На что имеют право дети с вич

Обновлено: 19.04.2024

ВИЧ пока нельзя вылечить, но можно значительно продлить жизнь с помощью антиретровирусной терапии, которая снижает вирусную нагрузку на организм и риск передачи инфекции. Рассказываем, что становится возможным благодаря антиретровирусной терапии и какие ограничения, к сожалению, остаются.

👶 Заводить детей

Можно. Если женщина, живущая с ВИЧ, проходит антиретровирусную терапию, риск, что вирус передастся плоду, — всего 1%.

Всех детей пациенток с ВИЧ ставят на учет в региональных центрах профилактики и борьбы с ВИЧ и ее терминальной стадией. В первые 18 месяцев детям нужно сдать несколько анализов. В первые 2 дня после рождения, в 1 и в 4 месяца берут кровь для ПЦР-теста на ВИЧ. Первый анализ с большой вероятностью будет положительным, и это нормально. После третьего анализа нужно приехать в центр на осмотр врача, он может назначить дополнительные исследования.

С 1 до 2 лет ребенка ждет три анализа на антитела к ВИЧ: в год и повторно через месяц, а потом — в 1,5 года. Если из всех анализов минимум два будут отрицательными, малыша снимут с учета

🤱 Кормить грудью

Нельзя. Грудное вскармливание увеличивает риск передать заболевание ребенку, даже если мама проходит антиретровирусную терапию и в анализах крови на вирусную нагрузку вирус не определяется.

Центры по контролю и профилактике заболеваний США рекомендуют женщинам, живущим с ВИЧ, воздержаться от грудного вскармливания. Грудное молоко можно заменить молочной смесью

💉 Вакцинироваться

Можно, но после консультации с врачом. Вакцинация — эффективный способ защиты от инфекций. Людям с ВИЧ прививки особенно необходимы, так как вирус поражает иммунную систему, из-за чего она не может полноценно бороться с бактериями и вирусами.

Перед вакцинацией важно проконсультироваться с лечащим врачом. Дело в том, что людям, живущим с ВИЧ, противопоказаны некоторые живые вакцины либо их можно вводить, только когда количество клеток CD4 превышает 200 штук на миллилитр крови. Если клеток меньше, вакцинацию следует отложить.

Вне зависимости от количества CD4-клеток люди с ВИЧ входят в группу риска развития осложнений на фоне COVID-19 . Вакцина против коронавирусной инфекции для пациентов с вирусом иммунодефицита безопасна и снижает риск тяжелого течения болезни

🍾 Пить алкоголь

Нельзя. Постоянное воздействие больших доз алкоголя ухудшает работу иммунной системы даже у здоровых людей. Исследования показали, что у людей с ВИЧ, которые регулярно употребляют алкоголь, вирусная нагрузка больше, а общее количество клеток CD4, которые помогают бороться с инфекциями и вирусами, ниже.

Кроме того, алкоголь — это депрессант и он может усугубить психологическое состояние человека, живущего с ВИЧ, например усилить тревогу

🔩 Делать пирсинг, тату и ходить к косметологу

Можно. Ничего из этого не противопоказано людям, живущим с ВИЧ. Но тату, пирсинг и инвазивные косметологические процедуры, например уколы ботокса, повышают риск проникновения инфекций через поврежденную кожу. Особо опасны оппортунистические инфекции, которые развиваются только при выраженном снижении иммунитета.

Риск заражения снижается у людей, проходящих антиретровирусную терапию, с уровнем клеток CD4 от 350 штук на миллилитр крови. Кроме того, стоит выбирать добросовестных мастеров, которые используют одноразовые иглы, стерилизуют инструменты и дезинфицируют рабочее место после каждого клиента.

Никаким мастерам или медицинским специалистам, кроме лечащего врача из центра по лечению терминальной стадии ВИЧ, человек сообщать о диагнозе не обязан

🩸 Быть донором

Нельзя. ВИЧ — противопоказание для донорства крови и органов в России. По закону донор обязан сообщить медицинскому работнику о перенесенных инфекционных заболеваниях или контакте с людьми с инфекционными заболеваниями.

А вот в некоторых других странах человек, живущий с ВИЧ, может стать донором органов для пациента с аналогичным диагнозом. Например, в 2019 году в США впервые пересадили почку от одного человека с ВИЧ другому

👩‍⚕️ Работать врачом или медсестрой

Можно. Человек с ВИЧ не обязан сообщать о своем статусе будущему или нынешнему работодателю, но есть исключения. Перед приемом на новую работу и на периодических медосмотрах врачи, средний и младший медицинский персонал, судебно-медицинские эксперты, а также сотрудники научно-исследовательских центров и производств по изготовлению иммунобиологических препаратов и ряд других специалистов должны проходить проверку на ВИЧ.

При этом, если тест будет положительным, человеку должны предложить позицию, где риск передачи заболевания исключен. Во всех остальных случаях ограничение в работе из-за положительного ВИЧ-статуса незаконно

🌻 Как быть здоровым⁠⁠⁠⁠

Рассказываем в нашей бесплатной рассылке дважды в месяц. Это письма о том, как не переплачивать, правильно общаться с врачами и обходить стороной мошенников

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции
    • Статья 3. Применение настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Гарантии государства
    • Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных
    • Статья 6. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции
    • Статья 7. Медицинское освидетельствование
    • Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование
    • Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование
    • Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции
    • Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование
    • Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования
    • Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи
    • Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции
    • Статья 16. Обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным
    • Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных
    • Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних
    • Статья 19. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних
    • Статья 20. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками
    • Статья 21 (утратила силу)
    • Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека
    • Статья 23. Государственный надзор в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции
    • Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 25. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 26. Настоящий Федеральный закон вступает в силу

    С изменениями и дополнениями от:

    12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 мая 2016 г., 8 декабря 2020 г., 2 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

    Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

    приобретает массовое распространение во всем мире,

    Информация об изменениях:

    вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

    создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

    вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

    а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    30 марта 1995 г.

    Закон устанавливает, что лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные) - граждане РФ обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством.

    Установлен порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию на предмет наличия ВИЧ-инфекции подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий и организаций.

    Предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции является условием выдачи иностранному гражданину российской визы. В случае выявления инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, они подлежат депортации.

    Определены меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 г.

    Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 12 апреля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 357-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 31 октября 2021 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ

    Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Как и в большинстве стран мира, в России люди, живущие с ВИЧ, вынуждены скрывать свой диагноз от окружающих, соседей, коллег по работе, друзей, в том числе и от самых близких людей. Опасаясь разглашения ВИЧ-положительного статуса ребенка, родители нередко предпочитают не отдавать его в детский сад, сами ограничивают общение ребенка со сверстниками, что, безусловно, негативно отражается на его развитии и социализации.



    Чтобы не допустить ограничения прав детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, на получение образования, во многих странах в 1990-х годах были разработаны и приняты специальные законодательные акты, а также положения, регламентирующие порядок приема и обучения ВИЧ-положительных детей в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах.

    Положение об обучении ВИЧ-инфицированных детей основывается:

    • на праве родителей не разглашать свой диагноз и диагноз ребенка при зачислении его в образовательное учреждение;
    • на правиле соблюдения персоналом учебного заведения конфиденциальности, то есть неразглашения сведений о состоянии здоровья ребенка, полученных от родителей или ставших известными другим путем;
    • на требовании соблюдать основные гигиенические правила и универсальные меры профилактики.

    Принятие таких положений и проведение масштабной просветительской работы среди руководителей, воспитателей и преподавателей образовательных учреждений дало многим тысячам ВИЧ-положительных детей возможность ходить в детский сад, учиться в школе вместе со сверстниками, получать достойное образование. Возникшие в некоторых странах, в частности, в Швеции, в начале 1980-х годов (когда ВИЧ был только что открыт и ученые еще многого о нем не знали) специальные группы дневного пребывания детей и детские клубы-кружки для ВИЧ-положительных дошкольников были в скором времени расформированы за полной ненадобностью.

    Сегодня в большин стве стран мира дети, живущие с ВИЧ, ходят в обычные детские сады, учатся в обычных школах, отдыхают вместе с остальными детьми на обычных курортах и в летних лагерях.

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

    Российские законы гарантируют ВИЧ-положительным взрослым и детям те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Право ВИЧ-положительных детей на обучение и воспитание реализуется в рамках дей ствующего законодательства, согласно которому ВИЧ-положительный ребенок должен быть принят в любое учебное заведение на общих основаниях. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или начальную школу, равно как и исключения из них.


    СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА

    Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

    При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения.

    Если по состоянию здоровья ВИЧ-положительному ребенку трудно посещать школу, то родители ребенка вместе с лечащим врачом и специалистами органа управления образованием решают вопрос о его временном или постоянном надомном обучении. В таких случаях также возможен перевод ребенка в учебное заведение санаторного типа.

    ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА СОХРАНЕНИЕ ТАЙНЫ ДИАГНОЗА РЕБЕНКА

    При поступлении в дошкольные образовательные заведения или школу от родителей не требуется сообщать диагноз ребенка администрации образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

    Информирование руководителя и персонала учебного заведения о наличии у ребенка ВИЧ-инфекции возможно только в добровольном порядке.
    Родители могут сообщить персоналу образовательного учреждения диагноз ребенка, например, в том случае, когда ребенку назначены АРВ-препараты и их прием приходится на время пребывания ребенка в детском саду или школе.

    Естественно, это произойдет, только если родители будут доверять воспитателю, медсестре или учителю, находить у них понимание и сочув ствие и, самое главное, будут уверены, что объявление диагноза не повлечет за собой негативного отношения к ребенку или к ним самим, а информация о ВИЧ-положительном статусе ребенка сохранится в тайне от остальных сотрудников, детей и их родителей.

    ПРАВИЛО СОБЛЮДЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответ ственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

    Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.

    ТРЕБОВАНИЕ СОБЛЮДАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ



    Сегодня ВИЧ-инфекция может коснуться каждого. Люди могут годами жить с вирусом и не подозревать о его наличии из-за отсут ствия у них каких-либо признаков заболевания. Для того чтобы предотвратить возможность инфицирования ВИЧ, гепатитами, другими инфекциями, передаваемыми через кровь, всем необходимо соблюдать простые меры профилактики.

    Соблюдать эти меры нужно всегда, везде (в учебном и медицинском учреждении, на работе и на отдыхе) и в отношении всех без исключения людей, поэтому они называются универсальными.

    Требование соблюдать универсальные меры профилактики в дошкольных и общеобразовательных учреждениях связано с профилактикой не только ВИЧ-инфекции, но и любых инфекционных заболеваний, передающихся через кровь.

    Универсальные меры профилактики должны соблюдаться в любом дошкольном учреждении и школе независимо от того, обнаружена ли у кого-то из учеников или сотрудников ВИЧ-инфекция или другое инфекционное заболевание.

    Руководители образовательных учреждений должны обеспечить не только знание персоналом универсальных мер профилактики, но и их ежедневное соблюдение, для чего в учреждении должен быть постоянно пополняемый запас дезинфицирующих сред ств, медицинских перчаток, одноразовых медицинских инструментов, сред ств для оказания первой помощи.

    С универсальными мерами профилактики при оказании первой помощи, в том числе самим себе, должны быть ознакомлены также воспитанники и ученики образовательного учреждения в объеме и форме, которые доступны пониманию в их возрасте. Воспитатели и учителя должны научить детей правилам оказания первой помощи при травмах и соблюдению универсальных мер профилактики.

    ЕСЛИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У РЕБЕНКА СТАЛО ИЗВЕСТНО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

    Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИДцентр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

    Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх обще ственного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большин ство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.

    Если о диагнозе ребенка сообщили родители

    Медсестре, воспитателю, классному руководителю, заведующей детсадом или завучу школы, которым родители сообщили о диагнозе ребенка, важно помнить, что без согласия родителей они не имеют права говорить об этом другим сотрудникам образовательного учреждения, а также родителям других детей и что они несут ответ ственность за разглашение этих сведений третьим лицам.

    Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впослед ствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

    Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекар ства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочув ствием.

    Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.

    Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

    Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекар ства, что больна его мама или отец.

    В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

    В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.

    Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

    Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным послед ствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

    В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

    Если стало известно о ВИЧ-положительном статусе конкретного ребенка или сотрудника образовательного учреждения

    Чаще всего, особенно в небольших городах, работники образования будут сталкиваться с ситуацией, когда о том, что у ребенка, его родителей или какого-либо сотрудника образовательного учреждения есть ВИЧ-инфекция, сообщат не родители или сам ребенок, а посторонние – соседи, знакомые, медицинские работники.

    Если велика вероятность того, что эти слухи будут распространяться и дальше, целесообразно побеседовать с родителями ребенка, объяснить им ситуацию и, не задавая прямого вопроса о том, дей ствительно ли ребенок или сами родители ВИЧ-положительные, предложить помощь и совместно выработать тактику дальнейшего поведения.

    Как и в предыдущих случаях, рекомендуется провести в образовательном учреждении занятия по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов и организовать уроки толерантности.

    Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение

    Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присут ствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

    Воспитатель или учитель должен поговорить с обеспокоенными родителями, объяснить им, что:

    Родителям можно дать почитать буклеты информационных кампаний по солидарности с людьми, живущими с ВИЧ, а также буклеты с общими сведениями о ВИЧ-инфекции и ее профилактике.

    Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

    Если родителей много, то целесообразно провести с ними общую беседу, к которой надо тщательно подготовиться: разработать план беседы, продумать ответы на возможные вопросы, обязательно пригласить для участия в беседе руководителя и медицинского работника образовательного учреждения, а при возможности – специалиста из местного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом или врача-инфекциониста. Исследования показывают, что в подобных случаях люди больше доверяют информации, полученной от медицинского работника.

    Если ребенка переводят в другое учебное заведение По разным причинам, в том числе из-за раскрытия диагноза, родители ВИЧ-положительного ребенка могут принять решение перевести его в другой детский сад или школу. При передаче личного дела ребенка в другое учреждение администрации и персоналу образовательного учреждения следует помнить об ответ ственности за разглашение диагноза ребенка без согласия родителей.

    МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ:
    РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра,
    г.Лангепас, ул.Ленина, 48
    карта проезда

    РЕЖИМ РАБОТЫ:
    ПН - ПТ: с 07.30 до 18.00 (с 18.00 до 21.00 по запросу)
    СБ, ВС - с 9.00 до 12.00 (по запросу)

    Нас можно найти в социальных сетях:

    Депсоцразвитие Югры можно найти в социальных сетях:

    БУ "Ресурсный центр развития социального обслуживания"










    ВИЧ передается: при незащищенном (то есть, без презерватива, или если он порвался, сполз) сексуальном контакте; при совместном использовании зараженных игл, шприцев или других загрязненных инфицированной кровью острых инструментов; при переливании зараженной крови и от матери ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания. Распространение ВИЧ-инфекции от больных детей связано прежде всего с инфицированием через кровь или другие биологические жидкости, загрязненные кровью. С целью предупреждения заражения персонала, а также при совместном пребывании ВИЧ-инфицированных и не инфицированных ВИЧ детей следует выполнять обычные требования к работе с биологическими жидкостями.

    ВИЧ не передается: воздушно-капельным путем, через слюну или через грязные руки (как, например, кишечные инфекции). Полностью реабилитированы и комары – заразиться ВИЧ через укусы насекомых невозможно.

    Во всем мире дети с ВИЧ ходят в садики и школы, потому что это не опасно для окружающих. Более того, посещение детского сада более опасно для самого ребенка с ВИЧ, т.к. он сталкивается с большим количеством различных микробов, а это может создать серьезную нагрузку на его иммунитет. Поэтому практически все дети с ВИЧ, посещающие детские учреждения, принимают специальную терапию, которая подавляет ВИЧ и способствует сохранению иммунитета. Риски заразиться от ребенка, успешно получающего терапию, при каких-то травмах и случайных ранениях ничтожно малы.

    Тем не менее, давайте разберем ситуации, которые больше всего беспокоят родителей.

    Не опасно. Слюна – агрессивная для вируса иммунодефицита среда, в ней он быстро погибает. ВИЧ через слюну не передается.

    Риска нет. Через слюну ВИЧ не передается. А крови, чтобы ребенку заразиться, в данном случае нужен очень большой объем. При укусе столько не будет.

    Это не так. Один вирус, как говорится, в поле не воин – нужно чтоб их было много.

    В таком случае нужно промыть ранки водой, обработать антисептиком. Вирус в кровоток не попадает.

    Среди детей неустановленного пути заражения нет. Сегодня в России проживает свыше 7500 детей с ВИЧ, и мы знаем путь инфицирования каждого из них. Маленькие дети заразились от матерей, а подростки в основном теми же путями, что и взрослые – незащищенные половые контакты и наркотики.

    Понятно желание родителей оградить ребенка даже от гипотетических рисков, бед, болезней. Но сегодня мы живем в такой реальности, когда уже почти 1% населения нашей страны инфицированы ВИЧ. Поэтому, на мой взгляд, перспективней учить своих подрастающих детей правильно и всегда пользоваться презервативом (вопреки расхожим мифам, он защищает), говорить с ними о вреде наркотиков, то есть, учить, как не заразиться ВИЧ в ситуациях, когда это действительно возможно.

    Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

    При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

    Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

    Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.
    Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

    Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИД-центр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

    Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх общественного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большинство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.
    Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впоследствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

    Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекарства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочувствием.

    Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.
    Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

    Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекарства, что больна его мама или отец.

    В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

    В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.
    Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

    Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным последствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

    В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

    Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение. Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присутствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

    Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

    Государственная стратегия противодействия распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденная правительством РФ 20 октября 2016 года направлена на повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека.

    СПИД — это смертельная болезнь, поэтому очевидно, что она представляет угрозу вашему праву на выживание и превращению в счастливого, здорового человека. Согласно статье 6, правительства должны делать все возможное, чтобы обеспечить вам право на выживание и развитие. Данное положение подразумевает также, что вам должно быть гарантировано получение знаний и навыков, необходимых для защиты себя и других людей от ВИЧ-инфекции, а также необходимого лечения, консультаций и ухода.

    Недискриминация

    Более того, дискриминация против людей, которые действительно заражены ВИЧ, не является единственным видом дискриминации, о которой может идти речь в данном случае. Во многих обществах дискриминация по признаку пола подвергает девочек большему риску заражения ВИЧ-инфекцией, чем мальчиков. На то существует множество различных причин. У девочек меньше возможностей получить образование, чем у мальчиков, что снижает их шансы на то, чтобы узнать, как защитить себя от инфекции. Даже если девочки посещают школу, традиционный подход к образованию может означать, что их не следует посвящать в вопросы половых отношений или заболеваний, таких как СПИД, которые передаются главным образом половым путем. Девочки также больше подвержены принуждению при вступлении в половую связь, и у них меньше возможностей решать с кем, когда и как вступать в половые отношения.

    Наилучшее обеспечение интересов ребенка

    Требование о выдвижении интересов ребенка на первое место (статья 3) касается и ВИЧ/СПИДа. Во многих странах до сих пор услуги, связанные с ВИЧ-инфекцией: анализы, консультации, лечение и уход, в основном нацелены на взрослых и поэтому, возможно, не особенно доступны и не в полной мере учитывают интересы молодых людей. Например, соответствующие службы могут не располагать информацией, касающейся сексуально активной молодежи, прошедшим специальную подготовку медицинским работником, знающим как помогать и общаться с молодыми людьми, или им может потребоваться разрешение родителей или опекуна. В результате молодые люди, возможно, не будут пользоваться данными услугами, что усложняет задачу передачи информации, в которой они нуждаются для целей обеспечения своей безопасности и сохранения здоровья.

    Участие

    Право на выражение своего мнения и право на то, чтобы его приняли во внимание (статья 12), также имеет отношение к данному вопросу. У вас есть право оказывать содействие в повышении уровня информированности о ВИЧ/СПИДе, высказываться относительно его влияния на вашу жизнь, участвовать в выработке стратегий и программ, касающихся ВИЧ/СПИДа.

    Принцип участия также подразумевает сдачу анализа на ВИЧ: вам должны предоставить необходимую информацию и, если вы достигли возраста, предусмотренного законодательством вашей страны, вам должно быть предоставлено право самостоятельного принятия решения относительно того, сдавать или не сдавать анализ на ВИЧ.

    Читайте также: