Многообразие круглых червей лабораторная работа

Обновлено: 24.04.2024

Выполнила: учитель биологии Яцура Нина Владимировна,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности, животных к условиям жизни.

Данная разработка предназначена для использования на уроке биологии в 7 классе. Предполагает совместную работу учителя с учащимися всего класса. Полностью ориентирована на действующую программу и может быть интегрирована в рамках учебного процесса. Отвечает поставленным задачам.

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа. Дарвин Ч.(1881)

Ознакомить учащихся с основными особенностями организации и процессов жизнедеятельности кольчатых червей на примере дождевого червя — представителя малощетинковых червей и нереиды — многощетинкового обитателя морского дна; продолжать формирование умений вести наблюдения за животными, сравнивать их между собой для составления общей характеристики типа кольчатых червей; умения работать с инструктивными карточками, с учебником (пользоваться его рисунками в качестве источника знаний).

Задачи урока:

сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей;.

продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, рисунками, решать проблемные вопросы.

Планируемые результаты:

Узнавать по рисункам и называть системы органов;

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви, класса Многощетинковые черви;

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

Организационный этап

Мир природы разнообразный, как и разным бывает наше настроение. Какое у вас сейчас настроение? Я хочу пожелать вам успехов на уроке, и чтобы ваше настроение стало лучше. А для этого вам надо хорошо поработать на уроке, получить хорошие оценки.

Актуализация опорных знаний.

Разделите признаки, перечисляемые учителем, на характерные для плоских червей ( поднимают правую руку), круглых червей ( поднимают левую руку), если названые признаки отсутствуют ( руки не подымаются).

1. тело плоское, иногда состоит из члеников.(П)

2.тело круглое в поперченном сечении. (К)

3. двухсторонняя симметрия тела (П,К)

4.тело состоит из трех слоев клеток (П,К)

5.имеется кожно - мускульный мешок(П,К)

6.имеется паренхима (П)

7.полости тела нет (П)

8.лучевая симметрия тела (-)

9.имеется анальное отверстие (К)

10. гермафродиты. (П)

12.дыхание осуществляют всей поверхностью тела (П,К)

III. Мотивация учебной деятельности

По строению этот организм просто группа мышц в мягкой коже. Тело этого животного очень скользкое. Он покрыт густой слизью, которая помогает ему продвигаться по норам, он может жить на глубине до пяти метров полной темноте, поэтому у них отсутствуют органы зрения, зато они прекрасно ориентируются на ощупь. Этот представитель класса червей весьма удивителен и полезен. Мелкие грызуны и рыбы охотно питаются ими. Как отличный источник чистого белка черви служат пищей животным и людям (люди их могут есть в экстремальных условиях, когда другой пищи нет).Для садоводов являются невидимыми помощниками, которые активно взрыхляют почву многочисленными тоннелями своих ходов. По ночам выползают на поверхность для питания. Установлено, что хорошо чистят почву от органических останков, делают грунт плодородным.

Молодцы, это дождевые черви.

I V . Изучение нового материала

​​​​​​​ Кольчатые черви, представителем которых является, дождевой червь, это свободноживущие беспозвоночные с сегментированным червеобразным телом, которых имеется вторичная полость тела. Они обитают во всех водных и наземных местах обитания.

t1634672007ag.jpg

О собенности внешнего строения кольчатых червей.

Тело кольчатых червей разделено на отдельные сегменты, обладает двусторонней симметрией. Размеры тела варьируют от долей мм до 3 метров.

Покровы тела . Снаружи тело покрыто кутикулой (слоем плотного вещества, которое образует эпителий). Под ней расположен однослойный эпителий. Большинства видов на поверхности тела одиночно или пучками располагаются щетинки.

Особенности внутреннего строения кольчатых червей.

Кольчатые черви-трехслойные животные. Все их органы и ткани развиваются из трех зародышевых лепестков – энтодермы, мезодермы и эктодермы.

t1634672007ah.jpg

М ежду кожно-мускульным мешком и внутренними органами находится вторичная полость тела или целом( пространство между органами, имеющие собственную выстилку из эпителиальной ткани). В каждом сегменте полость тела образует 2 целомических мешка.

Опорно – двигательная система.

Кутикула и мышечный эпителий образуют кожно-мускульный мешок. Мышечные волокна образуют сплошной кольцевой слой и четыре полосы продольной мускулатуры.

t1634672007ai.jpg

П ищеварительная система.

Ротовое отверстие  три одела кишечника (передний- глотка, пищевод, желудок; средний и задний)  анальное отверстие

Дыхание происходит всей поверхностью тела. У некоторых видов жабрами.

Замкнута, хорошо развита. Состоит из двух продольных кровеносных сосудов, соединенных кольцевыми сосудами. По спинном сосуду кровь течет вперед, а по брюшному – назад. Сердце отсутствует. Кровь движется за счет сокращения мышечных стенок ряда крупных сосудов. Цвет крови может быть красной, зеленой или бесцветной – это зависит от наличия определенных пигментов.

Представлена выделительными трубочками – метанефридиями, расположенными в каждом сегменте тела.

ЦНС состоит из нервных узлов, расположенных над глоткой, и пары продольных нервных стволов образующих брюшную нервную цепочку. Органы чувств: осязание(щетинки), зрение (глаза), равновесия.

Встречаются как раздельнополые, так гермафродиты. У малощетинковых червей и пиявок развитие прямое, а многощетинковых – непрямое, с плавающей личинкой.

Кольчатые черви (около 8000 видов)

Малощетинковые или олигохеты

(3100 видов) Почвенные и пресноводные жители

Многощетинковые или полихеты

(5300 видов) Морские обитатели

(300 видов) Пресноводные свободноживущие или паразиты

Представители

дождевой червь, трубочник

нереида, афродита, пескожил, серпула

Известно около 8 тысяч видов кольчатых червей, обитающих в определенных средах.

Нереида — бродячее донное морское животное. В природе обитает несколько видов нереид. Эти черви ак­тивно передвигаются по дну, схватывая пищу открытыми челюстями. Пескожил живет в песочном грунте, где роет норки. Питается различными мелкими организмами и полуразложившимися тканями растений и животных, посто­янно пропуская через кишечник песчаный грунт, содержащий питательные органические остатки. При опасности быстро уходит в глубину норки. У томоптериса, живущего в толще воды, очень сильно увеличены боковые выросты члеников тела, а щетинки превращены в широкие гребные лопасти. Тело томоптериса очень прозрачно, что делает его менее заметным для врагов.

Лабораторная работа № 3

Изучение внешнего строения и характера движения кольчатых червей

Цель: познакомиться с характерными признаками кольчатых червей на примере дождевого червя и других представителей класса.

1. Рассмотрите дождевого червя. Найдите передний и задний концы тела (головную и анальную лопасти), сегменты и утолщение-поясок.

2. Форма тела червя ______, заостряющаяся к _____ тела. Окраска - _____ На ощупь тело червя ___

3. При движении черви свое тело ____и __. Если поместить дождевого червя на бумагу, вы услышите шорох от цепляющихся коротких ____ . На стекле червь ползти ______ , так как щетинки за стекло _____.

t1634672007am.jpg

4. Зарисуйте и подпишите детали внешнего строения тела дождевого червя.

ВЫВОД. Дождевой червь относится к типу ____ черви, классу ______ черви по таким признакам: тело по форме ____, на концах ______, состоит из множества кольцевых ______. На сегментах расположены короткие ______. Развитые органы чувств у дождевого червя ______.

(Для справок: отсутствуют, сегментов, Кольчатые, цилиндрическое, щетинки, Малощетинковые, заостренное)

Результаты самостоятельной работы учащихся обсуждаются и формулиру­ются выводы. Рисунки, подписи к ним и выводы можно оформить дома.

Сравним многощетинковых червей (нереида) с малощетинковыми (дождевой червь).

V. Закрепление

Выберите из предложенных суждений правильные

Дождевые черви живут в почве богатой перегноем.

Дождевые черви являются гермафродитами.

Анальное отверстие дождевого червя расположено на 16 сегменте.

Кожа покрыта кутикулой, а на каждом членике 16 щетинок.

Дождевые черви – хищники.

На коже дождевого червя много слизистых и ядовитых желез.

Тип Кольчатых червей разделен на классы: Олигохеты, Полихеты.

Среди различных червей Кольчатые – наиболее прогрессивная группа.

Мускулатура дождевого червя образована продольными и кольцевыми мышцами.

Олигохеты играют большую роль в почвообразовании, разлагая органические остатки.

t1634672007an.jpg

V І. Рефлексия:

Сейчас я хочу, чтобы вы высказались о том, что услышали на уроке. И начали предложение вот с этих слов:

xtamiris

Цель: изучение внешнего строения дождевого червя на натуральном объекте, знакомство с многообразием кольчатых червей.

Оборудование: презентация, таблицы.

Рассмотрите тело дождевого червя.

Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища.

Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

Рассмотрите рисунки кольчатых червей. Какие представители относятся к классу кольчецов?

вывод: мы узнали как он выглядит, к примеру длинна, Размеры от 0,25 мм. кольчатых червей является наличие на их теле хитиновых щетинок, вырастающих из кутикулы. На каждом сегменте могут быть примитивные конечности — боковые выросты, снабжённые щетинками и иногда жабрами.

Новые вопросы в Биология

Прошу 3 день життєва форма яблуні звичайної, сфагнуму болотного, фіалки пахучої, папороті деревовидної, калини звичайної, щитника чоловічого

Прошу 3 день! Життєва форма яблуні домашньої, сфагнуму болотного, фіалки пахучої, папороті деревовидної, калини звичайної, щитника чоловічого прошу ва … с буже треба :(

Біологія 6 клас дуже треба прошу вже 3 день Життєва форма: яблуні звичайної, сфагнуму болотного, фіалки пахучої, папороті деревовидної, калини звичайн … ої і щитника чоловічого все на фото умоляю

Помогите пожалуйста! составить и оформить генетическую задачу на моно- или дигибридное скрещивание про три поколения своей семьи

Ведмежата бурого ведмедя народжуються в барлозі, яку їх мама зробила ще з осені. Вони з настанням весни разом із мамою виходять з барлоги, але на ніч … знову повертаються у це житло. Влітку маля покидає матір і до осені уже живе самостійно. Восени молода тварина будує свою барлогу для того, щоб перезимувати. Вміння будувати барлогу є прикладом: * Научіння Інстинкту Дії умовних рефлексів Немає вірної відповіді

Вопросы для практической работы с параграфом. 1.Чем способ размножения голосеменных растений, координально, отличается от размножения споровых растенм … й​

Що є основною умовою процесу научіння у тварин: * а Пам'ять б Час, який тварина виділяє для процесу научіння в Володіння певними мовними сигналами г … Обов'язкова присутність старших організмів свого виду

Помогите пожалуйста! составить и оформить генетическую задачу на моно- или дигибридное скрещивание про три поколения своей семьи

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

№ 8 от________ дата.

Цели урока : изучить многообразие животных относящихся к типу круглых червей, показать их роль в природе и жизни человека.

- образовательные: дать представление о животных, относящихся к типу круглых червей; рассмотреть классы; показать значение червей в природных сообществах и для человека;

- развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать особенности организации типа круглых червей, выделять прогрессивные изменения у типа круглых червей, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией;

- воспитательные: воспитывать у ребят бережное к своему здоровью и отношение к природе, сохранение биологического разнообразия..

Предметные результаты: Н аходить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы, протекающие в каждой клетки организма. Знать основные классы животных их систематику.

Личностные результаты: Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Основные понятия : системы: пищеварительная, выделительная, половая, мускулатура, анальное отверстие, разнополость.

. Межпредметные связи: история, география, экология, гигиена

Ресурсы урока : учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал

Организация пространства: индивидуальная, парная.

Технология проведения

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося

Организационный этап

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Контроль знаний

Рублика верю не верю:

Плоских червей около 40тыс видов(-)

Черви как и кишечнополостные имеют лучевую симметрию(-)

Тело плоских червей плоское и состоит из нескольких слоев(+)

Для данных червей характерно наличие кожно-мышечного мешка(+)

У червей развита пищеварительная, выделительная и половая система(+)

Кто такие гермафродиты - это…

Кто такой промежуточный хозяин и окончательный??

Чем занимается наука гельминтология?

Проверка готовности к уроку.

Выполнение теста. Взаимоконтроль. Самооценка

Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточные знания о животных

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя

Согласовать и зафиксировать цель, тему урока; организовать составление совместного плана действия

Мотивация к учебной деятельности. Н а сегодняшнем уроке мы начинаем изучать тип животных, представителя этого типа я принесла в класс (демонстрация влажного препарата

( демонстрация планарии, ленточного цепня).

Определяют тему урока

Анализируют демонстрационный материал, находят признаки, характерные для животных типа плоские черви

Построение проекта выхода из затруднения

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства

Проговаривание темы урока, цели и задач урока

Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа

Организует подводящий диалог.

Организует формирование нового знания в речи

Запишем общие признаки типа круглых червей

Работа с учебником стр.35

Сходное строение с червями

Признаки, характерные только, для типа круглых червей

Проверка выполненной работы. Анализ работы учащихся.

Давайте познакомимся с многообразием животных относящихся к этому типу.

Практическая работа стр.36

Знакомство с ходом работы. Выполнение работы

Работа с учебником п. 8 анализ текстового материала, заполнение таблицы.

Выполнение практической работы

В паре работа с раздаточным материалом.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание

Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы

-Вспомним тему урока

-Какие животные относятся к плоские черви, какие классы животных мы изучили

-Оцените свою деятельность на уроке

Домашнее задание п.7пересказ. Задание в рабочей тетради 1-3

Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Краткое описание документа:

№ 8 от________ дата.

Цели урока : изучить многообразие животных относящихся к типу круглых червей, показать их роль в природе и жизни человека.

- образовательные: дать представление о животных, относящихся к типу круглых червей; рассмотреть классы; показать значение червей в природных сообществах и для человека;

- развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать особенности организации типа круглых червей, выделять прогрессивные изменения у типа круглых червей, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией;

- воспитательные: воспитывать у ребят бережное к своему здоровью и отношение к природе, сохранение биологического разнообразия..

Предметные результаты: Н аходить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы, протекающие в каждой клетки организма. Знать основные классы животных их систематику.

Личностные результаты: Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Основные понятия : системы: пищеварительная, выделительная, половая, мускулатура, анальное отверстие, разнополость.

. Межпредметные связи: история, география, экология, гигиена

Ресурсы урока : учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал

Организация пространства: индивидуальная, парная.

Технология проведения

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося

Организационный этап

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Контроль знаний

Рублика верю не верю:

Плоских червей около 40тыс видов(-)

Черви как и кишечнополостные имеют лучевую симметрию(-)

Тело плоских червей плоское и состоит из нескольких слоев(+)

Для данных червей характерно наличие кожно-мышечного мешка(+)

У червей развита пищеварительная, выделительная и половая система(+)

Кто такие гермафродиты - это…

Кто такой промежуточный хозяин и окончательный??

Чем занимается наука гельминтология?

Проверка готовности к уроку.

Выполнение теста. Взаимоконтроль. Самооценка

Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточные знания о животных

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя

Согласовать и зафиксировать цель, тему урока; организовать составление совместного плана действия

Мотивация к учебной деятельности. Н а сегодняшнем уроке мы начинаем изучать тип животных, представителя этого типа я принесла в класс (демонстрация влажного препарата

( демонстрация планарии, ленточного цепня).

Определяют тему урока

Анализируют демонстрационный материал, находят признаки, характерные для животных типа плоские черви

Построение проекта выхода из затруднения

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства

Проговаривание темы урока, цели и задач урока

Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа

Организует подводящий диалог.

Организует формирование нового знания в речи

Запишем общие признаки типа круглых червей

Работа с учебником стр.35

Сходное строение с червями

Признаки, характерные только, для типа круглых червей

Проверка выполненной работы. Анализ работы учащихся.

Давайте познакомимся с многообразием животных относящихся к этому типу.

Практическая работа стр.36

Знакомство с ходом работы. Выполнение работы

Работа с учебником п. 8 анализ текстового материала, заполнение таблицы.

Выполнение практической работы

В паре работа с раздаточным материалом.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание

Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы

-Вспомним тему урока

-Какие животные относятся к плоские черви, какие классы животных мы изучили

-Оцените свою деятельность на уроке

Домашнее задание п.7пересказ. Задание в рабочей тетради 1-3

Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика типа Круглые черви; отличия представителей круглых червей от плоских червей; образ жизни круглых червей; многообразие круглых червей

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите все правильные ответы.

1. Плоские черви характеризуются

А. наличием трехслойного тела Б. уплощенной формой тела

В. сквозной пищеварительной системой

Г. существованием свободноживущих и паразитических форм

2. Представители класса ресничных червей обитают

А. в водной среде Б. в наземно-воздушной среде

В. в почвенной среде Г. в организменной среде

3. Разветвленная пищеварительная система плоских червей обеспечивает

А. успешный захват пищи Б. быстрое переваривание пищи

В. выделение непереваренных остатков через рот

Г. доставку питательных веществ клеткам тела

4. Для ленточных червей характерны особенности:

А. наличие пищеварительной системы Б. длинное, плоское, членистое тело

В. паразитический образ жизни Г. гермафродитизм

5. Сосальщики, как и другие плоские черви:

А. плодовиты Б. могут жить в бескислородной среде

В. имеют не сквозную пищеварительную систему Г. являются паразитами

6. Ленточные черви удерживаются в теле хозяина благодаря

А. изгибам тела Б. присоскам и крючьям на голове

В. большой плодовитости Г. отсутствию пищеварительной системы

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Круглые черви

Где обитают круглые черви?

Какие виды круглых червей опасны для человека?


Общая характеристика. Все круглые черви имеют сходное строение: удлиненную форму тела, круглое поперечное сечение, двустороннюю симметрию. На переднем конце тела есть ротовое отверстие, ближе к заднему концу тела — анальное.

Тело состоит из двух слоев. Внутри тела находятся пищеварительная, выделительная и половая системы. Внутренняя
полость тела заполнена жидкостью, находящейся под давлением и обеспечивающей постоянство формы тела. Мускулатура располагается вдоль тела четырьмя тяжами и осуществляет движение червя. Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют. Нервные клетки сосредоточены в виде тяжей в мышечных валиках, на переднем конце тела имеется нервное кольцо. Обычно круглые черви разнополы Образ жизни. Представителей круглых червей можно встретить во всех средах обитания. Свободно живущие встречаются на дне морей и океанов, в пресных водах и почве. Многие круглые черви освоили для жизни разлагающиеся органические остатки животных и растений. Среди круглых червей много паразитов, обитающих в организмах растений и животных, например аскариды В настоящее время известно более 20 тыс. видов круглых червей.



Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей

микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, куль­тура свободноживущих нематод, влажные препараты аскарид, микро­препараты круглых червей — паразитов растений и животных.


Рассмотрите без увеличительных приборов культуру свободноживу­щих нематод, выращенную на белом хлебе.

Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер движений.

На влажном препарате аскарид найдите самца и самку.

Отметьте, в чем их различие, в чем сходство с теми круглыми червя­ми, которых вы только что рассматривали.

Круглые черви. Аскарида

Круглые черви

Тип Круглые черви (экспресс Зоология) подготовка к ОГЭ и ЕГЭ Биология

Паразитируя в организмах животных и людей, нематоды освоили почти все системы внутренних органов хозяина: кровеносные и лимфатические сосуды, головной и спинной мозг, подкожную клетчатку, внутреннюю среду глаз, мышцы, сухожилия, кишечник, легкие, сердце и др.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

Чем отличаются круглые черви от плоских?

В чем сходство плоских и круглых червей?

Какие круглые черви встречаются в той местности, где вы живете? Рассмотрите предложенные вам микропрепараты паразитических ви­дов с помощью микроскопа.

Выявите сходство и различие сначала во внешнем строении и величи­не разных видов, а затем — во внутреннем строении их.

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

свободноживущих нематод, коловраток, влажные препараты аскарид.

Тип Круглые черви

Представители: свободноживущие нематоды, коловратки.

Ход работы


ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите без увеличительных приборов культуру

свободноживущих нематод,выращенную на белом хлеб.

Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер


движения.

2.На влажном препарате аскарид найдите самца и самку.

Отметьте, вчём их различие, в чём сходство с теми круглыми

червями, которыхвы только что рассматривали.

3.Поместите несколькихживотных из культуры коловраток в каплю

воды и рассмотритепри малом увеличении микроскопа. Отметьте сходство и различие

во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.

4.Пронаблюдайте за передвижением коловраток и сделайте вывод о роли

ресничек при движении и питании коловраток.

5.Зарисуйте коловраток в тетради (несколько видов) и подпишите увиденные

вами части её тела.












ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.

Тема: Изучение представителей типа кольчатых червей

Цель:изучить строение и жизнедеятельность кольчатых червей; найти черты сходства и

различия между малощетинковыми и многощетинковыми кольчатыми червями.

Оборудование:чашки Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, дождевые черви,

Ход работы.

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры,

сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.

2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно

проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего

к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью

лупы прикосновение щетинок на теле червя.

3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная?

Сделайте вывод о значении такой кожи и щетинок для жизни червя в почве.


ЗАДАНИЕ II.


1.Поместите пиявку стеклянную банку, заполненную водой.

2.При помощи лупы рассмотрите внешний вид пиявки. Обратите внимание

на форму и окраску тела, число и расположение присосок. Постарайтесь

измерить длину пиявки в её спокойном состоянии.

3.Рассмотрите и опишите устройство рта у присосавшейся к стеклу пиявки.

4.Попытайтесь мягкой кисточкой сбросить пиявку в воду со стенки банки.


5.Понаблюдайте за перемещением пиявки в банке с водой.

Опишите движение пиявки.

6.Выявите другие (помимо плавания) способы передвижения пиявки.

ЗАДАНИЕ III.

1.Рассмотрите с помощью лупы трубочника.

Отметьте окраску тела, размеры, форму тела. Найдите передний и задний

конец тела. Отметьте наличие щетинок.

2.Обратите внимание на особенности поведения трубочника (держатся вместе

или одиночно).Дотроньтесь до трубочника кисточкой. Отметьте его реакцию.

Сравнительная характеристика классов кольчатых червей

Характерные признаки Классы
Дождевые черви Пиявки Трубочник
1.Среда обитания
2.Форма тела
3.Окраска тела
4.Размеры тела
5.Особенности строения
6.Движение
7.Питание
8.Дыхание

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

Тема: Особенности строения жизни моллюсков

Цель:выявить характерные черты строения двустворчатых и брюхоногих

моллюсков и их приспособленность к среде обитания.

Оборудование:чашки Петри с раковинами и живыми моллюсками.

Ход работы

Задание I.

1.Рассмотрите предложенные вам раковины моллюсков. Разделите их на группы:

брюхоногих и двустворчатых.

2.У брюхоногих отметьте:

-наличие и отсутствие симметрии_______________________________________________

- вправо или влево закручена раковина___________________________________________

- имеется ли разница в числе завитков____________________________________________

- наличие выростов (бугорки, шипы т.д)__________________________________________


- перечислите из них виды, встречающиеся в нашей области _________________________

3. У двустворчатых моллюсков опишите:

-наружный слой створок раковин ____________________________________

- внутренний слой раковины ________________________________________

- количество лет ___________________________________________________

- форма раковин ___________________________________________________

4.Перечислите виды местных моллюсков.




ЗАДАНИЕ II.

1.Рассмотрите водных брюхоногих моллюсков: катушку и прудовика.

Сравните их строение и запишите результаты: Таблица

Катушка Прудовик
Наличие раковины
Форма раковины
Наличие выступающих завитков
Окраска
Размеры

2.Понаблюдайте за моллюсками, ползающими по стеклу.

- Опишите характер перемещения______________________________________________

- Понаблюдайте, поднимается ли моллюск к поверхности воды______________________

- если поднимается, то отметьте, через сколько минут подъем повторяется ____________________________________________________________________________

- наличие щупальцев на ноге____________________________________________________

- площадь подошвы ползающего моллюска_______________________________________

ЗАДАНИЕ III.

Наблюденияза наземными моллюсками.

1.Проведите наблюдения за голым слизнем, используя лупу.


- наличие раковины_____________________________________________

- наличие большого количества слизи на теле__________________________

- симметрия тела _________________________________________________

- волнообразные сокращения мускулатуры подошвы____________________

- сколько щупалец на голове_____________________________________________

- наличие и вид ротового отверстия_______________________________________

2.Поместите к слизням кусочки капусты и томатов.

- скорость перемещения _________________________________________________

- какую пищу предпочитают _____________________________________________


3.Используя лупу, проведите наблюдение за улиткой.

- наличие раковины _________________________________________

- наличие ноги с тёркой ______________________________________

- где держатся моллюски (на растениях, на земле, на стекле)

- дотроньтесь до моллюска мягкой кисточкой. Опишите реакцию моллюска.


Выводы по работе (о приспособлениях моллюсков к обитанию в различной среде, о строении, о передвижении) ___________________________________

Читайте также: