеобразные "гастроли" по всему Советскому Союзу и странам соцлагеря, рассказывая о своём необычайном побеге. История Девятаева попала в школьные учебники по истории, а сам он встал в ряд самых знаменитых героев ВОВ.


Ровно 75 лет назад летчик Михаил Девятаев организовал побег с секретной фашистской базы.


Легенды армии Михаил Девятаев

Михаил Девятаев — биография

Михаил Девятаев – летчик-истребитель, гвардии старший сержант. Вместе с девятью узниками концлагеря угнал самолет, и сбежал из плена. Получил звание Героя Советского Союза.

Детство

Родина будущего Героя Советского Союза – небольшой рабочий поселок Торбеево Тамбовской губернии. Именно там, в семье мастерового человека Петра Девятаева и его жены домохозяйки Акулины и родился сын Михаил, их тринадцатый ребенок. Национальность Девятаева – мордвин-мокшанин. Отец трудился на помещика, мама занималась хозяйством и воспитанием детишек.

Учился Миша хорошо, но как у всех мальчишек, у него страдало поведение. Одна встреча сыграла в биографии мальчишки большую роль. В их поселке появился летчик, и Михаил проявил необычный интерес к этому человеку и роду его занятий. Он спросил у пилота, где обучают летному мастерству, и что для этого нужно. Ему ответили, что в первую очередь, нужна хорошая учеба и железная дисциплина, а еще смелость, отличное здоровье и спортивная форма.

Михаил Петрович Девятаев

Михаил начал более серьезно относиться к учебе, заниматься спортом. По окончании седьмого класса он уехал в Казань, именно там парень собирался учиться в авиационном техникуме. Девятаев подал документы в техникум, и уже в мечтах видел себя в небе. Однако произошла путаница с документами, и вместо авиационного, Михаил оказался в речном техникуме. Он решил ничего не менять, но от мечты не отказался. Молодой человек начал посещать занятия в казанском аэроклубе.

Бывали случаи, когда Миша до поздней ночи находился в самолетном или моторном классе аэроклуба, а утром следующего дня торопился на занятия в техникум. Наконец-то настал тот день, когда Михаил оказался в небе первый раз в своей жизни. Во время первого полета его сопровождал инструктор, но от этого впечатления оказались не меньшими, чем, если бы он летал сам.

После окончания речного техникума в 1938 году, некоторое время трудился в качестве помощника капитана баркаса на Волге. В том же году получил повестку Свердловского РВК Казани, и отправился на службу в Красную Армию. Учился в Первом Чкаловском военном авиационном училище летчиков им. Ворошилова, которое окончил в 1940-м. Михаила распределили на службу сразу в Торжок, потом отправили в Могилев.

В самом начале войны из тринадцати детей семьи Девятаевых осталось восемь, и все без исключения работали на победу. Четыре брата Михаила не вернулись с фронта, остальные его братья и сестры умерли достаточно рано, одному ему повезло дожить до старости.

Военная служба

23 сентября 1941-го Девятаев возвращался с очередного боевого задания под Киевом. Его самолет атаковали немецкие истребители. С одним Михаил справился, но и сам был ранен в ногу. Попал в госпиталь, после выписки из которого уже не смог вернуться на прежнее место службы, оказался в тихоходной авиации по настоянию врачей. Девятаева перевели в ночной бомбардировочный полк, потом он продолжил службу в санитарной авиации. Вернуться в истребительный полк Михаилу Девятаеву удалось только в 1944 году, благодаря помощи Александра Покрышкина.

Михаил попал в 104-й гвардейский истребительный авиационный полк 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Служил на 1-м Украинском фронте. В звании гвардии старшего лейтенанта Девятаев был командиром звена. 13 июля 1944 года он вступил в бой с FW-190, сбил его неподалеку от украинского городка Горохова. В этом бою отважного летчика сбили, он оказался в плену.

Группа истребителей, которой командовал майор Бобров, отражала вражескую атаку. Они приняли бой недалеко от Львова. В этом сражении Девятаева и подбили, его самолет загорелся, командир приказал прыгать с парашютом. Во время прыжка Михаил ударился о стабилизатор, потерял сознание. Приземлился на территорию, захваченную фашистами, и попал в плен.

Бежать с острова не представлялось возможным, все понимали, что рано или поздно их все равно казнят, поэтому заключенные начали готовить новый побег.

Девятаев обладал недюжинными организаторскими способностями, и именно он начал подбирать группу, с которой собрался бежать. Отбор велся тщательно, чтобы не допустить утечки информации и предательства.

Михаил Петрович Девятаев

Девятаеву удалось пролететь 300 км, посадить машину на территории Польши, где располагалась артиллерийская часть советской 61-й армии. Мало того, что он спас жизни девятерым узникам концлагеря, так еще и рассказал, где находится остров и лагерь, передал точные координаты стартовых установок, которые уже успели расположить вдоль берега. Эти сведения незамедлительно проверили, они оказались достоверными. Спустя некоторое время остров Узедом накрыли с воздуха.

Михаил Петрович Девятаев

В сентябре 1945-го состоялась встреча Сергея Королева и Михаила Девятаева. Известный конструктор сам нашел героического пилота и позвал на аэродром, откуда тот сумел угнать самолет. Прибыв на место, Михаил рассказал об этом месте все, что знал, показал, где производили детали ракет. За угон самолета и оказанную помощь в передаче секретных сведений, в 1957 году Девятаев получил Золотую звезду Героя Советского Союза.

После войны

Михаил Петрович Девятаев

Личная жизнь

Судьба особо не баловала Михаила Девятаева. Может быть, в качестве компенсации за все пережитое, ему повезло в личной жизни. Он встретил женщину, которую, как сам сказал, не променял бы ни на какую другую, даже самую красивую. Свою личную жизнь отважный летчик связал с девушкой по имени Фаина. В этом браке родилось трое детей – два сына и дочка. Супруги жили счастливо, но после того, как имя Девятаева стало известно на весь Союз, супруга часто устраивала ему сцены ревности. Михаилу тогда приходило много писем, в частности и от женщин, и это обстоятельство вызывало ревность жены.

Михаил Петрович Девятаев

Старший сын Алексей родился в 1946-м. Он стал медиком, трудился на должности врача-анестезиолога глазной клиники, защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата медицинских наук. В 1951 году в семье родился еще один сын – Александр, тоже посвятивший себя медицине.

Спустя шесть лет родилась девочка, ее назвали Нэлей. Она выбрала себе творческую профессию, училась в Казанской консерватории. После ее окончания преподавала музыку студентам театрального училища.

Михаил Петрович Девятаев

Смерть

Михаил Девятаев до самой смерти жил в Казани. Он не оставлял работу, трудился по мере сил. В 2002 году он побывал на том же аэродроме, откуда ему удалось сбежать, встречался с тем немецким летчиком, которого послали на его перехват. В то время на аэродроме шли съемки документальной ленты о подвиге отважного советского пилота.

Девятаев умер 24 ноября 2002-го года. От чего скончался бывший летчик неизвестно, возможно, преклонный возраст (почти 86 лет), а может быть болезни. Местом его упокоения стало Арское кладбище в Казани, на территории мемориального комплекса воинов ВОВ.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


Девятаев: пропавший без вести


Но покончить с собой Михаил не мог — он выпрыгнул из горящего истребителя и от удара о стабилизатор потерял сознание. В концлагере он мечтал о побеге и не думал о том, чтó его может ждать на родине.

Украл колоски, а кашу съел по дороге в милицию

Будущий летчик родился в крестьянской семье, в деревне Торбеево. Когда он был маленьким, отец заболел тифом и умер. На его беременной матери Акулине осталось семеро детей. Семья ютилась в доме с земляным полом и пыталась выжить.

Миша и его друзья не удержались: собрали колоски и сварили кашу. Их тут же поймали и повели в милицию. Срок могли дать любой, минимум — 5 лет.

Но подросток успел съесть эту кашу по дороге. Когда пришли в милицию, котелок был пустым. А нет каши — нет факта преступления.

— Ну вдумайтесь только! Без документов босяк пришел — и его принимают, — удивляется Александр Михайлович удаче отца. — Вы можете представить сейчас ситуацию, что мальчик пришел и у него нет какого-нибудь документа? И его примут в школу? Его даже на порог не пустят. Совершенно другая эпоха…

За три года Михаил окончил техникум, стал учеником летчика в аэроклубе и закончил его, но диплома капитана не получил, потому что попал в тюрьму. Вариантов того, почему он там оказался, есть несколько, в том числе и отцовских, как вспоминает Александр Михайлович.


— Насколько нелепая ситуация! Они кому нужны, эти опросные листы? Когда его выпускают из камеры, он тут же идет в Молотовский военкомат, просится в Оренбургское летное военное училище (в то время — Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова, так как город Оренбург был временно переименован). А у него все карты на руках: он окончил аэроклуб. Конечно, его тут же отправляют в Оренбург. Если бы его в чем-то подозревали, он бы там не учился.

В 1940-м Михаил оканчивает училище и начинает свой путь в военной авиации, служит в РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия).

— Вот вы спрашиваете, жалел ли он убивать людей… Когда идет бой, два самолета летят на огромной скорости. Ты видишь противника, но в контакт с ним не вступаешь, даже если у тебя снят фонарь кабины. Был целый кодекс летчика. Никогда не говорят, что летчик убил другого летчика. Нет, он сбил самолет. Если ты победил в схватке, то у твоего соперника всегда есть возможность выброситься с парашютом — по законам рыцарей неба ты не должен его расстреливать, — объясняет Александр Михайлович, — но поведение немецких летчиков, расстреливающих наших пилотов, очень быстро отменило этот пункт кодекса чести.


После ранений Михаил два раза убегал из госпиталя, чтобы снова воевать. В Казань он вернулся в декабре 1941 года на костылях — его ногу повредил осколок снаряда: летчик настоял, чтобы его оперировали без наркоза, он контролировал весь ход операции.

В Казани жила Фаузия Муратова, будущая жена Михаила. Он знал, что найти девушку можно было на танцах — а танцевать они оба очень любили, так и познакомились еще до войны в 1936 году.

Казань была засыпана снегом. По сугробам на костылях Михаил доковылял до театра — трамваев и извозчиков не было. Сначала просто стоял и смотрел, потом наконец увидел Фаю. Окликнул…


Михаил Девятаев с женой

Когда Девятаева привезли в Лодзь, его поставили перед выбором: либо переходи на сторону немцев, либо отправляйся в концлагерь. Если советский летчик давал присягу Гитлеру, он сразу становился офицером Люфтваффе, получал хорошие деньги, в субботу и воскресенье мог не работать.

— И все было тут, на виду. Хочешь — да, давай, все у тебя будет хорошо: и пиво, и колбаса. Кто-то соглашался. Предатели? Все по-разному. Были и разведчики. По моим эмоциональным рассказам Тимур Бекмамбетов в своем фильме решил ввести в фильм тему власовских летчиков. Мы о ней стыдливо забываем, хотя были блестящие летчики, которые, увы, предали советскую власть.


Александр не раз смотрел фильм про своего отца

Михаил выбрал концлагерь. Когда он увидел баланду, его едва не стошнило: кормили тем, что нормальный человек никогда не стал бы есть. Через несколько дней, конечно, пришлось и с этим смириться. До плена он весил 90 килограммов, после Лодзинского лагеря — 60, а потом — 40 и меньше.

Угнал немецкий самолет и вернулся на родину

С начала февраля 1945 года небо было полностью затянуто, и вдруг 8 февраля появилось солнце.

Собрали группу из десяти человек: четверо из них знали, что они сегодня будут убегать, двое не знали, что сегодня, но знали, что побег готовится. Еще четверо не знали ничего — им просто стало страшно, когда убили конвоира: они поняли, чтó с ними может случиться, если они здесь останутся.


Но до недавнего времени документов, подтверждающих побег, Александр Михайлович обнаружить не мог. Были протоколы допросов, но в НКВД могли написать любые донесения, это не доказательство.

— Самый простой ответ мне дал недавно ушедший из жизни Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Тимофеевич Антошкин.

«— Вот вы скажите мне, как? — спрашивал я.

— Шесть месяцев подготовки.

— Ну вы же знаете, что у отца не было этих шести месяцев.

— Как он это сделал — это и есть уникальный подвиг. Не будем говорить, что он был слаб и избит, и что сил у него было меньше, чем у подростка. Это уже не имеет значения, потому что его подвиг — единственный, такого больше не будет. Я называю его эллинистическим.

Ему больше не давали летать

А если еще говорил про побег, да на самолете… Можете представить, как люди реагировали?


Жену Михаила вызывали в НКВД и требовали, чтобы она доносила на мужа.

«— Вы будете рассказывать мне все, что он говорит.

— Что, и в постели?

Она хмыкнула и ушла из кабинета, а заодно — из секретарей комсомольской организации.

Но еще долгое время люди, видя Михаила, переходили на другую сторону — на всякий случай.

У супругов родилось трое детей: Алексей, Александр и Нелли. До 1957 года кусочек сахара считался в семье хорошим лакомством. Михаил стеклил окна, перекладывал печи, крыл крыши, шил, сапожничал, вылавливал дрова в Волге, пилил их, продавал — в общем, с утра до ночи работал.


Когда о подвиге Михаила стали говорить по всей стране, люди начали писать письма в ЦК и редакции только с одним вопросом: почему Девятаеву не дали звание Героя? Те, кто прошел войну, понимали, о чем идет речь, — и восхищались.

Наконец в 1957 году ему присвоили Героя Советского Союза, и дальше Михаила ждала всенародная, всесоюзная слава.

Обнял немца, который должен был его сбить

Ну тогда давайте посчитаем все народы, с которыми мы воевали. С французов начнем — за Наполеона пусть ответят.

О Михаиле Девятаеве снято более 30 документальных фильмов, а художественный всего один, его режиссер — Тимур Бекмамбетов. В центр сюжета он поставил побег. В фильме ничего не говорится о жизни до войны и после, за исключением сцены в автобусе, где Девятаева называют предателем. Режиссер объяснял это так: если делать художественный фильм про побег, все остальное показать не получится.

— Достоинство фильма в том, что поминутно на экране был воссоздан побег отца. Это сделали по-настоящему здорово. Я знаю, сколько съемочная команда тренировалась, чтобы все это удалось показать, — отмечает Александр Михайлович.

Бекмамбетов сказал, что все принципиальные моменты будет согласовывать с семьей и ничего не сделает против их воли.

— Но от художественного вымысла никуда не уйти. Как по-другому, например, ввести проблему власовских летчиков, если не включать отдельного персонажа? Мы постоянно ездили на съемки. Когда я первый раз посмотрел техническую запись на экране у Тимура, все эти полеты были для меня ошеломляющими!

Сначала на роль Михаила Девятаева рассматривали Данилу Козловского, а Павла Прилучного хотели поставить на роль предателя. Но сложилось по-другому, и главную роль отдали именно Прилучному.

Серьезным историкам авиации, которых я уважаю, что-то не нравится в фильме, но это естественно, — продолжает Александр Михайлович. — Какому историку понравится художественный фильм? Но ни один из них не сказал никакой гадости или глупости, они все отмечают достоинства фильма. Из приличной критической аналитики про фильм — а до этого и про разные видеоматериалы о жизни отца — я ничего назвать не могу.


Фирдаус, жена Александра Михайловича, тоже смотрела фильм вместе с мужем пять раз.

— Ты не смотришь на мелочи. Ты знаешь подвиг, ты знаешь судьбы, и ты еще раз переживаешь то, что ты знал, на экране. Это нельзя объяснить, но каждый раз я выхожу из кинотеатра со слезами. Временами я вижу в фильме дедушку. Есть понятие Всевышний, есть понятие Бог, есть ангел-хранитель. Вот дедушка — наш ангел-хранитель.


Александр Девятаев с семьей

Фото: Сергей Щедрин

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

Соч.: Полёт к солнцу. М., 1972; Побег из ада. Саранск, 1985.

Лит.: Бессмертие. Саранск, 1970; Во имя Родины. М., 1982; Герои Советского Союза: Краткий биогр. словарь. М., 1987. Т. 1; Батырлар китабы — Книга Героев. К., 2000.

К 100-летию со дня рождения Михаила Петровича Девятаева

8 июля отмечается 100-летие со дня рождения гвардии старшего лейтенанта, лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева.

Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 года в селе Торбеево Спасского уезда Пензенской губернии (ныне - Республика Мордовия) в многодетной крестьянской семье. В 1934 году Михаил Девятаев приехал в Казань и поступил в речной техникум, одновременно посещая занятия в Казанском аэроклубе. По окончании речного техникума в 1938 году стал курсантом Оренбургского военного авиационного училища.

В 1938 году Свердловским райвоенкоматом города Казани Татарской АССР призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Направлен служить в город Торжок. Позже переведен в город Могилёв в 237-й истребительный авиационный полк (Западный Особый военный округ).

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день младший лётчик М. П. Девятаев на своём И-16 участвовал в воздушных боях. Во время Великой Отечественной войны Девятаев был несколько раз ранен, но неизменно возвращался в строй.

Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей P-39 под командованием майора В. Боброва на отражение налёта вражеской авиации. В воздушном бою в районе Львова самолёт Девятаева был подбит и загорелся; в последний момент лётчик покинул падающий истребитель с парашютом, но при прыжке ударился о стабилизатор самолёта. Приземлившись в бессознательном состоянии на захваченной противником территории, Девятаев попал в плен.

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22, под ураганным огнем гитлеровцев Михаил Петрович Девятаев сумел поднять машину в воздух и приземлился на родной земле.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Михаил Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Работал, пока позволяли силы. Умер Михаил Петрович 23 ноября 2002 года.

Выставка подготовлена в рамках Плана совместных мероприятий по реализации соглашения о сотрудничестве в области архивного дела между Республиканской архивной службой Республики Мордовия и Государственным комитетом Республики Татарстан по архивному делу на 2016-2018 годы.

На выставке представлены документы из фондов Государственного архива Республики Татарстан (ГА РТ) и Центрального государственного архива Республики Мордовии (ЦГА РМ) – фотографии, указы, вырезки из газет и другие документы, рассказывающие о подвиге Михаила Петровича Девятаева.



Выписка из метрической книги Христорождественской церкви села Чето-Варжеляй Спасского уезда Тамбовской губернии за 1895 год о браке родителей Михаила Девятаева – Петра Тимофеевича Девятаева и Акулины Дмитриевны Балашкиной. ЦГА РМ, ф. 57, оп. 7, д. 14, л. 239, 261.


Мама Михаила Девятаева - Акулина Дмитриевна. 1940-е годы. ЦГА РМ, фотофонд.


М. Девятаев – студент речного техникума. 1936 год ЦГА РМ, фотофонд.


Фая и Михаил Девятаевы. 29 ноября 1942 года ЦГА РМ, фотофонд.


Михаил Петрович Девятаев. 1943 г. ГА РТ, ф. Р-2157, оп. 10, д. 30, л.1.


Немецкая учетная карточка военнопленного Михаила Петровича Девятаева. 22 июля – 23 сентября 1944 г. ЦГА РМ, ф. Р. 3235, оп. 7, д. 2, л. 48.


Автобиография М. П. Девятаева. 10 мая 1946 года ЦГА РМ, фотофонд.




Из протокола допроса летчика-штурмовика, гвардии майора С. И. Вандышева. 23 июля 1948 года ЦГА РМ, ф. Р. 3235, оп. 1л., д. 13004, л. 6, 6об., 7об.


Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года о присвоении звания Героя Советского Союза старшему лейтенанту М. П. Девятаеву // Девятаев М. П. Побег из ада. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1963 г.


Летчики М.П. Девятаев и С.И. Вандышев. 1957 год ЦГА РМ, фотофонд.




Девятаев М. Кыю лачыннар булып үсегез (Растите смелыми соколами) // Ялкын. – 1958. – февраль. - № 2. ГА РТ.


Михаил Петрович Девятаев 1965 год ГА РТ, ф. Р-2157, оп. 10, д. 30, л. 2.



Винецкий Я. Новое о Михаиле Девятаеве // Советская Татария. – 1965. - 7 февраля. ГА РТ.


Герой Советского Союза М. П. Девятаев. 1960-е годы. ЦГА РМ, фотофонд.


Указ Президиума Верховного Совета Мордовской АССР о награждении Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Мордовской АССР М. П. Девятаева. 7 июля 1987 года ЦГА РМ, ф. Р. 234, оп. 9, д. 1283, л. 48.



Девятаев М. П. Побег из ада. – Казань: Татарское книжное издательство, 2000- 190 с. ГА РТ.



Постановление Администрации г. Саранска Республики Мордовия от 10 июля 1997 года № 740 о наименовании улицы им. М. П. Девятаева в 5-м микрорайоне северо-восточной части г. Саранска. Архив Администрации г.о. Саранск.


Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев и Герой Советского Союза М. П. Девятаев на торжественной церемонии, посвященной началу строительства Казанского метро. 30 августа 1997 года. ГА РТ, ф. 8260, оп. 2ф, д. 13.


Герой Советского Союза М. П. Девятаев (1-й ряд, 2-й слева) среди участников митинга, посвященного Дню Победы. 9 мая 1999 года. ГА РТ, ф. 8255, оп. 5, д. 34, л. 4.



Открытие памятника почетному гражданину города Казани, летчику, Герою Советского Союза Михаилу Петровичу Девятаеву на Арском кладбище. 2003 год. ГА РТ, ед. хр. 41, оп. 10, ед. уч. 128.






И. Арискин. Его подвиг бессмертен (к 100-летию со дня рождения М. П. Девятаева) // Известия Мордовии. – 2017. – 25 апреля. ЦГА РМ.


Изморосин А. Чужие крылья унесли из ада // Республика Татарстан. – 2017. – 11 февраля. ГА РТ

Легендарный советский летчик Михаил Девятаев, который участвовал в Великой Отечественной войне, прославился за счет дерзкого побега из-под носа немецких захватчиков. За выдающиеся подвиги его наградили орденом Героя Советского Союза.

Детство и юность

Михаил Петрович родился летом 1917 года в рабочем поселке Торбеево, который на тот момент входил в состав Тамбовской губернии. По национальности он мокшанин. Помимо него, в семье было еще 12 детей. Хотя жизнь была трудной, отец семейства Пётр Тимофеевич всю жизнь трудился, он был мастеровым человеком, работал на помещика. Мать Акулина Дмитриевна вела хозяйство и воспитывала детей.

Хотя в школе Михаил учился хорошо, проблемы возникали с поведением мальчика. Но в один момент его характер поменялся. Это произошло после встречи с летчиком, посетившим поселок на самолете. Увидев его, юноша спросил, как получить такую профессию. На что получил ответ, что нужно учиться, быть смелым, спортивным и здоровым.

Михаил Девятаев в молодости и зрелом возрасте

Михаил Девятаев в молодости и зрелом возрасте

С того момента Девятаев все время посвящал спорту и учебе, а после 7-го класса отправился в Казань для поступления в авиационный техникум. Так в биографии юноши появилась история становления будущего летчика. Подавая заявление в училище, Михаил уже представлял, как начнет осваивать азы управления самолетом, однако из-за путаницы с бумагами, по ошибке, его зачислили в речной техникум, где он и остался. Но мечта парня не угасла, поэтому Девятаев записался в аэроклуб в Казани.

Иногда ему приходилось до ночи проводить время в моторном или самолетном классе клуба, а утром бежать на занятия в училище. А вскоре случился тот день, когда юноша впервые оказался в небе. Правда, первый полет происходил с инструктором, но это не уменьшило впечатлений Михаила.

Окончив речной техникум, Девятаев поступил в Оренбургское авиационное училище — это время он вспоминал как самую счастливую пору жизни. При обучении он не пропускал ни одного занятия, много читал и усердно тренировался. Когда учеба закончилась, детская мечта молодого человека сбылась, он стал военным летчиком-истребителем. В молодости ему приходилось служить сначала в Торжке, а позднее его перевели в Могилев.

Младший лейтенант Михаил Девятаев в начале войны

Младший лейтенант Михаил Девятаев в начале войны

К началу войны из 12 детей семьи Девятаевых в живых осталось только 8, и все внесли вклад в защиту Родины. Четверо братьев Михаила погибли на фронте, остальные дети тоже ушли из жизни, не дожив до преклонных лет.

Военная служба

В июне 1941 года выпускник Оренбургского авиационного училища отправился на фронт, а через 2 дня открыл боевой счет, сбив пикирующий под Минском бомбардировщик противника. Были у Девятаева и другие удавшиеся вылеты. Летчика, наряду с другими отличившимися, вызвали в Москву для обороны подступов к столице.

Шлем и фотоальбом Михаила Девятаева

Шлем и фотоальбом Михаила Девятаева

Некоторое время Девятаев работал в составе полка ночных бомбардировщиков, затем его перевели в санитарную авиацию. И только в 1944 году, после встречи с Александром Покрышкиным, он вернулся в отряд истребителей. После еще не раз поднимал свой самолет в воздух, находясь в звании старшего лейтенанта, в общей сложности Михаил Петрович сбил 9 самолетов врага.

В июле 1944 года судьба Девятаева оказалась в руках противника. Совершая очередной вылет, он сбил немецкий самолет на западе от украинского города Горохова — сам получил ранение, а его самолет загорелся. Ведущий летчика Владимир Бобров приказал тому покинуть воздушную машину с парашютом. Выполнив команду, летчик попал в плен.

Плен и побег

Оказавшись в руках фашистов, Девятаев был отправлен в разведотдел абвера, а позднее в Лодзинский лагерь пленников. Все время там прошло в издевательствах, пытках и голоде, поэтому, объединенные военнопленные летчики планировали побег, который, к слову, так не состоялся.

Вместе с номером изменилось и имя, под которым его отправили на остров Узедом. В этом месте создавали сверхмощное оружие, которое, по мнению фашистов, должно было помочь им победить в войне, речь идет о баллистических и крылатых ракетах. Люди, попадавшие на этот остров, обратно живыми не возвращались. Поэтому у пленных зреет мысль о новом побеге.

Аэрофотосъемка объекта Узедом. Побег оттуда считался невозможным

Аэрофотосъемка острова Узедом. Побег оттуда считался невозможным

Группа в составе 10 человек, в том числе Михаил Петрович, заприметили самолеты на рядом располагавшемся аэродроме Пнемюнде. Советский летчик взял пилотирование на себя.

Несмотря на трудности, мужчина посадил самолет на территории польской артиллерийской части. Михаил Петрович спас девятерых человек и доставил стратегически важную информацию о засекреченном немецком центре по изготовлению ракетного оружия. А впоследствии даже предоставил точные координаты расположенных вдоль берега стартовых установок. Их проверили и подтвердили, а позже с воздуха атаковали остров Узедом.

Как и других пленных фашистской Германии, вернувшихся на территорию Советского Союза, Михаила Девятаева поместили в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД, а после завершения проверки отправили на службу в РККА.

Михаил Девятаев со школьниками в День знаний

Михаил Девятаев со школьниками в День знаний

Позднее знаменитый конструктор ракетно-космической промышленности Советского Союза Сергей Королев разыскал Михаила Петровича и вызвал на аэродром, с которого тот совершил угон самолета. На месте летчик показал ему, где изготовляли узлы ракет и откуда они стартовали. За предоставленную помощь и совершенный подвиг в 1957 году Девятаева наградили званием Героя СССР.

По окончании военных действий Михаил Петрович вернулся в Казань и начал развивать карьеру в речном судоходстве в Казанском порту. Уже имея диплом капитана судна, через несколько лет стал капитаном катера.

Личная жизнь

Несмотря на тяжелые военные и послевоенные годы, личная жизнь героя сложилась хорошо. Женой летчика стала Фаина Хайрулловна, которая родила супругу троих детей — двух сыновей и дочь. И хотя брак был крепким, женщина ревновала возлюбленного. Ведь когда он прославился на весь Советский Союз, ему часто писали женщины. Уже в преклонном возрасте супруг признавался, что свою жену не променял бы ни на одну другую красавицу.

В 1946 году женщина родила первого ребенка, которого назвали Алексеем. Для изучения он выбрал медицину, работал в глазной клинике врачом-анестезиологом, а позднее стал кандидатом медицинских наук. Через 5 лет родился его брат Александр, который тоже выбрал эту сферу. Отец то время работал в Казанском медицинском институте и также стал кандидатом медицинских наук.

Дочь Девятаевых родилась в 1957 году. Нэля не пошла по стопам братьев, ее талант открылся в другой области. Девушка окончила Казанскую консерваторию и в театральном училище преподавала музыку.

Михаил Девятаев с семьей

Михаил Девятаев с семьей

Смерть

До последних дней Михаил Девятаев жил в Казани и, несмотря на подорванное на войне здоровье, работал, пока позволяли силы. Летом 2002 года он даже приезжал на тот самый аэродром, с которого когда-то совершил побег. Там снимали документальный фильм о великом подвиге пленника.

В ноябре того же года Михаил Петрович умер, точная причина смерти неизвестна, вероятно, возраст (85 лет) и сопутствующие заболевания тому поспособствовали.

Памятная доска на доме Михаила Девятаева

Памятная доска на доме Михаила Девятаева

Читайте также: