Можно ли с вич работать бортпроводником

Обновлено: 24.04.2024

И неважно, какова форма собственности авиапредприятия, куда вы подали заявление о приеме на работу. Вас проверят по полной программе по всем учетам и базам, имеющимся в отечественных спецслужбах, пропустят через мелкое сито всю вашу прошлую жизнь и даже поинтересуются благонадежностью ближайших родственников. То есть отныне окончательное решение о трудоустройстве принимает отнюдь не хозяин авиапредприятия. И жизнь сотен человек уже не зависит от чьей-то барской воли.

Такова суть поправок в Воздушный кодекс Российской Федерации, которые были приняты Госдумой в начале этого года. Поправки предложило ввести российское МВД, которое вместе с ФСБ курирует все службы авиационной безопасности. Теперь запущен в действие механизм выполнения этого федерального закона в новой редакции.

Какие конкретно ограничения для приема на работу в аэропорты узаконены? Запрещено принимать лиц с непогашенной судимостью за совершение умышленных преступлений, состоящих на учете в психиатрических диспансерах, уволенных с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, по отрицательным мотивам.

Особенно пристрастно отнесутся к гражданину, пожелавшему работать в аэропорту именно на досмотре. Заявление он подает либо в службу авиабезопасности, либо в подразделение транспортной милиции. И проходит жесткую проверку. Все руководители авиапредприятий получили письменные инструкции, как предотвратить трудоустройство лиц, предрасположенных к совершению диверсионно-террористических актов на объектах воздушного транспорта. Если потребуется, сомнительных кандидатов проверят и на детекторе лжи. Такие меры предосторожности совсем нелишние. В прошлом году проверили на предприятиях Московского авиаузла 60 тысяч сотрудников, в том числе всех охранников. И выявили 152 человека, имеющих судимости.

Есть еще новации: стопроцентный досмотр проходят теперь не только пассажиры, но и члены экипажей, авиационный и технический персонал. Договориться с командиром корабля или стюардессой о провозе чего-то запрещенного уже не получится. Более того, авиаперевозчик обязан предоставлять в правоохранительные органы персональные данные всех, кто находится на борту воздушных судов, то есть содержание перевозочных документов. А в состав досмотровых групп аэропортов обязательно входят и сотрудники органов внутренних дел на транспорте. Досматривать пассажиров могут теперь и после полета, если у милиции появится тревожная оперативная информация.

Впрочем, поправки в Воздушный кодекс породили не только запретительные подзаконные механизмы.

МВД совместно с Минтрансом и Минздравсоцразвития России определили порядок финансирования и обучения сотрудников служб авиационной безопасности и сотрудников органов внутренних дел, занятых на досмотре авиапассажиров и багажа. Сформированы 150 временных специализированных подразделений по досмотру общей численностью 1270 сотрудников. В аэропортах России милиция совместно с сотрудниками служб авиационной безопасности производит предполетный и послеполетный досмотр в 470 пунктах. Каждые сутки в среднем досматривается 1570 международных и федеральных рейсов, 125 000 авиапассажиров, 74 850 мест багажа, проверяется 320 единиц огнестрельного оружия, сдаваемого на время полета пассажирами.

И еще одно следствие поправок в закон - недавно изданный совместный приказ МВД и Минтранса России "О развитии кинологической службы в органах внутренних дел на транспорте и создании кинологических подразделений в аэропортах и авиационных предприятиях". Этот документ окончательно определяет порядок использования в обеспечении авиационной безопасности служебно-разыскных собак.

Верховный суд России разрешил ВИЧ-инфицированным гражданам работать бортпроводниками. Такое решение принято после рассмотрения жалобы на приложение к приказу министерства транспорта.

В нем говорится о медицинском освидетельствовании летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации. Проще говоря - в документе содержался полный запрет на летную работу бортпроводниками тех, у кого имелся диагноз - ВИЧ и СПИД.

Заявитель в Верховный суд попросил отменить норму. При этом еще шесть лет назад ВС дал добро людям с подобным диагнозом работать пилотами. Правда, при отсутствии отрицательного медицинского заключения.

Фото: Depositphotos.com

Присутствующие в зале заседания представители министерства транспорта и министерства юстиции высказали свою отрицательную позицию. Они просили иск отклонить. Аргументы чиновников - требования закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". По их мнению, также есть риски в случае оказания первой помощи в экстренных ситуациях.

С мнением чиновников двух ведомств не согласилась старший научный сотрудник Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД Наталья Ладная. Из ее выступления в суде следует, что многолетние медицинские наблюдения не подтверждают возможность передачи ВИЧ через продукты питания.

Правила же оказания первой помощи не допускают приступать к ней при наличии открытых ран для предотвращения заражения и другими болезнями, указала специалист. Представитель Генпрокуратуры также высказалась в пользу заявителя и исковые требования поддержала.

Итог рассмотрения заявления таков - Верховный суд считает, что запретить работать бортпроводниками людям с ВИЧ могут только медики, если считают, что гражданин не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Норма о запрете брать на работу бортпроводниками людей с диагнозом ВИЧ и СПИД была вчера отменена Верховным судом РФ. Такое решение принято судом после рассмотрения жалобы на некое приложение к приказу министерства транспорта.


В нем говорится о медицинском освидетельствовании летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации. Проще говоря, в документе содержался полный запрет на летную работу бортпроводниками тех, у кого был диагноз - ВИЧ и СПИД.

Заявитель в Верховный суд попросил отменить эту норму. В преодолении запретов на работу в небе заявитель с таким диагнозом оказался не первым. Еще шесть лет назад - в 2011 году - Верховный суд дал добро людям с подобным диагнозом работать пилотами. Правда, с оговоркой - при отсутствии отрицательного медицинского заключения. Рассмотрение подобных жалоб проходит по строгим правилам. Приглашаются представители ведомств, которые имеют отношение к проблеме. Они обязаны высказать свое мнение. Присутствующие в зале заседания представители министерства транспорта и министерства юстиции просили иск отклонить. Аргументы чиновников следующие - просьба нарушает требования Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

По их мнению, есть еще риски в случае оказания первой помощи в экстренных ситуациях заразить пассажиров. С мнением чиновников двух ведомств не согласилась старший научный сотрудник Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Наталья Ладная. В суде специалист заявила, что многолетние медицинские наблюдения не подтверждают возможность передачи ВИЧ через продукты питания. "Больной, принимающий антиретровирусную терапию, совершенно безопасен для общества", - заявила эксперт. А по поводу помощи пострадавшим сказала, что правила оказания первой помощи не допускают приступать к ней при наличии открытых ран для предотвращения заражения другими болезнями. Представитель Генпрокуратуры встала на сторону заявителя и исковые требования поддержала.

Право бортпроводников с ВИЧ на работу содержатся в правилах Международной организации гражданской авиации (ICAO). По заявлению эксперта Ладной, в законодательстве нет запрета на определенные профессии для носителей ВИЧ. А ведь их только по официальной статистике 870 тысяч. Итог рассмотрения заявления о работе бортпроводниками носителей ВИЧ таков: Верховный суд РФ считает, что запретить работать бортпроводниками людям с ВИЧ могут только медики, если они считают, что гражданин не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

В минтрансе "РГ" пояснили, что допуск к полетам пилотам и бортпроводниками дают медики, а не техническая комиссия. В России установлена форма регулярного медицинского осмотра. По ее итогам на руки авиаторам дается медицинское заключение - допуск выполнять полеты. В случае с тяжелыми патологиями - членов экипажа дисквалифицируют, поясняет главный редактор портала "AVIA.ru" Роман Гусаров. В нашей стране есть обширный список заболеваний, при которых к управлению воздушным судном не допускают. И ВИЧ в их числе. Это связано и с препаратами, которые необходимо принимать при той или иной болезни.

В мировой практике при допуске к полету больше послаблений. В России тоже со временем могут исключить ряд заболеваний, которые не препятствуют безопасному выполнению полетов, предполагает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

ce2e7099f19d65ba3517149bb19cbacf

Верховный Суд РФ признал недействующим запрет на работу бортпроводниками для людей с ВИЧ

13 марта 2017, Москва

Сегодня Верховный Суд России отменил безусловный запрет на профессию для бортпроводников, имеющих ВИЧ-инфекцию. Теперь такие люди имеют право работать, если это возможно по состоянию здоровья, незавивисимо от наличия или отсутствия ВИЧ-инфекции. Интересы административного истца представляли петербургские адвокат Дмитрий Бартенев и юрист Макс Оленичев, специализирующиеся на делах против дискриминации.

Верховный Суд признал незаконным пункт Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России в 2002 году, о безусловном запрете на работу бортпроводниками для ВИЧ-инфицированных людей. Положение правил признано недействующим и не подлежащим применению. Суд указал, что ВИЧ-инфицированные люди могут признаваться негодными к работе в качестве бортпроводников только на основании медицинского заключения, если состояние их здоровья не позволяет выполнять такую работу. Суд отверг доводы Минтранса о том, что бортпроводники, имеющие ВИЧ, могут представлять опасность для пассажиров самолетов.

В суде представитель Минстранса России полагал, что ВИЧ-положительные бортпроводники могут быть распространителями ВИЧ-инфекции, если участвуют в распределении продуктовых пакетов при обслуживании пассажиров. Однако представитель Федерального СПИД-Центра Наталья Ладная опровергла такие мифические представления, указав конкретные способы передачи ВИЧ, которые отсутствуют в профессиональной деятельности бортпроводников.

Представители заявителя адвокат Дмитрий Бартенев и юрист Макс Оленичев посчитали, что такое отношение к ВИЧ-позитивным людям является одной из форм дискриминации, поскольку установленный запрет на профессию не основан на научных и разумных доводах и противоречит действующему законодательству.

ВИЧ-позитивный человек, вовремя узнавший о наличии заболеваний, и начавший принимать антиретровирусную терапию не может передавать ВИЧ-инфекцию иным людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: