Мы инфекций не боимся

Обновлено: 19.04.2024

Вокруг вакцинации от коронавируса идут ожесточенные споры. Противники говорят о том, что она ведет к бесплодию и другим необратимым изменениям здоровья. Разбираемся, как обстоят дела на самом деле.

После болезни формируется естественный, но краткосрочный иммунитет к вирусу, но при этом есть риск повторно тяжело перенести инфекцию, получить осложнения и заразить близких.

Вакцина — более безопасный способ защититься от COVID-19. Вакцинация формирует более стойкий иммунитет к вирусу, уменьшает риски тяжелого течения и распространения инфекции от человека к человеку.

Почему возникают нежелательные явления после прививки от коронавируса

Вакцина знакомит иммунную систему с вирусом, и в ответ на чужеродное вмешательство запускается иммунный ответ.

Происходит местная реакция — в ответ на повреждение кожи и введение вакцины туда устремляются клетки первой линии обороны. Они должны предотвратить распространение инфекции, которая смогла преодолеть кожный барьер. Это проявляется отеком и краснотой в месте укола.

Затем вакцина попадает в кровь. Это заставляет иммунитет реагировать на возможную угрозу и запускает защитные механизмы. Вырабатываются антитела, чтобы запомнить и уничтожить вторгшийся вирус. Кроме этого, организм стремится ослабить неприятеля и не дать вирусу быстро размножиться, пока антитела ищут способ уничтожения врага. Один из способов — нагревание организма, так как многие вирусы не переносят высокую температуру окружающей среды.

Все вместе это может вызвать типичную реакцию: температуру, мышечную слабость, головную боль. Насколько сильно будут выражены нежелательные явления, зависит не столько от вакцины, сколько от индивидуальных особенностей организма. Ведь одну и ту же инфекцию один человек переносит спокойно, а другой — с температурой под сорок. У большинства пациентов после вакцинации никаких реакций не возникает.

В GMS Clinic вакцинация идет с января 2021 года, привито более 5 тыс. человек, нежелательные явления отмечались менее чем у 15%. Чаще наблюдались: подъем температуры тела, болезненность в месте инъекции, подъем артериального давления. Большинство этих явлений нельзя отнести к серьезным, поэтому пациенты смогли успешно получить второй компонент вакцины. Один раз была сильная аллергическая реакция. Этому пациенту второй компонент не вводился. Симптомы благополучно ушли, но для дальнейшей вакцинации этому пациенту, вероятнее всего, будет рекомендован другой препарат.

Нежелательные реакции обычно проходят в течение трех дней после вакцинации. Их интенсивность и длительность зависят от разных факторов и говорят о реакции иммунной системы. К частым и неопасным нежелательным явлениям относятся:

  • температура (если она не вызывает дискомфорта, можно ничего не принимать);
  • боль в мышцах;
  • слабость;
  • головная боль;
  • местная реакция: покраснение и отек в месте укола.

Нежелательные явления в виде повышения температуры тела или местных проявлений в месте инъекции, как правило, проходят максимум через три дня. Если нежелательные эффекты сильно беспокоят, можно принять препарат из группы нестероидных противовоспалительных средств (НПВС), например парацетамол или ибупрофен. К месту укола можно приложить прохладный компресс.

Любой лекарственный препарат, включая вакцины, может вызвать аллергические реакции. Ни один производитель, если он не шарлатан, не забудет указать возможность аллергической реакции в инструкции по применению лекарственного препарата. Также аллергическую реакцию может вызвать любой пищевой продукт, любая молекула тяжелее соли. Если возникло подозрение на аллергию, следует обратиться к доктору.

Нежелательные эффекты других российских вакцин

Это инактивированная вакцина. То есть в организм доставляется убитый коронавирус. Это старая и испытанная технология, по ней сделано много вакцин от вирусных заболеваний: полиомиелита, гриппа и других. Мертвые вирусы не могут вызвать заболевание, но их попадания достаточно, чтобы организм научился их распознавать. В итоге при попадании живого вируса от зараженного человека сильный иммунный ответ формируется сразу.

В инструкции к препарату сказано, что редко вакцина может вызвать головную боль и кратковременное повышение температуры. Чаще встречается боль и уплотнение в месте инъекции.

Какая доза вакцины переносится тяжелее

Считается, что на введение вакцины сильнее реагируют молодые и здоровые пациенты, но официальных данных нет. Нежелательные явления во второй раз могут быть сильнее, чем после первой дозы, а могут быть и слабее. Это нормальная реакция, которая может быть связана с другим типом аденовируса.

Обычно пожилые люди переносят вакцинацию лучше, чем молодые. Риск появления такого нежелательного явления, как повышенная температура тела, значительно уменьшается с возрастом.

Когда нужно обратиться к врачу

После вакцинации лучше подождать полчаса, а не уходить сразу. Это нужно, чтобы убедиться в отсутствии аллергической реакции. Если стало тяжело дышать, появилось ощущение сильного сердцебиения, шум в ушах, сыпь, головокружение или начался отек лица, нужно обратиться в пункт вакцинации за медицинской помощью.

Нужно также обратиться к врачу, если после прививки:

  • головная боль, слабость или температура не проходят в течение трех-четырех дней;
  • высокая температура не сбивается лекарствами;
  • в месте укола нарастает краснота и уплотнение на второй-третий день.

На сайте госуслуг можно зарегистрировать возможные нежелательные явления. Это нужно для того, чтобы собрать как можно больше статистики и сделать более масштабные выводы о безопасности вакцины. Особенно это важно, если введение вакцины в отдельно взятом случае сопровождается серьезными нежелательными реакциями.

Мифы о вакцинации от COVID-19

Миф № 1: вакцина вызывает бесплодие

Ни одна из известных вакцин не влияет на репродуктивную функцию мужчин или женщин. Вопрос безопасности для потомства остается одним из важнейших для разработчиков лекарственных препаратов, в том числе вакцин. Это относится к серьезным нежелательным явлениям. Поэтому при минимальных сомнениях препарат не пройдет 1 фазу клинических испытаний на лабораторных животных. В этом случае дальнейшие разработки будут прекращены. Вакцины, прошедшие вторую и третью фазу, гарантировано безопасны для будущих родителей.

Нет никаких доказательств, что хоть одна вакцина вызывает проблемы с фертильностью. А вот как отреагирует организм беременной женщины на коронавирусную инфекцию — большой вопрос.

Миф № 2: вакцина влияет на ДНК

Миф № 3: от вакцины можно заразиться коронавирусом и получить положительный тест ПЦР

Вакцина не вызывает активное заболевание, а стимулирует специфический иммунитет другими способами. ПЦР после прививки будет положительной, только если заразиться до вакцинации. Чем раньше привиться, тем быстрее сформируется специфический иммунитет. Единственный риск, который я вижу, — это кратковременное повышение температуры тела. Оно может быть выявлено, например, в аэропорту и помешать отлету. Поэтому в идеале привиться следует за два-три дня до авиаперелета.

Миф № 4: при хронических заболеваниях нельзя прививаться

В этом случае перед вакцинацией лучше проконсультироваться с лечащим врачом. При обострении хронического заболевания, возможно, прививку следует отложить. А возможно, и нет. Но сами по себе хронические болезни не относятся к противопоказаниям. Наоборот, при них сильно увеличиваются риски тяжело перенести коронавирусную инфекцию. В этом случае безопаснее вакцинироваться и защитить ослабленный организм.

Заключение

Пока лекарства от коронавирусной инфекции нет, вакцинация значительной части общества — единственный способ остановить распространение пандемии и вернуться к нормальной жизни. Достаточно посмотреть на многие страны Европы: благодаря массовой вакцинации ограничительные меры значительно смягчились. Открываются рестораны, фитнес-клубы, отменяется обязательное ношение масок в супермаркетах. Полагаю, мы все об этом мечтаем.

Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.

Что такое вирус?

Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.

Как устроен вирус?

В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.

Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.

Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Вирусы

Как вирус попадает в организм?

  • через физические повреждения (например, порезы на коже)
  • путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
  • направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
  • к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
  • к нервной ткани (вирус простого герпеса)
  • к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)

Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.

Выход вируса

Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.

Скорость распространения вирусной инфекции

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.

Вирусная латентность

Как вирус распространяется?

  • воздушно-капельный (кашель, чихание)
  • с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
  • с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
  • через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)

Почему с вирусами так тяжело бороться?

Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.

Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Коронавирус

Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.

симптомы и признаки.jpg

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.

Таблица

Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:

  • Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
  • Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
  • Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
  • Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
  • Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
  • Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.

профилактика.jpg

Здоровье
Купить можно много:Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога, стремительный скутер,
Коралловый остров (хоть это и сложно),
Но только здоровье купить невозможно.
Оно нам по жизни всегда пригодится.
Заботливо надо к нему относиться.

Ты с красным солнцем дружишь, волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик, не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься, в игре не устаешь,
И рано спать ложишься, и с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь, резвишься на катке.
А летом загорелый купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать, играть тугим мячом.
Ты вырастешь здоровым! Ты будешь силачом!

Песенка про закалку
Я гулять иду – в платке, в тёплых рукавицах.
Кошка Мурка – налегке, ветра не боится.
И зимой она, и летом всюду ходит босиком,
И при всём, при всём при этом грипп ей вовсе не знаком.
И ангины нет у кошки, и бронхита тоже нет,
Потому что закаляться начинала с детских лет.

На лугу жуют коровы, ох, круглы у них бока.
Мы с братишкою здоровы от парного молока.
Вот придёт под вечер Зорька, позовёт нас громко: "Му!"

А поправились насколько мы не скажем никому-у-у!

Железное здоровье
Беру эскимо по три штуки, сосульки и льдинки жую,
Без шапки хожу я и руки в студеную воду сую.
Здоровье железное прямо: никак не могу заболеть,
Чтоб добрая, нежная мама со мною могла посидеть.

Если хочешь быть здоров
Малыш, ты хочешь быть здоров, не пить плохих таблеток,
Забыть уколы докторов, и капли из пипеток?
Чтобы носом не сопеть, и не кашлять сильно,
Обливайся каждый день, лей весьма обильно.
Чтоб в учебе преуспеть, и была смекалка,
Всем ребятушкам нужна Водная закалка.

Совет
Чем больше к доктору мы ходим,

Тем больше хворей в нас находят,
Давно пора нам всем понять – врача нам надо поменять:
На спорт, диету и закал, на обливанья и вокал.

Ледяная вода
Я стою у края ванны утром, как на берегу.
И подумать даже странно: неужели вновь смогу?
Окатил себя водою от макушки и до ног,
Так доволен я собою, что не струсил, снова смог!
Нет ни дрожи, ни мурашек – полотенцем их сводил.
Ничего теперь не страшно, если утром победил!

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ГРИППЕ И ПРОСТУДЕ

Жираф простыл. Жираф охрип.
Пошел к врачу – диагноз – грипп.
Диагноз – грипп, рецепт такой:
С лимоном чай, постель, покой,
Микстура в час и в шесть часов
И сто мохеровых шарфов.

Это что за ерунда

Это что за ерунда – из носу течет вода.
В общем, не совсем вода – в этом главная беда.
Чтоб остановить поток, подставляю я платок,
Но не выдержал платок, потому что весь промок.
Нос, как кран, не отключить и приходится лечить.
Впрочем это вам решать, как вы будете дышать.

Зачем бояться капель в нос?
В кармане спрятался платок: «Вокруг ужасный грипп!
Я так устал и весь промок, хозяин мой охрип!

Маскарад
Какой-то странный маскарад:

все в масках, но никто не рад.
Где серпантин? А где шары?
Где конкурсы для детворы? Не слышно музыки и песен,
Сценарий малоинтересен. Нет танцев, клоунов и смеха.
"Апчхи!" и "Кхе!" разносит эхо.

Похоже, каждый крепко влип,
Ведь маскарад устроил . ГРИПП.

Уколы
Веселился с первым снегом, и на месте не сидел.
Целый день без шапки бегал, а на утро заболел.
Был сначала я веселым, знал, что в школу не пойду.
И про гадкие уколы, я б не вспомнил и в бреду.
Думал, буду есть варенье, а еще любимый мед.
Это вкусное леченье мне прекрасно подойдет.
Но сказал мне доктор сразу: – Заболел – терпи тогда.
Грипп опасная зараза, Без уколов никуда!
Я б давился рыбьим жиром, и терпел бы мерзкий вкус.
Но уколов как вампиров Я до ужаса боюсь.
Эх, пошел бы лучше в школу, книжки умные читать.
Чем болючие уколы в мягком месте ощущать.

P.S.
Вы не забывайте, дети, холода зимой сильны!
Одевайтесь, не болейте, и уколы не страшны!

Простуда
Гуляла по свету злодейка-Простуда
Проникла к нам в дом неизвестно откуда.
Явилась к обеду, и, без приглашенья,
Испортила нам выходной, воскресенье…
Ни с кем не советуясь, быстро и ловко,
Кино отложила, музей, тренировку,
Нам всем прописала режимов, диет…
Бульон разрешила, и рис – без котлет!
Одела нас стильно – в штаны и халаты,
Компрессы по моде – из марли и ваты,
Потом накрутила на шеи платки,
Сказала насыпать горчицы в носки.
Заставила папу пить морс и микстуру,
Мне справку дала: отменить физкультуру,
Отправила к ночи бабулю в поход,
В мороз, добывать нам малину и мед.
Пойти на каток не дала нам в субботу,
А маме – неделю, ходить на работу.
В компьютер хотела играть запретить,
Но не было сил его даже включить!
Про кашель и насморк – и так все известно,
Про них вам рассказывать неинтересно…
Ещё я забыла, Простуда ворча,
Домой позвала из больницы врача!

С неделю злодейка у нас прожила…
Чихая, во вторник, к соседям ушла…

У меня печальный вид, – Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип. Что такое?
Это – грипп! Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели, стали все вокруг жалеть.
Я лежу в своей постели – мне положено болеть.
Поднялась температура. Я лежу и не ропщу –

Пью соленую микстуру, кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,

Говорят: "Терпи, отличник!"
После банок на боках кожа в синих пятаках.
Кот Антошка прыг с окошка

На кровать одним прыжком.
– Хочешь, я тебе, Антошка, нос засыплю порошком?
Кот Антошка выгнул спину и мурлычет мне в ответ:
"Прибегать к пенициллину?

Мне? Коту? С таких-то лет?!"
Я коту не возражаю – Бесполезно возражать,
Я лежу, соображаю, Сколько мне еще лежать?
День лежу, второй лежу, Третий – в школу не хожу.
И друзей не подпускают, – Говорят, что заражу.
Эх, подняться бы сейчас и войти в четвертый класс:
"Зоя Павловна, ответьте,
Что тут нового у вас? Зоя Павловна, ответьте. "
Зоя Павловна молчит. Я на Марс лечу в ракете.
На меня медведь рычит – Как дела, неугомонный?
Как здоровье? Спишь, больной? –
Это – лечащий, районный
Врач склонился надо мной. (С. Михалков)

Тётя Инфекция
На улице слякоть, на улице холод.
Сегодня нежданно нагрянула в город
Гражданка солидной комплекции
По имени Тётя Инфекция.
Она целый день наносила визиты.
Подарками два саквояжа набиты.
Ведь в гости не хочется даме
Являться с пустыми руками.
Дарила Инфекция не шоколадки,
А кашель и насморк, чуть-чуть лихорадки,
Немного озноба и боль головную.
Ну, где ещё щедрость найдёте такую?
Никто тем подаркам, однако, не рад.

И Тётушку в дом приглашать не хотят.
Ей очень и очень обидно!
И как этим людям не стыдно!
Они себя с дамой ведут неприлично,
И дверь перед ней закрывают обычно.
Приветлив с Инфекцией только Петров,
Который к диктанту опять не готов.

Ветрянка
Я стал зеленый, как лягушка.

Весь в пятнышках, как мухомор.
Ко мне ни друг, и ни подружка

Не ходят в гости с этих пор. Теперь сижу один, скучаю.
То полежу, то помечтаю. И ветру задаю вопрос:
Зачем ветрянку мне принес?

Запретили Ире бегать по квартире.
Объяснили Ире: ходит грипп в квартире!
Ира слушает: “Скрип, скрип”.
Там, наверно, ходит Грипп?
Чей-то кашель, чей-то хрип,
Чем-то болен страшный Грипп?
Папа маме говорил: "Дядю Митю грипп свалил".
Он, наверно, великан? Он, наверно, хулиган?
Дружит он с температурой и невкусною микстурой,
На обед в его кастрюле только белые пилюли.
Приходила к нам с утра медицинская сестра,
Гриппу сделала укол, чтобы Грипп скорей ушёл.

Во дворе галдит народ, ёлка – просто чудо,
Скоро будет Новый год, у меня ж простуда.
Насморк - жуткая напасть, и не нагуляться всласть,
И на тумбе при кроватке, словно овощи на грядке,
И микстуры, и таблетки, и для капель в нос пипетки,
И горчичники, и банки. я смотрю с тоской на санки.
Градусник который день ставим тридцать семь и семь.
Да, гулять мне не придётся, только что и остаётся
Повторять опять слова: "Мама, ты была права!"
Было лень мне сок нагреть, Дома вынужден сидеть.

(Загадки из цикла Доскажи словечко)
Коль мороз вам ломит кости,

значит, грипп шагает в гости.
Чтоб недруг свернул с тропинки,
Принимайте – . (Витаминки, аскорбинки.)

Если горло разболелось, голос ваш утих под ноль,
Чтобы вам, как прежде, пелось,
Силу даст . (Аэрозоль.)

Если насморк домогает, стало влажною салфетка,
Врач подскажет, что помогут Вам тут капли и .
(Пипетка.)

Чтоб болезнь не сбила с ног, ешь и лук, и злой чеснок,
И лимоны, апельсины – Все съестные витамины.
Чтоб сказать болезням "Нет!", Повышай .. (Иммунитет.)

Если вирус ходит всюду, Как злодей из древней сказки,
Я стесняться тут не буду, А надену вмиг . ( Повязку.)

Подарок
Волку вдруг на именины Подарили витамины:
Две коробочки с драже.
И сказали: “Ты уже стал большой и должен сам
Принимать их по утрам, на обед или на ужин.
На охоте волку нужен зоркий глаз, отличный слух
И особый тонкий нюх. Волчьих ягод нет зимой,
И поэтому, родной, их заменят витамины,
Соки, фрукты, мандарины. В поле, в чаще, на дороге –
Всюду волка кормят ноги. Много бегаем мы в стае,
Жизнь у волка не простая: Ловим тех, кто слаб и стар.
Волк в лесу, как санитар,

Должен быть в спортивной форме

И держать здоровье в норме, чтоб усталость не свалила.
Витамины – это сила!”

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ГИГИЕНЕ, ЧИСТОТЕ, ЧИСТОПЛОТНОСТИ

Чистые зубы
Кто чистит зубы по утрам, тот поступает мудро!
Кто чистит их по вечерам, тот поступает мудро!
А захотелось пожевать зефир иль бутерброд,
Кто мудр, тот будет полоскать после еды свой рот!
Гони подальше тётку Лень, и помни о зубах весь день!

Мышка плохо лапки мыла
Мышка плохо лапки мыла: Лишь водичкою смочила,
Мылить мылом не старалась, И на лапках грязь осталась.
Полотенце в черных пятнах! Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот. Может заболеть живот.
Так что, (имя ребенка), старайся, чаще с мылом умывайся!
Надо теплою водой Руки мыть перед едой!

Мойте руки и плоды!

МОЙТЕ РУКИ И ПЛОДЫ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ!
Есть такие вирусы, Вирусы-вредилусы.
Попадут ребёнку в рот – Заболит от них живот.
Вот какие вирусы, Вирусы-вредилусы!

Мойте овощи всегда!
С аппетитом всё в порядке, зайка съел морковку с грядки,
Мыть не стал, а сунул в ротик, и теперь болит животик.
Нет большого в том труда, мойте овощи всегда!

Кто не умывается
Кто горячей водой умывается, называется молодцом.
Кто холодной водой умывается, называется храбрецом.
А кто не умывается, никак не называется.

Про микроба
Микроб – ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет –и спокойно там живёт.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, куклы, мыли руки перед ужином?
Эй, братец Лис, ты выглядишь простуженным…
Постой-ка, у тебя горячий лоб:
Наверное, в тебе сидит микроб!

Полосатые стихи
Полосатые тигрята от рожденья полосаты.
Есть полоски у Енота, и у Зебры их без счёта.
Есть полоски на матрасе, и полоски на матроске.
У шлагбаума – полоски, и полоски на берёзке.
Есть красивые полоски у рассвета и заката.
Но встречаются ребята – Все от грязи полосаты…
Не хочу про них писать в полосатую тетрадь.

Зеркало любит чистые лица
Зеркало любит чистые лица.
Зеркало скажет: – Надо умыться.
Зеркало охнет:– Где же гребёнка?

Что же она не причешет ребёнка?
Зеркало даже темнеет от страха,

Если в него поглядится неряха!

Ладошки
Не пойму, как по ладошке мама обо всём узнала:
По царапине – что кошку я вчера за хвост таскала,
По пятну от шоколадки – то, что лазила в буфет
И взяла себе украдкой десять маленьких конфет.
Даже то, что понарошку губы красила с утра,
Рассказали ей ладошки. Может, их помыть пора?

Чистюля
Затеял чистюля-енот постирушку.
Воды натаскал из речушки в кадушку,
Чтоб выстирать чисто, до блеска и лоска,
Рубашку, носки и штанишки в полоску.
Корыто пушистая пена накрыла.
Енот не жалел ни усилий, ни мыла,
И тщательно тёр о стиральную доску
Рубашку, носки и штанишки в полоску.
Синил незабудкой, душил медуницей,
Потом полоскал родниковой водицей,
И вешал на кустик сушиться к овражку
Штанишки в полоску, носки и рубашку.
А рядом с енотом, в грязи по колена,
Жила-поживала грязнуля-гиена.
Неряха вещей не стирала упрямо,
И пахла она, как помойная яма.
Енот не водился с грязнулей-гиеной,
Поскольку она не дружна с гигиеной.
А тот, кто не хочет прослыть замарашкой,
Стирает носки и штанишки с рубашкой.

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О РЕЖИМЕ ДНЯ

Соблюдайте режим дня!
У курицы нынче болит голова:

Вчера позвала её в гости сова,
Они прогуляли всю ночь напролёт,
А днём наша курица носом клюёт.

Ротавирусная инфекция — участившееся инфекционное заболевание, с которым сталкивается большинство родителей. Однако о лечении своего ребенка знает далеко не каждый.

Ротавирусная инфекция: как лечить и как не заразиться?

Анастасия, что такое Ротавирус?

Это кишечная инфекция, которая вызывается вирусом семейства Реовирусы. Инфицирование происходит из-за попадания ротавируса на слизистую ротовой полости, вирус проникает дальше в пищеварительный тракт и начинает размножаться в тонком кишечнике, вызывая неблагоприятные последствия.

У ротавируса есть восемь видов, но человек может заразиться лишь тремя из них, при этом болезнь протекает абсолютно одинаково. Чаще всего в нашей стране заражаются ротавирусом вида А.

Ротавирусная инфекция характеризуется сезонностью, вирус активен при высокой влажности и устойчив к низким и высоким температурам. Чаще всего дети болеют в зимне-весенний и осенне-зимний период.

Какие симптомы характерны при заболевании ротавирусной инфекцией?

Характерно острое начало — рвота, жидкий стул, боли в животе, повышение температуры.

Как передается заболевание?

Через грязные руки инфекция попадает в рот, то есть фекально-оральным путем. Воздушно-капельным путем ротавирус не передается.

В каком возрасте дети наиболее подвержены заболеванию?

До пяти лет практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни переболевает ротавирусом, в той или иной степени. Данная инфекция поражает все возрастные слои населения.

Как происходит массовое заражение детей в школе?

Дети не соблюдают простых правил личной гигиены — после посещения туалетной комнаты не моют руки. Дальше происходят рукопожатие, игры, съели яблочко, поделились яблоком с другом, откусили шоколадку у друга и так далее. Таким образом распространяется инфекция.

Чем опасен ротавирус?

Главная опасность — это потеря жидкости. Обезвоживание и интоксикация ведут к нарушению функций организма.

В течение какого времени после инфицирования проявляются симптомы заболевания?

Инкубационный период — от нескольких часов до нескольких суток. Чаще всего симптомы проявляются на первые — вторые сутки.

Сколько длится острый период заболевания?

Это индивидуально для каждого случая. Чаще всего — от трех до пяти суток. Первые трое суток — самое тяжелое течение заболевания.

Что делать, если у ребенка высокая температура?

Если температура выше, чем 38,5 °C, то ее нужно сбивать жаропонижающими средствами. При преобладании рвоты — лучше ректальные свечки, при превалировании диарейного синдрома — суспензия через рот. Препаратами выбора могут быть парацетамол и ибупрофен.

Существует ли особая опасность для маленьких детей до года?

Как я уже говорила, мы боимся потери жидкости, соответственно, чем меньше человечек, тем меньший объем жидкости находится в его организме. Если у ребенка будет многократная рвота и обильный жидкий стул, значит ребенок быстрым темпом дойдет до обезвоживания. Поэтому в тяжелых случаях — однозначно стационар.

Можно ли лечить заболевание самостоятельно?

При первых симптомах заболевания необходимо обратиться к доктору, чтобы он посмотрел ребенка, сделал необходимые анализы и назначил правильное лечение. До осмотра у врача нужно начать отпаивать ребенка водой — небольшими порциями. Заниматься самостоятельным лечением ребенка не следует.

Ротавирусная инфекция: как лечить и как не заразиться?

Нужно ли кормить ребенка до назначения лечения врачом?

Во время болезни ротавирусной инфекцией дети чаще всего от еды отказываются, так как превалирует рвота. Но если ребенок просит есть, то это должна быть еда не жирная, не содержащая большого количества клетчатки. Прекрасно подходит рисовая каша, которая закрепляет стул и является сорбентом.

В народе принято при заболевании ротавирусом давать детям Регидрон. Нужно ли это делать?

Регидрон — это солевой раствор, он является лекарственным препаратом. Принимать его или нет — решает только врач.

Можно ли осуществлять лечение на дому?

Все зависит от степени тяжести заболевания. Если форма легкая — лечение можно проводить на дому. Если заболевание средне-тяжелое или тяжелое — стационар. В любом случае, это определяет врач.

Что делать, если у ребенка в классе много случаев заболевания?

Необходимо объяснить ребенку, что очень важно соблюдать правила личной гигиены.

Какие меры предосторожности принимать в квартире, если болеет ребенок?

В этом случает также необходимо соблюдать правила гигиены. Если рвотные или каловые массы попадают на поверхность, это место нужно обрабатывать дезинфицирующими средствами. Мыть руки чаще.

Какая должна быть восстановительная терапия после того, как спали основные симптомы заболевания?

Соблюдение элиминационной диеты (от англ. Elimination — исключение, устранение — это диета с исключением некоторых продуктов из рациона) — необходимо на время исключить из рациона жирные продукты и продукты с повышенным содержанием клетчатки, а также продукты, вызывающие послабление кишечника, с постепенным расширением диеты.

Какая существует профилактика этого заболевания?

Профилактика — соблюдение правил личной гигиены и вакцинация. Вакцинация проводится для детей в возрасте до 32 недель, то есть в грудничковом возрасте. Это вакцина Ротатек. Существует еще вторая вакцина — Ротарикс — она делается до 24 недели. Если ребенку сделали прививку в этом возрасте, то вакцина защитит от заболевания, если в более позднем возрасте, то вакцинация уже не будет иметь положительного эффекта. Во время заболевания вакцинация также не принесет результата.

Болезнь может сопровождаться одышкой, лихорадкой, кашлем и потерей обоняния. Но инфекция влияет и на психическое и неврологическое состояние больного. Помимо нарушений со стороны центральной нервной системы в разгар болезни, у трети выздоровевших возникают долгосрочные осложнения: депрессия, тревога, повышенный риск инсульта, паркинсонизм. Рассказываем о влиянии коронавируса на мозг и психику, вероятных последствиях и психологической реабилитации.

Почему возникают нарушения

COVID-19, как и любой другой вирус, влияет на работу многих систем организма и поражает не только дыхательные пути и легкие, но и центральную нервную систему. Это называется нейротропность — способность инфекции поражать клетки этой системы. Более того — исследователи считают, что вирус размножается внутри нервных клеток головного мозга.

Результаты патологоанатомических вскрытий демонстрируют, что коронавирус приводит к воспалению мозговой ткани. А методы нейровизуализации, показывающие структуру и нарушения функций мозга, обнаруживают микроинсульты и лейкоэнцефалопатию — состояние, приводящее к демиелинизации, когда разрушается покрытие отростков нервной клетки.

Эти органические повреждения приводят к тому, что у человека развиваются психические и неврологические нарушения, являющимися осложнениями.

Что происходит

В систематическом обзоре исследователи сообщают, что у 20-40% больных коронавирусом наблюдаются психиатрические нарушения:

  • бессонница — у 42% больных
  • нарушение внимания и концентрации — у 38%
  • тревога — у 36%
  • ухудшение памяти — у 34%
  • депрессивное состояние — у 33%
  • нарушение сознания — у 21%
  • посттравматическое стрессовое расстройство — у 4-7%

У каждого четвертого больного возникает сильная головная боль и головокружение, у 69% — психомоторное возбуждение, у 0.7% — судороги и двигательные расстройства. У пожилых людей может появиться делирий — расстройство сознания, при котором нарушается мышление, внимание и восприятие окружающего мира. Однако чаще всего делирий возникает у пожилых пациентов с деменцией — синдромом снижения когнитивных функций. Иногда у них это — единственный симптом коронавируса без нарушений со стороны респираторной системы.

Масштабная вспышка коронавируса — не первый случай в истории. Во время предыдущих эпидемий врачи наблюдали у больных подавленное настроение и тревогу — наиболее частые симптомы в острой фазе интоксикации, сопровождающей болезнь. У небольшой части пациентов возникает психоз — острое нарушение психической деятельности, при котором рассинхронизируются психические процессы, нарушается восприятие реального мира, а поведение и эмоциональные реакции не соответствуют реальной ситуации.

Еще у части больных возникает кататония — двигательное расстройство, сопровождающееся либо полным ступором, либо усиленным возбуждением.

Если человек с психическим расстройством болен коронавирусом, то инфекция и ее лечение могут спровоцировать рецидив и утяжелить течение расстройства. Например, лекарства для лечения COVID-19 могут спровоцировать у больного шизофренией психоз — бред, галлюцинации и неадекватное поведение, например, больной будет думать, что медицинский персонал пытается его заразить.

К ментальным нарушениям приводит не только непосредственное влияние инфекции на головной мозг, но социально-психологические и экономические факторы, связанные с коронавирусом. Пандемия ассоциируется у людей с нестабильностью и непредсказуемостью. Карантин, социальные ограничения, бесперебойный новостной поток о заболеваемости и смертности от COVID — все это влияет на эмоциональное состояние и настроение людей. Так, депрессия, тревога, нарушение сна, чувство одиночества, подавленность и апатия могут быть вызваны:

Китайское исследование демонстрирует, что сам факт вспышки пандемии вируса уже влияет на психическое состояние не заболевших коронавирусом людей. Так, примерно у каждого шестого под влиянием эпидемии возникли симптомы умеренной и тяжелой депрессии, а у каждого третьего — признаки тревожного расстройства средней или тяжелой степени.

Кроме того, у части респондентов отмечаются симптомы посттравматического стрессового расстройства и психологического дистресса. Также сообщают о том, что пандемия ухудшает течение психических расстройств у людей, которые не болеют коронавирусом.

Ковид влияет не только на самого больного. Сообщают, что у 50% членов семей, где есть больной коронавирусом, наблюдаются симптомы депрессии.

Осложнения после выздоровления

Чем тяжелее протекает инфекционное заболевание, тем выше шанс осложнений после выздоровления. Так, примерно у трети выздоровевших наблюдаются осложнения со стороны центральной нервной системы и психики.

Многие переболевшие говорят об усталости и недомогании, трудности подбора слов, запоминании, снижении концентрации внимания. Некоторые описывают свое состояние как некий туман после COVID-19. Исследователи сообщают, что у каждого третьего регулярно возникают головные боли и головокружение, утрачивается обоняние и вкус, появляется мышечная слабость.

Профессор психиатрии Университета Мэриленда сообщает, что, по его мнению, примерно у 30-50% выздоровевших в будущем существует повышенный риск психических нарушений, например, депрессии и тревоги. Также примерно половина людей, которые имели симптомы коронавируса, страдают бессонницей и подавленным настроением.

Недавние исследования говорят, что у каждого десятого переболевшего коронавирусом развивается посттравматическое стрессовое расстройство, у трети — депрессия и тревожное расстройство. Вдобавок к этому у 54% людей в течение трех месяцев после заражения появляется синдром хронической усталости.

В свежем, однако еще не рецензированном исследовании сообщается, что у переболевших коронавирусом людей чаще возникает внутричерепное кровоизлияние, ишемический инсульт, паркинсонизм, синдром Гийена-Барре, деменция и бессонница, чем после выздоровления после других распространенных инфекций, включая грипп.

Психологическая и когнитивная реабилитация

Помимо физической реабилитации, о которой мы уже рассказывали, переболевшим нужна когнитивная и психологическая. ВОЗ сообщает, что курс восстановления показан людям, у которых во время болезни и после выздоровления наблюдаются когнитивные нарушения, включая снижение памяти и концентрации, тревога, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и хроническая усталость.

Пока еще недостаточно сведений о том, какие методы реабилитации лучше. Сейчас врачи практикуют когнитивно-поведенческую реабилитацию, которая включает:

  • тренировку памяти и внимания
  • логопедию
  • умственные упражнения
  • психологическую поддержку

Задача психологической реабилитации — нормализовать эмоциональный фон, избавить от тревоги, напряжения и подавленности. Психотерапия помогает переболевшим снизить стресс, вызванный социальной изоляцией и физическим дистанцированием. Психотерапию можно проходить как онлайн, если человеку нужно соблюдать изоляцию, так и очно, индивидуально или в группе.

Психологическую реабилитацию оказывают детям и взрослым. Для восстановления детей дошкольного возраста психологи и психотерапевты применяют методы игровой и сказкотерапии. Для более старших детей — арт-терапию: песочную терапию, изотерапию и музыкотерапию. Взрослым показана когнитивно-поведенческая терапия, семейная и интерперсональная психотерапия.

Читайте также: