Нарушенные потребности и приоритетная проблема при лихорадке

Обновлено: 26.04.2024

Цель занятия: обучение сестринскому уходу за пациентами в различные периоды лихорадки.

После изучения материала обучающийся должен уметь :

осуществлять сестринский уход при нарушении удовлетворения потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела;

оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;

После изучения материала обучающийся должен знать:

понятие о лихорадке;

периоды лихорадки, клинические проявления;

особенности ухода и наблюдения за лихорадящими больными в зависимости от периода лихорадки.

информационная карта темы

Лихорадка ( febris ) – повышение температуры тела, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители.

Лихорадка характеризуется не только повышением температуры, но и нарушением деятельности всех систем организма. Степень повышения температуры имеет важное, но не всегда решающее значение для оценки тяжести лихорадки. Оно сопровождается учащением пульса и дыхания, снижением артериального давления. Выражены общие симптомы интоксикации, головная боль, разбитость, чувство жара и жажды, сухость во рту, отсутствие аппетита; уменьшение мочеотделения, повышение обмена веществ за счет катаболических процессов.

В зависимости от степени повышения температуры различают следующие виды лихорадок:

субфебрильная (не выше 38 °С);

пиретическая или высокая (39-41 °С);

гиперпиретическая или чрезмерная (выше 41 °С) - сопровождается тяжелыми нервными явлениями и сама по себе является опасной для жизни.

Уход за лихорадящим пациентом

В развитии лихорадки различают три периода:

1. период нарастания температуры;

2. период относительного постоянства температуры на повышенном уровне;

3. период снижения температуры.

Период нарастания температуры длится от нескольких часов до нескольких дней.

Симптомы: озноб, дрожь, пациент не может согреться, кожа холод­ ная на ощупь, бледность, потоотделение снижено , недомога ние, головная боль, чувство ломоты в костях, мышцах.

Сестринские вмешательства:

уложить пациента в постель, обеспечить покой;

тепло укрыть, положить к ногам теплые грелки;

дать сладкий горячий чай.

Период относительного постоянства температуры на повышенном уровне длится от нескольких часов до нескольких дней.

Симптомы: жар, го­ловная боль, слабость, снижение аппетита, сухость во рту, жажда, гиперемия лица, кожа горячая на ощупь, могут образовываться трещины на губах. При температуре 39-41°С возможно нарушение сознания , бред, галлюцинации.

Сестринские вмешательства:

следить за соблюдением пациентом строгого постельного режима;

накрыть пациента лёгким одеялом или простынёй;

использовать приёмы воздействия холодом

давать как можно чаще витаминизированное питье (ягодные и фруктовые соки и морсы, настой шиповника, теплый чай, минеральные воды);

кормить жидкой, полужидкой легкоусвояемой пищей небольшими порциями 5-6 раз в день.

протирать или орошать водой полость рта, трещины смазывать вазелиновым маслом, 20% раствором буры в глицерине или детским кремом;

тщательный туалет кожи пациента (обтирание, обмывание);

смена нательного и постельного белья;

при тем­ пературе тела выше 41°С, около пациента устраивают индивидуальный сестринский пост;

при нарушении сознания или голов­ ной боли положить пациенту пузырь со льдом на голову или холодный компресс на лоб;

Период снижения температуры. Если температура тела снижается в течение нескольких дней, то говорят о литическом снижении (лизис). Такое снижение сопро­ вождается постепенным улучшением общего состояния пациента.

Сестринские вмешательства при лизисе:

обеспечит полный покой;

смена нательного и постельного белья;

при улучшении состояния расширение режима двигательной активности.

Снижение температуры тела может быть резким, в течение нескольких часов - критическое (кризис). Кризис – резкое падение сосудистого тонуса со снижением АД, нитевидным пульсом. Пациент испытывает слабость, сонливость, руки и ноги холодные, обильный липкий пот, бледность, возможен акроцианоз. Кризис опасен развитием коллапса.

Сестринские вмешательства при кризисе:

уложить пациента в постель с приподнятым ножным концом кровати, убрать подушку;

обеспечить полный покой;

тепло укрыть пациента, согреть грелками, но не перегревать;

дать горячий крепкий чай, кофе;

контролировать АД, пульс;

приготовить по назначению врача препараты, повышающие АД;

проводить смену нательного и постельного белья.

Вопросы для самоподготовки к практическому занятию (Контроль исходного уровня знаний)

Что является главным условием поддержания постоянной температуры те­ла человека?

Где в организме человека происходит теплообразование?

Каким образом в организме человека происходит теплоотдача?

Одинакова ли температура на различных участках тела человека?

Назовите нормальные цифры температуры тела человека.

Какие факторы влияют на поддержание нормальной температуры тела?

Как называется повышение температуры тела выше нормы, понижение ниже нормы?

Дайте определение понятию лихорадка.

Назовите причины лихорадки.

Перечислите виды лихорадок.

Основная литература для самоподготовки

Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 716с.

Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Н. В. Широкова [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 160 с.

ГОСТ Р 25623.1 – 2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования.

Тестовые задания

для закрепления изученного материала

1. Лихорадка – повышение температуры тела выше (в 0 С):

2. Озноб, холодные кожные покровы, недомогание, головная боль, чувство ломоты в костях и мышцах – симптомы периода:

постоянного повышения t o тела

постоянства повышенной t o тела

критического снижения t o тела

литического снижения t o тела

3. Жар, усиленное по­тоотделение, горячие кожные покровы, гиперемия лица, сухость во рту, снижение аппетита, слабость, го­ловная боль – симптомы периода:

постоянного повышения t o тела

критического снижения t o тела

литического снижения t o тела

постоянства повышенной t o тела

Слабость, сонливость, похолодание конечностей, обильный липкий пот, бледность кожных покровов, нитевидный пульс, снижение АД – симптомы периода:

критического снижения t o тела

литического снижения t o тела

постоянного повышения t o тела

постоянства повышенной t o тела

5 . Потенциальная проблема лихорадящего пациента при резком снижении температуры тела:

6. Действительная проблема лихорадящего пациента в период повышения температуры тела:

сухость слизистой оболочки рта

7. Потенциальная проблема лихорадящего пациента во втором периоде лихорадки:

8. В каком периоде лихорадки пациенту создаётся индивидуальный сестринский пост:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью работы является определение роли медицинской сестры в уходе за пациентами с лихорадкой.

• выявить нарушенных потребностей пациента с лихорадкой;

• уточнить влияние сестринского ухода за пациентами в различные периоды лихорадки;

• провести сравнительный анализ динамики температурных параметров в различные периоды лихорадки.

• анализ научно-методической литературы;

• наблюдение за этапами восстановления утраченных потребностей пациента в различные периоды лихорадки, при осуществлении сестринского процесса;

• сравнительный анализ статистических данных.

Наиболее частая причина обращения пациентов за медицинской помощью является повышение температуры и требующая срочного применения комплексной неотложной терапии. Здоровье и болезнь являются формами жизни со всем присущим ей многообразием.

термометрию проводят дважды в сутки утром натощак (в7-8 ч утра) и вечером перед последним приёмом пищи (в17-18 ч). По специальным показаниям температуру тела можно измерять каждые2-3 ч.

Места измерения температуры тела.

  • Аксилярно (в подмышечной впадине).
  • Ректально (в прямой кишке).
  • Орально, сублингвально (во рту, под языком)
  • В ушном канале.
  • Во влагалище.

Измеренную температуру тела необходимо зафиксировать в журнале учёта на посту медицинской сестры, а также в температурном листе истории болезни пациента.

На всех пяти этапах сестринского процесса, при уходе за пациентом с лихорадкой, его эффективность будет зависеть от :

- профессиональной компетентности медицинской сестры;

- её навыков наблюдения, общения, анализа и интерпретации полученных данных

- включения пациента в лечебный процесс ;

- сотрудничества с врачом и/или другими специалистами в процессе

работы с пациентом.

Исследование проводилось в МУ Эндирейской участковой больнице . (Хасавюртовский район)

Пациент Акаев А.П. 58 лет. Жалобы на высокую температуру до 40, 0 градусов по Цельсию, боль в правом боку, усиливающаяся при вдохе, кашле, одышка в покое. Из анамнеза известно, что 2 недели назад переболел гриппом. В настоящее время болеет в течение 2 дней, своё заболевание связывает с сильным переохлаждением. Пациент отмечал потрясающий озноб, повышение температуры до 39-40грС. Со вчерашнего дня стал ощущать боль в правой половине грудной клетки, кашель с отделением ржавой мокроты.

Объективно: состояние тяжёлое. Пациент находится в полулежачем положении. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. В зеве небольшая гиперемия, язык обложен бело-серым налётом. При осмотре гиперемия правой щеки, герпес на губах. Температура 39,9 0.

ЧДД 36 в 1 минуту.

План сестринских вмешательств

Мотивация

1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа.

Контроль за температурой тела, для ранней диагностики осложнений и оказания помощи.

2. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на голову и крупные сосуды при гипертермии.

Для профилактики осложнений со стороны ЦНС.

3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника).

Для уменьшения интоксикации.

4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% растром буры в глицерине трещины на губах.

Для ликвидации сухости слизистой рта и губ.

5. Контроль соблюдения пациентом постельного режима

6. Контроль состояния пациента (измерять АД пульс, частоту дыхания).

Для предупреждения травматизма и осложнений.

Для ранней диагностики дыхательной и сердечной недостаточности.

7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи.

Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, поддержания нормальной терморегуляции.

8. Согреть пациента (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больного, дать теплый сладкий чай).

Осуществляется в период падения температуры для согревания пациента, уменьшения теплоотдачи.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство здравоохранения Саратовской области

государственного автономного профессионального

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Данная методическая разработка выполнена преподавателем специальных дисциплин высшей квалификационной категории Аркадакского филиала Сорокиной О.В.

Данная разработка предназначена в качестве помощи преподавателю при преподавании предмета.

Внимание обучающихся акцентируется на роли медицинской сестры в обеспечении потребностей пациента. Для оптимальной подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности одновременно с изучением манипуляционной техники используется контекстное обучение сестринского процесса. Такой подход способствует лучшему усвоению знаний и умений обучающихся в области деятельности медицинской сестры, помогает формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями.

В основной части для обучающихся представлены учебные вопросы занятия, указано оснащение занятия, поставлены цели занятия, а также профессиональные компетенции, которыми должен владеть обучающийся. Для проверки уровня усвоения тем прилагаются тестовые задания, задачи, вопросы.

В современных условиях в российском здравоохранении огромное значение придается методам диагностики состояния пациента. С каждым годом появляется все больше новой высокотехнологичной аппаратуры, методик обследования. Но продолжают оставаться актуальными и такие методы оценки функционального состояния пациента как термометрия. Данные исследования может проводить специалист со средним медицинским образованием. Оценка функционального состояния является неотъемлемой частью диагностики заболеваний, а правильно поставленный диагноз - половина успешного лечения. Поэтому медицинский работник, проводящий исследования, должен выполнять манипуляции строго по алгоритмам.

Большое значение имеет грамотная психологическая подготовка пациента, правильное положение во время проведения исследования, что снизит риск получения неверных результатов.

При соблюдении данных условий, диагностика будет проведена качественно, что позволит качественно оказать медицинские услуги на высоком профессиональном уровне.

В разработке представлены основные алгоритмы: измерения температуры тела, показатели нормы и патологии, а также действия медсестры при выявлении отклонений.

Теоретический материал дополнен рисунками. Для лучшего закрепления информации у обучающихся предлагаются ситуационные задачи и тесты.

Методическая разработка помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

Таким образом, данная методическая разработка служит теоретической основой и практическим руководством для выполнения манипуляций, необходимых в практической деятельности среднего медицинского персонала при оценке функционального состояния пациента.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

семинарско - практического занятия

ПМ. 04.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра)

hello_html_4cc34231.jpg

hello_html_33f5fbe9.jpg

Методическое пояснение…………………………………… ……………. 4

Интеграция учебной информации темы ………………………………. 7

Методы обучения и методи ческие приемы ………………… ………… 8

Хронокарта практического занятия……………………………………. 10

Этапы планирования з анятия…………………………………………. 11

Список используемых источников ……………………………………… 1 4

Приложение № 1Пратокол занятия ……………………………………… 15

Приложение № 2Тестовый контроль…………………………………… 1 6

Приложение № 3 Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине……………………………………………….………………20

Приложение №4 Терминологическое лото……………………………… 2 2

Приложение № 5 Деловая игра…………………………………………… 2 3

Методическое пояснение

Цель предмета – формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3 поколения. Изучить теорию и практику сестринского дела, технологию оказания медицинских услуг, а также неотложные состояния и доврачебную помощь.

На практическом занятии обсуждаются следующие вопросы:

- понятие, виды, периоды и механизм развития лихорадки,

- правила измерения температуры тела,

- регистрация результатов термометрии,

- сестринская помощь в разные периоды лихорадки,

- признаки критического снижения температуры

- неотложная доврачебная помощь при гипертермии, критическом снижении температуры тела

- 5 этапов сестринского процесса.

Повторяются следующие манипуляции:

- надевание и снятие перчаток,

Цели занятия:

Учебные (дидактические) цели:

- проверить уровень знаний студентов по теме семинарско – практического занятия

- отработать технологию измерения температуры в подмышечной впадине

- сформировать и закрепить тактику медицинской сестры в каждом периоде лихорадки и при оказании доврачебной помощи при критическом снижении температуры

- способствовать развитию логического мышления

- способствовать развитию памяти и речи

- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать

- стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма

- стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

- этапы сестринского процесса

-механизм теплообразования и пути теплоотдачи

-понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки

-оказать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;

-измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать результаты измерений;

-проводить обработку термометра

-обучить родственников элементам ухода за лихорадящим пациентом.

-оценить полученные результаты и внести коррективы в план ухода;

-выполнить сестринские манипуляции (взвешивание, измерение роста, определение индекса массы тела, осмотр, подсчет частоты дыхательных движений, подсчет и характеристика пульса, измерение артериального давления, доврачебная помощь при критическом снижении температуры).

Освоить следующие компетенции:

Наименование результата

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

Оформлять медицинскую документацию.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

Владеть основами гигиенического питания.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Осуществлять сестринский процесс.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ

Межпредметные связи

-анатомия с физиологией

-фармакология с рецептурой

-сестринское дело в терапии

-сестринское дело в педиатрии

-сестринское дело в хирургии

-государственная итоговая аттестация

Внутрипредметные связи

Оценка функционального состояния

Основные потребности человека

Дезинфекция. Предстерилизационная очистка. Стерилизация

Организация безопасной среды для пациента и персонала

Оценка функционального состояния пациента

Методы обучения и методические приемы

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Формирование умений и навыков

использования полученных знаний

Умения и навыки

Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Умения и навыки

Эвристическая беседа, обобщение

Деловая учебная игра

Игра позволяет закрепить студентами полученные знания, помогает

сформировать целостное представление о будущей профессии

Умения и навыки

Ситуационные задачи. Студенты действуют согласно полученной роли

Тип занятия: практическое занятие

Место проведения: учебная комната

Количество часов: 180 минут

Оснащение (ТСО)

- компьютер, экран, видеопроектор

- карточки с ситуационными задачами и тестовыми заданиями, задания для терминологического лото

- плакаты по теме

- фонендоскоп, тонометр, термометры

- пузырь со льдом

- медикаментозные препараты для оказания помощи при критическом снижении температуры

- протоколы практического занятия

Хронокарта практического занятия:

1. Организационный момент – 5 минут

2. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут

3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок – 40 минут

3. Демонстрационная часть – 30 минут

4. Эвристическая беседа – 20 минут

5. Оформление манипуляционных тетрадей – 20 минут

6. Самостоятельная работа студентов (терминологическое лото, деловая игра) – 15 минут, 30 минут

7. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут

8.Задание на дом – 5 минут

Этапы планирования занятия

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих

Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный

Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов

2. Основная часть - изложение темы, цели и плана занятия

Сообщает тему, цель и план занятия. Предлагает заполнить протокол занятия (приложение 1)

Слушают. Заполняют протокол

Раскрыть значимость темы в будущей профессии медицинской сестры. Подготовка к предстоящей работе.

3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок

Предложить студентам письменно ответить на тестовые задания (приложение 2)

Внимательно читают вопрос, выбирают один правильный ответ

Проверить уровень знаний перед занятием

4.Демонстрационная часть и

Рассказывает главные моменты темы, демонстрирует плакаты, презентации. Показывает манипуляции

Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки

Слушают, рассматривают плакаты, презентации. Запоминают

Слушают, дают полные ответы

Облегчить восприятие и осмысление материала

Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией

5. Оформление манипуляционных тетрадей

Раздает студентам описание манипуляций (приложение 3)

Закрепить навыки, полученные в ходе занятия

6 . Закрепление материала- самостоятельная работа студентов

Предлагает студентам ответить решить терминологическое лото (приложение 4).

Предлагает провести деловую учебную игру, распределяет ситуационные задачи, распределяет роли (приложение 5)

Решают терминологическое лото, полученные результаты записывают в протокол.

При получении роли и задачи, действуют согласно своей роли

Проверить и закрепить полученные знания. Решение терминологического лото и ситуационных задач помогают подготовиться к ГИА. Решение клинических задач систематизируют знания, учат определять неотложное состояние и правильно оказывать неотложную доврачебную помощь

Отработка навыков работы с пациентом, установление доверительного контакта с пациентом. Практическая отработка методов сбора жалоб, анамнеза, технологию измерения температуры тела, регистрации результатов, сестринской помощи пациенту

Читайте также: