Не тебе в снега и тиф шедшей

Обновлено: 25.04.2024

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав -
тубо -
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы.
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты -
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны -
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все разно
тебя
когда-нибудь возьму -
одну
или вдвоем с Парижем.

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав —
тубо —
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы…
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты —
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны —
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем.

В жизни В. Маяковского было мало женщин, которых он по-настоящему любил. Практически всю жизнь он преклонялся перед Л. Брик и посвятил этой любви несколько стихотворений. Однако в 1928 г. поэт побывал в Париже, где познакомился с русской эмигранткой, известной актрисой Т. Яковлевой. Чувство было взаимным, но влюбленные не сходились по политическим убеждениям. Маяковский не представлял себе жизнь за границей, а Яковлева наотрез отказывалась возвращаться в Советскую Россию. По поводу этого разногласия поэт написал любимой женщине стихотворное послание, которое было опубликовано в СССР лишь в 1956 г.

Пожалуй, среди всех русских поэтов ближе всех мне Маяковский. Он не соблазнял невинных девиц, годящихся в дочери, как Тютчев , не подмачивал женской репутации, как Фет и Некрасов , не бросал детей на голодную смерть, как Цветаева , не заставлял любимых женщин сдавать сыновей в детский дом, как Симонов, и даже не бил жен, как Есенин. В общем, человеком, на мой взгляд, был вполне себе приличным. Среди известных поэтов таких, кажется, было немного.

Если верить воспоминаниям современников, то большой и сильный Владимир Маяковский был удивительно чувствительным и оттого каким-то трогательным человеком. Его отличало особенное отношение к женщинам: а женщин, не считая, конечно, главной - Лили Брик, было в его жизни немало. Самая романтичная история связана, однако, с Татьяной Яковлевой, красивой русской эмигранткой.

Татьяна Алексеевна Яковлева родилась в 1906 году в Петербурге, в семье архитектора. В 1911 отец ее получил работу в Пензе - туда они и отправились. И остались там, когда глава семьи ушел на фронт Первой мировой, а затем, бросив жену и детей в революционной России, перебрался в США. Впрочем, родные Татьяны по отцу - ее дядя, художник Александр Яковлев, работавший на автоконцерн "Ситроен", и тетя, оперная певица Сандра Яковлева, дружившая с Шаляпиным, проявили больше сочувствия. Сами они, эмигрировав в начале 1920-х и обзаведясь знакомствами во Франции, сумели выхлопотать паспорт и разрешение на выезд для совершенно больной племянницы. Девушка страдала туберкулезом и было совершенно ясно, что в Пензе ей не выжить.

В Париже, под присмотром родственников, она сумела победить болезнь. А потом и нашла работу: подобно многим другим русским эмигранткам стала моделью. Обзавелась знакомствами - Коко Шанель, с которой был дружен ее дядя, Федор Шаляпин, с которым пела ее тетя, Эльза Триоле, которая приходилась сестрой Лиле Брик. Через Эльзу и состоялась ее встреча с Маяковским.

В 1928 году поэт прибыл во Францию с выступлениями. Ему 34, он любим советским правительством, популярен среди молодежи. И, конечно, дружен с Эльзой, однажды пригласившей его сопроводить ее к врачу. Там, у врача, он и увидел Татьяну. Совсем не в лучшей форме: с замотанным горлом и тяжелым кашлем. С диагнозом "бронхит" Татьяна отправилась домой, и Маяковский вызвался ее проводить:

"В такси было холодно, и он, спросив разрешения, снял свое пальто, чтобы укутать мои ноги. С этого момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможно."

В те годы он уже ничем не напоминал того нищего юношу в желтой, сшитой матерью блузе, ставшей потом символом футуризма, с гнилыми зубами и дурными манерами, почти год проведшего в тюрьме. Он, обтесанный и похорошевший стараниями Лили, приобрел белоснежную улыбку, вкус к дорогой одежде и умение нравиться.

И Татьяна это оценила:

"У него была такая своя элегантность, он был одет скорее на английский лад, все было очень добротное, он любил хорошие вещи. Хорошие ботинки, хорошо сшитый пиджак, у него был колоссальный вкус и большой шик. Он был красивый, когда мы шли по улице, то все оборачивались."

Поэт действительно увлекся моделью. Даже больше, влюбился. Ей, а не Лиле, он впервые посвятил свои стихотворения. Он ревновал ее ко всем: к Шаляпину, который в отличие от него был вхож в дом Яковлевых, к знакомым мужчинам, к тем, кто присылал ей после показов цветы:

Маяковский звал ее с собой, в Россию. Но роман - это одно, а возвращаться после того, как ей с таким трудом удалось уехать. Она была "белой", Владимир Маяковский - "красным" поэтом. Он писал ей и о ней:

Вернувшись в Москву, поэт рвался обратно, слал ей письма и телеграммы. Откуда-то из тех времен и родилась романтическая история о белых розах, которые Маяковский оплатил в цветочном магазине: с тех пор много лет подряд их регулярно приносили Татьяне. Впрочем, истина была где-то рядом:

"Он уехал в Москву на несколько месяцев, и все это время я получала по воскресеньям цветы - он оставил деньги в оранжерее и пометил записки. Он знал, что я не люблю срезанные цветы, и это были корзины или кусты хризантем".

Вскоре он опять оказался в Париже, уговаривал уехать с ним. Она попросила дать ей время. Ей нужно было все обдумать. В Париже у нее была налаженная и обеспеченная жизнь, друзья, работа. Что ждало ее в России? Шаткое положение музы поэта? В воспоминаниях еще свежи были картины послереволюционной разрухи. Их третья встреча должна была все решить. Но возмутилась Лиля, воспринявшая стихи, посвященные другой, как предательство. Еще один краткий роман ничего не решал, но стихотворения. Это было серьезно. Стараниями своей обиженной музы Маяковский не получил разрешения на выезд. Больше Татьяну Яковлеву увидеть ему было не суждено. После его гибели Лиля, получившая в наследство его рукописи, сожгла все письма соперницы - она не хотела делить его память с другими.

Татьяна, не зная, действительно ли ему не дали визы, или он сам решил не приезжать, вышла замуж за французского дипломата Бертрана дю Плесси, родила дочь. Муж ее погиб в 1940-м, воюя в Сопротивлении. Из оккупированной страны в США ее с ребенком вывез Александр Либерман, ставший вторым мужем. В новом государстве она стала известным модельером, изготавливала шляпки. Ее не стало в 1991 году, Владимира Маяковского она пережила на 61 год.

*Источник цитат здесь и здесь . Заголовок - цитата из стихотворения "Письмо Татьяне Яковлевой"


История создания

Впервые произведение было издано лишь в 1956 г. в Америке. Публикация случилась на страницах журнала, в то время недоступного для советских читателей. Но, как известно, после возвращения из Парижа, Маяковский часто читал его в компаниях друзей. Поэт вернулся на Родину, так как не решился поменять любовь к отчизне на страсть к женщине.

Татьяна Яковлева не имела возможности последовать в Россию за поэтом, так как сильно опасалась негативной реакции советской власти на её высокое социальное происхождение. К тому же, в Европе женщина вела беззаботную и обеспеченную жизнь, считалась именитым дизайнером. Поэтому она не желала возвращаться в нищую Россию, чтобы жить в окружении убогого быта и пролетарского пафоса.

Маяковский, испытывая сильные чувства к Яковлевой, настойчиво звал её к себе в Россию, имея намерение жениться. Но богатая эмигрантка возвращаться категорически не желала: она надеялась, что любимый мужчина переедет жить к ней во Францию. Маяковский неоднократно пытался оформить визу, но получал категорические отказы. Поэт очень страдал из-за вынужденной разлуки, так как был душевно и физически привязан к Яковлевой. Исследователи жизни и творчества Маяковского полагают, что столь сильные любовные переживания стали тем самым фатальным ударом, повлиявшем на решение поэта о самоубийстве в апреле 1930 г.

Жанр, направление, размер

Композиция

С точки зрения семантического наполнения произведение можно разделить на три части:

  1. Обращение к любимой женщине, которой адресовано письмо, описание её образа.
  2. Повествование об отчизне.
  3. Обещание лирического героя завоевать любимую женщину.

Образы и символы

В произведении тесно переплетены личные чувства с общегражданскими переживаниями. Выражению этого глубинного переплетения подчинена вся образная палитра стиха:

Темы и настроение

В произведении поднимаются несколько важных для Маяковского тем:

Произведение отличается высокой степенью эмоциональности. Оно насквозь пропитано сильными любовными чувствами. Лирический герой заранее осведомлён, что его просьба к Татьяне вернуться в Россию обречена на провал, поэтому нисколько не скупится на употребление весьма резких фраз.

Основная идея

Средства выразительности

С целью полного раскрытия образа Татьяны Яковлевой, а также воспроизведения чувственных переживаний лирического героя, Маяковский использует следующие выразительные средства:

История создания

Данное стихотворение было опубликовано в 1956 году в Америке, в недоступном советским читателям журнале. Но Маяковский часто читал его в компаниях друзей после возвращения из Парижа. Тогда он не смог променять любовь к родине на страсть к женщине. Она же не могла последовать за ним, так как опасалась реакции советской власти на ее высокое происхождение. Кроме того, в Европе она жила богато, вращалась в светском кругу и была признанным дизайнером. Нищая жизнь на родине с убогим бытом и пролетарским пафосом была ей чужда.

Поэт звал Татьяну в Россию и хотел на ней жениться, но эмигрантка дворянского происхождения не собиралась возвращаться и ждала, что он переедет к ней во Францию. Маяковский хотел получить визу, но ему отказали, а Татьяна вместо любви выбрала удачный брак и комфортную жизнь в Париже. Поэт сильно переживал из-за разлуки, и, возможно, именно этот удар стал одним из фатальных и повлиял на его решение о самоубийстве.

Жанр, направление, размер

Автор использовал перекрестную и парную рифмовку, выстроив произведение своей знаменитой лесенкой. Такой способ записи стиха помогал поэту выделить и закрепить на письме необходимое интонационное и ритмическое членение строк.

Образы и символы

Темы, настроение и проблемы

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Ксения Охапкина

Автор: Самый Зелёный · Published 13.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 25.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 02.02.2020 · Last modified 01.02.2020

комментария 2

Здравствуйте!
Неверно определён размер: хорей, а не ямб.
Рифмовка встречается и перекрёстная, и парная.
Олицетворение — частный случай метафоры, поэтому в тексте неточность.

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: