Можно ли отравиться парами автомобильного масла

Обновлено: 24.04.2024

В работе рассмотрена проблема воздействия отработанных смазочно-охлаждающих технологических средств (СОТС) на организм человека и окружающую среду. Особое внимание уделено основным путям поступления вредных веществ СОТС в организм рабочих и вызываемым при этом профессиональным заболеваниям. Доказано, что при воздействии на организм нефтепродуктов развиваются такие заболевания, как рак лёгкого, гортани, губы у мужчин, а у женщин – рак лёгкого, толстой кишки, молочной железы и половых органов. Так как в состав СОТС входят индустриальное масло, щелочь, полигликоли, асидол и другие токсичные вещества, при попадании СОТС в окружающую среду (воздушную, водную, литосферу) возможен серьезный экологический ущерб. Загрязнение атмосферы происходит не только в процессе эксплуатации СОТС, но и в результате испарения и сжигания отработавших смазочных масел. В работе освещен вопрос путей миграции отработанных нефтепродуктов в почве, выявлены опасные свойства при испарении СОТС, а также при попадании их в воду.


2. Васильев А.В., Хамидуллова Л.Р. Анализ негативного воздействия смазочно-охлаждающих жидкостей на человека и биосферу и методов его снижения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. – № 4. – С. 45–49.

3. Васильев А.В., Хамидуллова Л.Р. Воздействие смазывающих охлаждающих жидкостей в условиях предприятий машиностроения и методы его снижения // Известия Самарского научного центра РАН. – 2006. – Т. 8, № 4(18). – С. 1171–1176.

4. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны: ГОСТ 12.1.005—88. – Введ. 1989-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 1988. – 27 с.

5. Кундиев Ю.И., Трахтенберг И.М., Поруцкий Г.В. Гигиена и токсикология смазочно-охлаждающих жидкостей. – Киев: Здоровья, 1982. – 120 с.

6. Мельников П.А., Бобровский Н.М., Попов А.Н., Гусарова Д.В. Особенности образования аэродисперсных систем при использовании СОТС на машиностроительных предприятиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. – № 3. – С. 87–91.

7. Мельников П.А. Повышение эффективности технологии выглаживания широким самоустанавливающимся инструментом без смазочно-охлаждающей жидкости: автореф. дис. … канд. техн. наук. – Самара, 2008. – 20 с.

8. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: постановление Главного Государственного санитарного врача Российской федерации от 4 февраля 1998 г., № 4.

9. Яновский С.Л., Харин А.А., Шевченко В.И., Дмитренко П.В. Авиационная экология. Воздействие горюче-смазочных материалов на окружающую среду: учеб. пособие. – М: МАТИ, 2004. – 179 с.

Отработанные смазочно-охлаждающие технологические средства (СОТС) являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды – поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. Опасным свойством масел является их токсичность – свойство вещества при попадании в определённых количествах в организм человека, животного или растения вызывать их отравление или гибель [5].

Опасными компонентами маслосодержащих отходов являются углеводороды. Доказано, что все углеводороды обладают выраженным действием на сердечно-сосудистую систему и на показатели крови (снижение содержания гемоглобина и эритроцитов), могут поражать печень, вызывают нарушение деятельности эндокринных желез, поражают центральную нервную систему, вызывают острые и хронические отравления, иногда со смертельным исходом.

При оценке СОТС учитывают канцерогенные свойства веществ, входящих в состав продукта [3]. Все характеристики, на основании которых делается вывод о безопасности СОТС, должны отображаться в паспорте безопасности, данные которого учитывают при составлении санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого в установленном законном порядке [3, 5]. В таблице представлены значения токсичности приоритетных компонентов СОТС и продуктов их термоокислительной деструкции, содержащихся в воздухе рабочей зоны [8].

Результаты ряда исследований показывают, что средний срок использования СОТС варьирует от двух недель до полутора месяцев. Наибольшую опасность представляют отработанные СОТС, в состав которых входят индустриальное масло, щелочь, полигликоли, асидол и ряд других веществ. Показано, что отработанные СОТС в 15–30 раз токсичнее свежих [1].

Токсичность приоритетных компонентов СОТС и продуктов их термоокислительной деструкции

Органы и системы, поражаемые при воздействии в концентрациях, превышающих ПДК и RFC

Печень, почки, ЦНС, кровь

Печень, почки, ОД

Печень, почки, ЦНС, КП

ОД, печень, почки

ЦНС, кровь, почки, КП, репродуктивная функция, ГС

Печень, почки, ЦНС, КП

Печень, почки, ЦНС, КП

ССС, почки, печень, ЦНС, ОД

ОД, СОГ, сенсибилиз. действие, КП

ОД, печень, почки, слизистые оболочки

ОД, печень, почки, КП

Примечание. Обозначения: СAS – уникальный идентификационный номер химических соединений и некоторых смесей; ЕРА – оценка канцерогенной опасности по классификации агентства по охране окружающей среды США; REC – референтная концентрация, установленная по ЕРА в качестве предела ингаляционного воздействия на человека опасных уровней химических веществ; МАИР – классификация международного агентства по изучению рака; ОД – органы дыхания; ЦНС – центральная нервная система; СОГ – слизистая оболочка глаза; ССС – сердечно-сосудистая система; ГС – гормональная система; КП – канцерогенная патология; РД – разнонаправленное воздействие на многие органы и системы организма.

Требование полного отсутствия вредных веществ в зоне дыхания работающих часто невыполнимо, поэтому особую важность приобретает гигиеническое нормирование, т.е. ограничение содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны до предельно допустимых концентраций – ПДК рабочей зоны (ГОСТ 12.1.005–88 и ГН 2.2.5.686–98). Человек начинает чувствовать запах углеводородов, когда их концентрация в воздухе составляет 0,3 мг/м3. Если концентрация углеводородов в воздухе достигает 30000 мг/м3 и более, может произойти взрыв от любого источника огня (окурок, короткое электрозамыкание, искра и т.д.) [4]. На рис. 1 обозначены основные пути поступления СОТС и их компонентов в организм человека [2].

pic_68.wmf

Рис. 1. Основные пути поступления вредных веществ СОТС в организм рабочих и вызываемые профессиональные заболевания

Отработанные смазочно-охлаждающие вещества оказывают свое негативное воздействие не только на организм, но и на окружающую среду.

Загрязнение поверхности и недр территории промплощадки предприятия нефтепродуктами потенциально имеет ряд опасных и трудно ликвидируемых последствий. При попадании нефтепродуктов в почву формируется несколько видов загрязнения геологической среды:

– загрязнение грунтов зоны аэрации;

– загрязнение горизонта грунтовых вод.

Загрязнения почвогрунтов формируются в основном в местах пролива продуктов отработанных СОТС – первичное загрязнение. При этом наиболее сильно почвы загрязняются тяжелыми и вязкими нефтепродуктами, не способными к глубокому проникновению в недра. В некоторых случаях происходит вторичное загрязнение в результате подъема уровня грунтовых вод.

Под влиянием нефтепродуктов увеличивается количество водопрочных частиц почвы размером больше 10 мм, происходит агрегирование почвенных частиц, содержание глыбистых частиц увеличивается, а содержание агрономически ценных мелких частиц уменьшается. Почвы, насыщенные нефтепродуктами, теряют способность впитывать и удерживать влагу [9].

Срок восстановления, саморекультивации почв, загрязненных нефтепродуктами, составляет от 1–2 до 10–15 лет.

Наличие 2 г нефтепродуктов в 1 кг почвы делают ее непригодной для жизни растений и почвенной микрофлоры. Нефтепродукты оказывают влияние почти на все группы почвенных беспозвоночных. Быстрее всего погибают крупные виды (насекомые, черви). Понижение концентрации кислорода в почве способствует развитию анаэробных микроорганизмов, развитие аэробной микрофлоры затормаживается. Первоначально даже слабое загрязнение почвы нефтепродуктами приводит к снижению количества почвенных микроорганизмов. Восстановление численности наблюдается через несколько месяцев после загрязнения, в дальнейшем возможен даже некоторый рост численности микроорганизмов за счет использования углерода нефтепродуктов в качестве питательного вещества. Однако интенсивный рост микроорганизмов, усваивающих растворимые соединения, сильно обедняет почву соединениями азота и фосфора. Загрязнения почв нефтепродуктами создают новую экологическую обстановку с соответствующим числом организмов в почве. Общая особенность всех нефтезагрязненных почв – ограниченность видового и экологического разнообразия педобионтов [9].

В процессе механической обработки с применением СОТС под действием высоких температур в зоне обработки могут образовываться аэродисперсные системы на основе аэрозолей СОТС, что дополнительно, помимо проливов отработанных СОТС, повышает их миграционную способность в окружающей среде [6]. На рис. 2 показан анализ путей возможной миграции аэрозолей СОЖ.

pic_69.tif

Рис. 2. Возможные пути миграции продуктов СОТС

Как показывает опыт западного и отечественного машиностроения [1], по мере усиления законодательства и налоговых санкций, направленных на защиту окружающей среды, технологии, позволяющие минимизировать использование СОТС, становятся все более востребованными.

Проведение научно-исследовательской работы осуществляется при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-6076.2013.8.

Рецензенты:



Для того, чтобы доподлино узнать на сколько каждая автомобильная жидкость опасна для человека, мы обратились к паспортам безопасности, как на моторные масла, на трансмиссионного масла, на тормозные жидкости, на антифризы, так и на другие виды жидкостей. Нам не составило особого труда найти все эти паспорта безопасности, благо в сети-интернет они доступны в поиске в открытом доступе.

Опасность моторного масла


Как вы друзья считаете, опасно ли для человека по сути тоже моторное масло? Не знаете? А на сколько эта жидкость токсична для организма человека? Вам тоже не известно? Чтобы ответить на этот вопрос мы предварительно посмотрели паспорт безопасности нескольких марок моторного масла и установили следующее, что на первый взгляд показалось, что любое из этих моторных масел довольно безобидный автопродукт для человека. Для наглядного примера, вот ссылка на паспорт безопасности моторного масла марки Shell Helix Ultra Extra 5W-30.

В принципе и что характерно, точно такое же примерно описание вы найдете и в других большинстве паспортов безопасности от производителей синтетических моторных масел.

Ознакомившись по-внимательней с паспортом безопасности мы узнали из него следующее, что при вдыхании паров этого масла, при его проглатывании, при попадании его на кожу или в глаза (нового а не отработанного масла), токсичность для организма человека будет минимальной. Вы друзья удивлены? Да, по пасторту это так, даже при попадании моторного масла в пищеварительную систему человека токсичность его минимальная!

Но речь в паспорте безопасности конкретно идет, как вы заметили, именно о новом и неиспользованном еще моторном масле. Обратите ваше внимание друзья на следующее, что, даже при попадании моторного масла на кожу последствия для человека минимальны и не опасны. Вот цитата из описания моторного масла в паспорте безопасности:

Не представляет угрозы для здоровья при обычных условиях применения. Не является опасным по классификации ЕС. Никакой медицинской помощи не требуется при обычных условиях применения.

Единственное, о чем предупреждает производитель масла так это то, что моторное масло при попадании на кожу человека может засорить (забить) поры, что может впоследствии вызвать у него появление угрей на коже, читаем:

Длительный или повторяющийся контакт с кожей без надлежащей очистки может приводить к закупорке пор, вызывая тем самым такие заболевания, как жирная угревая сыпь/фолликулит.

Также производитель масла предупреждает:

Признаки и симптомы жирной угревой сыпи/фолликулита могут включать в себя образование черных гнойничков и пятен на участках кожи, подвергшихся воздействию. Проглатывание может вызывать тошноту, рвоту и/или диарею.

Вот краткое предупреждение производителя масла:

- При вдыхании: Никакой медицинской помощи при обычных условиях применения не требуется. Если симптомы не проходят, обратитесь за медицинской помощью.

- При контакте с кожей: Удалите загрязненную одежду. Промойте подвергшийся воздействию участок поверхности тела струей воды, а затем промойте тщательно водой с мылом, если оно имеется в наличии. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью.

- При попадании в глаза: Промойте глаза большим количеством воды. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью.

- При попадании в желудок: Как правило, не требует лечения, за исключением органов пищеварения в которые случайно путем проглатывания попало большое количество продукта.

Так что стало понятно, что воздействие на человека моторного масла не опасно и в целом все кажется не так уж плохо.(??)


Паспорт безопасности моторного масла марки Shell Helix Ultra Extra 5W-30, который показывает нам, что чистая неиспользуемая жидкость не слишком опасна для человека.

Потом мы просмотрели в паспорте безопасности следующий раздел, посвящённый отработанному моторному маслу, и нам стало все менее приятным. Паспорт безопасности масла Shell прямо указывает на то, что грязная отработанная моторная жидкость содержит опасные для человека канцерогены. Вот пример предупреждения:

Отработанные масла могут содержать опасные примеси, информация накопившиеся в процессе эксплуатации. Концентрация этих примесей зависит от особенностей использования продукта; они могут представлять опасность для здоровья и для окружающей среды при утилизации материала. Со всеми отработанными маслами надо обращаться соблюдая осторожность, максимально избегать их попадания на кожу. Длительный контакт с использованными моторными маслами вызывал рак кожи в исследованиях на животных.

Таким образом более-менее стало понятным, что когда речь заходит о новом не использованном масле, то человеку нет повода опасаться навредить своему здоровью. Но вот уже при сливе старого отработанного масла с двигателя и последующей утилизации данной используемой жидкости, вы должны быть друзья очень осторожны и не допускать попадания масла на кожу, в глаза, в дыхательные пути и конечно же в пищеварительный тракт. Это очень опасно для здоровья. Так что при работе в автомастерской всегда используйте специальную одежду, очки и перчатки, а также при необходимости применяйте средства защиты органов дыхания.

Опасность антифриза


Вероятнее всего, наиболее опаснаой автомобильной жидкостью, которую вы держите у себя дома или в гараже является антифриз, который применяется (используется) в автомобиле для охлаждения двигателя. Эта жидкость содержит в своем составе этиленгликоль, который поднимает температуру кипения жидкости и понижает температуру замерзания воды используемой для охлаждения двигателя. На первый взгляд эта синяя, красная, зеленая, оранжевая, розовая или желтая жидкости выглядят достаточно безобидно. Но помните друзья, что эта жидкость может реально убить любое живое существо, так как опасна для самого человека. Перед вами паспорт жидкости:


Паспорт безопасности антифриза "Газпромнефть" предупреждает, что жидкость опасна для человека.

Вот например, что сказано в паспорте безопасности антифриза (жидкости) в случае попадания его в желудочно-кишечный тракт:

Токсичен при приеме внутрь. Легкое отравление возможно уже при приеме 30-50 мл и даже менее. Прием 100 мл может дать летальный исход, если не будут приняты срочные меры. Признаки отравления могут обнаружиться через 2-13 часов после приема продукта. Отравление протекает с поражением жизненно важных органов (действует на сосуды, почки, нервную систему). Ранние признаки и симптомы отравления могут напоминать признаки алкогольной интоксикации: головную боль, головокружение, расстройство речи, потеря координации, учащенное сердцебиение. Позднее пострадавший может испытывать тошноту, позывы к рвоте, слабость, боли в животе и мышечные боли, затрудненное дыхание и ухудшение мочеиспускания.

А вот описание токсического воздействия антифриза (жидкости) на человека при вдыхании его паров:

При длительном воздействии больших концентраций (пары и аэрозоль) может вызвать раздражение глаз, верхних дыхательных путей, повышенную сонливость, кратковременный наркоз, иногда потерю сознания.

И это еще не все. Вот еще одно грозное предупреждение производителя охлаждающей жидкости:

Компоненты данного продукта могут оказывать вредное воздействие на репродуктивную функцию и вызывать врожденные дефекты (данные получены на животных).

Таким образом вы друзья видите, сам антифриз является очень опасной жидкостью по сравнению с тем же моторным маслом. Как вы уже поняли из прочитанного, при вдыхании охлаждающей жидкости или попадания внутрь организма через желудок, антифриз может повредить организм.

Поэтому друзья запомните, при замене, доливе или утилизации отработанной охлаждающей жидкости надо быть крайне осторожным и соблюдать все меры безопасности, то есть использовать защитные перчатки, специальную одежду и средства защиты органов дыхания и зрения.

Опасность незамерзайки


Теперь давайте мы поговорим о самой известной автомобильной жидкости,- о "незамерзайке". Напомним нашим уважаемым читателям, что в нашей стране несколько лет назад согласно законодательству запретили производить омывающую жидкость с содержанием метилового спирта (метанола). Но не смотря на запрет в стране по-прежнему в продаже на рынке представлено огромное количество "незамерзайки" с метанолом, который является очень опасным ядом для человека.

Кстате, во многих странах мира производство зимней незамерзающей автомобильной жидкости с содержанием метилового спирта разрешено.

В нашей же стране подобная жидкость была запрещена в связи с массовыми случаями отравления. В итоге добились, теперь законопослушные производители "незамерзайки" в нашей стране вместо метанола используют менее токсичные виды спиртов: пропиленгликоль или этиленгликоль, который также входит в состав антифриза.

Тем не менее, не смотря что во многих зимних стеклоомывающих жидкостях сегодня не используется (не применяется) метанол, официально установлено, что разрешенная в стране "незамерзайка" все-равно очень токсична для человека.

Правда в отличие от метаноловой "незамерзайки" жидкость с пропиленгликолем менее опасна.

Например, дешевая "незамерзайка" с метиловым спиртом (часто можно купить на любом шоссе) при попадании в дыхательные пути может даже привести к повреждению зрения, и все из-за воздействия метанола на нервные окончания человека, которые отвечают за обработку информации с органов зрения.

При сильном отравлении эта метаноловая "незамерзайка" может даже привести к полной слепоте.

Обратите друзья свое внимание на следующее, метанол, что содержится в контрафактной "незамерзайке" может впитываться даже через кожу человека, а это также может вызвать поражения нервных клеток отвечающих за зрение.

При попадании в организм человека высоких концентраций метанола, химические вещества метилового спирта могут вызвать сбой работы центральной нервной системы, что приведёт в последующем к головным болям, к головокружению, к тошноте и к помутнению сознания.

Но как мы уже выше сказали, опасна для человека не только метаноловая зимняя жидкость стеклоомывателя. Также токсична и другая "незамерзайка", содержащая в своем составе менее токсичные технические спирты.

Вот например, в случае попадания разрешенной сегодня "незамерзайки" в желудочно-кишечный тракт человека, существует огромный риск повреждения самих внутренних органов.

Таким образом, теперь должно быть понятно для всех читателей, что наверное, разрешенная незамерзающая жидкость стеклоомывателя является не менее опасной, чем антифриз. Если же речь идет о метаноловой "незамерзайке", то она естественно опасней самой охлаждающей жидкости.

Опасность трансмиссионного масла


Паспорт безопасности трансмиссионного масла марки Shell.

Для того чтобы узнать, на сколько трансмиссионное масло опасно для человека, мы изучили паспорта безопасности нескольких производителей этой жидкости, что используется в коробках передач. В итоге мы установили следующее, что большинство представленных на рынке трансмиссионных жидкостей являются относительно безопасными для человека. Опасно трансмиссионное масло только при вдыхании большой концентрации паров уже отработанного масла.

В качестве примера описания давайте вместе посмотрим, что же пишет производитель трансмиссионной жидкости в паспорте безопасности на свою продукцию:

Нет особого риска при условии нормального применения. Отработанное масло может содержать опасные примеси. В маловероятном случае головокружения или тошноты, пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух. Если симптомы не проходят, обратиться к врачу.

Правда есть еще в паспорте безопасности одно предупреждение, которое немного пугает:

Вдыхание может вызвать химическую пневмонию.

Правда судя по описанию в паспорте безопасности, этот риск минимален, так как в обычных условиях в гараже или в автосервисе уровень концентрации паров трансмиссионного масла очень низок и не может нанести вред организму.

Так что мы установили, по сравнению с антифризом и незамерзайкой трансмиссионное масло фактически не опасно для человека.

Опасность жидкостей для автоматических коробок передач


Жидкость для автоматических трансмиссий по сути, это модифицированная трансмиссионная жидкость. Поэтому масло для автоматических коробок передач также не опасно, как и обычное трансмиссионная жидкость.

Опасность жидкости гидроусилителя руля


Жидкость для гидроусилителя руля тоже представляет собой обычное трансмиссионное масло, которое как мы указали выше, не является токсичным для организма человека. Вот пример описания трансмиссионной жидкости марки Shell Spirax S4 G 75W-90, которое дано в паспорте безопасности производителя.

Опасность тормозной жидкости


Тормозная жидкость в своем химическом составе содержит аналогичные ингредиенты, которые можно встретить в антифризе. Поэтому нет ничего удивительного, что в любой тормозной жидкости марки DOT 3/ DOT 4 согласно все тому же паспорту безопасности, содержится ряд предупреждений для человека о токсичности продукта.

Например, все производители тормозной жидкости в паспорте безопасности на продукцию указывают следующее, что жидкость может вызвать повреждение глаз, раздражение кожи и т.п. реакции. При попадании тормозной жидкости внутрь организма человека она может вызвать повреждение почек и печени.

Вот описание из паспорта безопасности на тормозную жидкость марки Shell Brake & Clutch Fluid DOT 4 ESL:

Не представляет угрозы для здоровья при обычных условиях применения.

При вдыхании: Вывести пострадавшего на свежий воздух. Если симптомы не проходят, немедленно доставить пострадавшего в больницу для оказания дополнительной медицинской помощи.

При контакте с кожей: Удалите загрязненную одежду. Промойте подвергшийся воздействию участок поверхности тела струей воды, а затем водой с мылом, если оно имеется в наличии. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью.

При попадании в глаза: Немедленно промойте глаза большими количествами воды в течение, по меньшей мере, 15 минут, удерживая веки в открытом состоянии. Доставьте пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для оказания ему медицинской помощи.

При попадании в органы пищеварения: При проглатывании не вызывайте рвоту: доставьте пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для оказания ему дальнейшей медицинской помощи. В случае самопроизвольной рвоты удерживайте голову пострадавшего ниже уровня бедер во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути с вдыхаемым воздухом.

Опасность хладагента для кондиционера автомобиля


Если ваш автомобиль оснащен системой кондиционирования воздуха, то он периодически нуждается в дозаправке компрессора хладагентом, который отвечает за охлаждение воздуха в машине. Если вы проводите работы самостоятельно, то будьте очень осторожны, так как этот газ очень опасен для человека.

Помните, что попадание паров хладагента в организм человека может вызвать слабость, тошноту и даже потерю сознания.

Дело тут вот в чем, что данный хладагент, попавший в кровь человека, может нейтрализовать кислород которым дышит человек, что может вызвать удушье.

Будьте осторожны с автомобильными жидкостями!


Жидкости, о которых мы сегодня вам рассказали, применяются в большинстве автомобилей, и в принципе при соблюдении техники безопасности они не представляют для человека серьезной угрозы. Если вы изучите паспорта безопасности на все жидкости, представленные в нашем обзоре, то обнаружите, что опасность для здоровья человека возникает только при их экстремальных воздействиях.

В обычной жизни вряд ли все автомобильные жидкости причинят вам вред. Правда в тех случаях, когда вы будете покупать дешевую "незамерзайку" содержащую в себе метанол, то даже при небольшом попадании метилового спирта в органы дыхания вы рискуете получить для себя тяжелое отравление.


Так что запомните друзья, ни в коем случае не покупайте дешевую незамерзающую жидкость для стеклоомывателя. Так же будьте предельно осторожны при замене в машине антифриза, тормозной жидкости и хладагента, так как эти жидкости очень опасны для человека.

Обратите свое внимание на следующее, при работе с жидкостями в гараже или в любом закрытом помещение вы обязательно должны обеспечить хорошую вентиляцию в данном помещении и герметичность самих емкостей, в которых хранятся автомобильные жидкости, и все это нужно для того, чтобы не допустить увеличения роста уровня концентрации вредных химических веществ в воздухе автомастерской. Удачи Вам друзья!

Современный рынок предлагает массу смазочных материалов на минеральной, полусинтетической и синтетической основе, и практически все сорта смазочных материалов в той или иной степени токсичны. Со смазочными материалами необходимо обращаться осторожно, используя индивидуальные средства защиты.

Базовые масла и их токсичность


*Красным шрифтом выделены явно токсичные вещества.

**Токсичные и вредные вещества и соединения
Соединения цинка, цинковый фосфат.
Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ, полиароматические углеводороды).
Галогеноуглеводороды (галогеноароматические). Галогены: хлор, фтор, йод, бром.
Фосфатные эфиры (фосфорные эфиры, органические фосфаты), фосфор.
Алифатические амины (органические соединения, производные аммиака) оказывают негативное действие на нервную систему и сосуды, нарушают проницаемость клеточных мембран, работу печени и вызывают развитие дистрофии.
Ароматические амины способствуют выработке метгемоглобина; некоторые из них канцерогенны.
Хлор и хлорсодержащие соединения.
Сера и ее соединения.

Группа I. Эти масла получают из нефти и нефтесодержащих материалов путем селективной очистки с помощью глины, серной кислоты и растворителей. В процессе очистки из сырья удаляются в том числе и полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), которые являются канцерогенными веществами. Однако ПАУ удается отделить не полностью, поэтому базовые масла I группы считаются канцерогенными. В настоящее время Группа I базовых масел считается устаревшей, и из них производится лишь минеральное моторное масло.

Группа II. Масла этой группы производятся путем очистки нефтепродуктов способом гидрокрекинга при средних температурах и давлении. Другое их название – масла высокой степени очистки. Некоторые специалисты относят масла, созданные на основе гидрокрекингового базового масла, к типу полусинтетических.


Гидрокрекинг на умеренных режимах помогает уменьшить содержание канцерогенных ПАУ, но не обязательно удаляет их полностью. Несмотря на то, что не известны клинические данные о влиянии этих смазочных материалов на человека, результаты исследований на животных указывают на возможность канцерогенного действия.

Группа III. Эти базовые масла производятся из нефтепродуктов с помощью гидрокрекинга, но при более высоких температурах и давлении, а также более длительном времени обработки, чем масла Группы II. Базовые масла Группы III не относят к оказывающим канцерогенное действие на человека. Тем не менее они все же содержат некоторые вредные примеси, которые не удается удалить. Синтетические и полусинтетические масла на основе базовых масел Группы III самые распространенные в мире на сегодняшний день. Иногда отдельно выделяют группу масел III+, которые получают не из нефти, а из природного газа. Масла, созданные на такой базе, считаются полностью синтетическими.



К Группе V относят все прочие искусственно полученные синтетические, ароматические, нафтеновые, а также растительные базовые масла, не вошедшие в перечисленные выше группы.

Установление факта экологической опасности многих синтетических продуктов: галоген­углеводородов (в первую очередь галогенароматических, к группе галогенов относятся хлор, фтор, йод, бром), органических фосфатов, заставило искать классы соединений, более близких к биосферным. Таковыми оказались синтетические сложные эфиры (полиолэфиры, ПОЭ, используются как комплексная добавка к автомобильным маслам), силиконы (кремнийорганические жидкости, отлично работают при очень высоких температурах, обладают высочайшей устойчивостью к окислению) и полиалкиленгликоли (ПАГ, обладают прекрасными вязкостно-температурными свойствами и при нагревании не оставляют никаких отложений на деталях). Масла Группы V в чистом виде не используют в качестве базовых. К ним добавляют составы из Групп III и/ или IV.

В некоторых источниках упоминается еще Группа VI базовых масел, состоящих из полиалкилнафталинов (англ. – PAN). Однако найти какие-либо упоминания о практическом применении таких базовых масел автору не удалось, очевидно, эта группа существует пока только на теоретическом уровне.


Токсичное действие смазочных материалов

Существует множество различных типов присадок к смазочным материалам, и большинство из них потенциально опасны для здоровья человека. Некоторые из наиболее распространенных типов присадок представлены в таблице. К смазочным материалам, которые содержат присадки, нужно относиться с большой осторожностью, так как о токсичности некоторых веществ и их соединений (сера, хлор, фосфор, цинк, свинец и др.), входящих в состав базовых масел и присадок, уже хорошо известно, а другие изучены еще недостаточно.

Производители присадок к смазочным материалам неохотно и скупо указывают химический состав своих продуктов, применение масла с присадками можно сравнить с игрой в рулетку, т. к. вы никогда не знаете полного состава того материала, с которым приходится работать. По результатам опроса одного авторитетного западного журнала больше половины производителей смазочных материалов не предпринимают никаких мер для борьбы с токсичностью смазочных материалов и никаких мер предосторожности для предотвращения их вредного воздействия на здоровье людей.


При комнатной температуре смазочные масла мало испаряются, и токсическое действие их может проявляться главным образом при частом попадании на кожу. Соединения цинка присутствуют практически во всех моторных маслах. Цинковый фосфат, содержащийся в присадках, способен привести к серьезным повреждениям, попадая в глаза. Однако в последние годы производители моторных масел значительно сократили количество цинкового фосфата в своей продукции, так как исследования доказали, что органический цинк разрушает каталитические нейтрализаторы. Хлор и хлорсодержащие соединения при нарушении правил обращения с маслами и невыполнении правил личной гигиены могут вызывать экзему, фолликулярные поражения кожи, дерматиты, пигментацию кожи и другие заболевания.

И минеральные, и синтетические масла при систематическом контакте в той или иной степени обладают кожнораздражающим действием и вызывают фолликулярные поражения кожи, известные под названием масляных или керосиновых угрей, дерматит, экзему, пигментацию кожи и даже более тяжкое заболевание – образование бородавчатых разрастаний, переходящих в рак. Токсичность масел проявляется также при длительной работе в одежде, пропитанной маслом. Эти заболевания наблюдаются у механиков, трактористов, водителей, кладовщиков и других лиц, повседневно имеющих дело с маслами.

Лучший способ борьбы с вредным воздействием смазочных материалов – избегать контакта открытых участков тела с ними, носить защитную одежду, фартук, перчатки, обувь и очки. После работы с маслами открытые участки тела необходимо вымыть теплой водой с мылом. Для защиты кожи рук обязательно использование специальных мазей и паст, затрудняющих проникновение масел, эмульсий и т. п.


При попадании на разогретый до температуры 200 °С и выше металл минеральные масла разлагаются, образуя продукты термоокислительного разложения: аэрозоль, пары, альдегиды, кетоны, органические кислоты, оксид углерода, углекислый газ и другие продукты. Термоокислительное разложение синтетических масел происходит при нагревании до температур 250–400 °С и выше. Продукты термоокислительного разложения минеральных и синтетических масел при вдыхании оказывают на людей раздражающее и общетоксическое действие, наблюдаются раздражение слизистых оболочек глаз, носоглотки и верхних дыхательных путей, общая слабость, головная боль, недомогание, а при вдыхании паров в течение 15–30 мин могут возникнуть отек легких, поражения сосудов и центральной нервной системы, воспалительные явления в легких, нарушения окислительно-восстановительных процессов. Наблюдаются также дистрофические изменения клеток сердечной мышцы, печени и других внутренних органов. Среди больных раком легких и бронхов много лиц, длительно подвергавшихся воздействию паров или туманов минеральных масел и их эмульсий.

Опасность отравления парами или туманами масел сильно увеличивается, когда в масле содержатся сернистые соединения. При наличии серы в масле могут возникнуть условия для образования сероводорода (Н2S), который вызывает отравление с потерей сознания. Токсичные свойства масел усиливаются с увеличением содержания в их составе ароматических углеводородов и смол. Некоторые токсичные вещества, содержащиеся в смазочных материалах, имеют свойство накапливаться в организме человека и проявлять свое вредное действие через много лет.

Всё сказанное о маслах в равной мере относится и к пластичным смазкам, жидкой фазой которых являются те же масла.


Сертификация смазочных материалов

В Регламенте ТР ТС 030/2012 содержатся общие требования о предупредительной маркировке опасной для здоровья продукции. Каждая партия смазочных материалов должна иметь Паспорт качества и Паспорт безопасности химической продукции. Процедура декларирования по регламенту не предполагает обязательного проведения испытаний образцов в независимой аккредитованной лаборатории. Декларация выдается исключительно на основании данных и доказательств заявителя и анализа полученной от него документации (по ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТО и иностранной, например, MSDS и т. д.). Производственный контроль осуществляет сам производитель (в том числе по собственным ТУ).






Как-то раз вышел я, оставив машину у своего подъезда, и проходя мимо лавочек с вечно сидящими там бабками услышал окрик. Я с удивлением обернулся, всегда казалось что бабки-семечнецы сидят тут всегда и выполняют какой-то декор, даже в голову не приходило что они умеют говорить.
Немного отойдя от шока я вежливо поинтересовалося филги им нужно. В ответ эта милая пожила дама сказала что у моего корыта звук какой-то странный, говорит глуха уж стала на оба уха, а тут словно заново слух обрела, и грит стучит он у тебя милок. Я чет не вкурил, как стучит, вроде починено все. Ну и выразив благодарность за бдительность пошел дальше. А мысля то поселилась в мозгу, и параноидально преследовала меня всюду. Ну думаю ладно. Надо глянуть что и как.
Открыл капот, слушаю на холостых — вроде все хорошо. Поддаю газку — и еле уловимый стрекот слышу. Ну шо ты делать будешь. Это же идеальный часовой механизм, отлаженый дидами на заводе, в нем не должно быть посторонних звуков. И полез я под клапанную. Думаю может опять предательски раскрутился сухарь натяжителя цепи и начинает цепь подзвякивать.
Снял, смотрю. Вроде все хорошо, вроде цепь натянута, да что-то как-то не так стоит. Закрыл глаза, досчитал до 10, открываю — картина не изменилась, явно не глюк, а то много чего увидеть можно надышавшись парами свежего лукойла из горячего двигателя. А увидел я там вот что.


Занимательно не правда ли?
Поясню для тех кто не проникся картинкой. Натяжитель цепи стоит как-то криво и упирается в переднюю крышку дрыгла.
Вот уже по подробнее фото со снятой передней крышкой с гбц.




И вроде бы дело не долгое, скинуть шестерню с распреда, отвести цепочку, при том желательно не уронить её внутрь мотора, таким же волшебным образом снять натяжитель и поставить другой, и все собрать. Однако тут у нас возникли непредвиденный сложности…


Далее немного другой день. Решил я перекрасить родной значек. Краска на нем облупилась давно. Да и сам он уже далеко не в лучшей форме был. Пока оттирал старую краску жидкостью для снятия лака меня накрыло, и в этом не адеквате я решил пойти и выбрать краску для покраса) Когда отпустило я увидел ЭТО…


Ну чтож, синий так синий, ничего страшного…
Приперся я в гараж. Как ранее замечали в комментах — вентилятор распологался далеко от двигателя и должного охлаждения не происходило, поэтому я решил присрать туда электровентилятор от таврии.
Перед этим я ещё решил перенести бачек расширительный в другое место и поднять его выше уровня радиатора.
Кровельный саморезы весело прошили металл морды и зафиксировали бачек в нужном мне положении.


Дальше я обнаружил что через мой толстенный слой герметоса все же подтекает жижло. А проблема в том что на родном москвичевском бачке сосок большой, а на радиаторе маленькая пипирка. И шланг с маленькой пипирки не натягивался на большой сосок бачка. Ещё осенью туда был присран штуцер от хз чего, обильно намазан герметосом и вроде прокатило. Но так как бачек был вечно пустой то и течь было нечему, а сейчас, я долил бодрых 3 литра жижла и оно начало струиться из всех щелей…
Выход был найден! Был взят шланг печки который по диаметру налез и на сосок бачка и на штуцер с одетым на него мелким шлангом и все это было колхозно затянуто двумя хомутами. В прииинципе успеха мы добились, главное жидкость никуда не течет


И вот настало время присирания электровентилятора! Снял родную крыльчатку — сразу появилось место, прикинул… Один крепёж встает четко вместе с крепежом радиатора, второй встает, но чутка кривушка. Но нам же и так покатит…
Собственно присрал


Поскольку туманки я отхерачил вместе с бампером, а релюха с тумблером остались я запитал электроперделятор через неё. И все заработало замечательно…

Вот кстати как выглядит пурпурный значек на москеле


Ну и тут все понятно, просится новый фартук, новые крылья, новая краска…


А вот и шайтан труба при свете дня


А вот и клапана, летящие из шайтан трубы


Ой ладно господа, я тут внезапно для себя осознал что я вообще нахожусь дома за компом, а мои руки как-то странно бегают по кнопкам… Наверно это все испарения лукойла. Всем пока!

Читайте также: