Михаи л петро вич ла зарев

Обновлено: 24.04.2024

Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.

Михаил Лазарев

Михаил Лазарев

В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.

Флот и экспедиции

После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года мужчина служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против Наполеона.

Портрет Михаила Лазарева

Портрет Михаила Лазарева

Путешествие продлилось 2 года. В начале из-за трудных погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом еще и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.

В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на 3 месяца, так что экватор корабль пересек только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал рев канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость от разгрома наполеоновских войск.

Памятник Михаилу Лазареву в Сочи

Памятник Михаилу Лазареву в Сочи

Спустя 3 года трудного морского похода экипаж обоих судов возвратился в Кронштадт. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме этого, Лазарев и Беллинсгаузен собрали значительные биологические, географические и этнографические материалы, а также открыли 29 островов.

Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен

Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен

По итогам экспедиции Михаила Лазарева произвели в чин капитана II ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали заслуживающими того, чтобы пренебречь правилами.

Открытие Антарктиды экспедицией Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена

Открытие Антарктиды экспедицией Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена

У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.

Бюст Михаила Лазарева в Севастополе

Бюст Михаила Лазарева в Севастополе

В период с 1828 по 1829 годы Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся к командованию в Балтийском флоте, а в 1832-м мужчину назначили начальником штаба Черноморского флота. Для него Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.

Также вкладом Лазарева стало снабжение флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был выстроен первый для российского флота пароход из железа, а кадетов начали учить, как ходить на подобных судах.

Адмирал Михаил Лазарев

Адмирал Михаил Лазарев

Помимо заботы о повышении качества судов и уровня службы экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, улучшил Морскую библиотеку Севастополя, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.

Личная жизнь

В 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак.

Екатерина Фан-дер-Флит, жена Михаила Лазарева

Екатерина Фан-дер-Флит, жена Михаила Лазарева

Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились 6 детей, двое из которых, Петр и Александра, умерли в детском возрасте.

Смерть

В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже Николаем I в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.

Памятник Михаилу Лазареву в Новороссийске

Памятник Михаилу Лазареву в Новороссийске

Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.

Портрет Михаила Лазарева. Художник Иван Айвазовский

Портрет Михаила Лазарева. Художник Иван Айвазовский

Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.

При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист Иван Айвазовский. Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.

Михаил Лазарев – мореплаватель и командующий российским флотом, адмирал. Один из первооткрывателей Антарктиды и основателей Новороссийска.

На счету русского мореплавателя несколько сложнейших экспедиций, кругосветное путешествие и открытие далекой Антарктиды. Выдающийся исследователь, талантливый ученый и кавалер высоких государственных наград стал одним из основателей Новороссийска и командующим Черноморским флотом.

Детство и юность

Родился бравый адмирал в старинном русском городе Владимире 14 ноября 1788 года. Отец, принадлежавший дворянскому сословию, умер слишком рано, но до своей смерти успел определить троих сыновей в Морской кадетский корпус. Некоторые историки полагают, что братья Лазаревы стали кадетами уже после кончины отца, а помог им в этом друг семьи – генерал-адъютант Христофор Ливен.

Михаил Петрович Лазарев

В малых лет Миша демонстрировал любознательность и ясность ума, поэтому учеба давалась ему легко. Окончив мореходку, юноша в статусе гардемарина был отправлен в Англию – набираться опыта на европейских морских судах. На заграничном флоте Лазарев служил вплоть до 1808 года, практически не сходя на сушу. В свободное от повседневных обязанностей время молодой человек много читал, особое внимание уделяя исторической и этнографической литературе.

Экспедиции и открытия

Вернувшись домой, Михаил поступил на Балтийский флот, где до 1813-го служил в звании мичмана. Лазарев был участником наполеоновских войн и Русско-шведской кампании.

Михаил Петрович Лазарев

Поздней осенью участники экспедиции добрались до Северной Америки, а именно до Ново-Архангельска (порт Ситка). Перезимовав в портовом городке, фрегат продолжил путь и летом 1815-го вернулся на родину.

Михаил Петрович Лазарев

Экспедиция длилась три года. За это время мореплаватели попадали в тяжелейшие условия, но зато им удалось опровергнуть мнение Лаперуза о том, что льды за Южным полярным кругом непроходимы, и ни один корабль их преодолеть не в силах. Помимо этого, Лазареву и Беллинсгаузену удалось открыть около тридцать больших и малых островов и собрать на них массу этнографических и географических образцов.

Вернувшись в Кронштадт, Михаил Лазарев получил звание капитана второго ранга. Вообще, по правилам он сначала должен был дослужиться до капитан-лейтенанта, но успехи смелого командира корабля позволили военному руководству обойти традиции.

Михаил Петрович Лазарев

Михаил Петрович Лазарев

В конце 1820-х мореплаватель участвовал в битве за пролив Дарданеллы, после чего вернулся на Балтийский флот. С 1832-го мореплаватель занимал должность начальника штаба на Черноморском флоте. Михаил Петрович внес огромный вклад в образование моряков, внедрив новую методику обучения. С тех пор матросы проходили подготовку непосредственно в море, в условиях, максимально приближенных к боевым.

Помимо этого, Лазарев обеспечил флот артиллерийскими орудиями и кораблями более высокой степени оснащенности. При нем был впервые спущен на воду железный пароход и началось обучение кадетов на новой технике.

Об уровне службы своих подопечных Лазарев заботился не только в море, но и на суше. Благодаря командующему на берегу были открыты школы для детей моряков, в Севастопольскую Морскую библиотеку завезли новые книги, улучшилась работа географического бюро. Стали издаваться карты и атласы Черного моря, что до той поры было в диковинку.

Заслуги Михаила Петровича оценили многие значимые организации. Так, мореплаватель стал почетным членом Русского географического общества, Казанского университета и Морского учетного комитета.

В 1843 году Михаил Лазарев стал адмиралом российского флота, а в 1850-м был удостоен ордена Святого Андрея Первозванного.

Личная жизнь

Женился первооткрыватель в 1835 году, взяв в супруги губернаторскую дочку Екатерину Фан-дер-Флит. Избранница была более чем на 20 лет моложе Лазарева, но это не помешало паре построить счастливую личную жизнь. Супруга подарила мужу шестерых детей, но двое из них умерли, не дожив до совершеннолетия.

Смерть

На склоне лет мореплавателя одолел тяжелый недуг – рак желудка. Болезнь протекала тяжело, но Михаил Петрович продолжал трудиться. Об этом говорил даже император Николай I: в переписке он сообщал, что адмирал не бережет себя, и опасался за возможные осложнения.

В начале 1850-х по совету врачей Лазарев отправился в Австрию, в надежде на помощь европейских медиков. Однако рак стал прогрессировать, и командующий флотом уже практически не вставал с кровати. Какие Лазареву приходилось испытывать боли, было известно только ему самому – до последнего капитан скрывал свои страдания от близких. Даже предчувствуя скорый конец, мужчина не стал просить у императора, чтобы тот позаботился о его родственниках. Просить Лазарев не любил и не желал никогда.

Рак желудка убил Михаила Петровича 11 апреля 1851 года, когда он находился на чужбине. Из Вены тело покойного перевезли в Россию, где с почестями похоронили на на территории Владимирского собора в Севастополе.

Необходимые для установки монумента деньги собрали уже в день погребения. Памятник открыли в 1867-м, но до наших дней он не сохранился. Позже было установлено еще несколько бюстов в городах, где жил и трудился прославленный мореход – Новороссийске, Лазаревском, Николаеве, Севастополе.

Образ адмирала запечатлен на картинах многих живописцев, в том числе мариниста Ивана Айвазовского. Его портрет часто встречается на почтовых конвертах и марках, выпущенных в Советском Союзе.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Михаил_Лазарев.jpg

Содержание

Биография

Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П.Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П.Лазарева (младший). Мать их — Анна Андреевна Якоби.

В январе 1800 г. умер отец братьев Лазаревых и уже отношением генерал-адъютанта Х. А. Ливена от 6 февраля этого же года братья были определены в Морской кадетский корпус.

20 февраля 1800 г. братья были зачислены в корпус рядовыми кадетами, где они и получили образование. Способности Лазарева 2-го (Михаила) и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса.

8 января 1806 г. М.Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания на его судах в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, а на судах Ост-Индийской компании в Индийском и Тихом океанах были для Михаила Петровича отличной морской школой.

В мае 1808 г. был произведен в мичманы — первое офицерское звание.

6 июня 1808 г. М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.

Первая русская антарктическая экспедиция



Командование Черноморским флотом



В 1831—1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов.

С 22 мая по 14 сентября 1831 г. М.Лазарев командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды.

С октября 1831 г. по июнь 1832 г. Михаил Лазарев председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов. 17 февраля 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — его командующим. Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г., и был Командующим Черноморского флота флота в течение 18 лет.



При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

Последние годы жизни

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.



Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого Собора в виде креста головами к центру креста похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин, все трое его ученики.

В 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853—1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр- адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.

Увековечивание памяти

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус.

В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведён в первый офицерский чин — мичмана.

В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

Кругосветное путешествие



В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А. А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

Путешествие к южному полюсу




За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был про­изведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейте­нанта.

Служба на Черноморском флоте

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор­ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае­ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под­линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис­тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были пол­ностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим пере­вооружением Черноморского флота. В Севасто­поле была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое на­чинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лаза­рева перед русской наукой оценило и Русское Географиче­ское общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.


231 год назад, 14 ноября 1788 года во Владимире родился Михаил Лазарев, русский флотоводец и адмирал, участник нескольких кругосветных плаваний и других морских походов первооткрыватель и исследователь Антарктиды.

Пройдя долгий и непростой путь от гардемарина до адмирала, Лазарев не только принимал участие в наиболее ключевых морских сражениях XIX столетия, но и сделал многое для усовершенствования береговой инфраструктуры флота, стоял у истоков учреждения Адмиралтейства и основания Севастопольской морской библиотеки.

Жизненный путь и подвиги М. П. Лазарева в историческом материале НИИ военной истории академии Генштаб ВС России.

Всю свою жизнь Михаил Петрович Лазарев посвятил служению флоту России. Он родился в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, происходившего из дворян Арзамасского уезда Нижегородской губернии, был средним из трех братьев — будущих вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева (род. в 1787 г.) и контр-адмирала Алексея Петровича Лазарева (род. в 1793 г.).

Уже после смерти отца, в феврале 1800 года, братья были зачислены рядовыми кадетами в Морской кадетский корпус. В 1803 году Михаил Петрович выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников.


Е. И. Ботман. Портрет адмирала Михаила Петровича Лазарева. 1873 г.

В мае 1809 года он вернулся на Балтийский флот. В 1811 году произведен в лейтенанты.

9 (21) октября 1813 года корабль вышел из Кронштадта. Преодолев сильные ветра и густые туманы, пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и избежав столкновения с французскими и союзными им датскими кораблями, фрегат прибыл в Портсмут (Англия). После трехмесячной остановки корабль, пройдя вдоль берегов Африки, пересек Атлантику и на месяц остановился в Рио-де-Жанейро.

В ходе плавания фрегат совершил заход в перуанский порт Кальяо, став первым русским кораблем, посетившим Перу. Здесь Михаил Петрович успешно провел порученные ему торговые переговоры, получив разрешение русским морякам торговать безо всяких дополнительных обложений.


Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор и больших льдин, при частых штормах и снежных метелях, куч плавучего льда, тормозивших движение кораблей.

Благодаря превосходному знанию морского дела Лазаревым и Беллинсгаузеном корабли ни разу не потеряли друг друга из вида.

Пробиваясь среди айсбергов к югу, мореплаватели 16 (30) января 1820 года достигли широты 69° 23´5. Это и был край Антарктического материка, однако моряки не вполне осознали свой подвиг — открытие шестой части света.

Лазарев в своем дневнике писал:

Шестнадцатого числа мы достигли широты 69° 23´5, где встретили лед чрезвычайной высоты, простиравшийся так далеко, насколько достигало зрение. Однако сим удивительным зрелищем мы наслаждались недолго, ибо вскоре снова запасмурило и по обыкновению пошел снег… Отсюда мы продолжали свой путь к осту, при всякой возможности покушаясь к зюйду, но, не доходя 70°, неизменно наталкивались на ледяной материк.


Плавание Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1819 — 1821 гг.

8 (20) мая 1820 года отремонтированные корабли направились к берегам Новой Зеландии, где три месяца бороздили воды мало изученного юго-восточного района Тихого океана, открыв целый ряд островов. В сентябре корабли вернулись в Австралию, а спустя два месяца снова направились в Антарктиду.

В ходе второго плавания морякам удалось открыть остров Петра I и берег Александра I, завершившие их исследовательскую работу в Антарктиде.

Так русские моряки первыми в мире открыли новую часть света — Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он существует, то только близ полюса, в не доступных для плавания районах.

Корабли находились в походе 751 день, из них 527 под парусами, и прошли свыше 50 тыс. миль. Экспедицией был открыто 29 островов, в том числе группа коралловых, названных в честь героев Отечественной войны 1812 года — М. И. Кутузова, М. Б. Барклая де Толли, П. Х. Витгенштейна, А. П. Ермолова, Н. Н. Раевского, М. А. Милорадовича, С. Г. Волконского.

За успешное плавание Лазарев, минуя чин капитан-лейтенанта, был произведен в капитаны 2 ранга.


За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1 ранга и награжден орденом Владимира III степени.

Командир тщательно подбирал себе экипаж, в составе которого были лейтенант П. С. Нахимов, мичман В. А. Корнилов и гардемарин В. И. Истомин — будущие руководители обороны Севастополя.

Его влияние на подчиненных было безгранично, Нахимов писал приятелю:

Стоит послушать, любезный, как тут все относятся к капитану, как его любят!… Право, русский флот еще не имел такого капитана.

По прибытии корабля в Кронштадт, он вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь Михаил Петровичу довелось некоторое время служить под начальством знаменитого русского адмирала Д. Н. Сенявина.

В 1827 году Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море. Летом этого же года эскадра под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена вошла в Средиземное море и объединилась с французской и английской эскадрами.

Командование объединенным флотом принял на себя британский вице-адмирал Эдуард Кодрингтон — ученик адмирала Нельсона, в его состав входили 27 кораблей (11 английских, семь французских и девять русских) при 1,3 тыс. орудиях. Турецко-египетский флот насчитывал свыше 50 кораблей при 2,3 тыс. пушках. Помимо этого, неприятель располагал береговыми батареями на острове Сфактерия и в Наваринской крепости.

Кроме того, корабль под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.

Русские корабли вынесли на себе всю тяжесть сражения и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, четыре брига, пяти брандеров и другие суда.

Лазарев произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами: греческим — командорским крестом Спасителя, английским — Бани и французским — Святого Людовика.

В дальнейшем Михаил Петрович, будучи начальником штаба эскадры, крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, отрезав туркам путь на Константинополь.


С 1830 года Лазарев командовал бригадой кораблей Балтийского флота, в 1832 году был назначен начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — командующим флотом, губернатором Николаева и Севастополя. На этом посту Михаил Петрович находился в течение 18 лет.

Уже в начале 1833 года Лазарев возглавил успешный поход русского флота и переброску 10-тысячного десанта войск в Босфор, в результате чего была предотвращена попытка захвата Стамбула египтянами. Военная помощь России вынудила султана Махмуда II заключить Ункиар-Искелесийский договор, высоко поднявший престиж России.

Закрепление России на Кавказе особенно враждебно воспринимала Англия, которая стремилась превратить Кавказ с его богатыми естественными ресурсами в свою колонию.

Для этих целей при активной поддержке Англии было организовано движение групп религиозных фанатиков (мюридизм), одним из основных лозунгов которого было присоединение Кавказа к Турции.

Для нарушения планов англичан и турок Черноморскому флоту было необходимо блокировать Кавказское побережье. С этой целью для действий у берегов Кавказа Лазарев выделил отряд, а позднее эскадру Черноморского флота, в составе шести вооруженных пароходов. В 1838 году было выбрано место для базирования эскадры у устья реки Цемес, чем было положено начало строительству Новороссийского порта.

В 1838 — 1840 годах с кораблей Черноморского флота при непосредственном участии Лазарева были высажены десанты войск генерала Н. Н. Раевского (младшего), которые очистили от противника побережье и устья рек Туапсе, Субаши и Пазуапе, на берегу последней построен форт, названный именем Лазарева. Успешная деятельность Черноморского флота помешала осуществлению захватнических планов англичан и турок на Кавказе.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе, построены доки. В реорганизованном по его указанию Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря.

Под руководством Михаил Петровича Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении, он лично следил за постройкой каждого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта, усовершенствована корабельная артиллерия. В Николаеве построено адмиралтейство с учетом всех достижений техники того времени, началось строительство адмиралтейства под Новороссийском.

М. П. Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век и на его смену должен прийти паровой. Однако технологическая отсталость не позволяла России быстрыми темпами совершить такой переход.

Много внимания Лазарев уделял культурному росту моряков. По его указаниям и под его руководством была реорганизована Севастопольская морская библиотека и построен Дом собраний, а также организовано много других общественных и культурных учреждений.

Огромное значение адмирал уделял оборонительным сооружениям Севастополя, доведя количество орудий, защищавших город, до 734 единиц.

Лазаревская школа была суровой, работать с адмиралом было подчас нелегко. Однако те моряки, в которых он сумел разбудить живую искру, что жила в нем самом, становились истинными лазаревцами.

Михаил Петрович воспитал таких выдающихся моряков, как Нахимов, Путятин, Корнилов, Унковский, Истомин и Бутаков. Большая заслуга Лазарева состоит в том, что он подготовил кадры моряков, обеспечивших переход русского флота от парусного к паровому.

Адмирал всегда мало заботился о своем здоровье. Однако в конце 1850 года усилились боли в желудке, и по личному указанию Николая I он был направлен в Вену на лечение. Болезнь была сильно запущена, и местные хирурги отказались его оперировать. В ночь на 11 (23) апреля 1851 года на 63 году жизни Лазарев скончался от рака желудка.

Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого собора в виде креста, головами к центру креста, похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин.


Место захоронения адмирала М. П. Лазарева во Владимирском соборе, Севастополь.

В 1867 году в этом городе, тогда еще лежавшем в руинах после Крымской войны 1853 – 1856 годов, состоялось торжественное открытие памятника М. П. Лазареву. На открытии контр-адмирал Свиты И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и воспитанию высоких качеств русских моряков.

Совершенные М. П. Лазаревым географические открытия имеют всемирно-историческое значение. Они входят в золотой фонд русской науки. Михаил Петрович был избран почетным членом Географического общества.

Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М. П. Лазареве в 1995 году учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее золотым нагрудным знаком Морского собрания.

Русский народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины.

Читайте также: